Сеют землю рожью а живут ложью

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

© Резников К. Ю., 2012

В последующих главах обсуждаются исторические мифы о правлении первых Романовых и реформах Петра I. Согласно одной группе мифов, Московское государство представляло застойное болото, с каждым годом всё более отстающее от Европы. Страна неизбежно стала бы колонией, если бы не Пётр, железной рукой вытащивший Московское царство из азиатчины и преобразовавший в мощную Российскую империю. Другие мифы исходят из идеализации допетровской Руси, где царь, православная церковь и народ существовали в симфонии, основанной на соборности. Романовы заимствовали лучшее из Европы, в частности, военные реформы. Но заимствования не ломали русскую культуру и не вносили отчуждённость в общество. Приход Петра сломал естественный ход развития России и расколол общество, что, в конечном итоге, привело к революции.

Анализ фактов о допетровской и петровской России показывает преемственность внешней и даже (в плане тенденции) внутренней политики Петра I. Церковная реформа, приведшая к Расколу, вызвала потрясения не меньшие, чем реформы Петра I. Не Пётр начал и вестернизацию страны, но в отличие от предшественников он заимствовал из Европы не только навыки и технологии, но механизмы научно-технического прогресса – школы, мастерские, училища, гимназии и Академию наук. Рассмотрена трактовка образа Петра в научной и художественной литературе и кино. Сделан вывод, что единого мнения о Петре не сложилось. Борьба мифологий о Петре продолжается.

1. Смутное время. Начало

Смутъ недоброе дело. Она смутом по домам ходитъ. Смута,… тревога, переполохъ; | возмущенье, возстанье, мятежъ, крамола, общее неповиновение, раздоръ меж народомъ и властью; |… | домашния ссоры, дрязги, перекоры; наушничество, наговоры и следствия ихъ.

1.1. Смутное время в истории России

К началу ХХ в., благодаря трудам В. О. Ключевского и С. Ф. Платонова, сложилась концепция Смуты, согласно которой Смуту изначально породили ошибки Ивана Грозного, затеявшего изнурительную Ливонскую войну и разорившего Россию опричниной. Дальнейшее явилось следствием пресечения династии Рюриковичей, борьбы за власть боярства, претензий дворян и недовольства закрепощаемых крестьян. Голод 1601–1602 гг. и появление Самозванца запустили гражданскую войну; к ней добавилась польская интервенция. Все же в народе нашлись силы собрать ополчение и освободить Москву. В такой трактовке Смута является важнейшим периодом российской истории, подготовившим укрепление государства с воцарением Романовых.

Полный список поговорок про родину, которые мы собрали для вас на одной странице.

И конь на свою сторону рвётся, а собака отгрызётся да уйдёт.

Потерявши землю, слёзы льют семь лет, потерявшим родину — утешенья нет.

На чужбине и сладкое в горчицу, а на родине и хрен за леденец.

Гвоздь подкову спасёт, подкова — коня, конь — храбреца, храбрец — родину.

Нет земли лучше родины своей. Лучше, чем на родине нет людей.

Жил—был молодец: дома не видал веселья, ушёл на чужбину — заплакал.

Московские люди землю сеют рожью, а живут ложью (старин.).

Лучше на родине кости сложить, чем на чужбине славу добыть.

На чужой стороне и сладкое — горчица, на роди­не и хрен — леденец.

Сокол на одном месте не сидит, а где птицу видит, туда и летит.

Не расти траве на Неве—реке, не владеть чужим землей русской.

Ни там, ни тут не равен дому дом: там ложкою дают, здесь — черпаком.

Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел.

Русак не дурак: поесть захочет — скажет, присесть захочет — сядет.

Не тот человек, кто для себя живет, а кто за родину в бой идет.

Хлеба—соли покушать, красного звону (матушки Москвы) послушать.

Каменный дождь в родном краю лучше золотого дождя на чужбине.

Велика святорусская земля, а правде нигде нет места.

Тучи соберутся — то будет дождь; народ соберётся — то будет сила.

Одна сваха чужу сторону нахваливает, а сама дома сидит.

Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.

Руси есть веселие пити, не может без него быти (Владим.I).

Что за благо чужой дом: ни тебе печали о воде, ни тебе печали о дровах.

С огнем, водой, с ветром не дружись, а дружись с землей.

Только тому почет будет, кто родину не на словах, а делом любит.

Лучше на родине быть чабаном, чем на чужбине султаном.

Чем быть человеком без родины, лучше покойником без савана.

Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.

Русским богом да русским царем святорусская земля стоит.

Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словохотливая.

В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.

В родном краю и холст мягок, в незнакомой стороне и шёлк грубее холста.

Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят.

Как бы ни было сладко жить на чужбине, всегда тянет к родной стороне.

Не отрекайся от земли русской — не отречется и она от тебя.

У себя в стране — почтенный старец, а на чужбине — что последний пёс.

Видно, город велик, что семь воевод (московская семибоярщина).

В чужом доме побывать — в своём гнилое бревно увидать.

Человек, который не изведал чужбины, не знает цену человека.

Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.

Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как—нибудь.

Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.

В Москву бресть (идти) — последню копейку (деньгу) несть.

На Крестце не стрельцам сбор (т.е. не место, нейдет. В Москве были особые площади для сходки разных сословий).

Русак не дурак: поесть захочет - скажет, присесть захочет - сядет.

Новгород, Новгород, а постарше старого.

Кижила (Переяславский уезд) из ума вон выжила. Кижане золотую грамоту просили.

Живет в Туле да ест дули.

Земля русская вся под богом.

На Руси никто с голоду не умирывал.

Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

Питер женится, Москва замуж идет.

Новгород - отец, Киев - мать, Москва - сердце, Петербург - голова.

Нижегород - либо мот, либо вор, либо пьяница, либо жена гулявица.

Что русскому здорово, то немцу смерть.

В Романовщине (Ром. околоток, того же уезда, мелкопоместный) столько барских дворов, сколько у зайца ломов (т. е. прыжков).

Псковичи - капустники, мякинники, ершееды.

В Вильне семь дорог для жида да три для поляка.

Хохол не соврет, да и правды не скажет.

Полтава сидит на горе, как пава, а в грязи, как жаба.

Днепр - быстрый, широкий.

Славна Москва калачами, Петербург усачами.

Московские люди землю сеют рожью, а живут ложью (старин.).

Два брата с Арбата, а оба горбата.

Бей русского, часы сделает. Русский что увидит, то и сделает.

Русский человек любит авось, небось да как-нибудь.

Кимряки - летом штукатуры, зимой чеботари.

Костромичи в кучу, а ярославцы прочь (врознь).

Судиславцы - грибовники. Кологривцы - дегтярники.

Село Воронье - днем семидесяти господ (мелкопоместное), а ночью одного (кто пойдет на разбой).

Хвалынцы - головорезы. Сызранцы - ухорезы.

У мужика грудь никогда не зябнет, у жида пятки, у ляха уши.

Кашира в рогожу обшила, Тула в лапти обула.

Лазаревичи-вичи, погорелицы-кричи, наволок-хохолок,

Норовчат, где колышки торчат.

Откуда ты, Иван? - С воли, родимый (дразнят астраханские старожилы бродяг).

Русские пословицы

Бей в доску, поминай Москву!
Была правда у Петра и Павла (в застенке московском, где была пытка).
В Москве были особые площади для сходки разных сословий).
В Москве все найдешь, кроме птичьего молока.
В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери.
В Москве деньгу беречь — себя не стеречь.
В Москве каждый день праздник (по множеству церквей).
В Москве недорода хлебу не бывает.
В Москве сорок сороков церквей (церкви в Москве разделены на благочиния по сорокам).
В Москве толсто (густо, часто) звонят, да тонко (жидко, редко) едят (по дороговизне для крестьян).
В Москву бресть (идти) — последнюю копейку (деньгу) несть.
В Москву идти — голову нести.
В Москву идтить — только деньгу добыть.
Видно, город велик, что семь воевод (московская семибоярщина).
Два брата с Арбата, а оба горбата.
Живет на Москве — в немалой тоске.
Живучи в Москве, пожить и в тоске.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.
Москва — сердце.
Москва — царство, деревня — рай.
Москва бьет с носка, а Питер бока повытер.
Москва всем городам мать.
Москва горбатая; горбатая старушка (т. е. на холмах).
Москва кому мать, кому мачеха.
Москва любит запасец.
Москва людна и хлебна.
Москва не клином сошлась, околицы нет.
Москва ни по чем не плачет (не тужит).
Москва от искры загорелась (В 1443 г. Москва загорелась от свечи церковной св. Николы на Песках; в 1737 г. — от свечи в доме Милославского).
Москва по нашим (по чужим) бедам не плачет.
Москва сгорела от денежной (копеечной) свечи;
Москва слезам не верит.
Москва создана веками, Питер — миллионами.
Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят.
Москва, что доска: спать широко, да кругом метет.
Москву не расквелишь (не разжалобишь).
Московская грязь не марается.
Московская разнобоярщина (семибоярщина).
Московские люди землю сеют рожью, а живут ложью.
На Крестце не стрельцам сбор (т. е. не место, нейдет.
Не только звону, что в Москве (что в Киеве).
Ой, Москва! — она бьет с носка.
Первые города от Москвы — два девяносто верст (Владимир,Тверь, Тула, Калуга, Рязань).
Питер — кормило, Москва — корм. Питер — голова,
Питер женится, Москва замуж идет.
С Масквы, с пасада, с авашнова ряда (дразнят акальщиков).
Славится Москва невестами, колоколами да калачами.
Славна Москва калачами, Петербург — усачами.
У Спаса бьют, у Николы звонят, у старого Егорья часы говорят.
У Спаса не без запаса.
Хлеба-соли покушать, красного звону (матушки-Москвы) послушать.
Хорош город Питер, да бока повытер (дорог).

Читайте также: