Распространение семян подорожника череды и бересклета является иллюстрацией способа зоохории

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

распространение плодов и семян животными. Различают эпизоохорию — перенос плодов или семян на наружных покровах, эндозоохорию — перенос животными в пищеварительном тракте, синзоохорию — распространение при заготовках животными плодов или семян впрок. В соответствии с этим растения делят на эпи-, эндо- и синзоохоры. У эпизоохоров на плодах или семенах имеются зацепки (крючочки, шипики), слизь или клейкие вещества (например, у череды, липучки, подорожника, омелы). У эндозоохоров сочные плоды или семена, имеющие мясистые выросты (Ариллусы), поедаются животными и при прохождении через пищеварительный тракт не только не повреждаются, но иногда приобретают лучшую всхожесть (например, у вишни, жимолости, граната, бересклета). К синзоохорам относятся, например, лесной орех, кедровые орехи, зерновка злаков. Частный случай синзоохории — Мирмекохория — распространение плодов или семян муравьями.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Зоохория" в других словарях:

зоохория — зоохория … Орфографический словарь-справочник

ЗООХОРИЯ — (от зоо. и греч. choreo продвигаюсь), перенос диаспор растений (семян, спор, плодов) животными. На явление зоохории обратил внимание еще Ч. Дарвин. Зоохория имеет важное популяционное и биоценотическое значение. Экологический энциклопедический… … Экологический словарь

ЗООХОРИЯ — (от зоо. и греч. choreo продвигаюсь) распространение плодов и семян растений животными. См. Эпизоохория, Эндозоохория, Синзоохория, Орнитохория, Мирмекохория … Большой Энциклопедический словарь

Зоохория — Какие только животные не принимают участия в распространении семян и плодов! К их числу относятся даже моллюски (по некоторым данным участвующие в распространении плодов адоксы Adoxa moschatellina) и дождевые черви. На роль последних… … Биологическая энциклопедия

ЗООХОРИЯ — (от зоо. и хория), распространение диаспор животными. 3. результат сопряжённой эволюции (коэволюции) растений и соответствующих групц животных. Наиб, древняя форма 3. эндозоохория распространение семян, проходящих неповреждёнными через пищеварит … Биологический энциклопедический словарь

зоохория — сущ., кол во синонимов: 1 • перенос (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

зоохория — Процесс переноса растительных диаспор животными, возникающий в результате коэволюции соответствующих организмов; различают эндозоохорию (распространение проходящих без повреждения через пищеварительный тракт семян), эпизоохорию (перенос семян на… … Справочник технического переводчика

ЗООХОРИЯ — англ.zoochory нем.Tierverbreitung франц.zoochorie см. > … Фитопатологический словарь-справочник

зоохория — (зоо. гр. choreo распространяюсь) распространение плодов, семян и других зачатков растений при помощи животных. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. зоохория [зоо… + гр. распространяюсь] – распространение плодов, семян и спор… … Словарь иностранных слов русского языка

зоохория — (от зоо. и греч. chōréō продвигаюсь), распространение плодов и семян растений животными. См. Эпизоохория, Эндозоохория, Синзоохория, Орнитохория, Мирмекохория. * * * ЗООХОРИЯ ЗООХОРИЯ (от зоо. (см. ЗОО. (часть сложных слов)) и греч. choreo … Энциклопедический словарь

Зоохория — Для лопуха большого (сверху) характерна эриохо … Википедия

rasprostraneniye-semyan

В течение эволюции у растений выработались различные приспособления к распространению семян и плодов. Одни плоды и семена разносятся ветром, другие переносятся водой, животными или человеком, а также встречаются растения, у которых выработались специальные приспособления к саморазбрасыванию (автохория) семян.

В летние месяцы с восходом солнца в садах и лесах, на полях и лугах созревшие плоды начинают трескаться, разбиваться при падении, распространяя свои семена. Например, если у желтой акации и растения недотроги задеть кончик плода, то створки плода разрываются, затем скручиваются и с силой разбрасывают семена. Таким интересным образом растения сами распространяют свои семена на другие территории (рис.1).

саморазбрасывание семян

Рис. 1 Саморазбрасывание семян

Многие растения распространяют свои семена и плоды с помощью ветра (анемогеохория). На плодах многих деревьев (береза, клен, ясень, ель, сосна и др.) образуются крылышки (рис. 2). Но не только деревья, а и некоторые травянистые растения (чертополох, ковыль, осот, рогоз и др.) распространяют свои семена так же.


У одуванчиков на плодах образуются пушистые парашютики, которые подхватывает ветер и уносит на другую территорию. Благодаря этим приспособлениям ветер разносит семена и плоды на большие расстояния.

распространение семян ветром

Рис.2 Распространение семян ветром

Распространение плодов и семян с помощью воды (гидрохория). У растений, растущих в водоемах или по их берегам (кувшинки, стрелолисты), плоды и семена обычно распространяются по воде. Они не смачиваются водой и не тонут благодаря имеющимся выростам или воздушным полостям.

У некоторых растений плоды могут плавать несколько недель или даже месяцев (стрелолист, ольха, осока).

Орехи кокосовой пальмы путешествуют на огромные расстояния по соленой морской воде (рис.3).

Распространение семян кокоса водой

Рис.3 Распространение кокосовых орехов водой

Распространение плодов и семян животными (зоохория) и человеком (антропохория). Сочными плодами рябины, калины, вишни, малины питаются многие птицы и звери. В их пищеварительных органах мякоть плодов переваривается, а семена, защищенные плотной кожурой, вместе с пометом удаляются наружу и рассеиваются в окружающем пространстве. Некоторые птицы (сойка) и звери (белки, мыши, бурундуки, белки) питаются крупными сухими плодами (орехами и желудями) и запасают их на зиму. Перетаскивая сухие плоды в кладовые, животные часто теряют их по дороге и нередко потом не находят свои запасы.

распространение-семян-животными

Рис.4 Распространение семян животными (зоохория): 1-кедровка, 2-сойка, 3-бурундук, 4-белка

У некоторых растений плоды и семена имеют разнообразные прицепки. Они цепляются к шерсти животных и те поневоле переносят их на различные расстояния. Таким способом распространяются плоды череды, колючие соплодия лопуха. Мелкие семена подорожника способны прилипать к подошвам ног животных и человека. Семена некоторых растений распространяются вместе с илом, частицами сырой почвы, прилипающими к телу животных.

Часто невольным переносчиком плодов и семян становится человек.Человек в результате хозяйственной деятельности вместе с культурными растениями нередко высеивает и сорные.Кроме того, некоторые плоды и семена могут путешествовать на транспорте.


От того, насколько успешно распространяться семена, зависит и распространение взрослых растений. Поэтому разные виды приспособились по-разному распространять свои семена на большие расстояния. Распространяются ветром береза, клен, одуванчик, осот. Водой распространяются семена кувшинки, стрелолиста, осоки. Распространяются животными и человеком либо съедобные плоды и семена (рябина, малина, орехи), либо цепляющиеся к шерсти и одежде (череда, лопух). Есть саморазбрасывающиеся семена.

Анемохория - распространение плодов, семян, спор и других зачатков растений воздушными течениями, чему способствуют малые размеры и небольшой вес семян а также волоски на семенах и плодах (ивы, тополь), крылатые выросты (вяз, ясень, клен), ости (ковыли) и другие приспособления.

Зоохория - распространение плодов и семян животными. Различают эпизоохорию — перенос плодов или семян на наружных покровах, эндозоохорию — перенос животными в пищеварительном тракте, синзоохорию — распространение при заготовках животными плодов или семян впрок. В соответствии с этим растения делят на эпи-, эндо - и синзоохоры. У эпизоохоров на плодах или семенах имеются зацепки (крючочки, шипики), слизь или клейкие вещества (например, у череды, липучки, подорожника, омелы). У эндозоохоров сочные плоды или семена, имеющие мясистые выросты, поедаются животными и при прохождении через пищеварительный тракт не только не повреждаются, но иногда приобретают лучшую всхожесть (например, у вишни, жимолости, граната, бересклета). К синзоохорам относятся, например, лесной орех, кедровые орехи, зерновка злаков.

Мирмекохория – распространение плодов и семян муравьями.

Антропохория – распространение плодов и семян человеком.

[Т.В. Новаковская. Ботанические экскурсии: Методическое руководство – Сыктывкар: 2009. – 60 с.]

Флора и растительность

Флора - это полная совокупность всех видов растений, произрастающих на той или иной территории. Флора территории любого размера формируется под влиянием ряда исторических, геологических, экологических факторов.

После сбора и определения видов составляется их общий список (флористический список, или конспект флоры). В конспектах флор указывают отдел, класс, семейство, вид. После названия располагают другую информацию о виде: встречаемость (можно принять упрощенную шкалу: обычно, часто, редко) и фитоценотическую приуроченность (например, сосняки лишайниковые, сфагновые болота, обочины дорог и др.). При необходимости более детального флористического исследования могут быть приведены и другие сведения: жизненная форма, географическая структура, приуроченность видов к экологическим факторам, хозяйственное использование (пищевое, кормовое, лекарственное и т.п.) и прочее.

Виды растений произрастают не изолировано друг от друга, а совместно, образуя более или менее сомкнутые группировки. При этом по территории виды растений распределены не равномерно и не случайно, а в соответствии с их экологическими потребностями. В результате в каждом конкретном местообитании формируется группировка совместно произрастающих растений, которая характеризуется определенным видовым составом и строением. Такая группировка растений называется растительное сообщество, или фитоценоз.

Полная совокупность растительных сообществ какой-либо территории называется растительностью.

Фитоценозы можно классифицировать, т.е. объединять по сходству каких-либо признаков в таксономические категории. Низшей единицей классификации считают ассоциацию, объединяющую фитоценозы сходные по видовому составу, структуре и условиям местообитания. Например, все однотипные фитоценозы елового леса с напочвенным покровом из брусники и мхов-мезофитов объединяют в одну ассоциацию - ельник бруснично-зеленомошный.

Формация объединяет ассоциации, в которых в главном ярусе доминирует один и тот же вид растений. Например, все ассоциации с господством сосны обыкновенной образуют сосновую формацию, господством ели - еловую. Формации объединяются в типы растительности по принадлежности господствующих в главном ярусе видов к одной и той же жизненной форме. Выделяют такие типы растительности как: леса, луга, болота и т.д.

Экскурсии в лес

Общая характеристика леса

Лес представляет собой сложное растительное сообщество (фитоценоз), в котором доминирующей жизненной формой являются древесные растения, под пологом которых растут кустарники, кустарнички, травянистые растения, мхи и лишайники. В любом лесу всегда имеются растения, создающие его основу. Такие растения называются лесообразующими, доминирующими. В зависимости от лесообразующих видов древесных растений лес получает и соответствующее название: еловый, сосновый (бор), березовый, смешанный и т.д.

В лесу легко убедиться, как влияет место произрастания дерева на его форму и внешний вид. Обратим внимание на внешний вид деревьев, выросших в лесу, существенно отличающихся от внешнего вида деревьев, выросших на открытых участках. У последних крона (совокупность ветвей) более могучая – значительно шире и низко спускается.

Под пологом леса, встречается сравнительно ограниченное число теневыносливых видов, у которых приспособления к существованию при малом свете наиболее ярко выражены: кислица, майник двулистный, седмичник европейский, воронец, вороний глаз, копытень европейский, папоротники и некоторые другие. Важнейшими приспособлениями являются относительно большая поверхность листвы, помогающая улавливать световые лучи, рыхлость листовых пластинок, обеспечивающая проникновение внутрь их даже слабого света. При наличии приспособлений к собиранию света у растений, произрастающих в тени, отсутствуют приспособления для сокращения испарения воды (развитая кутикула на кожице, обусловливающая жесткость листьев; волоски; восковой налет и др., что характерно для ксерофильных растений, т.е. растений сухих мест обитания). Это связано с тем, что растения верхнего яруса защищают растения нижних ярусов от излишнего испарения.

В лесу из светолюбивых пород, если почва хорошая, травянистый покров может достигнуть значительного развития (проективное покрытие до 90%) при большом разнообразии видов. Он является сильным конкурентом молодых древесных всходов.

Лес оказывает непосредственное влияние на формирование почвы. Ежегодно деревья сбрасывают листья, из которых образуется лесная подстилка; под воздействием микроорганизмов она разлагается и превращается в перегной.

Следует обратить внимание и на другие особенности лесной почвы. Так, весной, летом и осенью ее верхний горизонт обладает большей влажностью, чем соответствующий горизонт в поле. Зимой в связи со значительной глубиной и рыхлостью снегового покрова в лесу почва под ним вовсе не промерзает или промерзает не так глубоко, как в безлесных местах. Не промерзшая лесная почва легко впитывает и проводит в грунт талые воды во время зимних оттепелей, а также весной. Лес, таким образом, более экономно расходует зимние осадки, что и является одной из его важных особенностей.

Под пологом зрелого леса образуется подрост, т. е. молодое поколение деревьев, возникшее самосевом. На месте вырубленного леса новые молодые деревья появляются или вегетативным путем, или из семян. Первый способ возобновления преобладает у большинства лиственных пород; чаще они образуют поросль от пней, реже - отпрыски от корней. Сосна и ель возобновляются исключительно из семян.

В лесу можно наблюдать процесс естественного изреживания (самоизреживания) лесав результате конкуренции между деревьями за свет, питательные вещества, иногда и воду. Разные деревья обладают разной жизнеспособностью и выживаемостью. Вследствие этого одни деревья начинают постепенно отставать от других и, наконец, засыхают. В итоге можно выделить деревья, возвышающиеся кронами над общим пологом леса (деревья 1 класса по классификации, предложенной Крафтом); деревья, кроны которых, будучи сомкнуты, образуют основной полог леса (деревья II класса); деревья, входящие в общий полог, но меньшего роста и с менее развитой кроной (деревья III класса), и, наконец, деревья, явно отставшие в росте. Последние, в свою очередь, могут быть разбиты на две группы: деревья с сильно сдавленной вершиной, помещающейся частью в общем пологе, частью ниже его (деревья IV класса), и деревья, кроны которых находятся целиком под общим пологом, уже засыхающие или совсем засохшие (деревья V класса).

Трудно переоценить роль леса в жизни человека: он вырабатывает кислород, является хранителем влаги, предохраняет почвы от размыва весенними водами (эрозия почв). Лес – это дом для животных. Человек получает от леса некоторые продукты питания, древесину. Лес – это наше богатство, его нужно охранять и беречь.

Растения леса

Растения елового леса

Название леса указывает, что доминирующим видом в нем является ель. Общая площадь еловых лесов в пределах Республики Коми составляет около 34% всей территории республики. Преобладает ель сибирская (Picea obovata). Это теневыносливое древесное растение, высотой 20-30 (50) м и продолжительностью жизни 250-300 (500) лет. Боковые ветви у нее расположены мутовками, причем первая мутовка образуется на четвертый год жизни и затем ежегодно образуется по одной мутовке. Таким образом, по количеству мутовок легко определить возраст ели. Ветви ели разрастаются почти параллельно поверхности почвы, формируя густую крону дерева. Ель образует очень сильное затенение, что способствует созданию в еловом лесу повышенной влажности. Вот почему в еловом лесу может произрастать ограниченное число видов растений, способных переносить сильное затенение и влажность. Ель влаголюбивое растение, корневая система у нее поверхностная.

Для елового леса характерно наличие вечнозеленых кустарничков - брусники, водяники. Наличие этих растений дает право называть еловый лес сообществами вечнозеленых растений.

В еловом лесу произрастают и своеобразные травянистые растения. Большая часть из них из-за отсутствия достаточного количества света размножается преимущественно вегетативно (при помощи корневищ, усов). Для большинства же цветковых растений характерна белая или слабо-розовая окраска цветков, причем они обычно собраны в соцветия. Такая окраска цветков не случайна. При недостатке света в лесу светлые цветки более заметны для насекомых-опылителей.

Из травянистых растений в еловом лесу наиболее широко распространена кислица обыкновенная (рис. 2), которая нередко образует большие заросли. Характерными растениями елового леса являются также майник двулистный, седмичник европейский (рис. 3), линнея северная (рис. 4), грушанки, а также хвощи и папоротники: голокучник трехраздельный или щитовник Линнея (рис. 5), щитовник мужской.



Рис. 2. Кислица обыкновенная:

1 – внешний вид, 2 – цветок

Рис. 3. Седмичник европейский:

1 – внешний вид, 2 – плод

Напочвенный покров образован в основном мхами: кукушкиным льном, плевроцием Шребера, в местах избыточного увлажнения – сфагновыми мхами.

В еловом лесу ярусность выражена не ясно, всегда бывают 2-3 яруса. Верхний ярус обычно образуется елью, второй – кустарничками (брусникой, черникой), реже можжевельником и травянистой растительностью, третий – мхами.



В еловом лесу в зависимости от местообитания (увлажнения, богатства почвы, кислотности) в различном количестве произрастает кустарнички и травы, по наличию которых и устанавливают ассоциации – ельник-брусничник, ельник-черничник, ельник-кисличник и др.

Растения соснового леса

Лесообразующим видом этого типа леса является сосна обыкновенная (Pinus sylvestris) (рис. 6). Сосновые леса встречаются почти на всей территории Республики Коми, за исключением крайнего северо-востока и занимают второе место после еловых.

Рис. 6. Ветка сосны обыкновенной

В условиях Республики Коми сосна достигает высоты 30-50 м и возраста до 350 лет. Возраст же деревьев, образующих верхний полог леса, обычно колеблется в пределах 70-250 лет, чаще всего встречаются древостои в возрасте 100-150 лет.

Для большинства сосновых лесов Коми характерна простота строения древесного яруса, хотя наблюдается примесь в нем других пород, например, ель, береза пушистая, реже лиственница.

Экологический ареал сосны широк и поэтому сосновые леса встречаются в самых различных условиях на разнообразных почвах. Однако более или менее устойчивые ценозы она образует только на верховых болотах и на сухих, песчаных, подзолистых почвах. На более богатых почвах сосна также растет хорошо, но скоро вытесняется елью.

Корневая система сосны стержневая. В отличие от ели корни сосны обычно проникают глубоко в почву и одновременно имеют хорошо развитые боковые поверхностные корни. Такое строение корневой системы способствует поглощению воды и из глубоких, и из поверхностных слоев почвы. На болотах сосна имеет поверхностную корневую систему.

Сосна обыкновенная в отличие от ели растение светолюбивое. Характерной особенностью сосны является способность постепенно в течение жизни сбрасывать нижние ветви; крона ее сосредоточена вверху. Поэтому сосновый лес кажется редким, светлым, он не образует густых тенистых насаждений. В сосновом лесу создаются своеобразные экологические условия – большое количество света, недостаточное количество влаги в почве, бедность почвы минеральными веществами и своеобразный сухой климат. Сосны выделяют большое количество эфирных масел; воздух пропитан фитонцидами.

Сосновый лес довольно простой по структуре: древесный ярус один и образован сосной; ярус подлеска, как правило, не выражен, кустарники или отсутствуют, или встречаются отдельными редко стоящими экземплярами; травяно-кустарничковый ярус и напочвенный (мохово-лишайниковый) могут быть выражены по-разному в зависимости от конкретных условий.

Своеобразные условия среды в сосновом лесу способствуют росту в нем под пологом сосны светолюбивых кустарничков и видов травянистой растительности. Из кустарничков в сосновом лесу чаще всего растет вереск обыкновенный (рис. 7). Это вечнозеленое растение, темно-зеленой окраски, с мелкими, прижатыми, почти трехгранными черепитчато расположенными листьями, с лилово-розовыми цветами, собранными в однобокие кисти, высота их 15-30 см. В сосновом лесу растут и другие вечнозеленые кустарнички – брусника, водяника, вереск обыкновенный и др.

Травянистых растений в сосновых борах мало. На хорошо освещенных лужайках растет небольшое многолетнее растение с лежачими побегами – кошачья лапка. Прикорневые листья ее обратнояйцевидной формы, образуют розетку, стеблевые листья линейные. Все части растения покрыты мелкими волосками в виде войлока. Соцветия – нежно бархатистые головки, напоминающие кошачьи лапки. Часто встречается ястребинка волосистая (рис. 8). Листья ее сильно опушены, собраны в прикорневую розетку. Стебель безлистный, на конце его развиваются желтые цветки, собранные в корзинку. Кроме указанных травянистых растений, в сосновом бору на открытых местах обитают и другие сильно опушенные многолетние растения – сушеница лесная, лапчатка серебристая; из злаков - овсяница овечья, щучка дернистая и др.

Травянистые растения сосняков имеют эколого-биологические особенности, присущие светолюбивым и засухоустойчивым видам: мелкие и узкие листья, опушение листьев или их свертывание и покрытие восковым налетом, что предохраняет от избыточной транспирации и т.п.



Самый нижний ярус в сосновом лесу занимают лишайники, чаще всего это виды рода Cladina, которые часто и неправильно называют оленьим мхом.Они являются важным лесным компонентом.

На месте вырубленных сосновых лесов молодые всходы этой све­толюбивой породы часто заглушаются буйной травянистой растительностью, если только почва благоприятствует ей. Сосна не боится заморозков и начинает селиться вскоре после березы и осины или даже одновременно с ними, хотя на молодых сосновых вырубках вначале обычно господствуют все же лиственные породы. Таким образом, происходит процесс естественной смены древесных пород. Одним из нередко наблюдаемых в природе примеров смены древесных пород может служить также смена сосны елью. Процесс этот начинается с того, что под пологом сосны образуется подрост ели, позднее вырастающий во второй ярус, а затем сменяющий сосну. На сухих почвах более требовательная к условиям питания ель может дать на месте сосняка высокой производительности плохой ельник.

Растения смешанного леса

Для смешанного леса характерно большое разнообразие древесных и травянистых видов растений, а также разнообразие местоположений. Сообщество смешанного леса более сложное. В нём легко установить 2-3 яруса древесных растений. Из лиственных пород в таком лесу растут береза, осина, рябина, черёмуха, ольха, ивы. Из хвойных – ель, пихта, сосна, лиственница.

В большом разнообразии в смешанном лесу представлены кустарники: малина, смородина, шиповник, калина, жимолость, волчье лыко, можжевельник (рис. 9) и др.



Рис. 9. Можжевельник обыкновенный:

1 – побег с женскими шишками, 2 – побег с мужскими шишками, 3 – мужская шишка,

4 – женская шишка, 5 – ягодообразная женская шишка в разрезе

Травяной покров в смешанном лесу богат видовым разнообразием и способен образовывать 2-3 яруса. В лесу виды трав распределяются неравномерно: на лучше освещенных местах травы растут гуще и в большем разнообразии видов. Преобладают виды, приспособленные к значительному затенению: кислица, костяника, вороний глаз (рис. 10), майник, бор развесистый, папоротники, хвощи (рис. 11). Большинство трав относится к многолетним корневищным растениям, т.е. преобладает вегетативное размножение. Цветки травянистых растений белые или розовые, часто образуют соцветия. Это способствует привлечению насекомых-опылителей.




Рис. 10. Вороний глаз четырехлистный:

1 – внешний вид, 2 – плод

Рис. 11. Хвощ лесной:

1 – вегетативный побег, 2 – спороносный побег, 3 – листовое кольцо, 4 – боковая ветвь

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.013)

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Способы распространения плодов и семян местных видов растений Презентация 6 к.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Способы распространения плодов и семян местных видов растений Презентация 6 к.

Способы распространения плодов и семян местных видов растений Презентация 6 класс

Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом.

Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им помогает?

Распространение семян с помощью ветра Тополь Осина Одуванчик Клен Берёза Ясен.

Распространение семян с помощью ветра Тополь Осина Одуванчик Клен Берёза Ясень Имеют приспособления: -Пушистые волоски -Парашютики -Крыловидные выросты

Распространение семян с помощью воды Имеют приспособления: - воздушные камеры.

Распространение семян с помощью воды Имеют приспособления: - воздушные камеры (плавучесть) - плотная кожура (защита от намокания) Кувшинка Ольха Осока Частуха Стрелолист

Распространяются животными и человеком

Распространяются животными и человеком

Распространение семян и плодов с помощью животных На наружных покровах череда.

Распространение семян и плодов с помощью животных На наружных покровах череда В системе пищеварения Заготовка запасов репейник Бурундук Белка

Распространение семян и плодов с помощью человека и животных Лопух Череда Под.

Распространение семян и плодов с помощью человека и животных Лопух Череда Подорожник Рябина Вишня Черёмуха…. Приспособления: Крючки Зубчики Липучки Вкусная мякоть плода

Сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью.

Сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшим бурьяном, то обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, череды. Также как к одежде плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц переносятся на новые места.

. Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающим.

. Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды рябины, черемухи, малины, калины привлекают многих птиц . Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями.

Семена многих растений разносятся насекомыми. Например, муравьёв привлекают.

Семена многих растений разносятся насекомыми. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки. чистотел

Распространению плодов и семян способствуют животные (белки, бурундуки) заго.

Распространению плодов и семян способствуют животные (белки, бурундуки) заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают.

В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои се.

В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян у фиалки, недотроги, акации. Саморазбрасывание акация

бешеный огурец

Саморазбрасывание Имеются приспособления: за счет внутренних сил натяжения.

Саморазбрасывание Имеются приспособления: за счет внутренних сил натяжения, давления в живых или мертвых клетках. 2) семена разлетаются, когда с силой скручиваются створки созревшей коробочки.

Краткое описание документа:

Данная презентация используется при объяснении нового материала на уроке "Распространение плодов и семян растений местных видов".

Тема урока: Способы распространения плодов и семян местных видов растений.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян на примере растений местных видов, с различными приспособлениями к распространению.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Проверка знаний учащихся.
А) Индивидуальный опрос:
- по карточкам (3 учащихся);
- у доски:
1-й ученик: составьте схему классификации плодов. Какие
признаки лежат в основе этой классификации?
(сухие, сочные, односемянные, многосемянные).
после того, как первый ученик закончит, вызываются еще
четверо учащихся:
2-й ученик: напишите все известные вам сухие
плоды. Какие растения имеют такие плоды?
3-й ученик: напишите все известные вам сочные
плоды. Какие растения имеют такие плоды?

Б) Работа с классом (фронтальный опрос):
- Из чего развивается плод?
- Какое строение имеет плод?
- По каким признакам можно отличить плод от других органов растения?
- Какую роль выполняют плоды в жизни растений?

III. Подготовка к усвоению новых знаний (беседа).

- Что такое семя?
- Какова роль семян в жизни растений?
- Много ли семян образуется у одного растения?

Учитель: редька полевая обычно дает примерно 160 семян, одуванчик – 5000,
мак самосейка – 20 тыс., лебеда – около 100 тыс. семян, тополь –
около 27 млн.

- Какое значение для жизни растений имеет образование у них большого числа семян?
- Что произойдет, если все семена упадут возле материнского растения и прорастут?
- Как решает эту проблему природа?

Вс. Рождественский
Одуванчик.
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки.

Но лишь пройдется осенью
Других ветров волна, -
Срываются, взвиваются
На воздух семена.

Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.

Учитель: цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются
плоды и семена растений нашей местности, какие приспособления к распространению они
имеют.

IV. Изучение нового материала

1. Способы распространения плодов и семян.

Вопрос: о каких способах распространения говорится в следующих
загадках?

Пролетают вереницы –
Новоселы - птицы;
Прилетят домой
И крылья долой.

Коробка запечатана,
А в ней берёза спрятана –
С ветками, с сережками,
С белыми одежками.
Коробку ветер носит –
Где-нибудь да бросит.

(На доске записывается первый способ распространения)

2. На сучке – арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Все раскатилось.

Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля – слева, пуля – справа…
На кого идет облава?

Есть матери с чудными замашками:
Швыряют детей вверх тормашками.

Что за диво: плод плюётся –
Целым в руки не даётся.

(записывается второй способ)

3. Расцветаю всюду смело
И порой бывает так.
Что вцеплюсь я озверело
Даже в самых злых собак.

(записывается третий способ распространения).

Лесной ручей певуч и звонок
Мы гоним плот к большой реке.
Вот желудь – крошечный бочонок,
Упав, плеснулся в омутке.
По всем законам полагалось
Ему бы здесь пойти ко дну
Да спас листок случайный – парус
Он вынес желудь на волну.
Волна, как искорка дробиться
И дар свой к берегу несёт
Ему в земле бы укрепиться,
А там уж он не пропадёт.
В зелёном встанет океане,
Где без границ лесная ширь.
Как в сказке о царе Салтане
Плывет в бочонке богатырь.

(записывается четвертый способ распространения)

Вывод: плоды и семена растений распространяются в природе разными
способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и
человеком.

Учитель: о роли человека стоит поговорить подробнее, т.к. человек участвует
в распространении не только пассивно, но и активно, именно че -
ловек сыграл большую роль в расселении растений. Очень много
семян культурных растений перевозилось из одной страны в другую.
Так, подсолнечник и помидоры привезли из Перу, кукурузу – из
Мексики.


Вопрос: Какие приспособления имеют растения, чтобы их семена и плоды
разносил ветер, животные и человек, чтобы семена сами вылетали из
плодов?

4. Приспособления к распространению плодов и семян.

Учитель: процесс распространения плодов и семян не случайный, многооб -
разные приспособления у плодов и семян выработались в результате
длительного развития растительного мира на Земле. Способ распро –
странения зависит от конкретных условий среды.

V. Закрепление знаний учащихся

Беседа по вопросам:

- Как распространяются плоды и семена в природе?
- У желтой акации створки созревших бобов раскрываются с такой
Силой, что семена разлетаются в разные стороны. Объясните,
Какое это имеет значение для растений?
- Один из сотрудников радиостанции на берегу Северного Ледови –
того океана обнаружил семя тропического растения. Семя было
величиной с тарелку, с толстыми покровами и обладало хорошей плавучестью. Как оно могло попасть из тропических стран на берег
холодного океана?
- Типичное европейское растение подорожник обыкновенный встре –
чается и в Америке. Как он мог переселиться в Америку и на другие континенты?
- На одном растении осота образуется до 35 тыс. семян. Какое это
имеет значение для растения?

Вопросы:
1) Кто распространяет рябину, черемуху, чернику?
2) Кто помог переселиться подорожнику из Евразии на другие континенты?
3) Семена этого растения распространяются саморазбрасыванием.
4) Плоды этого растения имеют крючки, с помощью которых прицепляются к шерсти животных, одежде человека.
5) Таким способом распространяются семена одуванчика, березы, сосны.
6) Она разносит семена ольхи, частухи+ ?
7) Семена этого растения распространяются ветром.

Согласны ли вы следующими суждениями:
1) семена образуются из семязачатков (да);
2) ягода - сочный плод с мякотью и тонкой кожицей(да);
3) тыквина – это сухой многосемянный плод, встречается у огурца, арбуз(нет);
4) лимон, апельсин имеют ягодовидный плод, называемый гесперидий или померанец (да);
5) коробочка развивается у капусты, репы(нет).

Согласны ли вы следующими суждениями:
1) околоплодник – это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи(да);
2) зерновка - сухой плод, встречается у подсолнечника (нет);
3) орех имеет жесткий , деревянистый околоплодник (да);
4) к костянковидным плодам относят костянку, яблоко, орех (нет);
5) созревшие сочные плоды имеют сочную мякоть (да).

1) Раздели плоды на односемянные и многосемянные: слива, малина, яблоко, желудь, мак, огурец, орех лещины ( односемянные: слива, желудь, орех лещины, а многосемянные – остальные).
2) Найди лишнее:
А - семянка, зерновка, костянка, желудь;
Б - яблоко, ягода, орех, тыквина;
В – тыквина, арбуз, огурец, семянка.

Читайте также: