О признаках более высокой организации мхов по сравнению с водорослями

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Развивающие: продолжить формирование навыков работы с микроскопами, гербарными материалами; работать на компьютере.

Воспитывающие: продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности и интереса к исследовательской деятельности. Развитие коммуникативных умений. Создание положительного психологического микроклимата.

Формирование УУД:

Регулятивные УУД: умение ставить цели, задачи урока, планировать свою деятельность, достигать результатов в процессе учебной деятельности, корректировать, анализировать деятельность в процессе урока.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Познавательные УУД: выявление особенностей строения и жизнедеятельности мхов, сравнение объектов разных систематических групп (мхи и водоросли), умение рассматривать объекты, выявлять сходство и различие, фиксировать результаты, делать выводы.

Планируемые результаты: предметные.

Знать: строение и жизнедеятельность мхов, значение в природе и жизни человека.

Уметь: выполнять лабораторную работу под руководством учителя, делать выводы, работать с рисунками, схемами, раздаточным материалом.

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные: умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии : технология проблемного диалога, ИКТ, деятельностный подход.

Оборудование: компьютер, экран, микроскоп, лабораторное оборудование: предметное стекло, покровное стекло, мох сфагнум; коллекция торфа, гербарий; презентация к уроку.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуально-групповая.

Межпредметные связи: Окружающий мир, география, экология.

Основные ресурсы: УМК В. В. Пасечник.

Эйнштейн говорил о природе и её загадках. На протяжении всего существования человек пытается разгадать эти загадки. Зачем? Может быть, это не нужно? Конечно, нужно. Это интересно, это может принести пользу природе и человеку, это может быть жизненно необходимо природе и человеку.

Исследование всегда очень увлекательное занятие. Особенно когда исследуешь что-то совершенно новое. И сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие на болото, в лес и проведём исследование. (Видеофрагмент болота, леса).

1. Мхи – высшие споровые растения. Общая характеристика мхов.

2. Классификация мхов.

3. Особенности строения, распространения, жизнедеятельности мхов.

4. Значение мхов в природе и в жизни человека.

Создание проблемной ситуации.

Задание. Рассмотрите рисунок (на слайде).

Какое растение уже изученное ранее нами изображено? Водоросль.

К каким растениям относят водоросли высшим или низшим? Низшим.

Какими признаками обладают высшие растения? Тело высших растений разделено на органы, которые выполняют определённые функции.

Почему водоросли относят к низшим растениям? Нет стеблей, листьев, корней. У них тело слоевище.

Какие органы есть у мхов в отличие от водорослей? Стебель, листья. Корней нет, но есть ризоиды. Ризоиды – выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества.

Для чего нужен каждый орган?

Почему у водорослей нет органов и тканей, а у мхов есть?

Ребята сравнивают строение водорослей и мхов и делают вывод о более сложной организации мхов. Дети дают ответ на вопрос: почему мхи относят к высшим растения? Размножаются мхи с помощью спор, поэтому их относят к высшим споровым растения.

Учитель. Мхи это первые наземные растения. Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зелёный ковёр, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3 мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов.

Где встречаются мхи? Распространение мхов. Работа с учебником. Задание классу: Откройте учебник страницу 60 и найдите ответ на вопрос: где распространены мхи? Преимущественно в хорошо увлажнённых местах.

В какой природной зоне не бывает мхов? В пустынях.

Почему? Они любят воду, а корней у них нет.

Почему среди мхов нет деревьев? Не развиты сосуды.

Учитель. В конце 18 века немецкий ботаник И. Гендвич заложил основы науки о мхах – бриологии. (записывают определение в тетрадь)

Классификация мхов

Различают печёночные и листостебельные мхи.

Печёночные мхи.

К печёночным мхам относится мох моршанция. Тело представляет собой пластинку (таллом) или уплощённый побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень. Часто в аквариуме разводят мох риччию. Тело состоит из вильчато разветвлённого слоевища.

У каких изученных растениях тело имеет таллом или слоевище? (У водорослей)

На что это указывает?

(на родственную связь между водорослями и мхами).

Листостебельные мхи.

К листостебельным мхам относят кукушкин лён и мох сфагнум.

Для того чтобы поближе познакомится с этой группой удивительных растений, нам нужно выполнить лабораторную работу. У нас в лаборатории есть гербарные экземпляры мхов. Давайте их хорошо рассмотрим и запомним, как они выглядят. Работа с гербарием, микроскопом, микро лабораторией.

Выполнение лабораторной работы №1.

Ознакомление с внешним строением кукушкина льна.

Цели: выявить особенности строения мха; найти черты сходства и различия между водорослями и мхами.

Почему мох получил такое название кукушкин лён? Коробочка с колпачком слегка напоминает сидящую кукушку. Отсюда и название.

Вывод. Мох кукушкин лён имеет стебель и узкие, спирально расположенные листья; вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Способ питания у него такой же, как и у водорослей, так как мох содержит хлорофилл и имеет зелёную окраску. В теле слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани.

Размножение мхов. На примере кукушкина льна Видеоролик

У моховидных имеется характерная особенность организации: половое поколение - гаметофит, на котором образуются половые клетки (гаметы), и бесполое – спорофит, на котором образуются споры.

Зелёным мхам свойственно и вегетативное размножение – частями тела и специальными почками.

Вопрос: что является ограничивающим фактором для мхов? Вода.

Выполнение лабораторной работы №2

Ознакомление с внешним строением мха сфагнума.

На каждом столе находятся гербарии мха сфагнума. Учащиеся рассматривают гербарии и отмечают следующее:

1. Стебель тонкий, главный побег прямостоячий, ветвистый.

2. Боковые побеги расположены пучками, на верхушке главного стебля побеги скручены в головку.

3. Все ветви густо покрыты мелкими листьями.

4. Нет ризоидов, нижний конец стебля, погружённый в воду, постепенно отмирает.

Давайте сравним кукушкин лён и сфагнум. Что можно сравнить? (Строение, место обитания, значение).

Черты сравнения

Кукушкин лён

Стебель ветвистый или нет?

наличие воздушных клеток

Расположение мужских и женских органов

Коробочка, где располагаются споры

Количество накапливаемой влаги

Где в основном растёт?

Образует ли торф

Формулирование проблемы. Какими свойствами обладает мох. Факты.

В партизанских отрядах во времена ВОВ военные медики применяли его вместо ваты при проведении хирургических операций. Он впитывает огромное количество крови, гноя и других жидкостей.

Как вы думаете, какими же свойствами обладает мох?

Для того, что бы узнать, какими удивительными свойствами обладает мох сфагнум, мы сейчас продемонстрируем опыты, подготовленные во внеурочное время.

Определение способности сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды.

Цель: понаблюдать, за способностью сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды.

Оборудование: высушенная дерновина сфагнума, весы с разновесом, сосуд с водой, несколько длинных растений сфагнума, высушенных в гербарном прессе, стакан с водой.

1. Взвесить высушенную дерновину сфагнума и положить её в воду. Взвесить после того, как она напиталась водой. Определить разницу в массе.

2. Несколько высушенных в гербарном прессе растений поставить в стакан с водой так, чтобы их верхушки были выше края стакана и свешиваются с него. Убедиться, что вода поднимается по растениям и стекает каплями с повисших верхушек растений.

1. Во сколько раз увеличилась масса сфагнума после намокания в воде?

2. Чем объясняется такая прибавка в массе?

Создаю проблемную ситуацию.

Как можно объяснить полученные результаты?

Для того, что бы правильно ответить на этот вопрос, нам нужно под микроскопом рассмотреть листья мха сфагнума. Отметить особенности строения 2-х типов клеток, из которых они состоят. Зарисовать схему внутреннего строения листа сфагнума. Значит вся тайна в листе. Нам предстоит открыть тайну листа. Для этого мы проведём лабораторную работу. (Рассматривание под микроскопом микропрепаратов листа сфагнума).

Вывод. Строение стебля и листьев сфагнума по сравнению с цветковыми растениями значительно проще. Кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток. Много таких клеток находится и в листьях. В связи с этим сфагнум впитывает и удерживает большое количество воды. Обладает гигроскопичностью.

Благодаря воздухоносным клеткам мох накапливает и задерживает воду, что с годами приводит к заболачиванию низких участков.

Мох сфагнум поселяется на почве и, столетиями накапливает влагу, образует болота, а болота питают реки и ручьи. Не будет болот – обмелеют и высохнут лесные речки, а вслед за ними высохнет и сам лес.

(Демонстрация губки, напитанной водой и лежащей на краях фарфоровой чашки). Под губкой всегда будет вода. Если чашка переполнится водой, то потечёт из болота ручеёк, а ручейки соберутся в реки. Итак, сфагновый мох является хранителем лесных рек. Исследователи молодцы!

Разрастаясь плотными дерновинами, сфагнум вызывает заболачивание почв.

Отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция

Показать отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция;

Раскрыть сущность и значение известкования как средства борьбы с заболачиванием почв.

Оборудование: дерновина сфагнума, две стеклянные банки, кусочек мела, дистиллированная вода.

Два одинаковых кустика мха сфагнума поместить в две банки с дистиллированной водой. При этом в воде первой банки размешать кусочек растёртого мела, а во второй банке воду оставить чистой. Обе банки поставить на подоконник. Проследить за состоянием кустиков мха. В банке, где растворён мел, вода проникает в клетки сфагнума медленнее.

Возникает проблемный вопрос: почему вода с примесями проникает в растение слабо?

Вывод. Мел состоит из солей кальция. Появление этих солей в воде или почве, на которой растёт сфагнум, действует на него угнетающе. В связи с этим известкование почв является средством борьбы с разрастанием сфагнума и заболачиванием почв

Физкультминутка

Значение мхов. Работа с компьютером.

1. Группа. Значение мхов для человека.

2. Группа. Значение мхов в природе (положительное и отрицательное).

3. Группа. Значение торфа.

Значение сфагновых мхов для человека:

Мхом конопатят дома при их постройках.

Гигроскопичность и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран.

Отмирая, листостебельные мхи, образуют торф, который широко используется человеком.

Значение торфа:

Используется для подстилки скоту.

В строительстве. В Сибири и сейчас высушенный мох при меняют для строительства домов. Изолирующий материал при постройке сельского жилья.

В оранжерейном хозяйстве для выращивания растений в закрытом грунте.

В народной медицине.

В топливной промышленности. Торф – особый вид топлива, добывают его осушая болота.

В химической промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, смолы, изоляционные плиты, пластмассы, воск и другие вещества.

Значение мхов в природе:

Положительное:

- заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.

- являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.

- служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов.

Отрицательное:

- ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание.

- вытесняют на лугах ценные кормовые травы.

Демонстрация горения торфа. Во время демонстрации беседую о пожарах. Какие последствия могут иметь эти пожары для природы и для человека?

Что такое сфагновый мох?

1. Листостебельное растение.

2. Листья имеют хлорофиллоносные и мёртвые водоносные клетки.

3. Участвует в образовании болот и торфа.

Закрепление материала и выводы.

1. Как называется раздел ботаники, изучающий мхи?

2. Какие вегетативные органы отсутствуют у мха?

3. Как происходит размножение мхов?

Б) с помощью спор;

4. Какое условие окружающей среды необходимо для размножения мхов?

Ризоиды – это бесцветные ветвистые нитеобразные клетки, при помощи которых слоевище водорослей прикрепляется к грунту.

2. Почему водоросли относят к низшим растениям?

У водорослей нет тканей и органов. У них есть только единое вегетативное тело, не делящееся на листья, стебли и корни. Поэтому они и относятся к низшим растениям.

3. Что такое спора?

Спора – это клетка растений и грибов, служащая для их размножения и распространения.

1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

Рассмотрим стебелек мха сфагнума и стебелек мха кукушкин лен.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Листья сфагнума имеют продолговатую форму с заостренными концами светло-зеленого цвета. Они расположены так, что из каждого узелка на стебле вырастает сразу несколько листиков. Внизу стебля нет ни корней, ни ризоидов.

Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами.

3. Определите, ветвистый или не ветвистый стебель у растения.

У сфагнума стебель ветвистый, а у мха кукушкин лен – нет.

4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

Мужские растения кукушкин лен имеют на самом верху стебля как бы метелочку из листиков, а у женских растений стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке.

У сфагнума нет деления на женские и мужские растения.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов.

Споры при созревании высыпаются из коробочки, давая жизнь новым растениям.

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чем их сходство и различие.

Мхи относятся к высшим споровым растениям, в отличие от водорослей, так как у них есть деление на органы – стебель и листья.

Сходство мхов и водорослей:

• наличие пластид в клетках позволяет осуществлять процесс фотосинтеза,

• неограниченный рост в течение всего существования.

Различие мхов и водорослей:

• мхи существуют там, где повышенная влажность, в то время как водоросли могут существовать только в водной среде,

• мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

• мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

• мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

7. Запишите свои ответы на вопросы.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи относятся к высшим споровым растениям,так как у них есть деление на органы – стебель и листья, а размножаются они спорами.

2. Каково строение кукушкина льна?

Кукушкин лен – это один из видов листостебельных мхов. Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами. Мужские растения имеют на самом верху стебля метелочку из листьев, в которой созревают подвижные половые клетки (гаметы) – сперматозоиды. У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) - яйцеклеткой. Их стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке с волосистым заостренным колпачком, в котором развиваются споры.

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

1) Сфагнум – растение с сильно ветвящимся стеблем в отличие от прямого стебля кукушкина льна.

2) Сфагнум не имеет ризоидов. Он питается через стебель и листья, в которых присутствуют мертвые клетки, способные поглощать, удерживать, а затем отдавать живым клеткам большое количество воды.

3) У сфагнума нет женских и мужских растений, как у кукушкина льна. У него все особи обоеполые.

4) На одном растении сфагнума может располагаться от 3-х до 5-ти коробочек со спорами, а у кукушкина льна только одна.

5) Цвет сфагнума светло-зеленый, в то время, как кукушкин лен имеет более темную окраску.

4. Чем мох отличается от водоросли?

Различие мхов и водорослей:

• мхи существуют во влажной среде, в то время, как водоросли могут существовать только в водной,

• мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

• мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

• мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком в качестве топлива, удобрения, а так же сырья для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционную ленту, смолу и многие другие ценные материалы.

При экстремальных условиях сфагнум может использоваться вместо ваты при повреждениях кожного покрова, так как он обладает хорошими бактерицидными свойствами и высокой влагоемкостью.

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

У мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения. Кроме того, так как мхи не имеют проводящей системы, питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогут подниматься высоко и питать все растение.

Задания для любознательных

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.

Стебель и ветви сфагнума покрыты светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов. Узкие зеленые клетки содержат оболочки, цитоплазму, ядро, вакуоль, хлоропласты. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.Они мелкие и, соединяясь друг с другом, образуют единую сеть.

Между зелеными клетками находятся другие клетки, более крупные. Их цитоплазма разрушена. Есть только оболочки с отверстиями. Поэтому эти клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. Благодаря им, сфагнум может поглощать и удерживать большое количество воды и воздуха, создавая запас необходимых растению веществ.

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в теплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

При достаточном освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро разрастается, образуя плотные зеленые подушки.

1. Что такое ризоиды?

Ризоиды – это бесцветные ветвистые нитеобразные клетки, при помощи которых слоевище водорослей прикрепляется к грунту.

2. Почему водоросли относят к низшим растениям?

У водорослей нет тканей и органов. У них есть только единое вегетативное тело, не делящееся на листья, стебли и корни. Поэтому они и относятся к низшим растениям.

3. Что такое спора?

Спора – это клетка растений и грибов, служащая для их размножения и распространения.

1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

Рассмотрим стебелек мха сфагнума и стебелек мха кукушкин лен.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Листья сфагнума имеют продолговатую форму с заостренными концами светло-зеленого цвета. Они расположены так, что из каждого узелка на стебле вырастает сразу несколько листиков. Внизу стебля нет ни корней, ни ризоидов.

Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами.

3. Определите, ветвистый или не ветвистый стебель у растения.

У сфагнума стебель ветвистый, а у мха кукушкин лен – нет.

4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

Мужские растения кукушкин лен имеют на самом верху стебля как бы метелочку из листиков, а у женских растений стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке.

У сфагнума нет деления на женские и мужские растения.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов.

Споры при созревании высыпаются из коробочки, давая жизнь новым растениям.

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чем их сходство и различие.

Мхи относятся к высшим споровым растениям, в отличие от водорослей, так как у них есть деление на органы – стебель и листья.

Сходство мхов и водорослей:

· наличие пластид в клетках позволяет осуществлять процесс фотосинтеза,

· неограниченный рост в течение всего существования.

Различие мхов и водорослей:

· мхи существуют там, где повышенная влажность, в то время как водоросли могут существовать только в водной среде,

· мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

· мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

· мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

7. Запишите свои ответы на вопросы.

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи относятся к высшим споровым растениям,так как у них есть деление на органы – стебель и листья, а размножаются они спорами.

2. Каково строение кукушкина льна?

Кукушкин лен – это один из видов листостебельных мхов. Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами. Мужские растения имеют на самом верху стебля метелочку из листьев, в которой созревают подвижные половые клетки (гаметы) – сперматозоиды. У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) - яйцеклеткой. Их стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке с волосистым заостренным колпачком, в котором развиваются споры.

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

1) Сфагнум – растение с сильно ветвящимся стеблем в отличие от прямого стебля кукушкина льна.

2) Сфагнум не имеет ризоидов. Он питается через стебель и листья, в которых присутствуют мертвые клетки, способные поглощать, удерживать, а затем отдавать живым клеткам большое количество воды.

3) У сфагнума нет женских и мужских растений, как у кукушкина льна. У него все особи обоеполые.

4) На одном растении сфагнума может располагаться от 3-х до 5-ти коробочек со спорами, а у кукушкина льна только одна.

5) Цвет сфагнума светло-зеленый, в то время, как кукушкин лен имеет более темную окраску.

4. Чем мох отличается от водоросли?

Различие мхов и водорослей:

· мхи существуют во влажной среде, в то время, как водоросли могут существовать только в водной,

· мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

· мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

· мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком в качестве топлива, удобрения, а так же сырья для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционную ленту, смолу и многие другие ценные материалы.

При экстремальных условиях сфагнум может использоваться вместо ваты при повреждениях кожного покрова, так как он обладает хорошими бактерицидными свойствами и высокой влагоемкостью.

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

У мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения. Кроме того, так как мхи не имеют проводящей системы, питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогут подниматься высоко и питать все растение.

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.

Стебель и ветви сфагнума покрыты светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов. Узкие зеленые клетки содержат оболочки, цитоплазму, ядро, вакуоль, хлоропласты. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.Они мелкие и, соединяясь друг с другом, образуют единую сеть.

Между зелеными клетками находятся другие клетки, более крупные. Их цитоплазма разрушена. Есть только оболочки с отверстиями. Поэтому эти клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. Благодаря им, сфагнум может поглощать и удерживать большое количество воды и воздуха, создавая запас необходимых растению веществ.

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в теплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

При достаточном освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро разрастается, образуя плотные зеленые подушки.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Дата проведения:___________

Биология 6 класс

Тема: Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока: Сформировать представление об организации моховидных, их распространении, питании, размножении. Рассмотреть признаки усложнения в строении мхов по сравнению с водорослями.

Образовательные :

- раскрыть особенности организации моховидных (распространение, места обитания, питание, размножение) на примере представителей зеленых и сфагновых мхов,

- показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями.

- раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение.

- познакомить с видами мхов занесенных в Красную книгу

Развивающие:

-формирование умений узнавать представителей моховидных, сравнивать их между собой и с водорослями,

- уметь обосновывать более сложную организацию мхов по сравнению с водорослями;

- развивать навыки работы с тестами, рисунками, умение составлять схемы, делать сравнительный анализ.

- формировать навыки работы с гербарием , дополнительными источниками информации;

-стимулировать осмысленное усвоение биологических понятий: ризоиды, спорофит, гаметофит, печеночники, листостебельные мхи;

Воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

- формировать познавательные интересы направленные на изучение живой природы.

- способствовать формированию экологической культуры и бережному отношению к природе.

Планируемые результаты:

Пр е д м етны е :

П он и мать смы с л би о лог и ческих т ермино в . Срав н и в ать предс т ав и телей разли ч ных гр у пп ра с тений о т дел а , де л ать выво д ы. На з ы в ать с у щест в ен н ые пр и зн а ки мхов. Распозн а в ать представ и те л ей мохови д ных на рис у нка х , г е рба р ных материа л ах, живых об ъ е ктах. Хара к тери з ов ать пр и знаки принадл е жно с ти мохо в идных к вы с шим споро в ым р а стен ия м. Применение новых знаний в жизненных ситуациях.

Метапр е д метн ы е:

Отрабатывать умения самостоятельно работать с информацией, извлекать информацию из собственных наблюдений. Использовать научные методы познания; выявлять проблему, определять и придерживаться цели, и на основе полученных данных делать выводы. Контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Лич н остн ы е :

Готовность к самообразованию и самовоспитанию . О цени в ать экологич е с к ий риск в з аи м оот н ош е н и й человека и пр и ро д ы. О сознавать единст в о и целостность о к р у ж а ю щ е го мира, во з мож н ости е г о по з на в аемости и о б ъясн и мости на о сно в е до с т и ж е н и й на у ки. Формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Методы обучения : частично-поисковый, проблемный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Формы обучения: фронтальная работа, работа с учебником, заполнение таблицы, схемы.

Оборудование: Компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Основные понятия и термины: ризоиды, спорофит, гаметофит, печеночники, листостебельные мхи, моховидные.

Структура урока:

2. Актуализация знаний. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся

3. Постановка темы и цели урока

4. Изучение нового материала

5.Обобщение и закрепление первичных знаний

6. Итоги урока. Рефлексия.

7. Домашнее задание

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся

1. Экспресс - опрос

- Прежде чем, приступить к дальнейшему изучению, необходимо вспомнить пройденный материал. Постараемся ответить на вопросы:

- Чем отличаются высшие растения от низших растений? (Высшие растения отличаются от низших растений тем, что у высших растений есть сформированные органы : корень, стебель, лист, цветок).

- Какое царство живых организмов изучили на прошлых уроках? (Водоросли)

- Что их объединяет с растениями? ( Наличие хлорофилла и способность к фотосинтезу)

- Какое значение имеют водоросли в природе и жизни человека? ( Источник кислорода, органических веществ и энергии для животных и человека, удобрения , биологическая очистка сточных вод)

2. Работа с тестовыми заданиями. (Приложение 1)

Тестирование :

1. К одноклеточным зеленым водорослям относится:

А) улотрикс В) ламинария С) хламидомонада Д) спирогира Е) кораллина

2. К многоклеточным зеленым водорослям относится:

А) улотрикс В) хлорелла С) порфира Д) хламидомонада Е) саргассум

3. Водоросли относят к низшим растениям, так как у них нет:

А) корней В) стеблей С) листьев Д) цветов Е) всего перечисленного

4. Хроматофор в виде браслета у:

А) улотрикса В) спирогиры С) хлореллы Д) хламидомонады Е) ламинарии

5. Водоросль, вызывающая цветение воды в прудах:

А) улотрикс В) спирогира С) хламидомонада Д) порфира Е) ламинарии

6. К красным водорослям относится:

А) хлорелла В) кораллина С) ламинария Д) улотрикс Е) спирогира

7 . Водоросли, имеющие панцирь из кремнезема:

А) сине-зеленые В) красные С) диатомовые Д) зеленые Е) бурые

8 . Размножается только бесполым путем одноклеточная водоросль

А) улотрикса В) спирогиры С) хламидомонады Д) хлорелла Е) ламинарии

9. Наука о водорослях

А) цитология В) альгология С) ботаника Д) бриология Е) лихенология

10. В Китае и Японии используют в пищу качестве овощей

А) порфиру В) хлореллу С) хондрус Д) улотрикс Е) саргассум

1- С, 2- А, 3 – Е, 4 – А, 5 – С, 6 – В, 7 – С, 8 – Д, 9- В, 10 – А.

Шкала оценивания:

3. Постановка темы и цели урока

Найди лишнее (работа по иллюстрациям, слайдам)

- Рассмотрите иллюстрации и найдите лишнюю. Объясните свой выбор? (новое растение)

-Почему вы решили, что это растения?

-Чем они отличаются от изученных водорослей?

-Эти необычные растения называются - мхи.

Стихотворение про мох сфагнум

Меж клюквы и морошки,

Жилец лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу седоватый

Коль нужно будет ваты

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Так о чем же мы с вами будем сегодня говорить?

Правильно сегодня мы познакомимся с отделом Моховидные.

А что мы должны узнать о мхах? (Обитание, строение, размножение)

Я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему и записать ее в рабочую карту. (Приложение 2)

4. Изучение нового материала

1. Сперматозоид- мужская половая клетка.

2. Яйцеклетка- женская половая клетка.

3. Гаметофит- половое поколение , этап жизни растений от споры до

4. Зигота- результат слияния сперматозоида и яйцеклетки.

5. Спорофит- этап жизненного цикла растений от зиготы до образования

6. Антеридий- мужской гаметофит.

7. Архегоний- женский гаметофит.

8. Протонема- первичная , прозрачная нить развивающаяся из споры.

Так как мохообразные являются высшими растениями, следовательно, они более сложно устроены – у них появляются стебли, листья, а органы размножения многоклеточные. У них так же как у водорослей нет корней, но есть ризойды. Вспомните, что такое ризойды?( Дети отвечают . ) Ризойды - корнеподобное образование, служащее для закрепления тела (таллома) на субстрате. Мхи обитают в сильно увлажненных местах, там, где есть вода. Мохообразные – низкорослые растения, высотой 10-15 см.

Наука о мхах –бриология. Многолетние растения. Мохообразные по своей организации очень близки водорослям. Они, как и водоросли, не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители отдела имеют тело в виде таллома. Оплодотворение так же связано с водой и в ее отсутствие не может осуществиться. Размножаются мохообразные при помощи спор, поэтому их относят к высшим споровым растениям.

К этому отделу растений традиционно относя три класса : Антоцеротовые,

Печеночные мхи, Листостебельные мхи.

К этому отделу растений традиционно относя три класса : Антоцеротовые, Печеночные мхи, Листостебельные мхи.

Найдите в учебнике, какие именно классы выделяются в данном отделе. ( Дети отвечают.) Печеночники и Листостебельные.

1. Строение мхов

Мхи растут преимущественно во влажной среде — в лесах, на болотах, на коре деревьев, на камнях. Мхи размножаются спорами , поэтому их относят к высшим споровым растениям .

Если мох состоит из стебля и листьев , то его называют листостебельным мхом . Один из самых известных зелёных листостебельных мхов — кукушкин лён . На верхушках растений у него образуются маленькие коробочки, в которых созревают споры.

Если у мха нет листьев, а тело представлено слоевищем , то его называют печёночным мхом .

У мхов нет проводящей ткани, они не могут проводить воду и питательные вещества на большое расстояние, поэтому они малого роста. Функцию корней выполняют ризоиды — выросты, при помощи которых поглощается вода и питательные вещества.

Мох сфагнум с течением времени отмирает, утрамбовывается, и образуется торф. Этот процесс происходит очень медленно (слой торфа в 1 метр образуется в течение 1000 лет). Торф используют в качестве топлива, а также как удобрение для улучшения почвы, сырьё для получения пластмассы, древесного спирта, карболовой кислоты.

Лесной мох предотвращает быстрый отток осадков и талой воды, что защищает почву от высыхания. Мох предоставляет убежище мелким животным — моллюскам, паукам, насекомым.

Нередко в природе мхи играют и отрицательную роль. Поселяясь в лесах и на лугах, они образуют сплошной моховой ковёр и затрудняют поступление воздуха в почву. В таких условиях происходит вытеснение ценных кормовых трав и заболачивание почвы.

Рассмотрим некоторые из наиболее часто встречающихся видов мхов.

Печёночные мхи

Маршанция обыкновенная принадлежит к печёночным мхам. Её слоевище составляет несколько сантиметров в длину и ширину. Стебля и листьев у маршанции нет. Функцию корней выполняют ризоиды. На слоевище находятся круглые образования ( А ), в которых развиваются мужские половые клетки, и похожие на цветочки выросты, в которых образуются женские половые клетки ( В ).

Листостебельные мхи

Мох кукушкин лён принадлежит к листостебельным мхам.

В его листьях (1), так же как и у других растений, происходит фотосинтез — образуются питательные вещества. Во влажную погоду листья расправляются, чтобы набрать влагу из воздуха, в сухую погоду листья сворачиваются и прижимаются к стеблю, чтобы уменьшить испарение воды.

У кукушкина льна есть женские и мужские растения. На верхушке женского растения (3), на длинной ножке (2) развивается покрытая колпачком коробочка — спорангий (4). В спорангии образуются споры. В сухую погоду колпачок сбрасывается, и споры рассеиваются. Спора прорастает во влажной почве. Из неё развивается ветвящаяся нить, похожая на нитчатую водоросль, на которой образуются почки, дающие начало новым мужским и женским растениям кукушкина льна.

Сфагнум — представитель белых мхов. В отличие от зелёных мхов, он не имеет ризоидов . Это растение с сильно ветвящимся стеблем. Стебель (2) и веточки (3) покрыты мелкими светло-зелёными чешуйчатыми листьями.

Каждый лист состоит из одного слоя клеток двух типов: узких зелёных (с хлоропластами, в которых происходит фотосинтез) и более крупных, мёртвых прозрачных воздухоносных клеток с разрушенной цитоплазмой, в которые могут поступать воздух или вода.

Мёртвые клетки могут поглощать воды в 20–25 раз больше своей массы и долго её удерживать, постепенно отдавая живым клеткам.

Сфагнум также размножается при помощи спор , которые созревают в спорангии (1).

Физкультминутка для глаз.

Самостоятельная работа в парах по вариантам . Составить сравнительную характеристику мха сфагнум и кукушкина льна, практическая работа с гербариями и текстом учебника, рабочей картой и таблицей.

-Давайте сравним кукушкин лен и сфагнум. Что можно сравнить? (Строение, место обитания, значение).

После заполнения таблицы, представители каждого варианта рассказывают нам об изученном объекте .

Проверь себя (самопроверка)

5. Обобщение и закрепление первичных знаний

1. К какому классу относится маршанция? ( Печеночники )

2. К какому классу относится кукушкин лен и сфагнум? ( Листостебельные мхи )

3. Как называется особый орган, в котором формируются споры? ( Коробочка или спорофит)

4.Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры? ( Протонема)

5. Кого иногда в народе называют белым мхом?( Сфагнум )

6. К какому отделу относятся кукушкин лен, сфагнум? ( Моховидные)

7. Зеленое растение, развившееся из споры? ( Гаметофит)

8. Способы размножения мхов? ( Бесполый и половой )

9. Растения, тело которых состоит из органов? ( Высшие)

Проверь по эталону (Взаимопроверка)

6. Итоги урока. Рефлексия.

Сегодня вы все хорошо поработали. Но без вывода наша работа считается незаконченной, давайте подведем итог урока. О чем вы сегодня узнали? Запишите вывод кратко в рабочую карту и сдайте ее на проверку.

Вывод урока:

Мхи – наземные растения, имеют стебель и листья, размножаются спорами, оплодотворение зависит от наличия воды.

На уроке вы заработали две оценки: одну за тестовые задания, вторую за работу в рабочей карте. И третью оценку вы получите за выполнение домашней работы.

У вас на столе карточки с кружками . Поднимите пожалуйста карточку, которая вам больше подходит.

Красный – я был активный на уроке, у меня все получалось.

Оранжевый – радостный. Я старался, у меня многое получалось

7. Домашнее задание

Учебник §21, заполнить таблицу. положительное и отрицательное значение мхов для природы и жизни человека. Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.

Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.

Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).

Добавить в избранное

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3748.

3833. Установите соответствие между характеристиками и природными объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) наличие корней
Б) расположение спорангиев на вайях
В) созревание спор в коробочке
Г) наличие в жизненном цикле заростка
Д) преобладание в жизненном цикле гаметофита
Е) преобладание в жизненном цикле спорофита

1) папоротники
2) мхи

Добавить в избранное

Верный ответ: 112121

Для папоротников (1) характерно: наличие хорошо развитых придаточных корней (А), расположение спорангиев на вайах (Б - более точно: спорангии располагаются в сорусах, расположенных на нижней стороне листа папоротника - вайе), наличие заростка (гаметофита) в жизненном цикле (Г), господство в жизненном цикле спорофита (Е).

Для мхов (2) характерно: созревание спор в спорангии - коробочке (В), преобладание в жизненном цикле гаметофита (Д).

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3833.

Добавить в избранное

1) Появление развитой проводящей ткани
2) Появление настоящих корней
3) Господство спорофита над гаметофитом в жизненном цикле

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3932.

4449. Установите соответствие между признаками растений и отделами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) размножаются спорами
Б) для оплодотворения нужна вода
В) среди современных видов есть деревья и кустарники
Г) имеют видоизмененный побег - корневище
Д) гаметофит представлен заростком
Е) размножаются семенами

1) Папоротниковидные
2) Голосеменные

Добавить в избранное

Верный ответ: 112112

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4449.

4514. Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с момента прорастания спор. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) прорастание споры и формирование заростка
2) развитие из зиготы побега
3) оплодотворение на заростке
4) формирование гамет на гаметофите
5) формирование многолетнего растения (спорофита)

Читайте также: