Отражение общих и существенных свойств предмета или явления например яблоко

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 24.09.2024

2. Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение подтверждает или отрицает отношения между предметами и явлениями действительности. Это определяется тем, что любой предмет объектив­ной реальности находится в самых разнообразных связях с дру­гими предметами и явлениями. Суждение бывает общее, частное и единичное. Общие касаются всех предметов данной группы, частные – некоторых, а единичные – только одного.

3. Умозаключение – процесс, приводящий к новому зна­нию из одного или нескольких предшествующих суждений. Умозаключение чаще используется в процессах теоретического мышления. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

· Индуктивное умозаключение – этоумозаклю­чение от частного суждения к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод. Например, для того, чтобы узнать, тонут ли все металлические предметы, необходимо проводить эксперимент, погружая в воду металлические предметы различного характера, веса, плотности, размера.

· Дедуктивное умозаключение – умозаключение делается исходя из последовательности общего суждения к частному.При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали. Например, зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, мы можем утверждать, что какая-либо отдельная береза зимой также будет без листвы.

· Умозаключение по аналогии это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры — длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником.

Рассмотрим такое понятие как война, какие признаки этого понятия необходимо считать существенными?

ü Противоборство двух групп людей

ü с целью нанесения материального (физического) или морального вреда,

ü с использованием специальных средств предназначенных для этого (оружия)

существенными необходимо считать те признаки понятия, которые отличают его от других понятий, при отсутствии хотя бы одного существенного признака понятие перестает обозначать ту группу предметов (явлений, связей, свойств), которую оно обозначало ранее.

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов, обозначающих имена собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

Образ восприятия и представление памяти (образ извлеченный из памяти), всегда есть отражение конкретного, единичного. Но в тоже время никто из нас никогда не видел и не может видеть книги вообще, дерева вообще, собаки вообще, даже человека вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.

Понятие—более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление.

Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение—это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например:

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление—значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем

Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.

Умозаключение. Умозаключение - такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений — индуктивными и дедуктивными.

Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Индукция начинается с накопления знания о возможно большем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или закон.

Например необходимо продолжить ряд 2, 6, 12, 20, 30, 42, . .

здесь необходимо применить и индукцию и дедукцию. Сначала двигаясь от общего к частному необходимо выяснить общее правило по которому строиться этот ряд (это индукция), а затем на основе этого правил записать конкретное число (это дедукция)

Время на подумать что за правило (3 мин)

Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов и правил. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут расширяться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Уровни научного познания. ХАРАКТЕРИСТИКА.
эмпирический направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента, преобладает чувственное познание как живое созерцание
характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом

Ответ: теоретический

Пояснение.

Уровни научного познания.
  1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
  2. Теоретический – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Формы ненаучного познания ХАРАКТЕРИСТИКА
мифологическое эмоционально-образное восприятие мира, ска­зание, легенда и предание, очеловечи­вание сил природы, мир — это арена деятельности и соперничества богов, а человек есть преимущественно зритель их по­единков и пиршеств
образное восприятие, воплощенное в различных формах искусства

Ответ: художественное

Пояснение.

Формы познания.
  • Научное познание – вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  • Творческое или художественное познание – вид познания, отражающий окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  • Философское познание – заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  • Религиозное познание – познание, в основе которого лежит вера в Бога.
  • Мифологическое познание – познание, свойственное первобытным культурам, в которых люди не отделяли себя от окружающего мира, отождествляли сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  • Обыденно-житейское – познание мира в результате жизненной практики, здравого смысла.
  • Самопознание – познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИДЫ ИСТИНЫ. ХАРАКТЕРИСТИКА
абсолютная полное, исчерпывающее знание о предмете познания
знание неполное, которое дополняется с течением времени в результате развитии науки

Ответ: относительная

Пояснение.

Истина абсолютная и относительная.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.

Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д. Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.

Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.

Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Особенности научного познания. ХАРАКТЕРИСТИКИ.
доказательность обоснованность любого теоретического положения
независимость знания от качеств личности, взглядов и предпочтений познающего субъекта

Ответ: объективность

Пояснение.

Истина объективная и субъективная.

Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.

Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно, не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.

Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через сознание человеком, понято им.

Запомните: объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Этапы чувственного познания. ХАРАКТЕРИСТИКА
ощущение познание отдельных свойств и стояний внешней среды изучаемого объекта путём непосредственного воздействия его на органы чувств человека
воспроизведённый образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает и который основывается на прошлом опыте субъекта, возникают в его памяти.

Ответ: представление

Пояснение.

Чувственное познание это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Этапы (ступени) чувственного познания

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Этапы рационального познания ХАРАКТЕРИСТИКА
понятие мысль, представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных.
это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии, вывод из предыдущих суждений.

Ответ: умозаключение

Пояснение.

Рациональное познание (от лат. ratio — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.
  • Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Эмпирические методы научного познания ХАРАКТЕРИСТИКА
эксперимент изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях
целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств, восприятие предметов, явлений со стороны

Ответ: наблюдение

Пояснение.

Эмпирические методы научного познания.
  • Наблюдение восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Теоретические методы познания ХАРАКТЕРИСТИКА
формализиция знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)
объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).

Ответ: классификация

Пояснение.

Теоретические методы научного познания.

Анализ (от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).

Индукция (от лат. наведение) переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).

Дедукция (от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).

Абстрагирование (от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)

Моделирование создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).

Аналогия (от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)

Идеализация (от лат. образ), мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).

Классификация – (от лат.— разряд и делать) объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).

Формализация – (от лат. — вид, образ) знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 26 абстракция

1. Мысленное отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения существенных, закономерных признаков; абстрагирование.

2. Теоретическое обобщение как результат абстрагирования.

3. То, что не реализуется на практике, отсутствует в жизни, а существует лишь в воображении; плод воображения.

Произведение, относящееся к абстракционизму, абстрактному, абстракционистскому искусству; абстракт I.

Исключение из экономического анализа не относящихся к данному вопросу экономических и внеэкономических факторов (в экономике).

АБСТРА́КЦИЯ, абстракции, жен. (лат. abstractio).

1. Мысленное отделение каких-нибудь свойств и признаков предмета от самого предмета (научн.).

|| Отвлеченное понятие (книжн.).

2. Неясное, туманное выражение мысли (разг. неод.). У него получилась такая абстракция, что никто ничего не понял.

АБСТРА́КЦИЯ, -и, жен. (книжн.).

1. Мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков.

2. Отвлечённое понятие, теоретическое обобщение опыта. Научная а.

1) только ед. Форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных, его свойств и связей.

Абстракция - необходимая ступень в процессе познания объективного мира.

Идея доступна только перешедшему через область абстракции (отвлечения). Абстракция не есть сама себе цель, но без нее невозможно конкретное понимание (Белинский).

2) Отвлеченное понятие, теоретическое обобщение.

. Она [философия] и субъект, и объект выводит из области неопределенной абстракции, вводит их в действительность. (Чаадаев).

3) только ед. Общее название формалистических направлений в изобразительном искусстве XX в.

В своих попытках отмежеваться от кубизма теоретики новейшей абстракции ссылаются на опыт ряда художников этого направления, работающих в настоящее время (Рейнгардт).

4) разг. Произведение такого искусства.

Выставка современной абстракции.

На стене над письменным столом - абстракция известного художника.

Апологеты абстракционизма возмущены тем, что взамен долгое время господствовавших абстракций пописты предлагают какую-то ветошь и по баснословным ценам (Кузьмина).

Из западноевропейских языков (фр. abstraction, нем. Abstraktion ← лат. abstractio ‘отвлечение’). Термин абстракция введен в научный оборот римским философом Боэцием в начале VI в.

Не смешивать со словом абстра́ктность, у которого иное значение: ‘свойство, качество чего-л., имеющего отвлеченный характер’. Абстрактность мышления.

АБСТРА́КЦИЯ 1́ , -и, ж

Результат интеллектуальной деятельности, представляющий собой отвлеченное понятие, признак или свойство, рассматриваемые сами по себе, вне связи с предметом;

Ант.: конкретизация, детализация.

Тихонько, металлически-отчетливо постукивают мысли; неведомый аэро уносит меня в синюю высь моих любимых абстракций (Плат.).

АБСТРА́КЦИЯ 2́ , -и, ж

Метод исследования, основанный на мысленном отвлечении от каких-л. частных признаков, свойств и связей предмета, явления с целью выделения, обособления его существенных сторон, свойств и связей;

Син.: абстрагирование.

АБСТРА́КЦИЯ -и; ж. [лат. abstractio - отвлечение].

1. Мысленное отвлечение от каких-л. признаков, свойств, связей предмета или явления с целью выделения, обособления его существенных сторон, признаков; абстрагирование.

2. Отвлечённое понятие, теоретическое обобщение опыта; признак или свойство, рассматриваемые сами по себе, вне связи с предметом. Научная а. Мыслить абстракциями. // Разг. О том, что существует только в воображении и не реализуется на практике, отсутствует в жизни; плод воображения. Положительный герой пьесы - чистая а. Помощь слабым - не а. для общества милосердия.

3. Разг. О произведении абстрактного искусства. Приобретать абстракции.

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio - отвлечение) (абстрактное) - форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее Понятие - как результат процесса абстрагирования; синоним "мысленного", "понятийного". Основные типы абстракции: изолирующая абстракция (вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности), обобщающая абстракция (дающая обобщенную картину явления), идеализация (замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой). Понятие "абстрактное" противопоставляется конкретному. См. Восхождение от абстрактного к конкретному.

1. Мысленное отвлечение от тех или иных сторон, свойств или связей предмета, явления с целью выделения существенных и закономерных признаков.

Идея доступна только перешедшему через область абстракции (отвлечения). Абстракция не есть сама себе цель, но без нее невозможно конкретное понимание. Белинский, Полное собрание сочинений Д. И. Фонвизина.

2. Отвлеченное понятие, теоретическое обобщение.

АБСТРА́КЦИЯ (от лат. abstractio - отвлечение) - результат мыслит. операции, состоящей в отвлечении, отделении того или иного признака, качества вещи, явления или процесса; акт разложения синкретич. целостности на ряд составляющих. В обыден. сознании - единица мышления вообще, то же, что понятие, идея, мысль. В классич. идеализме, в особенности у Гегеля, А. - элементарная форма мыслит. процесса, результат работы рассудка, формирующего представления, начало и предпосылка мышления в собств. смысле слова - материал, из к-рого разум воссоздает целостное, системное, богатое по содержанию, т. е. конкретное знание в понятиях. Согл. логике абс. идеализма, абстрактны вещи (онтологич. аспект), а также представления о них (гносеологич. аспект), конкретны процессы, в первую очередь - процесс мышления. В рус. религ. философии прослеживается своеобр. возврат к до-гегелевскому пониманию А. как реальности, тождественной мысли. Жизнь в понятии и разуме часто толкуется как А., но не от объекта (как у Локка и Ленина), а от жизни в Духе. Мышление, при всей конкретности его чисто интеллектуального содержания, может выступать только как А. от опыта духовного (религиозного, церковного, мистического, интуитивного). Построение жизни на "отвлеч. началах", на А. (науке, демократии, технике) превращает саму ее в А. в "мир теней", в пустоту. Человек оказывается не микрокосмом в макрокосмосе, а "атомом" в пустоте. В этом плане критика отвлеченных начал славянофилами, продолженная Вл. Соловьевым и "всеединцами", особенно В. Эрном, есть осуждение новоевроп. стиля жизни как реально существующей А.

АБСТРАКЦИЯ (от латинского abstractio - отвлечение) (абстрактное), форма познания, основана на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее понятие - как результат процесса абстрагирования; синоним "мысленного", "понятийного". Основные типы абстракции: изолирующая (вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности); обобщающая (дающая обобщенную картину явления); идеализация (замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой). Понятие абстрактного противопоставляется конкретному.

1) мысленное отвлечение от тех или иных конкретных сторон предмета или явления для выделения наиболее общих черт его сущности;

2) отвлечённое понятие, теоретическое обобщение.

абстра́кция, абстра́кции, абстра́кций, абстра́кциям, абстра́кцию, абстра́кцией, абстра́кциею, абстра́кциями, абстра́кциях

сущ., кол-во синонимов: 10

1. отвлечённое понятие, отвлечённость; абстракт (устар.)

2. абстрагирование, отвлечение, умозрение (книжн.)

АБСТРАКЦИЯ, абстрагирование, отвлечение, книжн. умозрение

АБСТРАКТНОСТЬ, метафизичность, отвлеченность, теоретичность, книжн. спекулятивность, книжн. трансцендентальность, книжн. умозрительность

АБСТРАКТНЫЙ, метафизический, отвлеченный, теоретический, книжн. спекулятивный, книжн. трансцендентальный, книжн. умозрительный

несов. и сов. АБСТРАГИРОВАТЬСЯ, отвлекаться/отвлечься

АБСТРАКТНО, метафизически, метафизично, отвлеченно, теоретически, теоретично, книжн. спекулятивно, книжн. умозрительно

Syn: отвлечение, обобщение, типизация, типизировать, генерализация, формализм

Ant: конкретность

АБСТРА́КЦИЯ (от лат. abstractio - отвлечение).

Одна из основных операций мыслительной деятельности; выделение, вычленение и извлечение одной какой-л. стороны, свойства явления или предмета и отвлечение от остальных. А. позволяет мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны или состояния предмета. Например, отвлекаясь от значения слова, можно вычленить в нем формальный элемент (приставку, суффикс, окончание), чтобы осознать его словообразующую функцию в других словах. В процессе обучения А. может существовать в двух формах: как чувственная, наглядная А. (схемы, чертежи) и как мысленная А., выходящая за пределы того, что дано органами чувств, и создающая с помощью слов новый предмет умственной деятельности - понятие. Чувственная А. необходима на первом этапе усвоения нового материала: она наглядна и поэтому убедительна. По этой причине на занятиях по грамматике следует использовать графическую наглядность. В таблицах и схемах важным является обобщенное содержание, которое можно применить к ряду конкретных случаев. Ср. анализ, синтез, сравнение, обобщение.

АБСТРАКЦИЯ и, ж. abstraction f < , лат. abstractio отвлечение. 1370. Рей 1998.

1. филос. Отвлечение от конкретного, обобщение; отвлеченное понятие. Сл. 18. Что же касается до метафизических наших тонкостей, до абстракций и до категорий, то сил моих недоставало к тому, чтобы сделать им оныя понятия. Гулливер 2 150. Времен глаголов, местоимения - все сие требует утонченных действий разума. Аглая // Крм. (1 42). А теперь, когда я увидел перед собою это безобразное полчище тенденций, консеквенций, субстанций, абстракций, эксплуатаций, то, признаюсь, волосы стали у меня дыбом < ..> Да это второе нашествие галлов и с ними двадесяти язык. Загоскин Москва и москвичи 345. Метафизика стеснила область свою, позволила другим наукам вторгнуться в сферу свою, занялась только определением некоторых способностей человека, как то perceptions, intuitions, cognitions, sensations, abstractions и проч. 1848. Н. С. Кашкин Речь о задачах общ. наук. // Петрашевцы 1953 659.

2. О ком-, чем-л. лишенном определенности, конкретности, жизненности. БАС-2. 1564, Рабле; 1694. Рей 1998. Облекает голую абстракцию в живую плоть и кровь и согревает ее священным огнем искреннего чувства. Ларош Муз. обозрение. // РВ 1886 10 779. Один шаг и образ, созданный Достоевским, обратился в абстракцию, в выражение мысли или проблемы, в человеческую философию как таковую, потеряв при этом черты реального человека. Залыгин Писат. и традиция. ♦ Абстракция какая-л. Всякий знает, что такое человеческое ощущение, но ощущение без человека, есть вздор, мертвая абстракция, идеалистический выверт. Ленин 18 238.

3. разг. О произведении абстрактного искусства. В небольшом, но пышном вестибюле малиновые ковры и абстракции из желтой майолики. Ямпольский Отель "Коломбия". - Лекс. Энц. сл. 1861: абстракция; Даль: абстра/кция; Сл. 18.: абстракция 1772.

АБСТРАКЦИЯ (лат. abstractio, от лат. abs - от, и trahere - влечь). Отвлечение какого-нибудь признака от предмета, в связи с которым оно существует, и мышление об этом признаке, как о самостоятельном предмете, напр., болезнь, вялость.

Читайте также: