Конспект урока выращивание лука

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 21.09.2024

Цель: Научить сажать луковицы в землю.

Задачи:

Образовательные задачи:

- дать знание об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (почва, влага, тепло и свет);

- закреплять знания о луке, особенностях его внешнего строения;

- учить находить донце с корнями и верхушку;

- дать элементарные понятия о природных витаминах;

- формировать трудовые умения и навыки.

Развивающие задачи:

- развивать умения подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.

Воспитательные задачи:

- продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни;

- воспитывать бережное отношение к растениям, любознательность, аккуратность;

- воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Коррекционные задачи:

- развивать мышление, память, речь;

- развитие мелкой моторики пальцев.

Оборудование: луковицы, ящик с землёй, стаканчики, лопатки, лейка, палочки длиной 25 см.

Словарная работа: Донце, чешуйки, верхушка.

Ход мероприятия

I. Вводная часть.

1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.

(звучит музыка). (1 слайд)

В. Ребята, сегодня я получила посылку от моего дедушки. (2, 3 слайд) Хотите посмотреть, что там? Тогда давайте откроем.

II. Основная часть.

1.Введение в тему.

В. Отгадайте загадку.

Ох, и зол, хоть и мал!

В солнце стрелки выпускал.

Не попали в солнце стрелки

Угодили к нам в тарелки.

Если отгадали (тогда прослушайте 2 загадку, и мы узнаем, правильно вы оглодали или нет)

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

(4 слайд)

В. Молодцы, конечно, это лук (Достаёт из мешочка луковицу). (5, 6 слайд)

А почему в загадке говорится о том, что этот дед во сто шуб одет?

В. Луковица покрыта множеством слоёв тонкой кожицы. Когда верхняя кожица подсыхает, она становится ломкой, такую кожицу называют луковой шелухой. (7 слайд)

В.У лука есть защитная реакция, при раздевании он выделяет жгучее вещество, от которого слезятся глаза. (10 слайд)

Эти вещества называются фитонциды. Они убивают микробы, поэтому их полезно вдыхать. (слайд 11)

(Ответы детей) (слайд 12)

Да, лук помогает лечить людей. Лук очень полезный. Люди ещё давно знали, чтобы не болеть, нужно кушать лук. В луке содержится много полезных веществ - витаминов. У лука можно кушать, как и саму головку, так и его зелень.

В. А стихи про лук знаете?

Д. Читают стихи (см. приложение 1)

В. Молоды, много стихов знаете.

- А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы получить зеленый лук зимой или ранней весной, когда нет витаминов, когда погода способствует простудным заболеваниям? (показ стрелок лука) (Слайд 13)

В. Чтобы получить такие стрелки, надо лук прорастить. (14 слайд)

- Что нужно для роста растения? (Нужна земля, вода, свет и тепло.) (15,16, 17 слайд)

- Вы хотите, чтобы у нас в классе (игровой) вырос зелёный лук? (Да.)

- Давайте его посадим. Как вы думаете, что необходимо, чтобы посадить растение?

В. Да, нужна земля, вода и стаканчики, куда мы будем сажать. Давайте всё это принесём. (18 слайд)

Физминутка.

(19 слайд с муз.)

Посадили дружно лук (сели на корточки)

Мы в теплице нашей (тыкаем пальцем в пол)

Не по дням, а по часам

Ты всё больше, ты всё краше (встаем с корточек и тянем руки в верх)

К солнцу лук, тугие стрелы

Тянет к солнышку (их) умело (качаем руки в верху, и встаем на носочки)

Скоро будет урожай

Если хочешь собирай (собирают урожай)

Уточнение правил безопасности.

Во время занятия: (20 слайд)

- не брать лук и землю в рот;

- а так же не брать грязные пальцы в рот и не тереть ими глаза.

Практическая часть

(Дети приносят лейку с водой, стаканчики, лопатки.)

- А чтобы не запачкаться и не запачкать столы, что нужно сделать? (Надеть фартуки, застелить столы.) (21 слайд)

(Надевают фартуки, накрывают столы клеёнкой.) (22 слайд)

- Как вы думаете, что нужно сделать в самом начале посадки? (Ответы детей.)

- Да, насыпать земли в стаканчики.

- Посмотрите внимательно сюда, как это надо делать.

(В. Показывает. Дети насыпают землю в стаканчики.)

- Теперь в стаканчик с землей надо посадить лук.

- Как правильно посадить луковицу, какой частью надо сажать в землю? (Ответы детей.)

В. Да, лук надо сажать корешками вниз.

Дети рассматривают луковицы, сравнивают их и делают вывод.

(- Все луковицы в коричневых сухих чешуйках, твердые на ощупь, на донце луковицы старые корешки.)

В. Сделать углубление в земле при помощи палочки.

(В. Предлагает сделать углубление в земле. При этом все выбирают оптимальную глубину посадки.)

- Теперь посадим луковичку так, чтобы её верхняя часть выступала из земли, присыпать ее землей.

- Подумайте, что ещё необходимо сделать.

- Да, нужно полить луковицу.

(Дети поливают посаженную луковицу.)

В. предлагает выбрать для неё место. Ребята вместе с В. определяют оптимальный световой режим. Стаканчики с высаженным луком ставят на столик близко к окну, к свету. Убирают трудовое оборудование на место, моют руки, снимают фартуки. Воспитатель подзывает детей к себе.

В. Постарались вы на славу, а какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?

лука на перо в комнатных условиях. Узнать о его пользе.

Задачи: Расширить представление детей о луке, его свойствах, полезных

качествах, закрепить знание о строении луковицы.

Активизировать в речи слова: корень, луковица, посадить, почва.

Развивать мышление, память, речь детей, мелкую моторику рук,

трудовой навык в посадке лука.

Воспитывать аккуратность в работе.

Предварительная работа: рассматривание луковицы, иллюстраций, загадывание загадок, рассказ о луке и его свойствах, карточки-схемы алгоритма посадки растения.

Материал: луковицы, ящик, земля, лейки, лопаточки.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите какая красивая коробочка. Хотите узнать, что в ней находится?

Предлагаю вам отгадать загадку:

Очень горький – но полезный!

Защищает от болезней!

И микробам он не друг –

Потому что – это. (Лук)

Лук овощ, который растёт в огороде. С древних времён применяется как лекарственное растение. Его используют не только как продукт питания, но и как необходимое народное средство при лечении некоторых болезней – ангины, кашля, насморка. Мы с вами сейчас рассмотрим луковицу, которая покрыта множеством слоёв тонкой кожицы. Когда верхняя кожица подсыхает, она становится ломкой, её называют луковой шелухой.

Лук выделяет полезные вещества, которые щиплют глазки и боятся их различные микробы и вирусы.

Мы сегодня будем сажать лук в землю и понаблюдаем, что же произойдёт с ним через несколько дней.

Кто знает, что вырастет из лука? (ответы детей)

(Длинные зелёные листики. А правильнее сказать – пёрышки. Все основные витамины скапливаются именно в пёрышках лука, поэтому очень важно употреблять в пищу зелёный лук.)

Рассмотреть с детьми проросшую луковицу, где дети рассмотрят росток и корешки.

Дети, давайте все вместе вспомним, какие условия для роста лука необходимы? (ответы детей)

Воспитатель: Это – свет, тепло, почва, вода.

Сначала мы с вами заполним контейнер землёй (дети помогают с помощью лопаточек).

Как правильно посадить луковицу, какой частью нужно сажать в землю? (ответы детей)

Воспитатель: Той частью луковицы, где расположены корешки.

(Предложить детям, каждому взять по одной луковице.)

Воспитатель: Теперь посадим луковичку так, чтобы её верхняя часть выступала из земли. Подумайте, что ещё необходимо сделать. (ответы детей)

Воспитатель: Конечно, нужно полить наш с вами лук (дети по очереди поливают лук). Поставим контейнер с посаженным луком на подоконник и будем ухаживать, и наблюдать за его ростом.

Цель: Создать условия для обучения посадке и выращиванию зеленого лука.

1. Создать условия для развития связной устной речи при работе с технологическими картами. Работа над обогащением словарного запаса.

2. Создать условия для развития произвольного внимания, устойчивости внимания, наблюдательности.

4. Создать условия для развития мелкой моторики при выполнении практической работы.

1)Создать условия для ознакомления с полезными свойствами лука.

2) Создать условия для подбора луковиц одинаковых по размеру.

3)Создать условия для обрезки шейки луковицы на заданную величину.

4) Создать условия для высаживания луковицы на определенном расстоянии друг от друга и на заданную глубину.

1) Создать условия для воспитания аккуратности, трудолюбия.

2) Создать условия для бережного отношения к природе и к окружающему миру.

Оборудование: Ёмкость с почвой, лук, лейка с водой, картинка-изображение лука, технологические карты, доска для разделки, пластиковые ножи, резиновые перчатки, емкости для посадки.

Беседа. Вопрос учащимся, что они знают про лук.

Лук-универсальный овощ, можно употреблять в пищу и луковицу, и зелень. В луке очень много полезных веществ и витамина С. А также в луке есть особые вещества, которые убивают болезнетворные микробы, поэтому лук надо кушать как можно чаще, особенно в холодное время года, когда люди болеют простудными заболеваниями.

Можно на терке натереть луковицу, положить натертый лук на тарелку и подышать открытым ртом над натертым луком. Так очень быстро можно вылечить ангину.

Как вкусовой овощ лук незаменим. Он придает пище особый острый вкус и этим способствует лучшему усвоению пищи (спрашиваю, в какие блюда можно добавлять лук). А еще из луковой шелухи можно сделать краску и покрасить яйца к Пасхе, после покраски получается красивый коричневый цвет.

Техника безопасности. Провожу инструктаж.

Изучение технологических карт.

Посадка лука на зелень. Сильные учащиеся выполняют работу самостоятельно, остальные вместе с педагогом.

Итог занятия. Закрепление материала. Повторение последовательности по разрезным технологическим картам.

Он никогда и никого не обижал на свете

Чего же плачут от него и взрослые и дети.

Описание игры: предложенные картинки разложить на две группы (фрукты и овощи). Назвать каждый овощ и фрукт и назвать группу обобщающим словом.

Технологическая карта по выращиванию зеленого лука.

- подготовить луковицы одинаковые по размеру

-обрезать шейку у луковицы по плечики

-взять невысокие ящики с отверстиями в дне и заполнить их почвой

-высадить луковицы в землю на небольшом расстоянии друг от друга, слегка вдавливая их в почву

Автор: Анкилова Татьяна Геннадьевна

Населенный пункт: Ульяновская область, р.п. Майна

Познакомить детей с правилами посадки лука.

Развивать трудовые навыки детей: подготавливать инструменты, рабочее место и умение убирать за собой.

  1. Учить детей сажать лук в землю, настраивать их на длительное наблюдение.
  2. Познакомить детей с условиями, необходимыми для роста растений, и строением луковицы.
  3. Закреплять знания детей о полезных и вредных продуктах.
  4. Воспитывать потребность в употреблении в пищу полезных продуктов.

1) работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями (полив, пересадка, рыхление, орошение);

2) беседы с детьми о пользе овощей и фруктов, о правильном питании людей;

5) отгадывание загадок;

6) чтение стихов и художественной литературы; знакомство СС пословицами и поговорками;

7) беседы по развивающим картинкам;

луковицы по числу детей и для воспитателя, ящики с землёй, лейки, фартуки для работы, палочки для рыхления почвы, совки и веники.

  • работа: корень, луковица, посадить, углубления, усилия, стрелка, луковые чешуйки, верхушки, витамины.

Ход занятия.

- Сегодня у нас занятие по экологии. Какое сейчас у нас время года?

- Назовите приметы зимы.

- На улице холодно. Идет снег. Дует сильный холодный ветер. Деревья стоят голые. На улице рано темнеет. Люди одеты в тёплую одежду.

- Какие праздники мы недавно с вами праздновали в январе? (Новый год, Рождество)

-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости!

- Петрушка, почему ты такой грустный?

Петрушка: - Мы с друзьями тоже праздновали зимние праздники. Во время праздников было весело: я ходил в гости, много смотрел телевизор, играл в компьютере и планшете. А сколько всякой вкуснятины я съел в праздники: конфет, чипсов, шоколада, пирожных и мороженого. А сколько я выпил моей любимой газированной воды! Ещё я все праздники отдыхал, лёжа на диване, валялся на ковре. Но вот сегодня я заболел. Почему? Ведь я так хорошо отдохнул в выходные?

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Петрушке разобраться в причинах его болезни. Что необходимо делать для того, чтобы быть здоровым?

Дети: - Закаляться.

Петрушка: - Это как закаляться?

Дети: - Делать зарядку. Много гулять на свежем воздухе: играть в снежки, строить снеговиков, кататься на лыжах, санках, на коньках. Кататься с горки.

Воспитатель: - А ты, Петрушка, это делал?

Петрушка: - Нет!

Воспитатель: - Почему?

Петрушка: - На улице было очень холодно, да и зарядку делать совсем не хотелось. Мы с друзьями поздно ложились спать, и долго спали утром. В каникулы хотелось хорошо отдохнуть.

Воспитатель: - Ребята не боялись морозов и ходили гулять в любую погоду. Сейчас они тебе об этом расскажут (дети рассказывают о том, как катались на лыжах, коньках, играли в снежки, катались с горки, свои рассказы дети сопровождают показом фотографий).

Воспитатель: - А что дети ели в праздничные дни?

Дети: - В праздничные дни мы ели блюда из разных продуктов: из мяса, рыбы, овощей, фруктов, ели салаты, пили компоты, которые мама готовила сама.

Воспитатель: - Скажите Петрушке, для чего надо есть овощи и фрукты и пить компоты.

Дети:- В них много витаминов и они очень полезны. А компоты, которые готовит мама, без всяких вредных добавок и тоже полезные для детей.

Воспитатель: - Ребята правы, продукты есть полезные и вредные. Наши ребята многое о них знают. Сейчас мы с детьми поиграем в игру, и ты тоже узнаешь, какие продукты полезные, а какие вредные.

(Воспитатель показывает картинку с изображением полезных или вредных продуктов, а дети выполняют движения: полезные продукты – дети хлопают в ладоши, вредные – топают ногами).

Петрушка: - А я и не знал, что продукты бывают вредными. Я думал, что есть можно всё, что тебе хочется. Теперь я буду питаться только полезной пищей, и друзьям своим расскажу об этом.

Петрушка: - В моей корзине тоже есть полезные продукты.

Послушайте загадку: Очень горький и полезный!

Защитит от всех болезней!

И микробам он не друг –

Потому, что это – (лук).

Петрушка: - Лук, это овощ или фрукт? Какие овощи вы ещё знаете? Назовите их. У меня в корзине много лука, я знаю, что его некоторые любят. Но как можно его есть, ведь он такой горький, и глазки щиплет (показывает детям лук).

Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем Петрушке о пользе лука.

(дети читают стихи про лук)

  1. Когда людей сразит недуг,
    Все вспоминают:- Где же лук?
    Я выгоняю хворь и боль,
    Средь овощей и я не ноль.
  2. У меня есть друг,
    Он от семи недуг!
    Это вкусный и полезный
    Желто-золотистый лук!
  3. Лук в саду и в огороде,
    Да при всем честном народе,
    Развивается, растёт.
    От болезней нас спасёт.
  1. Говорят, я горький,
    Говорят, я сладкий.
    Стрелочкой зел ѐ ной.
    Я расту на грядке.
    Я полезный самый,
    В том даю я слово.
    Ешьте меня всяким –
    Будете здоровы .

Лук спасёт от всех болезней!

6. Лук – от семи недуг!

Воспитатель: - Вот видишь, Петрушка, какой лук полезный. Ребята тоже любят лук.

Петрушка: - Я теперь тоже знаю много хорошего про лук, и расскажу это своим друзьям.

Воспитатель: - Но лук бывает разный: репчатый, который у тебя в корзинке, и зелёный, вот такой (показываю зелёный лук). Наши детки даже знают, как из репчатого лука сделать зелёный. Ведь они чуть-чуть волшебники.

Петрушка: - Правда? А они меня научат? Можно вырастить зелёный лук в группе, а потом подарить его мамам, чтобы они сделали из него вкусный и полезный салат.

Воспитатель: - Ребята, научим Петрушку выращивать из репчатого лука зелёный? (да).

Воспитатель: - Мы сегодня будем сажать лук. Кто знает, что вырастет из луковицы?

Дети: - Росток.

Воспитатель: - Правильно, а ещё эти ростки называют пёрышками или стрелками, потому, что они похожи на стрелы (показ).

Воспитатель: - Какого цвета росток? (зелёного).

- Росток находится на верхушке лука. А ещё у лука есть корешки, они вырастают внизу луковицы, их очень много и похожи они на маленькие ниточки (дети рассматривают луковицу, находят у луковицы, низ, верхушку,

Воспитатель: - Петрушка, что ты делаешь? (сажаю лук на стул)

Какой ты, Петрушка, непоседа! Ребята, давайте расскажем Петрушке, что надо делать дальше. Что необходимо, чтобы растение росло?

Дети: - Для того, чтобы растение росло нужна почва, вода, тепло и свет. Посмотри, Петрушка, как это будут делать наши дети.

Практическая часть.

Подготовка к работе.

Воспитатель: - Как мы должны подготовить своё рабочее место?

Дети: - Надеть фартуки, приготовить контейнеры с землёй, лук для посадки, лейки с водой для полива. Дети надевают фартучки, заворачивают рукава.

Воспитатель: - Не забываем о том, что работаем аккуратно: землю не просыпаем, воду не проливаем.

Дети приступают к работе, Петрушка вместе с ними.

Воспитатель: - Почва для посадки должна быть мягкой и влажной. Найдите, откуда у луковицы будут расти корешки, это нижняя часть, и сажайте её в землю. Вот так (показ воспитателя). Луковицу сильно не вдавливайте в землю. Если земля твёрдая, взрыхлите её специальной лопаточкой.

Дети сажают лук в землю, Петрушка трудится вместе с ними.

Воспитатель: - Мы посадили лук в землю. Что ещё надо для того, чтобы лук рос?

Дети: - Чтобы растение росло, ему необходима вода.

Воспитатель: - Правильно. Польем лук из лейки. Кто нам расскажет, и покажет, как надо правильно поливать лук.

Ребёнок: - Вода для полива должна быть комнатной температуры. Поливать надо осторожно, не заливая растение и не проливая воду на стол. Если воду пролили, то стол надо протереть специальной тряпочкой, чтобы было чисто (дети вместе с Петрушкой поливают лук).

Воспитатель: - Как вы думаете, где надо поставить в группе контейнеры с луком, чтобы он лучше рос? И почему?

Дети: - На подоконнике, там солнышко, и луку будет светло и тепло (ставим контейнеры с луком на подоконник)

Воспитатель: - Посмотрите, у нас получился настоящий огород на подоконнике. Главное, поливать лук по мере высыхания земли.

- После работы нам надо навести порядок в группе, всё убрать на свои места (дети протирают столы, сметают просыпанную землю, моют руки).

Воспитатель: - Послушайте, к нам кто-то стучит в дверь. Давайте посмотрим, кто это (в группу входит Чипполино).

Чипполино: - Здравствуйте, дети и взрослые! Мне сказали, что вы в группе посадили лук. Я очень рад, что вы любите лук! Ведь кто его ест, тот растёт здоровым, и не болеет.

- Я хочу предложить вам игру. Назовите блюда, в которых есть лук.

(Дети называют знакомые им блюда: суп, щи, борщ, салат, гуляш, котлеты, голубцы, и другие).

Чипполино: - Я горжусь вами, вы настоящие молодцы, и в подарок спою вам песенку про лук.

Песенка про лук.

Муз. Н. Лукониной Сл. Л. Чадовой

Растолстел и подобрел.

Вы меня, друзья не злите,

Если плакать не хотите.

Припев: В золотой одёжке,

Ни одной застёжки.

Я целитель, врач и друг,

Излечу любой недуг.

Дети вместе с Чипполино водят под музыку хоровод.

Петрушка: - Спасибо, ребята, вы рассказали мне много интересного и полезного. Теперь я знаю, что надо делать, чтобы быть здоровым, и буду стараться не болеть.

Итог занятия.

- О чём мы говорили сегодня на занятии? Что мы с вами делали на занятии?

Список литературы:

Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.:Москва-Синтез, 2002г.

Цель:
1. Знакомить детей с процессом посадки лука.
2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе.
3. Дать элементарные понятия о природных витаминах.
4. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Программные задачи:
1. Закрепить знания о строении лука, об условиях, необходимых для роста растения;
2. Закрепить знания цвета, формы предмета и уметь определять по его признакам;
3. Научить детей посадке луковиц;
4.Привить любовь к труду.
Материал к занятию: горшочки с рыхлой землёй, лейки с водой.

Дети садятся на стульчики вокруг стола.
Воспитатель загадывает загадки:
"Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает"(лук)
"Ох, и зол, хоть и мал!
В солнце стрелки выпускал.
Не попали в солнце стрелки
Угодили к нам в тарелки. " (лук)
А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы получить зелёный лук? (ответы детей)
Правильно, лук надо прорастить.
Что необходимо для роста растения? (ответы детей)
Для этого нужно: земля, вода, свет, тепло.
Вы хотите, чтобы у нас в группе вырос зеленый лук? (ответы детей)
Посмотрите внимательно сюда, как это надо делать. В пластиковый контейнер с землёй надо посадить лук. Как правильно посадить луковицу?
- Сделать углубление в земле при помощи палочки, посадить лук, присыпать её землей, чтобы верхняя часть выступала, затем полить.
Дети рассматривают луковицы, сравнивают их и делают вывод
Все луковицы в коричневых сухих чешуйках, твёрдые на ощупь, на донце луковицы старые корешки. Такой лук называют репчатый.
А как правильно посадить луковицу, какой частью надо сажать её в землю? (дети делают углубление в земле, сажают луковицу так, чтобы её верхняя часть выступала из земли) .




Что ещё нужно сделать? (надо полить, дети по очереди поливают)
Предложено несколько вариантов посадки лука:в пластиковый контейнер с землёй, в стаканчик с ватой и стаканчик с водой.

Читайте также: