Что осталось после пребывания людей у родника три пальмы

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Бог отвечает на просьбу — тут же вдалеке показывается караван торговцев. Пальмы радушно его принимают, но вот люди не испытывают к ним благодарности. Скорее, наоборот: они срубают и сжигают деревья. Так печально заканчивается стихотворение.

Жанр, направление и размер

Лермонтов использовал четырехстопный амфибрахий, так, благодаря ему, автор эмоционально настроил читателей на восточный лад и постарался отобразить его интонации. Михаил Юрьевич применяет рифму секстина со смежной рифмовкой.

Тема стихотворения

Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

Образы и символы

  1. Главные героини – пальмы, они живут уже не один год в пустой, нелюдимой пустыне, ведя кроткую, спокойную, размеренную жизнь. Они считают, что все время, отпущенное им судьбой, прожито зря, так как в нем не было ни единого яркого события, поэтому пальмы гневаются на Бога, за несправедливое отношение к ним. Деревья, по их мнению, не выполняют своего предназначения – не дают пристанище путникам. И Бог услышал их ропот, послал им караван, где были и люди, и кони, и верблюды. Героини с достоинством встретили их, обрадовались, но их желание, удовлетворенное господом, стало причиной их гибели. Этот образ символизирует человека, который всегда недоволен своей участью, всегда ждет большего от судьбы, но, на самом деле, не знает, чего он хочет. Он не думает о последствиях реализации своей мечты, ему невдомек, что кроется за красивой обложкой. И злой рок наказывает его за это.
  2. Караван – символ сбывшейся мечты, которая была лишь миражом, обманом, иллюзией. Пальмы идеализировали его, приписывали ему кротость и умеренность аппетитов, но люди оказались всего лишь людьми: они срубили деревья на потребу себе, не жалея их древних стволов. Так и человек воображает бог весть что, а на деле все выходит не так, как он представлял. Мечта приобретает ужасающие формы реальности, где нет места иллюзиям.
  3. Коршун – символ смерти, птица-падальщик. Она довершает картину разгрома, который учинил караван.
  4. Ручей – символ спокойной и мирной жизни, которую не ценили деревья.

Сюжет и герои произведения

Вкратце сюжет выглядит так. Три пальмы росли посередине пустыни. Между ними, оберегаемый этими пальмами, бежал ручей. Он давал им живительную влагу, а пальмы оберегали ручей от ветров и зноя. Таким образом, сложилось в природе равновесие.

Пальмам показалось скучно стоять одиноко посреди пустыни, они взмолились к Богу, чтобы тот послал им людей. Пришел караван, Люди напились из ручья, отдохнули, а ночью срубили пальмы, чтобы обогреться. Равновесие было нарушено. Лишенный оберегающей тени и защиты от ветра, высох ручей. Его занесло песком.

Главные герои стихотворения – три пальмы. Они росли, радовались благополучному существованию, оберегали ручей, возроптали и погибли, отдав тепло неблагодарным людям. Они горды, высокомерны и немного строптивы. Причиной их гибели становится тщеславие. Ручей, Бог, люди из каравана – это герои второго плана. Они непосредственно взаимодействуют с пальмами.

Темы и настроение

Поэт затрагивает несколько животрепещущих тем и проблем.

  1. Основная тема – это недостижимость идеала. Как бы человек не хотел, его мечта всегда будет лишь мечтой, иначе и быть не может. Когда желание исполняется, оно перестает быть желанием. В основе любого идеала лежит самообман.
  2. Еще одна главная тема — это взаимоотношение человека и природы. Люди безалаберны и жестоко относятся к окружающему нас миру, и, как бы они не хотели, все равно будут считать себя сильнее нее, ведь природа беззащитна – не может отомстить, ее ярость слепа и случайна.
  3. Также автор затрагивает вопрос религиозного характера. Когда пальмы начинают гневаться на свою жизнь Богу, он выполняет их просьбу, и дает возможность прожить яркую ночь: они не только дали приют путникам, но и согрели их своим теплом. Из этого примера можно сделать вывод, что не надо роптать на высшие силы, ведь их промысел нам неведом, и мы не обладаем всеведением, в отличие от них.
  4. Отсюда вытекает тема смирения, ибо нужно быть благодарными за то, что имеем.

Автор создает мрачное настроение, показывая разрушительные последствия мечты.

Философский смысл стихотворения

Скорее всего, Лермонтов размышляет и лично о своем предназначении. Он пытается понять, действительно ли обществу нужен его талант, и не обратится ли дар против него самого. Проведя аналогию Лермонтов — три пальмы, стихотворение можно назвать отчасти пророческим. Ведь поэт погибает молодым.

Основная мысль

Стихотворение представляет собой философские размышления о смысле и цели человеческой жизни. Цель бытия и его смысл неведомы нам, они остаются загадкой, которую могут разгадать лишь высшие силы. Идея автора заключается в том, что не стоит роптать на судьбу, необходимо достойно и прямо нести свой крест, не призывая вмешательства Бога в этот процесс. Все идет так, как должно быть, все предопределено. Бунт против судьбы обречен, и это тоже главная мысль стихотворения.

Также поэт ставит вопрос, как стоит прожить жизнь: тихо, спокойно, из года в год помогая людям, или ярко, но коротко? Пальмы, роптавшие на Бога долгое время, размеренно и кротко росли, но это их не устраивало, и они стали жаловаться о несправедливости Бога по отношению к ним. Тогда Бог дает им возможность прожить яркую жизнь: к ним пришли путники, устроили веселье, пальмы склоняли перед ними головы, а в последующем были сломаны и использованы для костра. Увы, насыщенная, интересная участь требует от человека жертвы, иначе и быть не может.

Лермонтов, Три пальмы. Какова основная мысль этого произведения?

Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?

Стихотворение насыщенно символами христианства:

  1. Цифра 3. Божественное число фигурирует даже в названии стихотворения. Три пальмы, по мнению исследователей, — это составляющие души человека: чувства, воля и разум.
  2. Ручей — дух Бога, который дает жизнь и подпитывает человеческую душу. Именно поэтому после варварских действий ручей остается в пустыне, ведь Бога убить невозможно.
  3. Название места, Аравийская земля, заставляет читателя перенестись мыслями в Эдемский сад, ведь его расположение предположительно на Аравийском полуострове.
  4. Конфликт в стихотворении происходит из-за гордости пальм — это самый первый грех, именно из-за него в свое время был низвергнут Люцифер.
  5. Образы арабов, срубающих пальмы, — нечто темное, черное (этот цвет встречается в их описании). Проводится аналогия с нечистой силой.

Композиция стихотворения

У баллады кольцевая композиция. Она выстраивалась на противопоставлении в первом и последнем катрене темы жизни и смерти. В первом четверостишии Лермонтов описывает райскую жизнь в оазисе среди пустыни. В завершающей строфе этот островок рая умирает, становясь никому не нужной кучкой пепла. Песок больше не сдерживают прекрасные пальмы и он уничтожает ручей — источник жизни. Посреди сухой, душной пустыни больше нет оазиса, а без него она предвещает одиночным путникам только гибель.


В стихотворении Лермонтов отчетливо выражает личное мнение. По убеждениям автора каждый, кто желает жить для окружающих и доставлять пользу людям, обязательно окажется использованным, растоптанным и уничтоженным теми, кого волнует исключительно личная польза.

Композиционные особенности

Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудрости. Этим Лермонтов подчеркивает, что темы, поднятые им, не новые – они волнуют человечество испокон веков.

3 анализа стихотворения

Композиция

В балладе о 3-х пальмах 10 шестистрочных строф. Условно произведение можно разделить на 4 части.

Сюжет и герои произведения

Вкратце сюжет выглядит так. Три пальмы росли посередине пустыни. Между ними, оберегаемый этими пальмами, бежал ручей. Он давал им живительную влагу, а пальмы оберегали ручей от ветров и зноя. Таким образом, сложилось в природе равновесие.

Пальмам показалось скучно стоять одиноко посреди пустыни, они взмолились к Богу, чтобы тот послал им людей. Пришел караван, Люди напились из ручья, отдохнули, а ночью срубили пальмы, чтобы обогреться. Равновесие было нарушено. Лишенный оберегающей тени и защиты от ветра, высох ручей. Его занесло песком.

Главные герои стихотворения – три пальмы. Они росли, радовались благополучному существованию, оберегали ручей, возроптали и погибли, отдав тепло неблагодарным людям. Они горды, высокомерны и немного строптивы. Причиной их гибели становится тщеславие. Ручей, Бог, люди из каравана – это герои второго плана. Они непосредственно взаимодействуют с пальмами.

Идея и проблема

Таким образом, несмотря на романтизм и сказочность сюжета, Лермонтов один из первых литераторов поднял проблему взаимодействия человека с природой. В этом заключается главная мысль произведения. Пока маленький оазис никто не посещал, равновесие в природе более-менее существовало, а жизнь продолжалась.

Идея произведения – нужно быть благодарным Богу за то, что Он дает. Бог не случайно оберегал пальмы, направляя караваны другими путями. Он оберегал маленький оазис в пустыне. Как только пальмы начали роптать, Бог исполнил их просьбу и направил к ним путешествующий караван.

Средства стихосложения и выразительности

Стихотворение изложено шестистрочными строфами, рифмы параллельные. 2 первые и 2 последние пары – мужские, средние две строки рифмы женские, безударные. Ритм стиха — четырехстопный амфибрахий.

Это произведение богато средствами выразительности, которые передают настроение, видение Лермонтовым Аравийской пустыни, и развернувшейся на ней драмы.

  • В этом произведении множество эпитетов: холодная (волна), знойные (лучи), летучие (пески) голубая (даль), золотой (песок), махровая (глава), нежданные (гости), (пепел) седой, гремучим (ключом), (коршун) хохлатый.
  • Поскольку неодушевленные растения в балладе получили одушевление, они ведут себя, как живые, то здесь обязательно присутствуют олицетворения: гордые (пальмы), пылающая (грудь), веселый (стан), следом печальным.
  • Метафоры: одежда (листья), тела (стволы пальм).
  • Сравнения: (караван) шел колыхаясь, как в море челнок.
  • Метонимия: верблюды шли, взрывая песок; араб горячил вороного коня; пальмы приветствуют; умчался туман; шепчутся листья.
  • Перифраз: питомцы столетий, степной нелюдим (в данном контексте нелюдим – существительное).

Пример анализа 2

История создания

В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из “Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов ставит в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.

Тема стихотворения

Всё произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются библейские мотивы. Образ трёх пальм в стихотворении является архетипом трёх составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.
Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать своё предназначение губительны для человеческой души.

Композиция

У этого произведения кольцевая композиция, которая строится на приёме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. Всего строф 10. В первой строфе поэт описывает райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мёртвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.

Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы”. Пальмы не желают жить “без пользы”. Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!”. И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду “студёной водой” из ручья, а затем, чтобы не замёрзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий!”.

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой . Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.
Написано произведение четырёхстопным амфибрахием – трёхсложной стопой с ударением на втором слоге.
Рифма — парная, мужская и женская.

Жанр

По жанру произведение является балладой. Здесь есть тайна, напряжённый, драматический сюжет, вмешательство роковых сил в судьбу героев.

Средства выразительности

Пример анализа 3

Идиллическая картина, нарисованная поэтом, имеет один существенный изъян, который заключается в том, что этот райский уголок недоступен живым существам. Поэтому гордые пальмы обращаются к Создателю с просьбой о том, чтобы он помог им выполнить свое предназначение – стать убежищем для одинокого путника, затерявшегося в мрачной пустыне. Из слова услышаны, и вскоре на горизонте появляется караван торговцев, которые равнодушны к красотам зеленого оазиса.

Более того, они склонный уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.

Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас стремится ускорить события и как можно скорее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование, так как цель нередко оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий.

В свою очередь, разочарование, которое в библейской трактовке именуется унынием, является одним из самых больших человеческих грехов, так как приводит к саморазрушению как души, так и тела. Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность, которой страдает большинство людей. Осознавая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только разобраться в мотивах собственных поступков, но и защитить других от стремления получить то, что им не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается самой настоящей катастрофой для тех, кто свои желания ставит гораздо выше возможностей.

Задание по литературе для 6 класса Как вели себя люди из пришедшего каравана? Чем заканчивается сказание? Что хотел сказать поэт своим произведением?

Люди вели себя так, как будто не понимали ценности оазиса в аравийской пустыни. Они воспользовались уютом и прохладой, которая образовалась благодаря 3 пальмам, а потом срубили деревья, чтобы согреться, и этим уничтожили место потенциального отдыха, нужного другим путникам.

aQzWbD3QtNCbh0IlNxz2Tji0EpgMSnlV.jpg

В результате ручей, источник пресной воды, стало заносить песком:

NOJp7XBnrcwdItNIloU2xKArS6zWO0S.jpg

Таким образом, неразумная деятельность человека привела к экологической катастрофе местного масштаба.

Стихотворение Лермонтова "Три пальмы" описывает ситуацию, которая наверное хорошо знакома всем - пришли люди отдохнуть в лес, разожгли костер, веселились, намусорили, наломали дров и ушли.

Точно также и люди из арабского каравана, которые встретили на своем пути оазис с тремя гордыми пальмами повели себя некрасиво.

Они веселились, они пили вдоволь воды из ручья, а когда пришла ночь, то разожгли костер. Для костра они конечно же взяли единственное дерево, которое у них было - срубили три пальмы.

Получается, что напрасно просили пальмы бога о путнике, которого могли бы порадовать. Путники были им дарованы очень неблагодарные.

Очень актуальная для сегодняшнего времени стихотворение Лермонтова "Три пальмы" по своему рассказывает об экологических проблемах - загрязнения природы, вырубке деревьев.

Караван, которого с нетерпением ждали пальмы, мечтая подарить уставшим людям прохладу и воду, оказался полон неблагодарных людей. Они вырубили пальмы, они испоганили родник, они погубили оазис. Видимо не рассчитывали когда-либо идти этой же дорогой.

Михаил Юрьевич Лермонтов написал очень много стихотворений, и каждое из них по-своему замечательно. Например, стихотворение "Бородино" несет грустное, ностальгирующее настроение, воспоминания о тяжелой войне 1812 года. А стихотворение "Родина" прививает юному читателю патриотизм, любовь к своей Родине, и т.д.

В стихотворении Лермонтова "Листок" мы видим два замечательных образа, созданных воображением поэта. Это дубовый листок, который был сорван с дерева, который засох и завял, но докатился до Черного моря. И это молодая цветущая чинара, которая росла на берегу моря.

Бедный листок попытался найти защиту у чинары, попросил приютить его среди ее зеленых листьев. Но чинара отказала, потому что ей не нужен был странный, чужой листок, к тому же совсем сухой.

Это стихотворение может описывать и скитания самого поэта, который долгое время провел на чужбине, но не нашел там покоя и счастья, и чужие красоты, хотя и пленяли его взор, не стали для него милее красот родины.

В стихотворении "Листок" Лермонтов рассказывает о том, как дубовый листок был оторван от родной ветки и гонимый бурей докатился до моря. Там он увидел прекрасную молодую чинару и попросил приютить его, несчастного странника, среди ее зеленой листвы. Но чинара отказала листку, потому что ей были неинтересны его рассказы и ей был неинтересен сам усохший и пожелтевший листок.

Это стихотворение - аллегория. В нем Лермонтов описывает под видом странствий листка странствия человека, оторванного от Родины. Этот человек ищет приюта в чужих краях, но ни где он не нужен.

Грустным это стихотворения делают эпитеты Отчизна суровая, Бедный листочек, сравнение листка со Странником и пришельцем.

Я бы не сказала, что Лермонтов в своем стихотворении "Тучи" проводит параллель между своей судьбой и тучами. скорее наоборот, тучи в этом стихотворении противопоставляются образу поэта-изгнанника.

Тучи в описании Лермонтова свободные и вечные странники,которые летят с севера не потому что их кто-то прогнал или потому что им наскучили "бесплодные нивы", а просто потому что такова их природа - вечно мчаться по небу.

Автор спрашивает у туч, не такие же они изгнанники как и он, но сам же дает ответ на свой вопрос - нет, тучи свободны, в то время как он прикован к чужой земле, и не может вернутся на милый север, как бы этого не хотел

В стихотворении Лермонтова "Листок" главный герой, дубовый листок, так говорит о себе, когда встречается с чинарой: "До срока созрел я". В этих словах листок высказывает сожаление о том, что он так мало повисел на ветке родного дуба, что он внезапно пожелтел, гораздо раньше положенного срока, когда остальные листья еще зеленеют на ветках, и был сорван ветром. Он сожалеет о том, что его настоящая жизнь практически закончилась и ему остается только лететь тужа, куда его гонит ветер, сохнуть и вянуть.

Листок сетуют на жестокую судьбу и просит чинару укрыть его своими зелеными листьями, обещая свои чудесные рассказы.


Содержимое разработки

Философские размышления поэта о смысле жизни и жизненных ценностях.

Цель: выявить проблему, поставленную автором в стихотворении, главную мысль стихотворения через детальный анализ стихотворения (словарную работу, проблемные вопросы, вопросы по содержанию, соотнесение чувств учащихся с содержанием стихотворения, организовав работу в группах для вовлечения в активную деятельность всех учащихся в классе).

Развивающая: формировать навык выразительного чтения и проблемного анализа;

Воспитывающая: воспитывать стремление к знаниям, побудить задуматься об отношении человека к природе, о ценности человеческой жизни, об ответственности человека за свои поступки, о смысле жизни.

Оборудование: учебники, фонохрестоматия, иллюстрации, мультимедиа

Проверка домашнего задания

Многие задания вам уже под силу выполнять самостоятельно. У каждого из вас будет возможность проверить себя.

Актуализация знаний

- Какие художественные особенности мы можем назвать, только прочитав заглавие стихотворения? (Есть магическое число три, как в русских народных сказках)

- Какую роль играет подзаголовок Восточное сказание? (Этим автор подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания)

Давайте мысленно перенесемся на аравийскую землю. Что чувствуете? (Зной, кругом пески, палит беспощадное солнце)

Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, где можно отдохнуть от палящего зноя.

–Как оно называется? (Оазис)

Слушаем балладу ФОНОХРЕСТОМАТИЯ

- Какие чувства вызывает у вас это произведение?

Вначале чувство радости, потому что три пальмы украшали песчаные степи аравийской земли. Давали тень странникам усталым.

А в конце чувство грусти, печали, потому что пальмы погибли.

Какие слова вам были непонятны?

Словарная работа

Роптать – выражать недовольство, обиду, возмущаться.

Пророк – исполнитель воли Бога.

Урочный путь – определенный, условленный путь.

Гремучий ключ – громкий.

- Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении? (волшебное событие -появление каравана сразу вслед за укором пальм небу).

В то же время эти событие вполне реалистично: караван описан очень детально, подробно. Реалистична и картина отдыха каравана, гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне.

Пояснение:
Такое стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой.

Теперь читаем стихотворение,

Можно ли по первым эпизодам определить, кому из персонажей сочувствует рассказчик? (Нет. Это происходит постепенно, по ходу событий)

Давайте восстановим ход событий, составив план.

План баллады (композиция)

Жизнь гордых пальм и ручья в пустыне

Обращение к Богу

Появление каравана

Пальмы приветливо принимают гостей

Гибель пальм

Анализ стихотворения

А теперь, когда вы хорошо знаете содержание стихотворения, поразмышляем над ним.

Найдите в 1 и 2 строфах стихотворения слова и выражения, с помощью которых поэт даёт образное описание суровой аравийской земли, пальм, родника (подберите синонимы к слову родник)

-Как называют такие образные выражения?

-Какую ещё роль играют эпитеты в этом отрывке? (Они создают живое представление о пустыне и оазисе) (Выражают чувства автора к изображаемому предмету).

Как вы считаете, какое значение имеет оазис для жизни людей, путешествующих по пустыне, для животных и растений? Ценность - надо дорожить.

Чтобы подчеркнуть ценность оазиса в пустыне Лермонтов использует метод контраста. Убедимся в этом на примере.

Почвы бесплодной - кущей зеленой.

Знойных лучей – влаге студеной, волною холодной.

Летучие пески – роскошные листья.

Обратитесь к 3 строфе, прочитаем её.

Почему стали роптать на Бога три пальмы? -В чем видели пальмы свое предназначение, т.е. смысл?

А теперь посмотрим, как автор изображает караван. Это 4-5-6-7 строфы.

-Каким же предстает перед нами караван?

-Докажите словами из текста, как пальмы встречают нежданных гостей?

(как радушные хозяева)

Восьмая строфа, пожалуй, самая важная и сложная для понимания идеи стихотворения. Перечитаем её.

(Такой прием в литературе, когда слово заменяется красочным оборотом называется перифраза)

-Почему караванщики уничтожили пальмы, то, что природа создавала и хранила веками?

-Для того, чтобы читатель не только увидел, как погибли пальмы, но и услышал это, Лермонтов использует приём аллитерации. (Знакомство с термином).

-Что услышали вы, когда погибали пальмы?

Пали — когда уместно употребление этого слова (так говорят о погибших на поле боя воинах). Какие же чувства скрывает это слово? (боль, печаль, скорбь)

Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы?

Как соотносятся первая и последняя строфы стиха? (Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу)

Определим авторскую позицию. О чем размышляет автор?

(Охарактеризуйте поступок людей. Над чем заставляет задуматься поэт? Какие еще проблемы поднимает в стихотворении?)

Люди совершили необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок, НАРУШИЛИ ГАРМОНИЮ В ПРИРОДЕ;

Прежде чем совершить какой-либо поступок, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях.

Чувства автора выражены не столь открыто: перечитаем 8 строфу, обратим внимание на восклицательный знак. О каких чувствах он говорит? (возмущение, осуждение, недовольство и т.д.)

-Почему пальмы погублены? (Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова, и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм).

Отсюда вытекает ещё одна тема – это недостижимость идеала. Как бы человек не хотел, его мечта всегда будет лишь мечтой, иначе и быть не может. Когда желание исполняется, оно перестает быть желанием. В основе любого идеала лежит самообман.

Работа в группах

Составление синквейна

Что же вы главное поняли на сегодняшнем уроке?

Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о себе, но и об окружающем мире и людях; стремиться к достойной жизни; быть добрыми;

Домашнее задание Выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы стр. 162


-80%

Читайте также: