Цель уход за комнатными растениями

Обновлено: 04.07.2024

Цель: развивать интерес к комнатным растениям; уточнять представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; закреплять знания детей о потребностях растений в воде, свете, тепле. Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.

Словарная работа: фикус, фиалка, папоротник, пульверизатор.

Оборудование: фартуки для детей и воспитателя, лейки, клеенка, горшки с цветками, таз с водой, тряпочки, пульверизаторы, кисточки для протирания пыли, письмо с загадкой, модели – схемы.

Ход занятия:

Стук в дверь. Вносится Буратино с письмом и инструментами в мешочке.

Буратино здоровается с детьми.

Воспитатель: Вы узнали, кто это к нам пришел. Буратино принес письмо, и хочет загадать вам загадку:

Буратино: Правильно это комнатные растения.

Воспитатель: Для чего нужны комнатные растения? (для красоты, для уюта, они очищают воздух).

Воспитатель: А ты, Буратино, знаешь, из чего состоят наши растения?

Сейчас наши дети покажут тебе все части наших растений. Дети подходят к воспитателю, и на столе находят корень. Показать на примере лука корешки. На что похожи корешки (на нити). Затем находят стебель и листочки.

Воспитатель: У Буратино тоже много комнатных растений, но они почему - то они все грустные и пыльные. Он не умеет за ними ухаживать. Буратино принес инструменты по уходу за растениями, но не знает, как их применить. Давайте рассмотрим инструменты, которые принес Буратино, и определим для чего они нужны (лейка – поливать, деревянная палочка - рыхлить, пульверизатор - опрыскивать, тряпочки и кисточки стирать пыль с листочков).

Воспитатель напоминает правила ухода за растениями, обращается к Буратино, чтобы он тоже смотрел и запоминал.

Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки.

Воспитатель: Буратино, ты запомнил, как надо рыхлить и поливать растения.

Воспитатель: А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать они должны быть чистыми.

Фикус будем протирать влажной тряпочкой. Кладем на правую ладошку тряпочку, а на левую листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать.

Папоротник будем опрыскивать из пульверизатора.

Фиалку будем аккуратно сметать кисточкой, так как листья фиалки боятся воды, они могут загнить.

Распределяем, кто будет за какими растениями ухаживать. Одеваем фартуки.

Воспитатель: Работать надо дружно, стараться делать все аккуратно.

Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми с каждым индивидуально о том, как называются растения. Воспитатель отмечает старательных детей.

Воспитатель: Какие молодцы наши дети, как хорошо у вас все получилось. Буратино ты все запомнил?

Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Для чего?

Воспитатель: Буратино принес вам за вашу помощь и трудолюбие звездочки. Дети убирают все инструменты и материалы. Вспоминают, какими инструментами им понравилось работать больше. Все любуются чистыми и красивыми растениями.

План занятия
I. Организационный момент.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности к занятию.

III. Закрепление изученного материала.
1. Слова педагога.
2. Практическая работа. Инструктаж.


I. Организационный момент.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности к занятию.
Здравствуйте, ребята и гости, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.

II. Теоретическая часть. Изучение нового материала.
1. Переход к теме занятия. Чтение стихотворения педагогом.
- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, вы внимательно слушайте, а потом подумайте о чём идёт речь.
В нашей группе на окне,
Во зелёной во стране,

В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польём мы спозаранку.
Я и все мои друзья. (автор Нищева Наталия)
– Молодцы, мы поговорим с вами о комнатных растениях (Слайд1).

2. Рассказ педагога.
– Самый первый вопрос, который у нас возникает, почему растения называются комнатными? (Предположения детей)
– Комнатными растениями называются такие растения, которые пригодны для выращивания в жилище.

В 1834 г. английский садовод по фамилии Уорд предложил выращивать нежные влаголюбивые растения в специальных стеклянных ящиках, которые он называл террариумами. Эти емкости могли долго сохранять постоянную температуру и высокую влажность.

Где мы можем найти нужное растение в данное время? (Заказать, купить в магазине, вырастить самому). А раньше люди путешественники привозили растения из экспедиций. Селекционеры выводили новые сорта растений, устойчивых в нужных условиях.

3. Какие растения вы знаете?
– Какие названия растений вы знаете?
– Роза, ромашка, алоэ…
– Что нужно растениям для того чтобы они хорошо росли?
– Вода, земля…
– Правильно, ребята. Растениям необходим свет, вода, грунт (Слайд3).

Все растения нуждаются в уходе. Одним растениям нужно много света, они называются светолюбивыми, соответственно те растения, которые лучше переносят тень, называются тенелюбивые. Также и с водой: существуют влаголюбивые и засухоустойчивые растения (Слайд 4,5).

Давайте сейчас я прочитаю сказку, вы слушайте внимательно и запоминайте способы ухода за растениями.
(Сказка о комнатных растениях)

– Итак, как Маша ухаживала за растениями? (поливала, протирала пыль)

5. Продолжение рассказа педагога с элементами беседы.
Существуют два основных способа размножения растений: семенное размножение и вегетативное размножение (Слайд 6).

При семенном размножении вся информация о будущем растении заключена в семени - небольшой коробочке с твердым покрытием, которое защищает информацию и содержит в себе запас питательных веществ. Семя может долгое время ожидать благоприятных условий для развития, а затем быстро начинает развиваться.

Второй способ размножения растений - вегетативное размножение. Здесь новое растение образуется от части старого. Бывает достаточно срезать побег или ветку, чтобы получить новое растение. К вегетативному размножению относится размножение клубнями, луковицами, черенками (частями стебля, листа, корня).
(Видео о способах размножения растений)

6. Вывод.

III. Закрепление изученного материала.
1. Слова педагога.

- Что-то мы устали, разомнемся, ребята? (да)

Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Пальчиковая гимнастика Подсолнух
У подсолнуха ладонь о-го-го! (показать левую ладонь)
Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)
В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать левую ладонь в плотный кулак)
С ясным солнышком о лете говорят. (Поднять обе руки наверх, растопырить пальчики).

2. Практическая работа. Инструктаж.
Составим алгоритм посадки комнатного растения (раздаются карточки, дети составляют в нужном порядке) (Слайд 7, Приложение 2).
- Молодцы, ребята. Сейчас мы с вами проведем черенкование толстянки и посадим черенки в землю.

Инструктаж: правила работы садовыми инструментами и инвентарём (Слайд 8).
– перед началом работ нужно проверить исправность инструментов (режущие части должны быть остро заточены, рукоятки – надежно закреплены);
– использовать инструменты можно только по их прямому назначению;
– при обработке почвы и обрезке кустарников следует беречь руки и ноги, чтобы не поранить их острыми краями инструментов;
– нельзя бросать инструменты, лучше передавать их из рук в руки;
– после окончания работы следует убрать инвентарь в отведенное для него место.
Ребята черенкуют, рассаживают черенки по стаканчикам.

Цель: совершенствование умений по уходу за разными комнатными растениями.

Образовательные:

Закрепление последовательности ухода за комнатными растениями: полив, рыхление земли, протирание листьев.

Привлечение интереса детей к выращиванию растений и уходу за ними.

Развивающие:

1. Развитие наблюдательности и любознательности через природный труд и беседу.

Воспитательные:

1. Воспитывание у детей интереса к выращиванию и уходу за комнатными растениями.

Образовательные области:

Приоритетная: познавательное развитие

В интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности:познавательно-исследовательская,игровая,коммуникативная, двигательная.

Оборудование:тазик, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели.

Комнатные растения: колерия, хлорофитум и гиппеаструм.

Этапы деятельности

Задача, решаемая на данном этапе

Деятельность ребенка

Деятельность взрослого

1 часть орг. Момент

Ритуал приветствия: дети входят в группу и здороваются с гостями, садятся на стулья.

Эмоционально подготовить детей на дальнейшую деятельность

Приветствие гостей, дети садятся на стулья

Дети знакомятся и здороваются с гостями, готовятся к предстоящей деятельности

2 часть Основная

Создание проблемной ситуации

Ребята, попробуйте отгадать мои загадки:

1. Белые горошки

На зеленой ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке (Ландыш)

2. Белая корзинка,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце (Ромашка)

3. На проталине в лесу

Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (подснежник)

Молодцы, отгадали все загадки. Скажите мне, пожалуйста, а цветы, которые вы мне назвали, они уличные или комнатные? Правильно, это уличные цветы, а говорить мы сегодня будем о комнатных цветах.
Ребята, а вы знаете, зачем нам нужны комнатные растения? Какая от них польза? Молодцы, правильно ответили.

Побуждать детей на открытый диалог с воспитателем.

Рассуждения детей на

Привлекает внимание детей.

Задает наводящие вопросы.

Мотивирование к деятельности

Ребята, сегодня я предлагаю вам стать работниками ботанического сада, мы с вами будем ухаживать за цветами, а за какими вы сейчас увидите. Посмотрите внимательно ребята, эти цветы вам уже знакомы, кто-нибудь помнит их названия? Правильно – это колерия, хлорофитум и гиппеаструм. Ребята, скажите, а как за этими цветами нужно ухаживать? За всеми одинаково? Как протирать пыли с бархатистых листков? Тряпкой или салфеткой? Или нужно кисточкой?

Мотивация личной заинтересованности

Дети слушают задание, отвечают на поставленные вопросы

Говорит задание, задает детям вопросы

Дети перевоплощаются в работников ботанического сада

Выполнение действий

1.подготовка: надеть фартуки, подготовить материалы;

Ребята, скажите, мне, пожалуйста, а какие материалы нам понадобятся для ухода за растениями? Правильно, молодцы.

2. динамическая пауза;

Давайте с вами немного отдохнём и приступим к работе в нашем ботаническом саду.

Повторяйте движения за мной.

Ранним утром на лугу

По сырой траве бегу,

Соберу цветы друзьям

И по одному раздам:

Роме – ромашку, Алле – фиалку

Васе – василёк, синенький цветок,

Он растет в широком поле,

Подарю подарок Поле.

3. уход за растениями

Молодцы ребята, а теперь мы можем приступать к своей работе, но не забываем последовательность выполнения работы. Для начала протираем листья, затем рыхлим землю и потом только поливаем наши цветы.

Вызвать интерес к выполнению трудовых действий.

Познакомить с выполнением навыков по труду в природе.

Просмотр выполнения трудовых навыков.

Участие в непосредственной трудовой деятельности и диалоге.

Пояснения к трудовым действиям, участие в диалоге и объяснение предстоящей работы.

Желание самостоятельно выполнять трудовые действия.

Непосредственная детская деятельность

Дети выполняют задания.

Побудить детей к самостоятельной трудовой деятельности.

Осуществить личностно-ориентированный подход.

Индивидуальное выполнение упражнений и поручений по очереди.

Индивидуальная помощь в создании продукта самостоятельной деятельности, словесная инструкция-напоминание.

3 часть Итоговая

Анализ результатов деятельности, рефлексия

- Ребята, чем мы сегодня занимались?

- Что нового вы узнали?

- Что больше всего запомнилось? (индивидуально)

- В чем испытывали трудности?

- Кто хочет рассказать о проделанной работе.

Закрепить знаний детей, полученных в процессе образовательной деятельности.

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу и работу других детей

Задаёт наводящие вопросы о проделанной работе.

Презентация продуктов детской деятельности

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

горшки с цветами, небольшие лейки, палочки для рыхления почвы; опрыскиватель, карточки — уход за комнатными растениями.

Ход занятия:

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

— Мои цветы самые красивые, — говорит Весна.

— Нет, — возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.

— Мои цветы не хуже, — так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

— Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, — хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

— Как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду?

— Сегодня на уроке мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.

Знакомство с комнатными растениями.

— Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остались зелёными и даже цветут? (Ученики высказывают свои предположения)

— Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом.

— Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит комнатные растения – источник красоты.

— А для чего ещё нам нужны комнатные растения?

— В конце урока мы должны будем дополнить эту схему.

— В нашем классе очень много комнатных растений, давайте, познакомимся с ними поближе.

Рассказ о цветах, которые есть в классе (приложение 1).

Правила ухода за комнатными растениями.

Чтение памятки “Правила ухода за комнатными растениями”.

Правила ухода за комнатными растениями:

  1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
  2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
  3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
  4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

Сигналы опасности нарушения режима температур для домашних растений:

  1. Начинают сворачиваться, темнеть и опадать листья комнатных растений– причиной является низкая температура воздуха.
  2. Начинают увядать нижние листья , темнеют края и листья в самом низу растения опадают – причиной является высокая температура воздуха.
  3. Листья растений начинают желтеть и опадают – причиной является резкий скачок температуры воздуха. (Внезапный скачок температуры более 6 град С может даже загубить растение). Скачков температуры не боятся только суккуленты и кактусы.

Режим влажности воздуха для домашних растений.

Многие растения не выносят сухой воздух. Поэтому существует ряд способов повышения влажности воздуха.

  1. Опрыскивание.
  2. Группировка – растения размещают группами. Влажность воздуха в группе растений значительно выше, чем возле одиночно расположенного растения.
  3. Использование двойных горшков. Место между двумя горшками заполняется торфом, что повышает влажность.
  4. Растения размещаются на подносе с галькой, что также повышает влажность.

Режим минерального питания.

Чем подкармливать. Растениям необходим азот – особенно листьям. Фосфаты — корням. Калий нужен цветкам. Для этого используют различные удобрения.

— порошковые и гранулированные имеют тот недостаток, что их рассыпают на поверхность почвы и они не сразу поступают к корням, кроме того с наступлением периода покоя их не полностью можно удалить.

— таблетки и палочки – очень удобный способ, но недостатком является то, что удобрения сосредоточены в одном месте.

— жидкие удобрения – самый удобный способ подкормки.

Когда подкармливать. С весны до осени – регулярно. В период покоя либо совсем прекращают, либо значительно уменьшают.

Режим покоя. Уход за домашними растениями зимой.

Режим покоя очень важен для растений – хотя об этом очень часто забывают. Обычно этот период приходится на зиму. Замедляется рост растений , у некоторых опадают листья. В этот период надо значительно уменьшить или прекратить полив, по мере возможности создать более низкий температурный режим, прекратить или значительно уменьшить подкормку. Если эти условия не выполнить- растение значительно пострадает. Начало роста весной говорит о том, что период покоя закончился.

Режим свежего воздуха.

Зеленые листья растений сами вырабатывают кислород. Тем не менее многие из них нуждаются в притоке свежего воздуха. Приток свежего воздуха:

— понижает температуру в жаркую погоду;

— понижает относительную влажность в местах большого скопления растений, чем оберегает от серой гнили;

— укрепляет стебли и повышает сопротивляемость к болезням;

— уничтожает следы токсичных испарений.

В проветривании нуждаются: араукария, бальзамин, кактусы и другие суккуленты, пеларгония, схизантус, толмия, фатсия.

Некоторые растения лучше летом выносить на открытый воздух – это : акация, гранат, лавр, пассифлора, тропические кактусы, цитрусовые, юкка.

Уход за внешним видом растений включает в себя:

— Режим мытья.

Пыль не только портит внешний вид растения, но и препятствует нормальному газообмену с внешней средой. Поэтому растения требуют купания либо мытья губкой. Молодые листья лучше просто опрыскать и протереть. Кактусы и другие суккуленты обметают от пыли щеткой.

— Режим полировки.

Чтобы растение имелоткрасивый вид – его рекомендуется полировать. Лучше всего использовать готовые аэрозоли для полировки – в инструкции всегда указано, какие растения не подлежат полировке. Полироли изготавливаются на основе натурального воска и других натуральных веществ.

— Режим формовки.

Формовка подразумевает подвязывание стеблей к опорам для создания наиболее удобной и привлекательной формы растения. Существуют разные опоры- шпалеры, трубки со мхом, обручи, решетки. Новые побеги стараются подвязывать – пока они еще небольшие.

Чтобы сформировать растение иногда бывает нужно удалить точку роста на стебле.

Для формирования кроны обрезаются ветви растений – по возможности сразу над почкой.

Необходимо удалять отмершие листья, поврежденные стебли и увядшие цветки.

Старайтесь разговаривать с домашними растениями.

Вы подарите им любовь и заботу, а они Вам — свою красоту.

Практическая работа в парах.

— Проделайте эту работу с комнатным растением, стоящим на вашей парте.


Итог занятия

— Для чего же нам нужны комнатные растения?

-Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

…Ты должен над цветами наклониться, Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. (С. Вургун)

Читайте также: