Хранение больших листов бумаги

Обновлено: 08.07.2024

20.1. При хранении музейных предметов на бумажной основе необходимо учитывать следующее:

разрушение бумажной основы от действия света и пересыхания;

выцветание под действием света акварели, раскрашенных лубков и гравюр, чернил, текстов, напечатанных на машинке;

чувствительность к сотрясениям, вибрации при перемещениях, транспортировке текстов и изображений, выполненных карандашом и незакрепленных рисунков углем, а также пастели, которые легко стираются и осыпаются.

20.2. Музейные предметы на бумажной основе (например, документы, произведения графики, акварели, гравюры) хранят в темноте. Не допускается их освещение прямыми солнечными лучами.

20.3. В целях сохранения произведений графики фото- и киносъемка каждого листа разрешается только в необходимых случаях не чаще одного раза в год (для рисунков) и двух раз - для гравюр.

20.4. При хранении бумажных материалов запрещается:

хранить их в открытом виде на столах, полках и стеллажах;

перегибать их (кроме карт, имеющих на сгибах специальные полоски из мягкой материи, и архивных материалов, имеющих естественные сгибы);

скатывать их в трубку;

прикалывать их кнопками и прибивать гвоздями листы произведений графики;

загибать авторские поля или обрезать их;

наклеивать произведения графики сплошь на картон или приклеивать паспарту непосредственно на поля рисунка или гравюры;

применять силикатный клей, клейкую ленту или скотч, наносить клей непосредственно на произведение графики; наносить собственные пометы чем-либо на лицевую сторону;

употреблять при окантовке деревянные прокладки и немузейный картон, не имеющий соответствующие характеристики.

Скатывание бумажных материалов в трубку допускается лишь в случае крайней необходимости и производится на вал достаточного размера или картонную трубку диаметром не более 25 см.

Гравюры, рисунки или плакаты большого формата, наклеенные на тонкий холст или марлю, хранятся свернутыми в рулоны или накатанными на специально изготовленные валы из нейтрального синтетического материала. Произведения, наклеенные на ткань, накатываются лицевой стороной вверх.

20.5. Для перекладывания и заворачивания произведений графики рекомендуется применять микалентную длинноволокнистую каландрированную бумагу. Произведения монтируются в паспарту из музейного картона в размер папки.

При перекладывании гравюры и рисунки во избежание изломов берут за противоположные углы (по диагонали) двумя руками. При хранении гравюры и рисунки должны всегда лежать лицевой стороной вверх.

20.6. Однородные фонды бумажных материалов и коллекций по возможности размещают в одном месте (например, художественная графика, рукописи, плакаты, карты, планы). В целях предохранения от света и пыли их хранят в закрытых шкафах с выдвижными полками и лотками.

Произведения графики хранятся в папках или коробках из бескислотного картона с твердыми бортами только в горизонтальном положении.

Мягкие папки не рекомендуется класть более четырех одна на другую. Количество произведений графики в папках не должно превышать 30 листов (с двойным паспарту) или 45 листов (с одинарным паспарту).

Листы, хранящиеся в папках, подбираются по размерам во избежание неравномерного давления и деформации бумаги.

Каждый лист хранится и экспонируется в паспарту (в экспозиции - в двойном паспарту, рисунки - в двойном высоком паспарту независимо от того, показываются ли они в витринах или в окантовке).

Для изготовления паспарту применяется бескислотный картон. Паспарту оформляется в виде двух раскрывающихся половин, скрепленных с помощью корешка из ткани. Одна его половина должна иметь окно, соответствующее размерам изображения.

Произведения графики закрепляются на половине паспарту, не имеющей окна, на бумажных шарнирах (лапках), которые приклеиваются с оборота к верхнему краю произведения и паспарту.

Произведение графики и оригинальная авторская монтировка сохраняются единым комплексом.

20.7. Пастель и незакрепленные рисунки углем хранятся в застекленном виде, исключающем непосредственное соприкосновение стекла с поверхностью рисунка.

Запрещается использование гвоздей и оргстекла при монтировке произведений выполненных пастелью, углем, мягкими карандашами произведений графики и документов. В этом случае стыки задника и окантовки оклеиваются плотной архивной лентой на бумажной или тканевой основе.

20.8. Окантованные или имеющие рамки графические произведения хранится в шкафах, где полки имеют вертикальные перегородки, позволяющие произведениям висеть, не касаясь Друг друга.

20.9. Архивные документы на бумажной основе размещаются на стеллажах, в металлических шкафах горизонтально или вертикально в картонных папках или плотно закрывающихся коробках для архивного хранения, а наиболее ценные документы - в несгораемых шкафах со специальным режимом хранения. Мелкие документы конвертируются или инкапсулируются в специальный архивный материал.

Каждая папка или коробка должна иметь опись и номер. При выдаче материала для работы необходимо отмечать количество выдаваемых листов и их сохранность, а при приеме обратно обязательно проверять и то и другое.

20.10. Рукописные книги (на пергаменте и на бумаге) хранятся в специальных шкафах, обеспечивающих защиту их от света и пыли. Старопечатные книги хранятся отдельно от рукописных.

Ветхие рукописные и старопечатные книги хранятся в чехлах или в специальных коробках.

При работе с рукописными и старопечатными книгами в фонде применяются специальные пюпитры (подставки).

20.11. Грамоты (на пергаменте или на бумаге) хранятся в развернутом виде в специальных папках в горизонтальном положении в шкафах или стеллажах. В каждой папке хранится не более 3 - 5 грамот. Грамоты в папках прокладываются микалентной бумагой.

20.12. Грамоты на бересте хранятся заклеенными между двумя стеклами в вертикальном положении в специально оборудованном шкафу.

20.13. Столбцы хранятся в специальных папках. Расклейка столбцов допускается при особой необходимости после нумерации склеенных листов.

20.14. Для обеспечения сохранности рукописных и старопечатных книг, грамот, столбцов и особо ценных документов целесообразно изготовить их воспроизведения (оцифрованные экземпляры, микрофильмы, фотографии, муляжи), которые служат заменителем подлинников при выдаче их для научной работы и в экспозицию.

20.15. Воспроизведения хранятся в коробках и в шкафах отдельно от подлинных материалов.

20.16. В хранилище должна осуществляться свободная циркуляция воздуха, исключающая образование застойных зон.

20.17. Температурно-влажностный режим регулируют с помощью систем кондиционирования воздуха или отопительно-вентиляционных средств. Кратность обмена воздуха в 1 ч: приток - 1.0; вытяжка - 1,0.

20.18. В помещениях, приспособленных под хранилища, но не оборудованных системами кондиционирования воздуха или приточно-вытяжной вентиляцией, температуру и влажность воздуха нормализуют рациональным проветриванием, отоплением и применением технических средств, руководствуясь показаниями контрольно-измерительных приборов.

20.19. Температуру и влажность, воздуха контролируют и регистрируют два - три раза в неделю в одно и то же время суток, при нарушениях режима - ежедневно.

20.20. Измерительные приборы размещают в главных проходах в каждой комнате и на каждом ярусе, вдали от отопительных и вентиляционных систем на расстоянии (1.4 +/- 0,1) м от пола.

20.21. Необходимо не реже одного раза в неделю производить проветривание шкафов и ящиков, в которых хранятся папки с бумажными материалами, книгами или рукописями. При проветривании шкафы, ящики, витрины рекомендуется оставлять открытыми на 5 - 6 часов, а если возможно, то и на целый день. Хранилища оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией.

Шкафы, ящики, корешки папок, футляры нужно систематически очищать при помощи пылесоса.

20.22. Музейные предметы на бумажной основе, перемещаемые из одного помещения в другое с отличающимися параметрами температуры и влажности, проходят акклиматизацию.

20.23. Вновь поступающие документы обследуют и при необходимости выполняют гигиеническую и (или) дезинфекционную обработку.

20.24. Обследование, очистку и временное хранение пораженных документов выполняют в изолированном помещении.

20.25. Гигиеническую обработку выполняют не реже одного раза в один-два года.

20.26. Микологический и энтомологический контроль осуществляют обследованием фондов два раза в год, а при необходимости - чаще.

20.27. Пораженные документы изолируют, подвергают дезинфекции и (или) дезинсекции в специальном помещении.

20.28. Дезинфекцию и (или) дезинсекцию фонда выполняют при массовом биологическом поражении музейных предметов на бумажной основе и (или) при поражении предметов интерьера и конструкционных элементов помещения.

20.29. Стабилизацию и реставрацию музейных предметов на бумажной основе выполняют с учетом характера и степени повреждений, условий последующей эксплуатации, максимально сохраняя признаки подлинности документов и не создавая затруднений для использования.

20.30. Стабилизация и реставрация бумажных материалов и пергаментов производится реставраторами.

Как хранить квитанции и документы

У вас то и дело в самый неподходящий момент теряются свидетельства о рождении или гарантийные талоны? Бумаги занимают слишком много места? Муж и дети никогда не могут найти свои документы? А может быть всё вроде бы в порядке, но почему-то неудобно? Что ж, это неудивительно — многие люди склонны поддерживать порядок везде, но только не в документах. Ведь это так скучно и уныло!

Однако, если знать несколько принципов и хитростей, организация бумаг не составит труда. Тем более, что порядок здесь можно навести один раз и практически навсегда. Зато какое облегчение вам принесет один вид аккуратных папочек со всеми этими квитанциями, счетами, гарантийными талонами и прочим.

Шаг 1. Собираем ВСЕ бумаги и документы в одном месте

Сложите все бумаги и документы, которые только есть в доме в одно место. Не забудьте и про те бумаги, что висят на холодильнике и даже про инструкции и гарантийки, что лежат в коробках от техники. Все собранное нужно разложить на столе или на полу.

Ревизия бумаг

Внимание! Сразу оговоримся, что в нашу ревизию не должны попадать открытки, детские рисунки, письма и прочие сентиментальные и полусентиментальные бумаги.

Почему так важно собрать все бумаги в одном месте? Дело в том, что вся эта груда повергнет вас в шок, вы своими глазами увидите, сколько места занимают все эти бумажки, прочувствуете, сколько времени вы тратили на их перемещение туда-сюда, на поиск нужного.

  • А теперь спойлер: в скором будущем от этой горы останутся всего 3 красивые папочки (или лотка) примерно как на фото.

три лотка

Шаг 2. Избавляемся от лишнего и сортируем оставшееся. Основное правило – выбрасываем почти все!

Теперь, когда вся кучка собрана, отступать некуда. Давайте сделаем еще один шаг вперед – избавимся от всего ненужного. От всего в буквальном смысле этого слова. Оставить нужно только те бумаги и документы, которые подпадают в одну из этих категорий:

  • Актуальные в настоящее время и требующие внимания (счета, подлежащие к оплате, формы для заполнения и т.д.);
  • Необходимые в течение ограниченного периода времени (налоговые документы на текущий год, гарантии, счета за коммунальные услуги и т. д.);
  • То, что нужно сохранить навсегда (паспорта, контракты, ипотечные документы, свидетельства о рождении и т.д.).

Ревизия бумаг

Очевидно, что с рекламными буклетами, истекшими гарантийными талонами, инструкциями от техники, которой у вас уже нет и прочим мусором нужно прощаться не раздумывая. Отправьте также в помойку следующие бумаги:

  • Счета за коммунальные услуги – их нужно хранить 3 года. Всё, что хранится дольше, можно смело выбросить;
  • Инструкции по эксплуатации от всей имеющейся техники (при необходимости их можно легко найти в интернете);
  • Конспекты и учебные материалы (строго говоря, если вы не усвоили полученные знания и не применили их на практике до сих пор, то, скорее всего, они вам и не нужны. Кстати, если дать себе установку выбрасывать тетрадки сразу после курсов, то знания усвоятся намного лучше. Впрочем, записи, которые действительно нуждаются в сохранении, можно сфотографировать или оцифровать и затем хранить в виртуальном хранилище. Но все же постарайтесь максимально критически подойти к ревизии этой категории бумаг);
  • Визитки ;
  • Вырезки из журналов .

Шаг 3. Организуем хранение

  • Лучше всего использовать пластиковые папки с файликами или обычные папки;
  • Худшая идея для хранения бумаг – папки типа аккордеон;

Папки

  • Папки стоит подписать, чтобы и ваши домочадцы всегда понимали, где что лежит;
  • С хранением гарантий на электроприборы заморачиваться не нужно. Просто сложите их стопкой и вложите в папку. Они используются настолько редко, что при необходимости можно потратить 1-2 минуты на поиск нужного талона.

Все три папки сложите в одном месте вертикально. Например, можно вложить их в подставку для журналов как на фото ниже.

Копилка знаний

Рисунок, выполненный на листе бумаги, конечно, менее прочен, чем картина, на­писанная масляными красками на холсте. Но он будет со­вершенно так же долговечен, как и живописное полотно, если вы как следует позаботитесь о его хранении. Рисун­ки великих европейских художников хранятся уже в те­чение пятисот лет и более, а рисунки японских и китай­ских мастеров, выполненные кистью на тонкой, как пау­тина, бумаге, хранятся с еще более давних времен. Произведения искусства, выполненные на бумаге, пора­зительно прочны и долговечны, если для них правильно подобраны материалы, сделаны соответствующие пас­парту и обрамление и если они хранятся в надлежащих условиях.

Хранение рисунков

Выбор соответствующей бумаги.

Некоторые типы бумаги со временем желтеют и рассыпаются, другие же веками сохраняют белизну и эластичность. Недорогая бумага обычно вырабатывается из измельченной древе­сины. Первоначально она, как правило, имеет белоснеж­ный цвет (либо выпускается цветной), разные поверхнос­ти и прекрасно подходит для рисования. Но такая бумага со временем портится. Для начала можно купить много недорогой бумаги, чтобы вы рисовали как можно больше, не думая о ее иене и не экономя. Чем больше бумаги пе­реведете, тем быстрее научитесь рисовать. Но когда вы достигнете определенного уровня, приобретете навыки в рисовании и будете готовы к созданию законченных ри­сунков, которые вы захотите сохранить, отдать на выстав­ку или продать, используйте только 100-процентную тря­пичную бумагу. Сегодня очень немногие сорта бумаги изготавливаются из тряпья (как это было в прошлом ве­ке), но производители высококачественной продукции по-прежнему используют слова "100-процентная тряпич­ная" для обозначения долговечной бумаги, которая про­изводится из химически чистого целлюлозного волокна. Рисовальные средства и фиксативы. Графитный ка­рандаш, черный мелок и уголь абсолютно неизменны в том смысле, что не обесцвечиваются и не стираются со временем. 11о они могут размазаться, если вы неосторож­но проведете рукой по рисунку. Применение защитного покрытия — прехтсиший способ предохранения рисунка от повреждений. Фиксатив — это тонкий, практически невидимый лак. Вы можете купить фиксатив в виде аэ­розоля или в бутылке. Бутылочного типа фиксатив нано­сится с помощью пульверизатора, который можно приоб­рести в магазине. Некоторые художники не любят на­носить фиксатив, поскольку считают, что он слегка затемняет рисунок, но этот эффект весьма незначителен. Фиксатив в бутылке или в виде аэрозоля обязательно присутствует в мастерских многих профессиональных художников.

Паспарту.

Паспарту — главная защита для законченно­го рисунка. Обычное паспарту — это лист плотной белой бумаги или окрашенного картона, который, как правило, на 100 мм больше самого рисунка со всех четырех сторон. В центре такого листа вы вырезаете окошко немного меньшего размера, чем рисунок. Затем вы вкладываете рисунок между этим паспарту и подкладкой такого же размера. Таким образом вы защитите края и оборотную сторону работы, и только лицевая сторона будет открыта. Накопив достаточные навыки в рисовании, вы будете ка­саться рукой паспарту, а не самого рисунка.

Подкладки и ленты.

К сожалению, многие паспарту сделаны из древесной массы, содержащей разъедающие вещества, которые со временем проникают на рисунок и обесцвечивают его.

Так же, как вы покупаете бумагу с чи­стым химическим составом, чтобы рисунки дольше хра­нились, в данном случае необходимо приобрести матери­ал для подкладки высокого качества. Идеально было бы подобрать подкладочный материал того же химического состава, что и паспарту. Но если ваши финансовые воз­можности ограничены, вы можете купить менее дорогую подкладку — толстый лист белой рисовальной бумаги чистого химического состава с наклеенным на обороте обычным картоном.

Подкладки с чистым химическим со­ставом, как правило, бывают белого либо кремового цве­та, но некоторые производители выпускают их окрашен­ными в иные цвета, которые, может быть, сделают ваши рисунки более привлекательными. Очень многие худож­ники приклеивают свои рисунки к паспарту и подкладке прозрачной лентой, или "скотчем". Не делайте этого! Клейкая лента навсегда останется липкой и со временем обесцветит ваш рисунок. Лучше всего использовать клей и ткань, которой библиотекари чинят книги. Либо вы са­ми можете сделать ленту из полосок ненужной 100-про­центом тряпичной бумаги, используя клей ПВА.

Обрамление.

Если вы захотите повесить свой рисунок на стену, то его вместе с паспарту необходимо поместить под стекло, а затем в раму. Многие художники предпочи­тают простую раму в виде узких деревянных или метал­лических полосок приглушенных цветов, а не более уве­систые, богато украшенные рамы, в которых мы часто ви­дим картины, написанные маслом. Если вы собираетесь делать паспарту и рамки собственными руками, то купи­те себе книгу об обрамлении картин, т. к. здесь информа­ции об этом нет. Перед обращением к специалисту по из­готовлению рам убедитесь, что он использует высокока­чественный материал для подкладки либо попросите его защитить ваш рисунок с помощью скрытых внутри пас­парту листов рисовальной бумаги. Также важно прове­рить, что ваш заказ выполняют без применения "скотча", которым пользуются многие изготовители рам, посколь­ку это быстро и удобно.

Хранение рисунков без обрамления.

Рисунки без рамок — с паспарту или без него — следует всегда хра­нить в горизонтальном положении и никогда — в верти­кальном. При хранении в вертикальном положении даже самая плотная бумага или самое жесткое паспарту начнет сворачиваться с одного края. Храните рисунки без обрам­ления в конвертах, мелких коробках или папках, распо­ложив их горизонтально в выдвижном ящике стола или на полке.

По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: