Яблочный спас носов описание яблок

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 24.09.2024

Рассказ о том, как много добрых, пожилых, одиноких и нуждающихся в сочувствии, заботе, людей вокруг, в том числе, забытых, незаметных героях, как бабулька Лукьяновна. Никому нет до нее дела, а она и не ропщет, привыкла сама справляться. Фронтовичка, труженица, в одиночку вырастила дочь, пережила много горя, выживает, как может. Осталась бескорыстной.

владимир филиппов Искусственный Интеллект (135568) Карина Чегодаева, А неужели из 30-ти предложений трудно выбрать 5-10 для ответа? Для этого даже мозгов не надо.

2 Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого человека, его нравственные истоки, отношение к природе и ко всему бытию Е.Носов

3 Композиция рассказа Покупка автором в Спасов день яблок Две истории из жизни Евдокии Лукьяновны Композиция рассказа Покупка автором в Спасов день яблок Две истории из жизни Евдокии Лукьяновны Рассказ о порушенной деревне и судьбе героини Завязка – порушенный мост через реку Завязка – порушенный мост через реку Развитие действия Развитие действия Приезд Серафимы Приезд Серафимы Продажа дома Продажа дома Пожар Пожар Смерть дочери Смерть дочери Развязка Развязка Полное одиночество Полное одиночество Прошлое Прошлое бабы Пули бабы Пули Завязка – фотография на стене Завязка – фотография на стене Развитие действия Развитие действия Курсы снайперов в Казани Курсы снайперов в Казани Фронт Фронт Ранение Ранение Драматическая история женщины – снайпера Драматическая история женщины – снайпера Развязка Развязка Полное одиночество Полное одиночество

5 Диалоги Диалоги Монолог без всякого пафоса без всякого пафоса выполнение долга выполнение долга самопожертвование, выдержка, терпение, сила самопожертвование, выдержка, терпение, сила П о б е д а

10 Толковый словарик Авоська – сумка для ношения продуктов, мелких вещей, сплетенная в виде мелкой сети из шнурков или нитей. Глыбко (разг.) – находящийся на большой глубине. Камилавка – головной убор, почетная награда православных священников. Кисея – прозрачная тонкая ткань. Оказия (разг.) - редкий, необычный случай. Окроплять – то же, что и кропить – слегка обрызгивать. Пажить (устар.) – луг, пастбище, на котором пасется скот. Паперть – крыльцо, площадка перед входом в церковь. Пономарь – низший служитель при христианской церкви. Порожний (прост.) – то же, что и пустой. Поскондыбала (диал.) - побрела, тяжело переступая ногами. Починок (разг.) – начинание, инициатива. Приступ к какому- либо делу. Твердь (стар.) – твердая основа, опора чего-нибудь.

13 Основная идея рассказа Смысл названия Возврат к Святой Руси, Преображению жизни Да любите друг друга, как я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы мои ученики Ев. от Иоанна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Совершенствование навыков идейно-художественного анализа произведения малой эпической формы.

На основе идейно-художественного анализа произведения у учащихся формируется чувство глубокого уважения к памяти прошлого нашей страны и к старшего поколения; воспитываются нравственные качества: доброта, внимание, милосердие. Знакомство с данным произведением способствует воспитанию личности, кульиуре общения, раскрываются креативные способности, умения творчески интерпретировать текст.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Мичуринска Тамбовской области

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

учитель русского языка и литературы

Черепанова Надежда Васильевна

(1 квалификационная категория)

План-конспект урока литературы в 10в классе

Цель: совершенствование навыков идейно-художественного анализа произведения малой эпической формы

1)расширить знания учащихся о творчестве современного писателя Е.И.Носова;

2)раскрыть сущность нравственной силы человека; разобраться, почему рассказ так назван;

развивающие

1)развивать культуру общения, монологическую речь учащихся, креативные способности, умение творчески интерпретировать текст;

воспитывающие

1)формировать чувство глубокого уважения к памяти прошлого нашей страны и старшего поколения, воспитывать вечные нравственные качества: доброту, внимание, милосердие, душевную стойкость;

2)способствовать воспитанию личности, являющейся носителем идей сотрудничества и диалога;

метапредметные умения:

работа с текстом художественного произведения, аналитическая беседа, сопоставительный анализ, поиск ответа на проблемный вопрос, исследование

Оборудование:

текст рассказа, карточки-задания, аудиозапись, компьютер, слайдовая презентация, иллюстрации к рассказу, портрет писателя

Формы работы: индивидуальная

Методы обучения: наглядно-иллюстративный

Технологии: РКМ, интерактивные

Тип урока: комбинированный

1.Организационный момент.

Проверка присутствующих, их готовность к уроку.

2. Вступительное слово учителя.

Слайд 1. Портрет Е.Носова

Сегодня мы обратимся к прозе современного писателя Евгения Ивановича Носова.

- Рассказ вами прочитан, осмыслен, и я приглашаю вас к сотрудничеству: вместе поразмышлять над этим произведением.

- Определим тему нашего урока.

Сформулировать её вам помогут наши рабочие материалы.

Вопросы и задания

Выбрать вариант, в котором передана главная информация, и обосновать свой ответ

О чём этот рассказ?

* о судьбе женщины, которая торговала яблоками;

* о судьбе женщины, которая была на войне

* о судьбе ветерана Великой Отечественной войны, бывшего снайпера, ныне пенсионерки, Евдокии Лукьяновны Кузиной, доживающей свой век в небольшом селе Малые Ухнали

* о судьбе женщины, совершившей подвиг

Какие проблемы поднимает автор?

(загрязнение окружающей среды, охрана природы, бережное к ней отношение)

(чести и долга, памяти и совести, милосердия и сострадания, доброты, нравственной силы человека, умения сохранить свою душу)

(взаимоотношения человека и общества, богатых и бедных)

Запишем тему урока: Слайд 3.

- Подберите творческое название темы урока.

Творческое название темы урока:

- Итак, какой будет цель нашего урока? Что мы должны выяснить в ходе анализа произведения? Слайд 4.

Цель: выяснить, в чём нравственная сила человека?

Значит, наши задачи таковы:

интерпретировать рассказ (истолкование, восприятие, оценка);

рассмотреть образ главной героини;

выявить мастерство писателя (язык произведения, художественные приёмы)

понять нравственный смысл названия рассказа.

- Для того чтобы полно, глубоко воспринимать литературное произведение, необходимо понимать каждый его элемент, его идейную роль.

Переходим к работе по тексту произведения.

1) Какова история создания рассказа?

Рассказ написан в 1995 году, а напечатан в роман-газете в 1997 году.

1995 – 1945= 50, значит, к 50-летию Победы.

2) Жанр произведения – рассказ. Докажите.

малая эпическая форма художественной литературы, небольшое по объёму произведение, повествующее об одном эпизоде, событии из жизни героя;

большую роль играют образы-символы;

психологизм: важно не столько отразить душевный процесс во всей полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героев в данный момент;

в композиции рассказа важна концовка

3) От чьего имени ведётся повествование? Какое это имеет значение?

Повествование ведётся от 1-го лица.

Это позволяет писателю создать достоверный рассказ о героине.

4) Какова особенность композиции? Повествование ведётся только от лица автора?

Нет, повествование ведётся от лица автора и от лица героини.

Она рассказывает историю своей жизни.

Значит, особенность композиции – рассказ в рассказе.

5)Что можно сказать о хронотопе рассказа? Какова его идейная роль?

Утро, август, село Малые Ухнали, церковная паперть, яблочный базарчик, речка.

Хронотоп помогает понять основную мысль произведения, авторскую позицию,

позволяет окунуться в эпоху, определённое время

Испокон века на Руси в конце лета (19 августа) чтили церковный праздник – Яблочный Спас. Однажды, когда Христос с учениками поднялся на высокую гору, явились ему древние пророки Моисей и Илия. Лицо учителя озарилось неземным светом, а одежды стали ослепительно белыми. Ученикам дано было созерцать внеземную славу Спасителя, их поразила перемена, произошедшая с Сыном человеческим. Этот день стали называть Преображением Господним; в Яблочный Спас русичи, окропляя плоды святой водой, благодарили Господа за щедрые дары.

7) Почему именно в Яблочный Спас происходит встреча автора рассказа с бабой Пулей?

Яблочный Спас – это Преображение Господне, и война приводит героиню рассказа к нравственному преображению.

8) Почему среди множества торговок у церковной паперти именно она привлекла внимание автора?

- Подтвердите текстом. Чтение.

- Какие слова выражают авторское отношение?

Маленькая, щупленькая бабулька

(Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов подчёркивает внимание автора к этой женщине)

- Каким термином в литературе мы называем мелкую значимую подробность?

Художественная деталь

- Какая художественная деталь позволяет понять, что именно у этой бабульки он купит яблоки?

«Никто не неволил меня покупать именно эти яблоки, рядом продавалось много свежих и крепких плодов. Но, глядя на её держащуюся руку, обтянутую сухой, ломкой кожей со вздутыми сизыми прожилками и узловатыми косточками пальцев, похожими на мелкие нитяные катушки, я решил, что сперва куплю у неё, и твёрдо спросил:

(Художественная деталь – это рука женщины старой, многое повидавшей, пережившей невзгоды и лишения)

Старушке – проявление внимания, доброго отношения, желания помочь

убогой торговельки – не приносящей дохода

9) С какой целью рассказчик напросился проводить бабу Пулю до дома?

Он почувствовал, что может услышать интересную историю. Писатель с первого взгляда догадался, что женщину такого возраста война не могла обойти стороной, что за неприглядной внешностью скрывается внутренняя красота, богатство души.

10) Какая деталь подтверждает, что эта женщина действительно была на войне? Что автор увидел в доме бабы Пули?

Фотография на стене, на которой изображены 3 девушки в военной форме.

11) Какую историю о войне поведала баба Пуля?

Она была снайпером.

12) Что до сих пор помнит баба Пуля? Что не забывается?

Учёба в школе снайперов

Военные испытания, фронтовые будни

Имена боевых подруг: Зина Крохина – убило через месяц на позиции;

Хабиби – пропала без вести;

Баба Пуля – Дуся, её ранило.

13) Какая художественная деталь подтверждает это? Что увидел автор с содроганием?

14) Почему Дуся пошла на фронт?

Подтвердите цитатой из текста.

Как было не пойти на фронт?! Другой мысли просто не было. Так уж они были воспитаны. Родина и они – это одно целое. И когда Родина оказалась в опасности, не могло быть иначе, как воевать наравне с мужчинами.

15) Невозможно привыкнуть к смерти, к страшному её лику. Особенно женщине.





Белан В. Ф. Яблочный спас
Зажмуришься и вдыхаешь, — такая радость! Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость, крепость — со всеми запахами согревшегося сада, замятой травы, растревоженных теплых кустов черной смородины. Нежаркое уже солнце и нежное голубое небо, сияющее в ветвях, на яблочках.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
(Б. Пастернак. Август. Читать всё стихотворение)

Три яблока, излюбленных преданьем,
Три символа земного мятежа,
В саду веков, воссозданном сознаньем,
Они горят, под ветром грез дрожа.
Ты, яблоко губительное Евы!
Ты вырвало из глаз эдемский свет,
На нас обрушив божеские гневы, —
Но было то — восстанье на запрет!
Другое — яблоко Вильгельма Теля, —
Свободы весть промчало над землей:
Одной стрелой в родного сына целя,
Стрелок в тиранов метился другой!
А третье — третье яблоко Ньютона;
Оно упало в час своей поры,
И понял ум незыблемость закона,
Что движет землю, небо и миры.
То третье яблоко вернуло рай нам,
Сравняло всех, владыку и раба,
Открыло нам дорогу к вечным тайнам,
Чтоб не страшила больше — и Судьба!


Перечень продолжается:
- Носов Е. "Яблочный Спас" добавила Голубева Ольга Николаевна "Блог учителя русского языка и литературы Ольги Николаевны Голубевой";
- Алигер М. "Яблоки" добавляет Ирина, автор блога "ВО! круг книг";
- Набоков В. "И в Божий рай пришедшие с земли" - Агния Книгина
- Вуколов К."Августа сладкие губы . " Стихотворение на блоге И.М.Полещенко "Волшебный фонарик"
- Бунин И. "Старая яблоня " - Агния Книгина "Inter Alia"
-

Читайте также: