Схема посадки саженцев в питомнике

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024




В комбинированной школе саженцы древесных пород выращивают 6-12 лет при расстоянии между рядами 2,4….4,5 м. Между рядами древесных пород высаживают 2 (рисунок 7.1 а) или 4 (рисунок 7.1 г) ряда кустарника со сроком выращивания 2-3 года. В результате неоднократной выкопки кустарника происходит двустороннее обрезание корневой системы у саженцев, оставляемых в школе. Например, для выращивания саженцев ели растения высаживают в 3-5 рядов (рисунок 7.1 б и 7.1 в) или кратное их число (рисунок 7.1 д и 7.1 е) со сроком выращивания 2-3 года чередуют с рядом лиственных или хвойных древесных пород со сроком выращивания 6-12 лет. В ряду саженцы кустарников и ели высаживают через 0,1…0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания – через 0,7…1,0 м. Примером комбинированной посадки в школе может служить посадка двухлетних сеянцев рябины, которые высаживают по схеме 2,5 х 0,4 м (рядовая посадка), с последующей посадкой в междурядьях трехрядной ленты кизильника по схеме 45-45-60 см с шагом посадки 0,2 м. Срок выращивания рябины - 4 года, кизильника - 2. Через два года после посадки саженцы кизильника выкапывают, почву дискуют и здесь вновь высаживают по той же схеме сеянцы кизильника. Рябина же продолжает расти в рядах. По истечении еще двух лет и кустарник, и деревья (рябину) выкапывают, освободившуюся площадь пускают под пар. Схема ленточной посадки саженцев в однопородной древесной школе представлена на рисунке 7.2. Количество рядов в ленте, а так же шаг посадки варьируется в зависимости от породного состава и возраста выращиваемых саженцев.


Целесообразно использовать схемы посадки в школе такие же, как и схемы посева семян в посевном отделении питомника, чтобы культиватор с одной настройкой можно было использовать для уходов за посевами и посадками в школах.Густоту посадки в школьном отделении определяют по формуле: для рядовых посадок

где N- густота посадки на 1 га, шт.; р - расстояние между рядами, м ; с - шаг посадки, м; В - ширина ленты вместе с межленточным промежутком, м; Б - число рядов в ленте, шт. Уходы за высаженными в школу растениями заключаются в рыхлении почвы, прополке сорняков, поливах, подкормках и борьбе с вредителями и болезнями растений. Рыхление почвы проводят на глубину 7-12 см культиваторами КРН-2,8МО, ПРВН-2,8 при уходе за рядовыми и ленточными посадками и культиваторами КФП-1,5, КПП-1,5, КФУ-1,5, КРСШ-2,8А - при уходе за ленточными посадками с шириной ленты и межленточного промежутка, равного 1,5 м. Эти культиваторы седлают ряд, высота растений в котором не превышает 60 см. Количество уходов зависит от лесорастительной зоны и составляет 4-5 в первый год выращивания, 3-4 - во второй год и 2-3 - в последующие годы. В районах с малоснежными суровыми зимами осенние рыхления заменяют окучиванием саженцев. Поливы проводят 2-8 раз в год в зависимости от лесорастительной зоны и метеорологических условий года выращивания. Норма одновременного полива - 300-600 м3/га. Сухие корневые подкормки обычно проводят одновременно с культивацией почвы и с обязательным последующим поливом. Опрыскивание гербицидами рационально выполнять сразу же после окончания посадки, пока поверхность поля свободна от сорняков. Дозы велпара для обработки посадок сосны следует выбирать в пределах 0,5-2,0 кг/га, остальных триазинов для обработки сосны, ели, кедра - 2-4 кг/га. Для саженцев барбариса обыкновенного, шиповника, вяза обыкновенного, клена ясенелистного можно применять пропазин и симазин в дозах - 1-4 кг/га. В посадках древесных и кустарниковых пород, более чувствительных к триазинам (лиственницы, березы, жимолости, сирени, липы, спиреи, караганы древовидной), следует применять минимальные дозы симазина и пропазина (0,5-1,0 кг/га). Для уходов за посадками елей при наличии на поле отросших сорняков может быть использован раундап после окончания вегетативного роста в дозах 2-3 кг/га. В посадках ели, сосны и кедра до начала роста растений можно применять гоал (1-2 кг/га). У саженцев ели в целях формирования компактной корневой системы в конце июля - начале августа, в год, предшествующий выкопке, производят вертикальную подрезку корней растущих растений на расстоянии 5 см по радиусу от корневой шейки растений. Подрезку осуществляют корнеподрезчиком КН-1 или вручную остро отточенной лопатой. У саженцев лиственных пород с длительным сроком выращивания для последующего озеленения населенных мест формируют штамб и крону. Школы (плантации) новогодних елей создают трехлетними сеянцами. Срок выращивания их в школе – 5-12 лет и более. Оптимальной густотой посадки сеянцев при создании школ новогодних елей считается 20 тыс. шт./га со схемой посадки 1,0 x 0,5 м. Во время основной обработки почвы желательно внесение органических удобрений. После посадки сеянцев в школу, в первый год в течение лета проводят трехкратную корневую подкормку полным удобрением N100P100K50. В течение трёх-четырех лет проводят химические уходы за почвой, после чего необходимость в них отпадает, т.к. кроны начинают смыкаться. В возрасте 9 лет (3+6) вырубают 50 % елок: через одну в ряду. Оставшиеся растения, размещенные по схеме 1х1 м, доращивают в течение 4-х лет. Такое размещение дает возможность вырастить растения с широкой низко опущенной кроной и хорошим ветвлением. В возрасте 15 лет (3+12) ели достигают высоты 1,5-2,5 м. Новогодние ели должны быть срублены и реализованы в течение 10-15 дней. Чтобы удлинить срок заготовки и реализации новогодних елок, рекомендуется их хранение в полиэтиленовой упаковке, что позволяет начать заготовку за 1,5-2 месяца до наступления Нового года. Весной на освободившейся от деревьев площади проводят корчевку пней, через месяц, когда земля с корней осыплется, проводят вычесывание корней и удаление с площади пеньков. Затем проводится вспашка почвы кустарниково-болотными плугами. В течение лета участок содержат под чистым (дискование БДНТ-2,2) или занятым паром (предпочтение отдается пропашным культурам). После уборки сельскохозяйственной продукции почву осенью пашут без оборота пласта и весной производят посадку сеянцев ели. Примерный перечень задач: 1. Рассчитать число посадочных мест в школьном отделении, если расстояние между рядами 0,8 м, в ряду - 0,5 м. Подобрать сажалку и культиватор для этой схемы посадки. 2. Уплотненную школу ели создают сажалкой СШ-3/5 в пятирядные ленты, шаг посадки 10 см. Рассчитать число посадочных мест и подобрать культиватор для уходов. 3. Рассчитать число сеянцев кедра, нужное для создания уплотненной школы на площади 0,75 га. Схема посадки ленточная пятирядная, шаг посадки - 0,1 м. Подобрать сажалку и культиватор. 4. В питомнике ежегодно производят посадку ели в уплотненную школу на площади 7 га по ленточной пятирядной схеме с шагом посадки 20 см. Определить число посадочных мест, подобрать сажалку и культиватор. 5. Рассчитать площадь школьного отделения, необходимого для выращивания 170 тыс. саженцев кедра. Схема посадки ленточная пятирядная, шаг посадки 0,3 м, планируемый отпад - 15 %. 6. Рассчитать площадь школьного отделения, необходимого для выращивания 60 тыс. саженцев сирени. Схема посадки 45-45-60, шаг посадки – 40 см. Планируемый отпад - 20 %. 7. Рассчитать площадь школьного отделения, необходимого для выращивания ежегодно 1400 тыс. штук саженцев ели в течение двух лет, если посадку сеянцев производят в 10-рядные ленты с размещением 0,1х0,1 м и межленточным расстоянием – 60 см. Планируемый отпад 16 %. 8. Рассчитать площадь школьного отделения питомника, необходимого для выращивания ежегодно 1500 тыс. штук саженцев кедра в течение четырех лет. Схема посадки 50-50-50, шаг посадки 0,8 м. Планируемый отпад – 20 %. 9. Рассчитать количество саженцев рябины и саженцев жимолости, выращиваемых в комбинированной школе на площади 1 га. Схема посадки сеянцев рябины - 2,5х0,4 м; сеянцы жимолость высаживают в междурядьях по 3 ряда, шаг посадки - 0,3 м. Подобрать сажалки и культиватор. 10. Рассчитать число посадочных мест на 1 га по породам в комбинированной школе, если кулисные ряды заложены на расстоянии 4 м друг от друга, шаг посадки 0,5 м; кустарники высажены двумя пятирядными лентами сажалкой СШ-3/5 с шагом посадки 0,2 м. Подобрать культиватор для ухода. Контрольные вопросы 1. Чем отличается технология выращивания саженцев в простой, комбинированной и уплотненной школах? 2. Расскажите о преимуществах саженцев перед сеянцами? Какова ваша точка зрения на это? 3. Какова особенность выращивания саженцев отдельных древесных пород? 4. Обоснуйте агротехнику выращивания саженцев породы, указанной в задании курсового проектирования. 5. Какие мероприятия проводят по уходу за саженцами?

Читайте также: