При скрещивании растения томата с гладкой кожицей и прямостоящим стеблем

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 21.09.2024

Задача №3. Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

В первом скрещивании все имеют гладкие плоды, значит -это доминантный признак (А), а ребристость - рецессивный ген (а).

Во втором скрещивании все потомство имеет нормальную высоту значит это доминантный признак (В), а карликовость -рецессивный признак (в)

Дано:

В- гладкие плоды,

в -pебристые плоды.

Р1: карликовые с ребристыми плодами х норм. с гладкими

F1- норм. высота, гладкие и карликовые , гладкие

Р2: карлик. ребристые х норм.высота ребристые

F1- все норм. высота, ребристые плоды.

Найти: 1) генотипы Р-?

Решение:

Первое скрещивание

P аавв x ААBb

карл. ребр. норм. глад.

G аb AB, Ab

F1 AABb AAbb

Второе скрещивание

P aaвв x ААвв

карл. Ребр. норм. ребр

G aв Ав

F1 Аaвв

Ответ: 1) 1 скрещивание: генотипы Р: аавв (ребр. карл. ), ААBв (глад. норм. ).

Генотипы потомства: AABb - норм., гладкие AAbb -карл.гладкие

2) 2 скрещивание: генотипы Р: aaвв - карл. с ребр, ААвв- норм. глад.

Генотипы потомства: Аaвв - норм ребрист.

3) В первом скрещивании проявляется третий закон Менделя (закон независимого расщепления). Во втором скрещивании – 1 закон Менделя по наследованию высоты растения.

Задача №4. При скрещивании растения флокса с белой окраской цветков и воронковидным венчиком с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получено 78 потомков, среди которых 38 образуют белые цветки с плоскими венчиками, а 40 - кремовые цветки с плоскими венчиками. При скрещивании флоксов с белыми цветками и воронковидными венчиками с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получены флоксы двух фенотипических групп: белые с воронковидными венчиками и белые с плоскими венчиками. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Решение: В первом скрещивании наблюдается единообразие плоских венчиков, значит, это доминантный признак, а воронковидный- рецессивный признак.

Во втором скрещивании наблюдается единообразие по белой окраске, значит это- доминантный признак, кремовая окраска -рецессивный признак.

Дано:ген - признак

а- кремовый цвет

В- плоский венчик

в - воронковидный венчик

Р1: белые, воронковидные х кремовые плоские. Потомство: белые плоские (38), кремовые плоские (40)

Р2: белые, воронковидные х кремовые плоские. Потомство: белые воронковидные , белые плоские

Найти: 1) генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. 2) закон - ?

1) Первое скрещивание: Расщепление произошло по окраске, значит растение с белой окраской гетерозиготно. По венчикам-гомозиготны.

Р Аавв х ааВВ

бел. воронк. крем. плоский

G Ав, аваВ

F1 АаВв ааВв

бел. плос 38 крем. плос 40

2) Второе скрещивание: Расщепление произошло по венчикам, значит растение с плоским венчиком гетерозиготно. По окраске -гомозиготны.

Р ААвв х ааВв

бел. воронк. крем. плоский

G Ав аВ ав

F1 АаВв Аавв

бел.плос бел. воронк

3) Третий закон Менделя -закон независимого наследования ( по каждой паре признаков)

Ответ: 1) генотипы родителей Р1: Аавв(бел. воронк.) ааВВ (крем.плоск). Генотипы потомства: АаВв(бел. плос ), ааВв (крем. плос).

2) 1) генотипы родителей Р2: ААвв(бел. воронк.) ааВв (крем.плоск). Генотипы потомства: АаВв(бел. плос ), Аавв (бел.воронк.).

3) Третий закон Менделя -закон независимого наследования ( по каждой паре признаков)

С6. У канареек наличие хохолка - доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген ХВ определяет зелёную окраску оперения, а Хв -коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили хохлатую зелёную самку с самцом без хохолка и зелёным оперением (гетерозигота). В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, без хохолка зелёные, хохлатые коричневые и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, их пол. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Дано:

А – наличие хохолка,

а – нет хохолка.
XB – зеленое оперение,

Xв – коричневое оперение.

♀- хохлатая с зеленым оперением АаXBY.

♂- без хохолка с зеленым оперением (гетерозигота) - ааXВXв
F1:хохлатые зелёные, хохлатые коричневые, без хохолка зелёные и без хохолка коричневые.

Найти:1) генотипы Р- ?, 2) генотипы F1, пол потомства -? 3) Схема скрещивания? Закон?

Решение:Наличие расщепления в первом поколении, равное 1: 1:1:1, говорит о гетерозиготности хохлатой самки

Р: ♀ АаXBYх ♂ ааXВXв

ГаметыАXB, аХВ, АY, аYаХВ, аXв.

F1

AXВ aXВ АУ аУ
аХВ AaXВXВ ♂хохлатый зеленый аaXВXВ ♂ без хохла зеленый AaXBУ ♀хохлатая зеленая aaXВУ ♀ без хохла зеленая
aXв AaXВXв ♂ хохлатый зеленый aaXВXв ♂ без хохла зеленый AaХвУ ♀хохлатая коричневая aaXвY ♀ без хохла коричневая

Ответ: 1) генотип самки- АаXBY, генотип самца- ааXВXв

2) Генотипы, фенотипы, пол F1: AaXВXВ (♂хохлатый зеленый), аaXВXВ (♂ без хохла зеленый),

AaXBУ ( ♀хохлатая зеленая), aaXВУ (♀ без хохла зеленая), AaXВXв (♂ хохлатый зеленый),

aaXВXв (♂ без хохла зеленый), AaХвУ( ♀хохлатая коричневая), aaXвY (♀ без хохла коричневая).

3) В данном случае проявился закон независимого наследования (третий закон Менделя).

С6. По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного чёрным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен чёрным цветом.


Ответ: 1) признак рецессивный, так как отсутствует у родителей, а проявляется в 1 поколении.

2) признак сцеплен с полом, так как передается только по мужской линии.

3) Генотип мамы: ХАХа, генотип папы –ХАУ

Генотипы детей в F1: №1-сын-ХАУ, №2-дочь- ХАХА или ХАХа, №3-дочь- ХАХА или ХАХа, №4-сын-ХаУ.

Носителем гена является мама, дочь (№2), внучка (№6).

С6. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.


С6. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма - д) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец - с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.

Дано:

В – нормальный слух,

b – глухота.
XD – нормальное зрение,

Мать страдает глухотой, но имеет нормальное цветовое зрение- bbXDX_.
Отец с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник - BBXdY.

Девочка-дальтоник XdXd получила одну Xd от отца, а вторую от матери, следовательно, мать- bbXDXd.

P ♀ bbXDXd x ♂ BBXdY

глух. норма норма, дальтоник

G bXD, bXd BXd, BY

F1

BXd BY
bXD
BbXDXd девочки с норм. слухом и зрением

BbXDY мальчики с норм. слухом и зрением
bXd
BbXdXd девочки с норм. слухом, дальтоники

BbXdY мальчики с норм. слухом, дальтоники

Ответ:1) Генотип мамы- bbXDXd, генотип папы- BBXdY. 2) Генотип дочери- BbXdXd. 3) Вероятность рождения детей-дальтоников = 2/4 (50%). Все они будут иметь нормальный слух, вероятность рождения глухих = 0%.

С6. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.

Решение:

1) В первом скрещивании: 100% потомства с усами и розовыми ягодами. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что усы — доминантный признак; отсутствие усов — рецессивный.

Розовая окраска — промежуточный признак: BB - красная окраска; Bb - розовая; bb - белая.

3879. При скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветков и усами с растением с бледной окраской цветков и без усов все потомство имело яркую окраску цветков и усы. При скрещивании гибридов первого поколения между собой получились потомки с яркими цветками и усами, бледными цветками и без усов. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F2:

1 AABB - яркая окраска цветков и усы
2 AaBb - яркая окраска цветков и усы
1 aabb - бледная окраска цветков и без усов

4) Во втором скрещивании образуется два фенотипических класса потомков: 3 с яркой окраской цветков и усами и 1 с бледной окраской цветков и без усов, так как наблюдается полное сцепление аллелей A и B, a и b

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3879.

3935. В первом анализирующем скрещивании дигетерозиготной самки с серым телом, нормальными крыльями и самца с черным телом, редуцированными крыльями были получены потомки: 41,5% с серым телом, нормальными крыльями; 41,5% с черным телом, редуцированными крыльями; 8,5% с серым телом, редуцированными крыльями; 8,5% с черным телом, нормальными крыльями. Во втором анализирующем скрещивании дигетерозиготного самца с серым телом, нормальными крыльями и самки с черным телом, редуцированными крыльями были получены потомки: 50% с серым телом, нормальными крыльями и 50% с черным телом, редуцированными крыльями. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление в обоих скрещиваниях.

Добавить в избранное

1) Первое анализирующее скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) В первом скрещивании аллели генов A и B, a и b сцеплены между собой, образуется два класса потомков по 41,5%, два других класса по 8,5% образуются в результате кроссинговера. Во втором скрещивании наблюдается полное сцепление генов A и B, a и b, кроссинговер не происходит, образуется только два класса потомков (у самцов дрозофил кроссинговер не происходит)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3935.

3963. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырёх фенотипических групп особей в F2.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F2:
AaBb - семена гладкие окрашенные
aabb - семена морщинистые неокрашенные
aaBb - семена морщинистые, окрашенные
Aabb - семена гладкие, неокрашенные

4) В F1 проявляется закон единообразия гибридов, так как у гибридов проявились признаки одного из родителей, в F2 - закон сцепленного наследования и нарушения сцепления генов, появление 4-х фенотипических групп обусловлено нарушением сцепления генов AB и ab при кроссинговере

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3963.

3991. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового растения (a) с грушевидными плодами (b) в потомстве получили по фенотипу: 15 высоких растений с грушевидными плодами, 41 высокое растение с округлыми плодами, 49 карликовых с грушевидными плодами, 13 карликовых с округлыми плодами. Составьте схему решения задачи, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

Добавить в избранное

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотипы и фенотипы F1:
AaBb - 41 высоких растений с округлыми плодами
Aabb - 15 высоких растений с грушевидными плодами
aaBb - 13 карликовых растений с округлыми плодами
aabb - 49 карликовых растений с грушевидными плодами

3) Проявляется сцепление генов и нарушение сцепления генов: две фенотипические группы растений образовались в большом и приблизительном равном количестве (AaBb - 41 высоких растений с округлыми плодами и aabb - 49 карликовых растений с грушевидными плодами), т.к. гены AB и ab сцеплены, две другие фенотипические группы образовались в меньшем и приблизительно равном количестве (Aa- 15 высоких растений с грушевидными плодами и aaBb - 13 карликовых растений с округлыми плодами) образуются в результате кроссинговера между аллельными генами, образуя новое сцепление генов Ab, aB

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3991.

4025. У человека ген нарушения цветового восприятия сцеплен с половой хромосомой (X d - дальтонизм). Определите вероятность в процентах рождения в семье детей - дальтоников от брака гетерозиготной матери с нормальным цветовым зрением и отца - дальтоника? Ответ запишите в виде числа.

Автор методики системно-аналитического изучения биологии и химии кбн Богунова В.Г. раскрывает тайны организации и функционирования живого, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам, объясняет авторскую технологию решения задач по генетике и молекулярной биологии

Полный каталог статей вы найдете на авторском сайте в разделе "Статьи репетитора Богуновой В.Г."

"Никогда такого не было, и вот опять!" Сидим до экзамена перед компьютером и в игрушки играем?! А чо?! До ЕГЭ по биологии еще целая неделя отдыха, а перед смертью все равно не надышишься! Зачем зря калории жечь и шарики за ролики в голове закручивать?!

Знаете, что мне сказали подружки-сороки, когда я их поздравила с прибавлением семейства? ЕГЭ по химии было сложным. Все выпускники обрыдались после экзамена. Половина ребят сдали пустые листы со второй частью. Но. это цветочки по сравнению с тем, что будет на ЕГЭ по биологии. Короче, нас ожидает полный ТРЭШ. Не верите? Можете и дальше сидеть за компом, заткнув уши наушниками, вместо того, чтобы взять ручку в ручку и начать решать задачи по генетике!

Короче, вы как хотите, а я - как знаю!

Сегодня будем разбирать задачи на неполное сцепление генов (т.е. на кроссинговер). Вначале - небольшой ликбез.

Неполное сцепление генов

Сцепленное наследование - это распределение в потомстве неаллельных генов, лежащих в одной хромосоме.

Закон Т. Моргана о сцепленном наследовании: гены, локализованные в одной хромосоме, занимают определенное место (локус) и наследуются сцепленно. Сила сцепления обратно пропорциональна расстоянию между генами: чем больше расстояние между генами, тем меньше сила сцепления между ними и чаще образуются рекомбинантные типы гамет.

Т. Морган показал, что сцепление может быть полным и неполным, нарушение сцепления происходит за счет кроссинговера.

Кроссинговер (от англ. сross-in-gover перекрест) - перекрест хромосом, взаимный обмен гомологичными участками хромосом, происходит в профазе-1 мейоза во время конъюгации хромосом.

Вероятность кроссинговера зависит от положения генов в хромосоме: чем ближе гены друг к другу, тем вероятность кроссинговера меньше, чем дальше они друг от друга, тем эта вероятность больше.

Расстояние между генами выражают в единицах рекомбинации, т.е. через долю скрещиваний (в процентах), приводящих к появлению новых сочетаний генов, отличных от родительских: 1 единица рекомбинации (1% кроссинговера) = 1 морганиде.

1. В F2 образуется 4 группы фенотипов, собранных попарно с примерно одинаковым числом особей (вероятностью признака).

5. Процент кроссинговера и расстояние между генами (в морганидах) определяют по доле особей с кроссоверными гаметами (число особей в меньших группах делят на общее число особей).


Задача 308.
У овса раннеспелость доминирует над позднеспелостью. Скрестили растения раннеспелого опущенного сорта с позднеспелым, гладким. Получили гибриды F1 150 штук, все раннеспелые, опушенные. Гибриды F1 снова скрестили с растениями позднеспелого, гладкого сорта и получили 464 растения F2.
А) Сколько типов гамет образует гибрид F1?
Б) Сколько гетерозиготных растений в F1?
В) Сколько в F2 позднеспелых, опушенных растений?
Г) Сколько в F2 образуется гомозиготных пар?
Д) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов F2?
Решение:
А - раннеспелость;
а - позднеспелость;
В - опущенность растения;
b - гладкость растения.
Так ка при скрещивании раннеспелого опущенного растения овса с позднеспелым, гладким получено потомство F1 150 штук, все раннеспелые, опушенные, то родительские формы гомозиготны - ААВВ и aabb.
Схема скрещивания
Р: ААВВ х aabb
Г: АВ ab
F1: АaВb - 100%.
Фенотип:
АaВb - раннеспелое, опущенное растение - 100%.
Наблюдается единообразие первого поколения.
Схема скрещивания:
Р: АaВb х АaВb
Г: AB; Ab AB; Ab
aB; ab aB; ab
F2: 1AABB - 6,25%; 2AABb - 12,5%; 2AaBB - 12,5%; 4AaBb - 25%; 2Aabb - 12,5%; 1ААbb - 6,25%; 2aaBb - 12,5%; 1aaBB - 6,25%; 1aabb - 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу - 1:2:2:4:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AABB - раннеспелое, опущенное растение - 6,25%;
AABb - раннеспелое, опущенное растение - 12,5%;
AaBB - раннеспелое, опущенное растение - 12,5%;
AaBb - раннеспелое, опущенное растение - 25%;
Aabb - раннеспелое, гладкое растение - 12,5%;
ААbb - раннеспелое, гладкое растение - 6,25%;
aaBb - позднеспелое, опущенное растение - 12,5%;
aaBB - позднеспелое, опущенное растение - 6,25%;
aabb - позднеспелое, гладкое растение - 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
раннеспелое, опущенное растение - 56,25%;
раннеспелое, гладкое растение - 18,75%;
позднеспелое, опущенное растение - 18,75%;
позднеспелое, гладкое растение - 6,25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 9:3:3:1.

Выводы:
А) гибрид F1 образует 4 типа гамет;
Б) все растения в F1 являются гетерозиготами;
В) в F2 позднеспелых, опушенных растений 18,75%;
Г) в F2 образуется по 6,25% гомозиготных пар - ААВВ и aabb;
Д) среди гибридов F2 yаблюдается 9 типов генотипов.

Задача 309.
У тыквы белая окраска плодов доминирует над окрашенной, дисковидная форма – над сферической. Растение тыквы с белыми дисковидными плодами, скрещено с растением такого же фенотипа, дало 28 белых дисковидных, 9 белых сферических, 10 желтых дисковидных и 3 желтых сферических. Определить генотипы родительских растений и потомства. Каково расщепление фенотипов в F1?
Решенине:
А - белая окраска плода;
а - окрашенный плод;
В - дисковидная форма плода;
b - сферическая форма плода.
Рассчитаем соотношение фенотипов потомства, получим:
28 : 9 : 10 : 3 = 9,33 : 3 : 3,33 : 1 приблизительно 9:3:3:1. Такое расщепление фенотипов, согласно второму закону Менделя, возможно при скрещивании дигетерозигот друг с другом. Значит, генотип обоих родительских растений - АаBb.
Схема скрещивания
Р: АаBb x АаBb
Г: AB; Ab AB; Ab
aB; ab aB; ab
F1: 1AABB - 6,25%; 2AABb - 12,5%; 2AaBB - 12,5%; 4AaBb - 25%; 2Aabb - 12,5%; 1ААbb - 6,25%; 2aaBb - 12,5%; 1aaBB - 6,25%; 1aabb - 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу - 1:2:2:4:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AABB - белые дисковидные плоды - 6,25%;
AABb - белые дисковидные плоды - 12,5%;
AaBB - белые дисковидные плоды - 12,5%;
AaBb - белые дисковидные плоды - 25%;
Aabb - белые сферические плоды - 12,5%;
ААbb - белые сферические плоды - 6,25%;
aaBb - окрашенные дисковидные плоды - 12,5%;
aaBB - окрашенные дисковидные плоды - 6,25%;
aabb - окрашенные дисковидные плоды - 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
белые, дисковидные плоды - 56,25%;
белые сферические плоды - 18,75%;
окрашенные дисковидные плоды - 18,75%;
окрашенные дисковидные плоды - 6,25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 9:3:3:1.

Выводы:
1) генотип обоих родительских растений - АаBb;
2) генотипы потомства - AABB - 6,25%; AABb - 12,5%; AaBB - 12,5%; AaBb - 25%; Aabb - 12,5%; ААbb - 6,25%; aaBb - 12,5%; aaBB - 6,25%; aabb - 6,25%.
3) расщепление фенотипов в F1 - 9:3:3:1.

Задача 310.
У редиса сильная опущенность листьев доминирует над отсутствием опущения, а удлиненная форма корнеплода неполностью доминирует над круглой. Проанализируйте потомство гибридов по генотипу и фенотипу от самоопыления дигетерозиготного растения, имеющего опущенные листья и овальной формы корнеплоды, при независимом наследовании признаков.
Решение:
А - аллель гена опущенности листьев;
а - аллель гена отсутствия опущения листьев;
В - аллель гена удлиненной формы корнеплода;
b - аллель гена руглой формы корнеплода;
Bb - овальная форма корнеплода редиса;
АаBb - редис с опущенными листьями и овальной формы корнеплодами.
Схема скрещивания
Р: АаBb х АаBb
Г: AB; Ab AB; Ab
aB; ab aB; ab
F1: AABB - 6,25%; AABb - 12,5%; AaBB - 12,5%; AaBb - 25%; Aabb - 12,5%; ААbb - 6,25%; aaBb - 12,5%; aaBB - 6,25%; aabb - 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу - 1:2:2:4:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AABB - опушенные листья, удлиненная форма корнеплода - 6,25%;
AABb - опушенные листья, овальная форма корнеплода - 12,5%;
AaBB - опушенные листья, удлиненная форма корнеплода - 12,5%;
AaBb - опушенные листья, овальная форма корнеплода - 25%;
Aabb - опушенные листья, круглая форма корнеплода - 12,5%;
ААbb - опушенные листья, круглая форма корнеплода - 6,25%;
aaBb - неопушенные листья, овальная форма корнеплода - 12,5%;
aaBB - неопушенные листья, удлиненная форма корнеплода - 6,25%;
aabb - неопушенные листья, круглая форма корнеплода - 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
опушенные листья, удлиненная форма корнеплода - 18,75%;
опушенные листья, овальная форма корнеплода - 37,5%;
опушенные листья, круглая форма корнеплода - 18,75%;
неопушенные листья, овальная форма корнеплода - 12,5%;
неопушенные листья, удлиненная форма корнеплода - 6,25%;
неопушенные листья, круглая форма корнеплода - 6,25%.
Наблюдается 6 типав фенотипа. Расщепление по фенотипу - 3:6:3:2:1:1

Задача 311.
При скрещивании двух сортов томатов с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды получились шаровидные и красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и соотношение фенотипов второго поколения.
Решение:
А - ген красной окраски плодов томата;
а - ген жёлтой окраски плодов томата;
В - ген шаровидной формы плодов томата;
в - ген грушевидной формы плодов томата;
Схема скрещивания (1)
Р: ААВВ х ааbb
Г: АB аb
F1: AaBb - 100%.
Фенотип:
AaBb - растение томата с красными шаровидными плодами - 25%.
Расщепления и по генотипу и по фенотипу нет, наблюдается единообразие первого поколения.
Схема скрещивания (2)
Р: AaBb х AaBb
Г: AB; Ab AB; Ab
aB; ab aB; ab
F2: 1AABB - 6,25%; 2AABb - 12,5%; 2AaBB - 12,5%; 4AaBb - 25%; 2Aabb - 12,5%; 1ААbb - 6,25%; 2aaBb - 12,5%; 1aaBB - 6,25%; 1aabb - 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу - 1:2:2:4:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AABB - растения томата с красными шаровидными плодами - 6,25%;
AABb - растения томата с красными шаровидными плодами - 12,5%;
AaBB - растения томата с красными шаровидными плодами - 12,5%;
AaBb - растения томата с красными шаровидными плодами - 25%;
Aabb - растения томата с красными грушевидными плодами - 12,5%;
ААbb - растения томата с красными грушевидными плодами - 6,25%;
aaBb - растения томата с жёлтыми шаровидными плодами - 12,5%;
aaBB - растения томата с жёлтыми шаровидными плодами - 6,25%;
aabb - растения томата с жёлтыми грушевидными плодами - 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
растение томата с красными шаровидными плодами - 56,25%;
растение томата с красными грушевидными плодами - 18,75%;
растения томата с жёлтыми шаровидными плодами - 18,75%;
растения томата с жёлтыми грушевидными плодами - 6,25%.
Наблюдается 4 типав фенотипа. Расщепление по фенотипу - 9:3:3:1.

Выводы;
1) генотипы родителей AABB и aabb;
2) генотипы потомства в F1;
3) соотношение фенотипов второго поколения - 9:3:3:1.

Задача 312.
Скрестили дигетерозиготное растение томата с красными круглыми плодами с гомозиготным растением с желтыми овальными плодами (круглая форма плода и его красная окраска являются доминантными признаками). Определите соотношение фенотипов F1.
Решение:
А - ген красной окраски плодов томата;
а - ген жёлтой окраски плодов томата;
В - ген округлой формы плодов томата;
в - ген овальной формы плодов томата;
АаВв - дигетерозиготное растение томата - растение томата с красными круглыми плодами;
aabb - рецессивная дигомозигота - растение томата с желтыми овальными плодами.
Схема скрещивания
Р: АаВв х aabb
Г: АB; Ab ab
aB; ab
F1: AaBb - 25%; Aabb - 25%; aaBb - 25%; aabb - 25.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу - 1:1:1:1.
Фенотип:
AaBb - растение томата с красными круглыми плодами - 25%;
Aabb - растение томата с красными овальными плодами - 25%;
aaBb - растение томата с жёлтыми круглыми плодами - 25%;
aabb - растение томата с желтыми овальными плодами - 25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 1:1:1:1.


32. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их
потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы родителей,
гибридов первого поколения и тип наследования признака.
ОТВЕТ: Появление промежуточного признака в потомстве показывает на неполное
доминирование признака. Генотипы родительских растений (Р): АА и аа. Гаметы: А и а.
Генотипы первого поколения : Аа.
33. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования
признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен
или несцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.

ОТВЕТ: 1) Признак доминантный, так как передается всегда потомству, не сцеплен с
полом, так как передается в равной степени как дочерям, так и сыновьям. 2) генотипы
детей в F

женщины – аа и Аа

Мужчины – аа и Аа. Генотипы потомков F

мужчина – Аа. Генотипы родителей:

женщина: аа, мужчина Аа.
34. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и
томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным
стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми
плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей,
потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
ОТВЕТ: генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды – AABb (гаметы: AB
и Ab); зеленый стебель, красные плоды –aaBb (гаметы aB и аb); генотипы потомства в F

Aabb; соотношение генотипов и фенотипов в

пурпурный стебель, красные плоды – 1

пурпурный стебель, желтые плоды – 1 Aabb.
35. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления
признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом.
Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

Читайте также: