Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду кроссворд
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 18.09.2024
Программа по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников.
Содержимое публикации
Приволжского района города Казани
2019 -2020 гг
Составитель: Ярхомова Л.З.
Казань, 2019г.
1 Пояснительная записка
Перспективное планирование программного содержания
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Методическое обеспечение программы
Технические средства. Учебно-наглядный материал
и оборудование
Список использованной литературы
Пояснительная записка
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
Программа сформирована в соответствии с принципами дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
приобщение детей к социокультурным нормам;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Актуальность программы. Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её (Б.Г. Ананьев). Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду.
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины школьников испытывают трудности в овладении грамотой. Следуя рекомендациям психолога Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо:
требования начальной школы стали выше и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей грамоте;
появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе;
занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.
Психологи и логопеды, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Цель программы: обучение основам коммуникации, обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, подготовка к овладению письмом и чтением детей дошкольного возраста.
Задачи программы.
Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка.
Подготовка в ходе дошкольного обучения личности, заинтересованной в изучении родного языка.
Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.
Обеспечение качественной подготовки детей к обучению в начальной школе.
Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
Подготовка руки ребенка к письму.
Особенности программы.
1БЛОК – первый год обучения (дети 4-5 лет);
2 БЛОК – второй год обучения (дети 5-6 лет);
3 БЛОК – третий год обучения (дети 6-7лет);
Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
формирование графических навыков.
Способы и формы работы с детьми.
Работа с текстами.
Участники программы - дети 4 - 7 лет.
Срок реализации программы- 3года
Педагог дополнительного образования (подготовка детей к обучению элементам грамоты) – Ярхомова Лилия Замировна
Режим занятий – 2 раз в неделю во второй половине дня ( 4 - 5 лет – 20 минут, 5 - 6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут).
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
В программе большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.
В течение занятия предусмотрены физкультминутки, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики.
Учитывая природные способности ребенка, на занятиях создаются определенные условия воспитания и обучения, благодаря чему дети начинают не только пользоваться речью, но и осознавать основные закономерности языка.
Использование рабочей тетради имеет большое значение, так как:
- позволяет широко применять наглядный метод обучения и практические задания (проблемно-поисковый метод);
- обеспечивает максимальный уровень фонематических, звуко - буквенных, графических средств;
- создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
- способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи;
- формирует навык самоконтроля и самооценки;
- способствует формировании. Умения выполнять самостоятельно учебную задачу, предложенную педагогом;
- снимает трудности подбора дидактического материала для педагога.
В процессе реализации программы необходимо добиться:
-изменения общего эмоционального состояния детей (дети становятся активными уверенными в своих действиях, у них появляется познавательный учебный интерес);
-предупреждение перегрузок и нервного перенапряжения за счёт игрового обучающего материала;
-отслеживания динамики положительных изменений;
- своевременного закрепления достигнутых результатов.
Ожидаемый результат
Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения:
умение ориентироваться в содержании этого общения,
умение пользоваться нормами и правилами речевого этикета сообразно ситуации.
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности.
3. Сформированность орфоэпической правильности речи.
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
наличие у него представления о модели и процессе моделирования
способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу
В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
составлению из слогов слов, из слов – предложений
К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.
Формы работы
Работа проводится фронтально всей группой с использованием интерактивнойдоски,игровых технологий.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
Артикуляционная / речевая гимнастика
Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
буква, её образ и графическое написание
составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Уроки обучения письму, обучение алфавиту, задания. Уроки для будущих первоклассников. Пособия для родителей и педагогов:
- Игры на обучение грамоте для детей 5–6 лет в детском саду
- Развивающие игры для детей старшей группы детского сада
- Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы
Цель: развивать слуховое восприятие.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).
Цель: развивать слуховое восприятие.
Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.
Примерный материал:
• Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.
Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)
• К нам кукушка в огород залетела и поет.
А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!
• Сел петух на забор, закричал на весь двор.
Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!
Цель: отрабатывать четкость артикуляции.
Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.
Цель: развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок.
Описание: воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.
Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.
Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Примерный материал: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.
Цель: развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия: набор известных уже детям букв, предметные картинки.
Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.
Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.
Игровой материал и наглядные пособия: два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.
Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.
Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия: большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.
Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.
Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.
Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.
Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).
Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).
Описание: дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.
Примерный материал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Игровой материал и наглядные пособия: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.
Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Алфавит в картинках для детей
Раскраски буквы алфавита для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Изучение любого языка начинается со знакомства с алфавитом. Как познакомить ребёнка с алфавитом? Конечно же с помощью красивых и познавательных картинок. С нашей азбукой раскраской знакомство с алфавитом станет для ваших детей приятной и запоминающейся игрой.
Каждая раскраска содержит рисунок буквы, её написание, а также картинки животных, предметов, которые начинаются с этой буквы.
Раскрашивая рисунки, дети будут называть предметы и постоянно произносить буквы.
Эти обучающие раскраски буквы станут прекрасным трамплином для углубленного изучения русского языка в будущем.
Эти дидактические материалы будут полезны воспитателям, учителям, а также родителям для совместных занятий с детьми.
Для изучения алфавита полезны загадки: Буквы алфавита. Эти загадки вы можете разгадывать для закрепления букв алфавита.
Буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж
Буквы З, И, Й, К, Л, М, Н, О
Буквы П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц
Буквы Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я
Обучение детей на дому. Обучение грамоте
Вашему ребенку 6 лет, и вы, конечно, озадачены вопросами: готов ли он к школе, нужно ли отдавать его в подготовительный класс или достаточно домашней подготовки?
На страницах нашего сайта разработан полный тематический курс для групповых или индивидуальных занятий по обучению чтению и письму, даны методические рекомендации для наставников.
Программа предложенных занятий полностью соответствует принятым учебным стандартам и нацелена на всестороннее развитие дошкольника.
Каждый год вы занимаетесь с дошкольниками в так называемом нулевом или подготовительном классе. Вам в помощь разработана программа для групповых или индивидуальных занятий с будущими первоклассниками по обучению грамоте.
Ваш ребёнок собирается в школу, и вы озабочены его подготовкой в 1‑й класс? Тогда это все для вас.
Если нет возможности обучать ребёнка в подготовительном классе, но есть желание заниматься с ним дома, учебные занятия, которые есть у нас на сайте, решит многие ваши проблемы.
Чтобы занятия принесли ощутимую пользу, соблюдайте простые правила:
• урок должен длиться не более 25—30 минут в день;
• не торопите ребёнка и обязательно хвалите его, отмечая любые успехи;
• не переходите к более сложному заданию, если ребёнок не справился с простым;
Надеемся, что будущим первоклассникам будет интересно заниматься, а уроки принесут конкретную пользу.
Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.
Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, помещенная в файл карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. После проверки линии легко удаляются губкой.
Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – это многократное использование.
Использование перфокарт позволяет:
- закрепить пройденный материал;
- оперативно проверить усвоение материала;
- развивать самостоятельность, мелкую моторику рук;
- активизировать мыслительную деятельность детей, внимание;
- учитывать индивидуальные особенности дошкольников.
Проверка:
- самостоятельно;
- парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;
- фронтально – педагог вывешивает образец правильно выполненного задания на доску, дети сверяют с образцом.
Перфокарты могут быть использованы:
- педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
- педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.
Дети определяют место звука [с] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.
Вариант 2.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - слоговые схемы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией со слоговой схемой, которая обозначает количество слогов в слове.
Сам себе логопед запись закреплена
ПОДГОТОВИШКА воспитатель дети детский сад
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
200 разнообразных заданий, выполнение которых поможет развить фонематический слух, овладеть навыками звуко-слогового анализа, расширить лексический запас, приобрести графические навыки.
ПОДПИШИСЬ ПОДГОТОВИШКА - много полезной информации!
Читайте также: