Едет с поля урожай развитие речи средняя группа

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Данный материал будет полезен для педагогов детских учреждений для закрепления знаний по теме овощи - фрукты. Отдельные части занятия можно использовать в сюжетных играх.
Задачи:
- учить детей различать овощи и фрукты по внешнему виду, вкусу, закреплять знания о месте их произрастания;
- учить составлять рассказ используя схему;
- уточнить представления о пользе овощей и фруктов для здоровья человека;
- активизировать словарь по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными, развивать связную речь;
- воспитывать любознательность, доброжелательность, ценность здорового образа жизни.

Воспитатель:
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что помогает нам быть здоровыми, сильными, радостными и красивыми. Послушайте стихотворение.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
(Стук в дверь.) Воспитатель: - Ребята, слышите, кто-то стучит? Я посмотрю, кто это.
Мишутка заезжает в зал на машине.
Воспитатель. Это Мишутка к нам в гости приехал. Давайте поздороваемся с ним. Мишутка: Здравствуйте! А вот и я!
Только очень болен я.
У меня усталый вид,
Очень голова болит.
Воспитатель: А вот мы не унываем
И улыбка на лице
Потому что принимаем
Витамины А, В, С.
Мишутка: А что такое витамины? И где они находятся?
Дети: Это полезные для организма вещества. Они есть в овощах и фруктах .
Мишутка: А что такое овощи и фрукты? Я их никогда не видел.
Воспитатель: Ребята, поможем Мишутке узнать про овощи и фрукты? (Да)
Мишутка: Ах, какая-то красивая коробка. А что в ней лежит?
Воспитатель: А что лежит в коробке, Мишутка, ты узнаешь, если дети отгадают загадки. Присаживайтесь на стульчики. И Мишутку посадим с нами.
1. Круглое румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко). Яблоко – это овощ или фрукт?
2. Растут на грядке зеленые ветки, а на них красные детки. (помидор)
3. В шкуре желтой кислый он, называется (лимон)
4. Он совсем-совсем зеленый и овальный удлиненный. Помидора верный брат, так и просится в салат. (огурец)
5. Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели (лук)
6. Я румяную матрешку от подруг не оторву, подожду пока матрешка упадет сама в траву. (груша)
Дети, что же лежало в коробке? (Овощи и фрукты).
Мишутка спрашивает у детей: яблоко – это овощ? А лук- это фрукт?
Мишутка: Ребята, я совсем запутался, где овощи, а где фрукты.
Воспитатель: Давайте поможем Мишутке запомнить, где овощи, а где – фрукты. Для этого мы с вами отвезем овощи в овощной магазин, а фрукты – во фруктовый. Мишутка, ты дашь нам для перевозки свой грузовик?
Мишутка: Дам, я не жадный.
Воспитатель: Выходи, Маша. Выбирай овощ или фрукт и расскажи Мишутке о нем, глядя на эту схему.
Дети (по одному) выходят и берут 1 овощ. Рассказывают о нем по схеме:


Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: Формировать представление детей об овощах, (название, где растет) закрепить представление о фруктах, умение классифицировать овощи и фрукты. Упражнять в счете, закрепить представления о цвете и форме.

Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать дружелюбные отношения между детьми, желание помогать друг другу, общаться со сверстниками, договариваться. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Речевое развитие: Активизировать словарный запас детей, упражнять в умении составлять описательный рассказ по предмету, формировать умение образовывать числительные, развивать диалогическую речь

Физическое развитие: Активизировать двигательную активность детей, формировать чувство ритма, умение выполнять движения синхронно.

Материал и оборудование: Корзиночки разных размеров и разного цвета, морковка (красная, желтая, оранжевая), огурцы, аудио картотека, фрукты, интерактивная доска, игра - презентация.

Воспитатель: Ребятки, сегодня к нам пришел гость. А вот кто этот гость, вы сейчас догадаетесь сами. Послушайте загадку:

Любит морковку. (Заяц)

Ну-ка Зайка попляши, попляши, попляши, (выполняют приседания)

Деткам ушки покажи, покажи, покажи.

Вот какие наши ушки, наши ушки, наши ушки,

На макушке наши ушки, наши ушки, наши ушки. (показывают ушки ручками)

Ну-ка Зайка попляши, попляши, попляши, (выполняют приседания)

Деткам лапки покажи, покажи, покажи, (трясут ножками)

Мы на лапках прыгаем, прыгаем, прыгаем, (выполняют прыжки)

Хвостиками дрыгаем, дрыгаем, дрыгаем. (виляют хвостиками)

Ну-ка Зайка попляши, попляши, попляши, (выполняют приседания)

Деткам танец покажи, покажи, покажи,

Ножками потопаем, потопаем, потопаем, (топают)

В ладоши мы похлопаем, похлопаем, похлопаем. (хлопают)

А теперь мы улыбнемся, улыбнемся, улыбнемся,

И в кружочек соберемся, соберемся, соберемся, (собираются в кругу)

А теперь мы разойдемся, разойдемся, разойдемся. (расходятся на места)

Мы чуть-чуть поприседаем, приседаем, приседаем, (приседают)

Головами покиваем, покиваем, покиваем. (наклоны головы влево - вправо)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы знаете, что любят кушать зайчики? (Ответы детей).

- Правильно, и морковку и капустку, и кабачок. Все это, одним словом можно назвать овощи. А где же, растут овощи?

(Овощи растут в огороде, на грядках)

Зайчик: Ребята, я предлагаю вам, отправится со мной в огород и собрать урожай.

Воспитатель: Угадайте, что это за овощ.

Хрустящая и сладкая,

Выросла на грядке,

В землице носик,

Наружу хвостик. (Морковка)

- Смотрите ребята, сколько морковки выросло на нашей грядке. Вот так урожай. Да ее, ведь собирать пора. Вот вам корзиночки, нужно собрать морковку того цвета, какого у вас корзиночки. Машенька, морковку какого цвета, ты будешь собирать? (спросить 2 - 3 детей)

(детям раздаются корзиночки красные, желтые и оранжевые)

Давайте дружно посчитаем.

Раз, два, три скорей морковку собери.

Воспитатель: Молодцы ребята.

(пересыпает морковку зайчику в корзинку)

(Под музыку дети двигаются по группе, подходят к грядке с огурцами)

- Смотрите, вот еще одна грядка. Отгадайте, что здесь растет?

На грядке заплетается,

Растет, растет - старается,

Зеленый. (Огурец)

- Смотрите ребята, какие огурцы выросли на грядке.

(Рассматривание и составление описательного рассказа)

- Что это? (Это огурец) Какой он формы? (Огурец овальной формы) Какого цвета? (Огурец зеленого цвета, а хвостик желтого) Какой на вкус? (На вкус огурец хрустящий) Какой на ощупь? (Огурец твердый, жесткий, шершавый, колючий)

- Давайте ребята, возьмем огурцы в руки и посчитаем у кого сколько.

У Маши один огурец.

У Саши два огурца.

У Кати три огурца.

У Вовы четыре огурца.

У Жени пять огурцов.

Зайчик: Ребята, а я знаю веселую зарядку про огурчики. Давайте немного разомнемся.

Физ. минутка

Огуречик, огуречик, (ручки в стороны)

Ну совсем как человечек, (ножки в стороны выполняют качание с ноги на ногу)

Он на грядочке растет (присели на корточки)

Выше к солнышку ползет (медленно поднимаются вверх)

Вот и бабочки слетелись (бег на месте, взмахи руками)

На огурчики уселись. (приседание)

Приползла к ним гусеничка, (показывают гусеницу)

Это бабочкам сестричка. (показывают бабочек)

По огурчикам ползет (показывают гусеницу)

И сестриц своих зовет (движения руками)

(Воспитатель вносит большую корзину с овощами и фруктами)

Воспитатель: Ребята, пока вы играли, я решила вам помочь и собрала весь урожай, а когда возвращалась, встретила ежика, он как раз возвращался из сада, где собирал фрукты. Ребята, представляете, ежик передал для вас угощения. У меня оставалось немного места в корзине, вот туда я фрукты и положила. Теперь нам с вами нужно разобрать овощи в корзину к зайчику, а фрукты в нашу корзину.

Зайчик: Молодцы ребята, славно поиграли, и урожай с огорода собрали. Спасибо вам. А мне пора в лес, лесные друзья давно уже меня заждались. До свидания!

(Зайчик уходит с корзинкой овощей)

Воспитатель: До свидание зайчик! Спасибо за интересное путешествие. А нам пора возвращаться в детский сад.

(Под музыку дети шагают по группе)

- Вот мы и пришли в нашу группу.

(Ответы детей)

- Давайте вспомним, что же мы делали сегодня?

- Кому, что больше понравилось? Кто узнал сегодня, что то новое?

(Активизация детей на дальнейшую продуктивную деятельность)

- Ребята, давайте немного отдохнём, а потом нарисуем все, что с нами приключилось сегодня, и покажем нашим родителям.

Систематизировать и обобщать знания детей об овощах, продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик, апельсин, мандарин). Формировать первые представления о том, какие блюда можно приготовить из фруктов.

Совершенствование грамматического строя речи:

совершенствование умений образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже (один апельсин - много апельсинов…); (варенье из слив – сливовое варенье, сок из яблок – яблочный сок, начинка из апельсин – апельсиновая начинка и т.д.);

знакомство со звуком Ы, развитие умения слышать его в слове.

Обеспечивать оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Материалы и оборудование: мультимедиа, картинки с изображением овощей, одна большая корзина, две маленькие, игрушки овощи и фрукты, шапочка волка, мяч, готовые поделки из пластилина груши и яблоки.

Ход НОД

- В прошлый раз наши друзья, Ежик и Лисенок, встретились с кротом.

- А он познакомил нас с овощами, которые растут в огороде.

- Перед нами картинки с овощами, нужно их правильно расположить.

- Вот это - грядка, если овощ растет под землей, вы располагаете его внизу, а если над землей – вверху.

(Баклажан растет над землей, картошка растет под землей, капуста растет над землей… )


(Картошечка, помидорчик, огурчики, лучок, морковочка, горошек….)

- Для чего всем детям полезно есть овощи?

(Ответы детей)

- А теперь пришло время узнать, что произошло дальше с нашими друзьями путешественниками – с Ежиком и Лисенком.

Крот объяснил игрушкам, как добраться до фруктового сада.

(Сразу слайд с изображением грузовика, везущего овощи)

- Ребята, что везет грузовик в детский сад?

(Ответы детей)

(Картинка – фруктовый сад)

Посмотрите, здесь растут яблоки, груши, мандарины, лимоны, сливы.

- Как их можно назвать одним словом?

(Фруктыыыы)

- какой звук слышится в конце слова?

Воспитатель, напоминает правила игры.

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Это долька для ежа,

Это долька для стрижа

Это долька для утят

Это долька для котят,

Это долька для бобра

А для волка – кожура

Он сердит на нас беда!

Разбегайтесь кто куда.

- Ребята, а наших героев во фруктовом саду ждал неожиданный подарок, в корзине лежат фрукты, которые собрал садовник! Но в корзине лежат не только фрукты, но и овощи.

Ребята, помогите, нашим героям разложить фрукты и овощи по разным корзинам.

Назовите фрукты, которые лежат в корзине?

( яблоко -это фрукт, капуста – это овощ…)


У меня мандарин, а у вас мандарины

Ребята, давайте еще раз повторим название фруктов и выделим голосом звук – Ы-

- А сейчас, присядьте на ковер перед телевизором.

Презентация (присесть на ковер)

(Стакан с соком, банка с вареньем, компот)

- Сок из яблока какой? (Яблочный)

- Варенье из персиков какое? (Персиковое)

- Начинка из груши какая? (Грушевая)

- Встаньте в круг!

(Воспитатель передает мяч по кругу)

( Из фруктов можно приготовить………………..)

(Варенье, компот, повидло, сок, пастила, мармелад, конфитюр, цукаты, начинку для пирожков)

- После того, как вы рассказали, сколько всего можно приготовить из фруктов, Лисенок представил себе такую вкусную картину.

- Так о чем же, мы сегодня говорили?

- Что вы узнали о фруктах (растут на деревьях, растут в саду, можно приготовить разные сладости, соки, )

- Вам интересно, узнать, что произошло с игрушками?

- Об этом я расскажу на следующей неделе.

- Ребята, помните, мы с вами мастерили фрукты из пластилина, давайте разместим их во фруктовом саду на деревьях.

Творческая деятельность

Создание фруктового сада

(коллаж – дети наклеивают готовые фрукты на изображенные деревья.)

Список, используемой литературы:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Работая с детьми в этнокультурном направлении, изучаем историю, культуру и быт родного народа. Композиция ко Дню урожая "Едет с поля урожай" посвящена богатому урожаю родного края. Она выполнена из разных материалов. Для изделия лошадь использовали папье-маше, для телеги - упаковочный картон, старичка сделали из газетных трубочек, овощи - из капрона и синтепона. Одежду для старичка сшили из домотканного холста, украсили тесьмой с вышивкой. Получилась такая композиция.



Комментарии (3)

Спасибо Вам, Раиса Поликарповна! Интересный материал - папье-маше, дает много возможностей для фантазии. Детям очень нравится.

Читайте также: