Рыхление вечномерзлых грунтов бульдозером

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, наша строительная организация работает в районе ЯНАО, где столкнулись с многолетним мерзлым грунтом. Хотели бы у Заказчика взять рыхление мерзлого грунта, но нам сказали, что данный вид работы сидит в зимнем удорожании. В ГСН 81-05-02-2001 в п. 4 не раскрыто, что подразумевается под рыхлением мерзлых грунтов и на какую глубину. Спасибо.

svetlachik, если грунт вечномерзлый, то зимнее удорожание тут ни при чём.

Зимнее удорожание - это условия производства работ, а рыхление мёрзлого грунта - это сама работа и должна осмечиваться отдельной расценкой из раздела 03 ФЕР (механизированная разработка и рыхление вечномёрзлых грунтов), например. Заказчик не прав.

Vik2631, для сезонно промерзающих грунтов, рыхление мерзлых грунтов учтено нормой зимнего удорожания (см. ГСН 81-05-02-2007, Общие положения). Но тут по всей видимости вечномерзлые грунты. А их рыхление нормой зимнего удорожания не учитывается, если норма взята по разделу 1.

Вы механизмы посмотрите по расценкам и какие по факту используете. Ту расценку и принимайте)

Leonid, по факту использовался бульдозер-рыхлитель, прямой расценки на мерзлый грунт я не нашла, только нормо-часы в ЕНиРе. В нем взяла информацию по нормо-часам 1,3 часа за 100 м3. (но это на три клыка). Рыхлили одним клыком. Подрядчик предлагает расценки на рыхление баровой установкой или клин-бабой. Пытаюсь найти истину.

Т.к. не сталкивался с рыхлением вечномерзлого грунта бульдозером-рыхлителем, то могу просто выразить свое мнение. Принимать предложенные Вами Нельзя. Т.к. в первом случае (01-02-090-3) рыхление однобаровыми машинами и бульдозерами-рыхлителями это совсем разные мех-мы, тоже самое я думаю и про Клин-молот. Во втором случае норма 01-02-032-1 не отражает вечную мерзлоту и маш.-ч. могут быть существенно занижены. В данном случае я бы набрал норму по ЕНиР, т.к. там есть и с "одним клыком" рыхлители. Безусловно применение ЕНиРов не совсем обосновано, но в Вашем случая я вижу такой вариант. Если у Вас не федеральный бюджет, то тогда намного проще сделать по ЕНИР и все) Возможно подскажут или поправят меня!

Leonid, я планировала расценить по ЕНиру на земляные работы (Е 2 - 1 - 2 рыхление мерзлого грунта бульдозером - рыхлителем). Нормо-часы умножить на стоимость механизма + ФОТ машиниста + НР и СП. Но подрядчик настаивает на том, что в ЕНиРе представлены заниженное количество нормо-часов. Как на ваш взгляд 1,3 часа на рыхление 100 м3 бульдозером - рыхлителем это очень заниженный показатель?

Я не могу Вам сказать свой взгляд. Т.к. я не выполнял данную работу никогда и не видел как она выполняется. Вы Заказчик Вам виднее на месте) Могу сказать только одно кол-во маш.-ч. в ЕНИР почти в 10 раз больше чем в норме Е01-02-032. Может ли эта разница учитывать вечную мерзлоту - наверное. При этом в ЕНИР заложен трактор с мощностью от 118 (160) кВт (л.с.). А говорить о том много это или мало со 100 % уверенностью возможно только после хронометража. Я только не понимаю, а в проекте какая расценка была заложена? Или проект будет только сейчас?

Добрый день. Подскажите расценку на рыхление мерзлого грунта электроотбойниками. Зимние нам не дают Нужна расценка. Спасибо

электроотбойный молоток типа Макита

mpalp, в расценках таких молотков нет, везде пневматические. Поэтому смотрим п.4.2 МДС 81-36.2004 и со спокойной совестью берем расценку с пневматическими отбойными молотками. )

Какую расценку. Есть расценки на скальный грунт, вечномерзлый грунт, а на просто мерзлый нет. Ссылаются на зимние. Но нам их не дают.

01-02-089 Рыхление мерзлого грунта клин-молотом, подвешенным на стреле экскаватора Конечно неНо я даже и не представляю как таким можно мерзлоту рыхлить? У вас площадь какая работ?

да всё равно это из подраздела 2.6 РАЗРАБОТКА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ И СКАЛЬНЫХ ГРУНТОВ mpalp, возьмите разработку вечномерзлых грунтов с рыхлением отбойными молотками.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, наша строительная организация работает в районе ЯНАО, где столкнулись с многолетним мерзлым грунтом. Хотели бы у Заказчика взять рыхление мерзлого грунта, но нам сказали, что данный вид работы сидит в зимнем удорожании. В ГСН 81-05-02-2001 в п. 4 не раскрыто, что подразумевается под рыхлением мерзлых грунтов и на какую глубину. Спасибо.

svetlachik, если грунт вечномерзлый, то зимнее удорожание тут ни при чём.

Зимнее удорожание - это условия производства работ, а рыхление мёрзлого грунта - это сама работа и должна осмечиваться отдельной расценкой из раздела 03 ФЕР (механизированная разработка и рыхление вечномёрзлых грунтов), например. Заказчик не прав.

Vik2631, для сезонно промерзающих грунтов, рыхление мерзлых грунтов учтено нормой зимнего удорожания (см. ГСН 81-05-02-2007, Общие положения). Но тут по всей видимости вечномерзлые грунты. А их рыхление нормой зимнего удорожания не учитывается, если норма взята по разделу 1.

Вы механизмы посмотрите по расценкам и какие по факту используете. Ту расценку и принимайте)

Leonid, по факту использовался бульдозер-рыхлитель, прямой расценки на мерзлый грунт я не нашла, только нормо-часы в ЕНиРе. В нем взяла информацию по нормо-часам 1,3 часа за 100 м3. (но это на три клыка). Рыхлили одним клыком. Подрядчик предлагает расценки на рыхление баровой установкой или клин-бабой. Пытаюсь найти истину.

Т.к. не сталкивался с рыхлением вечномерзлого грунта бульдозером-рыхлителем, то могу просто выразить свое мнение. Принимать предложенные Вами Нельзя. Т.к. в первом случае (01-02-090-3) рыхление однобаровыми машинами и бульдозерами-рыхлителями это совсем разные мех-мы, тоже самое я думаю и про Клин-молот. Во втором случае норма 01-02-032-1 не отражает вечную мерзлоту и маш.-ч. могут быть существенно занижены. В данном случае я бы набрал норму по ЕНиР, т.к. там есть и с "одним клыком" рыхлители. Безусловно применение ЕНиРов не совсем обосновано, но в Вашем случая я вижу такой вариант. Если у Вас не федеральный бюджет, то тогда намного проще сделать по ЕНИР и все) Возможно подскажут или поправят меня!

Leonid, я планировала расценить по ЕНиру на земляные работы (Е 2 - 1 - 2 рыхление мерзлого грунта бульдозером - рыхлителем). Нормо-часы умножить на стоимость механизма + ФОТ машиниста + НР и СП. Но подрядчик настаивает на том, что в ЕНиРе представлены заниженное количество нормо-часов. Как на ваш взгляд 1,3 часа на рыхление 100 м3 бульдозером - рыхлителем это очень заниженный показатель?

Я не могу Вам сказать свой взгляд. Т.к. я не выполнял данную работу никогда и не видел как она выполняется. Вы Заказчик Вам виднее на месте) Могу сказать только одно кол-во маш.-ч. в ЕНИР почти в 10 раз больше чем в норме Е01-02-032. Может ли эта разница учитывать вечную мерзлоту - наверное. При этом в ЕНИР заложен трактор с мощностью от 118 (160) кВт (л.с.). А говорить о том много это или мало со 100 % уверенностью возможно только после хронометража. Я только не понимаю, а в проекте какая расценка была заложена? Или проект будет только сейчас?

Добрый день. Подскажите расценку на рыхление мерзлого грунта электроотбойниками. Зимние нам не дают Нужна расценка. Спасибо

электроотбойный молоток типа Макита

mpalp, в расценках таких молотков нет, везде пневматические. Поэтому смотрим п.4.2 МДС 81-36.2004 и со спокойной совестью берем расценку с пневматическими отбойными молотками. )

Какую расценку. Есть расценки на скальный грунт, вечномерзлый грунт, а на просто мерзлый нет. Ссылаются на зимние. Но нам их не дают.

01-02-089 Рыхление мерзлого грунта клин-молотом, подвешенным на стреле экскаватора Конечно неНо я даже и не представляю как таким можно мерзлоту рыхлить? У вас площадь какая работ?

да всё равно это из подраздела 2.6 РАЗРАБОТКА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ И СКАЛЬНЫХ ГРУНТОВ mpalp, возьмите разработку вечномерзлых грунтов с рыхлением отбойными молотками.

В данной работе представлены технические характеристики рыхлителей мерзлого грунта. Рассмотрен сравнительный анализ рыхлительных машин.

Ключевые слова

Текст научной работы

Значительная часть территории России расположена в зонах с продолжительной и суровой зимой. Однако строительство здесь ведется круглый год, в связи, с чем примерно 20% общего объема земляных работ приходится выполнять при мерзлом состоянии грунта.

Основными свойствами сезонно-мерзлых грунтов являются повышенная механическая прочность, наличие пластических деформаций, пучинистость и повышенное электросопротивление. Проявление этих свойств и глубина промерзания зависят в основном от длительности промерзания, температуры, влажности и вида грунта.

С понижением температуры механическая прочность грунта, а также удельное сопротивление резанию и копанию резко возрастают (в 5—8 раз). Поскольку температура мерзлого грунта изменяется по глубине, соответственно изменяются прочностные характеристики грунта: наибольшие значения удельного сопротивления копанию имеют место в верхней, наружной части мерзлого слоя и наименьшие — на границе мерзлого и немерзлого (талого) грунта.

Наибольшее увеличение прочности происходит у более влагоемких грунтов: пылеватых, глинистых, супесчаных и песчаных мелкозернистых. Скальные, гравийные и крупнозернистые лески являются невлагоемкими, поэтому они практически не замерзают и их зимняя разработка незначительно отличается от летней.

Помимо указанных факторов, глубина промерзания грунтов зависит и от силы ветра, толщины снежного покрова, характера естественного покрова (трава, пахотная земля, торф, камни, дорожные покрытия и т.д.), а также теплопроводности, влажности и уровня грунтовых вод.

Мерзлые грунты в силу своей повышенной механической прочности и сопротивления копанию (разрушению) усложняют производство земляных работ в зимних условиях и ограничивают возможность применения землеройных (экскаваторов) и землеройно-транспортных машин (бульдозеров, скреперов, грейдеров), уменьшают производительность транспортных средств, способствуют быстрому износу деталей, особенно рабочих органов. В то же время временные выемки в мерзлом грунте можно разрабатывать без откосов.

В зависимости от конкретных местных условий разработку грунта в холодное время года осуществляют в основном рыхлением мерзлого грунта или непосредственной разработкой мерзлого грунта [1, 2, 3, 4]. В данной статье рассмотрим рыхлительные агрегаты на базе бульдозеров, предназначенные для предварительного рыхления тяжёлых, каменистых и мёрзлых грунтов. Такие машины называются бульдозеры-рыхлители. Рыхлительное оборудование навешивается также на тягачи и автогрейдеры. Рыхлители можно склассифицировать по следующим признакам [5]:

1. По назначению:

  • общего назначения (глубина рыхления до 1 м);
  • специальные (глубина рыхления >1 м).

2. По типу движения базовой машины:

  • на гусеничном ходу (большинство);
  • на колесном ходу (редко).

3. По номинальному тяговому усилию и мощности двигателя:

Номинальное тяговое усилие рыхлителей колеблется от 130 — 300кН, а мощность двигателя 17 — 300 кВт.

4. По типу навески рабочего оборудования:

  • трех точечные (жёсткая);
  • четырёх точечная(более эффективные);
  • многоточечные (РАДы — рыхлители активного действия).

Количество зубьев колеблется в пределах 1 — 4. Зубья съемные.

По способу крепления зуба к раме применяются 2-е схемы:

  1. Жесткое крепление зуба — не имеет возможности поворота в горизонтальной плоскости;
  2. Флюгерное крепление — имеет возможность поворота в горизонтальной плоскости на угол 10 — 20° от оси в ту и другую сторону.

Промышленностью выпускаются зубья с различными стойками:

  1. Прямолинейные с предварительным изгибом;
  2. Изогнутые.

Проанализируем функциональные возможности и технические характеристики бульдозерно-рыхлительных агрегатов, представленных на нашем рынке спецтехники.

Бульдозер Б11 (рисунок 1) производства ООО "Челябинский тракторный завод — УРАЛТРАК" тягового класса 10 с гидромеханической трансмиссией — это бульдозер с новыми инновационными системами, обеспечивающими существенное повышение технического уровня и надежности узлов машины, улучшенными условиями труда оператора и новым дизайном (соответствует европейскому стандарту СЕ). Технические характеристики ЧТЗ Б11 приведены в таблице 1 [6].

Производительность бульдозера находится на уровне лучших отечественных и мировых аналогов при существенно меньшей первоначальной стоимости. В конструкции Б-11 внедрен комплекс мероприятий, который обеспечил улучшение условий труда оператора и повысил надежность наиболее ответственных узлов. Внедрены планетарные бортовые редукторы и вынесенные оси качания ходовых тележек. Капот выполнен в виде отдельной капсулы для снижения шума в кабине. Откидные боковые створки капота из стеклопластика с шумопоглощающим слоем. Топливная система оборудована фильтром грубой очистки Separ, с водоотделителем и подогревом топлива во время работы трактора. Кабина выполнена со съемной крышей из стеклопластика и вклеенными стеклопакетами, улучшенными шумо-тепло-виброизоляционными свойствами.

Рыхление мерзлого грунта осуществляется взрывным или механическим способами.

Рыхление взрывами -один из основных способов подготовки мерзлых грунтов для разработки экскаваторами.Этот способ весьма эффективен при глубине промерзания более 1 м и больших объемах работ, выполняемых на вновь осваиваемых территориях или вдали от зданий и сооружений.Сущность взрывного способа рыхления мерзлого грунта состоит в его дроблении энергией взрыва зарядов и по технологии осуществления не отличается от изложенного выше.

Рыхление грунта трактором

Навесное оборудование для рыхления грунта

Механическое рыхление заключается в дроблении или сколе мерзлого слоя динамическим или статическим воздействием , которое осуществляют сменным рабочим оборудованием , устанавливаемым на базовой машине ( экскаваторе, тракторе и др.). Чаще всего механическое рыхление применяют для утепления больших участков земли предназначенные для проведения работ в зимних условиях.

При вспахивании и боронировании грунта на участке, предназначенном для разработки в зимних условиях, его верхний слой приобретает рыхлую структуру с замкнутыми пустотами, заполненными воздухом, обладающую достаточными термоизоляционными свойствами.Вспашку ведут тракторными плугами или рыхлителями на глубину 20…35 см с последующим боронованием на глубину 15…20 см в одном или перекрестных направлениях, что повышает термоизоляционный эффект на 18…30 %.

При 80…100 градусо-днях ( произведение средней суточной температуры на число суток ) толщина мерзлого слоя составляет 5 см, а при 550…650-40 см. Снеговой покров на утепляемой площади можно искусственно увеличить, сгребая снег бульдозерами, автогрейдерами или путем снегозадержания с помощью щитов.
Динамическое воздействие наиболее эффективно при разработке твердомерзлых грунтов. Из методов динамического воздействия наиболее распространен ударный способ, при котором используют клин-молот ( рыхление раскалыванием) или дизель-молот ( рыхление сколом). Рыхление раскалыванием применяют при глубине промерзания 0,5…0,7 м.

Для этого клин-молот подвешивают к стреле драглайна ( рис-1,а). При работе с таким молотом стрелу устанавливают под углом не менее 60 градусов, что обеспечивает достаточную высоту падения молота.При применении молотов свободного падения из-за динамической перегрузки быстро изнашивается трос, тележка и отдельные узлы машины. Кроме того, от ударного воздействия на грунт колебания его могут вредно воздействовать на расположенные вблизи сооружения.

Рисунок-1. Механическое рыхление мерзлого грунта


а-клином-молотом; б-дизель-молотом; 1-клин-молот; 2-экскаватор; 3-мерзлый слой грунта;4-направляющая штанга; 5-дизель-молот.

Рыхление сколом применяют при глубине промерзания до 1,3 м. Дизель- молот является навесным оборудованием к экскаватору (рис-1,б), трактору -погрузчику и трактору.Рыхлить мерзлый грунт дизель-молотом можно по двум технологическим схемам. По первой схеме дизель-молот рыхлит мерзлый слой грунта двигаясь зигзагом по точкам, расположенным в шахматном порядке с шагом 0,8 м.

При этом сферы дробления от каждой рабочей стоянки сливаются между собой, образуя сплошной разрыхленный слой, подготовленный для последующей разработки.Вторая схема требует предварительной подготовки открытой стенки забоя, разрабатываемого экскаватором.После этого дизель- молот устанавливают на расстоянии примерно 1 м от бровки забоя и наносят им удары по одному месту до тех пор, пока не произойдет скол глыбы мерзлого грунта.Затем дизель-молот перемещается вдоль бровки, повторяя эту операцию.

Ударные мерзлоторыхлители хорошо работают при низких температурах грунта, когда для него характерны не пластичные, а хрупкие деформации, способствующие его раскалыванию под действием удара. При небольших и рассредоточенных объемах работ в некоторых случаях целесообразно для рыхления мерзлого грунта применять средства малой механизации-бурильные ( отбойные )молотки.

Для этого в углу котлована вначале устанавливают небольшой приямок глубиной 15…25 см, а затем методом скола в сторону приямка его удаляют в пионерную траншею, идущую вдоль одной из стенок котлована. После этого остальную площадь разрабатывают методом скола в сторону этой траншеи. Разработка ведется постоянно.

Статическое воздействие основано на создании режущего усилия в мерзлом грунте. Для этого применяют специальное оборудование, у которого непрерывное режущее усилие ножа создается за счет тягового усилия трактора-тягача. Машины этого типа производят послойную проходку мерзлого грунта, обеспечивая за каждую проходку рыхление глубиной 0,3…0,4 м.

Поэтому мерзлый слой, предварительно разрыхленный такими машинами, разрабатывают бульдозерами.В противоположность ударным рыхлителям статические рыхлители хорошо работают при высоких температурах грунта, когда пластические деформации значительны, а механическая прочность грунта понижена.

Рыхлители такого типа могут быть прицепными и навесными -на заднем мосту трактора. Очень часто их используют( агрегируют) совместно с бульдозером, который может в этом случае попеременно рыхлить или разрабатывать грунт.Прицепной рыхлитель при этом отцепляют а навесной поднимают.

В зависимости от мощности двигателя и механических свойств мерзлого грунта число зубъев рыхлителя колеблется от 1 до 5, причем чаще всего пользуются одним зубом. Для эффективной работы тракторного рыхлителя на мерзлом грунте необходимо, чтобы двигатель обладал достаточной мощностью 100…180 кВт.

Рыхлят грунт параллельными ( примерно через 0,5 м) проходками с последующими поперечными проходками под углом 60…90° к предыдущим. Мерзлый грунт, разрыхленный перекрестными проходками одностоечного рыхлителя, можно успешно разрабатывать тракторным скрепером. Этот способ весьма экономичен и с успехом конкурирует с буровзрывным способом.

◊ Непосредственная разработка мерзлых грунтов

Без предварительного рыхления мерзлый грунт можно разрабатывать обычными средствами механизации: толщиной до 0,1 м-бульдозерами и скреперами; до 0,25 м-экскаватором, оборудованным прямой лопатой с ковшом вместимостью 0,65 м³; до 0,4 м-экскаватором с ковшом вместимостью 1 м³ и более.

В грунтах , промерзших не более чем на 0,4 м, траншеи отрывают без рыхления грунта роторными и цепными траншейными экскаваторами на базе мощных гусеничных тягачей.

Рисунок-2. Технические средства для непосредственной разработки мерзлого грунта

Послойную разработку грунта осуществляют специализированной землеройно-фрезерной машиной, снимающей стружку толщиной до 0,3 м и шириной 2,6 м ( рис-2). Разработанный мерзлый грунт перемещается бульдозерным оборудованием, входящим в комплект машины.

Читайте также: