Кожица лука под микроскопом описание

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 21.09.2024

В 30-ые годы 19 века впервые была сформулирована клеточная теория, тезисы которой утверждали, что все живое на Земле состоит из клеток. В дальнейшем, теория получила подтверждение и повсеместное распространение. Клетка – это структурная единица организации, как растений, так и животных. И растительная клетка, и животная клетка, под микроскопом, имеют сходное строение. Обе покрыты тонкой пластичной цитоплазматической мембраной, находящейся в постоянном движении. Мембрана является барьером для желеобразного содержимого клетки – цитоплазмы, в ней, в большом количестве, расположены разнообразные органоиды. Клетка лука под микроскопом имеет плотную прозрачную оболочку, в которой местами есть более тонкие участки – поры. Обратите внимание на то, что за счет плотной клеточной стенки, окружающей мембрану, форма клетки лука, под микроскопом, выглядит более правильно. У животной клетки такие стенки, как правило, отсутствуют. В клетке лука под микроскопом хорошо видно ядро - другая важнейшая часть клетки. Благодаря материальному носителю наследуемой информации – ДНК, которая находится в ядре клетки, она растет и размножается.

Итак, можно сказать: что цитоплазма, цитоплазматическая мембрана и ядро являются тремя важнейшими составляющими любой клетки.

Клетки вытянутые, имеют крупное ядро, заполнены цитоплазмой-клеточным веществом и оганичены мембраной, Имеют одинаковое строение

Если рассматривать микропрепарат кожицы лука под микроскопом, то можно увидеть, что она представляет собой видоизмененный эпидермис листа. Так как луковица растет в темных местах, где нет доступа света, в ее клетках нет хлоропластов. Заменой хлоропластам служат лейкопласты – прозрачные пластиды. Сама луковица является видоизмененным побегом, имеющим уплощенное донце (стебель) и толстые сочные чешуи (листья).

При микроскопии хорошо различимы особенности строения кожицы лука. Ее клетки имеют удлиненную форму, некоторые из них кажутся прямоугольными. Четко очерчены границы клеток, образованные плотными бесцветными оболочками, обеспечивающими постоянство формы клеток. Благодаря особенностям строения клеточных оболочек, осуществляется транспорт воды с растворенными минеральными и органическими веществами. Так как большую часть внутреннего простанства клеток заполняет крупная центральная вакуоль, заполненная клеточным соком, клетки при микроскопии выглядят бесцветными. Вакуоль представляет собой резервуар для воды и питательных веществ в клетке кожицы чешуи лука. Кроме запаса питательных веществ, вакуоль включает растворы минеральных солей и органических кислот, пигменты и другие продукты обмена веществ клетки растения. Ядро и цитоплазма клетки оттеснены к периферии крупной вакуолью, вследствие чего цитоплазма оказывается разделенной на отдельные участки. Такие тяжи цитоплазмы определяются при большом увеличении под цифровым микроскопом как узкие полосы, расходящиеся радиально от ядра к периферии. Характерна зернистая структурированность тяжей цитоплазмы, что объясняется наличием различных органелл в ней. Поэтому клетки кожицы лука имеют своеобразный рисунок при микроскопии.

В ходе лабораторного опыта можно изучить явление плазмолиза в клетках кожицы лука с целью понять суть одного из главных свойств мембраны клетки – ее полупроницаемости. Для этого после приготовления препарата кожицы лука наносят на него раствор поваренной соли (гипертонический раствор физиологически безопасного соединения). Это действие провоцирует начало плазмолиза. Плазмолиз представляет собой отделение от плотной клеточной оболочки прилегающего слоя цитоплазмы из-за потери ею воды. Эта реакция характеризуется обратимостью. Деплазмолиз – это увеличение объема цитоплазмы до начального значения. Но если плазмолиз длительный и глубокий, то деплазмолиз не осуществляется из-за нарушения проницаемости мембраны клетки. В ходе плазмолиза вначале трансформации подвергаются крайние клетки препарата кожицы лука, затем вовлекаются остальные. При этом протопласты сжимаются и отделяются от стенок клеток кожицы лука. Причиной плазмолиза является диффузия воды через мембрану по направлению из области раствора с низкой концентрацией солей к участкам с более высокой. С целью произвести деплазмолиз заменяют гипертонический раствор соли на воду (гипотонический раствор).

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом
1 . Рассмотрите изображённую на рисунке 16 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

Рис. 16 . Приготовление препарата кожицы чешуи лука
2 . Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
3 . Пипеткой нанесите 1 — 2 капли воды на предметное стекло.
4 . При помощи пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком препаровальной иглы.
5 . Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке. Фильтровальной бумагой оттяните лишнюю воду.
6 . Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
7 . Окрасьте препарат раствором йода. Фильтровальной бумагой с противоположной стороны оттяните лишний раствор.
8 . Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
9 . Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
10 . Зарисуйте 2 — 3 клетки кожицы чешуи лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком (рис. 17 ).

11 . Подумайте, зачем препарат кожицы чешуи лука окрашивали раствором йода.

Решение

Рассмотрели приготовленный препарат при малом увеличении. Мы увидели такие части клетки, как:
1 . вакуоли
2 . поры
3 . ядро
4 . оболочка
5 . цитоплазма
6 . ядрышко

Рассмотрели препарат при большом увеличении.

1 . оболочка
2 . ядро
3 . вакуоль
4 . цитоплазма
5 . поры
Мы знаем, что кожица чешуи лука бесцветная и прозрачная. Чтобы рассмотреть ее строение через микроскоп и увидеть клетки, которые ее образуют, необходимо окрашивать изучаемый препарат раствором йода.
Вывод:
Растительный организм состоит из клеток, содержимое каждой из которых представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой. Чтобы более детально рассмотреть строение клеток через микроскоп, нужно окрасить препарат раствором йода. Таким образом, можно увидеть, что в цитоплазме располагается ядро с ядрышком. Также становятся видны и более тонкие участи на оболочке – поры, через которые происходит связь между соседними клетками.

Автор: Евдокимова Лариса Владимировна

Населенный пункт: Республика Крым, г. Севастополь

Биология, 5 класс Дата_________

Урок №______

Тема. Строение клеток кожицы чешуи лука .

УМК: Пасечник В.В.

Тип урока: формирование лабораторных умений и навыков; систематизация знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о клетке как о живой единице растительного мира.

Задачи:

- обучающие: изучить строение растительной клетки; рассмотреть особенности строения и функции органоидов растительной клетки;

-развивающие: сформировать умения работать с микроскопом, самостоятельно готовить микропрепараты; описывать ход лабораторной работы, делать биологические рисунки и формулировать выводы;

-воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность обучающихся через организацию групповой работы.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

Метапредметные: формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, извлекать информацию из собственных наблюдений.

Предметные: научиться наблюдать и описывать биологические объекты, вырабатывать умения пользоваться увеличительными приборами,формировать правила работы в кабинете биологии.

УУД:

Личностные:

1.Принятие социальной роли обучающегося.

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

2. Устанавливать причинно-следственные связи.

3.Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации о царстве Растения.

Основные понятия: царство Растения, клетка, органоиды клетки, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, пластиды, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, вакуоли, микроскоп, препарат, фотосинтез.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ресурсы

Учитель координирует размещение обучающихся по группам согласно вытянутых жетончиков.

Приветствует школьников, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку.

При входе в кабинет каждый учащийся вытаскивает из сундучка жетончик и размещается согласно жеребьёвке.

Приветствуют учителя , выполняют его рекомендации, проверяют готовность к уроку.

Жетончики с разными символами, сундучок

- На прошлых уроках мы познакомились с увеличительными приборами и правилами работы с ними, строением растительной клетки.

- Какие увеличительные приборы вы знаете?

- Когда, где и кем был сконструирован первый совершенный микроскоп, какое увеличение он давал?(Роберт Гук, 1665г., Антони ван Левенгук, конец 17в.- увеличение до 270 раз)

- Дома вы повторили правила работы с микроскопом, строение клетки, а теперь проверим, как усвоили этот материал.

Заходя в класс, каждый из вас вытянул жетончик. Вы объединились в группы, согласно жребию. Фактически из вас образовались три группы:

1. Инженеры.

2. Микробиологи.

3. Цитологи.

Инструкция по технике безопасности при проведении лабораторных работ

1. На столе не должно быть лишних….

2. Нельзя … по классу во время проведения работы, мешать работать другим, заслоняя… .

3. Нельзя резко…, т.к. на столах находятся ценные оптические приборы, которые могут при падении разбиться.

4. Аккуратно пользуйтесь острыми (…) и режущими (…, …) приборами.

5. Все действия производите над … .

6. После выполнения работы рабочее место… .

Пропущенные слова: препаровальная игла, предметное и покровное стёкла, убрать, скальпель, вещи, двигаться, вставать и ходить, поднос, свет.

Устройство микроскопа

Световой микроскоп состоит из трубки, или тубуса. В верхней части тубуса находится объектив. На нижнем конце тубуса находится окуляр. Тубус прикреплён к винтам и поднимается с помощью штатива. На штативе находится предметный столик, в центре которого отверстие, а под ним – зеркало.

Ключ :Световой микроскоп состоит из трубки, или тубуса. В верхней части тубуса находится окуляр. На нижнем конце тубуса находится объектив. Тубус прикреплён к штативу и поднимается с помощью винтов. На штативе находится предметный столик, в центре которого отверстие, а под ним – зеркало.

Гу к

Х л оропласты

Кл е точная оболочка

Ци т оплазма

Ми к роскоп

В а куоль

1. Ученый, открывший клетку.

2. Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения?

3. Защищает клетку от влияния окружающей среды.

4. Полужидкое содержимое клетки.

5. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

6. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.

вуют с учителем во время фронтального опроса, думают, рассуждают, логически выстраивают свой ответ.

Читайте также: