Технология запоминания гарварда слив

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 24.09.2024

В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, как долго хранится в памяти запомненная однажды информация. Эббингауз предлагал испытуемым запоминать бессмысленные трехбуквенные слоги. При механическом запоминании, то есть когда человек не понимает смысла материала и не применяет мнемотехник, через час в памяти остается лишь 44% информации, а через неделю — менее 25%. К счастью, при осознанном запоминании информация забывается гораздо медленнее.

Основная часть информации забывается в первые часы после заучивания. Что с этим делать? Дальнейшие эксперименты показали, что при повторении заученного материала скорость забывания снижается. Чем больше повторений, тем прочнее запоминается информация. Из экспериментов по определению скорости забывания можно сделать практические выводы. Один из них состоит в том, что практика заучивать что-либо за один раз неэффективна. Запоминать объемную информацию лучше в несколько подходов, выделив время на повторение.

Если на заучивание отводится один день, оптимальным режимом повторений будет следующий:

первое — через 15–20 минут после заучивания;

второе — через 6–8 часов;

третье — через 24 часа.


Повторять информацию лучше активно: не прочитывать или прослушивать во второй раз, а пытаться извлечь из памяти и подглядывать в источник. Если вам посчастливилось выделить для запоминания информации больше времени, повторяйте ее следующим образом:

первый раз — в день заучивания;

второй — на четвертый день;

третий — на седьмой день.

Если объем информации велик, повторять ее лучше с разной степенью подробности. В первый раз — в полном объеме, во второй — ключевые моменты, в третий — весь объем информации в другой группировке или в другом порядке. Чем основательнее вы ее переработаете, тем крепче запомните.

Трехкратное повторение — необходимый минимум. Когда разведчик-нелегал заучивает легенду, он повторяет ее сотни раз и впоследствии регулярно возвращается к ней, освежая в памяти. Ведь от этого зависит его жизнь.

Эффект края

Эта закономерность памяти занимает в разведывательном деле особое место. Чтобы проверить ее, проведите небольшой эксперимент. Быстро, без подготовки, прочтите:

фейерверк; функция; апельсин; доктор; автомобиль; журнал; часы; редакция; диван; небоскреб; панно; метеорит.

Как уже говорилось, эффект края активно используется в разведке. С его помощью вы можете замаскировать свой интерес к теме. Для этого не заговаривайте о том, что вас действительно интересует, в начале и конце разговора. Начните с отвлеченной темы. В середине сообщите или спросите то, что вам нужно. В завершение беседы поговорите о еще.

Эффект края срабатывает не всегда. Если вы затронете крайне болезненную для человека тему, он запомнит это в любом случае, даже если вы поднимете ее в середине беседы. Что же, в том и состоит искусство разведчика, чтобы знать больные места людей и обходить их. Задайте вопрос иначе. Например, создайте впечатление недалекого, нетактичного человека, упомянувшего неудобную тему по незнанию или недомыслию. В этом случае собеседник запомнит вашу неуклюжую бестактность, которая оттеснит на задний план суть заданного вами вопроса.

Интерференция

Суть интерференции состоит в том, что похожие воспоминания смешиваются. Два сходных воспоминания словно влияют друг на друга, и чем больше они похожи, тем сложнее достоверно их припомнить. При этом не только новая информация затрудняет припоминание старой, но и, наоборот, часто старая мешает воспроизведению новой.

Например, вы в течение нескольких лет пользуетесь банковской картой и отлично помните ее пин-код. По истечении срока действия карты банк перевыпускает ее. Поначалу при каждом обращении к банкомату в вашей памяти автоматически будет всплывать старый пин-код, и потребуется сознательное усилие, чтобы припомнить новый. Но через некоторое время привычка изменится: новый пин-код будет припоминаться автоматически, а старый — с усилием. Сходные воспоминания, связанные с одной и той же ситуацией, мешают друг другу.

Чтобы уменьшить негативное влияние интерференции, можно разнести запоминание схожей информации во времени. Например, при подготовке к экзамену старайтесь заучивать материал в таком порядке, чтобы друг за другом следовали как можно более непохожие вопросы. Если вам нужно прочесть большое число документов, пусть каждый следующий по возможности отличается от предыдущего. Это правило справедливо во многих случаях: смена деятельности сберегает силы. Если в течение дня вам нужно отредактировать документ, написать рецензию и нарисовать схему, то работы с текстом, редактирование и рецензирование лучше отделить друг от друга рисованием.

Наоборот, если вы хотите, чтобы ваш собеседник что-то забыл, перегрузите его большим количеством информации на схожую тему. Спросите его мнение, подробно обсудите детали, пусть он проникнется сказанным. В результате такого трюка в памяти собеседника возникнет путаница, и благодаря интерференции он не сможет ясно припомнить то, что ему, по вашему мнению, следует забыть. Как минимум ваш собеседник начнет путаться и потеряет уверенность.

Когда в беседе с вами кто-то силится что-то вспомнить, а вы хотите этому помешать, начните… подсказывать. Неверные, но близкие к истине подсказки будут мешать припоминанию — создадут все ту же интерференцию. Этим приемом пользуются адвокаты, запутывая свидетелей во время судебных заседаний.

В повседневной жизни вы можете наблюдать подобное явление, когда друзья или близкие пытаются помочь вам вспомнить что-либо, но своими подсказками только затрудняют дело.

У каждого учителя есть свои любимые мнемонические правила: их узнают от коллег, придумывают вместе с учениками, а некоторые передают из поколения в поколение десятилетиями. Вспомним приемы, с помощью которых можно отойти от зубрежки правил и понятий.

Что такое мнемоника

Для школьников мнемоника — просто подарок: вместо очередной скучной формулы или ряда не связанных между собой слов достаточно запомнить яркий, парадоксальный образ или забавный стишок.

Приемы мнемоники

Приемов мнемоники много, но основными считают следующие пять:

Мнемонические техники для педагогов-предметников

Мнемонические правила есть почти для всех школьных предметов. Вот такие приемы запоминания работают, например, для химии, русского языка и математики.

1. Правила техники безопасности:

  • Химик, запомни, как оду: льют кислоту в воду!
  • Коль не хочешь стать уродом — кислоту вливаем в воду!
  • Лей кислоту поверх воды, а то недолго до беды!

2. Процессы окисления–восстановления, свойства окислителей и восстановителей:

  • Отдать — Окислиться, Взять — Восстановиться.
  • Восстановитель — это тот, кто электроны отдает. Сам отдает грабителю, злодею-окислителю.

3. Химические формулы:

Сапоги мои того…
пропускают H2O!
***
Убежал козленок в лес —
выпускал там Н2S!
***
По формуле, как ни смотри,
Они не разнятся никак:
Все тот же кальций-це-о-три
И мел, и известняк.
***
Загорелся, всем на диво,
Фосфор в колбочке красиво —
Получился, надо знать,
Ангидрид Р2О5!

4. Валентность химических элементов:

  • Одновалентные элементы: хлор, бром, фтор, йод, калий, натрий, водород.
  • Кальций, магний, медь и цинк — двухвалентны, как ни кинь.
  • Алюминий да и висмут на трех ниточках повиснут (то есть трехвалентные).

5. Химические реакции:

Говорят, если реакция свершается,
То при этом осадок получается,
Или газ выделяется,
Или цвет изменяется,
Или запах появляется,
Или вещество нагревается,
То есть органами чувств реакция определяется.
***
Сера в воздухе горит,
Выделяет ангидрид.
Ангидрид — пахучий газ,
Слезы капают из глаз.
***
Рождает воду водород,
Ну, а теперь наоборот:
Вода рождает водород,
А заодно и кислород.
***
Не помирятся с рожденья
Основанье с кислотой.
В результате их сраженья
Получилась соль с водой.

6. Индикаторы:

Индикатор лакмус — красный,
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус — синий,
Щелочь здесь — не будь разиней.
Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.

7. Органическая химия:

8. Функциональные группы:

9. Названия алканов:

Милый — метан,
Этичный — этан,
Практичный — пропан,
Барашек — бутан,
Пасется — пентан,
В Горах — гексан,
Гималаях — гептан.

10. Ряд активности металлов:

Литий, калий, кальций, натрий,
Алюминий, цинк, железо,
Никель, олово, свинец,
Водород — и все, конец.

1. Последовательность падежей:

2. Правописание:

3. Спряжение глаголов:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть —
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Надеть одежду, одеть Надежду.

5. Орфоэпические стишки:

1. Правило раскрытия скобок:

3. Дольные приставки:

Жили ТРИ барана:
Милли, Микро, Нано.

4. Буквенные обозначения римских цифр в порядке убывания (M — 1000, D — 500, C — 100, L — 50, X — 10, V — 5, I — 1):

5. Определения:

  • Биссектриса — злая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
  • Медиана — это обезьяна, которая лазает по сторонам и разделяет их пополам.
  • Периметр — длина забора.

6. Теорема Пифагора:

Пифагоровы штаны во все стороны равны,
Чтобы это доказать — нужно снять и показать.

Одной из важных и не донца решенных проблем является хранение данных. Существует несколько конкурирующих друг с другом методов. Каждый из них предлагает свои преимущества и имеет свои недостатки. Самыми главными критериями состоятельности подходов к хранению информации являются такие, как надежность, высокие скорости обмена и ценовая доступность. Существующие подходы не могут похвастаться надежностью и ученые хотят найти способ долгосрочного хранения данных, когда их повреждение или уничтожение будет крайне маловероятным. В Университете Гарварда полагают, что решение проблемы может быть найдено, если использовать молекулярные способы хранения.


Ученые, изучив все детали этого процесса, заявляют о том, что информация в таком виде может быть сохранена в течение нескольких тысячелетий. Она безусловно превосходит по возможности длительного хранения такие современные технологии, как Blu-Ray и хранение данных на SSD. Накопители, используемые в компьютерах, могут в самом лучшем случае прослужить только несколько десятков лет. Метод гарвардских ученых, получивший название Dye (Краситель, в переводе), хорош и тем, что после того, как данные записаны, они не требуют энергии для обеспечения хранения. Кроме того, информация закодированная при помощи красителей, не может быть взломана, что делает метод оптимальным для хранения важных юридических и финансовых данных.

Новый метод, как сообщают разработчики, быстрее, проще и дешевле в реализации, чем любые другие известные сейчас науке методы, использующие молекулярный принцип хранения данных. Так, скорость обмена достигает 128 и 469 бит при записи и считывании, соответственно. Эти показатели, впрочем, недостаточно велики для того, чтобы быстро вытеснить традиционные накопители. Таким образом, следует рассматривать предлагаемый метод только для долгосрочного архивирования данных. Технология уже лицензирована и новая компания будет заниматься ее доработкой и дальнейшим продвижением на рынке технологий хранения данных.

Как учить материал, чтобы надолго запомнить

В чем закон кривой забывания Эббингауза

В 1885-м году Герман Эббингауз провел эксперимент на студентах: он попросил их выучить бессмысленные слоги, а потом засекал время, через которое они должны были их вспомнить. Результаты были такие:

  • Через 20 минут студенты помнили только 40% слогов;
  • Через час процент уменьшился до 35%;
  • Через неделю студенты вспоминали только 23% из того, что их попросили выучить.

Таким образом, психолог пришел к выводу, что самое большое количество информации забывается сразу после заучивания. Помимо этого психолог установил следующее:

  1. Осмысленный, логичный материал усваивается в 9 раз быстрее;
  2. На запоминание влияет отношение человека — если он знает, что это пригодится в будущем, то запоминает лучше;
  3. Количество повторений обратно пропорционально скорости заучивания;
  4. Лучше всего запоминаются элементы, находящиеся в начале и в конце.

Герман Эббингауз очень помог всему человечеству, ведь кривая забывания — это то, с помощью чего мы можем организовать наиболее эффективную подготовку.

Как эффективно запоминать материал

  • Чередуйте выученную информацию с новой. Такой ход вызывает трудности для мозга: вы будете задерживать внимание на информации дольше и кривая забывания Эббингазуа не будет работать.
  • Напрямую связывайте новые знания со старыми. Представьте себе сериал, где каждая новая серия начинается с краткого пересказа прошлых эпизодов. В подготовке все должно работать примерно так же: каждую новую тему попробуйте проходить с помощью изученной главы. Таким образом, вы будете лаконично связывать одно с другим, что даст вам большее понимание не только конкретной темы, но и целого блока тем, всего предмета.
  • Используйте все типы памяти для запоминания. Их несколько: зрительная, моторная, звуковая, вкусовая, обонятельная. Чем больше типов вы сможете задействовать, тем больше усвоите.

Как правильно повторять выученную информацию

Повторение тоже должно быть разнообразным, ведь так подготовка будет наиболее эффективной, а кривая забывания от этого будет работать хуже. Для того, чтобы разбавить чтение учебника чем-нибудь еще, можно использовать методики повторения.

Методики повторения материала

Их несколько, скорее всего вы знаете обо всех из них. Но если еще не пользуетесь ими, нужно это исправлять.

Помимо методик повторения есть еще кое-что — интервалы времени, через которые нужно повторять тему, чтобы запомнить ее надолго. Такие интервалы использует кривая забывания.

Время для повторения информации

  • Сразу после заучивания;
  • Спустя 20 минут;
  • Через 8 часов;
  • Через 24 часа.

Если хотите запомнить максимально надолго, схема может быть такая:

Выводы

Человеческий мозг словно компьютер, который легко настраивается, но имеет свои недочеты. Зная недочеты, мы можем обходить их, делая свою жизнь проще и эффективнее. Сегодня мы узнали, что такое кривая забывания и как запоминать информацию лучше всего. Будет полезно, если текст этой статьи вы повторите по схеме выше, чтобы точно все запомнить.

Читайте также: