Он поглощает необходимые растению воду и минеральные вещества

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

4) обеспечивает растения энергией
2. Вещества, поглощаемые корнем из почвы, - это:

1) вода и минеральные соли 3) органические вещества

2) углекислый газ 4) перегной
3. Процесс, обеспечивающий передвижение воды и минеральных веществ из корня в стебель

1) корневое давление и испарение воды листьями

2) процесс дыхания

3) образование органических веществ в клетке

4) деление и рост клеток
4. В процессе дыхания корни, как и другие органы растения:

1) поглощают кислород и выделяют углекислый газ

2) поглощают углекислый газ и выделяют кислород

3) поглощают воду и выделяют кислород

4) поглощают пары воды и выделяют углекислый газ
5. Корень – это

1) видоизмененный побег

2) корневище с почками

3) подземный орган, поглощающий воду и минеральные соли

4) клубень с почками
6. Корни, отрастающие от главного корня

1) боковые 3) придаточные

2) воздушные 4) дыхательные
7. Зона корня, участвующая в поглощении воды и минеральных солей

1) зона проведения 3) зона деления

2) зона роста 4) зона всасывания
8. Образованию боковых корней способствует

1) обрезка верхушки побега 3) пасынкование

2) окучивание 4) пикировка
9. Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как

1) она бедна минеральными веществами

2) в ней мало органических веществ

3) содержащаяся в ней вода недоступна растениям

4) в ней мало воздуха, необходимого для дыхания корней
10. Корневой волосок – это

1) часть корня, состоящая из одного ряда клеток

2) вытянутая клетка на поверхности корня, приспособленная к поглощению веществ

3) группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных веществ

4) небольшие боковые корни
11. Стержневая корневая система имеет хорошо развитые (развитый)

1) клубни 3) главный корень

2) придаточные корни 4) корневище

12. Зона корня, в которой за счет размножения клеток осуществляется рост корня в длину

1) зона проведения 3) зона деления

2) корневой чехлик 4) зона всасывания
13. Пересадка молодых растений с удалением кончика корня

1) пасынкование 3) прививка

2) черенкование 4) пикировка
14. Минеральные удобрения необходимо вносить в почву

1) для улучшения дыхания растений

2) с целью повышения устойчивости растений к заболеваниям

3) для улучшения водного обмена

4) чтобы улучшить азотное, фосфорное и калийное питание растений
15. Для снабжения корней воздухом необходимо

1) вносить в почву удобрения

2) пропалывать посевы

3) рыхлить почву

4) поливать растения
16. При пересадке растений важно не повредить корневые волоски, так как они

1) укрепляют растение в почве

2) защищают корень от повреждения

3) поглощают воду и минеральные соли из почвы

4) препятствуют проникновению в корень возбудителей болезней
17. Функция, которую выполняют корнеплоды моркови

1) отложение в запас питательных веществ

2) образование органических веществ

3) поглощение воды и минеральных веществ

4) поглощение воздуха из почвы

1. 2) укрепляет растение в почве, поглощает воду и минеральные вещества
2. 1) вода и минеральные соли
3. 1) корневое давление и испарение воды листьями
4. 1) поглощают кислород и выделяют углекислый газ
5. 3) подземный орган, поглощающий воду и минеральные соли
6. 1) боковые
7. 4) зона всасывания
8. 4) пикировка
9. 4) в ней мало воздуха, необходимого для дыхания корней
10. 2) вытянутая клетка на поверхности корня, приспособленная к поглощению веществ
11. 3) главный корень
12. 3) зона деления
13. 4) пикировка
14. 4) чтобы улучшить азотное, фосфорное и калийное питание растений
15. 3) рыхлить почву
16. 3) поглощают воду и минеральные соли из почвы
17. 1) отложение в запас питательных веществ

. Ветвлению наземных частей растения способствует

1) пасынкование 3) удаление части побегов

2) обрезка верхушки стеблей 4) окучивание растения
2. Побег – это

1) часть листа 3) верхушка стебля

2) стебель с листьями и почками 4) часть корня
3. Значение вегетативной почки в жизни растения состоит в том, что

1) из нее развивается новое растение

2) в ней откладываются в запас питательные вещества

3) из нее развивается побег

4) из нее развиваются листья
4. Значение стебля в жизни растения состоит в том, что:

1) в нем образуются органические вещества

2) он поглощает воду

3) он поглощает минеральные вещества

4) по нему передвигаются питательные вещества
5. Чечевички в стебле древесного растения

1) защищают от проникновения пыли

2) обеспечивают обмен газами с окружающей средой

процесс испарения усиливает всасывание из почвы раствора минеральных веществ и охлаждения поверхности растения

Звери, птицы, насекомые и другие животные — живые существа. Растения, как и животные, — живые организмы. Но, в отличие от животных, цветковые растения не могут самостоятельно передвигаться с места на место. Но, как и животные, они питаются, дышат, растут, размножаются.

Питаются растения не так, как животные. Зеленые растения образуют питательные органические вещества: крахмал, сахар, белки и жиры в клетках зеленых листьев. Клетки мякоти листьев поглощают углекислый газ, клетки корней — воду и минеральные соли. На свету из углекислого газа, воды и Минеральных солей в хлорофилловых зернах листа образуются органические вещества. Они необходимы для питания клеток всех органов растения.

Животные тоже питаются органическими веществами. Но цветковые растения сами создают в своем теле органические вещества, необходимые для питания. Животные же пользуются готовой пищей, созданной зелеными растениями.

При дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Все живые клетки растения дышат днем и ночью. При дыхании освобождается энергия, без которой растение не может расти, поглощать из почвы воду и минеральные соли. Без этой энергии по растению не будут передвигаться питательные вещества. Переставая дышать, растения погибают, как и животные.

Рост растений, то есть увеличение размеров их корней, листьев, стеблей, цветков и плодов, происходит посредством деления клеток. Особенно быстро делятся клетки камбия, вызывая утолщение стебля. Так же быстро делятся клетки образовательной ткани в верхушках корня и стебля. Это обеспечивает рост корня и стебля в длину.

До тех пор пока живет любое растение, для него характерен обмен веществ. Что же такое обмен веществ?

Вы знаете, что для дыхания растениям, как и всем живым существам, нужен кислород. Кислород растение поглощает, круглые сутки из окружающего воздуха. Из окружающей среды растение получает также воду, минеральные соли, углекислый газ.

Одновременно растение выделяет во внешнюю среду вещества. Например, при дыхании растение круглые сутки выделяет углекислый газ, а в светлое время дня, при образовании органических веществ, выделяет во внешнюю среду кислород.

Мимоза стыдливая в спокойном состоянии

Мимоза стыдливая в спокойном состоянии

 Мимоза стыдливая с опущенными листьями

Мимоза стыдливая с опущенными листьями

Таким образом, между растением и внешней средой постоянно происходит обмен веществ. С прекращением обмена веществ прекращается жизнь растения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В ней даются основные понятия о потребностях растений в воде и кислороде. На основе этого нужно делать выводы о будущей конструкции гидропонной установки, в частности об организации её корневой зоны и об организации снабжения непосредственно корней (в случае аэропоники) или питательного раствора кислородом.

Поглощение корнем воды

Одной из важнейших функций корневой системы является всасывание и подача воды в надземную часть. Как известно, растение на 80% состоит из воды. Вода участвует в дыхательном обмене, разлагается при образовании в процессе фотосинтеза органических веществ, таких, как сахар и крахмал. Однако расход ее на эти процессы ничтожен по сравнению с той тратой, которую растения производят при испарении воды листовой поверхностью (транспирация).

В солнечную погоду листья, поглощая лучистую энергию, необходимую для процесса фотосинтеза, могут перегреться и погибнуть. Чтобы сохранить эти важнейшие органы от гибели, растения выработали защитные приспособления. Листья непрерывно испаряют воду, вследствие чего температура их снижается, и даже на ярком солнечном свету они почти не нагреваются. В зависимости от погоды площадь листьев, равная 1 м2, испаряет за час днем от 15 до 250 г воды, а ночью от 1 до 20 г.

В тепличных условиях одно взрослое растение огурцов, подвязанное на шпалерах, испаряет ежедневно до 200-300 г воды. Для пополнения воды, потраченной на испарение, корень автоматически должен подавать новые порции ее. Если корень не справляется с этой работой, то растение завядает, прекращая одновременно вырабатывать в процессе фотосинтеза новые органические вещества, перестает расти, что сильнейшим образом сказывается на урожае.

Корню приходится, таким образом, совершать колоссальную работу, чтобы обеспечить растение водой. При выращивании растений в почве корень разыскивает воду, углубляясь на 1,5- 2 м, и оплетает каждый комочек почвы в сравнительно большом объеме. В силу этого протяженность и общая поверхность корней у растений, выросших в естественных условиях, очень велика: она примерно в 50-100 раз превышает поверхность листьев.

Роль корня в обеспечении растений водой намного облегчена при выращивании их на искусственных субстратах. Вода не связывается субстратом. Поиски ее делаются ненужными. Вода всегда имеется в изобилии и легко доступном виде.

При выращивании растений на искусственных субстратах вода расходуется особенно экономно. Обычно при поливе почвы часть воды, проникая вглубь, не используется растением, часть вступает в прочное соединение с глинистыми частицами и становится недоступной для корней, иногда количество такой воды достигает 16% от общей влагоемкости. Наконец, очень много воды испаряется с поверхности почвьи. Таких потерь воды не имеется при выращивании растений без почвы.

Поглощение корнем минеральных веществ

Известно, что только молодые растущие части корневой системы (до 5 см от кончика корня) хорошо поглощают минеральные соли. Более старые опробковевшие участки корня не способны к поглощению питательных солей. Таким образом, только при создании хороших условий для роста корня растение нормально обеспечивается питательными веществами.

Корневая система (растений проделывает большую работу, разыскивая и собирая по крупицам рассеянные в почвенной толще питательные элементы. Лишь незначительная часть минеральных солей находится в так называемом почвенном растворе, из которого они без особого труда всасываются корнем. Однако почвенный раствор даже в самой плодородной почве содержит относительно мало питательных веществ и не может обеспечить нормального развития растений. Основная масса питательных солей находится в нерастворимом состоянии или адсорбирована на поверхности мельчайших почвенных частиц.

Питание растений в почве является весьма сложным по сравнению с питанием растений в водных растворах. В почве необходима как большая поверхность корневых систем, так и наличие в ней значительного запаса дыхательных материалов.

Питание растений в почве осложняется еще тем, что питательные вещества, в особенности азот и фосфор, находятся в форме органических соединений. Они становятся доступными для растения лишь после разложения его микроорганизмами, и чем благоприятнее условия для жизнедеятельности микроорганизмов в почве, тем больше питательных веществ получают растения. В холодную погоду разложение органического вещества не идет столь энергично, как летом, поэтому весной растения проявляют зачастую признаки азотного голодания. Вносимый в почву навоз, торф и другие органические удобрения также должны подвергнуться переработке микроорганизмами. Из этого следует, что урожай растений, растущих в почве, до некоторой степени зависит от жизнедеятельности микроорганизмов. К сказанному следует добавить, что зачастую даже плодородные почвы не всегда содержат достаточное количество микроэлементов, которые или отсутствуют или находятся в недоступной для растений форме.

Если рассматривать почву с этих позиций, то каждый почвенный образец представляет собой настолько сложную среду, что часто самый точный химический анализ не в состоянии дать ответ, сколько и каких веществ находится в данный момент в распоряжении растений. Это создает большие трудности при решении вопросов, связанных с подкормкой при интенсивной культуре растений, так как излишнее внесение минеральных удобрений приводит к засолению почвы и ухудшает ее физические свойства.

Выращивание растений без почвы легко разрешает задачу рационального питания растений, так как в любое время простой количественный анализ позволит дать точный ответ, в каком количестве то или иное вещество находится в растворе. В случае необходимости состав среды можно изменить в нужном направлении. Это является одним из основных преимуществ метода.

Поглощение минеральных веществ является физиологическим процессом и тесно связано с дыханием корней. Поэтому одним из условий интенсивного поглощения питательных солей является хорошая аэрация корневой системы. Очень важны также температурные условия, кислотность и концентрация окружающего раствора. Остановимся отдельно на каждом из этих условий, которые способствуют обеспечению растений питательными веществами.

Роль аэрации корня в поглощении им питательных веществ

Как уже говорилось, корень нуждается в кислороде, иначе функции его по поглощению воды и питательных солей затормаживаются. Воздушные пространства между крупными комочками структурной почвы вполне удовлетворяют эту потребность. В бесструктурной почве с очень мелкими частицами и незначительными воздушными полостями имеется ничтожный запас кислорода, что отрицательно сказывается на росте растений.

Интенсивнее всего дышат растущие молодые корни, они главным образом и поглощают питательные соли. Старые корни действуют лишь как транспортные пути, передавая поглощенные ионы в надземную часть растений. Нежные молодые корешки в сухом пространстве отмирают, не достигнув питательного раствора. Поэтому при выращивании растений в искусственной среде необходимо в первую очередь обратить серьезное внимание на создание благоприятных условий аэрации и влажности воздуха, что обеспечит и нормальный рост корня и его работу.

Какова фактическая потребность корня в кислороде? Опыты показали, что корень взрослого растения томатов при сухом весе в 2 г поглощает за один час в среднем 15-16 мг кислорода (Базырина, 1950). Если сравнить эту величину с содержанием кислорода в одном литре воздуха, которое составляет около 300 мг - станет ясным, что корень, помещенный во влажную, хорошо проветриваемую воздушную среду, никогда не будет страдать от недостатка кислорода. Совершенно другая картина наблюдается при полном погружении корня в питательный раствор и особенно при внезапном затоплении его. В таких случаях уже через 3 - 4 часа начнется подвялание листвы и отмирание растений, так как корень начинает испытывать недостаток в кислороде.

В дальнейшем дыхание корня будет поддерживаться только за счет поступления в питательный раствор новых порций кислорода, что происходит крайне медленно. Через поверхность в 100 см2 за каждый час в раствор будет поступать всего 0,5 мг кислорода. Корень будет находиться в состоянии удушья - кислородного голодания, которое может привести к частичному отмиранию корневой системы и затормозить рост растений.

Залог успеха выращивания растений в водных растворах, прежде всего заключается в том, чтобы создать для жизнедеятельности корня наиболее благоприятные условия: корневая система должна находиться в хорошо проветриваемом воздушном пространстве, насыщенном водяными парами, и только кончики корней могут быть погружены в питательный раствор. Нарушение этих условий, хотя бы частичное, неблагоприятно скажется на росте растений.

Учебник: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники:Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-М.:Вентана – Графф, 2011 г

Основная цель: Познакомить с понятием корневое питание

  • Сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе
  • Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к предмету,
  • Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности
  • Обеспечить высокую творческую активность при выполнении заданий
  • Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности.Способствовать развитию умений, учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы

Тип урока изучения нового материала

Вид урока беседа с презентацией,

Ход урока

  1. Организационный момент (2 минуты)
  2. Актуализация знаний о типах корневых систем, видах корней, функциях корней (5 минут)
  3. Изучение новой темы (30 минут)
  4. Закрепление: выполнение тестового задания (5 минут)
  5. Домашнее задание (2 минуты)

Материальное оснащение. Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Структура урока

1. Организационный момент

2. Приветствие класса.

3. Проверка домашнего задания.

На наших последних уроках мы вели разговор о корне. Изучили его внешнее и внутреннее строение. Давайте вспомним что такое корень? (вегететивный орган растения)

Как называется совокупность всех корней растения (корневая система)

Внимание на экран

Слайд 4. Как называются типы корневых систем, представленные на экране? (стержневая и мочковатая)

Для каких растений характерен стержневой тип корневой системы? (для двудольных растений)

Какие виды корней вам известны? (главный, придаточные и боковые)

Слайд 5. Внимание на экран, что обозначено на рисунке цифрами?

1 – главный корень

2 – придаточные корни

3 – боковые корни

  • Закрепляет растение в почве
  • Запасающая
  • Вегетативное размножение
  • Питательная

Более подробно мы сегодня будем знакомится с последней функцией корня.

4. Изучение нового материала

Слайд 7. Тема урока: Корневое питание растений (записывают в тетрадь)

Питание это одно из важнейших свойств живых организмов.

Процесс питания подразумевает поглощение питательных веществ. Давайте подумаем, что для растения является питательными веществами? (вода и минеральные соли или вещества)

Какие органы поглощают воду и минеральные вещества? (корни)

С помощью корней растения извлекают из почвы необходимое ему вещество – воду с растворенными в ней минеральными веществами- почвенный раствор.

Сам корень представляет собой как бы ряд последовательных станций которые транспортируют воду к наземным частям растений. У этих станций есть свои названия.

Давайте прочитаем их. Внимание на экран. Слайд 8. Трахеиды, корневой волосок, сосуды древесины, зона проведения, стебель, всасывающая зона, начиная с корневых волосков.

Я попрошу вас с помощью страницы 97 – 98 учебника расставить эти станции в нужном порядке начиная с корневых волосков. (Работают 5 – 7 минут)

Итак проверим, что у вас получилось?

Внимание на экран. Слайд 9.

Пунктом отправления для воды служит корневой волосок. Из него вода поступает в зону всасывания корня, затем по сосудам и трахеидам древесины поступает в проводящую зону корня, а потом только в стебель. Таким образом вода в корне передвигается снизу-вверх. Поэтому, поглощение, проведение минеральных веществ и воды в растении получило название восходящий ток.

Слайд 10. Доказать наличие этого тока можно, срезав стебель комнатного растения и надев на пенек короткую резиновую трубку, из которой через некоторое время начнет сочиться вода. Возникает вопрос, а почему минеральные вещества всё-таки движутся вверх вопреки законам земного притяжения?

Явление, которое заставляет двигаться вещества в одном направлении в растении получило название корневое давление. Слайд 11 (определение в тетрадь записывают)

Слайд 12. Доказательством наличия корневого давления служит природное явление которое называется гуттация или плач растений. Известно, что при высокой влажности воздуха и чрезмерной увлажненности почвы на листьях растений появляются капельки воды.

Слайд 13. Фото гуттации растений

Слайд 14. Откуда растения берут воду и питательные вещества? (из почвы)

Слайд 15. А что такое почва? (это верхний плодородный слой Земли)

Слайд 16. Откуда в почве вода?(осадки, человек поливает растения, грунтовые или подземные воды)

Слайд 17. Откуда в почве питательные вещества? (питательные вещества в почве могут накапливаться в результате разложения листового опада, деятельности животных (например, дождевых червей), а также человек может повышать плодородие почвы внося удобрения)

Слайд 18. Внесение удобрений называется подкормкой.

Давайте познакомимся какие удобрения существуют.

Слайд 20. Все удобрения делятся на минеральные и органические. Органические удобрения - это торф, навоз и перегной. Минеральные удобрения делятся на 2 группы: микроудобрения и макроудобрения. К макроудобрениям относят азотные, фосфорные и калийные. А к микроудобрениям относят удобрения, содержащие бор, медь, молибден.

От чего зависит потребность растения в минеральных веществах?

(От его вида, возраста, быстроты роста, характера погоды, времени суток и свойств почвы.)

Вывод: растение в процессе корневого питания поглощает много минеральных веществ. В почву для сохранения плодородия и нормального роста, и развития растений вносят органические и минеральные удобрения.

Читайте также: