К гетеротрофам относят водоросли покрытосеменные растения

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Живые существа на планете — это микроорганизмы, растения и животные. Все они тесно связаны друг с другом: в некоторых случаях это проявляется, в том числе, в схожести клеточного строения, химическом составе и особенностях обмена веществ.

Для всех живых организмов свойственны такие проявления жизнедеятельности как рост, размножение, раздражимость и т. д. Есть много одинаковых признаков растений и животных. Поэтому, к примеру, в некоторых случаях указать признак характерный только для царства животных сложно.

Тем не менее, есть определенный набор признаков, которые выделяют растения среди представителей других царств и которые отличаются от признаков характерных для животных.

Общие признаки растений

Мы не будем называть признаки характерные для животных. Но обозначим признаки царства растений.

К основным признакам растений, выделяющим их среди прочих царств, относятся:

  • наличие плотных клеточных оболочек или стенок. В большинстве случаев они состоят из целлюлозы. Клеточная стенка — это надмембранная структура. Целлюлоза является углеводом, который характерен непосредственно для растений. Благодаря ему клетки отличаются упругостью и могут сохранять постоянную форму;
  • наличие больших вакуолей, заполненных клеточным соком. Если перечислять, какие признаки характерны для животных, то там такого пункта не будет;
  • отсутствие клеточного центра или центросома;
  • сложное строение. При этом отдельные представители являются одноклеточными организмами. К примеру, хламидомонада и хлорелла. У этих организмов клетки отличаются большими размерами (могут достигать нескольких сантиметров), большой центральной вакуолью, регулирующей тургор;

Под тургором понимают осмотическое давление в клетке, в результате которого происходит напряжение клеточной оболочки.

  • нахождение минеральных солей в цитоплазме в двух вариантах: в виде кристаллов и в растворенном состоянии;
  • запасные питательные вещества в виде зерен крахмала или похожих по строению и химическим свойствам углеводов. К примеру, у водорослей это багрянковый крахмал, а у топинамбура — инулин. Наблюдается объединение клеток растения в ткани, в которых нет межклеточного вещества. Такие ткани как склеренхима и пробка вообще состоят из мертвых клеток. Состав растений отличается от состава животных тем, что здесь присутствуют различные типы клеток. Основа ксилемы — водопроводные элементы и древесные волокна;
  • у растений нет специальных органов экскреции. Если нужно указать признак, характерный только для царства животных, то это он. У животных, которые стоят на более высокой ступени развития есть специальные органы экскреции;
  • растения отличаются прикрепленным образом жизни. Из видов движений растениям свойственным тропизмы (движения роста) и настии (движения, как реакция на раздражители);
  • способность к неограниченному росту. Растут определенные участки тела, образованные с помощью меристематических недифференцированных клеток: вставная меристема в узлах злаков, камбий стебля и конусы нарастания на верхушке корня и побега. Сложно представить себе такой признак характерный только для царства животных;
  • специальные вещества — фитогормоны — регулируют все процессы жизнедеятельности растений;
  • сильное ветвление тела. За счет этого увеличивается поверхность растения. Происходит это в результате определенного образа жизни растений и поглощения газообразных и жидких компонентов из атмосферы и почвы соответственно. Ветвление обеспечивает благоприятные условия для поглощения света и веществ;
  • сезонное увядание и сбрасывание листьев с наступлением холода. При потеплении наблюдается обратный процесс: быстрый рост тканей и формирование почек;
  • место в первых рядах всех трофических цепей. В частности, именно от растений зависит жизнь животных.

Зеленая окраска и фотосинтез

Конечно, самым очевидным и наиболее частым признаком растений является их зеленая окраска, хотя есть растения и других цветов.

К примеру, существуют красные, бурые и желтые водоросли.

Это если бы мы говорили о царстве растений кратко.

Окраска растения зависит от того, какие пигменты присутствуют в их клетках и присутствуют ли вообще. Наиболее распространенный краситель или пигмент — хлорофилл, который как раз и дает зеленый цвет.

Благодаря хлорофиллу происходит процесс фотосинтеза — улавливание солнечных лучей и усваивание их энергии. В этом заключается уникальная способность растений: превращать солнечную энергию в химическую в виде различных органических веществ.

Есть растения, которые пользуются уже готовым органическим веществом (созданным другими растениями).

Способность осуществлять фотосинтез у растений есть благодаря специальным органеллам — пластидам. Эти пластиды содержат пигменты зеленого цвета — хлорофиллы.

Автотрофы и гетеротрофы

Среди прочих на планете есть организмы, самостоятельно синтезирующие органические вещества из неорганических. Такие организмы называются автотрофы.

Но есть и другие организмы — они не могут создавать органические вещества из неорганических и пользуются уже готовыми органическими соединениями: обычно это живые или отмершие части прочих организмов. В этом виде они и получают запасенную растениями солнечную энергию. Такие организмы называются гетеротрофы.

К гетеротрофам относят грибы, почти все бактерии и животные.

Есть растения-паразиты, питающиеся гетеротрофно — уже готовыми органическими соединениями. Но в этом случае речь идет о вторичном признаке, который сформировался в ходе эволюции как реакция на условия среды.

У некоторых растений наблюдается смешанный тип питания — это миксотрофы (росянка, венерина мухоловка).

Как видим, самый характерный признак растений — способность осуществлять фотосинтез.

Растения — источник энергии для животных. Но фотосинтез — это не только про образование органических веществ из неорганических. В процессе фотосинтеза растения усваивают углекислый газ и выделяют кислород, которым дышат остальные организмы.

До фотосинтезирующих организмов атмосфера Земли не содержала кислород. Именно растения обеспечивают стабильное содержание кислорода в атмосфере — 21%. Также они исключают образование в атмосфере избытка углекислого газа. А еще они очищают воздух от загрязнения вредными веществами.

Низшие и высшие растения

На сегодня в мире существует примерно 350 тысяч растений. Среди них есть одноклеточные, многоклеточные и колониальные. Растения — это условие существования большинства живых организмов на планете. Они обеспечивают постоянство газового состава атмосферы, поглощают из нее углекислый газ и выделяют кислород.

Растения накапливают органическое вещество на Земле. В год это примерно 4,5 * 1011 млрд. т.

Фитоценозы или растительные сообщества — то, что формирует ландшафтное разнообразие планеты, безграничное разнообразие экологических условий для прочих организмов. Растения определяют, что для какого сообщества характерно.

Все растения делятся на низшие (водоросли) и высшие. Для каждой группы характерны определенные признаки.

Основные признаки характерные для водорослей (низших растений):

  • тело — одно- или многоклеточное слоевище или таллом;
  • тело является неразветвленным, дихотомично ветвистым, не расчлененным на вегетативные органы;
  • в теле нет специальной проводящей ткани.

Отличительные черты высших растений:

  • хорошо развитые вегетативные органы (в большей и меньшей степени);
  • есть система проводящих тканей и механических элементов;
  • присуще ритмическое чередование поколений;
  • дополнительные пигменты в клетках отсутствуют;
  • развитие архегония — многоклеточного женского полового органа.

Даже если вы не пока еще не можете перечислить признаки характерные для животных, у вас всегда под рукой признаки растений.

7. Самыми распространенными из голосеменных являются:

8. Хвойные размножаются:

9. К низшим растениям относятся:

А) Водоросли и некоторые мхи

Б) Плауны и папоротники

10. Папоротники в основном:

А) Травянистые растения

Б) Травянистые, но имеются древовидные формы

В) Древовидные формы

11. Установите соответствие

13. Выпишите три признака, характерных для растений:

3 – пассивное движение

5 – неограниченный рост

14. Какие органы НЕ характерны для покрытосеменных растений? Выберите три признака:

Часть А. Выбери один верный ответ из четырех предложенных.

1. Бактерии сапротрофы питаются

А. органическими вещества мертвых растений и животных

Б. органическими веществами, которые сами образуют из неорганических

В. неорганическими веществами, содержащимися в почве

Г. неорганическими веществами, поглощаемыми из воздуха

2. По способу питания большинство покрытосеменных растений относят к группе

А. гетеротрофов Б. автотрофов В. сапротрофов Г. хемотрофов

3. Сапротрофы – это

А. клещи Б. лишайники

В. бактерии гниения и брожения Г. болезнетворные бактерии

4. Способ питания животных:

А. автотрофный Б. хемотрофный В. гетеротрофны Г. сапротрофный

5. В процессе фотосинтеза растения

А. обеспечивают себя органическими веществами

Б. окисляют сложные органические вещества до простых

В. поглощают кислород и выделяют углекислый газ

Г. расходуют энергию органических веществ

Выбери три верных ответа из шести предложенных.

1. К паразитическим грибам относятся:

Задания на установление соответствия.

2. Установите соответствие между особенностями питания организмов и их способами.

1. Захватывают пищу путем фагоцитоза

2. используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ

3. получают пищу путем фильтрации воды

4. синтезируют органические вещества из неорганических на свету

5. используют энергию солнечного света

6. используют энергию, заключенную в пище

3. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого

этот признак характерен.

1. по способу питания в основном автотрофы

2. имеют вакуоли, заполненные клеточным соком

3. клеточная стенка отсутствует

4. большинство способно передвигаться

5. по способу питания преимущественно гетеротрофы

6. в клетках имеются пластиды

Типы питания организмов.

Часть А. Выбери один верный ответ из четырех предложенных.

1. Нитрифицирующие бактерии относят к

А. хемотрофам Б. фототрофам В. сапротрофам Г. гетеротрофам

2. Грибы по сравнению с бактериями имеют более высокий уровень организации,

А. по способу питания они являются гетеротрофами

Б. их можно встретить в разных средах обитания

В. их клетки содержат органические вещества

Г. их клетки имеют оформленное ядро

3. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в

А. хлоропластов Б. плазматической мембраны

В. оболочки из клетчатки Г. вакуолей с клеточным соком

4. Растения в отличие от животных, в процессе питания НЕ используют

А. энергию солнечного света Б. готовые органические вещества

В. углекислый газ и воду Г. минеральные соли

5. Многие грибы, бактерии питаются органическими веществами мертвых тел,

поэтому их относят к группе

А. симбионтов Б. хемотрофов В. сапротрофов Г. паразитов

Выбери три верных ответа из шести предложенных.

1. Грибами сапрофитами являются

2. Сходство грибов и животных состоит в том, что

А. у них гетеротрофный способ питания

Б. у них автотрофный способ питания

В. клеточная стенка грибов и покровы членистоногих содержат хитин

Г. в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

Д. в их клетках отсутствуют хлоропласты

Е. их тело состоит из тканей

Задания на установление соответствия.

3. Установите соответствие между группой организмов и способом их питания.

1. молочнокислые бактерии

2. бактерии гниения

3. возбудители дизентерии

5. холерный вибрион

Предварительный просмотр:

Типы питания клетки.

Часть А. Выбери один верный ответ из четырех предложенных.

1. К гетеротрофам НЕ относятся:

А. грибы Б. животные В. растения Г. болезнетворные бактерии

2. К автотрофным организмам относится:

А. ланцетник Б. дрожжи В. кишечная палочка Г. хлорелла

3. Фототрофами являются:

А. простейшие Б. вирусы В. растения Г. грибы

4. Автотрофные организмы в качестве источника углерода используют:

А. глюкозу Б. крахмал В. метан Г. углекислый газ

5. Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах:

А. на образование органических веществ используется солнечная энергия

Б. на образование органических веществ используется энергия, освобождаемая

при окислении неорганических веществ

В. образуются органические вещества

Г. в атмосферу выделяется конечный продукт - кислород

Установите соответствие между биологическим процессом и его характеристикой.

1. характерен для бактерий

2. участие хлорофилла

3. окисление неорганических соединений

4. использование солнечной энергии для синтеза АТФ

5. выделение кислорода

Типы питания клетки.

Часть А. Выбери один верный ответ из четырех предложенных.

1. К автотрофным организмам относится:

А. пшеница Б. дрожжи В. холерный вибрион Г. кошка

2. К гетеротрофным организмам относится:

А. рожь Б. бурые водоросли В. дрожжи Г. хлорелла

3. К автотрофным организмам НЕ относят:

А. лишайники Б. бациллы чумы В. хлореллу Г. березу

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. По типу питания организмы подразделяются на автотрофов и гетеротрофов.

2. Автотрофы – это зеленые растения. Все остальные организмы являются автотрофами. 3. Автотрофы способны синтезировать органические вещества из углекислого газа и воды. 4. Все автотрофы способны к фотосинтезу. 5. Все гетеротрофы способны заглатывать твердую пищу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-разработка по теме Типы взаимодействия организмов

Разработка урока по теме Типы взаимодействия организмов. Рассматривается многообразие типов взаимодействия между живыми организмами, а также их значение в жизни видов.


Методическая разработка урока по теме "Типы взаимодействия организмов"

Предлагаю методическую разработку урока биологии для 11 класса "Типы взаимодействия организмов" и презентацию с соответствующими примерами.


Типы питания живых организмов

Презентация к уроку биологии для 9 класса (введение в общую биологию)Презентация содержит основные определения по теме "типы питания", а также примеры организмов, относящихся к разным группам по типу .


Тест по теме " Питание организмов"

Тест по теме "Питание организмов" в 11 классе по программе И.Н.Пономарёвой.

Подведём итоги: что мы узнали о питании организмов?

Обобщающий урок по теме "Питание организмов" в 5 классе. Проводится с использованием игровой технологии, где учащиеся представляются сотрудниками научных лабораторий. На уроке закрепляются понятия: хи.


Методическая разработка "Питание организмов" с использованием ИКТ

Цикл уроков "Питание организмов" рекомендован для обучающихся 5 класса. На уроке используется мультимедийная презентация, позволяющая разнообразить учебный материал.


Поурочный план по естествознанию на тему: " Питание организмов" - 6 класс

Поурочный план по естествознанию на тему: "Питание организмов" - 6 класс.

Предки растений или псилофиты вышли на сушу около 450 млн. лет назад. С этого момента началось их стремительное шествие по планете Земля. Появились гигантские папоротники, хвощи, плауны, затем пришла очередь голосеменных и покрытосеменных растений. Прогресс растительного мира продолжался тысячелетиями и привел к образованию 350 тыс. видов представителей флоры. Это основные продуценты на нашей планете, которые обеспечивают другие организмы питанием и образуют в процессе фотосинтеза кислород – основной элемент, участвующий в процессе дыхания.

Многообразие растений

Систематика предлагает следующую классификацию растительного царства:

Царство РастениЯ - схема

Это наиболее удобная и простая схема демонстрирует стройную картину растительного мира и ее постепенное усложнение в процессе эволюции. Чтобы разобраться в таксономических группах и особенностях строения, рассмотрим основные отделы растительного царства.

Основные отделы растений

Подцарство Низшие растения

Отдел Водоросли

Водоросли размножаются тремя способами:

  • вегетативно: кусочками слоевища;
  • бесполым способом с помощью спор;
  • половым процессом при слиянии гамет и коньюгации.

Среди водорослей распространены одноклеточные виды и колониальные формы. Сине-зеленые водоросли (цианобактерии) не имеют оформленного ядра и относятся к прокариотам или доядерным организмам. Остальные представители подцарства – эукариоты. Питание простое:

  • одноклеточные водоросли используют фагоцитоз, окутывая поверхностью тела и переваривая пищевую частицу;
  • многоклеточные всасывают питательные вещества всей поверхностью слоевища.

Еще одна схема по систематике показывает классы водорослей, каждый их которых отличается особенностями строения. Это огромное подцарство, которое заполняет океаны, моря, реки, водоемы.

Водоросли производят до 80% органических соединений, необходимых в пищевых цепях. Это основные продуценты биомассы. Их роль этим не ограничивается:

Значение водорослей

Отдел Лишайники

Удивительные низшие растения, которые представляют собой симбиоз между автотрофной водорослью и гетеротрофным грибом. Одноклеточные водоросли в процессе фотосинтеза образуют органические вещества, а грибы снабжают организм растворенными минеральными солями. Так два разных организма помогают друг другу выжить.

Комплексная природа лишайников помогает сохранить жизнедеятельность в самых неблагоприятных условиях. Они способны получать питание из воздуха, росы, тумана, частичек пыли, дождя, а не только из почвы. Их можно встретить в условиях, мало пригодных для жизни: на скалах, крышах домов, старой древесине, стеклянных и пластиковых поверхностях.

Систематики насчитали 20 тыс. видов лишайников. Они делятся на:

  • листоватые состоят из слоевища и похожи на пластинки, которые крепятся к субстрату с помощью пучков гиф;
  • накипные (80%) образуют на поверхности похожий на корочку таллом, который прочно срастается с местом прикрепления;
  • кустистые образуют кустики из тонких, перевитых нитей или стволиков.

Лишайники размножаются вегетативно, с помощью кусочек слоевищ или спор. Под слоевищем образуются соредия и изидия (водоросли, опутанные нитями гиф). При нарушении коркового слоя они разносятся ветром и меняют местообитания. Лишайники растут очень медленно и живут столетиями.

Типы слоев лишайников

На заметку: Систематики до сих пор спорят о месте лишайников в системе органического мира. Одни утверждают, что это единый организм и относят их к самостоятельному таксону. По мнению других – это особая биологическая группа, где водоросли ведут себя как автотрофы, а грибы, как типичные гетеротрофы, не способные жить самостоятельно.

Подцарство Высших растений

Отдел Мохообразные

Представлен 20 тыс. видов. Это наземные многолетние растения, устроенные довольно просто. Их характерные черты:

  • отсутствуют органы и ткани;
  • нет корней и проводящих пучков;
  • к земле крепятся с помощью ризоидов, которые поглощают воду из почвы;
  • образуют слоевище, иногда дифференцированное на стебель и листья;
  • преобладает половое размножение, для которого нужна водная среда;
  • при бесполом размножении развивается спорофит – коробочка со спорами.

Мохообразные делятся на классы:

  • печеночные мхи или печеночники (маршанция);
  • антоцеротовые (дендроцероз);
  • листостебельные мхи (кукушкин лен, сфагнум).

Размножение происходит бесполым, половым и вегетативным способом. Половое размножение устроено довольно сложно. Общий процесс изображен на рисунке 1:

Жизненный цикл мха

Рис. 1. Схема жизненненного цикла мха

На заметку: Способны задерживать влагу в теле, благодаря чему происходит заболачивание почв. Накапливают (собирают в себя) тяжелые металлы и радионуклиды. Обладают антисептическими свойствами и выделяют консерванты, поэтому в глубоких слоях болот находят хорошо сохранившиеся останки людей, животных, предметы быта.

Отдел Плауновидные

Это высшие споровые растения, которые достигли расцвета в каменноугольном периоде. В те времена они представляли собой плауны-колоссы, достигая в высоту 40 м. Древовидные плауны исчезли в палеозое, их законсервированные вымершие остатки дали начало каменноугольным отложениям. Относятся к травянистым многолетним вечнозеленым растениям, способным жить до 100 лет. Растения поселяются на земле и стволах деревьев.

  • стебли ползучие, полегающие или свисающие;
  • чешуйчатые или игольчатые листья;
  • короткие корешки;
  • размножение при помощи спор при образовании спороносных колосков;
  • вегетативное размножение почками и побегами.

Местообитание – хвойные леса. Для Плауновидных характерен медленный рост: взрослого возраста они достигают к 20 годам. Их разнообразие невелико и составляет около 1400 видов. Примеры представителей этого растительного отдела:

Плаун годичный

На верхушках ветвей у плауна годичного находится один колосок. Это вид, который чаще других встречается на просторах России.

Благовидный плаун

На верхушках ветвей у плауна булавовидного по 2–3 колоска. На популяцию растения отрицательно влияет то, что его собирают в декоративных целях (из него изготавливают венки, гирлянды для украшения домов), и после этого он восстанавливается очень медленно.

Баранец обыкновенный

У баранца обыкновенного споры образуются на верхней стороне листьев. Растение ядовито.

Дифазиаструм сплюснутый

У дифазиаструма сплюснутого листья чешуйчатые, очень маленькие и плотно прижатые к веточкам.

Среди плаунов встречаются ядовитые растения, поэтому животные ими не питаются. Из спор некоторых плаунов готовят натуральную детскую присыпку (тальк), а также лечат кожные высыпания. В промышленности готовят желтую и зеленую краски.

Отдел Хвощевидные

К предкам хвощей относятся псилофиты (первые растительноподобные организмы). Известны гигантские ископаемые формы, которые формировали леса наряду с хвощами и плаунами до каменноугольного периода (300 млн. лет назад). Современных видов всего 30 и произрастают они во влажных лесах Северного полушария.

Это многолетние травянистые растения, которые характеризуются:

  • жестким стеблем;
  • зелеными и бурыми побегами;
  • развитыми горизонтальными или вертикальными корневищами;
  • формированием клубеньков на корнях с запасом крахмала;
  • разделением стебля на узлы и междоузлия;
  • наличием кремнезема в стенках клеток, который выполняет защитную и укрепляющую функции;
  • размножением спорами в капельно-жидкой среде.

Весной из корневищ на поверхности появляются бурые побеги со спороносными колосками. Когда споры вызревают и осыпаются, побеги хвоща отмирают и на их месте вырастают зеленые побеги спорофита, или вегетативные побеги. Они сильно ветвятся и покрыты чешуйчатыми листьями. В новых побегах идет процесс фотосинтеза, спорообразование для них не характерно.

Хвощ

Это интересно: В отличие от большинства растений хвощи не приносят весомой пользы человеку. Их рассматривают как злостные сорняки, вредные и ядовитые свойства которых исключают их использование в качестве кормовой базы для животных. Только хвощ пестрый – кормовая культура для северных оленей.

Отдел Папоротниковидные

Папоротники ведут свое происхождение от риниофитов, которые появились в девоне. Гигантские растения занимали огромные площади, образуя непроходимые леса в каменноугольном периоде. В те времена, они составляли конкуренцию хвощам и плаунам.

Основные черты развития:

  • в качестве листа образуются перисто-рассеченные вайи;
  • побег видоизменен в корневище;
  • наличие корней;
  • образование проводящих тканей;
  • преобладает спорофит;
  • оплодотворение происходит в капельно-жидкой среде.

На нижней части листовой пластинки находятся спорангии (коричневые пятнышки, расположенные рядами). В них, путем мейоза, формируются гаплоидные споры. Споры попадают в почву, образуя заростки (гаплоидные гаметофиты). Они видны в виде зеленой пластинки с ризоидами.

На заростках появляются гаметангии: антеридии и архегонии. В водной среде сперматозоиды из антеридиев перемещаются в архегонии: происходит оплодотворение яйцеклетки. Из зиготы вырастает новый папоротник – диплоидный спорофит. Таким образом, половое размножение происходит со сменой поколений.

Общий процесс размножения изображен на схеме:

Цикл развития папопоротника

Папоротники находят широкое применение:

Использование папоротников

На заметку: Среди папоротников к наиболее распространенным относится щитовник мужской. Существовали семенные папоротники, но они вымерли, став родоночальниками отдела голосеменных.

Отдел Голосеменные

Таксон насчитывает всего 700 видов и ведет свое происхождение от древних папоротников. Получили широкое распространение в палеозое и мезозое. В каменноугольном периоде климат изменился: стало суше и заметно похолодало, поэтому господствующие папоротники, хвощи и плауны вымерли, а голосеменные сохранились благодаря ряду приспособительных особенностей.

Наиболее характерные черты:

  • древесные или кустарниковые вечнозеленые растения;
  • имеют настоящие семена, лишенные околоплодника, защищены чешуями шишек (стробилами);
  • растения однодомные: содержат семенные и пыльниковые шишки;
  • развиты разные ткани: основные, сосудистые, механические;
  • игольчатые листья (хвоинки) покрыты слоем толстой кутикулы;
  • старые листья заменяются на новые без листопада;
  • крупный стержневой корень с боковыми корешками, которые часто образуют микоризу.

Представители Голосеменных:

  • сосна обыкновенная;
  • пихта сибирская;
  • сосна кедровая;
  • ель;
  • лиственница;
  • можжевельник.

Семя развивается в семяпочке или семезачатке (мегаспорангии). В ней формируется женский гаметофит, образуется яйцеклетка и происходит процесс оплодотворения. Формируется зародыш, а семязачаток превращается в семя. Для оплодотворения не нужна вода и это огромный эволюционный прогресс, хотя сам процесс оплодотворения довольно сложен. Мужские гаметы, которые находятся внутри микроспоры, не имеют органоидов движения. Оплодотворение происходит за счет пыльцы (мужские шишки), которая переносится ветром на семенные (женские) шишки. Для голосеменных характерно семенное размножение.

Пихта белая - строение голосеменных

Пихта белая. A — ветвь с мужскими шишками, женскими шишками и осью шишки; B — ветвь со зрелой шишкой; 1 и 2 — лист с обеих сторон; 3 — лист в поперечном разрезе; 4 — мужская шишка; 5 и 6 — пыльцевые мешки, закрытые и открытые; 7 — пыльца; 8, 9, 10 — кроющая чешуя с разных сторон; 11 и 12 — семенная чешуя с кроющей чешуёй и семенами; 13 и 14 — семя с крылом, показанное с разных сторон; 15 и 16 — то же в разрезе, с разных сторон.

Семя состоит из зародыша, гаплоидного эндосперма и семенной кожуры. Распространяются у большинства ветром, у некоторых (у тисса, можжевельника) — животными.

Итог вышесказанного: голосеменные – это обоеполые растения, опыляемые ветром. На одном растении образуются мужские и женские шишки. Гаметофиты состоят из пыльцевых зерен и яйцеклеток. Основная форма жизни – это спорофит, представленный кустарниковой или древовидной формой.

Отдел Голосеменных растений делится на следующие классы:

Отдел голосеменных: классы

Устройство стебля (ствола) у голосеменных сложное. Ствол образован:

  1. Корой, которая защищает внутренние ткани.
  2. Древесиной, заполняющей внутреннее содержимое.
  3. Древесина на 90 % состоит из проводящей ткани (трахеиды) или лишь незначительный процент приходится на паренхиму.
  4. На концах трахеид расположены поры, через которые происходит фильтрация жидкости.
  5. Кора и древесина пронизана смоляными ходами, содержащими эфирные масла и смолу.
  6. Сердцевина развита слабо.
  7. На срезе ствола видны кольца прироста, связанные с активностью камбия - ткани, дающей не одинаковый прирост в толщину в разные сезоны.

К сведению: Современные голосеменные имеют листья-хвоинки, которые не опадают. Исключением является лиственница – листопадное дерево. У нее мягкие и плоские листья, расположенные в виде пучков. Древние голосеменные – саговники обладают крупной листовой пластинкой.

Отдел Покрытосеменные

Покрытосеменные обладают особой организацией:

  • наличие цветка, как органа полового и бесполого размножения;
  • образование завязи, заключенной в семяпочке, которая предохраняет от неблагоприятных факторов внешней среды;
  • характерно двойное оплодотворение, при котором образуется триплоидный эндосперм;
  • наличие запасающей ткани;
  • редуцированный гаметофит образует 2 спермия;
  • женский гаметофит образован 8 клетками зародышевого мешка;
  • развитая дифференциация вегетативных органов и тканей.

Рассмотрим жизненный цикл цветкового растения:

Жизненный цикл растения

Покрытосеменные растения образуют два класса:

Они значительно отличаются друг от друга, имеют свои характерные особенности.

Класс двудольные растения

Обладают следующими чертами:

  • зародыш образован двумя семядолями;
  • стержневой корневой системой;
  • стебель растет в толщину благодаря камбию;
  • листья с сетчатым жилкованием;
  • цветки имеют двойной околоцветник;
  • у цветка количество лепестков кратно четному и нечетному числу;
  • жизненные формы – травы, деревья, кустарники.

К двудольным растениям принадлежит огромное количество знакомых семейств. Всего класс насчитывает 200 тыс. видов.

Класс однодольные растения

Характеризуется следующими чертами:

  • зародыш состоит из одной семядоли;
  • корневая система имеет мочковатое строение;
  • для стебля не характерен рост в толщину;
  • лист простой с параллельным или дуговым жилкованием;
  • простой околоцветник;
  • число лепестков нечетное;
  • жизненные формы – травы и деревья (бамбук, пальма)

На заметку: Чтобы точно определить принадлежность к конкретному классу, нужно найти сочетание нескольких признаков. Один признак не дает представление о принадлежности к таксономической группе.

Роль растений в природе и жизни человека

Космическая роль зеленых растений состоит:

  1. накопление органической массы;
  2. накопление энергии;
  3. обеспечение постоянства содержания углекислого газа в атмосфере;
  4. накопление кислорода в атмосфере;
  5. создание почвы на Земле;
  6. фотосинтез.

Растения служат человеку в качестве:

  • источника пищи;
  • кормовой базы для животных;
  • производных для фармакологической промышленности (медпрепараты);
  • производных для химической промышленности (красители, химические соединения);
  • источника древесины – сырья для химической промышленности;
  • источника тканей – сырья для текстильной промышленности.

Перечислить многочисленную роль растений довольно сложно. Но главное – это продуценты, источник биомассы и кислорода, без которых жизнь на Земле невозможна. Они формировались тысячелетиями и принесли человеку все самое ценное в своем составе, научили пользоваться многими процессами в деятельности (бионика), помогли выжить в непростых климатических условиях и стали основным источником пищи.

Читайте также: