Якутия аварийная посадка самолета

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024


Помимо людей на борту были и животные.

Но они сели. Приземлялись с третьего круга, не выпуская закрылков, которые тоже вышли из строя. Погасить скорость до нормальной посадочной не удалось, и, естественно, взлетки не хватило.

Машина выкатилась с бетона и двести метров пахала землю, ломая молодые сосны. Были бы деревья чуть крепче, они бы пропороли обшивку фюзеляжа, и без жертв точно бы не обошлось, но в этом им повезло. Ни один из находившихся на борту семидесяти двух пассажиров и девяти членов экипажа не пострадал. А вот психологическая помощь понадобилась, в том числе и самим летчикам, прекрасно понимавшим, что они только что совершили невозможное.

Высочайший профессионализм и мужество - так оценивают действия пилотов профессионалы летного дела.

Сразу же после ЧП власти из Ухты - это ближайший к Ижме город республики Коми - выслали за потерпевшими крушение вертолеты. Из Москвы, чтобы забрать их в столицу, вылетел резервный борт, тоже Ту-154.

Многих пассажиров пришлось уговаривать снова сесть в самолет - слишком велик был шок, а одна супружеская пара отказалась подниматься в воздух и на вертолете. Прямо из Ижмы их посадили на поезд до Москвы".

У Ту-154 перестали работать системы радиосвязи и навигации, после этого в кабине экипажа сработала сигнализация аварийного остатка топлива в расходном баке. У самолета основные баки находятся в крыльях, но есть еще один, откуда топливо идет уже непосредственно в двигатели. Так вот электронасосы перекачки топлива в расходный бак перестали работать. У экипажа оставалось три тысячи триста килограмм топлива, и совсем немого времени.

Летчики пробили облачность и визуально – то есть глазами – стали искать подходящую площадку. Рядом с городком Ижма они увидели полосу. Но что это была за площадка!

У Ту-154 не работали закрылки и предкрылки, то есть оборудование, позволяющее маневрировать и снижать скорость. Самолет заходил на посадку дважды и сел на третий раз.

Летчики совершили невозможное. Это не красивая фигура речи, это факт. Вот они, те, кто это сделал. Командир воздушного судна Евгений Новоселов, и командир воздушного судна Андрей Ламонов (оба – пилоты первого класса) спасли жизни 72 пассажиров.

Расследование этого происшествия займет 10 дней. За это время специалисты должны будут выяснить, что случилось с лайнером, почему он в таком состоянии был выпущен в рейс, и что за запчати на него устанавливали.

В этой истории есть, кончено, элемент везения, но главное, что экипаж был отлично подготовлен к нештатной ситуации. Это, между прочим, еще советская школа подготовки летного состава, когда учили на совесть, когда готовили к любым происшествиям в полете. И большой вопрос, а нынешние выпускники летных училищ с нынешней системой подготовки смогут вот так же вручную: без приборов, без компьютеров, – если что, посадить лайнер?"

Следователи проводят проверку по факту возможного нарушения правил при подготовке и выполнении рейса из Якутии в Москву, а также устанавливают обстоятельства инцидента.

ИА SakhaNews, 08.09.10

Cамолет Ту-154, летевший из Якутии в Москву, произвел аварийную посадку в не действующем аэропорту


Самолёт космических войск России потерпел крушение в 25 километрах от посёлка Тикси (Саха — Якутия). На его борту находились 32 человека — семь членов экипажа и 25 пассажиров, солдат срочной службы. Данных о пострадавших и погибших пока нет.


Анатолий Кривцов

19 декабря 2016, 05:08

При ударе о землю самолёт развалился на три части, но возгорания не было.


Анатолий Кривцов

19 декабря 2016, 05:21


Анатолий Кривцов

19 декабря 2016, 05:22

По информации Лайфа, никто из пассажиров и членов экипажа упавшего самолёта не погиб. 23 человек уже доставили в центральную районную больницу посёлка Тикси, ещё девять человек эвакуируют в эти минуты.


Анатолий Кривцов

19 декабря 2016, 05:37

Шесть человек, получивших наиболее серьёзные травмы при аварийной посадке самолёта Ил-18 в Якутии, уже направлены на операцию. Всего же в Центральной районной больнице посёлка Тикси в Якутии сейчас находится 23 человека.

— Пострадавших госпитализировали, все в тяжёлом и крайне тяжёлом состоянии, шесть человек направлены на операции, — сообщил Лайфу источник в экстренных службах региона.


Анатолий Кривцов

19 декабря 2016, 05:56

По уточнённой информации Министерства обороны, на борту самолёта находились 39 человек — 32 пассажира и семь членов экипажа. Состояние 16 из них врачи оценивают как тяжёлое.



Янковская Ольга

19 декабря 2016, 06:17

Перед падением командир воздушного судна выходил на связь с аэропортом Тикси. Как пояснил источник Лайфа, пилот не сообщал ни о каких неполадках.


Янковская Ольга

19 декабря 2016, 06:20

Из Якутска готовится к вылету борт со спасателями и медиками, которые окажут помощь пострадавшим при падении военного самолёта Ил-18.


Янковская Ольга

19 декабря 2016, 06:22

Комиссия Минобороны РФ направлена к месту падения Ил-18. Как пояснили в военном ведомстве, комиссия должна выяснить причины происшествия.


Марина Калегина

19 декабря 2016, 06:22

Лайф публикует список пассажиров и членов экипажа разбившегося в Якутии самолёта.



Марина Калегина

19 декабря 2016, 06:24

Всем пострадавшим при крушении военного самолёта в Якутии оказывается своевременная и качественная медицинская помощь, заявила Лайфу заместитель министра здравоохранения Якутии Людмила Вербицкая.

— Сейчас в Тикси люди доставляются, в Центральную районную больницу. Медицинская помощь оказывается. Запасы и крови, и лекарственных препаратов у нас имеются. Идёт сортировка пострадавших. Из Якутска мы отправляем специализированную бригаду. Борт, который улетел, он сядет, и люди, которые нуждаются в помощи, будут доставлены в город Якутск, — пояснила Вербицкая.


Марина Калегина

19 декабря 2016, 06:25

По уточнённым данным, военнослужащие, которые находились на борту упавшего Ил-18 — пилоты, бортмеханики и персонал, — летели в Якутию на смену военнослужащим авиаторам в воинскую часть. Они отправились из Североморска Мурманской области. Стоит отметить, что их направили для управления вертолётами.


Марина Калегина

19 декабря 2016, 06:26

Известно, что рухнувший в Якутии самолёт Ил-18 RF-91821 совершил первый полёт в 1965 году, сейчас ему 51 год. С 1979 по 2010 год базировался в Улан-Удэ на аэродроме Восточный. С 2010-го — в Екатеринбурге.

Фото: russianplanes.net/


Марина Калегина

19 декабря 2016, 06:30

Военный самолёт Ил-18 в Якутии мог потерпеть крушение из-за того, что попал в сильную метель, заявил Лайфу главный специалист центра погоды ФОБОС Евгений Тишковец.

— Погода там сложная. Определяется прохождением холодного арктического фронта: снег, метель. Порывы ветра достигают 10 метров в секунду. В атмосфере таких опасных явлений для авиации не было. На мой взгляд, метеоусловия могли спровоцировать развитие катастрофической ситуации. Это касается ухудшения видимости при зарядах снега. На Крайнем Севере это самая больная точка в плане погоды, — пояснил Тишковец.


Янковская Ольга

19 декабря 2016, 06:36

Для эвакуации раненных при падении Ил-18 направили специальный борт военного ведомства, который оборудован медицинскими модулями. Стоит отметить, что в самолёте находится бригада врачей госпиталя имени Бурденко.


Марина Калегина

19 декабря 2016, 06:41


Марина Калегина

19 декабря 2016, 06:43

По информации Лайфа, число пострадавших при посадке самолёта Ил-18 Минобороны РФ возросло до 39 человек.

— 30 человек находятся в тяжёлом состоянии, 4 в крайне тяжёлом, а пятерым оказывается сейчас помощь на месте жёсткой посадки самолёта, — рассказал источник.


Марина Калегина

19 декабря 2016, 06:46


Янковская Ольга

19 декабря 2016, 07:06

Как стало известно Лайфу, на борту упавшего в Тикси самолета Ил-18 находились командиры вертолетной эскадрильи из Каменск-Уральской воинской части.


Янковская Ольга

19 декабря 2016, 07:09

Пострадавших во время аварийной посадки самолёта Ил-18 в Якутии эвакуировали на вертолётах. Об этом Лайфу сообщил глава Булунского района Игорь Кудряшов.


— Росавиация на вертолёте Ми-8 и ещё три вертолёта Минобороны России провели совместную операцию по эвакуации пострадавших с места аварийной посадки. Всех людей вытащили, — заявил Кудряшов.


Евгений Грин

19 декабря 2016, 07:10

Лайф выяснил, что один из находившихся на борту Ил-18 — подполковник Александр Боровков — в 2016 году командовал вертолётным звеном на Параде Победы в Екатеринбурге.


Янковская Ольга

19 декабря 2016, 07:10

Работа на месте крушения Ил-18 осложнена из-за пурги и сильного ветра. Об этом сообщили в пресс-службе главы Якутии Егора Борисова.


Марина Калегина

19 декабря 2016, 07:40

Глава Булунского района Якутии Игорь Кудряшов рассказал в эфире Лайфа, что некоторые очевидцы крушения Ил-18 Минобороны РФ заметили пожар в левом двигателе воздушного судна.

— Некоторые пассажиры говорили, что произошёл удар о землю, был пожар левого двигателя, после чего произошла довольно жёсткая посадка, — уточнил он.


Евгений Грин

19 декабря 2016, 08:00

В распоряжении Лайфа оказались первые фотографии с места эвакуации пострадавших при крушении самолета. В редакцию их прислал гражданский корреспондент через приложение LifeCorr.




Алексей Гладких

19 декабря 2016, 08:05

Специалисты Минобороны России извлекли бортовые самописцы самолёта Ил-18, совершившего аварийную посадку в Якутии. Чёрные ящики доставят в специализированную лабораторию для проведения их обследования.


Евгений Грин

19 декабря 2016, 08:19

Несмотря на эвакуацию всех заявленных перед вылетом пассажиров и членов экипажа самолёта Ил-18, спасатели продолжают работу на месте крушения. В частности, из-за сильной деформации корпуса им приходится разрезать фюзеляж самолёта гидравлическими ножницами.


Евгений Грин

19 декабря 2016, 08:20

В Минздраве сообщили, что 34 человека доставлены в центральную районную больницу Булунского района. У пострадавших обнаружены черепно-мозговые травмы. Из них шестеро находятся в крайне тяжёлом состоянии, 28 — в тяжёлом.

Из Якутска в Тикси срочно вылетела бригада из травматологов, нейрохирургов, хирургов и анестезиологов.


Евгений Грин

19 декабря 2016, 08:24

Военная прокуратура Восточного военного округа и в оенный следственный отдел СК РФ по Якутскому гарнизону выясняют обстоятельства жёсткой посадки Ил-18 Минобороны РФ. В ведомствах организованы проверки.


Евгений Грин

19 декабря 2016, 08:28

Лайф публикует эксклюзивные фотографии упавшего около населённого пункта Тикси самолёта.




Евгений Грин

19 декабря 2016, 09:06

Ил-18 с бортовым номером RF-91821 никогда до этого случая в аварийные ситуации не попадал.

Полный осмотр воздушное судно проходил непосредственно в аэропорту Кольцово 17 декабря 2016 года перед вылетом из Екатеринбурга.


Евгений Грин

19 декабря 2016, 09:14

Пассажирский лайнер совершил жёсткую посадку в поле, и благодаря высокому слою снега никто из пассажиров не погиб. Сейчас всем пострадавшим оказывают медицинскую помощь.




Марина Калегина

19 декабря 2016, 10:03

В Булунской центральной районной больнице посёлка Тикси, куда доставили 34 пострадавших при крушении Ил-18, настоящий аврал. На кадрах из медучреждения видно, что осматривать раненых приходится прямо в коридорах: в палатах просто нет мест.


Марина Калегина

19 декабря 2016, 10:51

"Несмотря на полярную ночь, пассажиры турбовинтового старичка Ил-18 Космических войск России не спали. На его борту находилось 39 человек: 32 пассажира и семь членов экипажа. Это были пилоты, бортмеханики и технический персонал, которые летели из екатеринбургского аэропорта Кольцово в Якутию на смену авиаторам местной вертолётной эскадрильи. Многочасовой перелёт, который начался ещё в воскресенье днём на Урале, уже подходил к концу. Через несколько минут Ил-18 должен был приземлиться в Тикси. Примерно в 10:45 самолёт внезапно затрясло, он стал резко снижаться, после чего произошёл мощный удар о землю. "

Самые свежие выводы о причинах катастрофы — в расследовании Лайфа.


Евгений Грин

19 декабря 2016, 13:35

Самолёт Бе-200 Дальневосточного регионального центра МЧС вылетел к месту крушения военного Ил-18. Он доставит пострадавших в Москву. На борту находятся спасатели, медицинский модуль и оперативная группа.



Марина Калегина

19 декабря 2016, 13:57

Родные членов экипажа и пассажиров потерпевшего крушение в Якутии самолёта Ил-18 до сих пор не могут установить связь с ними. По словам родных пострадавшего при падении Олега Шумакова, они до сих пор не разговаривали с ним, несмотря на то что у мужчины лёгкие травмы и он в сознании. Единственное, что удалось узнать родным, — что мужчина жив и находится в больнице.


В Центральном военном округе не подтверждают данные о погибших в результате воздушного ЧП над Якутией. Там сегодня, 19 декабря, в 27 километрах от посёлка Тикси аварийно сел Ил-18 – борт Центрального военного округа, сообщает корреспондент ГТРК "Южный Урал".

Он вез три десятка военнослужащих, передает ТАСС со ссылкой на экстренные службы региона. Проводится эвакуация пострадавших. По официальной информации на этот час, пострадали восемь человек. Есть ли среди них южноуральцы – пока не известно.

В районной больнице Тикси южноуральским "Вестям" сообщили о 20 поступивших с места аварийной посадки. "Погибших нет, есть пострадавшие – 23 человека, шестеро – в тяжелом состоянии. Среди основных версий рассматриваются ошибка пилота либо сложные погодные условия", – рассказал Дмитрий Макаров, корреспондент ГТРК "Саха" (Якутск).

Самолет, вылетевший из аэропорта "Кольцово", вез офицеров к месту службы. Ранее федеральные СМИ сообщали, вместе с военными летели и их семьи. На месте ЧП находятся около сотни военнослужащих и два вертолета Ми-8.


Половина полета прошла относительно штатно. Проблемы начались через три с половиной часа после взлета — экипаж обнаружил, что аккумуляторы самолета отказали. Уже потом комиссия выяснит, что аккумуляторы в результате процесса теплового разгона перегрелись. В результате одна за другой отказали все электронные системы борта: навигация, автопилот. И это все — в условиях облачности. Фактически самолет продолжал лететь вслепую.

Более того, топлива оставалось буквально на полчаса, поскольку топливные насосы из-за отсутствия электроэнергии тоже не работали и не закачивали горючее из баков.

Впоследствии в интервью НТВ Андрей Ламанов признавался, что самым ужасным моментом в этой ситуации стало, когда отказали все системы связи. Экипаж успел запросить аварийную посадку в аэропорту Сыктывкара, но после этого все попытки авиадиспетчеров связаться с ним оказались безуспешными.

Таким образом, посадить самолет в Сыктывкаре было невозможно — пилоты просто не знали, куда лететь. Экипаж принял решение пробивать облачность и искать место для аварийной посадки визуально, на глаз. Как вспоминал штурман Сергей Талалаев, скорость была большой, высота — маленькой, и потому обзор местности был ограничен.

Из приборов навигации у экипажа оставались компас и стакан с водой, с помощью которого пилоты отслеживали положение воздушного судна в пространстве: если она держится горизонтально, значит, и самолет летит горизонтально по отношению к земле.

Первое, что предстало их взгляду, когда они вынырнули из облаков, была тайга и серебристая полоса речки Ижмы.

Аварийный самолет Ту-154, совершивший экстренную посадку на аэродроме в Ижме

Аварийный самолет Ту-154, совершивший экстренную посадку на аэродроме в Ижме

И в какой-то момент штурман Сергей Талалаев замечает нечто, похожее на островок посреди этой реки.

Мы выходим на эту речку, смотрим — там какой-то остров. Потом уже местные нам сказали, что там раньше был аэродром. Мы решили планировать туда. И уже когда Андрей стал выполнять заход вправо, чтобы зайти на эту площадку, я увидел бетонный аэродром.

Аэродром был расположен в глуши. Пилоты сперва не могли поверить, что бетонная взлетно-посадочная полоса посреди тайги — это не галлюцинация. Но связь с землей так и не появилась, и они стали готовиться к посадке.

Два раза Ту-154М заходил на посадку, примерялся к полосе и взлетал вновь. И только на третий раз пилоты посадили самолет на бетонную ленту, протяженность которой составляла всего 1300 метров, при том что посадочная скорость самолета — 380 километров в час, что на 100 километров в час выше нормы. Дело в том, что из-за отказа электроники пилоты не могли управлять закрылками и предкрылками, а значит, и достаточным образом сбросить скорость воздушного судна. То есть было понятно, что машина неизбежно выедет за пределы взлетно-посадочной полосы, за которой начинался лес.

Самолет выехал за пределы полосы на 164 метра и увяз в грунте. Бортпроводники выпустили аварийные трапы, и по ним стали съезжать на землю пассажиры, безумно радующиеся тому, что все обошлось

Аварийный самолет Ту-154, совершивший экстренную посадку на аэродроме в Ижме

Аварийный самолет Ту-154, совершивший экстренную посадку на аэродроме в Ижме

Смотритель

О том, как в аэропорту Ижмы приземлился аварийный Ту-154, Сотников рассказывал СМИ не раз: сначала охотно, в деталях, потом уже просто потому, что надо. Дескать, отвозил внучку в школу, когда ему сообщили, что над взлетно-посадочной кружит какой-то самолет и сейчас садиться будет. Сотников сначала не поверил, ведь полоса не числилась в реестрах.

Потом ему сказали: лайнер успешно сел.

Аэропорт в Ижме открылся в советское время, в 1978 году, примерно тогда же, когда молодой Сотников приехал работать по распределению в это далекое село. С дорогами в регионе до сих пор плохо, и малая авиация была тут как раз кстати: сел в самолет — и уже через час в Сыктывкаре. Самолетами доставляли продукты, пенсию, местные летали на прием в органы власти или к врачу. Билет стоил три рубля.

Все изменилось в 90-е годы. С приходом рыночной экономики государственные дотации для местных аэропортов поступать прекратили, а это значило, что теперь за билет нужно было отдавать неподъемные для жителей Ижмы деньги.

Так, постепенно, количество рейсов аэропорта стало сокращаться, а вместе с ним сокращали и персонал. В 2003 году он закрылся — осталась только вертолетная площадка, начальником которой и числился Сергей Сотников. Впрочем, начальник — это громко сказано, ведь в подчинении у него остался на тот момент только он сам

Экипаж аварийного самолета Ту-154, совершившего экстренную посадку на аэродроме в Ижме

Экипаж аварийного самолета Ту-154, совершившего экстренную посадку на аэродроме в Ижме

3117 рублей

Но самое главное — слава, свалившаяся в одночасье на Ижму, дала Сотникову надежду на то, что с аэропортом еще не покончено, что когда-нибудь здесь обязательно будут садиться и взлетать самолеты на Сыктывкар, Ухту, Печору, Усть-Цильму и другие города.

В село приезжали официальные лица, произносили громкие речи, обнадеживали. Весной 2016 года приехал Сергей Гапликов, временно исполняющий обязанности главы Республики Коми, чтобы сфотографироваться с Сотниковым. Гапликову предстояло участвовать в выборах, и фото с региональным героем было как раз кстати.

На одном энтузиазме, при небольшой зарплате вечно работать было невозможно. В октябре 2019 года Сергей Сотников отказался продлевать контракт и вышел на пенсию. План по возрождению аэропорта, висевший в его кабинете, так и остался там, никому не нужный, как и сам аэропорт

Сергей Сотников

Читайте также: