Во поле береза стояла описание

Обновлено: 02.07.2024


Содержание

Содержание

Это женская песня, которая поется от первого лица. В ней рассказывается о героине, судя по всему, выданной замуж за старого и нелюбимого, которая собирается пойти в рощу, срезать с березы пруты и сделать музыкальные инструменты, которыми она будит старого мужа и/или молодого возлюбленного, и предлагает ему/им различные предметы, чтобы он/они могли со сна привести себя в порядок.

(. ) Во полѣ береза стояла,
Во полѣ кудрявая стояла;
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Я жъ пойду, погуляю,
Бѣлую березу заломаю;
Срѣжу съ березы три пруточка,
Сдѣлаю три гудочка,
Четвертую балалайку;
Пойду на новыя на сѣни,
Стану въ балалаечку играти,
Стану я стараго будити:
Встань ты, мой старый, проснися,
Борода сѣдая, пробудися!
Вотъ тебѣ помои, умойся!
Вотъ тебѣ рогожка, утрися! (. )

Существует несколько вариантов текста песни различной полноты. В них описываются и порой варьируются (выделено курсивом):

  • Действия, предпринимаемые лирической героиней:
    • Я ж пойду, погуляю
    • Белую березу заломаю / Срежу с березы три пруточка, / Сделаю три гудочка(конец распространённого варианта песни), / Четвертую балалайку.
    • Пойду на новыя на сени, / Стану в балалаечку играти, / Стану я стараго (милаго) будити
    • Старый (борода седая) — 1-я половина песни
    • Милый (душа моя) — 2-я половина песни
    • помои/умоечки/грязна вода (умойся), рогожка/онуча/рукотерничек/тряпица (утрися), лопата/заслонка (помолися), борона (расчешися), лапотки (обуйся), шубенка (оденься), дорожка (прогуляйся), камень/кирпичик/простокиша (удовися/подавися/захлебнися).
    • водица/ключева вода (умойся), полотенце/платочек (утрися), икона (помолися), гребешок (расчешися), башмачки (обуйся), кафтанчик (оденься), войди в терем (веселися).

    Встречается также вариант с заменой берёзу на рябину (Я пойду рябину заломаю) [1] .



    У нас в году два праздника:
    Семик да Троица.
    Аи лиле, да лиле,
    Семик да Троица.

    Также указывают на существование обряда, связанного с тем же деревом, целью которого было обеспечение плодородия: молодую березу на краю поля срубали, с песнями носили по селу, а затем топили в реке либо же разрубали и разбрасывали по полю, передавая таким образом растительную силу дерева полю [3] .

    Датировка



    Первые упоминания о песне относятся к концу XVIII века, хотя, вероятно, она датируется более ранним периодом.

    Версия с авторством Ибрагимова

    Информация о произведении Ибрагимова вызывает путаницу с установлением авторства [11] .

    Переводы

    На английском языке существует в переводе под названием In The Meadow Stood a Little Birch Tree и пользуется достаточным распространением [14] .

    Ритм стихотворения

    С. М. Бонди анализирует строки песни (цит. с купюрами) [15] : «Первое впечатление от этого стихотворения — большая неравномерность его ритма. Стихи второй, третий, четвертый и шестой очень отчетливы по ритму („Во поле кудрявая стояла“ и проч.). Это то, что в классической метрике называется пятистопный хорей. Остальные же стихи — неравномерные. В первом стихе — „Во поле береза стояла“, как будто не хватает в середине одного слога. Стих как бы несколько спотыкается. Пятый стих — „Я ж пойду погуляю“ — словно бы совсем другого ритма. Больше всего он похож на стих двухстопного анапеста (с ударением на первом слоге). Таким образом, после ряда ровных пятистопных хореев здесь резко сламывается ритм, для того чтобы в следующем (6-м стихе) снова появился ровный хорей — „Белую березу заломаю“. Седьмой стих — „Срежу с березы три пруточка“ — начинается как будто в дактилическом ритме: „Срежу с березы“, но затем этот ритм сбивается лишним слогом: „…три пруточка“. Два последних стиха („Сделаю три гудочка, Четвертую балалайку“) — кажутся в этом контексте совершенно прозаическими, вовсе лишенными ритма. Получается такой ритмический ход всего отрывка: начавшись одним слегка неравномерным стихом, он выравнивает свой ритм в ряде вполне гладких, ровных хореических стихов (2-й, 3-й, 4-й). Затем происходит новый слом ритма, в 5-м стихе, новое возвращение к равномерному ритму в 6-м — и заканчивается отрывок двумя совершенно прозаическими строчками.



    Музыка

    Am. Dm.Am. E7..Am
    Во поле береза стояла,
    . Dm. Am. E7. Am
    Во поле кудрявая стояла,
    E7. Am. E7..Am
    Люли, люли стояла,
    E7. Am. E7..Am
    Люли, люли стояла [16] .

    Существуют переложения этой мелодии для гитары А. О. Сихры, вариации для скрипки И. А. Хандошкина, песенные и хоровые аранжировки А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева, П. П. Булахова, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева и других композиторов.

    Влияние

    Еще дуют холодные ветры
    И наносят утренни морозы.
    Только что на проталинах весенних
    Показались ранние цветочки,
    Как из чудного царства воскового,
    Из душистой келейки медовой
    Вылетала первая пчелка,
    Полетела по ранним цветочкам
    О красной весне поразведать:
    Скоро ль будет гостья дорогая,
    Скоро ли луга позеленеют,
    Скоро ль у кудрявой у березы
    Распустятся клейкие листочки,
    Зацветет черемуха душиста.

    Стихи и песни

    В прозе

    Ссылки

    Литература

    Примечания

    • Народные песни России
    • Песни по алфавиту

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Во поле берёза стояла" в других словарях:

    Берёза — У этого термина существуют и другие значения, см. Берёза (значения). Берёза … Википедия

    БЕРЁЗА — Лиственное дерево семейства березовых с белой с темными разводами корой и пахучими сердцевидными листьями. Одно из самых распространенных деревьев на территории России. берёза растет обычно в смешанном лесу* или в березовых рощах березняках. В… … Лингвострановедческий словарь

    Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле — У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Сергия Радонежского. Православный храм Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле … Википедия

    Ибрагимов, Николай Михайлович — Николай Михайлович (Нигмат Мисаилович) Ибрагимов (1778, Казань 17 апреля 1818, Казань) поэт, педагог, один из инициаторов создания Казанского общества любителей отечественной словесности; считается, что он мог быть автором известного… … Википедия

    Семик — Эту статью предлагается разделить на несколько других статей. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К разделению/4 августа 2012. Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связности, и предлагается разнести… … Википедия

    Симплока — (греч. symploke сплетение) фигура стилистическая (См. Фигуры стилистические) повторение начальных и конечных слов в двух и более стихах или членах фразы (т. е. соединение анафоры и эпифоры (См. Эпифора)), например «Во поле берёзонька… … Большая советская энциклопедия

    Симплока — (от др. греч. ςιμπλοκε сплетение) стилистическая фигура повторения слов в смежных стихах или фразах. Как правило, определяется как сочетание эпифоры и анафоры, то есть повторение начала и конца с вариацией середины[1], например, «Во поле берёза… … Википедия

    Мелодия — (греч. melodia, от melos напев, песня и odn песня, пение) одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему, ведущему голосу, тогда как второстепенные средние голоса … Музыкальная энциклопедия


    Творческая встреча

    Старый-старый Новый год


    ЦБС Коврова: 14 января библиотека № 12 вместе с третьеклассниками школы № 22 отмечали старый Новый год. Что это за праздник такой, дублирующий привычный Новый год? Во время историко-этнографической программы ребята узнали - откуда идет начало празднования Нового года.

    М. Сперанский - гуманист, политик, реформатор


    ЦБС Коврова: 11 и 14 января библиотека №7 провела познавательные программы о М. М.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    История песни

    более полувека назад в популярной серии книг “Библиотека поэта” был издан сборник русских романсов и песен. Конечно, там была и песня “Во поле березка стояла…”, ведь это одна из самых знаменитых русских песен, которая известна буквально во всем мире. В комментариях было коротко сказано, что текст песни написал татарский поэт Нигмат Ибрагимов. Это было удивительно, что слова к популярнейшей русской песне написал татарин. Захотелось узнать о нем как можно больше. И хотя сведений о нем сохранилось не так много, из того, что написано о нем, перед нами встает образ талантливейшего, интересного человека .

    более полувека назад в популярной серии книг “Библиотека поэта” был издан сборник русских романсов и песен. Конечно, там была и песня “Во поле березка стояла…”, ведь это одна из самых знаменитых русских песен, которая известна буквально во всем мире.

    В комментариях было коротко сказано, что текст песни написал татарский поэт Нигмат Ибрагимов. Это было удивительно, что слова к популярнейшей русской песне написал татарин. Захотелось узнать о нем как можно больше. И хотя сведений о нем сохранилось не так много, из того, что написано о нем, перед нами встает образ талантливейшего, интересного человека .

    В то время, когда жил Нигмат, многие любители поэзии увлекались тем, что чужие понравившиеся стихи дописывали, переделывая на свой лад, вкладывая свои мысли. В конце 18 века была издана книга собирателя русских песен Николая Львова-Прача, которую с огромным интересом читал Нигмат Ибрагимов. Ему особенно нравилось стихотворение о кудрявой березке. Оно настолько увлекло его, что он решил дописать свои строфы. Вот некоторые из них:

    В то время, когда жил Нигмат, многие любители поэзии увлекались тем, что чужие понравившиеся стихи дописывали, переделывая на свой лад, вкладывая свои мысли. В конце 18 века была издана книга собирателя русских песен Николая Львова-Прача, которую с огромным интересом читал Нигмат Ибрагимов. Ему особенно нравилось стихотворение о кудрявой березке. Оно настолько увлекло его, что он решил дописать свои строфы. Вот некоторые из них:

    1.Во поле березка стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли-люли стояла, Люли-люли стояла. 2.Некому березу заломати, Некому кудряву заломати. Как пойду я в лес погуляю, Белую березу заломаю, 3.Срежу с березы три пруточка, Сделаю себе я три гудочка. Вы гудочки не гудите, Стара мужа не будите. 4.Муж старый спит с похмелья, Муж старый спит с перепою. Нелюб не умом взял, не приятством, Взял большой родней и богатством. 5.С милым мы глазами сговорились, С милым мы сердцами подарились. Скоро ли, – ох, милый, не дождуся!- Я с тобой свиданьем наслажуся? Люли-люли, и т.д.

    1.Во поле березка стояла,

    Во поле кудрявая стояла,

    2.Некому березу заломати,

    Некому кудряву заломати.

    Как пойду я в лес погуляю,

    Белую березу заломаю,

    3.Срежу с березы три пруточка,

    Сделаю себе я три гудочка.

    Вы гудочки не гудите,

    Стара мужа не будите.

    4.Муж старый спит с похмелья,

    Муж старый спит с перепою.

    Нелюб не умом взял, не приятством,

    Взял большой родней и богатством.

    5.С милым мы глазами сговорились,

    С милым мы сердцами подарились.

    Скоро ли, – ох, милый, не дождуся!-

    Я с тобой свиданьем наслажуся?

    Песня – о женской доле и поется женскими голосами. Она о том, что девушку выдали замуж за старого, нелюбимого. Это, кстати, одна из главных тем в поэзии Ибрагимова. Этот текст стал основным в песне о березке, именно его исполняют певицы, конечно в сокращенном виде.

    Песня – о женской доле и поется женскими голосами. Она о том, что девушку выдали замуж за старого, нелюбимого. Это, кстати, одна из главных тем в поэзии Ибрагимова. Этот текст стал основным в песне о березке, именно его исполняют певицы, конечно в сокращенном виде.

    Из песни видно, как хорошо Ибрагимов знал русские народные обычаи. “Заломати березу” – это целый большой обряд. Березу наклоняли до земли, связывали ее с травой, потом надламывали верхушку, украшали деревце венками, водили вокруг него хороводы. После этого девушки “кумались”, то есть клялись в дружбе, целовались, угощали друг друга. Вот что стоит за двумя словами песни.

    Из песни видно, как хорошо Ибрагимов знал русские народные обычаи. “Заломати березу” – это целый большой обряд. Березу наклоняли до земли, связывали ее с травой, потом надламывали верхушку, украшали деревце венками, водили вокруг него хороводы. После этого девушки “кумались”, то есть клялись в дружбе, целовались, угощали друг друга. Вот что стоит за двумя словами песни.

    Считается, что музыка к песне появилась в начале 19 века. Автор ее неизвестен, и она по праву считается народной. Яркая, красивая и нежная мелодия всегда привлекала композиторов. Вариации на тему “Березки” писали А.Гурилев, А.Варламов, П.Булахов. Михаил Глинка использовал песню в своей “Тарантелле”. Петр Чайковский сделал мелодию песни главной темой своей четвертой симфонии, и благодаря ему “Березку” узнали во всем мире. В наше время Дмитрий Шостакович использовал мелодию “Во поле березка стояла” в незавершенной опере “Большая молния”, а Альфред Шнитке – в опере “Жизнь с идиотом” по рассказу Виктора Ерофеева. Звучит песня в фильме “А зори здесь тихие”.

    Считается, что музыка к песне появилась в начале 19 века. Автор ее неизвестен, и она по праву считается народной. Яркая, красивая и нежная мелодия всегда привлекала композиторов. Вариации на тему “Березки” писали А.Гурилев, А.Варламов, П.Булахов. Михаил Глинка использовал песню в своей “Тарантелле”. Петр Чайковский сделал мелодию песни главной темой своей четвертой симфонии, и благодаря ему “Березку” узнали во всем мире. В наше время Дмитрий Шостакович использовал мелодию “Во поле березка стояла” в незавершенной опере “Большая молния”, а Альфред Шнитке – в опере “Жизнь с идиотом” по рассказу Виктора Ерофеева. Звучит песня в фильме “А зори здесь тихие”.

    Поэт Евгений Евтушенко также был удивлен и восхищен, узнав, что текст песни о кудрявой березке создал татарский поэт. Это вдохновило его на такие стихи: К сожалению, мало известно, Но достоин тот факт пьедестала, Что татарином создана песня “ Во поле березка стояла…” И за это, мой названный брат, Честь тебе, Ибрагимов Нигмат.

    Поэт Евгений Евтушенко также был удивлен и восхищен, узнав, что текст песни о кудрявой березке создал татарский поэт. Это вдохновило его на такие стихи:

    Зачем, спрашивается, берёзку ломать? Кому она мешает? Что за варварские замашки:
    Я ж пойду погуляю
    Белую березу заломаю
    .

    берёзка на Троицу

    Некоторые думают, что незаломанная берёза - символ девушки со всеми вытекающими. но заметьте - песня-то от имени женщины! Ей-то зачем. Можно, конечно, вспомнить песню полностью, но многим яснее не станет.

    Во поле береза стояла
    Во поле кудрявая стояла
    Люли, люли стояла
    Люли, люли стояла
    Некому березу заломати
    Некому кудряву заломати
    Люли, люли заломати
    Люли, люли заломати
    Я ж пойду погуляю
    Белую березу заломаю
    Люли, люли заломаю
    Люли, люли заломаю
    Срежу с березы три пруточка
    Сделаю три гудочка
    Люли, люли три гудочка
    Люли, люли три гудочка

    А дальше - есть варианты:

    Четвертую балалайку,
    Пойду я на новые сени,
    Люли, люли на сени.
    Люли, люли на сени.

    Стану в балалаечку играти,
    Стану я милого будити.
    Люли, люли будити,
    Люли, люли будити:

    Встань ты, мой милый, проснися,
    Ты, душа моя, пробудися.
    Люли, люли пробудися.
    Люли, люли пробудися.

    Пойдем в терем веселиться.
    Пойдем в терем веселиться,
    Люли, люли веселиться.
    Люли, люли веселиться.

    Четвертую балалайку,
    Четвертую балалайку,
    Люли-люли, балалайку,
    Люли-люли, балалайку.

    Пойду на новые на сени,
    Стану в балалаечку играти,
    Люли-люли, играти,
    Люли-люли, играти.

    Стану я старого будити,
    Встань, ты мой старый, проснися,
    Люли-люли, проснися,
    Люли-люли, проснися.

    Борода седая, пробудися,
    Вот тебе помои, умойся,
    Люли-люли, умойся,
    Люли-люли, умойся.

    Вот тебе рогожа, утрися,
    Вот тебе лопата, помолися,
    Люли-люли, помолися,
    Люли-люли, помолися.

    Песня "Во поле береза стояла" была издана в сборнике "Собрание народных русских песен с их голосами" в 1790 г.

    берёзка на Троицу

    И я б до сих пор не поняла про что там поётся, если б однажды мама не сказала:
    -А мы раньше на Троицу берёзку ходили завивать!

    -Это как? - удивилась я: "завивать" берёзку - тоже дело непонятное.
    -Мы наряжались, брали угощенье и уходили с девчонками в лес, находили берёзку, украшали, привязывали разноцветные ленточки. А потом пели песни, плясали, веселились вовсю.

    берёзка на Троицу

    Правда, в некоторых источниках упоминают, что где-то целовались не с подружками, а с берёзой. Где-то берёзу наряжали в женские наряды, вешали бусы, приделывали куделю - типа волос. Некоторые усматривают в берёзе некий языческий образ прародительницы - и вот ей-то изначально и предназначалось и украшения, и жертвенные дары, что в последствии превратилось в девичий праздник с гулянием и угощением. Основу троицкой трапезы составляли, конечно же, яйца.

    Место для кумления - под берёзовыми ветвями - тоже могли оборудовать по-разному. Можно было просто стоять под плакучими ветвями, кто-то пишет, что целовались через берёзовый венок. В некоторых источниках упоминают как раз про "заломати": для этого выбирали гибкое деревце, ветви которого сплетали в косу и пригибали к земле, закрепляя колышком. Иногда брали верхушки двух рядом стоящих деревьев и связывали между собой. Получалась своеобразная арка - там и кумились. В некоторых местах делали огромные венки из крон 2-4 деревьев.

    "Завивать" и "заламывать" берёзку - это всё обрядовые действа на Троицу. В разных регионах нашей огромной страны они, конечно, отличаются, и порой, очень и очень. Но суть их - в праздновании прихода лета и девичьих гаданиях - впрочем, как на зимние Святки.

    берёзка на Троицу

    Девушки на Троицу завивали на берёзах венки, чтобы погадать на свою дальнейшую судьбу. Венки завивали прямо на живой берёзе, украшая лентами, например. В старину для этого часто выбирали Семик (четверг на седьмой неделе после Пасхи), а расплетали на Троицу. Наступал обряд "развивания". По венку судили о дальнейшей своей женской судьбе. Если венок развился – это очень плохой знак. Если он завял или совсем засох, то это к крупной перемене в жизни: либо к свадьбе, либо к смерти. А если венок остался зеленым – то замужество пока не предвидится, придется посидеть в девках. Те, у которых венок не повял, принимались развевать его не спеша, расправлять каждую ветку и петь при этом веселую песню. Если же твой венок пожух, то отходи в сторону, пой печальную песню, переходящую в плач.
    Кстати, толкование тоже могло различаться по регионам.

    Позже завивание и заламывание берёзы, видимо, ограничилось привязыванием к ней разноцветных ленточек.

    Троица без берёзы, как Рождество без ёлки. Берёзовыми ветками и даже целыми срубленными деревцами украшали дома - от стен до потолка, церкви и улицы. Иногда "высаживали" на деревне целые аллеи. В церкви могли их ставить по нескольку штук - у иконостаса, а в доме берёзовыми веточками украшали обязательно и красный угол с иконами - считалось, что это может уберечь дом от грозы и молнии. Берёзовые обереги вешали и в хлев для скота.

    Девушки в Троицу и Духов День делали себе берёзовые венки не только на голову -их могли носить и на шее, и на запястьях рук. Считается, что в понедельник, после Троицы - в Духов день - сходит благодать не только на берёзу, но и на всю флору и фауну. Все травы будут самыми целительными полезными. Потому на Руси после Троицы наступал период заготовки берёзовых веников- на Троицу веники строятся!. В это время в листьях и ветвях содержится максимальное количество эфирных масел. Если опоздать с нарезкой, то листья становятся жесткими, при замачивании с такого веника листья быстро облетают. Конечно, нельзя брать ветви с берёз, которые выросли в мегаполисах или вдоль обочин нагруженных дорог- они впитали в себя столько гадости, что и природа, и Духов день бессильны!

    Праздник предусматривал разные гуляния, игры, переодевания, в которых действительно много от святок.

    Все берёзовые атрибуты праздника, как правило, по окончанию или сжигали, или пускали в реку.

    берёзка на Троицу

    Вообще, если вдуматься, то берёза для крестьянина была благословенным даром: она давала дрова, лапти, бересту для письма и посуды, лечебные берёзовые почки, бруньки, берёзовый сок, веники для бани, дёготь, смолу и пр. Неудивительно, что она стала символом и главным действующим лицом одного из праздников. Конечно, в старину не рубили берёзу бездумно - существовали правила, сроки и мудрость веков. Весной трогать берёзу было нельзя. А на Троицу вот такая вырубка молодых деревьев не была актом вандализма, а могла быть этаким профилактическим мероприятием против загущения леса, например. А это очень актуально: вот сейчас леса заросли настолько, что там пройти бывает совсем невозможно. Но самое главное - молодая поросль захватывает поля: возможно, традиции по вырубке молодняка на Троицу помогали этого избежать.

    Пойдём, девОчки,
    Завивать веночки!
    Завьём веночки,
    Завьём зелёные!
    Стой мой веночек
    Всю недельку зелен,
    А я , молодёшенька,
    Весь год веселёшенька!"

    Читайте также: