Сколько фенотипов гороха наблюдал мендель во втором поколении при дигибридном скрещивании гороха
Добавил пользователь Skiper Обновлено: 21.09.2024
1. Допишите предложения.
1. Сущность гибридизации как метода генетического исследования заключается в скрещивании двух организмов.
2. Гибридизация, при которой исследуется наследование только одного признака, называется моногибридное скрещивание.
2. Как называется признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий. Приведите примеры таких признаков из результатов опытов Менделя с горохом.
Доминантный признак. Например, при скрещивании гороха с желтыми и зелеными семенами у гибридов первого поколения семена также будут желтыми, то есть желтые семена – это доминантный признак.
3. Дайте определения гомозиготных и гетерозиготных организмов.
Гомозиготные организмы – организмы, имеющие две идентичные копии данного гена в гомологичных хромосомах.
Гетерозиготные организмы – организмы, имеющие две различные формы данного гена (разные аллели) в гомологичных хромосомах.
4. Приведите формулировку первого закона Менделя.
Первый закон Менделя (закон доминирования, или закон единообразия гибридов первого поколения) – при скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных проявлений признака, все первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести проявление признака одного из родителей.
5. Допишите схему, иллюстрирующую первый закон Менделя, используя буквенное обозначение признаков.
6. Раскройте сущность явления неполного доминирования.
Приведите примеры.
Неполное доминирование – гетерозиготы имеют признаки, промежуточные между признаками рецессивной и доминантной гомозигот. Примеры: при скрещивании чистых линий львиного зева с пурпурными и белыми цветками особи первого поколения имеют розовые цветки.
7. Закончите предложение.
Расщеплением называется явление, при котором скрещивание гетерозиготных особей приводит к образованию потомства, часть которого несет доминантный признак, а часть – рецессивный.
8. Приведите формулировку второго закона Менделя.
Второй закон Менделя (закон расщепления) — при скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом отношении: по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1.
9. Ответьте, при каком типе доминирования отмечается совпадение расщепления по фенотипу и генотипу у гибридов второго поколения при условии скрещивания чистых линий.
При условии неполного доминирования.
10. Дайте формулировку закона чистоты гамет.
Закон чистоты гамет: в каждую гамету попадает только одна аллель из пары аллелей данного гена родительской особи.
11. Дайте определение дигибридного скрещивания.
Дигибридное скрещивание – скрещивание организмов, различающихся по двум парам альтернативных признаков, например, окраске цветков (белая или окрашенная) и форме семян (гладкая или морщинистая).
12. Приведите формулировку третьего закона Менделя.
Третий закон Менделя (закон независимого наследования) — при скрещивании двух особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях (как и при моногибридном скрещивании).
13. Напишите результаты скрещивания растений гороха, используя решетку Пеннета. Покажите наглядно, (например, с помощью цветных карандашей), что расщепление по фенотипу в потомстве составляет соотношение 9:3:3:1.
А – красные цветки
а – белые цветки
В – длинные стебли
в – короткие стебли
Р генотип: АаВв × АаВв
Фенотип: красный длинный × красный длинный
14. Используя результаты задания 13, покажите, что при дигибридном скрещивании каждая пара признаков имеет расщепление в потомстве в соотношении 3:1, как при моногибридном скрещивании, т.е. наследуется независимо от другой пары признаков. Заполните таблицу.
15. Закончите утверждение.
Третий закон Менделя можно справедливо называть законом независимого наследования.
16. Закончите предложения.
1. Генетический метод, используемый для ответа на вопрос, гомозиготен или гетерозиготен данный организм, имеющий доминантный фенотип, называется анализирующее скрещивание.
2. При этом исследуемый организм скрещивают с организмом, имеющим генотип, гомозиготный по рецессивной аллели, имеющий рецессивный фенотип.
3. Если исследуемый организм гомозиготен, то потомство от данного скрещивания будет единообразным и расщепления не произойдет.
4. Если исследуемый организм гетерозиготен, то произойдет расщепление 1:1 по фенотипу.
17. Объясните, почему при проведении генетических исследований Г. Мендель и другие ученые использовали большое число организмов и многократно повторяли свои опыты.
Мендель и другие ученые использовали точные количественные методы для анализа данных. На основе знания теории вероятностей необходимо было проведение анализа большого числа скрещиваний для устранения роли случайных отклонений.
Основные понятия и термины по теме: аллельные гены, анализирующее скрещивание, взаимодействие генов, ген, генотип, гетерозиготность, гипотеза чистоты гамет, гомозиготность, дигибридное скрещивание, законы Г. Менделя, количественные признаки, кроссинговер, летали, множественные аллели, моногибридное скрещивание, независимое наследование, неполное доминирование, правило единообразия, расщепление, фенотип, цитологические основы законов Менделя.
План изучения темы:
1. Первый закон Менделя или правило единообразия
2. Второй закон Менделя или закон расщепления
3. Третий закон Менделя или закон независимого наследования при дигибридном (полигибридном) скрещивании
1. Первый закон Менделя выведен на основе статистических данных, полученных Г. Менделем при скрещивании разных сортов гороха, имевших четкие альтернативные различия по следующим признакам:
– форма семени (круглая / некруглая);
– окраска семени (желтая / зеленая);
– кожура семени (гладкая / морщинистая ) и т.д.
При скрещивании растений с желтыми и зелеными семенами Мендель обнаружил, что все гибриды первого поколения оказались с желтыми семенами. Он назвал этот признак доминантным. Признак, определяющий зеленую окраску семян, был назван рецессивным (отступающим, подавленным). На основании полученных результатов и их анализа Мендель сформулировал свой первый закон - при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся одной или несколькими парами альтернативных признаков, все гибриды первого поколения окажутся по этим признакам единообразными и похожими на родителя с доминантным признаком.
В случае неполного доминирования только 25% особей фенотипически похожи на родителя с доминантным признаком и 25% особей будут похожи на рецессивного по фен– типу родителя. Остальные 50% гетерозигот будут от них фенотипически отличаться. Например, от красноцветковых и белоцветковых растений львиного зева в потомстве 25% особей красные, 25% – белые, а 50% – розовые. Для выявления гетерозиготности особи по определенному аллелю, т.е.
наличию рецессивного гена в генотипе, используется анализирующее скрещивание . Для этого особь с доминантным признаком (АА или Аа) скрещивают с гомозиготной по рецессивному аллелю особью. В случае гетерозиготности особи с доминантным признаком расщепление в потомстве будет 1:1
АА × аа → 100% Аа Аа × аа → 50% Аа и 50% аа
2.Второй закон Менделя или закон расщепления.При скрещивании гетерозиготных гибридов первого поколения между собой, во втором поколении обнаруживается расщепление по данному признаку. Это расщепление носит закономерный статистический характер: 3 : 1 по фенотипу и 1: 2 :1 по генотипу. В случае скрещивания форм с желтыми и зелеными семенами в соответствии со вторым законом Менделя получают следующие результаты скрещивания: появляются семена как с желтой, так и с зеленой окраской.
3. Третий закон Менделя или закон независимого наследования при дигибридном (полигибридном) скрещивании.Этот закон выведен на основе анализа результатов, полученных при скрещивании особей, отличающихся по двум парам альтернативных признаков. Например: растение, дающее желтые, гладкие семена скрещивается с растением, дающим зеленые, морщинистые семена. Во втором поколении возможно появление 4 фенотипов в отношении 9 : 3 : 3 : 1 и 9 генотипов. В результате проведенного анализа выяснилось, что гены разных аллельных пар и соответствующие им признаки передаются независимо друг от друга. Этот закон справедлив:
– для диплоидных организмов;
– для генов, расположенных в разных гомологичных хромосомах;
– при независимом расхождении гомологичных хромосом в мейозе и их случайном сочетании при оплодотворении. В соответствии с гипотезой чистоты гамет в сперматозоиде или яйцеклетке в норме всегда находится только одна из гомологичных хромосом данной пары. Именно поэтому при оплодотворении восстанавливается диплоидный набор хромосом данного организма. Расщепление – это результат случайного сочетания гамет, несущих разные аллели.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Какое скрещивание называется дигибридным?
2. В чем сущность закона независимого наследования признаков?
3. Сколько фенотипов гороха наблюдал Г. Мендель во втором поколении при дигибридном скрещивании гороха?
Поведение альтернативных форм одного признака Менделю объяснил принцип расщепления, наблюдаемый при моногибридном скрещивании. Следующий его шаг – прослеживание наследования двух разных признаков: дигибридное скрещивание.
С пониманием поведения отдельных черт, Мендель продолжал спрашивать себя, а как ведут себя разные черты по отношению друг к другу, влияют ли они друг на друга или нет. Он решил проследить за тем, как передаются 2 признака, не обращая внимание на множество других, отличающих родителей характеристик.
Как Мендель проводил дигибридное скрещивание
Рассмотрим скрещивание, включающее различные аллели формы семян (круглые R и морщинистые r) и аллельные признаки цвета семян (желтый Y, зеленый y). Скрещивая чистые линии растений (дигомозиготы) с круглыми жёлтыми семенами (RRYY) и с морщинистыми зелеными (rryy), Мендель получил единообразное гетерозиготное потомство F1 с одним и тем же фенотипом (круглые и жёлтые семена) и генотипом (RrYy – дигетерозигота).
При записи такого типа задач нужно помнить, что каждая пара аллелей расходится в разные гаметы и два аллельных гена, отвечающие за один признак, например RR, не попадают в одну половую клетку.
Результат показал, что закон единообразия гибридов первого поколения проявляется не только при моногибридном, но и при дигибридном скрещивании. Теперь мы знаем, что это соблюдается при условиях, что родительские формы гомозиготны, при полном доминировании и когда неаллельные гены лежат в негомологичных хромосомах.
Для наглядности скрещивание можно записывать так, чтобы было видно, что аллельные гены лежат в разных хромосомах
Дигибридное скрещивание: расщепление по фенотипу в поколении F2
Анализируя полученные результаты, сначала рассмотрим количество возможных фенотипов в поколении F2 , которое дало данное дигибридное скрещивание. Мендель сомневался, увидит ли он только два родительских фенотипа: с круглыми жёлтыми и морщинистыми зелёными семенами, или дополнительно появиться круглые зелёные, морщинистые желтые семена.
Если бы признаки наследовались сцеплено, то образовалось бы только два типа гамет: RY и ry. Но в случае с горохом и признаками, выбранными Менделем наследование происходило независимо, поэтому у родителей второго поколения образовалось 4 типа гамет: RY, ry, Ry и rY. Так проявился уже знакомый нам закон расщепления.
Дигибридное скрещивание удобно рассматривать в решетке Пеннета
Чтобы рассмотреть все варианты возможного потомства, удобно построить решетку Пеннета. Это квадрат 4х4 с 16 возможными результатами. Из неё мы видим, что есть 9 растений с круглыми желтыми, 3 с морщинистыми желтыми, 3 с круглыми зелеными и 1 с морщинистыми зелеными семенами. Это демонстрирует фенотипическое соотношение 9:3:3:1, характерное для признаков, которые ведут себя независимо.
R: | ♀ RrYy | ♂ RrYy |
G: | RY, ry, Ry, rY | RY, ry, Ry, rY |
Принцип независимого наследования. Третий закон Менделя
Что же на самом деле наблюдал Мендель? Из 556 семян, полученных при дигибридном скрещивании, он увидел следующие фенотипические результаты:
- 315 круглых жёлтых (обозначаются R_Y_, где подчёркивание указывает на наличие любого аллеля);
- 108 круглых зелёных (R_ yy);
- 101 морщинистых жёлтых (rr Y__);
- 32 морщинистых зелёных (rr yy).
Эти результаты очень близки к соотношению 9:3:3:1. (Ожидаемое 9:3:3:1 соотношение для 556 потомства составляет 313:104:104: 35). Соотношение 9:3:3:1 называют фенотипическим радикалом и используют при решении задач.
Оказалось, что аллели двух генов ведут себя независимо друг от друга и не влияют на неаллельные признаки. Круглые и морщинистые семена встречаются в соотношении примерно 3:1 (423: 133), так же как и жёлтые и зелёные (416:140). Аналогичные результаты Мендель получил и для других пар признаков. Значит, дигибридное скрещивание – это два независимо протекающих моногибридных скрещивания.
Отсюда можно сделать вывод, что при скрещивании гетерозиготных особей, отличающихся по нескольким парам альтернативных признаков, в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении (3+1) n , где n – число признаков в гетерозиготном состоянии.
Мы называем это третьим законом Менделя – законом независимого наследования.
Закон независимого наследования имеет следующую формулировку: при скрещивании двух гомозиготных организмов, анализируемых по двум (или более) парам альтернативных признаков, во втором поколении наблюдается независимое комбинирование генов разных аллельных пар и соответствующих им признаков.
Цитологическое объяснение независимого наследования
К независимому наследованию приводит поведение хромосом во время мейоза. Гены двух разных пар признаков находятся в негомологичных хромосомах. У гомозиготных особей образуется только один тип гамет, содержащих по одной из каждой пары негомологичных хромосом. В процессе оплодотворения диплоидный набор хромосом восстанавливается. Генотип гибридов первого поколения представлял собой следующее сочетание RrYy (или АаВв, чтобы проследить по иллюстрации).
Так как негомологичные хромосомы расходятся произвольно, то гибридные особи дают 4 типа гамет: Ав, АВ, аВ, ав. Попарное слияние этих типов гамет при оплодотворении даёт 16 возможных вариантов зигот.
Цитологические основы законов единообразия и незакисимого наследования признаков при дигибридном скрещивании
Гипотеза чистоты гамет
- у гибридного организма гены не гибридизируются (не смешиваются), а находятся в чистом аллельном состоянии;
- из аллельной пары в гамету попадает только один ген вследствие расхождения гомологичных хромосом или хроматид при мейозе.
Полигибридное скрещивание
Число пар генов и соответствующих им признаков, по которым организмы отличаются друг от друга, часто бывает больше двух. Анализ данных по большому количеству аллельных пар называют полигибридным скрещиванием.
При таком анализе приходится изучать большое количество генотипов и фенотипов. Но закономерности, которым подчиняется их наследование часто бывает таким же как при моно- и дигибридном скрещивании.
Когда соблюдается третий закон Менделя?
Законы Менделя носят статистический характер (выполняются на большом количестве особей) и являются универсальными, т. е. они присущи всем живым организмам. Для проявления третьего закона Менделя необходимо соблюдение ряда условий:
- гены разных аллельных пар (неаллельные) должны находиться в разных парах (негомологичных) хромосом;
- между генами не должно быть сцепления и взаимодействия, кроме полного доминирования;
- должна быть равная вероятность образования гамет и зигот разного типа и равная вероятность выживания организмов с разными генотипами (не должно быть летальных генов).
В основе независимого наследования генов разных аллельных пар лежит генный уровень организации наследственного материала, заключающийся в том, что гены относительно независимы друг от друга.
Если неаллельные гены лежат в одной паре гомологичных хромосом, то запись будет выглядеть так
Отклонения от третьего закона Менделя
Отклонения от ожидаемого расщепления по законам Менделя вызывают летальные гены. Например, при скрещивании гетерозиготных каракульских овец расщепление в F1 составляет 2:1 (вместо ожидаемого 3:1). Ягнята, гомозиготные по доминантной аллели серой окраски (W), нежизнеспособны и погибают из-за недоразвития рубца желудка.
У человека аналогично наследуется доминантный ген брахидактилии (короткие толстые пальцы). У гетерозигот наблюдается брахидактилия, а гомозиготы па этому гену погибают на ранних стадиях эмбриогенеза.
У человека имеется ген нормального гемоглобина и ген серповидно-клеточной анемии (HbS). Гетерозиготы по этим генам жизнеспособны, а гомозиготы по HbS погибают в раннем детском возрасте (гемоглобин S не способен связывать и переносить кислород).
Затруднения в интерпретации результатов скрещивания (отклонения от законов Менделя) может вызвать и явление плейотропии, когда один ген отвечает за проявление нескольких признаков. Так, у гомозиготных серых каракульских овец ген W детерминирует не только серую окраску шерсти, но и недоразвитие пищеварительной системы.
Задачи на дигибридное скрещивание с решением
- У человека глухонемота наследуется как аутосомный рецессивный признак, а подагра – как доминантный признак. Оба гена лежат в разных парах хромосом. Определите вероятность рождения глухонемого ребёнка с предрасположенностью к подагре у глухонемой матери, не страдающей подагрой и у мужчины с нормальным слухом и речью, болеющего подагрой.
Рассуждение:
- это прямая задача, так как из описания известны генотипы родителей, а узнать нужно генотипы и фенотипы потомков. Доминирование полное, признака 2, значит скрещивание дигибридное.
- вводим буквенные обозначения доминантного и рецессивного признаков: глухонемота – а, норма по данному признаку – А, подагра доминантный признак – В, её отсутствие – в.
- определяем генотипы родителей. Мать глухонемая, значит её набор аллелей однозначен – аа, она не страдает подагрой, у неё отсутствует доминантный аллель по этому признаку – вв. Генотип матери аавв. Отец может иметь несколько вариантов генотопов. Он не глухонемой, но может быть носителем, тогда либо Аа, либо АА. Он болен подагрой, но его второй аллеьный ген может быть нормальным: либо Вв, либо ВВ. Нужно рассмотреть несколько вариантов решения задачи с разными возможными генотипами отца: АаВв, АаВВ, ААВв и ААВВ. Жаль, что в задаче не сказано, что родители дигомозиготы.
- составляем схемы скрещивания и определяем генотипы и фенотипы потомков.
Вариант 1.
P: | ♀ аавв | ♂ АаВв |
G: | ав | АВ, Ав, аВ, ав |
Генотип ребёнка с предрасположенностью к подагре при данном генотипе родителей – ааВв. Вероятность рождения таких детей составляет 25%, или ¼ часть.
Вариант 2.
P: | ♀ аавв | ♂ АаВВ |
G: | ав | АВ, аВ |
F1: | АаВв, ааВв |
Вероятность рождения глухонемых детей с предрасположенностью к подагре составляет 50%.
Вариант 3.
P: | ♀ аавв | ♂ ААВв |
G: | ав | АВ, Ав |
F: | АаВв, Аавв |
Вариант 4.
P | ♀ аавв | ♂ ААВВ |
G | ав | АВ |
F | АаВв |
- У свиней чёрная окраска шерсти (А) доминирует над рыжей (а), а длинная щетина (В) над короткой (в). Гены не сцеплены. Какое потомство может быть получено при скрещивании чёрного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготной чёрной самкой с короткой шерстью. Определите генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение.
Рассуждение:
Задача более однозначна, в ней чётко сказано, что самец дигетерозиготен, а самка гомозиготна.
- Определяем генотипы родителей. Чёрный (А) самец с длинной шерстью (В) дигетерозиготен – АаВв. Чёрная (А) самка с короткой (в) шерстью гомозиготна – ААвв.
- Определяем гаметы родителей.
- Записываем схему скрещивания в решётку Пеннета. Так как у матери один тип гамет, строк нам хватит и 2.
Чёрный с длинной шерстью
Ответ: генотипы родителей: самка – Аавв, самец – АаВв, генотипы потомства: ААВв, ААвв, АаВв, Аавв; фенотипы потомства и их соотношение: 2 чёрных длинношерстных : 2 чёрных короткошерстных.
- Известно, что карий цвет глаз (D) и тёмные волосы (С) – доминантные признаки. Кареглазый брюнет, гетерозиготный по обоим признакам женился на голубоглазой блондинке. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы детей этой пары.
Рассуждаем:
Задача на дигибридное скрещивание раз описывают два разных признака. Доминирование полное.
Решаем
- Определяем генотипы родителей. Кареглазый брюнет гетерозиготный по обоим признаком – один вариант генотипа: DdCc, голубоглазая блондинка – также один вариант: ddcc.
- Определяем типы их гамет.
- Записываем скрещивание в решётку Пеннета и определяем фенотипы и генотипы возможных потомков.
Ответ: генотипы родителей: мать – ddcc, отец – DdCc; возможные генотипы детей – DdCc, Ddcc, ddCc, ddcc; возможные фенотипы детей – кареглазый брюнет, кареглазый блондин, голубоглазый брюнет, голубоглазый блондин в соотношении 1:1:1:1.
Вам будет интересно
При селекционной и экспериментальной работе часто бывает нужно определить генотип особи с доминантными признаками. При…
Моногибридное скрещивание – такое, при котором исследуют только два варианта одного признака, например, белую и…
Подумайте! Когда нужно начинать ориентироваться – до похода или тогда, когда уже заблудился? Какие способы…
Картографические проекции сегодня – это математические способы изображения всего земного эллипсоида или его части на…
Чтобы измерить расстояние по плану, карте или глобусу, нужно знать, что такое масштаб и уметь…
Презентация рассматривает задачи на дигибридное скрещивание. Соответствует заданию 6 варианта ЕГЭ 2019 г.
Дигибридное скрещивание Решение задач
Автор-составитель: учитель биологии Чередова Ольга Максимовна
Сколько типов гамет образуется у особи с генотипом aabb?
В гамету расходятся по одной хромосоме из каждой пары аллельных хромосом. Закон чистоты гамет.
Тип гамет 1 — ab.
Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)? В ответ запишите цифру.
Образуется гамет: AaBb — AB; Ab; aB; ab.
Образуется гамет: AaBb — AB; Ab; aB; ab.
При скрещивании жёлтого(А) гладкого (В) (дигомозигота) и зелёного (а) морщинистого (b) гороха в F1 получились все жёлтые гладкие. Определите, сколько разных генотипов семян гороха в F1.
По первому закону Менделя только при скрещивании гомозиготных особей получается единообразие в первом поколении.
AABB — желтые гладкие
аabb — зеленые морщинистые
Значит, генотип — 1.
Ответ: 1.
Скрестили гомозиготные растения томата с круглыми красными плодами и с грушевидными жёлтыми плодами (красный цвет — А, жёлтый — а, круглая форма — B, грушевидная — b). Определите, сколько разных генотипов томата в F1.
По первому закону Менделя только при скрещивании гомозиготных особей получается единообразие в первом поколении.
AABB — красные круглые (BBAA)
аabb — желтые грушевидные (bbaa)
F: АаBb — 100% (BbAa)
Ответ: 1 .
При скрещивании особей с генотипами АаВb с АаВb (гены не сцеплены) доля (%) гетерозигот по обеим аллелям (дигетерозигот) в потомстве составит…..
Ответ: 25 .
Правило единообразия первого поколения проявится, если генотип одного из родителей — aabb, а другого —
По первому закону Менделя скрещиваются гомозиготные особи чистых линий.
Ответ: ААВВ.
При скрещивании гомозиготных растений томатов с красными (А) круглыми (В) плодами и растений с желтыми (а) грушевидными (b) плодами в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении (гены окраски и формы плодов расположены в разных парах хромосом). Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
В F1 проявляется единообразие первого поколения, генотип растений будет гетерозиготным, во втором поколении при скрещивании дигетерозигот идет расщепление 9:3:3:1 по третьему закону Менделя.
Ответ: 9331
При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В — доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаВb, ааВb, Ааbb, ааbb в соотношении. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания .
G: АB аb Ab aB ab
F: АаBb; ааВb, Ааbb, ааbb
Ответ: 1:1:1:1.
В семье, где родители хорошо слышали, и один из них имел светлые глаза, а другой карие, родился один ребенок глухой с карими глазами, а второй — хорошо слышал и имел светлые глаза. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с карими глазами в семье, если известно, что ген карих глаз доминирует над светлыми, глухота — признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?
А — слышаший, а — глухота
В — карие глаза, b — светлые глаза
Записываем схему скрещиваний. Поскольку появился глухой ребенок, то оба родителя гетерозиготны по гену глухоты (Аа), а так как появился ребенок со светлыми глазами, то родитель, имеющий карие глаза также гетерозиготен (Вb), а родитель со светлыми глазами, соответственно, рецессивная гомозигота (bb) по данному признаку. Таким образом, генотипы родителей следующие: Ааbb (слышит со светлыми глазами) и АаВb (слышит с карими глазами).
Генотип матери ♀ Ааbb; генотип отца ♂ АаВb
В схему скрещиваний подставляем генотипы родителей и с помощью решетки Пеннета находим, что вероятность появления второго ребенка с генотипом ааВв (глухой с карими глазами) — 1/8 (12,5%) (появление первого ребенка с данным сочетанием признаков никак не влияет на вероятность появления второго с таким же сочетанием).
Ответ: 12,5.
У крупного рогатого скота чёрный цвет (А) доминирует над красным (а), комолость (В) — над рогатостью (b). Определите процент рождения чёрных комолых телят при скрещивании дигетерозиготных чёрных комолых коров с красным рогатым быком. В ответе укажите только число.
Р ♀АаBb — черные комолые коровы; ♂ааbb — красный рогатый бык
Гаметы ♀АB; ♀Аb; ♀аB; ♀аb ; ♂аb
F 1 AaBb; Aabb; aaBb; aabb
АаBb — черные комолые — 25%
Ответ: 25 .
Сколько типов гамет образует зигота с генотипом АаDdCc?
Ответ запишите в виде цифры.
Для решения задач данного раздела необходимы знания о закономерностях независимого комбинирования и сцепленного наследования генов, механизмах мейоза и гаметогенеза.
Количество сортов гамет, образуемых организмом, при независимом комбинировании или неполном сцеплении генов можно определить по формуле 2 n , где n — число генов, по которым данный организм гетерозиготен. Чтобы посчитать количество гамет необходимо количество гетерозиготных аллелей — 3, и возвести 2 в степень 3 (2 3 ) = 8.
Читайте также: