Высшие растения поглощают минеральные вещества из почвы с помощью корней

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

в………….листа. 2. Из ………листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим……….. 3. Через устьица к клеткам основной ткани поступает……….. 4. В хлоропластах из…….. и ……….. при участии……… образуется органическое вещество……….. 5. Происходит процесс ……., при этом образуется ………… 6. При фотосинтезе кислорода……… больше, чем …… при дыхании.

Ответ или решение 1

1. Корневая система растения из почвы поглощает воду и минеральные вещества , которые по сосудам корня через стебель доставляются в мезофилл листа.
2. Из мезофилла листа вода поступает к клеткам основной ткани , содержащим хлоропласты.
3. Через устьица к клеткам основной ткани поступает углекислый газ.
4. В хлоропластах из воды и углекислого газа при участии света образуется органическое вещество - глюкоза.
5. Происходит процесс фотосинтеза, при этом образуется кислород.
6. При фотосинтезе кислорода вытекает больше, чем углекислого газа при дыхании

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник Дрофа

Для минерального питания растения необходимы такие вещества, как: азот, калий, фосфор, цинк и т.д.

№ 2. Как растения поглощают питательные вещества?

Высшие растения поглощают питательные вещества с водой из почвы с помощью корней и корневых волосков. Водные растения для усвоения питательных веществ используют поверхность своего тела.

№ 3. Что такое корневое давление?

Корневое давление – это активная подача воды корнем вверх по проводящим сосудам стебля, которая обусловлена поглотительной деятельностью корневой системы.

№ 4. Почему растения не рекомендуется поливать холодной водой?

Потому что холодная вода хуже поглощается корнями растения.

№ 5. Какие виды удобрений вы знаете?

Мне известны органические и минеральные удобрения, которые используются для подкормки почвы под растениями. Органические удобрения являются отмершими частицами растений или животных или отходами их жизнедеятельности.

Минеральные удобрения – это неорганические соединения, которые содержат в своем составе необходимые для питания растений элементы в виде разных соединений, например, калий, фосфор или азот.

№ 6. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?

Азот благотворно влияет на рост растений, фосфор способствует быстрому созреванию плодов. Калий оказывает воздействие на полноценный отток органических веществ от листьев растения к корням.

№ 7. Что такое подкормка?

Подкормка – это внесение удобрений (минеральных и органических) в почву для улучшения состояния растений, ускорения их роста и созревания плодов.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Поглощение воды и минеральных веществ из почвы.

Задачи урока.

Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе.

Развивать понятие о функциях листа.

Познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования.

Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на таблицах, рисунках, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи.

Отработать навыки ухода за растениями (полив и подкормка).

Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Строение цветкового растения”, “Корень и его зоны”, “Поглощение света листом”, макет корня, презентация по теме урока, микроскопы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.

Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый , наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).

Основные биологические понятия урока. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.

Организационный момент.

Проверка д/з (мини-тест)

II . Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.

1. Актуализация знаний (биологическая разминка).

- Какие вещества входят в состав растения?

- Как минеральные вещества поступают в растение?

- Какие органические вещества вы знаете?

- Как они поступают в растение?

- Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?

- Чем питание растений отличается от питания других организмов?

- Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? - Что такое питание?

2. Постановка познавательной задачи.

Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы).

Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы

2. Особенность питания растений. Работа с учебником

Ученики изучают текст и отвечают на вопросы (работа по программированной карте).

- Что такое пищеварение, почему его нет у зеленых растений?

- Какие приспособления есть у листьев для поглощения углекислого газа из воздуха?

- Почему растения нельзя поливать холодной водой? Почему корневых волосков на 1 мм 2 поверхности насчитывается десятки и сотни?

- В чем значение минеральных подкормок растений?

- Почему по отношению к удобрениям и воде не подходит поговорка: “Кашу маслом не испортишь”?

3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).

Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.

Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.

Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня.

Постановка вопроса урока. А что же такое воздушное питание растений?

Условия образования органических веществ (рассказ, работа с опорной схемой, составление характеристики по опорной схеме, работа с микроскопами).

Фотосинтез это процесс образования сахара на свету из углекислого газа и воды в хлоропластах.

1-е условие фотосинтеза: наличие хлоропластов.

2-е условие фотосинтеза: наличие углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.

3-е условие фотосинтеза: наличие воды (поступает из почвы).

4-е условие фотосинтеза: наличие света.

Хлорофилл - это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил людям”. К.А.Тимирязев

4. Продукты фотосинтеза (обсуждение, связь с практическим значением органических веществ для питания).

hello_html_m5fa2afa2.jpg

IV. Закрепление изученного материала (работа с дифференцированными разноуровневыми заданиями, схемами).

Типы питания (дифференцированное закрепление изученного материала).

- Какие вещества необходимы растению?

- Где они их берут в процессе питания?

- Питание у растений различают: почвенное (минеральное) и воздушное (фотосинтез).

V. Самостоятельная работа.

1. Выберите правильные утверждения:

Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.

Клетки корневого чехлика недолговечны.

Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.

Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.

Устьичные клетки не имеют хлорофилла.

Почка – это зачаточный побег.

Стержневая корневая система имеет один корень.

Придаточные корни развиваются из корешка зародыша.

2. Докажите, что луковица видоизмененный побег.

Ключ: правильные утверждения: 2, 3, 4, 7.

1. При дыхании корни поглощают:

а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;

г) растворенные минеральные вещества.

2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

а) зона деления; б) зона роста;

в) зона всасывания; г) зона проведения.

3. Органическое удобрение:

а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.

4. Почка – это:

а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;

в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.

5. Клубень – это:

а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.

6. Вегетативные органы:

а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.

7. Фотосинтез происходит:

а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.

8. Стержневая корневая система имеет:

а) один корень; б) много корней;

в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.

9. Придаточные корни:

а) развиваются из корешка зародыша;

б) отрастают от стебля;

в) развиваются на главном корне;

г) отрастают от боковых корней.

Биологический диктант

Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ …

Ключ: 1 г), 2 в), 3 а), 4 а), 5 б), 6 в), 7 а), 8 г), 9 б).

Биологический диктант: воду, минеральные вещества, корневых волосков, устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Минеральное питание растений

Растения как живые организмы успешно растут и развиваются, если имеют все необходимые условия для жизни: свет, воду, воздух, пищу .

Пища нужна всем организмам, так как она – источник энергии.

Без притока энергии не могут осуществляться жизненно важные процессы в клетках, тканях и в организме в целом. Поэтому питание – необходимое условие для существования организма. Растительный организм с помощью корней и листьев добывает пищу в почвенной и наземной среде.

С помощью корней растение извлекает из почвы необходимые ему вещества – так осуществляется почвенное питание . В этом процессе особо важную роль играют корневые волоски в зоне всасывания . Вот почему почвенное питание еще называют корневым питанием . Корневое питание обеспечивает поступление в растение воды и минеральных солей.

Поглощение воды и минеральных веществ корнем (Интерактивный рисунок)

С помощью корневых волосков растение получает из почвы соли калия, кальция, фосфора, магния, соединения азота, серы и другие химические элементы. Минеральные вещества корневая система поглощает из почвы в виде растворов вместе с водой. Корневые волоски принимают непосредственное участие в их поглощении. При этом они работают как маленькие насосы. Вещества, поступившие в корневой волосок, перемещаются в другие клетки всасывающей зоны корня и затем поступают в клетки проводящей ткани – трахеиды и сосуды древесины . По ним они транспортируются в зону проведения корня и далее через стебель ко всем частям растения .

Механизм функционирования проводящих сосудов корня (Анимация)

Почвенное питание – это минеральное питание растений.

Во всасывающей зоне корня идет не только поглощение воды и солей. В этой части корня с участием поглощенных растворов минеральных солей и органических веществ, поступивших от листьев, активно идут сложные химические процессы обмена веществ и образования различных новых соединений. Здесь синтезируются сложные химические вещества, из которых строятся потом белки, витамины, ростовые вещества и др. Они необходимы для нормального роста и развития растения. Таким образом, корень не только всасывает из почвы воду с минеральными солями, но и участвует в образовании многих новых органических веществ.

Процессы поглощения и преобразования растворенных минеральных веществ интенсивнее идут в дневные часы. Особенно активно эти процессы происходят в период цветения растений.

В естественном растительном покрове поглощенные растениями минеральные вещества частично возвращаются в почву с опавшими листьями, ветками, хвоей, цветками, отмершими корневыми волосками. Но после уборки урожая сельскохозяйственных растений поглощенные корнем минеральные вещества не возвращаются в почву. Так, вынос только кальция из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг, свеклы – 40 кг, а капусты – 60 кг.

Чтобы предотвратить истощение почвы и собирать большие урожаи, на поля вносят удобрения . Их разделяют на органические и минеральные.

К минеральным удобрениям относятся и микроэлементы , которые потребляются растением в чрезвычайно малом количестве. Однако микроэлементы (медь, бор, молибден, марганец) не менее важны для жизнедеятельности растений. Они участвуют в обменных процессах организма, повышают устойчивость растений к болезням и неблагоприятным условиям окружающей среды.

Микроэлементы – группа незаменимых минеральных веществ, обеспечивающих жизнедеятельность растительных организмов.

Удобрения вносят в почву в разное время: до посева, одновременно с ним или после посева в виде подкормки . При внесении удобрений следует соблюдать нормы, так как их избыток снижает урожайность. Удобрения восстанавливают плодородие почвы и улучшают минеральное питание растений.

Корень – это специализированный орган минерального питания растений. Растение поглощает много минеральных веществ. В почву для сохранения плодородия и нормального роста и развития растений вносят органические и минеральные удобрения.

Читайте также: