Лес пень холмик семья тля

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Тип урока: Урок постановки учебной задачи ( ознакомление учащихся с новым материалом).

Ход урока:

I - Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали насекомых и знакомились с их отрядами. Давайте вспомним отряд перепончатокрылых.

- Назовите представителей перепончатокрылых?

Ученик: Осы, пчелы, муравьи. Шмели, наездники.

Учитель: Сколько пар ног у перепончатокрылых?

Ученик: 3 пары.

Учитель : Сколько пар крыльев у этих насекомых?

Ученик: 2 пары.

Учитель: Какой ротовой аппарат у медоносной пчелы?

Ученик: грызущее-лижущего типа.

Учитель: Какие органы чувств имеются на голове?

Ученик: Зрения, осязания, обоняния, вкуса, слуха.

Учитель: Какие этапы проходит в своем развитии муравей? Как называется такое развитие?

Ученик: Насекомое с полным превращением проходят в своем развитии четыре стадии: яйцо - личинка - куколка - взрослое насекомое.

Учитель: Могут ли жалить муравьи? Почему?

Ученик: У муравьев нет жало. Однако ядовитые железы на конце брюшка у них сохранились. Используют при нападении и защите.

II - Проблематизация.

Учитель: - Предлагается перечень слов , определенным образом характеризующих какое-то насекомое. Что это за насекомое ? Имея определенные знания о жизни насекомого , составьте небольшой рассказ с опорой на эти слова ( обсуждение в парах).

Примерный перечень: семья, холмик, пень, куча, мусор, лес, тля.

Ученик: Пчелы, муравьи.

Учитель: А почему вы так решили?

Ученик: Потому что эти насекомые живут не по одиночке, а группой, т.е семьями.

Учитель: Иначе их как называют ?

Ученик: Их называют общественными насекомыми.

Учитель: Сегодня на уроке мы свами должны познакомиться с какими насекомыми?

Ученик: общественными насекомыми?

Учитель: Какова наша цель сегодняшнего урока ? Изучение общественных насекомых - пчел и муравьев, и их значение.

Критерии оценивания результата.

Для этого я предлагаю работать по следующему плану:

  1. Состав муравьиной семьи, устройство муравейника.
  2. Состав пчелиной семьи, особенности строения рабочей пчелы.
  3. Особенности поведения и образа жизни характерные для обитателей муравейника и улей.
  4. Инстинкты пчел и муравьев.
  5. Значение пчел и муравьев.

Планируемые результаты

  1. Состав пчелиной и муравьиной семьи.
  2. Особенности строения рабочей пчелы.
  3. Поведение и образ жизни пчел и муравьев.
  4. Значение слова : инстинкт.
  5. Роль пчел и муравьев в природе и в жизни человека.

Основное содержание урока

Работа организуется в 2-х группах ,учащиеся получают наглядный материал, рисунки, дополнительные тексты, в завершении всего подводятся итоги и формулируются выводы. Используется при необходимости интерактивная доска ( презентации).

1 группа(используется текст учебника с.140)

- Состав муравьиной семьи.

Самка много крупнее рабочих муравьев и самца, имеет крылья, которые обламывает после брачного полета.

Рабочие муравьи бескрылые, они добывают корм, кормят самку, чистят и защищают муравейник.

Самцы имеют крылья, погибают после спаривания.

Устройство муравейника.( на слайде 5 информация по устройству муравейника.

-Учитель: Каков тип развития муравьев?

Ученик: Развитие с полным превращением.

Учитель: В каких слоях муравейника находятся куколки?

Ученик: В нижних слоях муравейника.

2 группа(используется текс учебника с.140-142.)

- Состав пчелиной семьи.

Матка, трутень, рабочая пчела.

Матка живет около 5 лет. Трутни их задача оплодотворение матки.

Особенности строения рабочей пчелы.

Вся забота в улье лежит на рабочих пчелах: строят соты, чистят ячейки, кормят личинок, принимают корм, вентилируют улей, охраняют его, вылетают из улья за нектаром.

Пчелы общаются друг с другом , как и муравьи, при помощи прикосновений и выделяемых веществ.

Жало у пчел только для защиты, а не для нападения.

Поведение пчел и муравьев неразумно: инстинктивно .

Учитель : Что такое инстинкт?

Ученик: это наследственно закрепленные реакции на раздражения. У пчел инстинкт проявляется в заботе о потомстве, в защите, уборке, ремонте.

- Значение пчел и муравьев.( учащиеся работают с дополнительным материалом и текстом учебника).

Ученик: Продукты жизнедеятельности пчелиной семьи: мед. Прополис, маточное молочко, воск, пчелиный яд.

Ученик: Муравьи- санитары леса. Они истребляют вредных насекомых - тлей и гусениц и переносят семена растений. В природе значение муравьев огромно. Строя муравейники служат почвообразователями. Есть муравьи, приносящие вред здоровью человека, его жилью, садам и огородам. Живущие в домах муравьи портят запасы пищи, разносят некоторые заболевания. Муравьи живущие в садах , разносят тлю, чем вредят посадкам.

Учитель: Изучая особенности муравьиной и пчелиной семьи, мы пришли к какому выводу?

Ученик: Пчелы и муравьи - общественные насекомые, т.е они живут семьями и внутри семьи существует распределение обязанностей. Поведение и образ жизни пчел и муравьев неразумно - инстинктивно.

Оценивание полученного результата.

1.Какую цель мы ставили на уроке? Почему пчел и муравьев называют общественными насекомыми?

4. Составление синквейна.

Рефлексия

5.Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке? Знания предыдущего урока.

6.Где могут вам пригодиться эти знания? Эти знания нужны для каждого человека. Мы общаясь с природой вольно не вольно встречаемся с этими насекомыми. Теперь мы знаем о значимости их в жизни человека и в природе. Что они охраняемы.

7. Зачитывание синквена. (учащиеся)

1. Пчела 1. Муравей

2. Общественное, медоносное 2. Маленький, рыжий

3. Летает, ухаживает, чистит 3. Бегает, кусает, трудится

4.Часть природы 4. Часть природы

5.Жизнь 5. Организм

Слайды и текст этой презентации


Пчёлы и муравьи - общественные насекомые. Полезные насекомые


На все вопросы надо ответить письменно в тетрадях.


Вопросы:
1 вариант
Как происходит развитие насекомых с полным превращением?
Распредели насекомых в соответствии со строением их ротовых аппаратов Бабочка, комар, клоп, жук-долгоносик, медведка, кузнечик, саранча, пчела, муха, слепень.
2 вариант
1. Чем отличается развитие с неполным превращением от развития с полным превращением?
2. Убери лишнее, объясни свой выбор: Таракан, бабочка, клещ, богомол, колорадский жук. Почему?
3 вариант
Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему?
Убери лишнее, объясни свой выбор: Медведка, саранча, таракан, пчела, кузнечик Почему?

Проверка домашнего задания по теме: "Типы развития насекомых"


1. Задание
Из предложенного ниже списка насекомых, выберите те, что относятся к отряду Перепончатокрылые. Свой выбор поясните.
Майский жук, капустная белянка, комнатная муха, пчела медоносная, медведка, стрекоза, рыжий муравей, наездник, тля, божья коровка.

2 . Задание
Исправь ошибки в тексте: Наука о насекомых арахнология. Учёные, изучающие насекомых называются энтомологи. Они выяснили, что тело насекомых состоит из головогруди и брюшка, а количество ног у насекомых равно восьми. При помощи усиков насекомые общаются и различают запахи. А глаза у насекомых простые, они не различают цвета. Дышат насекомые при помощи дыхальцев и лёгких.


Каких насекомых характеризует каждый из представленных рядов слов?

Урок 38. Общественные насекомые. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека.

изучить особенности поведения общественных насекомых;

изучить многообразие общественных насекомых;

активизировать и развивать мыслительную деятельность учащихся с помощью проблемного обучения;

развивать творческие умения учащихся;

воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы;

воспитание устойчивого интереса к предмету биологии;

к общественным насекомым относят термитов, шмелей, ос, пчел, муравьев;

муравьиная семья состоит из бескрылой самки-царицы, рабочих муравьев, личинок; самцы участвуют только в оплодотворении самок, после чего погибают. Внутри семьи существует распределение обязанностей;

муравьи регулируют численность насекомых-вредителей леса;

пчелиная семья состоит из матки, трутней, рабочих пчел и личинок; трутни принимают участие в оплодотворении самок, после чего погибают.

внутри пчелиной семьи существует распределение обязанностей;

пчелы обладают сложным инстинктивным поведением, которое проявляется в сложных действиях, производимыми пчелами в процессе работы, в их заботливом уходе за потомством, в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве;

I. Организационный момент

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих в журнале, настраивает учащихся к работе на уроке.

- Какой класс типа Членистоногие мы изучаем? (класс насекомые)

- Как отличить насекомых от других членистоногих? (насекомые имеют 3 пары ног и две пары крыльев)

- С какими насекомыми мы уже познакомились на предыдущих уроках? (отрядами насекомых с неполным и полным превращением)

III. Проверка знаний по ранее изученной теме:

Класс насекомые насчитывает около: а) 1 млн видов; в) 1млрд видов; с) 1тыс. видов

Глаза насекомых:а) только простые; в) сложные фасеточные; с) только сложные.

Количество ног у насекомых:а) 2 пары; в) 4 пары; с) 3 пары

На грудном отделе насекомых расположены: а) 2 пары крыльев; в) 1 пара крыльев; с) 3 пары крыльев.

На брюшке насекомого находятся: а) крылья; в) дыхальца; с) конечности.

Дыхательные отверстия открываются в: а) кишечник; в) лёгкие; с) трахею.

Прыгательные конечности у: а) кузнечика; в) саранчи; с) богомола; д) всех перечисленных

Копательныеконечности у: а) медведки и навозника; в) кузнечика и саранчи; с) бабочки и богомола;

Стадия куколки присутствует в развитии с превращением: а) неполным; в) полным;

3.2. Работа с экраном (групповая работа)

Бабочка, комар, клоп, жук-долгоносик, кузнечик, саранча, пчела, муха.

Наука о насекомых арахнология. Учёные, изучающие насекомых называются энтомологи. Они выяснили, что тело насекомых состоит из головогруди и брюшка, а количество ног у насекомых равно восьми. При помощи усиков насекомые общаются и различают запахи. А глаза у насекомых простые, они не различают цвета. Дышат насекомые при помощи дыхальцев и лёгких.

Какие органы расположены на голове насекомого (ответ: пара сложных и несколько простых глаз, пара усиков, ротовой аппарат)

Какие органы расположены на грудном отделе насекомых (2 пары крыльев и 3 пары конечностей)

Какие органы находятся в брюшке насекомого (ответ: органы размножения, трахеи, кишечник)

Что такое дыхальце (ответ: небольшое дыхательное отверстие на каждом членике брюшка насекомого, ведущие в трахеи)

С чем связано разнообразие в строении конечностей насекомых (ответ: с образом жизни и местом обитания)

Какого типа бывают ноги у насекомых, приведите примеры (ответ: бегательные - тараканы, жуки, муравьи и др., плавательные - плавунец, гладыш, прыгательные - кузнечик, саранча, копательные - медведка, навозник)

Почему жуков называют жесткокрылыми (ответ: имеют жёсткие верхние надкрылья)

Физкультминутка Творческая физминутка на координацию движений и психологическую разгрузку.

Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой - правое ухо, правой-кончик носа.

Разрабатываем диалог, побуждающий учеников к осознанию темы урока.

Подводящий к теме диалог, создание проблемной ситуации:

Ученикам предлагается перечень слов, определенным образом характеризующих какое-то насекомое. В данном случае это пчелы и муравьи.

Учитель: Перед вами два ряда слов, каждый из них характеризует определенное насекомое. Предлагаю вам разбиться на пары и подумать: Что это за насекомые? Что вы знаете о данных насекомых?

ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД.

ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.

После того, как ученики пришли к правильному ответу, им предлагается выполнить следующее задание:

Задание 2 Создание проблемной ситуации:

Сравните иерархию общественных насекомых с иерархией, существующей в нашей школе.Для этого на доске ученикам предлагается три схемы:

Ученикам предлагается посмотреть на данные схемы и ответить на вопрос: Что общего между представленными схемами?

Учитель: Перед вами представлены схемы, на которых изображена иерархия в пчелиной, муравьиной семьях и иерархия нашей школы. Что общего между этими тремя схемами?

Ученики: Что у насекомых, что и у людей существует распределение обязанностей.

Учитель: Правильно. Давайте подумаем, что такое общество в целом?

Ученики: Это объединение людей.

Учитель: А что их объединяет?

Ученики: Какая-либо деятельность.

Учитель: Правильно. Общество-это группа людей, объединенная коллективной деятельностью. Как вы думаете, у муравьев и пчел существует совместный труд? Если да, то почему вы так думаете?

Ученики: Потому, что у них существует распределение обязанностей, они работают совместно и образуют семью.

Учитель: Можно ли считать, что муравьиная и пчелиная семьи образуют своего рода общество?

Учитель: Правильно. Записываем тему сегодняшнего урока: "Пчелы и муравьи - общественные насекомые".

Учитель: Ребята, кто из вас знает, что такое муравейник, улей и термитник?

Ученики: Муравейник-это жилище муравьев, а улей-жилище пчел, термитник - это жилище термитов.

Рассказ троих учащихся, получивших опережающее задание.

Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей

Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц.

Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.

Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают.

Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.

Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.

Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.

Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.

Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

Все справились с заданием?

Если возникают вопросы, то учитель делает соответствующие пояснения и дополнения. Если все ученики справились с заданием, и вопросов не возникло, то учитель приступает к следующему заданию, а качество выполнения таблицы проверяет в конце урока при закреплении изученного материала.

Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох - потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох - кисти к плечам, локти свести вперед.

При выполнении данного задания организуется поисковая деятельность учащихся. Учащихся делят на три группы (деление можно произвести согласно рядам в классе). Каждому ряду учеников учитель задает по одному проблемному вопросу. После чего ученикам дается время на размышление и записи в тетради ответа на вопрос. Учитель спрашивает у учеников, как они могут ответить на этот вопрос, выслушивает все мнения. Далее раздает текст на карточках, с помощью которого ученики должны найти ответ на поставленный вопрос. Ответы ученики записывают в тетради, после этого организуется работа по обмену информацией, в завершении подводятся итоги и формулируются выводы.

Проблемный вопрос: Какие преимущества дает общественный образ жизни пчелам, муравьям и другим перепончатокрылым насекомым?

Семьи общественных насекомых обычно строят крупные жилища, создание которых не под силу одиночным видам. Наличие такого жилища, иногда к тому же весьма прочного (термитники), повышает защищенность как самих насекомых, так и, что намного важнее, их потомства и запасов пищи, которые можно в таком жилище хранить. За счет совместной деятельности общественные насекомые (пчелы, муравьи) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.

Важные преимущества дает возможность совместных действий. Вместе можно защищаться от более крупных врагов, овладеть более крупной добычей, недоступной для одиночного насекомого такого же размера (муравьи).

Всем настоящим общественным насекомым свойствен полиморфизм: имеются размножающиеся особи (матки и самцы) и бесплодные рабочие. Матка большую часть своей жизни избавлена от добывания пищи, охраны потомства и т. п. (у некоторых термитов матка не способна даже самостоятельно передвигаться), поэтому вероятность ее гибели резко снижается, а плодовитость может быть очень высокой. Между рабочими особями тоже часто существует "разделение труда". Одни из них охраняют жилище, так что потомство и запасы пищи не остаются без защиты; другие ухаживают за потомством; третьи в это же время заняты поисками и сбором пищи. Нередко имеется разделение бесплодных особей на касты (например, "рабочих" и "солдат"): специализированное строение позволяет им лучше справляться с определенными функциями.

Проблемный вопрос: Как общаются между собой муравьи?

При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном путем прикосновения друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и химические сигналы. Потревоженные муравьи принимают оборонительную позу: поднимаются высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. И сразу чувствуется резкий запах. Это муравей выбрызнул жидкость, состоящую из муравьиной кислоты и вещества тревоги - ундекана. Нужно заметить, что у большинства муравьев, хотя они и относятся к жалоносным перепончатокрылым, жала нет. Однако ядовитые железы на конце брюшка у них сохранились. Как же они их используют? У муравья мощные челюсти, которыми он при нападении или защите кусает врага. Одновременно он подгибает брюшко так, что его конец оказывается возле головы, и выбрызгивает яд в нанесенную челюстями ранку. Если рядом находятся другие муравьи, то запах выбрызнутой жидкости воспринимается ими как сигнал тревоги, и они немедленно присоединяются к первому муравью. А на дорогах, по которым муравьи бегут из муравейника и к муравейнику, они выделяют другие, так называемые следовые, вещества, которые позволяют им не сбиваться с пути. Все муравьи из одного гнезда имеют общий запах, позволяющий им узнавать друг друга и не допускать муравьев из чужих гнезд в свое гнездо.

Проблемный вопрос: Как общаются между собой пчёлы?

Язык пчел - это инстинкт. Они не учатся ему, а просто, достигнув определенного возраста, автоматически владеют им.

Пчелиный язык - это язык запахов и танцев. Когда пчела обнаруживает нектар или пыльцу, она возвращается домой и начинает танцевать, описывая одну за другой правильные окружности. Танец привлекает внимание других пчел и рассказывает им, где был найден нектар или пыльца. Другие пчелы по запаху вернувшейся могут узнать, что та нашла. Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое количество еды, и много пчел улетает на поиск. Таким образом, пчела может сообщить о нескольких вещах. По танцу можно определить, нектар или пыльца были найдены.

По запаху самой пчелы можно сказать, какой цветок следует искать. Замедленность танца говорит о количествах найденной пищи. Но все это относится только к цветам, расположенным в пределах 100 метров от улья. Когда пчела находит нужное растение дальше, при возвращении домой она показывает другой вид танца. Вместо описывания кругов она движется по восьмерке, соединяя две петли прямой линией, одновременно раскачивая брюшком из стороны в сторону. Помимо предыдущей информации, этот танец объясняет пчелам, как далеко и в каком направлении лететь.

Количество поворотов в минуту означает дистанцию. Чем дальше, тем меньше описывается восьмерок. Например, 11 поворотов в минуту равносильно дистанции в 2700 м. Линия, по которой идет пчела между двумя петлями восьмерки, показывает точное направление. Линия определяется по положению солнца на небе, так что другие пчелы могут тотчас определить правильный угол!

Учитель: Как вы думаете, поведение общественных насекомых сложное?

Учитель: поведение перепончатокрылых происходит инстинктивно, это врождённое свойство, безусловный рефлекс.

Инстинкт - совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Поведение пчел, муравьев и некоторых других животных настолько сложно и удивительно, что наталкивает людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.

Пчёлы - Основное значение пчел в том, что они являются производителями меда, воска, прополиса и других продуктов пчеловодства. Пчелы - основные опылители почти всех цветковых растений.

Демонстрация опыта по определению наличия в меде примесей: крахмала, мела.

В химический стаканчик помещаем небольшое количество меда и воды. Перемешиваем.

Что наблюдаем? Выпал ли осадок? Если осадок появился, значит, в меде присутствует примесь.

В химический стаканчик помещаем небольшое количество меда и воды. Перемешиваем. Добавляем несколько капель йода.

Что наблюдаем? Если появляется синее окрашивание раствора меда- значит мед содержит примесь - крахмал или муку.

В химический стаканчик помещаем небольшое количество меда и воды. Перемешиваем. Добавляем несколько капель уксусной кислоты.

Если произошло вскипание вследствие выделения углекислого газа, значит, мед содержит мел.

При помощи таких простых химических реакций можно в домашних условиях определить качество меда.

Муравьи - санитары леса. Они истребляют вредных насекомых - тлей и гусениц и переносят семена растений. В природе значение муравьев огромно. Виды, представители которых строят муравейники, как и дождевые черви, служат почвообразователями. Муравьи прекрасно борются с вредителями растений, уничтожая их в процессе добывания пищи для себя или своих ли­чинок. Муравьи способствуют распространению растений некоторых видов. У этих растений семена имеют специальные образования, лакомые для муравьев. Муравьи их поедают, разнося при этом семена на некоторое расстояние от материнского растения. Есть муравьи, приносящие вред здоровью человека, его жилью, садам и огородам. Живущие в домах муравьи портят запасы пищи, разносят некоторые заболевания. Муравьи, живущие в садах, разносят тлю, чем вредят посадкам.

Шмели - шмелям принадлежит огромная роль в опылении различных растений, в особенности мотыльковых (бобовых), губоцветных. Для опыления овощных в теплицах используют искусственно разведённых шмелей.

Термиты - в природе термиты выполняют функцию переработчиков растительных остатков. Также они играют немаловажную роль при образовании и перемешивании слоев почвы. Редко кто еще из животных способен выполнять такие функции, особенно в тропиках. Эти насекомые питаются отмершей древесиной и только в крайних случаях атакуют здоровые деревья.

Но когда с термитами сталкивается человек, то войны не миновать. В тропических странах эти насекомые являются опасными вредителями, разрушающими деревянные постройки. Известны случаи обрушения домов, атакованных термитами. Они выгрызают все деревянные перекрытия, мебель, в общем, все, что сделано из дерева. Не откажутся и от книг. Например, в Южной Америке сейчас трудно найти книгу, возраст которой превышает 50 лет. В странах Юго-Восточной Азии иногда из-за нашествия термитов приходилось переносить небольшие поселки и города.

Какие насекомые относятся к общественным?

Назовите состав и особенности пчелиной семьи.

Назовите состав и особенности муравьиной семьи.

Почему поведение общественных насекомых является сложным, но не является разумным?

Презентация на тему Презентация по биологии Пчёлы и муравьи - общественные насекомые (7 класс), предмет презентации: Биология. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 22 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Какие признаки характерны для всех представителей класса

Какие признаки характерны для всех представителей класса

Из предложенного списка насекомых уберите лишние, объясни свой выбор: Медведка, саранча, таракан, сверчок, пчела, кузнечик. Почему?Исправь

Из предложенного списка насекомых уберите лишние, объясни свой выбор: Медведка, саранча, таракан, сверчок, пчела, кузнечик. Почему?
Исправь ошибки в тексте: Наука о насекомых арахнология. Учёные, изучающие насекомых называются энтомологи. Они выяснили, что тело насекомых состоит из головогруди и брюшка, а количество ног у насекомых равно восьми. При помощи усиков насекомые общаются и различают запахи. А глаза у насекомых простые, они не различают цвета. Дышат насекомые при помощи дыхальцев и лёгких.

Чем отличаются представители отряда Чешуекрылые от отряда ПрямокрылыеСаранча

Чем отличаются представители отряда Чешуекрылые от отряда Прямокрылые


Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему?

Насекомые какого типа развития
имеют большее преимущество и почему?

Каких насекомых характеризует каждый из представленных рядов слов? ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД.II. ЛЕС,

Каких насекомых характеризует каждый из представленных рядов слов?

ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ,
СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД.

II. ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.

ЗавучУчительУченикиДиректорЧто общего между представленными схемами? Иерархия в пчелиной семье:Иерархия в муравьиной семье:Иерархия в школе:

Что общего между представленными схемами?

Иерархия в пчелиной семье:

Иерархия в муравьиной семье:

Иерархия в школе:

Пчёлы и муравьи - общественные насекомые. Полезные насекомые

Пчёлы и муравьи - общественные насекомые. Полезные насекомые

Муравейник - Улей - жилище пчелы медоносной, которое в природе имеет вид кокона. Люди так же стоят

жилище пчелы медоносной, которое в природе имеет вид кокона. Люди так же стоят улья в виде деревянных домиков.

надземная часть жилища муравьев в виде холма из хвои, листьев, комочков земли.

Устройство муравейника

Состав муравьиной и пчелиной семей:

Состав муравьиной и пчелиной семей:

Состав муравьиной и пчелиной семей: Главная пчела. По размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц. Самец. Роль

Состав муравьиной и пчелиной семей:

Главная пчела. По размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц.

Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают.

Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.
Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.

Бескрылые особи, бесплодные самки.
Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.

Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.

Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.

Работа в группах Перед вами карточки, которые содержат текст и вопрос к тексту. Вам необходимо изучить предложенный

Работа в группах

Перед вами карточки, которые содержат текст и вопрос к тексту. Вам необходимо изучить предложенный текст и ответить на вопрос.

Вопрос для группы №1:
Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам?
Вопрос для группы №2:
- Зачем муравью муравейник?
Вопрос для группы №3:
- Как общаются муравьи?

Вопрос: Что такое инстинкт? Откройте страницу 137 в учебнике, найдите информацию и запишите в тетради ответ на

Вопрос: Что такое инстинкт?

Откройте страницу 137 в учебнике, найдите информацию и запишите в тетради ответ на вопрос: Что такое инстинкт?

Инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.


Полезные насекомые Тутовый шелкопряд - это единственное полностью одомашненное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии. Используется в

Тутовый шелкопряд - это единственное полностью одомашненное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии. Используется в производстве шелка.

Полезные насекомые Основное значение пчел в том, что они являются производителями меда, воска, прополиса и других продуктов

Основное значение пчел в том, что они являются производителями меда, воска, прополиса и других продуктов пчеловодства. Пчелы - основные опылители почти всех цветковых растений.

Муравьи играют немалую роль в жизни природы. Лесные муравьи полезны тем, что истребляют вредных насекомых и переносят семена растений. Земляные муравьи пронизывают почву своими ходами и тем самым способствуют образованию структурной почвы.

Закрепление изученного материала: Ответьте на вопросы:1. Какие насекомые относятся к общественным?2. Назовите состав и особенности пчелиной семьи.3.

Закрепление изученного материала:

Ответьте на вопросы:

1. Какие насекомые относятся к общественным?

2. Назовите состав и особенности пчелиной семьи.

3. Назовите состав и особенности муравьиной семьи.

4. Почему поведение общественных насекомых является сложным, но не является разумным?

5. Каких насекомых относят к полезным, какую пользу они приносят?

6. Каких насекомых человек одомашнил? Какую пользу они приносят?

Продолжите пожалуйста фразу Мне было интересно…Мы сегодня разобрались…Я сегодня понял, что…Мне было трудно…Завтра я хочу на уроке…

Продолжите пожалуйста фразу

Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…

Домашнее задание: §28, вопросы после параграфа, записи в тетради;Ответить письменно на вопросы: Взрослая бабочка тутового шелкопряда не

§28, вопросы после параграфа, записи в тетради;

Ответить письменно на вопросы:

Взрослая бабочка тутового шелкопряда не питается. У нее не развиты ротовые органы. Как же живет это насекомое?

Читайте также: