Технология развивающих игр в детском саду игровой набор блоки дьенеша

Обновлено: 04.07.2024

Цель : повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога.

Задачи: познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста; обучить участников семинара методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе; развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию; вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

1.Как вы считаете, что такое блоки Дьенеша?

2.Как вы считаете, с какого возраста можно заниматься блоками Дьенеша?

Ответ: работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы.

3. Что развивают у ребёнка блоки Дьенеша?

Ответ: развивают логического мышления.

4.Знаете ли вы, какие 4 свойства фигур различаются в блоках?

Ответ: В блоках – идет различие по четырем свойствам: форма, цвет, размер и толщина.

5. Как вы считаете, способствуют ли блоки Дьенеша речевому развитию ребёнка?

6.Как вы думаете, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?

(Слайд 4) Опыт педагогов дошкольного образования показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

• Развития творческих способностей.

(Слайд 5) Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого. В ходе образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям.

(Слайд 6) У игр и упражнений есть три варианта сложности. Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые), на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме), третий вариант – 3 свойства, четвертый вариант – 4 свойства.

(Слайд 7) В ходе работы с блоками детей знакомят с моделью описания свойств блоков, так называемые символы.

(Слайд 8) Так и их отрицание.

(Слайд 9) Работа с логическими блоками Дьенеша поможет не только хорошо усвоить программный материал дошкольного учреждения, но и подготовит детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе.

(Слайд 10) Спасибо за внимание!

Воспитатель: Ваша задача - один человек из команды берёт блок и рассказывает о его свойствах (например: я - синий, круглый, большой и толстый), а вторая команда отгадывает и показывает блок, обладающий этим свойствами. И так дальше: вторая команда для третьей, третья для четвертой, а четвертая для первой.

Воспитатель: Молодцы! Давайте представим, что блоки – это маленькие жители, которые живут в своих домах и квартирах. А как нам всем известно – каждый имеет право на жилье. Так давайте заселим их по квартирам своих домов по обозначениям.

Воспитатель: Молодцы! Предлагаю одному ребенку из каждой группы по очереди рассказать о том, кого вы встретили в лесу (взрослый читает картинку). А теперь выложите своих животных, используя блоки Дьенеша.

Воспитатель: Попутешествовали? Пора и в детский сад возвращаться. Предлагаю вернуться на машине, которую вы соберете из блоков по схеме.

Перечень фраз:

сегодня я узнала…

было интересно узнать…

мне не понравилось…

теперь я могу применять…

я попробую сама…

Воспитатель: В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения и я думаю, что занятия с логическими блоками Дьенеша могут способствовать развитию таких качеств.


Не мыслям надобно учить, а мыслить.

Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом рассуждает, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. В то же время ребёнок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать.

Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность верно улавливать причинно – следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит развитие логического математического мышления – залог будущей успешности наших детей. Эта технология способствует развитию интеллекта, мыслительных операций, ведь подготовка к школе – это не только огромный запас знаний, который дает педагог, родитель, но и умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать и самостоятельно приходить к нужным решениям.

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, понятием величины.
  • Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации).
  • Способствовать развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формирует начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
  • Развивать представление о множестве, операции над множеством, пространственные представления.
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.

Что же представляет собой логические блоки Дьенеша? Это комплект из 48 геометрических фигур: четырех форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), трех цветов, двух размеров, двух видов толщины.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько позже – по трем и по четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу дела рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических форм, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами

Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности:

  • на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности;
  • в аппликации, рисовании, помогают ориентироваться на плоскости;
  • в конструировании, помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях;

В методических пособиях предложено большое количество дидактических игр и каждую игру можно использовать в любой возрастной группе, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Дидактические игры с использованием логических блоков Дьенеша



Библиографический список
1. Белошистая А.В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
2. Венгер, Л. А. Развитие. Основные положения.– М., 1993.
3. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 8

Волгоградская обл. г.Котово 2021 г.

Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно формировать у малыша ключевые мыслительные умения. В этом плане эффективным пособием является логический набор Золтана Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики), но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.

Логические блоки придуманы математиком и психологом из Венгрии Золтаном Дьенешем. Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы). Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним свойством.

Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно формировать у малыша ключевые мыслительные умения. В этом плане эффективным пособием является логический набор Золтана Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики), но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.

Логические блоки придуманы математиком и психологом из Венгрии Золтаном Дьенешем. Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы). Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним свойством.

Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.

Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений . Малыш даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.

Задачи и приёмы методики Дьенеша, актуальные для разных групп

Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:

закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;

накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;

совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации;

формирование основ алгоритмического мышления.

Развивающие: совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей;

Воспитательные: воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.

В целом задания с использованием блоков по мере обучения дошкольников усложняются в следующей последовательности:

Задания на умение обнаруживать свойства фигур и переносить их на свойства других (абстрагировать).

Тренирующие способность сравнивать две и более детали по их признакам.

Развивающие умение проводить классификацию и делать обобщения.

Отрабатывающие способность совершать логические операции — построение алгоритмов.

Чем чаще дети будут работать с набором Дьенеша, тем раньше они будут готовы к восприятию более сложных правил в играх.

Хорошо, если воспитатель сумеет заинтересовать и родителей упражнениями с логическим комплектом Дьенеша, продемонстрировав элементы методики на одном из собраний. Ведь если мама и папа заинтересуются этим пособием и будут заниматься с ребёнком дома, то и образовательный процесс в детском саду станет более эффективным.

Разновидности игр и занятий с набором Дьенеша

Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:

занятия (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);

игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.).

Занятия по ФЭМП

Чаще всего манипуляции с комплектом Дьенеша включаются в содержание занятий по ФЭМП . На основе фигур воспитатель предлагает детям различные задания, в ходе которых они закрепляют понятие формы, размера, количества и пр. Чаще всего эти упражнения вписываются в определённый сюжет.

Традиционно блоки Дьенеша используются в ДОУ на математических занятиях

Например, Маша (героиня популярного мультфильма) напекла для Мишки пирожки разных цветов, размеров и форм (их роль выполняют блоки Дьенеша). Но все они перемешались. Маша же хотела все круглые оставить медведю, квадратными угостить медведицу, а треугольные передать своим бабушке с дедушкой. Задача дошкольников — рассортировать пирожки по тарелкам. Себе же Маша испекла аппетитный тортик, который дети моделируют из блоков: большой жёлтый корж (большой круг) украшен двумя маленькими кружками и одним маленьким треугольником, причём все предметы имеют разный цвет.

Моделирование сказок на коммуникативных занятиях

Оказывается, используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки.

Каждый герой сказки соотносится с определённой фигурой из набора Дьенеша

Вместе со старшими дошкольниками педагог может сочинить свою собственную сказку. Дети делятся на 3 группы и выбирают цвет своего царства (у каждой группы — коробка с блоками). Воспитатель рассказывает сказку, а дошкольники назначают фигуры на роли персонажей (определённого цвета в зависимости от царства).

Ефимова Т. В., воспитатель

Дальше сказку можно продолжить в соответствии с замыслом самих дошкольников. В качестве варианта можно использовать тему недели: герои отправились в лес по грибы либо ягоды, завели себе домашнего питомца и т. д.

Блоки Дьенеша можно включить и в занятие по ознакомлению с окружающим миром для лучшего усвоения материала. Например, воспитатель рассказывает ребятам о Чувашской Республике, её особенностях, в том числе о характерных чувашских узорах, их символичном значении. Внимание детей обращается на то, что детали орнамента напоминают геометрические фигуры. И вот здесь педагог предлагает ребятам самим превратиться на время в мастеров и сложить знакомые символы, используя блоки Дьенеша.

Физкультурные занятия и подвижные игры

Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающим и занятие по физическому воспитанию . Организовать его можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами (последние используются в роли предметов-ориентиров, домиков или дорожек).

Логические блоки уместно использовать и на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ

Приведём примеры спортивных игр:

Кот ловит только мышей с такой же символикой, как у него

В младшей группе игра начинается с одного свойства — цвета. По мере взросления детей правила усложняются, например, кот ловит только жёлтых и квадратных мышей.

Сюжетно-ролевые игры

Проведение игр с блоками Дьенеша в детском саду

С помощью набора Дьенеша можно придумать огромное количество дидактических игр для разного дошкольного возраста

Мнение, что математическое мышление совсем не обязательно в жизни, что оно может пригодиться детям только на уроках математики, очень ошибочно! Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша.

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.

6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Классический вариант логических блоков Дьенеша – это набор из 48 геометрических фигур:

1. Четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные)

2. Трех цветов (красные, синие, желтые) .

3. Двух разных видов размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие) .

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной.

Для дошкольников, которые только начинают знакомиться с блоками Дьенеша, целесообразно упростить набор до 24 геометрических фигур, исключив вариант толстых форм. В игре остаются только тонкие или только толстые фигуры. Таким образом, все фигуры имеют отличие только по трем признакам: цвету, форме и величине.

Мы должны помнить, что каждое из представленных занятий требует больших умственных усилий для малышей даже, если Вам кажется, что все очень легко и просто. Именно поэтому в каждое занятие кроме игр с блоками Дьенеша включены элементы различных видов здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, гимнастика для глаз, различные виды физминуток и т.д. Пожалуйста, не исключайте их из занятий, они необходимы детям!

Данные игровые занятия 2-3 раза в неделю, а полученные на занятиях знания и умения закрепляем в течение недели в совместных играх взрослых с детьми, в самостоятельной игровой деятельности детей.

Дарья Андреевна Сосновских, Светлана Николаевна Коковина, воспитатели младшей группы № 1.

Читайте также: