В чем сходство и различие клеток кожицы лука и спелых плодов

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 21.09.2024

Изучить строение растительной клетки с помощью микроскопа легче всего, рассматривая препарат кожицы лука. Для этого возьмите луковицу репчатого лука и снимите с нее наружные сухие чешуйки. Затем иглой приподнимите и снимите маленький кусочек тончайшей прозрачной кожицы, покрывающей поверхность белых мясистых чешуй.

Клетки кожицы лука настолько мелки, что рассмотреть их без увеличительного прибора невозможно.

Штативная лупа позволяет различить клетки кожицы лука. Они плотно прилегают одна к другой и вытянуты в длину.

Но рассмотреть подробности их строения с помощью штативной лупы тоже нельзя: увеличение недостаточно.

Строение клетки надо рассматривать под микроскопом.

Под микроскопом клетки кожицы похожи на прижатые друг к другу крошечные мешочки, наполненные слизистым содержимым.

Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку, пронизанную микроскопическими отверстиями — порами. Под оболочкой внутри клетки находится живое бесцветное вязкое вещество — цитоплазма. Цитоплазма медленно движется и может сжиматься. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.

В цитоплазме находится небольшое плотное тельце — ядро с ядрышком. С помощью электронных микроскопов, имеющих большое увеличение, ученые установили, что ядро клетки очень сложно по своему строению.

Почти во всех, особенно в старых, клетках хорошо заметны полости — вакуоли. Они заполнены клеточным соком.

Клеточного сока иногда бывает так много, что цитоплазма и ядро оттесняются к оболочке, а всю середину клетки занимает одна большая вакуоль. Клеточного сока много в клетках спелых плодов и в сочных, мясистых органах растений. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем оболочки клеток, и из вакуолей вытекает сок. Клеточный сок — это вода с растворенными в ней солями, сахаром и различными другими веществами. Например, в клеточном соке лимона растворена лимонная кислота.

В клеточном соке содержатся также различные красящие вещества, придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам цветков и другим органам растений.

В цитоплазме в большом количестве встречаются мелкие тельца — пластиды. При большом увеличении пластиды хорошо различимы. Можно даже подсчитать их число. В клетках разных органов растений число их различно. Например, в каждой клетке листа встречаются до 100 и более пластид.

В клетках кожицы лука пластиды бесцветные. У цветковых растений различают зеленые пластиды, желтые, оранжевые, красные и бесцветные. От окраски пластид и от красящих веществ, содержащихся в клеточном соке, зависит окраска растений. Хлоропласты — это зеленые пластиды.

Живые клетки цветковых растений обычно имеют цитоплазму, ядро, пластиды, вакуоли с клеточным соком и прозрачную оболочку. Окраска же, форма и размеры клеток различных органов растений очень разнообразны.

Рис. 17. Строение клетки кожицы лука: 1 — ядро; 2 — цитоплазма; 3 — оболочка; 4 — вакуоли.

Рис. 17. Строение клетки кожицы лука: 1 — ядро; 2 — цитоплазма; 3 — оболочка; 4 — вакуоли.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В чем сходство и различия между клетками чешуи лука, листа элодеи, томата? Полный понятный ответ.

ЭЛОДЕЯ Клетка листа элодеи (рис. 87) имеет снаружи прозрачную и прочную оболочку. Она состоит в основном изклетчатки — органического вещества, подобного крахмалу. Оболочка защищает содержимое клетки от механических и других воздействий. Внутри клетки находятся цитоплазма, ядро, зеленые пластиды и обычно одна крупная вакуоль. ЛУК Под микроскопом клетки кожицы лука похожи на прижатые друг к другу крошечные мешочки, наполненные слизистым содержимым. Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку, пронизанную микроскопическими отверстиями — порами. Под оболочкой внутри клетки находится живое бесцветное вязкое вещество — цитоплазма. Цитоплазма медленно движется и может сжиматься. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает. В цитоплазме находится небольшое плотное тельце — ядро с ядрышком. С помощью электронных микроскопов, имеющих большое увеличение, ученые установили, что ядро клетки очень сложно по своему строению. Почти во всех, особенно в старых, клетках хорошо заметны полости — вакуоли. Они заполнены клеточным соком. Клеточного сока иногда бывает так много, что цитоплазма и ядро оттесняются к оболочке, а всю середину клетки занимает одна большая вакуоль. Клеточного сока много в клетках спелых плодов и в сочных, мясистых органах растений. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем оболочки клеток, и из вакуолей вытекает сок. Клеточный сок — это вода с растворенными в ней солями, сахаром и различными другими веществами. Например, в клеточном соке лимона растворена лимонная кислота. В клеточном соке содержатся также различные красящие вещества, придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам цветков и другим органам растений. В цитоплазме в большом количестве встречаются мелкие тельца — пластиды. При большом увеличении пластиды хорошо различимы. Можно даже подсчитать их число. В клетках разных органов растений число их различно. Например, в каждой клетке листа встречаются до 100 и более пластид. В клетках кожицы лука пластиды бесцветные. У цветковых растений различают зеленые пластиды, желтые, оранжевые, красные и бесцветные. От окраски пластид и от красящих веществ, содержащихся в клеточном соке, зависит окраска растений. Хлоропласты — это зеленые пластиды Помидор( Томат) строение такое же, как и у лука. ВСЕ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ КОЛ-ВОМ ПЛАСТИД.(ПИГМЕТНОВ)

На уроках клеточной биологии наиболее распространённым объектом изучения покровной ткани являются луковые клетки: их легко получить, купив недорогую луковицу и самостоятельно подготовив микропрепарат. Клетки лука под микроскопом крупные и легко заметные.

  • Задачи для учащихся
  • Правила занятий
  • Описание исследования
  • Основные органеллы растительной клетки
  • Отличие растительной клетки от животной
  • Вывод к лабораторной работе
  • Вопросы для учащихся

Кожица лука под микроскопом лабораторная работа

Клетки эпидермиса можно проанализировать в ходе исследования кожицы лука под микроскопом. Лабораторная работа позволит внимательно изучить структуру клетки лука, используя его кожицу, а также увидеть и сделать анализ функций основных органелл растительной клетки. Для исследования понадобится небольшая часть луковицы, которую необходимо подготовить, а затем рассмотреть слой эпидермиса под микроскопом.

Задачи для учащихся

Основные задачи:

Внепредметные (метапредметные) задачи:

Кожица лука функции

  1. Проведение исследовательской деятельности (самостоятельно или по парам).
  2. Умение анализировать и искать информацию в различных источниках.
  3. Навык рисования схематических изображений, увиденных в микроскопе, их дальнейший анализ и расшифровка.
  4. Овладение методами наблюдения, анализа и моделирования.
  5. Использование коммуникативных навыков и речевого аппарата для формулирования вывода по исследовательской деятельности.
  6. Умение учитывать регулятивные особенности и выполнять задание в установленные сроки.

Предметные задачи:

Задание лабораторной работы

  1. Получение основных и самых важных представлений о клетке.
  2. Умение сравнивать биологические объекты (в данном случае растительную и животную клетки).
  3. Навык описывать биологический объект, оперируя терминами и описаниями биологических явлений.
  4. Знание основных клеточных структур и умение описывать их функции.
  5. Умение работать с микроскопом.
  6. Приобретение навыка подготовки рабочего места, приготовления микропрепарата и выполнения всех ступеней подготовительного этапа.

Правила занятий

Необходимо помнить о том, что работу можно проводить лишь после тщательного изучения техники безопасности и строения микроскопа, без которых проведение исследования невозможно. Работа предполагает использование различных режущих и колющих предметов (например, нож, пинцет и препаровальная игла). Место проведения работы должно быть подготовлено. Прежде чем приступать к исследованию, необходимо протереть стол и выполнить все пункты подготовительного этапа. Для этого нужно ознакомиться с правилами безопасности и правилами оформления рисунка. Учитель должен предоставить правила ученикам до того, как учащиеся приготовят препарат кожицы чешуи лука.

Техника безопасности

Все правила безопасности подлежат строгому соблюдению:

Правила безопасности

  1. Необходимо быть очень внимательным и аккуратным при работе с острыми приборами.
  2. Нужно убрать со стола все лишние вещи.
  3. Запрещено ходить по классу во время исследования, так как это может повлиять на работу, результаты других учеников и безопасность оптических приборов.
  4. Все этапы работы должны производиться над подносом для приборов, чтобы не запачкать рабочее место йодом.

После объяснения правил безопасности и раздачи всех необходимых материалов для работы, необходимо обратить внимание на правильное оформление рисунка и дефиниции биологических терминов.

Оформление рисунка

  • Рисунок должен иметь название.
  • Изображение должно быть нарисовано в левой части рабочей страницы и занимать примерно одну четверть пространства на листе (рисунок должен быть крупным и отчётливым).
  • К отдельным объектам на рисунке подпись не ставится, объекты нумеруются на отходящих отрезках, начерченных простым карандашом.
  • Цифры необходимо расшифровать справа или под рисунком.

Описание исследования

Лабораторная работа может выглядеть следующим образом (некоторые моменты исследования могут быть изменены в зависимости от требований и условий работы):

Название: Исследование микропрепарата кожицы лука под микроскопом.

Цель исследования: изучение структуры клетки кожицы лука, функций органелл.

Материалы: лук, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, йод, пипетка, салфетка, фильтровальная бумага, пинцет, нож, препаровальная игла.

План проведения лабораторной работы

  1. Подготовительный этап.
  • подготовить и почистить луковицу, разрезать ножом и снять плёнку (защитный слой) с помощью пинцета с одной из чешуек лука;
  • настроить микроскоп;
  • протереть салфеткой предметное стекло.

Лабораторная работа

Подготовка доклада по лабораторной работе

  1. Основной этап.
  • поместить один слой эпителия луковых клеток на предметное стекло, используя препаровальную иглу и, если это необходимо, пинцет (не рекомендуется делать это рукой);
  • с помощью пипетки капнуть йод на предметное стекло, чтобы окрасить эпителий лука для лучшего наблюдения микропрепарата (излишки йода можно удалить фильтровальной бумагой, не повреждая эпителия лука);
  • разместить на окрашенной кожице лука покровное стекло и удалить все пузырьки с поверхности исследуемого объекта;
  • поместить готовый микропрепарат на предметный столик;
  • рассмотреть готовый микропрепарат под различными увеличениями (х4, х10, х40) с широко открытой диафрагмой;
  • медленно увеличивать и уменьшать интенсивность света, закрывая диафрагму, наблюдая за изменением изображения для получения идеальных условий изучения объекта.
  1. Заключительный этап.
  • зарисовать увиденное изображение;
  • проанализировать рисунок;
  • отметить на рисунке и описать увиденные органеллы;
  • поработать с терминологическим аппаратом и записать все необходимые термины;
  • написать вывод к работе.

Основные органеллы растительной клетки

Таким образом, эпидермис лука содержит удобные для изучения под микроскопом клетки. Тип растительной ткани кожицы лука — покровный. Под микроскопом средней мощности можно с лёгкостью увидеть основные клеточные структуры, например, ядро, ядрышко и клеточную мембрану.

Клетки под микроскопом

Ядро клетки кожицы лука можно увидеть в микроскоп, не прилагая усилий. Это тёмное крупное пятно заметнее всех других органоидов. В ядре содержится генетический материал. В ядре также можно обнаружить круглые структуры, называемые ядрышками. Ядрышко является важной органеллой, играющей одну из ключевых ролей работы всего организма.

Благодаря ядрышку, образуются небольшие органеллы — рибосомы. Рибосомы — это очень маленькие клеточные структуры, которые невозможно увидеть с помощью светового микроскопа. В луковой клетке также присутствует хорошо развитая клеточная стенка и клеточная мембрана, которые можно разглядеть в микроскоп средней мощности.

Между вакуолью и клеточной стенкой находится цитозоль. Цитозоль — это прежде всего вода, соли и органические молекулы, выполняющие различные функции в организме. Внутри находятся другие органеллы: органические структуры, которые служат фабриками, коммуникационными центрами и другими функциональными элементами в управлении клеточным метаболизмом (обменом веществ). А также внутри этой органеллы находятся включения, состоящие из ряда элементов, крахмалов, белков и других молекул, используемых в качестве строительных блоков для ряда функций.

Отличие растительной клетки от животной

Отличие растительной клетки от животной

Растения отличаются от животных на клеточном уровне. Например, клетки растений имеют жёсткие клеточные стенки, а клеточные мембраны животных клеток гибче растительных. В клеточных стенках много целлюлозы, материала, придающего клетке жёсткость. Будучи накоплена в большом количестве во многих структурах, целлюлоза обеспечивает прочность и жёсткость всего, от цветочных стеблей до стволов деревьев.

Растительные клетки имеют одну большую вакуоль. Вакуоль — это большая открытая область, расположенная в центре клетки, которая используется в качестве резервуара для воды и ионов, а в некоторых случаях — для хранения токсинов. Хотя клетки животных могут иметь вакуоли, они представлены не как один большой центральный резервуар, а как несколько меньших резервуаров. Клетки растений также имеют хлоропласты. Это органеллы, содержащие хлорофилл в системных массивах для получения света и преобразования его в глюкозу.

Одно из отличий растительной клетки от животной — наличие вакуоли. Вакуоли содержат необходимую воду, ионы и ряд органических молекул, вырабатываемых растением. Они необходимы растениям для пигментации и образования химических веществ, влияющих на наличие у растений характерного аромата. В луке вакуоль очень большая и отчётливая.

Характерный аромат лука создаётся сочетанием присутствующих в цитоплазме органических молекул и вторичного органического химического вещества, фермента аллиназа (фермент слезоточивости), который содержится в луковой вакуоли. Когда лук повреждается вследствие механического разрушения, аллиназа выделяет специфический запах.

Вывод к лабораторной работе

Содержание растительного организма, в данном случае лука, представлено клетками. Они состоят из органелл. В растительной клетке можно обнаружить полужидкую цитоплазму, не имеющую цвета. В цитоплазме расположены ядро и ядрышко.

В ходе исследования можно заметить клеточную оболочку, которая играет защитную функцию и придаёт форму цитоплазме. Она упругая, прозрачная и плотная. Еще клетки растений содержат вакуоль, в которую входят различные органические молекулы и химические вещества, влияющие на пигментацию и запах растения. Некоторые участки клеточной оболочки тоньше других. Это подтверждает наличие у растений пор, которые позволяют клеткам связываться между собой.

Вопросы для учащихся

В ходе лабораторной работы учащиеся ознакомляются с различными терминами и биологическими процессами. В конце опыта учащимся могут быть заданы следующие вопросы:

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Лабораторная работа № 1,2

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Цель: научиться вести фенологические наблюдения.

Какие явления в живой природе можно наблюдать осенью?

Занесите в таблицу результаты своих наблюдений

Лабораторная работа № 3

Устройство лупы и светового микроскопа и правила работы с ними

Цель: изучить устройство увеличительных приборов.

Оборудование: лупа, микроскоп.

Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

Зарисуйте лупу, подпишите её части

hello_html_m706a9815.jpg

Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив, предметный столик, зеркало, винты. Выясните какое значение имеет каждая часть. Во сколько раз увеличивает микроскоп?

Зарисуйте микроскоп, подпишите его части.

hello_html_24b41489.jpg

Изучите порядок работы с микроскопом на с. 32-33 учебника

Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.

Сделайте вывод о назначении увеличительных приборов.

Лабораторная работа № 4

Изучение клеток растений с помощью лупы

Цель: научиться пользоваться ручной лупой, убедиться, что все живые организмы состоят из клеток.

Оборудование: мякоть томата, арбуза, яблока.

Рассмотрите невооружённым глазом мякоть плодов.

Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой.

Зарисуйте увиденное, рисунки подпишите.

Сделайте вывод о форме клеток мякоти плодов.

Практическая работа №1

Приготовление препарата кожицы чешуи лука и рассматривание его под микроскопом

Цель работы: научиться готовить микроскопический препарат, научиться пользоваться микроскопом и рассматривать микроскопический препарат, выработать понятие о клеточном строении кожицы лука.

Материалы и оборудование : лупа, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, стакан с водой, раствор йода, скальпель, часть луковицы, кусочек марли, 2 палочки из дерева или стекла, микроскоп.

Ход работы :

1. Приготовить микропрепарат из кожицы лука:

а) вытереть марлей предметное и покровное стекла;

б) капнуть палочкой воду на середину предметного стекла;

в) препаровальной иглой снять с внутренней стороны мясистой чешуи луковицы кожицу и положить в каплю воды на стекле;

д) покрыть кожицу покровным стеклом.

hello_html_m5823e9f1.jpg

2. Рассмотреть микропрепарат при малом увеличении. Какие части клетки вы видите?

3. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого капните одну капля раствора йода на предметное стекло, а избыток раствора оттяните фильтровальной бумагой с другой стороны. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

4. Рассмотрите препарат при большем увеличении. Найдите оболочку, цитоплазму, вакуоль, ядро.

5. Зарисовать в тетради клетку кожицы лука и обозначить её части.

hello_html_263e7a33.jpg

6. Вывод. Ответить на следующие вопросы: Что видели в микроскоп, когда рассматривали кожицу лука? Какую форму имеют клетки? Как располагаются клетки: с промежутками или примыкают друг к другу? Чем отделена одна клетка от другой?

Практическая работа №2

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.

Цель: научиться готовить микропрепараты, познакомиться с разными видами пластид.

Оборудование: микроскоп, покровные и предметные стёкла, элодея в банке с водой, кусочки мякоти арбуза, рябины, шиповника

Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.

3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

hello_html_5d0f0f25.jpg

Приготовьте препараты клеток плодов томата, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом.

2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках пластиды.

Зарисуйте клетки плодов. Отметьте окраску пластид.

7. Сделайте вывод

hello_html_598b6030.jpg

Практическая работа №3

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом

движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Цель: научиться готовить микропрепараты, убедиться в движении цитоплазмы.

Оборудование: микроскоп, покровные и предметные стёкла, элодея в банке с водой.

Наблюдать движение цитоплазмы вы сможете, приготовив мик­ропрепараты листьев элодеи, валлиснерии, корневых волосков водокраса, волосков тычиночных нитей традесканции виргин­ской.

hello_html_2c4018f5.jpg

1. Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты.

2. Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движение цитоплазмы.

3. Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения ци­топлазмы.

Лабораторная работа № 5

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов

различных растительных тканей

Цель: познакомиться с видами тканей растительного организма, особенностями их строения в связи с выполняемой функцией.

Рис. 1. Внутреннее строение корня: 1 – корневой чехлик (покровная ткань) защищает зону делящихся клеток; 2 – зона делящихся клеток (образовательная ткань) осуществляет рост корня в длину

2. Рассмотрите корневой чехлик. Определите вид ткани, его образующей. В учебнике прочитайте об этом виде ткани. Данные внесите в таблицу.

Таблица. Ткани растительного организма

4. Рассмотрите рисунок проводящей ткани в учебнике. Сравните его с увиденным под микроскопом (рис. 2), прочитайте информацию об этой ткани. Данные внесите в таблицу и сделайте рисунок.

hello_html_237c4157.jpg

Рис. 2. Проводящие ткани стебля: 1 – ситовидные трубки луба (проведение органических веществ от листьев ко всем органам); 2 – сосуды древесины (проведение минеральных веществ, растворенных в воде, от корня ко всем органам)

5. Для изучения основной ткани листа рассмотрите тонкий поперечный срез листа традесканции. Обратите внимание на особенность строения этой ткани – наличие хлоропластов, которые содержат пигмент хлорофилл. Он придает растениям зеленый цвет. О функции этой ткани прочитайте в учебнике. Данные внесите в таблицу, сделайте рисунок.

hello_html_m15e574d5.jpg

Рис. 3. Внутреннее строение листа: 1 – кожица листа (защита листа, покровная); 2 – основная ткань (фотосинтез, клетки содержат хлоропласты); 3 – проводящий пучок (проведение веществ, укрепление жилок, механическая ткань); 4 – устьице (испарение воды, газообмен)

hello_html_1cb9b5bd.jpg

Рис. 4. Кожица листа. 1 – кожица листа (покровная ткань): клетки плотно прилегают друг к другу, защищая лист от повреждений

6. Сделайте вывод о наличии тканей, их разном строении и ответьте на вопросы:

– Как связано строение ткани с выполняемой функцией?
– Почему клетки покровной ткани близко прилегают друг к другу?
– Как отличить основную ткань от покровной?

Лабораторная работа № 6

Строение плодовых тел шляпочных грибов

Цель: изучить строение шляпочных грибов, особенности пластинчатых и трубчатых грибов.

Оборудование: муляжи шляпочных грибов.

1 . Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основ­ные части. Сделайте рисунок.

hello_html_m440bb54c.jpg

Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учё­том их строения разделите грибы на пластинчатые и трубчатые. Заполните таблицу.

Читайте также: