Девочка со спичками описание елки

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Детство Ганса Христиана Андерсена было не самым легким, отец умер рано, и ребенку пришлось познать всё равнодушие взрослого мира на себе, именно оттуда берут свое начало многие сказки автора.

Девочка со спичками не исключение. Это очень грустная и в тоже время пронизанная глубоким смыслом сказка. Главным и, пожалуй, единственным героем этой сказки является маленькая девочка, мечтающая о таких простых вещах как теплый дом, вкусный ужин и рождественская елка, ведь события этой истории проходят в канун Нового года. Но судьба распорядилась иначе и девочка, босая и замерзшая идет продавать спички пытаясь заработать хоть какие то деньги. Работать в холодную и ветреную погоду послал ее родной отец, не задумываясь, что девочка очень легко одета и может заболеть.

Гансу Христиану Андерсену не смотря на короткую и грустную историю про девочку со спичками, удалось показать, что происходит в душе у девочки, а в ней лишь холод и пустота. Ведь эта девочка не видела любви и заботы, а видела лишь злобу и равнодушие. Даже в тот момент, когда девочка очень сильно замерзла, она не решилась идти обратно домой, потому что отец обязательно ее наругает, ведь она не продала ни одной спички. Как прохожие на улице, так и родной отец не видят или же просто не замечают какая ноша выпала на участь девочки, с которой маленькому ребенку не возможно справится в одиночку. Никто не готов помочь ей, купить спички, пригласить в дом отогреться или просто помочь подняться, когда она падает и девочка понимает, что она одна.

Андерсен хотел показать в этой сказке, к чему приводит безразличие и жестокость людей. Девочка умирает на улице, зажигая спички одну за другой, пытаясь согреться, и видит в огне каждой спички свои заветные желания. Под конец к девочке приходит ангел в виде ее любимой умершей бабушки и забирает девочку в мир грез, где всегда тепло, много любви и заботы, именно того чего не хватало маленькой девочке.

Многие люди как и эта девочка также холодны в душе потому что не чувствуют тепла от своих родных и пытаются согреться другими способами. Андерсен уже тогда осознавал всю суть проблемы, охватывающую нас всех, и показал, к чему это приводит.

Литературное направление и жанр

Для романтика идеал недостижим. Все видения, которые проходят перед глазами замерзающей девочки – это прекрасный мир, о котором она мечтала всю жизнь, но достичь смогла только после смерти.

История создания

В детстве писатель перенёс голод, холод и лишения. Его мать, которую звали Ани-Мари Андерсен, была практически нищей, и мальчик рано стал задумываться о том, какие качества отличают одних людей от других. Вокруг он видел людей, наделённых разными чертами характера, включая такие:

  • милосердие;
  • сострадание;
  • жестокость;
  • жадность;
  • доброта;
  • беззащитность.

Автором гравюры был Иоганн Лундбю, а девочка, изображённая на ней, была продавщицей серных спичек. Таким образом, Андерсен написал к картине текстовое сопровождение — короткий святочный рассказ, который сейчас часто называют сказкой. Произведение было создано в 1845 году. На русский язык его перевели П. Ганзен и А. Ганзен. По мотивам сказки ставятся спектакли, создаются сценарии и снимаются короткометражные фильмы.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – последний вечер бедной девочки, чья жизнь не имеет никакой ценности в обществе. Основная мысль – счастье не в богатстве и даже не в жизни. Счастье – в возможности видеть невидимое, соприкасаться с вечным. В рассказе поднимаются серьёзные социальные проблемы, описана жизнь одного города, на улицах которого живут люди, принадлежащие к разным мирам. Девочка теряет туфли, когда пугается двух карет, мчащихся во весь опор. В мире, где живут ездящие в карете, не замечают маленьких продавщиц спичек.

Анализ произведения и финал

Здесь праздничное гостеприимность соседствует со страшной жестокостью. Без слез рассказ читать невозможно, ведь ребенок умирает голодной и холодной смертью. Но никто и не догадывался, какую прелесть девчушка повидала в своих видениях, с какой радостью она вознеслась с бабушкой в небеса, где ей уже так плохо никогда не будет. Умирая, она не потеряла, а приобрела все то, что ей не хватало в действительности. Всем земным мукам пришел конец. Жаль только, что счастье она обрела не в реальной жизни, а после смерти.


В произведениях Ганса Христиана Андерсена всегда заложен глубокий смысл и философская мудрость, фантастичность и правдивость. В сказке читается реальная жизнь, которая почти не изменилась с давних времен. Такая история может случиться и в большом городе в реальной жизни. Дети могут потеряться на улице или в огромном торговом центре, и мало кто из случайных прохожих обратят на это внимание.

Такие сказки необходимо читать и детям, и взрослым, чтобы не стать бесчеловечными. Всегда следует помнить, что есть рядом такие люди, которые нуждаются в помощи и, возможно, даже в спасении от смерти. И если эту помощь можно оказать, то необходимо действовать, а не проходить мимо с безразличным выражением лица. Хоть сказка и написана в XIX веке, она до сих пор является актуальной, в этом и есть ее ценность — она учит сочувствию и добру.

Сюжет и композиция

Двухстраничный рассказ раскрывает все обстоятельства жизнь девочки. О некоторых фактах её биографии читатель узнаёт из деталей. Например, маленькая девочка надела туфли, которые раньше носила её мать. Очевидно, сейчас мать уже умерла.

Мир нищеты, в котором живёт маленькая торговка спичками, отделён от мира богатства, враждебного по отношению к девочке. Она теряет туфли, единственное своё наследство, испугавшись несущихся во весь опор карет. Но и мир бедных враждебен. Он ближе, девочка соприкасается с ним и от этого видит его абсурдность. В мире человеческих отношений царят законы природы, где выживает сильнейший. Мальчишка отбирает деревянную туфлю, чтобы сделать из неё люльку для будущих ребят. Абсурдность этого поступка и идеи мальчика очевидна. Привыкший к нищете ребёнок пытается противостоять обстоятельствам, припасая вещи на все случаи жизни.

Девочка целый день продавала спичи и не продала ни одной. Она не может вернуться домой, потому что отец прибьёт её. Кроме того, дома тоже холодно, щели заткнуты соломой и тряпками. Девочка обречена на физическую смерть, она целый день ничего не ела. Но больше всего она страдает от собственной ненужности и одиночества.

В предсмертных видениях девочки реализуются все её потребности, сначала физические (тепло и сытость), потом духовные (уютная защищённость и любовь). В первом видении спичка превращается в удивительную свечку, а девочка греется у печки. Во втором девочка оказывается за богатым столом, а жареный гусь сам идёт, чтобы кормить её. Третье видение переносит девочку к роскошной рождественской ёлке.

Девочка смиряется с тем, что видения исчезают, когда гаснет спичка. Но она не готова вновь потерять появившуюся в видении недавно умершую бабушку. Любовь пересиливает страх перед наказанием, и девочка зажигает все спичи одновременно.

В рассказе две ипостаси амбивалентного, двойственного мира свободно перетекают друг в друга, например, огни чудесной ёлки превращаются в звёзды, а огонёк спички в пылающую печку. Смещается не только пространство, но и время. Ведь падающая звезда означает смерть самой девочки, которая падение звезды наблюдает ещё в земной жизни.

В конце рассказа два мира снова обретают границы. Тело девочки остаётся миру земному, душа принадлежит небесам.

Идейный смысл

Несмотря на незатейливый сюжет сказки, автор вложил в нее еще и тайный смысл. В своих произведениях он описывает разные женские образы: бабушек, мам, маленьких девочек. Непроизвольно он вкладывал свои психологические проблемы в женских героинь, тем самым пытаясь прожить все душевные травмы, полученные в детстве. У мальчика в раннем возрасте умер отец, и ему пришлось самому познавать все тяготы взрослой жизни.

В реальной жизни много умных женщин, которые обречены на нищету. В оковах быта им приходится зарывать свои таланты за неимением сил бороться с жалкой жизнью. Они тешат себя иллюзиями, как и героиня рассказа, что когда-нибудь их жизнь изменится в лучшую сторону, но становится все только хуже. Обычно так происходит с девушками, которые росли без материнской ласки и родительской поддержки. Получая вместо воспитания типичные претензии к себе, они перестают сами себя любить, игнорируя творческое начало.

Причинами случившейся трагедии является следующие обстоятельства:

  • отчаяние маленькой героини;
  • родители, которые не смогли сделать ребенка счастливым;
  • жестокость и равнодушие людей.

Андерсен описывает тот факт, что если малышка не продаст спички, то непременно будет наказана своим отцом. От этого ребенок просто не хочет возвращаться в родной дом, который символизирует ее больную душу. Он был холодным и пустым, такую обстановку девочка не в силах выдержать. Надо обратить внимание на то, что родители накладывают на свою дочь тяжелые обязанности, с которыми она не справилась. В ее возрасте надо гулять, играть со сверстниками, расти, а не зарабатывать деньги.

Образ героини

У девочки нет имени. С одной стороны, это принцип типизации, ведь в мире полно таких бедных умирающих детей. С другой стороны, жизнь девочки никому не нужна на земле, её как будто не существует. Девочку любила только недавно умершая бабушка, а кроме неё – Бог. Так что отсутствие имени – не столько типизация, свойственная реализму, сколько романтическое отделение героини от горожан, которые её не поняли. Люди думали, что она умерла в страданиях, а на самом деле девочка была озарена светом и радостью, они с бабушкой видели чудеса и красоту, встретили Новогоднее Счастье

ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году — канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать — вот какие они были большие,- и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем — ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и… чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, — и вдруг… пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.


Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но… спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но… спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

— Бабушка, — воскликнула девочка, — возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, — они вознеслись к богу.


Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах — улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

— Девочка хотела погреться, — говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

Роль рассказчика

Жанр, композиция и художественное своеобразие

Жанр произведения — святочный рассказ, который имеет особенности:

  1. События, происходящие во время праздника. Действие произведения разворачивается в канун Нового года.
  2. Светлый и радостный финал, в котором происходит чудо. Для девочки смерть — это избавление, бабушка и бог наконец-то забирают её к себе из жестокого мира.
  3. Традиционное нравственное преображение героя, происходящее, как правило, в 3 этапа.

Композиция произведения:

  1. Завязка: одинокая девочка бредёт по улице.
  2. Развитие действия: прекрасные видения.
  3. Кульминация: попытка удержать бабушку.
  4. Развязка: счастливое вознесение на небеса и утро, в которое бедняжку находят люди.

Рассказ полностью построен на контрастах. В нём тесно переплетены богатство и бедность, хрупкость и возвышенность девочки и грубость стены, где она видит что-то прекрасное, земные страдания и небесное счастье, запечатлённое в её лёгком румянце и улыбке.

План для пересказа

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока

Всегда ли в Рождество происходят чудеса?

- знакомить учащихся с художественными особенностями двух литературных произведений, написанных писателями разных стран, но посвящённых одной теме;

-учить применять прием сопоставления

-анализ художественного текста

- развивать навыки работы с текстом

- развивать навыки устного ответа

- пробудить в детях милосердие и сострадание посредством соприкосновения с художественным миром произведений

- задумываться над вопросом: Почему есть несчастные дети?

Репродуктивный, творческое чтение

Рождественский рассказ, рождественское чудо, счастье

1.Орг. Момент (1 мин.)

2.Вступительное слово учителя ( 4мин.)

3.Рождественский рассказ и его признаки (5 мин.)

4.Сопоставительный анализ рассказов Достоевского и Андерсена (15 мин)

6.Беседа с классом (5 мин.)

7.Подведение итогов и запись д/з (5 мин.)

Ребята, как вы знаете, к нам приближаются замечательные праздники – Новый год и Рождество. В эти дни люди желают друг друга всего самого хорошего, дарят подарки и хорошее настроение. Сейчас я вам выдам снежинки, на которых вы напишете пожелание друг другу, а потом мы их спрячем в шкатулку, из которой в конце урока каждый вытащит пожелание для себя.

Запишем в тетрадях черты святочного рассказа:

-действие в рассказе происходит в рождественские праздники

- наличие элемента чудесного;

-наличие среди героев ребёнка;

- нравственный урок, мораль ;

Расскажите, что увидел мальчик в городе?

Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?

Он любуется ёлкой, золотыми бумажками и яблоками на ней и даже забывает на время, что раздет и голоден.

Какую жизнь героиня видит она в окнах богатых домов? (теплая комната, горячая печка, жареный гусь с черносливом и яблоками, рождественская елка, праздник).

В обоих рассказах присутствует элемент стекла, отражения. Жизнь героев и та жизнь, о которой они мечтают.

Зачитайте, какой видят герои елку?

Как мы видим, для детей ёлка становится символом благополучия, гармонии, счастья и уюта.

Обратите внимание на эпизод с копеечкой. Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?

Когда мальчик отворил дверь в богатый дом, одна барышня сунула ему в руку копеечку.

Вокруг него черствые и бездушные люди, он никому не нужен в этом жестоком, эгоистичном мире.

Финал и рассказа, и истории одинаковый : судьба героев сложится трагически, они умрут от холода и голода.

“ В холодный утренний час, в углу за домом, по-прежнему сидела девочка с розовыми щёчками и улыбкой на устах, но мёртвая. Она замёрзла в последний вечер старого года; новогоднее солнце осветило мёртвое тельце девочки со спичками”.

“ А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замёрзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у Господа Бога в небе”.

Можно ли финал ы рассказа назвать счастливым?

Всё зависит от веры человека: если веришь в Христа - счастливый, а если нет - другое дело.

Что хотели авторы сказать своими произведениями?

Просмотр мультфильма (Интересно посмотреть, как авторская идея воплотилась в мультфильме. Подумайте, смог ли он передать основную мысль рассказа и его настроение.

Мы познакомились с двумя замечательными рождественскими рассказами. Сделайте вывод, всегда ли в Рождество происходит чудо? Происходит ли оно здесь?

Смысл произведений обоих авторов – это несчастная судьба маленьких детишек из бедных семей.

Это удивительно, но сюжет этих историй развивается одинаково. Во-первых, наши герои оказываются на улице. Во-вторых, судьба героев сложится очень печально. Наши герои умрут от холода и голода. В-третьих в конце их жизни, в последние их минуты есть эпизод встречи с самыми близкими им людьми. Таким образом мальчик и девочка вознаграждены за все свои муки и страдания. Оба автора подарили детишкам один миг счастья.

Читая эти произведения, я заметила, что в качестве основного художественного приема оба писателя используют антитезу. И поражает то, что эти картины очень схожи. Мрачным картинам подвалов, тусклых фонарей, темных улиц и бесчеловечных людей противопоставляют восхитительные и великолепные мечты юных героев.

краткое содержание мальчик у христа на елке

История создания

Вступление

Рассказ состоит из двух частей. В первой автор описывает детей фабричных рабочих. Эти бедолаги живут совершенно в нечеловеческих условиях, снимая не комнату, а только угол. Они перестают быть людьми, прогоняя своих малолетних детей в любую погоду собирать милостыню.

достоевский мальчик у христа на елке

Завязка сюжета

мальчик у христа на елке анализ

Ребенку было очень холодно и хотелось есть, но никто, даже мать, лежавшая тяжело больная в забытьи, не обращала на него внимания. Он развлекал себя тем, что выдыхал воздух изо рта, а тот превращался в маленькое белое облачко. Так прошел весь день, за который он не нашел ни одной корочки хлеба. День закончился, но никто не зажег огня. Мальчуган с недоумением пытался разбудить свою матушку, но она почему-то не просыпалась и стала холодная, как стены.

Продолжение рассказа

Тогда он нашел свой картузик и на ощупь вышел из подвала. Мальчуган приехал из маленького городка, где по вечерам всегда запирались ставни, но ему всегда давали покушать. Ах, как ему сейчас хотелось есть! А здесь, на широких светлых улицах, кипит жизнь.

рассказ мальчик у христа на елке

Окончание

мальчик у христа на елке герои

Финал

Утром дворники за поленницей нашли замерзший трупик маленького мальчика. Они также нашли его мертвую мать. Автору все кажется, что это все могло произойти в действительности, а о событиях на небесах он и не знает, что сказать. Ведь не случайно он писатель, мог все и придумать – такая профессия.

Персонажи рассказа

К нему с плохо скрытой злобой или совершенным безразличием относятся жильцы подвала, снимающие углы: совершенно бесчувственный пьяный фабричный работник, который крепко спит, и озлобленная от ревматических болей старушка.

Его старается не заметить на праздничной улице полицейский, намеренно отворачиваясь.

Малыша выгоняют перед самым Рождеством, вместо того чтобы накормить и обогреть, богатые барыни. Они нарушают тем самым российские рождественские и святочные традиции.

Если в первой части рассказа нам представлен реальный грубый и жестокий мир, то во второй происходит смешение действительности и фантастической, иллюзорной истории, которые противопоставлены в двух ипостасях. Что говорит анализ? Мальчик у Христа на ёлке, только умерев и попав на небеса, познал счастье, доброту и милосердие. В жизни он видел только мир за стеклом сияющих окон, где все радуются и веселятся, вкусно и сытно едят и получают подарки.

произведение мальчик у христа на елке

Кроме того, он видел, что есть кукольный красивый мирок, в котором куколки противопоставлены живым черствым бездушным людям. Малыш, который замерзает на улицах большого города, ни единому человеку не интересен и не нужен. Это полная горькая правда, которую раскрывает Ф. М. Достоевский. Он подчеркивает в конце рассказа, что на елке у Христа очень много детей, которые погибли, не познав доброты и милосердия.

мальчик у христа на елке отзывы

Сам Ф. М. Достоевский не раз читал это произведение на публике и всегда вызывал эмоциональный отклик у слушателей.

Читайте также: