При скрещивании растений кукурузы с нормальными междоузлиями зачаточными метелками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 21.09.2024

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

А — серое тело, а — черное тело
B — нормальные крылья, b — укороченные крылья

ab
G AB ab
ab
F1 AB

ab
серое
норм. черное.
укороч.

Если кроссинговер не происходит, то у дигетерозиготного родителя образуется только два вида гамет (полное сцепление).

помогите ещё одну решить задачу

Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

А — гладкие семена, а — морщинистые семена
B — наличие усиков, b — без усиков

P AB

ab x ab

ab G AB ab ab F1 AB

ab x ab

ab гладкие
семена,
усы морщинист.
семена,
без усов 50% : 50%


Если кроссинговер не происходит, то у дигетерозиготного родителя образуется только два вида гамет (полное сцепление).

Если при анализирующем скрещивании всё потомство получилось одинаковым, значит анализируемый организм был доминантной гомозиготой (закон единообразия).

P bv

bv x BV

BV G bv BV F1 BV

bv x BV

bv G BV BV bv bv F2 BV

BV BV

bv BV

bv bv

bv норм.
норм. норм.
норм. норм.
норм. укороч.
зачат.


Во втором скрещивании проявляется закон сцепленного наследования, поскольку у организма BV/bv образуется только два вида гамет BV и bv, а гаметы Bv и bV не образуются.

Александр вы так хорошо решаете задачи! спасибо

При скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветов и усами с растением с бледной окраской цветков и без усов (гены сцеплены) в F1 все растения были с яркими цветками и усами. При скрещивании между собой гибридов F1 были получены растения: с яркими цветками и усами, бледными цветками и без усов. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление двух фенотипических групп особей в F2.

В F1 все потомство получилось одинаковым. Следовательно, скрещивали двух гомозигот, проявившиеся в F1 признаки являются доминантными.


А — яркие цветки, a — бледные цветки
B — усы, b — без усов.

P AB

AB x ab

ab G AB ab F1 AB

ab яркие
усы AB

ab x AB

ab G AB AB ab ab F2 AB

AB AB

ab AB

ab ab

ab яркие цветки
усы бледные цветки.
без усов


В первом скрещивании проявился закон единообразия, во втором – закон сцепления. Две (а не четыре) фенотипические группы появились из-за сцепления генов.

При скрещивании самок мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (доминантные признаки) с самцами с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) в потомстве были обнаружены не только особи с серым телом, нормальными крыльями и черным телом, укороченными крыльями, но и небольшое число особей с серым телом, укороченными крыльями и черным телом, нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены. Составьте схему скрещивания. Объясните полученные результаты.

А — серое тело, а — черное тело
B — нормальные крылья, b — укороченные крылья

P AB

ab x ab

ab нормальные
гаметы AB ab ab рекомбинантные
гаметы Ab aB F1 AB

ab ab

ab Ab

ab aB

ab серое
норм. черное.
укороч. серое
укороч. черное
норм.


Небольшое количество особей с серым телом, укороченными крыльями и черным телом, нормальными крыльями объясняется тем, что они возникли из яйцеклеток, в которых произошла рекомбинация из-за кроссинговера.

При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зернами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зерна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родитетелй и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп во втором скрещивании.

Поскольку в первом поколении получилось единообразие (первый закон Менделя), следовательно, скрещитвали гомозигот, в F1 получилась дигетерозигота, несущая доминантные признаки.


А — гладкие зерна, а — морщинистые зерна.
B — окрашенные зерна, b — неокрашенные зерна.


Анализирующее скрещивание – это скрещивание с рецессивной гомозиготой. Поскольку во втором поколении получилось неравная численность фенотипических групп, следовательно, имело место сцепленное наследование. Те фенотпические группы, которые представлены в большом количестве, получены из нормальных гамет со сцепленными генами, а группы, представленные в малом количестве – из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе.

P AB

AB x ab

ab G AB ab F1 AB

ab гладкие
окрашен. AB

ab x ab

ab G нормальные гаметы
со сцеплением, много AB ab ab рекомбинантные гаметы
с нарушенным
сцеплением, мало Ab aB F2 AB

ab ab

ab Ab

ab aB

ab гладкие
окрашенные,
много (1200) морщинист.
неокрашен.,
много (1215) гладкие
неокрашен.,
мало (309) морщинист.
окрашен.,
мало (315)


Формирование четырех фенотипических групп проихошло из-за кроссинговера, которые привел к частичному нарушению сцепления.

По такому типу осуществляется, например, наследование групп крови системы АВ0. Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (точнее, локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях (J A , J B или j 0 ). Генотипы и фенотипы лиц с разными группами крови приведены в таблице 1.

Таблица 1. Наследование групп крови системы АB0

Группа Генотип I (0) j 0 j 0 II (A) J A J A , J A J 0 III (B) J B J B , J B J 0 IV (AB) J A J B

Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из его родителей несет ген j0.
Генотип его сестры – JAJB, значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип – JAj0 (II группа), а другой родитель имеет ген JB, и его генотип JBj0 (III группа крови).
Ответ
У родителей II и III группы крови.

Тема урока: Сцепленное наследование генов.

Тема урока: Сцепленное наследование генов.

Цель урока:

Продолжить изучение основных закономерностей генетики на основе изучения сцепленного наследования генов.

Образовательная:

· Актуализировать ранее полученные знания;

· Сформировать знания о сцепленном наследовании, группах сцепления, генетическом картировании;

· Закрепить навык решения генетических задач.

Развивающая:

· Продолжить формирование умений и навыков, необходимых для решения генетических задач;

· Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, используя дополнительную литературу и информационные технологии;

Воспитательная:

· Повысить восприимчивость учащихся к вопросам сохранения своего здоровья и здоровья других людей;

· Формирование коммуникативной компетенции.

Задачи урока:

- Установить несоответствие 3 закона Менделя при наследовании нескольких пар генов;

- Познакомиться с основными положениями теории Томаса Моргана;

- Раскрыть понятия: группа сцепления, сцепленное наследование, сцепление генов, кроссинговер.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока: беседа (с применением презентации).

Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Материальное обеспечение урока: Компьютер, проектор, экран.

I. Организационный момент (2 мин.).

Приветствие с классом. Запись отсутствующих. Проверка домашнего задания.

Вступление: ребята, сегодня мы приступаем к изучению новой для вас темы – Сцепленное наследование генов.

II. Актуализация знаний (10 мин.).

Фронтальная беседа (9 мин.)

Проверка знаний (слайд 2-8)

Вопросы:

1.Назовите три закона Г. Менделя?

Ответ: I закон – закон единообразия, II закон – закон расщепления, III закон – закон независимого наследования.

2.Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов?

· Использовал для скрещивания растения разных самоопыляющихся сортов – чистыми линиями

· Чтобы получить больше материала для анализа, использовал несколько родительских пар гороха

· Намеренно упростил задачу, наблюдая наследование только одного признака; остальные не учитывал

3.Сформулируйте закон чистоты гамет. Кому принадлежит открытие этого закона?

Ответ: При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов.

4.Всегда ли признаки можно чётко разделить на доминантные и рецессивные?

Ответ: В некоторых случаях доминантный ген не до конца подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом возникают промежуточные признаки.

5.Какое название получило это явление?

Ответ: Это явление получило название неполного доминирования.

6.Всегда ли по фенотипу можно определить, какие гены содержит данная особь? Приведите пример.

Ответ: Не всегда. Рецессивный признак всегда проявляется только в гомозиготном состоянии, т.е. аа. А доминантный признак может проявляться у особей с гомозиготным или гетерозиготным генотипом, т.е.АА или Аа.

7.Можно ли установить генотип особей, которые не различаются по фенотипу? Какой метод используют для этого?

Ответ: Да, можно установить. Для этого используют скрещивание исследуемой особи с рецессивной гомозиготойаа по исследуемому признаку, называемое анализирующим скрещиванием.

8.Какими особенностями характеризуется дигибридное скрещивание?

Ответ: Рассматривается наследование и производится точный количественный учёт потомства по двум парам альтернативных признаков.

9.Всегда ли справедлив закон независимого наследования, т.е. III закон Г. Менделя?

Ответ: Закон справедлив только в тех случаях, когда гены рассматриваемых признаков располагаются в разных негомологичных хромосомах.

Молодцы! С этим этапом работы вы справились.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с генетикой.

Вопрос классу: Что такое генетика?

III. Изучение нового материала. (22 мин.).

1. Томас Хант Морган

2. Эксперимент Т. Моргана

3. Сцепленное наследование

4. Закон Т. Моргана

5. Хромосомная теория Т. Моргана

6. Нарушение сцепленного наследования

7. Решение задачи.

Введение (5 мин.).

Генов, кодирующих различные признаки у любого организма очень много. Например, у человека приблизительно около 100 000 генов, а видов хромосом только 23.

Следовательно, в каждой хромосоме должно находиться много генов.

Такие гены называются сцепленными друг с другом, образуют группы сцепления – совокупность генов, локализованных в одной хромосоме и наследующихся совместно.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: А каковы же закономерности наследования генов, локализованных в одной хромосоме?

Ответ на этот вопрос мы узнаем в ходе изучения нашей новой темы. Сегодня мы будем говорить об особенностях сцепленного наследования, выясним, существуют ли случаи его нарушения.

Мы выяснили, что в каждой хромосоме может находиться множество генов.

Такие гены называются сцепленными друг с другом и образуют группу сцепления.

Число групп сцепления у данного вида организмов соответствует числу хромосом в гаплоидном наборе.

Так, у человека 46 хромосом в диплоидном наборе. Сколько групп сцепления будет?

Правильно , 23 группы сцепления, у дрозофилы 8 хромосом — 4 группы сцепления, у гороха 14 хромосом — 7 групп сцепления.

В 1910 г. Т. Морган и его сотрудники создали современную хромосомную теорию наследственности, сформулировали закон сцепленного наследования.

1. Томас Хант Морган (2 мин.).

Американский биолог, один из основоположников генетики.

Томас Морган и его ученики обосновали хромосомную теорию наследственности; установленные закономерности расположения генов в хромосомах способствовали выяснению цитологических механизмов законов Грегора Менделя и разработке генетических основ теории естественного отбора.

2. Эксперимент Т. Моргана (2 мин.).

Основным объектом, с которым работали Т. Морган и его ученики, была плодовая мушка Дрозофила. Проводилось дигибридное анализирующее скрещивание по двум признакам: длине крыльев и цвету тела. Данные опытов показали, что получается расщепление признаков 1:1 вместо ожидаемого - 1:1:1:1.

Такое отклонение от независимого распределения означает, что гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно.

Рассмотреть слайд 17. Дать пояснения.

3. Сцепленное наследование (2 мин.).

Записать в рабочею тетрадь определения.

Явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме, называется сцепленным наследованием, а локализация генов в одной хромосомесцеплением генов.

Таким образом, третий закон Менделя применим лишь к наследованию аллельных пар, находящихся в негомологичных хромосомах.

4. Закон Т. Моргана (2 мин.).

В ходе этих исследований было также доказано, что каждый ген имеет в хромосоме своё строго определённое место - локус. В последствии, эта особенность расположения генов будет практически использована для составления генетических карт.

Однако в экспериментах Моргана выяснилось, что среди гибридов первого поколения при проводимых скрещиваниях, появлялся небольшой процент мушек с перекомбинацией признаков, находящихся в одной хромосоме, т.е. нарушение сцепленного наследования.

5. Хромосомная теория Т. Моргана (4 мин.).

Постепенные исключения из 3 закона Менделя привело к образованию хромосомной теории Т. Моргана:

· Гены расположены в хромосомах в линейном порядке.

· Все гены, расположенные в одной паре гомологичных хромосом образуют группу сцепления и наследуются преимущественно вместе. Число групп сцепления обычно равно гаплоидному набору хромосом.

· Полное сцепление нарушается кроссинговером.

Таким образом, закон Моргана гласит: Гены, расположенные в одной хромосоме, называются сцепленными и наследуются вместе.

6. Нарушение сцепленного наследования (5 мин.).

Однако в экспериментах Моргана выяснилось, что среди гибридов первого поколения при проводимых скрещиваниях, появлялся небольшой процент мушек с перекомбинацией признаков, находящихся в одной хромосоме, т.е. нарушение сцепленного наследования.

Вспомним мейоз. Во время профазы первого деления мейоза гомологичные хромосомы могут разрываться в месте контакта и обмениваться аллельными генами. Это явление получило название – перекреста или кроссинговера.

Рассмотреть понятие кроссинговера

В результате образуются не 2 группы фенотипов, а 4, как при свободном комбинировании генов. Кроссинговера нет у самцов дрозофилы, у тутового шелкопряда.

Т. Морган утверждал, что % кроссинговера отражает расстояние между генами: чем больше его величина, тем больше расстояние между генами, потому что силы сцепления между генами невелики. На этом основано составление генетических карт хромосом. Первые карты хромосом были построены в 1913 г. для классического экспериментального объекта плодовой мушки Drosophila melanogaster Альфредом Стёртевантом , учеником и сотрудником Томаса Ханта Моргана .

Таким образом, сцепление генов может быть полным и неполным. Причина нарушения сцепления — кроссинговер, т. е. перекрест хромосом в профазе I мейотического деления. Кроссинговер — важный источник комбинативной генетической изменчивости.

Теперь мы можем ответить на ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: А каковы же закономерности наследования генов, локализованных в одной хромосоме?

IV. Закрепление полученных знаний. (8 мин.).

По ходу урока закрепляем полученную информацию через выполнение задачи по генетике (8 мин.):

Решение задачи (Приложено к конспекту урока).

V. Подведение итогов. Рефлексия. (1 мин.).

Ребята, Вы молодцы! Очень хорошо поработали. Что Вы узнали нового на уроке? Что Вам понравилось? Какое у Вас настроение?

За активную работу в классе, решение задач получают 5…..4…..(с комментариями), мало отвечали (фамилии).

VI. Домашнее задание (2 мин.).

§38. Ответить на вопросы после параграфа (устно).

ПРИЛОЖЕНИЕ К КОНСПЕКТУ УРОКА по биологии.

§38. Сцепленное наследование генов.

У кукурузы признаки желтых проростков, определяемых геном gl, и блестящих листьев — st, наследуются сцепленно и являются рецессивными по отношению к признакам зеленых проростков и матовых листьев.

От скрещивания гомозиготных растений кукурузы, имеющих желтые проростки и блестящие листья, с растениями, имеющими зеленые проростки и матовые листья, получили 124 гибрида F1.

От скрещивания растений F1 с линией-анализа-тором получили 726 растений F1, в том числе 310 с признаками доминантной родительской формы, 287 — рецессивной родительской формы,

129 — кроссоверных по данным генам.

hello_html_m4b55ffc3.jpg

hello_html_mc2b1601.jpg

hello_html_mfa19fd4.jpg
hello_html_2f5958fc.jpg

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

А - серое тело, а - черное тело
B - нормальные крылья, b - укороченные крылья

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

А — серое тело, а — черное тело
B — нормальные крылья, b — укороченные крылья

ab
G AB ab
ab
F1 AB

ab
серое
норм. черное.
укороч.

Если кроссинговер не происходит, то у дигетерозиготного родителя образуется только два вида гамет (полное сцепление).

помогите ещё одну решить задачу

Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

А — гладкие семена, а — морщинистые семена
B — наличие усиков, b — без усиков

P AB

ab x ab

ab G AB ab ab F1 AB

ab x ab

ab гладкие
семена,
усы морщинист.
семена,
без усов 50% : 50%


Если кроссинговер не происходит, то у дигетерозиготного родителя образуется только два вида гамет (полное сцепление).

Если при анализирующем скрещивании всё потомство получилось одинаковым, значит анализируемый организм был доминантной гомозиготой (закон единообразия).

P bv

bv x BV

BV G bv BV F1 BV

bv x BV

bv G BV BV bv bv F2 BV

BV BV

bv BV

bv bv

bv норм.
норм. норм.
норм. норм.
норм. укороч.
зачат.


Во втором скрещивании проявляется закон сцепленного наследования, поскольку у организма BV/bv образуется только два вида гамет BV и bv, а гаметы Bv и bV не образуются.

Александр вы так хорошо решаете задачи! спасибо

При скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветов и усами с растением с бледной окраской цветков и без усов (гены сцеплены) в F1 все растения были с яркими цветками и усами. При скрещивании между собой гибридов F1 были получены растения: с яркими цветками и усами, бледными цветками и без усов. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление двух фенотипических групп особей в F2.

В F1 все потомство получилось одинаковым. Следовательно, скрещивали двух гомозигот, проявившиеся в F1 признаки являются доминантными.


А — яркие цветки, a — бледные цветки
B — усы, b — без усов.

P AB

AB x ab

ab G AB ab F1 AB

ab яркие
усы AB

ab x AB

ab G AB AB ab ab F2 AB

AB AB

ab AB

ab ab

ab яркие цветки
усы бледные цветки.
без усов


В первом скрещивании проявился закон единообразия, во втором – закон сцепления. Две (а не четыре) фенотипические группы появились из-за сцепления генов.

При скрещивании самок мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (доминантные признаки) с самцами с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) в потомстве были обнаружены не только особи с серым телом, нормальными крыльями и черным телом, укороченными крыльями, но и небольшое число особей с серым телом, укороченными крыльями и черным телом, нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены. Составьте схему скрещивания. Объясните полученные результаты.

А — серое тело, а — черное тело
B — нормальные крылья, b — укороченные крылья

P AB

ab x ab

ab нормальные
гаметы AB ab ab рекомбинантные
гаметы Ab aB F1 AB

ab ab

ab Ab

ab aB

ab серое
норм. черное.
укороч. серое
укороч. черное
норм.


Небольшое количество особей с серым телом, укороченными крыльями и черным телом, нормальными крыльями объясняется тем, что они возникли из яйцеклеток, в которых произошла рекомбинация из-за кроссинговера.

При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зернами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зерна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родитетелй и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп во втором скрещивании.

Поскольку в первом поколении получилось единообразие (первый закон Менделя), следовательно, скрещитвали гомозигот, в F1 получилась дигетерозигота, несущая доминантные признаки.


А — гладкие зерна, а — морщинистые зерна.
B — окрашенные зерна, b — неокрашенные зерна.


Анализирующее скрещивание – это скрещивание с рецессивной гомозиготой. Поскольку во втором поколении получилось неравная численность фенотипических групп, следовательно, имело место сцепленное наследование. Те фенотпические группы, которые представлены в большом количестве, получены из нормальных гамет со сцепленными генами, а группы, представленные в малом количестве – из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе.

P AB

AB x ab

ab G AB ab F1 AB

ab гладкие
окрашен. AB

ab x ab

ab G нормальные гаметы
со сцеплением, много AB ab ab рекомбинантные гаметы
с нарушенным
сцеплением, мало Ab aB F2 AB

ab ab

ab Ab

ab aB

ab гладкие
окрашенные,
много (1200) морщинист.
неокрашен.,
много (1215) гладкие
неокрашен.,
мало (309) морщинист.
окрашен.,
мало (315)


Формирование четырех фенотипических групп проихошло из-за кроссинговера, которые привел к частичному нарушению сцепления.

По такому типу осуществляется, например, наследование групп крови системы АВ0. Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (точнее, локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях (J A , J B или j 0 ). Генотипы и фенотипы лиц с разными группами крови приведены в таблице 1.

Таблица 1. Наследование групп крови системы АB0

Группа Генотип I (0) j 0 j 0 II (A) J A J A , J A J 0 III (B) J B J B , J B J 0 IV (AB) J A J B

Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из его родителей несет ген j0.
Генотип его сестры – JAJB, значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип – JAj0 (II группа), а другой родитель имеет ген JB, и его генотип JBj0 (III группа крови).
Ответ
У родителей II и III группы крови.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Гены окраски шерсти кошки находятся в Х – хромосоме. Черная окраска шерсти – доминантный ген, рыжая – рецессивный ген. Гетерозиготные особи имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один – черный котенок. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей и потомства.

2.Учеловека ген мелковьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелковьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.

3. Потомство лошадей белой и гнедой мастей всегда имеет золотисто-желтую окраску. У двух золотисто-желтых лошадей появляются жеребята: белый и гнедой. Рассчитайте, какова была вероятность появления таких жеребят, если известно, что белая масть определяется доминантным геном неполного доминирования, а гнедая–рецессивным геном. Будут ли среди потомства этих лошадей золотисто-желтые жеребята? Какова вероятность появления таких жеребят?

4. У женщины, страдающей сахарным диабетом, (у ее родителей углеводный обмен не был нарушен), резус-положительной (ее мать также резус-положительная, тогда как отец–резус-отрицательный), и мужчины, не имеющего сахарного диабета, (у его матери был ярко выраженный сахарный диабет), резус-положительного(его отец был резус-отрицательным), родился ребенок: резус-отрицательный, страдающий сахарным диабетом уже с детства. Какие шансы были у ребенка появиться именно таким, если учесть всю имеющуюся в нашем распоряжении информацию о близких и дальних родственниках этого ребенка? Ген резус-положительности–доминантный ген (как и ген, контролирующий нормальный углеводный обмен).

5. От брака мужчины, у которого нет рахита, устойчивого к лечению витамином D, и женщины, страдающей этим заболеванием, рождается здоровая, как и ее отец, девочка. Может ли данная семья быть абсолютно уверенной в том, что и все последующие дети, родившиеся в этой семье, будут такими же здоровыми, как и эта девочка? Известно, что ген, ответственный за развитие этой болезни, –доминантный ген полного доминирования, локализованный вX-хромосоме.

6. У дрозофилы доминантные гены, контролирующие серую окраску тела и развитие щетинок, локализованы в одной хромосоме. Рецессивные аллели этих генов, обусловливающие чёрную окраску тела и отсутствие щетинок, находятся в другой, гомологичной хромосоме. Какое по генотипам и фенотипам потомство и в каком процентном соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной серой самки, имеющей развитые щетинки,

с чёрным самцом, не имеющим щетинок, при условии, что у самки 38 % гамет были кроссоверными?

8. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы родителей, детей второго (1, 2), и четвертого (1,4) поколений.

Читайте также: