Зато ослепительны изумрудно сизые озимые полосы разбор синтаксический

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

обобщить знания учащихся об однородных членах, знаках препинания при однородных членах с обобщающим словом и без него.

предметные:

познакомить с порядком устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами; научить производить устный и письменный разбор указанных предложений; способствовать развитию логического мышления учащихся и способности переключать внимание;

метапредметные :

формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образного мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания;

личностные :

содействовать воспитанию рационального распределения времени, социализация личности, формирование правильной, грамотной речи.

Тип урока: занятие по изучению и первичному применению знаний и способов деятельности.

Методы урока: исследовательский.

Технология: модерации.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверить наличие упр. 233,235, кластер.

1) Давайте вспомним, чем может быть осложнено простое предложение? (Однородными членами, обособленными членами, вводными и вставными конструкциями и обращениями).

2) Какие члены предложения называются однородными?

3) Все ли члены предложения могут быть однородными?

4) Как связываются однородные члены в предложении? (Перечислительной интонацией и сочинительными союзами или только интонацией).

5) Какова пунктуация в предложениях с однородными членами?

6) Какие слова называются обобщающими? Какие знаки препинания могут встретиться в предложениях с обобщающими словами при однородных членах?

Вопрос: если всё изучили по теме, что осталось?

Анализируют, делают выводы.

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

- Подберите соответствия. Какие предложения соответствуют данным схемам? Знаки препинания не расставлены.

1. Литература есть создание народа цвет и плод его духовной жизни. (В.Белинский.)

2. От этих сосен и акаций от этой вьюги и жары я не хочу переселяться в иные чуждые миры.( Я.Смеляков.)

3. Пыль окутывала и машину и генерала с шофером и примолкших на задних сиденьях небритого майора и рослого сержанта. (К.Симонов.)

4. Аист то улетал на болото то стоял около гнезда на сучке поджав под себя одну ногу. (Г.Скребицкий.)

5. Белая куропатка отыскивает себе корм замерзшие ягоды семена почки. (И. Соколов-Микитов.)

6. И солнце и зеленые травы и запахи сероватого утра и реки все Сергею было родное до слез родное. (И.Акулов.)

7. Но теперь в начале марта все и овраг и лес и поляна было укрыто голубым снегом. (Г.Скребицкий.)

А – 6 Б – 1 В – 4 Г - 5 Д – 2 Е – 3 Ж - 7

Работа с текстом:

- Спишите текст, расставьте недостающие знаки препинания.

- Подчеркните в предложениях однородные члены.

(1) Казань – столица Татарстана. (2)Этот город насчитывает тысячелетнюю историю и является одним из самых крупных, развитых и известных городов России.(3) Ежегодно его посещают тысячи туристов. (4)Их привлекает в нашем городе все: и богатая история, и красивая архитектура, и интересные люди. (5)Казанский Кремль и башня Сююмбике, мечети и церкви, красивые парки и скверы, фонтаны и памятники – ничто не оставляет равнодушными посетителей нашего любимого города.

(6)Казань прославилась на весь мир еще и как спортивная столица. Самые значительные события последнего времени: Универсиада-2013, Чемпионат по водным видам спорта, прошедший летом прошлого года, многочисленные соревнования по хоккею, и футболу, и баскетболу – проходили именно здесь. (7)Не за горами и другое важное мероприятие мирового масштаба – Чемпионат мира по футболу. (8)Мы гордимся нашими спортсменами: легкоатлеткой Юлией Зариповой, стрелком Василием Мосиным, рапиристкой Камиллой Гафурзяновой, пловчихой Эльвирой Хасяновой.

(9)Люди, живущие в Казани, выступают за здоровый образ жизни, культуру и спорт. (10)Пусть наш город ждет светлое будущее и процветание!

- Какова тема и основная мысль этого текста? (Тема – город Казань. Основная мысль – любовь к родному городу и гордость за него).

- Назовите предложения, в которых есть обобщающие слова при однородных членах. Составьте схемы этих предложений. (4,5,6). Объясните расстановку знаков препинания.

- Одинаково ли условие постановки тире в 5,6 предложениях и в предложении 1? (Нет, в первом предложении тире между подлежащим и сказуемым).

- Запишите предложение:

Ни строители города, ни спортсмены, ни ученые никогда не уйдут из благодарной памяти жителей Казани.

- Нужно ли ставить в этом предложении тире? Обоснуйте свою точку зрения. (Нет, не нужно. Здесь нет обобщающего слова. И однородные члены, и обобщающее слово являются одним и тем же членом предложения, а здесь однородные подлежащие и обстоятельство времени).

Работа с учебником: §33.

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

- Вспомните порядок разбора и характеристику простого предложения.

Работа с предложениями (распечатка раздается каждой паре учеников)

1. Выпишите из текста бессоюзные сложные предложения. Выделите части предложения, отметьте их границы.

2. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, указав грамматические средства связи частей.

3. Начертите схемы этих предложений.

4. Определите тип предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Липовую аллею подметал дворник, старый-престарый, суту-лый-пресутулый. Он не столько мел, сколько опирался на метлу, та-

кую же древнюю, как он сам. Воздух был неподвижен, сух, а пыль и опавшие листья, поднятые метлой, застывали неподвижно, похожие на старинные кружева. Кружевные стояли за аллеей ворота, весь в бронзовых кружевах, грузно возвышался за воротами старинный собор. (Вс. Иванов.)

Было солнечно, и с утра начиналась теплынь. Со всех сторон на деревню летели знойные песни тетеревиных токов. Косачи булькали; казалось, во всем мире небо нежно синело над крышами. И река разлилась и ровно шумела внизу, за деревней. (В. Белов.)

В просторных полях плавает над росой синяя паутина, медленно остывает натруженная земля. В прозрачных глубинах речных омутов усыпают, ленивеют рыбы, едва шевелят перьями. И с берега подолгу смотрит на них задумчивая скотина. Соломенные зароды вокруг все еще желты и свежи, но стога, окруженные поздней зеленой отавой, давно поблекли и вылиняли от сентябрьских дождей. Зато как ослепительны изумрудно-сизые озимые полосы, как безмолвно и ярко пылают на опушке рубиновые всплески рябин. (В. Белов.)

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Суррикат Мими

1. Словосочетания с прилагательным ВЕСЕННИЙ ( падеж, число, род этого прилагательного):
на весеннЕМ солнышке – П. п., ед.ч., ср. р. весеннЕЕ солнышко– И. п., ед.ч., ср. р. весеннИЕ лужи – И. п., мн.ч. весеннЕГО леса– Р. п., ед.ч., м. р.
***Падеж, число, род прилагательного определяем по имени существительному: какие у существительного - такие у прилагательного.Во множественном числе род прилагательного не определяется.
2. Синтаксический разбор восклицательного предложения.
Хорош(═) запах(—) весеннего(~~~) леса(~~~)! Предложение повествовательное, восклицательное, простое, распространенное.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: