Сопоставьте басни эзопа и лафонтена лисица и виноград в чем сходство и различие

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 24.09.2024

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

+

Басни Лафонтена замечательны своим разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов трезвым взглядом на мир и глубоким реализмом.

Ответ

+

1.Эзопа, т.к. он написал первую краткую басню.
2.Оскомина синоним оскома.
3.Один и тот же главный герой,и мораль,что у людей ничего не получается,а винят они обстоятельства.(Сходства)

Ответ

+

Основоположником жанра басни считают Эзопа, древнегреческого баснописца, живший предположительно в VI веке до н. э. Сохранилось 426 басен Эзопа в прозе, их изучали в античных школах, а иносказательную (то есть не прямо, а намеками) манеру выражения и сейчас называют "Эзоповым языком". Сюжеты его басен пересказывали многие баснописцы, в том числе Жан де Лафонтен и Иван Андреевич Крылов.

"Лисица и виноград" - одна из таких басен. Басню Эзопа "Лисица и виноградная лоза" французский баснописец 17-го века Жан де Лафонтен пересказал в стихах на французском языке.

У басени обоих авторов про лису и виноград один и тот же сюжет. Голодная лиса видит спелый виноград, но не может до него добраться, и, уходя, говорит, что он зеленый. У Эзопа эта басня короткая и в прозе. О лисе Эзоп говорит только то, что она голодная. он ее не описывает. Басню автор завершает моралью: "Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства."

Басня Жана де Лафонтена "Лис и виноград" написана в стихах. И лис, и виноград описаны подробнее. Лис у Лафонтена "Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец", "любезник". Виноград - "такой зримо зрелый, В румяной кожице". Мораль басни у Лафонтена представлена риторическим вопросом: "Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на приобретение учащимися знаний, в процессе которой дети научились наблюдать, сравнивать и сопоставлять, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.

Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова

Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе

Цели:

  1. обобщить знания учащихся, полученные о басне, ее особенностях;
  2. учить детей наблюдать, сравнивать развивать творческие способности учащихся;
  3. обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;
  4. воспитывать высокие моральные качества;

Ход урока:

Проверка готовности детей к уроку.

Начинаем наш урок, пусть он пойдет ребятам впрок.

Хочу начать урок с викторины, посмотрим, как вы хорошо знаете басни Крылова. по цитатам определите название.

2. Вот что-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки

3. То к темю их прижмёт,

То их на хвост нанижет,

4. Друзья! Хоть вы охрипните,

Хваля друг дружку,-

6.“Ты все пела? Это дело:

“Ай, Моська! Знать она сильна,

“А вы, друзья, как ни садитесь,

- Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.

Подготовка учащихся к работе по теме урока.

- Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.

- В 6-7 классах мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале. (класс делится на две группы)

- У вас на столах лежат – тест. Приступаем к его выполнению.

(І группа находит сведения, относящиеся к Эзопу,

ІІ группа находит сведения относящиеся к И. А. Крылову

1. Жил: а) в ХІІІ- ХІV веках б) в ХVІІІ – ХІХ веках в) в 6 веке до н. э.

2. Родился: а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани

3.В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана

а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб

б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами

в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами

-Давайте проверим вашу работу:

II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в ХVІІІ – ХІХ веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)

Работа по теме урока.

- Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?

- Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)

  • Давайте вспомним, что такое басня? (Короткий аллегорический рассказ поучительного содержания.)

ü Из чего состоит басня? (Рассказ и мораль.)

ü Какой главный принцип создания басни? (Аллегория.)

ü Что такое аллегория? (Иносказание.)

ü Какова цель басни? (Осмеяние человеческих пороков.)

ü Кто является родоначальником басни? (Эзоп.)

ü Что значит эзопов язык? (Замаскированное выражение мысли.)

- Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.

- Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)

Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.

1. Сухое краткое изложение сюжета.

2. Прозаическое произведение.

3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты.

1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков.

2. Стихотворное произведение.

3. Очень выразительна и жива разговорная интонация.

4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.

- Приступим к исследованию. Сопоставьте название басен.

-Поможет нам в этом план сравнения басен:

План сравнительного анализа:

ü Сюжет

ü Герои

ü События, действия героев

ü Мораль

ü Цель басни

ü Художественные особенности

3. Одни и те же персонажи

4. Характеры: Волк олицетворяет злобу, несправедливость, а Ягнёнок – беззащитность, жертвенность

5. В баснях высмеиваются людские пороки

6. Мораль как поучение

7. Повествование от лица авторов

1. Форма повествования – проза и стихи

2. У Эзопа – рассказ повествователя, а у Крылова – сценка (диалог)

3. У Эзопа – реплик Ягнёнка нет, а у Крылова характер Ягнёнка дан в развитии

4. У Крылова басня более развёрнута:

5. - Характеры раскрыты глубже

- Развернутое подробное описание:

- Живая разговорная речь (просторечия)

- Открытое отношение к героям

6. Басня выразительнее, живописнее

- Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? (сильный всегда прав)

1. название, сюжет.

3. в басне высмеиваются пороки.

4. имеет мораль (нет сил добиться успеха, а винят обстоятельства).

5. повествование от лица автора.

1. Проза – у Эзопа, а у Крылова - стихи;

2. У Эзопа – небольшой рассказ, а у Крылова напоминает сказку (кума Лиса)

- действия Лисы даны подробно.

Физминутка. (Составить картинки в пары так, чтобы получились названия басен)

- Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)

1. -Время написания? (разное: VІ век до н. э, ХVІІІ век)

2. - Форма написания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)

3. - Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни), а в басне Крылова? (в начале)

- Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают). А характеры героев? (совпадают. Аллегория в изображении героев).

Итог урока.

- Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы?

- Ребята, Эзоп писал свои басни в VІ веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в ХХІ в.)

- Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)

- К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню?

- Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова?

- Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим? Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.

V. Рефлексия.

- Ребята, с каким настроением, ребята, вы покидаете урок?

Я сегодня узнал (а) …

Было интересно …

Я поняла (а), что …

Я научилась …

Чем мне запомнилось? …

- Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.

V. Оценивание.

VI. Домашнее задание: выучить наизусть одну из басен Эзопа


Сатмаганбетова Жанар Аманжоловна

учитель русского языка и литературы

Карагандинской области, Актогайского района

ОСШ имени К.Байсеитовой

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова

Урок направлен на приобретение учащимися знаний, в процессе которой дети научились наблюдать, сравнивать и сопоставлять, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.

Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова

Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе

обобщить знания учащихся, полученные о басне, ее особенностях;

учить детей наблюдать, сравнивать развивать творческие способности учащихся;

обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;

воспитывать высокие моральные качества;

Проверка готовности детей к уроку.

Начинаем наш урок, пусть он пойдет ребятам впрок.

Хочу начать урок с викторины, посмотрим, как вы хорошо знаете басни Крылова. по цитатам определите название.

2. Вот что-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки

3. То к темю их прижмёт,

То их на хвост нанижет,

4. Друзья! Хоть вы охрипните,

Хваля друг дружку,-

6.“Ты все пела? Это дело:

“Ай, Моська! Знать она сильна,

“А вы, друзья, как ни садитесь,

- Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.

Подготовка учащихся к работе по теме урока.

- Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.

- В 6-7 классах мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале. (класс делится на две группы)

- У вас на столах лежат – тест. Приступаем к его выполнению.

(І группа находит сведения, относящиеся к Эзопу,

ІІ группа находит сведения относящиеся к И. А. Крылову

1. Жил: а) в ХІІІ- ХІV веках б) в ХVІІІ – ХІХ веках в) в 6 веке до н. э.

2. Родился: а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани

3.В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана

а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб

б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами

в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами

-Давайте проверим вашу работу:

II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в ХVІІІ – ХІХ веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)

Работа по теме урока.

- Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?

- Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)

Давайте вспомним, что такое басня? (Короткий аллегорический рассказ поучительного содержания.)

Из чего состоит басня? (Рассказ и мораль.)

Какой главный принцип создания басни? (Аллегория.)

Что такое аллегория? (Иносказание.)

Какова цель басни? (Осмеяние человеческих пороков.)

Кто является родоначальником басни? (Эзоп.)

Что значит эзопов язык? (Замаскированное выражение мысли.)

- Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.

- Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)

Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.

1. Сухое краткое изложение сюжета.

2. Прозаическое произведение.

3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты.

1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков.

2. Стихотворное произведение.

3. Очень выразительна и жива разговорная интонация.

4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.

5"Д" Дистанционное обучение

Катерина Мелёшина

Катерина Мелёшина запись закреплена

ЛИЛЯ и другие!
ПРОВЕРЯЕМ олимпиаду по лит.
Мое решение.

Жанр басни в мировой литературе
Сравнительно-сопоставительный анализ басен
Эзопа, Ж.де Лафонтена и И.А.Крылова

Теория литературы. Контрольные вопросы.
Дайте определение жанра басни
Басня – лиро-эпический жанр, в основе которого аллегория как троп и мораль в центре идейного содержания. Все пороки ли добродетели показаны посредством образов животных.
Основные этапы становления жанра басни в мировой литературе

Жанр басня – вымышленное происшествие, выдумка, рассказанная для прикрасы, ради красного словца, иносказательное, поучительное повествование.
Басня – древнейший жанр словесного искусства, небольшое по объему произведение.
Первым стал сочинять и рассказывать басни Эзоп, живший в Древней Греции на острове Самос в шестом – пятом веках до нашей эры. Его басни были прозаическими.
Позднее имя Эзопа стало символом. Его произведения передавались из уст в уста.
Позднее басни Эзопа были переведены, часто переработаны, переложены в стихах на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым. Некоторые басни Эзопа пересказал прозой для детей Л. Н. Толстой.
Особенности стиля Лафонтена тесно связаны с его мировоззрением. В основе его лежат ясность, трезвость и точность наблюдения реальной действительности.
Для истинной славы своего таланта и для истории русской литературы знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Он посвятил свое творчество басне.
Книга была раскуплена нарасхват и принесла Крылову огромный успех. Его много печатали. Хотя Крылов часто использовал сюжеты Эзопа, Лафонтена, его произведения абсолютно самостоятельны.
То, что в языке басен Крылова растворились народные выражения, составляет одну его особенность.
В советское время басня была представлена в творчестве Демьяна Бедного.
В наши дни басенные традиции продолжают С. В. Михалков, С. И. Олейник.

Работа с текстом. Задание.
Расскажите о героях, событиях, с ними происходящих, главной теме произведения.
Герои – ворона (ворон), лиса (лис), которые олицетворяют собой глупость/ наивность и лживость/льстивость. Тема – лесть. Идея – лицемерие отрицательные качества, и автор их высмеивает в аллегоричной форме.

Какова мораль басен? В каких строчках она звучит? В каких ситуациях эта басня может служить уроком?
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок..
Мораль басни заключена в нескольких строках, эта басня актуальна для ситуаций, когда кто-то верит в обман, и в его рассуждениях нет совсем разумных мыслей.

Отметьте то общее, что свойственно этим басням и то особенное, что присуще басне древнего грека Эзопа, француза Лафонтена и русского баснописца Крылова? Общее – это идея, образы различны и внешняя обстановка.

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать? Хоть видит око,
Да зуб неймет…
художественные особенности Эпитеты, аллегория, ритор.восклицание Эпитеты, аллегория, ритор.восклицание и вопрос Эпитеты, аллегория, ритор.восклицание Фразеологизмы, сравнение
общее Сюжет Сюжет Сюжет
национальные черты Гендерность Гендерность, нормандец Гендерность, образ сказки

сюжет Лиса забрала добычу обманом Лис забрал добычу обманом Лисиц забрала добычу обманом
герои Лисица и ворона
Лис и ворон Лисица и ворона
мораль Басня уместна против человека неразумного.

Любой льстец
живет за счет того, кто его слушает… Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

художественные особенности Эпитеты, аллегория, ритор.восклицание Эпитеты, аллегория, ритор.восклицание и вопрос Эпитеты, аллегория, ритор.восклицание Фразеологизмы, сравнение
общее Сюжет Сюжет Сюжет
национальные черты Гендерность Гендерность, нормандец Гендерность, образ сказки

Вопросы и задания.
Как вы понимаете слово лесть? В чем заключается лесть Лисицы?
Лесть – ложь, обман, меркантильность, чтобы добиться материальной выгоды. Лисица отбирает последнее у вороны, ей совершенно безразлична ее судьба.
Какими словами автор описывает состояние Вороны (Ворона), которые слышат льстивые слова?
Ворона была польщена: вскружилась голова, в зобу дыханье сперло (фразеологизмы со значением –потерять способность трезво оценивать себя, свои возможности; взволноваться, дыхание перехватило, прийти в волнение)
Как относятся автор к Вороне и Лисице?
Какие качества осуждают и высмеивают авторы?
Эзоп говорит о неразумности и льстивости.
Лафонтен – о том, что льстец живет за счет того, кого обманывает.
Крылов утверждает негативное воздействие лжи и лести на героев.

Эзоп (VI в. до н.э.)
Лисица и виноград

Вопросы и задания.
В чем сходство сюжетов названных авторов и в чем различия?
Сходство в идее, образы гендерно различны, эта культурная составляющая страны, у Эзопа идея-мораль открыто выражена, у Лафонтена – риторический вопрос, у Крылова утверждение.
Каковы национальные особенности в интерпретации сюжетов басен?
Гендерные отличия показывают отличные национальные аллегорические образы. В европейской литературе лис олицетворяет хитрость (лис-нормандец: образ связан с вторжением нормандцев в Англию, исторически отрицательный образ), а в русской и греческой – лисица (лисица всегда была образов в сказках, который олицетворяет лживость и обман)

5"Д" Дистанционное обучение

Катерина Мелёшина

Катерина Мелёшина запись закреплена

ЛИЛЯ и другие!
ПРОВЕРЯЕМ олимпиаду по лит.
Мое решение.

Жанр басни в мировой литературе
Сравнительно-сопоставительный анализ басен
Эзопа, Ж.де Лафонтена и И.А.Крылова

Теория литературы. Контрольные вопросы.
Дайте определение жанра басни
Басня – лиро-эпический жанр, в основе которого аллегория как троп и мораль в центре идейного содержания. Все пороки ли добродетели показаны посредством образов животных.
Основные этапы становления жанра басни в мировой литературе

Жанр басня – вымышленное происшествие, выдумка, рассказанная для прикрасы, ради красного словца, иносказательное, поучительное повествование.
Басня – древнейший жанр словесного искусства, небольшое по объему произведение.
Первым стал сочинять и рассказывать басни Эзоп, живший в Древней Греции на острове Самос в шестом – пятом веках до нашей эры. Его басни были прозаическими.
Позднее имя Эзопа стало символом. Его произведения передавались из уст в уста.
Позднее басни Эзопа были переведены, часто переработаны, переложены в стихах на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым. Некоторые басни Эзопа пересказал прозой для детей Л. Н. Толстой.
Особенности стиля Лафонтена тесно связаны с его мировоззрением. В основе его лежат ясность, трезвость и точность наблюдения реальной действительности.
Для истинной славы своего таланта и для истории русской литературы знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Он посвятил свое творчество басне.
Книга была раскуплена нарасхват и принесла Крылову огромный успех. Его много печатали. Хотя Крылов часто использовал сюжеты Эзопа, Лафонтена, его произведения абсолютно самостоятельны.
То, что в языке басен Крылова растворились народные выражения, составляет одну его особенность.
В советское время басня была представлена в творчестве Демьяна Бедного.
В наши дни басенные традиции продолжают С. В. Михалков, С. И. Олейник.

Работа с текстом. Задание.
Расскажите о героях, событиях, с ними происходящих, главной теме произведения.
Герои – ворона (ворон), лиса (лис), которые олицетворяют собой глупость/ наивность и лживость/льстивость. Тема – лесть. Идея – лицемерие отрицательные качества, и автор их высмеивает в аллегоричной форме.

Какова мораль басен? В каких строчках она звучит? В каких ситуациях эта басня может служить уроком?
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок..
Мораль басни заключена в нескольких строках, эта басня актуальна для ситуаций, когда кто-то верит в обман, и в его рассуждениях нет совсем разумных мыслей.

Отметьте то общее, что свойственно этим басням и то особенное, что присуще басне древнего грека Эзопа, француза Лафонтена и русского баснописца Крылова? Общее – это идея, образы различны и внешняя обстановка.

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать? Хоть видит око,
Да зуб неймет…
художественные особенности Эпитеты, аллегория, ритор.восклицание Эпитеты, аллегория, ритор.восклицание и вопрос Эпитеты, аллегория, ритор.восклицание Фразеологизмы, сравнение
общее Сюжет Сюжет Сюжет
национальные черты Гендерность Гендерность, нормандец Гендерность, образ сказки

сюжет Лиса забрала добычу обманом Лис забрал добычу обманом Лисиц забрала добычу обманом
герои Лисица и ворона
Лис и ворон Лисица и ворона
мораль Басня уместна против человека неразумного.

Любой льстец
живет за счет того, кто его слушает… Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

художественные особенности Эпитеты, аллегория, ритор.восклицание Эпитеты, аллегория, ритор.восклицание и вопрос Эпитеты, аллегория, ритор.восклицание Фразеологизмы, сравнение
общее Сюжет Сюжет Сюжет
национальные черты Гендерность Гендерность, нормандец Гендерность, образ сказки

Вопросы и задания.
Как вы понимаете слово лесть? В чем заключается лесть Лисицы?
Лесть – ложь, обман, меркантильность, чтобы добиться материальной выгоды. Лисица отбирает последнее у вороны, ей совершенно безразлична ее судьба.
Какими словами автор описывает состояние Вороны (Ворона), которые слышат льстивые слова?
Ворона была польщена: вскружилась голова, в зобу дыханье сперло (фразеологизмы со значением –потерять способность трезво оценивать себя, свои возможности; взволноваться, дыхание перехватило, прийти в волнение)
Как относятся автор к Вороне и Лисице?
Какие качества осуждают и высмеивают авторы?
Эзоп говорит о неразумности и льстивости.
Лафонтен – о том, что льстец живет за счет того, кого обманывает.
Крылов утверждает негативное воздействие лжи и лести на героев.

Эзоп (VI в. до н.э.)
Лисица и виноград

Вопросы и задания.
В чем сходство сюжетов названных авторов и в чем различия?
Сходство в идее, образы гендерно различны, эта культурная составляющая страны, у Эзопа идея-мораль открыто выражена, у Лафонтена – риторический вопрос, у Крылова утверждение.
Каковы национальные особенности в интерпретации сюжетов басен?
Гендерные отличия показывают отличные национальные аллегорические образы. В европейской литературе лис олицетворяет хитрость (лис-нормандец: образ связан с вторжением нормандцев в Англию, исторически отрицательный образ), а в русской и греческой – лисица (лисица всегда была образов в сказках, который олицетворяет лживость и обман)

Читайте также: