Сколько существует способов выбрать 4 яблока из 10
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 24.09.2024
1.Сколькими способами из восьми человек можно избрать комиссию, состоящую из пяти членов?
Решение задачи:
Для решения этой задачи необходимо использовать формулу для сочетания элементов, т.к. здесь не имеет значения порядок элементов в выборке. Запишем формулу для сочетаний и произведем вычисления:
С = .
2.Компания из двадцати мужчин разделяется на три группы, в первую из которых входят три человека, во вторую — пять и в третью — двенадцать. Сколькими способами они могут это сделать? (Ответ записать в виде произведения сомножителей, не вычисляя его.)
Решение задачи:
Из 20-ти элементов необходимо сделать три выборки, причем порядок внутри выборок значения не имеет. Поэтому используем формулу для сочетаний. Чтобы выбрать из 20-ти элементов 3, существует С способов. Остается 17 элементов, из которых выбирается 5 элементов - С способами. Остается 12 элементов, из которых выбирается 12 элементов. Это можно сделать С = 1, т.е. одним способом. Используя принцип произведения, получаем: С С С .
Ответ: С С С .
3.Сколькими способами можно отобрать несколько фруктов из семи яблок, четырех лимонов и девяти апельсинов? (Мы считаем, что фрукты одного вида неразличимы.)
Решение задачи:
Т.к. фрукты одного вида неразличимы, то существует один способ взять одно яблоко, один способ взять 2 яблока, один способ взять три яблока и т.д., т.е. всего семь способов выбрать несколько яблок (несколько – это не менее одного). Необходимо также прибавить один способ не взять ни одного яблока. Следовательно, существует 8 способов взять яблоки. Аналогично существует 5 способов выбрать лимоны и 10 способов выбрать апельсины. Следуя принципу умножения, получим все способы отбора фруктов: 7 5 10. Но среди этих способов существует один способ, когда не выбирается ни один фрукт. Следовательно, решением данной задачи будет следующее выражение: 7 5 10 – 1 = 349.
Задача 1. На подносе лежат 5 яблок и 3 груши. Сколькими способами можно выбрать фрукт с подноса?
Решение: Яблоко можно выбрать пятью способами. Грушу - тремя. Стало быть, один из этих фруктов можно выбрать 5 + 3 = 8 способами.
Задача 2. На полке стоит 10 томов Пушкина, 4 тома Лермонтова и 6 томов Гоголя. Сколькими способами можно выбрать с полки 1 книгу?
Решение: 10 + 4 + 6 = 20 способами.
Задача 3. В магазине есть 7 видов пиджаков, 5 видов брюк и 4 вида галстука. Сколькими способами можно купить комплект из пиджака, брюк и галстука?
Решение: Предположим, что пиджак уже выбран (это можно сделать 7 способами). К пиджаку выбираем брюки 5 способами. Итого пару (пиджак, брюки) можно выбрать 7 х 5 способами. К этой паре можно купить галстук 4 способами. Следовательно, для покупки пиджака, брюк и галстука имеется
7 х 5 х 4 = 140 способов.
Задача 4. Сколько подмножеств у 5-элементного множества? У n-элементного?
Решение: Пусть имеется множество из 5 элементов A = 1,a2,a3,a4,a5>. Каждому его подмножеству B можно дать уникальное имя в виде в виде упорядоченной пятёрки нулей и единиц по следующему правилу: если на i-й позиции стоит единица, то ai ? B; если же на i-й позиции пятёрки стоит нуль, то ai ? B.
Например, пятёрка 10010 обозначает подмножество 1,a4,>. Пятёрки 00000 и 11111 обозначают соответственно пустое множество и само множество A.
Таким образом, у множества A имеется ровно столько подмножеств, сколько существует упорядоченных пятёрок из нулей и единиц. Каждую позицию пятёрки можно заполнить двумя способами (0 или 1), поэтому таких пятёрок 2 х 2 х 2 х 2 х 2 = 2 5 = 32. Это и есть число подмножеств 5-элементного множества.
Для n-элементного множества рассуждение аналогично. Каждое его подмножество получает уникальное имя (по тому же правилу) в виде цепочки длины n, состоящей из нулей и единиц. Всего таких цепочек 2 n . Следовательно, число всех подмножеств n-элементного множества равно 2 n .
Размещения с повторениями
Задача 5. Сколькими способами можно m различных шаров в n различных ящиков? На число шаров в ящике ограничений нет.
Решение: Представим себе m клеток (это шары). В каждую клетку можно вписать любое число от 1 до n (номер ящика, в который кладётся шар). Всего получится n m всевозможных способов заполнить клетки, то есть разложить шары по ящикам.
Число разложений m различных шаров по n различным ящикам (без ограничений шаров в ящике) называется иногда числом размещений с повторениями из n по m и обозначается , и это обозначение равно n m .
В работе приводится теоретический материал для решения задач по теории вероятностей, подобраны тренировочные задачи.Дан подробный разбор наиболее сложныз задач из открытого банка заданий по прфильной математике.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Курсовая работа
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ, КОМБИНАТОРИКИ И СТАТИСТИКИ
Выполнила:учитель математики
лицея при УлГТУ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ……………………………………4
1.2. Классическое определение вероятности…………………….6
1.3. Геометрическое определение вероятности…………………-
1.5. Условные вероятности. Вероятность произведения
1.6.Формула полной вероятности……………………………….11
2. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ……………………………………12
3.ЗАДАЧИ ПО ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ………………………………. 21
4.ЗАДАЧИ ПО КОМБИНАТОРИКЕ………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Впервые задача по теории вероятностей появилась в ЕГЭ в 2012 году. Появление такой задачи потребовало включения в раздел математики средней школы изучение элементов теории вероятностей и комбинаторики. Ранее этот раздел входил в программу углубленного изучения математики. Задачи по теории вероятностей сначала вызывали большие затруднения. Сложно было и учителям. Пособий для отработки заданий, методических рекомендаций для школьников было мало.
Сейчас положение изменилось. Простые задачи по теории вероятностей включены и в ОГЭ, ученики привыкли и не боятся, как правило этой задачи. Однако, сложность задач , представленных в базе данных по ЕГЭ растет. Иногда встречаются задачи, вызывающие затруднение и у учителей. В тексте задачи встречаются лишние условия, которые запутывают ученика. Также могут встретиться завуалированные условия, увидеть которые могут не сразу.
Постепенно в пособиях по ЕГЭ появляются формулы и теоремы, которые ранее не были в школьном курсе, но они значительно облегчают решение задачи. Формулы Бернулли и полной вероятности ученики вполне усваивают, что часто упрощает решение.
В работе приведены краткие теоретические сведения по теории вероятностей, комбинаторике и математической статистике в том разрезе, который нужен для решения задач ЕГЭ. Приведены примеры решения задач. Подобраны задачи для самостоятельного решения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1. Основные понятия
Теория вероятностей – математическая наука, изучающая закономерности, присущие массовым случайным явлениям.
Цель теории вероятностей – осуществление прогноза в области случайных явлений, влияние на ход этих явлений, ограничение сферы действия случайности.
Пусть проводится некоторый опыт, исход которого заранее нельзя предсказать. При этом рассматриваются только такие закономерности, которые можно повторять, хотя бы теоретически, при неизменном комплексе условий произвольное число раз.
Случайным событием (или просто событием) называется любой исход опыта, который может произойти. Непосредственные исходы опыта называются элементарными событиями и обозначаются – это неразложимые и взаимоисключающие исходы этого опыта .Элементарные события называются также случаями, точками, элементами, исходами.
Множество всех элементарных событий называется пространством элементарных событий (ПЭС) и обозначается Ω=.Событие называется достоверным (обозначается также символом Ω), если оно обязательно наступит в результате данного опыта и невозможным ( если оно заведомо не произойдет в результате проведения опыта. События обозначаются заглавными буквами латинского алфавита A, B,C. Событие A – любое подмножество множества Ω ().
Два события называются несовместными, если появление одного из них исключает появление другого события в одном и том же опыте. В противном случае события называются совместными. События называются попарно несовместными, если любые два из ниx несовместны. Несколько событий образуют полную группу событий, если они попарно несовместны и в результате опыта происходит одно и только одно из них.
Суммой событий A и B называется событие C = A+B, состоящее в наступлении хотя бы одного из них.
Произведением событий A и B называется событие , состоящее в совместном наступлении этих событий. События A и B называются несовместными, если .
Противоположным событию A называется событие , которое происходит тогда и только тогда, когда не происходит событие A.
Событие A влечет событие B , если из того, что происходит событие A , следует, что происходит событие B ().
События и действия над ними можно наглядно иллюстрировать с помощью диаграмм Эйлера-Венна: достоверное событие Ω обозначается прямоугольником, элементарные случайные события –точками прямоугольника, случайные события – областью внутри него.
Несколько событий образуют полную группу событий, если их сумма представляет все пространство элементарных событий, а сами события являются несовместными:
Например, – полная группа событий.
Классическое определение вероятности
Пусть производится опыт с n исходами, которые можно представить в виде полной группы несовместных равновозможных событий. Такие исходы называют случаями, шансами. Случай w, который приводит к наступлению события A, называют благоприятным ему, т.е. случай w влечет событие A:
В этих опытах вероятность события A можно рассчитать по формуле:
Где m – число случаев, благоприятствующих событию A, n – общее число всех случаев в данном опыте. Вероятность P(A) обладает следующими свойствами:
P(A+B) = P(A)+ P(B), если .
Геометрическое определение вероятности
Геометрическое определение вероятности применяется в том случае, когда исходы опыта равновозможны, а Ω (ПЭС) – бесконечное несчетное множество. Множество является несчетным, если его элементы нельзя пронумеровать с помощью множества N. Пример несчетного множества: наблюдаем за временем безотказной работы некоторого агрегата – t (t, . Исходов у опыта бесконечно, Ω –несчетно.
В области Ω случайно выбирается точка X (бросаем X в область D). При этом попадание точки в область Ω –достоверное событие, в область D – случайное. Предполагаем, что все точки области Ω– равноправны (все элементарные события равновозможны). Вероятность попадания в область D пропорциональна площади этой области и не зависит от ее расположения и формы. Пусть , т.е. брошенная точка попадет в область D. Геометрической вероятностью события A называется отношение площади области D к площади области Ω.
.
Если Ω– линейная область, то
,
где –длина области D, –длина всей области Ω.
Геометрическая вероятность обладает всеми свойствами классической вероятности.
1.4.Элементы комбинаторики
Комбинаторика –раздел математики, в котором изучаются задачи выбора элементов из заданного множества и расположения их в группы по заданным правилам.
В классическом определении вероятности события ,
m – число благоприятствующих ему исходов. Требуется найти число возможных вариантов осуществления некоторого действия. При этом бывают полезны правила суммы и умножения.
Правило суммы: если некоторый объект x можно выбрать способами, а объект y можно выбрать способами, причем первые и вторве способы не пересекаются, то любой из указанных объектов можно выбрать способами.
Правило умножения: если из некоторого конечного множества первый объект можно выбратьспособом, а после каждого такого выбора второй объект можно выбрать , то оба объекта в указанном порядке можно выбрать способами.
При решении вероятностных задач часто требуется узнать: сколькими способами можно выбрать m элементов из n различных элементов рассматриваемого множества.
Существуют две схемы выбора:без возвращения(без повторений) и с возвращением (с повторениями).В первом случае выбранные элементы не возвращаются обратно: можно сразу отобрать m элементов или последовательно отбирать по одному.
Схема выбора без возвращения
Размещением из n элементов по m элементов ( называется любое упорядоченное подмножество данного множества, содержащее m элементов. Число таких комбинаций находится по формуле:
или .
Перестановкой из n элементов называется размещение из n элементов по n элементов. Перестановки- это комбинации, состоящие из n элементов и отличающиеся друг от друга только порядком следования элементов. Количество таких комбинаций определяется по формуле:
Сочетанием из n элементов по m элементов ( называется любое подмножество, которое содержит m элементов данного множества. Сочетания – это комбинации, каждая из которых состоит из m элементов, взятых из данных n элементов, которые отличаются только составом элементов. Число таких комбинаций определяется формулой:
.
Схема выбора с возвращением
Размещения с повторением могут отличаться друг от друга элементами, их порядком и количеством повторений элементов:
.
Например, число комбинаций ,=9 , перечислим их:
,
Перестановки с повторениями из n элементов данного множества могут отличаться числом повторений каждого элемента. Их количество определяется формулой:
) =.
Сочетания с повторениями могут также содержать одинаковые элементы. Их количество находят по формуле:
.
1.5.Условные вероятности. Вероятность произведения событий
Пусть A и B – два события в данном опыте. Наступление одного события может влиять на наступление другого. Условной вероятностью называется вероятность события A при условии, что событие B произошло и обозначается P(A|B):
P(A|B) =
Вероятность произведения событий равна вероятности одного из них, умноженной на условную вероятность другого события:
P(.
P(= P(
Событие A называется независимым от события B, если появление его условная вероятность равна безусловной:
Два события называются независимыми, если появление одного из них не меняет вероятности другого. Для независимых событий вероятность произведения событий равна произведению их вероятностей:
P(A,
Вероятность суммы событий
Если события A и B несовместны (A), то вероятность суммы двух событий равна сумме вероятностей этих событий:
Для совместных событий вероятность суммы двух событий определяется по формуле:
1.6.Формула полной вероятности
Пусть события образуют полную группу событий, т.е. , i. Пусть событие A может произойти только вместе с каким-то из событий . Тогда
События называются гипотезами – это всевозможные предположения относительно исходов как бы первого этапа опыта, A – один из возможных исходов второго этапа. P(A) – полная вероятность события A.
1.7.Формула Бернулли
Пусть производится последовательность испытаний, то есть опыт повторяется многократно при данном комплексе условий. Пусть вероятность наступления некоторого события A в каждом испытании не зависит от исходов других испытаний. Такие испытания называются независимыми. Примерами независимых испытаний является подбрасывание монеты n раз, стрельба по мишени без поправок, вынимание шаров, если шары после просмотра возвращаются назад. При каждом испытании событие A может произойти с вероятностью p или не произойти с вероятностью q =1–p.
Вероятность того, что событие A произойдет m раз определяется по формуле Бернулли:
1.8.Частота события
Чтобы найти вероятность, нужно количество благоприятных исходов разделить на общее количество исходов. Точно так же находится и частота события В чем же отличие? Вероятность – это прогнозируемая величина, а частота – констатация состоявшегося факта.
Мода — значение во множестве наблюдений, которое встречается наиболее часто. Чтобы найти моду, надо упорядочить числа по возрастанию. Если определенное значение входит в выборку несколько раз, при упорядочении чисел не забудьте записать это число столько раз, сколько оно повторяется в выборке. Найдите число, которое встречается наиболее часто. Такое число является модой выборки. Помните, что у выборки может быть несколько мод или ни одной моды.
Медиана –– это такое число выборки, при котором половина значений выборки больше него, а другая половина меньше. Чтобы найти медиану надо упорядочить числа по возрастанию, записывая число столько раз, сколько оно встретилось. Затем находим число посредине полученного ряда. Если числовой ряд включает четное количество чисел, вычислите среднее арифметическое двух чисел, расположенных посередине выборки.
Например, дан числовой ряд 0,1,2,3. Посредине числа 1 и 2. Медиана будет равна 1,5.
Примеры решения задач
Задача 1. . В некотором городе из 5000 появившихся на свет младенцев 2512 мальчиков. Найдите частоту рождения девочек в этом городе. Результат округлите до тысячных.
Решение: Определим данные для расчета: n – это общее количество младенцев, в нашем случае, n =5000, m – это количество рождающихся девочек. Так как в условии задачи дано количество мальчиков, надо найти количество девочек, вычтя число мальчиков из общего числа младенцев. m=5000-2512=2488. Теперь найдем саму частоту: =2488\5000 = 497,6 1000 0,498=0,4976
Задачи по статистике для самостоятельного решения
1. В некотором городе из 2000 появившихся на свет младенцев 1237 мальчиков. Найдите частоту рождения девочек в этом городе. Результат округлите до тысячных.
2. Найдите среднее арифметическое ряда чисел 2, 5, 15, 7, 3, 6,4.
3. Найдите медиану ряда чисел 23, 18, 38, 11, 6, 42, 123, 4.
4.Найдите моду ряда чисел 7, 8, 9, 8, 7, 6, 5, 6, 7.
5.В классах 9 "А" и 9 "Б" провели медицинское обследование. При этом измерили вес учеников (с точностью до 5 кг). Результаты предоставлены в таблице:
Данная методическая разработка содержит уроки по темам "Правила суммы и произведения", "Размещения, сочетания и перестановки" и задачи по данным темам с решениями. Разработка может быть использована как при дистанционной. так и при очной форме обучения.
Содержимое разработки
Методическая разработка
Организация дистанционного изучения темы
Мартусевич Татьяна Олеговна
Правила суммы и произведения
Теоретическая часть
В повседневной жизни нередко встречаются задачи, которые имеют несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, важно не пропустить ни один из них. Для этого надо уметь осуществлять перебор всех возможных вариантов или подсчитывать их число.
Запишите тему: Элементы комбинаторики
Запишите определение: Задачи, в которых требуется осуществить перебор всех возможных вариантов решения или подсчитать их число называются комбинаторными.
Область математики, в которой изучают комбинаторные задачи, называется комбинаторикой.
Комбинаторика возникла в XVI в., и первоначально в ней рассматривались комбинаторные задачи, связанные в основном с азартными играми.
В процессе изучения таких задач были выработаны некоторые общие подходы к их решению, получены формулы для подсчета числа различных комбинаций.
Запишите правило суммы:
Прочитайте пример задачи с решением, кратко запишите этот пример в тетрадь (рассуждения записывать не надо).
Задача 1. На тарелке лежат 5 яблок и 4 апельсина. Сколькими способами можно выбрать один плод?
Запишите правило умножения:
Если объект a можно выбрать m способами, а объект b − k способами, то пару (a, b) можно выбрать mk способами.
Прочитайте примеры задач с решением, кратко запишите 2,4,5,6 задачи в тетрадь (рассуждения записывать не надо, только краткое условие и решение).
Задача 2. На тарелке лежат 5 яблок и 4 апельсина. Сколькими способами можно выбрать пару плодов, состоящую из яблока и апельсина?
Решение. По условию задачи, яблоко можно выбрать пятью способами, апельсин — четырьмя. Так как в задаче речь идет о выборе пары (яблоко, апельсин), то ее, согласно правилу умножения, можно выбрать 5 ⋅ 4 = 20 способами.
Задача 3. Сколько всего двузначных чисел можно составить из цифр 7, 4 и 5 при условии, что они в записи числа не повторяются?
Решение. Чтобы записать двузначное число, надо выбрать цифру десятков и цифру единиц. Согласно условию, на месте десятков в записи числа может быть любая из цифр 7, 4 и 5. Другим словами, выбрать цифру десятков можно тремя способами. После того как цифра десятков определена, для выбора цифры единиц остается две возможности, поскольку цифры в записи числа не должны повторяться. Так как любое двузначное число — это упорядоченная пара, состоящая из цифры десятков и цифры единиц, то ее выбор, согласно правилу умножения, можно осуществить шестью способами (3 ⋅ 2 = 6).
Правила сложения и умножения, сформулированные для двух объектов, можно обобщить и на случай t объектов.
Задача 4. Сколько трехзначных чисел можно составить, используя цифры 7, 4 и 5?
Решение. В данной задаче рассматриваются трехзначные числа. Так как цифры в записи этих чисел могут повторяться, то цифру сотен, цифру десятков и цифру единиц можно выбрать тремя способами каждую. Поскольку запись трехзначного числа представляет собой упорядоченный набор из трех элементов, то, согласно правилу произведения, его выбор можно осуществить 27 способами, так как 3 ⋅ 3 ⋅ 3 = 27.
Задача 5. Сколько всего четырехзначных чисел можно составить из цифр 0 и 3?
Решение. Запись четырехзначного числа представляет собой упорядоченный набор (кортеж) из четырех цифр. Первую цифру — цифру тысяч — можно выбрать только одним способом, так как запись числа не может начинаться с нуля. Цифрой сотен может быть либо ноль, либо три, т. е. имеется два способа выбора. Столько же способов выбора имеется для цифры десятков и цифры единиц.
Итак, цифру тысяч можно выбрать одним способом, цифру сотен — двумя, цифру десятков — двумя, цифру единиц — двумя. Чтобы узнать, сколько всего четырехзначных чисел можно составить из цифр 0 и 3, согласно правилу умножения, способы выбора каждой цифры надо перемножить: 1 ⋅ 2 ⋅ 2 ⋅ 2 = 8.
Таким образом, имеем 8 четырехзначных чисел.
Задача 6. Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 0, 1, 3, 6, 7 и 9, если каждая из них может быть использована в записи только один раз?
Решение. Так как запись числа не может начинаться с нуля, то цифру сотен можно выбрать пятью способами; выбор цифры десятков можно осуществить также пятью способами, поскольку цифры в записи числа не должны повторяться, а одна из шести данных цифр будет уже использована для записи сотен; после выбора двух цифр (для записи сотен и десятков) выбрать цифру единиц из данных шести можно четырьмя способами. Отсюда, по правилу умножения, получаем, что трехзначных чисел (из данных шести цифр) можно образовать 5 ⋅ 5 ⋅ 4 = 100 способами.
Практическая часть
Используя правило произведения, решите самостоятельно следующие задачи:
Школьники из Волгограда собрались на каникулы поехать в Москву, посетив по дороге Нижний Новгород. Из Волгограда в Нижний Новгород можно отправиться на теплоходе или поезде, а из Нижнего Новгорода в Москву — на самолете, теплоходе или автобусе. Сколькими различными способами ребята могут осуществить свое путешествие? Назовите все возможные варианты этого путешествия.
Сколько различных двузначных чисел можно записать с помощью цифр 3, 4, 5 и 6? Сколько различных двузначных чисел можно записать, используя при записи числа каждую из указанных цифр только один раз? Чтобы ответить на первый вопрос задачи используйте задачу 4. Чтобы ответить на второй вопрос задачи используйте задачу 6, но учтите, что у вас нет нуля.
Сколько всевозможных четырехзначных чисел можно составить, используя для записи цифры 1, 2, 3 и 4? Какова разность между самым большим и самым малым из них?
Из цифр 0,1,2,3,4 составляют всевозможные пятизначные числа, причем так, что в записи каждого числа содержатся все данные цифры. Сколько можно составить таких чисел? Чему будет равна разность между наибольшим и наименьшим из полученных чисел?
Проверьте себя:
В НН М
Из Волгограда в Нижний Новгород выбор из 2 видов транспорта (теплоход т и поезд п), а из Нижнего Новгорода в Москву – из 3 (самолет с, теплоход т, автобус а). Получаем 2•3=6. Ответ 6 вариантов. 6 это мало, можно все перебрать:
Двузначное число обозначим двумя точками: • •
Выпишем данные цифры: 3,4,5,6.
Ответим на первый вопрос. На первое место числа можно поставить любую из 4 цифр и на второе место любую из 4 цифр:
4•4=16. Получится 16 чисел.
Ответим на второй вопрос: если нельзя повторять цифры, то когда мы одну возьмем, останется только 3:
4•3=12. Получится 12 чисел. Можно убедиться в этом, выписав их все, используя метод перебора от меньшего к большему, чтобы ничего не пропустить:
3. Рассуждайте так: пришел школьник на экзамен по математике, сколько у него возможностей получить отметку (4 или 5, то есть 2 возможности)? Потом на экзамен по русскому, сколько вариантов получить отметку? И на английский… Итак 2•2•2=8. Всего 8 вариантов распределения отметок. Можно выписать их все, чтобы убедиться: 444;445;454;455;544;545;554;555. 8 вариантов распределения оценок. А учеников 9, значит, хотя бы у двоих оценки совпадут.
4. • • • • 1,2,3,4 -4 цифры
• • • • • 0,1,2,3,4 – 5 цифр, но есть 0!
5 – сделали четкий структурированный конспект, все поняли, самостоятельно верно решили 4-5 задач.
4 – сделали четкий структурированный конспект, все поняли, самостоятельно верно решили 2-3 задачи.
3 – сделали четкий структурированный конспект, все поняли только после знакомства с верными решениями.
2 – ничего не делали, ничего не поняли.
Физкультминутка:
Размещения и сочетания
Теоретическая часть
Размещение с повторениями из k элементов по m элементов — это кортеж длины m, составленный из m элементов k-элементного множества.
Вспомните, где вы встречали слово кортеж: свадебный кортеж, президентский кортеж – элементы следуют друг за другом в строгом порядке. Порядок важен!
Запишите примеры задач:
Сколько различных двузначных чисел можно записать с помощью цифр 3, 4, 5 и 6?
Эту задачу мы с вами уже решили по правилу произведения. Теперь решим по формуле. Порядок важен для нас, повторяться можно, поэтому это размещение с повторениями. Выбираем из 4 – внизу будет 4, выбираем 2 цифры – наверху будет 2.
Имеется лак двух цветов: красный и черный. Сколько существует вариантов распределения цветов на 10 ногтях?
Нам важно, ноготь, на каком пальце будет красный, а на каком - черный, поэтому порядок важен для нас. Мы можем все выкрасить в 1 цвет или один или 2 любых ногтя покрасить в красный, а остальные в чёрный или 3 или наоборот. Мы можем решить эту задачу по правилу произведения, выбирая для каждого из 10 ногтей из 2 цветов: 2•2•2•2•2•2•2•2•2•2=1024.
А можем выбрать формулу Внизу 2 – выбираем из 2, наверху – 10 – выбираем из 10:
Запишите определение, формулу и пример задачи:
Обратите внимание, что количество множителей m, поэтому можно не считать, сколько будет в 3 скобке, просто каждый следующий множитель на 1 меньше предыдущего, а их количество равно m. В задаче 3 множителя.
Запишите: Задача 2. Сколько всевозможных трехзначных чисел можно записать, используя цифры 7, 4 и 5, так, чтобы цифры в записи числа не повторялись?
Заметим, что в данном случае разные числа получаются в результате перестановки цифр. Поэтому размещения из k элементов по k элементов называют перестановками из k элементов без повторений.
Число перестановок без повторений из k элементов обозначают Pk и подсчитывают по формуле
Pk = k!, где k! = 1 ⋅ 2 ⋅ 3 ⋅ … ⋅ k
Запишите определение, формулу и пример задачи:
Сочетание без повторения из k элементов по m элементов — это m-элементное подмножество множества, содержащего k элементов.
Задача. На прямой взяли десять точек. Сколько всего получилось отрезков, концами которых являются эти точки?
В этой задаче порядок роли не играет (отрезок AВ и отрезок ВA — это один и тот же отрезок). Порядок не важен. Комбинации в этой задаче являются двухэлементными подмножествами, образованными из 10 данных элементов (точек). Такие подмножества в комбинаторике называются сочетаниями без повторений из 10 элементов по 2. Их число можно найти по формуле: .
Конечно, применение формул облегчает подсчет числа возможных вариантов решений той или иной комбинаторной задачи. Однако чтобы воспользоваться формулой, необходимо определить вид соединений (комбинаций), о которых идет речь в задаче, что бывает сделать не очень просто. Для этого воспользуемся алгоритмом (запишите алгоритм в тетрадь):
Порядок важен?
Да – это размещение. Нет – это сочетание.
Если это размещение. Второй вопрос: элементы могут повторяться? Да – размещение с повторениями. Нет – размещение без повторений.
Если элементы просто переставляются местами, то это перестановка.
Практическая часть
Решения задач записывайте на чистой странице тетради, четко, яркими чернилами для последующего фотографирования!
В следующих задачах рассматриваются размещения из k элементов по m; решите, используя формулы размещений и перестановки:
Из 20 учащихся класса надо выбрать старосту, его заместителя и редактора газеты. Сколькими способами это можно сделать?
В классе изучаются 7 предметов. В среду 4 урока, причем все разные. Сколькими способами можно составить расписание на среду?
В соревновании участвуют 10 человек. Сколькими способами могут распределиться между ними места?
Сколько всевозможных трехзначных чисел можно записать, используя цифры 3, 4, 5 и 6?
В следующих задачах рассматриваются сочетания из k элементов по m, решите, используя формулу для сочетаний:
Сколькими способами можно выбрать из 6 человек комиссию, состоящую из трех человек?
Сколькими способами можно выбрать 4 краски из 10 различных красок?
Решите следующие задачи, используя формулы. Выбирайте формулу по алгоритму:
Сколько словарей необходимо переводчику, чтобы он мог переводить текст с любого из четырех языков — русского, английского, немецкого и французского — на любой другой из этих языков?
Государственные флаги некоторых стран состоят из трех горизонтальных полос разного цвета. Сколько различных вариантов флагов с белой, синей и красной полосами можно составить?
Мальчик выбрал в библиотеке 5 книг. По правилам библиотеки одновременно можно взять только 2 книги. Сколько у мальчика вариантов выбора двух книг из пяти?
Аня, Боря, Вера и Гена — лучшие лыжники школы. На соревнования надо выбрать троих из них. Сколькими способами можно это сделать?
При изготовлении авторучки корпус и колпачок могут иметь одинаковый или разный цвет. На фабрике имеется пластмасса четырех цветов: белого, красного, синего и зеленого. Какие отличающиеся по цвету ручки можно изготовить?
На прямой взяли 4 точки. Сколько всего получилось отрезков, концами которых являются эти точки?
В соревнованиях участвуют 5 футбольных команд. Каждая команда играет один раз с каждой из остальных команд. Сколько матчей будет сыграно.
Сфотографируйте свои решения: условие-формула-вычисления (только решения задач); самооценку в 14 и загрузите этот файл под вашей фамилией в вашу папку 321 16.05 по ссылке:
Проверьте себя:
-75%
Читайте также: