Выберите видоизменения стебля у подземных побегов луковица корень клубень корневище

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Материал включает: конспект урока для 6 класса (по линии Пономаревой) по теме "Видоизменения подземных побегов", инструктивные карточки для выполнения и оформления лабораторной работы, презентацию.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_vidoizmeneniya_pobegov.docx 29.44 КБ
pobeg1.pptx 2.44 МБ
kartochka_k_lab_rab.doc 170 КБ

Предварительный просмотр:

преподавателя биологии Фокиной Ирины Геннадьевны

образовательная : способствовать формированию знаний о видоизмененных подземных побегах, их строении и функциях; раскрыть значение видоизмененных побегов в жизни растения и для хозяйственной деятельности человека.

воспитательная: способствовать развитию умений и навыков групповой работы; содействовать осознанию практической значимости изучаемого материала; продолжить формирование ответственного отношения к учебной деятельности.

развивающая: способствовать развитию умений и навыков работы с биологическими объектами; продолжить формирование общеучебных умений: анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом.

Тип: комбинированный урок.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы работы: практический метод, частично-поисковый, эвристическая беседа.

Материальное обеспечение урока: учебник Пономаревой И.Н. Биология: 6 класс; интерактивная доска; клубни картофеля, луковицы репчатого лука, корневища ириса, гербарии растений с корневищами (пырей), лупы, бланки для оформления лабораторной работы, побеги липы и комнатных растений.

Проверка подготовленности к занятию (слайд 1).

Ребята, последние несколько уроков вы изучали особенности строения вегетативных органов растения. Давайте вспомним, какие главные вегетативные органы растения вам известны?

- Что такое побег? Из каких частей он состоит?

- Побег – это сложный орган, который состоит из стебля, листьев и почек.

Давайте вспомним строение побега. Я буду зачитывать предложения, в которых пропущены слова, эти слова перед вами на слайде. По ходу моего чтения вы должны найти нужное слово.

1. Основной надземный орган растения – это … В (побег).

2.Он состоит из осевой части, которая называется … А (стебель).

3. К боковым частям побега относятся … Б (листья).

4. Участок стебля, на котором развивается лист или почка называется … Д (узел).

5. Новый побег развивается из … Г (почки).

6. Главный признак, отличающий побег от корня … З (образование листьев).

* Как называется стебель, с расположенными на нем листьями и почками?

Подготовка к основному этапу занятия.

*Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).

*Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

*Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари освещают фонари.

На больших столбах подряд лампы белые висят (ландыш).

* Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги?

- Нужно изучить строение этих органов.

* Следовательно, какова наша задача на уроке?

- Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги.

Цели урока : изучить строение и функции корневища, клубня, луковицы; доказать принадлежность их к побегам.

Посмотрите на вопросы, которые нам нужно рассмотреть на уроке.

Учебные вопросы (слайд 4)

1. Строение корневища, клубня, луковицы.

2. Функции видоизмененных побегов, их значение в жизни растений и для человека.

Изучение нового материала.

Нам предстоит доказать, что корневища, клубни, луковицы являются видоизмененными побегами. Для этого вам нужно выполнить лабораторную работу. Инструктивные карточки у вас на столах. Возьмите карточку №1. Работать будете в группах: 1 группа исследует корневище ириса, 2 группа – клубень картофеля, 3 группа – луковицу. Результаты работы занесете в карточку №2, которую затем вложите в тетрадь. Ознакомьтесь с ходом работы, прочитайте задание.

Приступайте к выполнению. Время работы 7-8 минут.

1. Корневище ( слайд 5) .

* Откуда корневище получило свое название?

- Из-за внешнего сходства с корнем.

* Как отличить корневище от корня?

- У корневища, как у надземных побегов, имеются почки, стебель, узлы и междоузлия.

Из почек весной развиваются молодые надземные побеги. Также у корневища есть видоизмененные листья - пленчатые чешуйки. От листьев могут остаться только листовые рубцы. От корневища отрастают придаточные корни.

* Обозначьте части корневища в карточке №2.

Кроме ириса, корневища имеют черника, сныть, пырей (слайд 6) .

* Вы изучили строение корневища, сделайте вывод : каким органом является корневище?

- Корневище – это видоизмененный побег, т.к. он имеет все части побега.

2. Клубень ( слайд 7).

*Как можно доказать, что клубень – это побег? Какие части вы обозначили у клубня?

- Стебель, почки, ростки.

У клубней стеблевая часть утолщенная, т.к. в ней откладываются в запас питательные вещества.

* А как называются почки у клубня?

- Почки называются глазками.

Сами клубни развиваются на верхушке подземных побегов, которые называются столонами. Клубни – это верхушечные утолщения столонов.

* Обозначьте части клубня в карточке №2.

3. Луковица ( слайд 8) .

* Что общего у луковицы с побегом?

- У луковицы есть почти плоский стебель, который называется донце. От донца отходят сухие и сочные листья. Сухие листья выполняют защитную функцию. Также имеются придаточные корни и почки, которые расположены в пазухах сочных листьев. Из почек образуются дочерние луковицы, которые называются детками или зубками.

* Обозначьте части луковицы в карточке №2.

Давайте подведем итог тому, что мы уже изучили.

* Почему корневище, клубень и луковица являются побегами?

- Потому что они, как и надземные побеги имеют стебель, листья и почки.

* А чем они отличаются от обычного надземного побега? Почему их называют видоизмененными побегами?

- Нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сочные чешуи.

* Чем можно объяснить необычное строение этих побегов?

- Различием в среде обитания, различием в функциях.

* Давайте вспомним функции частей побега ( слайд 9). Укажите соответствие частей побега выполняемой функции.

Части побега: Функции: А) - 5

А) Почка 1. Фотосинтез Б) – 1, 3

Б) Лист 2. Опорная В) – 2, 4, 6.

В) Стебель 3. Испарение воды

4. Проведение веществ

5. Образование побегов

* Какие еще функции вы можете назвать для корневища, клубни, луковицы? Вспомните, как человек использует картофель, лук, чеснок?

1. Запас питательных веществ ( слайды 10, 11).

Это главная функция подземных видоизмененных побегов. В корневищах, клубнях, в сочных листьях луковиц откладываются запасные питательные вещества, главным образом крахмал и разные сахара. Кроме того, в сочных чешуях лука и чеснока содержатся фитонци ды - летучие вещества, обладающие бактерицидным свойством и при дающие горький вкус этим растениям. Корневища многих растений накапливают вещества, которые человек использует для получения лекарственных препаратов (солодка, ландыш).

2. Вегетативное размножение ( слайды 12, 13).

3. Переживание неблагоприятных условий ( слайды 10, 14 ). Луковицы в отличие от корневища и клубня служат, прежде всего, для выживания в период жесткой летней засухи. Вода, которая содержится в тканях чешуевидных мясистых листьях луковицы, обеспечивает растению жизнь. Дикорастущие луковичные растения рябчик русский, гусиные луки в Ульяновской области охраняются.

После обсуждения функций записать их в тетрадь ( слайд 15).

Вернемся к вопросам нашего урока. На все ли вопросы мы нашли ответы? Есть ли у вас вопросы по материалу урока?

А. Проверьте себя, как вы поняли материал урока. Даны утверждения. Вам нужно оценить их правильность ( слайд 16 ).

1. Корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.

2. Подземные побеги нельзя использовать для размножения, так как у них нет почек. (Есть).

3.Клубень – это утолщенный подземный стебель растения.

4. Верхушечные и боковые почки клубня называются детками. (Глазками).

5. Наличие запасных питательных веществ отличает корневище от корня. (Наличие листьев, почек).

6. Основная масса луковицы образована листьями.

Б. Отгадайте загадки и объясните их с биологической точки зрения.

1) У лысой головки
Есть глазки и бровки,
Глаза чуть-чуть раскосы, А брови – безволосы. (Клубень картофеля)

* О каких глазках и бровках идет речь?

2) Десять бочек туго
Вставлены друг в друга,
И только дно у них одно.

(Луковица, общее дно - укороченный стебель)

* Про какие бочки и дно говорится в загадке?

3) В земле веревочка, а в ней – кладовочка. (Корневища растений - пырея, ландыша, ириса, солодки.)

* Что за кладовочка находится в корневище?

Подведение итогов занятия.

Корневище - подземный побег многолетних трав, полукустарников и кустарничков. Внешне корневище похоже на корень, но отличается от него горизонтальным расположением в почве, наличием чешуевидных листьев, рубцов от опавших почек и придаточных корней. На верхушке корневища развивается верхушечная почка, а в пазухах чешуй – пазушные почки. Из почек корневища ежегодно развиваются надземные побеги, отмирающие осенью. Внутреннее строение корневища типично стеблевое. Чаще всего, корневище является органом вегетативного размножения, а у ряда растений (кувшинка, ландыш) служит местом хранения питательных веществ.

Клубень видоизмененный побег с сильно утолщенным стеблем, в котором запасаются питательные вещества. Они возникают как утолщения на тонком подземном побеге – столоне. Место прикрепления клубня к столону называется его основанием. На клубне имеются верхушечные и боковые почки – глазки. Клубни образуются у таких растений как картофель, топинамбур. Они выполняют запасающую функцию и являются органами вегетативного размножения.

Луковица – укороченный подземный побег с сочными листьями, прикрепленными к короткому стеблю – донцу. На верхушке донца находится верхушечная почка, в пазухах сочных чешуй – боковые почки, дающие начало молодым луковицам- деткам. В сочных чешуях хранятся запасные питательные вещества. Снаружи луковица часто покрыта сухими чешуями, выполняющими защитную роль. Луковицы образуются у репчатого лука, лилии, чеснока, тюльпана.

Клубнелуковица внешне похожа на луковицу, но отличается от нее сильно разросшимся донцем, где хранятся питательные вещества. Сверху она покрыта сухими пленчатыми листьями. В клубнелуковице хорошо развиты верхушечные и пазушные почки, дающие начало цветоносному побегу и клубнелуковицам-деткам. Клубнелуковицы образуются у безвременника, гладиолуса, шафрана.





Рис.27. А-корневище:1-ландыш,2-пырей; Б-клубни картофеля, В-луковицы:1-репчатый лук,2-лилия-саранка,3-тюльпан; Г-клубнелуковица крокуса.

Лист

Лист – боковой вегетативный орган, растущий от стебля, имеющий двустороннюю симметрию и зону роста при основании. Основные функции листа:

-депо запасных питательных веществ;

-орган вегетативного размножения.

Листья большинства растений имеют черешок и листовую пластину. Листья, не имеющие черешка, называются сидячими.

Листья бывают простые и сложные. Простые листья имеют одну листовую пластину. Сложный лист состоит из нескольких листовых пластинок, прикрепленных к общему черешку при помощи собственных черешочков.

Листья располагаются на стебле в определенном порядке. Листорасположение бывает трех типов: очередное - в стеблевом узле располагаются по одному листу (береза, тополь); супротивное – от узла отходят два листа, расположенные друг против друга (клен, сирень); мутовчатое – от узла отходит не менее трех листьев (бамбук).




Рис.29. Листорасположение: 1- очередное; 2-супротивное; 3- мутовчатое

Кроме того, листья различаются по типу жилкования.Жилки – это сосудисто-волокнистые пучки, хорошо различимые на листовой пластинке. Они выполняют механическую и проводящую функции. Различают три основные типа жилкования : сетчатое, параллельное и дуговое.Сетчатое жилкование подразделяют на перистое: от главной жилки отходят более мелкие (дуб, осина); и пальчатое: главные жилки отходят от основания листовой пластинки (клен). Такое жилкование чаще встречается у двудольных растений. Для однодольных растений более характерно параллельное жилкование: жилки располагаются параллельно друг другу( пшеница, кукуруза); и дуговое – жилки располагаются в виде дуг (ландыш).


Внутреннее строение листа соответствует выполнению им основных функций. С обеих сторон лист покрыт кожицей (эпидермисом), клетки которого бесцветны и прозрачны, что способствует пропусканию света к основным тканям листа. Наружные клетки кожицы, особенно с верхней стороны листа, утолщены и покрыты слоем воска или воскоподобного вещества, что защищает лист от перегрева и излишнего испарения воды. Этому способствует погружение устьиц вглубь листа, различные виды опушения. Среди бесцветных

Рис.30. Внутреннее клеток кожицы имеются парные бобовидные клетки,

строение листа содержащие хлоропласты, между которыми имеется щель. Это

устьица, а щель между ними называется устьичной щелью. На 1кв.мм листа находится 40 -300 устьиц, а иногда и больше. Через устьица осуществляется газообмен при фотосинтезе и дыхании, а также устьица регулируют процесс испарения воды листьями (транспирацию).Под кожицей находится мякоть листа(мезофилл). Она образована основной тканью, которая является фотосинтезирующей и представлена клетками двух типов. Под верхним эпидермисом располагается один или два слоя столбчатой или палисадной паренхимы. Клетки ее заполнены хлоропластами, плотно прилегают друг к другу. Основная функция – фотосинтез. Ниже располагается рыхлая (губчатая) паренхима. Клетки ее расположены беспорядочно, в них меньше хлоропластов, много крупных межклетников. Губчатая паренхима, кроме фотосинтеза, участвует в газообмене и транспирации.

Проводящая ткань листа представлена жилками или сосудисто-волокнистымипучками. Их сосуды проводят воду и минеральные соли, а ситовидные трубки – органические вещества. Механические волокна жилок придают листьям прочность.

При выполнении листьями дополнительных функций и под влиянием условий окружающей среды могут возникать видоизменения листьев. Это могут быть:

- листовые колючки (кактус, барбарис) - выполняют защитную функцию;

- усики (бобовые) - выполняют механическую функцию, поддерживая стебель;

- мясистые листья (алоэ) – накапливают и сохраняют влагу;

- ловчие листья (росянка, мухоловка) – захватывают насекомых и переваривают их.

Нажмите, чтобы узнать подробности

9. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?
1. Корневище – это орган минерального питания растений.
2. В нижней части луковицы репчатого лука расположен плоский стебель – донце, на нём развиваются видоизменённые листья.
А) верно только 1 Б) верно только 2 В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны


10. Какой из видоизменённых органов является видоизменённым побегом?

11. Луковица - видоизмененный побег, встречающийся у
А) лилии Б) картофеля В) пырея Г) папоротника

12. Подземный побег можно отличить от видоизменённых корней по наличию у него
А) почек Б) корневых волосков В) боковых и придаточных корней Г) запасающей ткани

13. Какое растение размножается с помощью луковицы?
А) тюльпан Б) картофель В) морковь Г) земляника


14. Какой из видоизменённых органов является видоизменённым побегом?

15. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?
1. Внутренние мясистые и сочные листья луковицы лука содержат запасы воды и питательных веществ.
2. На корневищах растений находятся плёнчатые чешуйки – видоизменённые листья.
А) верно только 1 Б) верно только 2 В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

16. Отличаются по строению, но являются видоизменениями одного и того же органа растения
А) лист мака и стебель одуванчика Б) корень ржи и побег кукурузы
В) клубень картофеля и плод георгина Г) луковица тюльпана и корневище ландыша

17. В результате утолщения боковых и придаточных корней образуются
А) воздушные корни Б) корневые клубни В) корнеплоды Г) корни-присоски

18. Усики гороха посевного – это видоизменённые
А) боковые побеги Б) листочки сложного листа В) прилистники Г) выросты побега


19. Какой из изображённых органов растений является видоизменённым корнем?

20. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?
1. К видоизменённым корням относят корневища, клубни и луковицы.
2. У гороха имеются усики, которые представляют собой видоизменённые листья.
А) верно только 1 Б) верно только 2 В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны


Задания Д11 № 16766

Шишка голосеменных растений — это

Шишка – это видоизмененный побег, состоящий из оси и чешуй. В шишках образуются семена, т. е. голосеменные – высшие семенные растения.


Задание 25 № 11035

Докажите, что корневище растений является видоизмененным побегом.

1) Побег состоит из стебля, листьев, узлов, почек. Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки, на верхушке находится верхушечная почка, определяющая рост побега.

2) Внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.

3) От корневища отходят придаточные корни. Все это доказывает, что корневище — это видоизмененный побег.


Задания Д10 № 2727

Корневище – это видоизмененный побег, т. к. у него есть почки, чешуйчатые листочки и придаточные корни.


Задания Д10 № 2703

Клубень и луковица — это

К видоизмененным побегам так же относится корневище.


Задания Д10 № 2724

У моркови – корнеплод — это —

Корнеплод – это видоизмененный главный корень.


Задания Д10 № 2726

Усики гороха – это

Усики гороха — это видоизмененный лист.


Задание 23 № 11342

Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

1 — сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода

2 — придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ

3 — почка, обеспечивает рост побега


Задание 10 № 40957

Установите соответствие между растениями и видоизменениями их побегов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

1. Корневище: А) имбирь; Б) ландыш; Е) щитовник.

2. Луковица: В) чеснок; Г) тюльпан.

3. Клубень: Д) картофель.


Задания Д10 № 2725

Колючки кактуса – это

Для меньшего испарения воды кактусы листья видоизменили в иголки.


Задания Д10 № 2732

Подземный орган растения — это корень.

а,например,у орхидей-воздушные корни,разве это подземная часть растения?

Во-первых, воздушные корни - это видоизмененные придаточные корни.

Во-вторых, методом "от противного" все остальные ответы - отсеиваются


Задания Д5 № 1706

Садовую землянику размножают с помощью надземных видоизмененных побегов — усов, чтобы

При вегетативном размножении образуется организм, точная копия родительского, поэтому признаки организма сохраняются.


Задания Д10 № 12087

У какого из растений видоизменённый побег представлен луковицей?

У чеснока — сложная луковица, у картофеля — клубень, у репы — корнеплод, у томата — стержневая корневая система.


Задания Д 11 № 18328

Главный признак, по которому растения относят к определённому семейству покрытосеменных, — это

1) жизненная форма организма

2) строение цветка и плода

3) тип корневой системы

4) видоизменение побега

Главный признак, по которому растения относят к определённому семейству покрытосеменных, — это строение цветка (формула цветка) и плода


Задания Д11 № 19813

Какой орган растения показан на рисунке?

1) спороносный колос

2) собрание видоизменённых побегов

4) собрание плодов (соплодие)

На рисунке изображена шишка голосеменного растения (ели).

У голосеменных растений микро- и мегаспорофиллы (спороносные листья) образуют стробилы (шишки) - собрания спорофиллов на общей оси. У большинства голосеменных стробилы однополые. Стробилы, образованные только из микроспорофиллов, называются микростробилами, а из мегаспорофиллов - мегастробилами. Стробилы могут быть одиночными, как у многих саговников, но чаще образуют собрания.


Задание 23 № 27539

Видоизменения каких органов растения изображены на рисунках 1, 2 и 3? Для чего служат данные видоизменения? В результате какого процесса образовались такие разновидности растения?

1. 1 — видоизменённый побег, 2 — видоизменённый побег, 3 — видоизменённое соцветие (все три — видоизменённый побег).

2. Эти видоизменения служат для запасания питательных веществ.

3. Такое многообразие образовалось в результате искусственного отбора (селекции).


Задание 23 № 22971

Органы боярышника (а) и винограда (б), обозначенные на рисунках вопросительным знаком, развиваются из одинаковых зародышевых зачатков. Как называются и в результате какого эволюционного процесса сформировались такие органы, которые имеют сходный план строения и происхождения? К какому методу изучения эволюции относят наличие таких органов? Назовите, видоизменением какого органа каждого растения они являются и какую функцию выполняют.

1. А - колючка боярышника; Б - ус винограда — Гомологичные органы — органы, сходные между собой по происхождению, строению, но выполняющие разные функции. Появление их — результат дивергенции.

2. Метод изучения эволюции относят к сравнительно-анатомическим (сравнительно-морфологическим).

3. А - колючка боярышника; Б - ус винограда — это видоизменения побега.

Функция колючек боярышника — защита от поедания животными.

Функция уса винограда — дополнительная опора, крепление растения.

Дивергенция — расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции.

В первоисточнике буквой А назван барбарис, но у барбариса - колючка - это видоизмененный лист. И рисунок представлен боярышника - у барбариса на укороченных побегах развиваются нормальные листья (несколько), на удлинённых вместо листьев — колючки.

Читайте также: