Деревья растут для всех главные герои

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

Мальчик сажает росток, чтобы вырастить большое дерево. Однако он не знает, что посадил дикую гречку. Когда бабушка понимает, что мечта внука не осуществится, она приносит росток лиственницы.

За минуту

Больной ребёнок находит себе тайное место в углу огорода. Там мальчик проводит всё лето. Иногда к нему прилетает одинокая мухоловка. В гнездо, которое птица свила под лопухом, пробралась кошка и съела всех птенцов.

Перед сном мальчик думает о том, как было бы хорошо посадить дерево. Он хочет, чтобы птичка свила на нём своё гнёздышко.

Мальчик сажает росточек. Он мечтает, чтобы росточек скорее превратился в дерево. Внук узнает от бабушки, что посадил дикую гречку. Ребёнок расстраивается и больше не приходит на огород.

Бабушка приносит из леса росток лиственницы. Старушка сажает его вместе с внуком. Мальчик не унимается и постоянно спрашивает, когда вырастит его дерево. Бабушка говорит, что дерево непременно вырастет, только вырастит оно для всех.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Предмет: родная литература (русская)

Класс: 6 Дата :

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

обучающие: углубление представления о жизни и творчестве В.Астафьева , совершенствование умения аналитического чтения, пересказа; обучение характеристики героя, выявлению художественной идеи произведения;

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие умения составлять план;

воспитательные: воспитание любви к культурному наследию: русского народа, его устному народному творчеству; формирование нравственно-этических представлений.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Методы обучения: проблемные (эвристическая беседа).

Приемы обучения: слово учителя, комментированное чтение, работа с текстом, беседа.

Планируемые результаты :

Метапредметные:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; воспитание уважения к национальной культуре, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа .

Мотивационный этап

Приветствует. Мотивирует к обучению.

Демонстрируют готовность к уроку.

К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Организует повторение пройденного.

1) Опрос д/з:

- дифференцированное задание: гуманистическая направленность русской л-ры

4) Постановка учебной задачи:

= Как показаны взаимоотношения человека и природы на страницах русской литературы 20 века?

Выполняют предложенные задания.

Совместно с учителем формулируют проблемные вопросы, пытаются на них ответить.

К.: выражение, пояснение и аргументация своей точки зрения.

Р: осуществление рефлексии своей деятельности.

П.: умение применять знания в конкретной ситуации.

Выявление места и причины затруднения

Организует обсуждение результатов предыдущего этапа

1) Беседа

- Почему вам сложно ответить на некоторые из вопросов?

Обдумывают ответы на вопросы.

Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Организует беседу по постановке целей урока

1. Совместное целеполагание.

2. Составление траектории изучения темы урока (под руководством учителя).

Участвуют в полилоге, выполняют задания.

Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.

Практи­ческая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

Любовь к Родине, родной природе, способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного, характерно для него и его творчества. Удивительным даром он обладает - даром “рисовать словами” так же, как художник рисует карандашом.

2. Беседа (коллективная работа) :

- Где и когда родился В.П.Астафьев?

- Какая трагедия произошла в детстве в семье писателя?

- О ком и о чём писал Астафьев в своих произведениях?

.Чему учат нас произведения Астафьва?

Физкультминутка

Выполняют задания, фиксируют в тетрадях основные положения.

К.: сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

Р.: осуществление рефлексии своей деятельности, ее коррекция.

П.: установление правил продуктивной работы.

Первич­ное закре­пление с коммен­тировани­ем во внеш­ней речи

Организует работу по обобщению и систематиза­ции знаний и формированию рациональных способов при­менения их на практике.

1) Аналитическая работа с текстом рассказа (коллективная работа):

Выразительное чтение рассказа по цепочке в классе..

Аналитическое задание : о пределение темы и главной мысли текста .

Поисковое задание : н ахождение в тексте слов-образов: олицетворений, эпитетов, сравнений, - использованных автором для создания картин природы

Выделяют глав­ное, устанавли­вают причинно-следственные свя­зи между отдель­ными языковыми явлениями. Выполняют задания, отве­чают на вопросы.

Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом со­зидательном процессе; оце­нивают усваиваемое содер­жание.

Р.: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления.

К.: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения.

Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой

Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.

1) Исследовательская работа: анализ эпизодов (работа в парах/ группах с последующим обсуждением)

1 группа : внимательно прочитайте и расскажите о том, чем занимался мальчик в укромном уголке. Используя слова текста, расскажите всё, что вы знаете о крестьянском труде.

2 группа : какая беда случилась у мухоловки. К слову беда подберите близкие по значению слова, назовите их

3 группа : Расскажите о том, подтверждая словами из текста, как мальчик решил помочь птичке? Осуществилась ли его мечта или нет? Почему?

4 группа : Какую загадку вспомнил герой рассказа о подосиновике? А какие загадки о грибах знаете вы?

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по плану.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап включения в систему знаний и повторения

Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.

1) Обобщающая беседа:

= Н айдите в тексте пословицу и подумайте, как её можно соотнести с темой урока?

Рассматривают, сравнивают иллюстрации, высказывают свое мнение.

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению связного речевого высказывания.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап рефлексии

– Актуальна ли повесть Л.Толстого?

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке

К.: отображение в речи совершаемых действий.

Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.

Потеряв способность слышать, мальчик Витя обретает свой собственный мир. Он начинает смотреть на все вокруг совсем другими глазами. Отдаленный и заброшенный уголок огорода становится его любимым местом, о котором он никому не рассказывает. Это место заросло крапивой и коноплей. Иногда туда прилетала небольшая птичка, мухоловка. Вите очень нравилось наблюдать за тем, как она чистит свои перышки и прыгает по веточкам. Попытка птички вывести птенцов закончилась плачевно, так как до гнезда, спрятанного под лопухом, добралась кошка и съела всех птенчиков. Витя мечтает посадить и вырастить большое дерево, чтобы птицы отовсюду прилетали на него и вили там гнезда, вне досягаемости кошки.

Другие пересказы для читательского дневника

Астафьев так и не закончил эту повесть. Сердце уже не восстановилось. Заболел тяжело… и ушёл в другой мир.

Детская проза у писателя затрагивает очень важную тему – экология природы и экология души человеческой неразделимы. Ты не можешь быть счастливым, если разрушаешь природу. Всё в мире взаимосвязано. Мир природы, мир животных, мир людей. Серьёзная тема. Вечная. И, наверное, только ребёнок может понять её так легко.

Возьмём стрижонка Скрипа – ты узнаёшь писателя, оставшегося без мамы и пробующего так отважно начать самостоятельную жизнь. Жизнь маленькой птицы и жизнь большого человека…

А ещё очень важная тема детских рассказов – экология отношений. Как тянется к бабушке Витя – как мудра и ласкова с ним сама бабушка. Невероятное светлое тепло от разговора бабушки и Вити. Простое и мудрое отношение к природе – это очищает сейчас нас – городских оглоушенных.

«А-а, дерево-то? А как же?! Непременно большое. Лиственницы маленькие не растут. Только деревья, батюшко, растут для всех, всякая сосна в бору красна, всякая своему бору и шумит.

– И птичкам, и людям, и солнышку, и речке. Сейчас вот оно уснуло до весны, зато весной начнёт расти быстро-быстро и перегонит тебя…

Спасибо вам, Виктор Петрович, за вашу прозу! За ваше напутствие. Вы ушли, но слова Ваши очень нужны. И будут нужны через сто лет.

Дарья МОСУНОВА,

исполнительный директор Фонда имени В.П. Астафьева

Все мы – дети природы

Виктор Петрович Астафьев в рассказах, вошедших в эту книгу, пишет о природе, а получается всё равно – о людях, потому, что они – самые ответственные на Земле её дети. Точнее, должны быть ответственными. Родина начинается с Природы. Не уставайте дарить ей своё добро!

Всем воспитанникам Милы Антипиной, рисовавшим для этой книги, мой низкий поклон и искренняя признательность…

Виктор БАХТИН,

Иногда в конопле появлялась маленькая птичка мухоловка. Она деловито ощипывалась, дружески глядела на меня, прыгала по коноплине, точно по огромному дереву, клевала мух и саранчу, открывала клюв и неслышно для меня чиликала. В дождь она сидела нахохленная под листом лопуха. Ей было очень одиноко без птенцов. Под листом лопуха у нее гнездышко. Там даже птенцы зашевелились было, но добралась до них кошка и сожрала всех до единого.

Мухоловка тихо дремала под лопухом. С листа катились и катились капли. Глаза птички затягивало слепой пленкой. Глядя на птичку, и я начинал зевать, меня пробирало ознобом, губы мои тряслись.

Дары леса и новый саженец

Осенью бабушка принесла из леса целую корзину с грибами, ягодами и разнотравьем. Перебирая пестрые лесные дары, мальчик находит завернутый в платок саженец лиственницы. Эта веточка, окаймленная желтой хвоей, внешне очень напоминает ему пушистого цыпленка.

Внук вместе с бабушкой сажает новое деревце и всю зиму с нетерпением ждет весны, чтобы увидеть, как оно подросло. На все его расспросы о саженце бабушка отвечает, что деревья растут для всех и каждая сосна шумит в своем бору.

Рассказ ведётся от имени мальчика Вити. У мальчика не было родителей, и он жил вместе со своей бабушкой и дедушкой, которые о нём очень хорошо заботились. Однажды в сезон полноводья Витя заболевает малярией.

Как только бабушка не пыталась лечить бедного мальчика, какие способы она только не использовала, но всё было напрасно и болезнь привела к полной глухоте. Мальчику не разрешают играть с ребятами, от этого он еще больше замыкается и погружается в себя. Его тайным местом, в котором ему хорошо и спокойно становиться маленький уголок за сеновалом. В этом месте Вите попадается маленькая птичка, опечаленная тем, что кошка съела всех её птенцов.

Однажды в осенний день во время прогулки мальчику и бабушке попадается маленький росточек лиственницы. Мальчик на столько обрадовался этому событию. Сразу же после прогулки они поспешили в огород, в то самое место, которое так любил маленький Витя. И на месте сеновала они посадили росток. Мальчик снова стал мечтать о большом и прекрасном дереве, которое станет оберегом для всех. Это история раскрывает всю чистоту и невинность, чистой детской души, которая, несмотря на все беды и трудности сохраняет в себе ту прекрасную и добродетельную мечту и стремиться всеми способами осуществить её.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Другие пересказы для читательского дневника

Астафьев так и не закончил эту повесть. Сердце уже не восстановилось. Заболел тяжело… и ушёл в другой мир.

Детская проза у писателя затрагивает очень важную тему – экология природы и экология души человеческой неразделимы. Ты не можешь быть счастливым, если разрушаешь природу. Всё в мире взаимосвязано. Мир природы, мир животных, мир людей. Серьёзная тема. Вечная. И, наверное, только ребёнок может понять её так легко.

Возьмём стрижонка Скрипа – ты узнаёшь писателя, оставшегося без мамы и пробующего так отважно начать самостоятельную жизнь. Жизнь маленькой птицы и жизнь большого человека…

А ещё очень важная тема детских рассказов – экология отношений. Как тянется к бабушке Витя – как мудра и ласкова с ним сама бабушка. Невероятное светлое тепло от разговора бабушки и Вити. Простое и мудрое отношение к природе – это очищает сейчас нас – городских оглоушенных.

«А-а, дерево-то? А как же?! Непременно большое. Лиственницы маленькие не растут. Только деревья, батюшко, растут для всех, всякая сосна в бору красна, всякая своему бору и шумит.

– И птичкам, и людям, и солнышку, и речке. Сейчас вот оно уснуло до весны, зато весной начнёт расти быстро-быстро и перегонит тебя…

Спасибо вам, Виктор Петрович, за вашу прозу! За ваше напутствие. Вы ушли, но слова Ваши очень нужны. И будут нужны через сто лет.

Дарья МОСУНОВА,

исполнительный директор Фонда имени В.П. Астафьева

Все мы – дети природы

Виктор Петрович Астафьев в рассказах, вошедших в эту книгу, пишет о природе, а получается всё равно – о людях, потому, что они – самые ответственные на Земле её дети. Точнее, должны быть ответственными. Родина начинается с Природы. Не уставайте дарить ей своё добро!

Всем воспитанникам Милы Антипиной, рисовавшим для этой книги, мой низкий поклон и искренняя признательность…

Виктор БАХТИН,

Иногда в конопле появлялась маленькая птичка мухоловка. Она деловито ощипывалась, дружески глядела на меня, прыгала по коноплине, точно по огромному дереву, клевала мух и саранчу, открывала клюв и неслышно для меня чиликала. В дождь она сидела нахохленная под листом лопуха. Ей было очень одиноко без птенцов. Под листом лопуха у нее гнездышко. Там даже птенцы зашевелились было, но добралась до них кошка и сожрала всех до единого.

Мухоловка тихо дремала под лопухом. С листа катились и катились капли. Глаза птички затягивало слепой пленкой. Глядя на птичку, и я начинал зевать, меня пробирало ознобом, губы мои тряслись.

Тайное место

Чтобы компенсировать потерю слуха, мальчик стал более внимательным к окружающему миру и старался не упустить ни одной детали. Вскоре его внимание привлекла мухоловка — это маленькая птичка, поселившаяся в его любимом уголке. Ему нравилось наблюдать за тем, как она живет, как обустраивает гнездо, а потом смотреть, как она заботится о своих птенчиках.


Решение посадить дерево

Он находит маленький росток и начинает ухаживать за ним. Но почему-то ничего у мальчика не получается. Бабушка сказала, что это дикая гречиха. Витя расстроился и перестал ходить в свой любимый уголок. Но окружающие увидели, что во время забот за мухоловкой и мечтая о большом цветущем дереве, мальчик выздоровел. Бабушка разрешает внуку гулять на улице.

Когда наступает осень, бабушка отправляется в лес и приносит полную корзинку всяких трав. Мальчик находит там новый росток дерева. Бабушке тогда стало жаль внука, и она принесла ему лиственницу. Они вместе посадили саженец.

Витя снова начинает мечтать и все интересуется у бабушки, когда вырастет его дерево. На что бабушка ему отвечает, что деревья растут для всех.

Краткое содержание рассказа Астафьева “Деревья растут для всех”

Во время половодья мальчик Витя, от лица которого написан рассказ, заболевает малярией. Бабушка пытается его лечить: шепчет молитву от всех недугов, брызгает святой водой, пользует травами и порошками из города и заговаривает на сухой осине. Болезнь, несмотря на бабушкины усилия, Витю не оставляет. Тогда за дело берется тетка и внезапно выливает мальчику за шиворот ковш ледяной воды, чтобы “выпугнуть” лихорадку.
После этого “лечения” Витю начинает трясти не только по утрам и вечерам, но и ночью. Бабушка поит мальчика хиной, тот глохнет и начинает “жить как бы сам в себе”.

Витя находит для себя “тайный уголок” в углу огорода, за сеновалом. Раньше там лежали старые телеги и сани. Дед их убрал, а обнажившуюся землю покрыла трава-ползунок. Там Витя играет все лето.

Иногда к нему прилетает птичка мухоловка, до гнезда которой добралась кошка и съела птенцов.

Я засыпал под тихий, неслышный дождь и думал о том, что хорошо бы посадить на “моей земле” дерево. Выросло бы оно большое-пребольшое, и птичка свила бы на нем гнездо.

Витя находит за баней

К этому времени мальчик выздоравливает, и бабушка начинает пускать его на улицу.

Осенью бабушка приносит из лесу корзину с травами. Витя находит в ней росток лиственницы. Вместе с бабушкой они выкапывают за сеновалом большую яму, наполняют ее навозом, черной землей и садят росток.

Витя снова принимается мечтать и все время спрашивает у бабушки, когда же вырастет его дерево, на что бабушка отвечает: деревья растут для всех.

Почему такое название

Но бабушка этой фразой объясняет внуку, что деревья не могут быть чьей-то собственностью. Они являются домом для животных, птиц, насекомых, любой человек может прийти и полюбоваться ими. Делая добро (а посадив лиственницу, Витя сделал хорошее дело) другим, человек становится счастливее.

Экология человека и природы

Читайте также: