Я стою и расту я растение

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Писатель Михаил Иванович Пришвин – тонкий прозаик, оставивший замечательные по простоте и силе слова лирические миниатюры – размышления о природе, дружбе, настроение человека и др.

Высокая оценка языка М. Пришвина, метафоричность в передаче ощущения и впечатления от природы, особая лирическая интонация его произведения, близость тем к тому, что важно для формирования школьников – всё позволяет искать в творчестве Пришвина материал для интеллектуального и речевого развития детей.

Через использование текстов Пришвина на уроках можно показать школьникам возможности русского языка.

Пришвин обогатил наш родной язык многими новыми образами и словосочетаниями.

Чем же интересен пришвинский текст на уроках русского языка, если иметь в виду развитие собственной речи учащихся?

Естественно речи – это признак необходим при обучении детей индивидуальному языку.

Общностью тем – то, о чем пишет зрелый писатель, волнует и детей. Пришвин особенно известен поэтическими книгами о природе, а это всегда близкая тема детям.

Лиричностью в передаче жизненных впечатлений – ребёнок эмоционален, он откликается на чувства, учится чувствовать.

Для школы важна грамотность как результат обучения, но понимая не только как орфографические и пунктуационные навыки, но и как правильная речь детей.

Лаконизмом, сжатостью формы – у Пришвина много образцовых поэтических миниатюр и афоризмов, самостоятельных и включённых в самый текст рассказов, повестей и романов, которые могут быть процитированы и как законченные произведения.

Наблюдая за развитием языковой и речевой компетенции учащихся, учитель может ответить на вопросы:

  1. Интересны ли произведения Пришвина детям?
  2. Как предъявить тексты Пришвина?
  3. Что предпочтительнее в выборе вида работы – изложение или сочинение?
  4. Как сопоставлять первичный текст (М. Пришвина) и вторичный текст (ученический)?
  5. В какой последовательности обучать на текстах М. Пришвина устным и письменным высказываниям малых форм?
  6. В какой мере влияет изобразительность языка М. Пришвина на язык детских творческих работ?

Предлагается тематика сочинений – этюдов по данному началу:

Вошёл в мокрый лес.

Время летит, моргнуть не успел.

Мне принесли белую водяную лилию.

Ночью выпал снег.

Стояла на красивом месте лавочка.

Удивление покидает мир.

Никогда не поздно посадить деревце.

Осенью в листопад глаза разбегаются.

Опять блистательное утро.

Начальные строки взяты из миниатюр Пришвина, учитель может использовать произведенияМ.М.Пришвина в качестве текстов образцов на этапе подготовки к творческой работе малой формы, в других – на этапе анализа ученических работ.

В этом случае ученики, поработав над своими собственными сочинениями, смогут по достоинству оценить язык и стиль мастера художественного слова.

Материалы для работы – миниатюры из дневника Пришвина.

  1. Слабая лета опала вся, но дуб стоит во всём своём осеннем пожаре. Скоро придёт время, и дуб весь тоже обвалится. Но берёзка осенью, самое близкое человеку дереву, не сразу опадает всей берёзой, а отдельно, и каждое деревце уходит от нас по-своему.
  2. Многие любуются природой, но немногие принимают её к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так обойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу.
  3. Мне принесли белую водяную лилию. Я дождался, когда солнечный луч попал ко мне в окно, и поставил стакан с купавой против луча.

Тогда жёлтое внутри цветка вспыхнуло, как солнце, а белые лепестки сияли так ярко белы, что неровности бросили синие тени, и я понял весь цветок, как отображение солнца на небе.

Долго я смотрел на прекрасный цветок и затосковал по воде.

  1. Тайна жизни вся скрыта в маленьком семени; было маленькое семя, если, это семя раскрыло теперь все заложенные в него возможности, и по срезу огромного ствола я считаю годовые круги.

В этом и человеческая сложная жизнь ничем не отличается от дерева: из нас тот высший человек, кто лучше.

  1. Я, один. Я слышу, как бьётся мой пульс. Я вижу, как я тихо качаюсь от ударов. Я слышу дыханье лилового колокольчика. Я его люблю. Он связан со мной. И через любовь мою к цветку я связан со всем великим миром.
  2. Я стою и расту – я растение.

Я стою, и расту, и хожу – я животное.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек.

Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.

Опираясь на землю, я поднимаюсь: и надо много небо – всё небо моё.

И начинается симфония Бетховена, и тема её: всё небо – моё.

  1. Время и летит, моргнуть не успел, а вон акация уже в зелёных стручках, и расцвели все ирисы, и много раскрытых цветов на жасминах.

Погода сегодня оранжерейная после дождика, небо закрыто, и тихо, листик не шелохнётся, и тепло, только если не жарко. День задумчивый и раздумчивый, когда внимание рождает необычайные откровения обыкновенных неоткровенных существ.

  1. Опавшие листья уже запахли пряниками. Редки белые грибы, но зато как найдешь, так и набросишься на них коршуном, срежешь и вспомнишь, что обещался, увидев, не сразу резать, а полюбоваться.

Опять обещался и опять забыл.

Один грибник приходит с мелкими грибами, другой — с крупными. Один внимательный и, пользуясь силой внимания, видит грибы. Другой мелочи не видит возле себя, и не он направляет на гриб внимание, а сам гриб, большой, как лампа, обращает на себя его внимание.У таких грибников большинство грибов — крупные.

  1. Вошел в мокрый лес. Капля с высокой елки упала на папоротники, окружавшие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нему плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковер заячьей капусты - все расположилось в порядке, образующем картину.

И передо мной встал старый вопрос: что это создало передо мной картину в лесу, - капля, упавшая на папоротник?

  1. . Вчера утром после дождя создалось в природе все для счастья, как в раю. Липы направляют все силы, чтобы закрыть проникающий свет, отгородить наше от вашего. Дуб распускается, на черных кривых сучках его не зеленые листья, а золотые дары. Белка пронеслась поперек дорожки.

Последняя правда, что мир существует таким прекрасным, каким видели его детьми и влюбленными. Все остальное делают болезни и бедность.

  1. Это счастье никак не связано с у д а ч е й, но часто удача бывает от счастья; даже напротив, только измерив жизнь в глубину своей неудачей, страданьем, иной бывает способен радоваться жизни и быть счастливым. Удача - это мера счастья в ширину, а неудача есть проба на счастье в глубину.

Первая и самая большая радость, которую я себе доставляю, это доверие к людям. Быть как все. Страдать оттого, что я не как все.

  1. Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто - сам виноват.

Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемое в природе: природа - это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе. Только тогда можно сказать о природе, если найдешь и поймешь себя самого, как нечто небывалое.

ВложениеРазмер
proizvedeniya_m._prishvina_kak_teksty-obraztsy_v_period_podgotovki_k_tvorcheskoy_rabote_uchashchihsya.docx 18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Произведения М. Пришвина как тексты-образцы в период подготовки к творческой работе учащихся

Писатель Михаил Иванович Пришвин – тонкий прозаик, оставивший замечательные по простоте и силе слова лирические миниатюры – размышления о природе, дружбе, настроение человека и др.

Высокая оценка языка М. Пришвина, метафоричность в передаче ощущения и впечатления от природы, особая лирическая интонация его произведения, близость тем к тому, что важно для формирования школьников – всё позволяет искать в творчестве Пришвина материал для интеллектуального и речевого развития детей.

Через использование текстов Пришвина на уроках можно показать школьникам возможности русского языка.

Пришвин обогатил наш родной язык многими новыми образами и словосочетаниями.

Чем же интересен пришвинский текст на уроках русского языка, если иметь в виду развитие собственной речи учащихся?

Естественно речи – это признак необходим при обучении детей индивидуальному языку.

Общностью тем – то, о чем пишет зрелый писатель, волнует и детей. Пришвин особенно известен поэтическими книгами о природе, а это всегда близкая тема детям.

Лиричностью в передаче жизненных впечатлений – ребёнок эмоционален, он откликается на чувства, учится чувствовать.

Для школы важна грамотность как результат обучения, но понимая не только как орфографические и пунктуационные навыки, но и как правильная речь детей.

Лаконизмом, сжатостью формы – у Пришвина много образцовых поэтических миниатюр и афоризмов, самостоятельных и включённых в самый текст рассказов, повестей и романов, которые могут быть процитированы и как законченные произведения.

Наблюдая за развитием языковой и речевой компетенции учащихся, учитель может ответить на вопросы:

  1. Интересны ли произведения Пришвина детям?
  2. Как предъявить тексты Пришвина?
  3. Что предпочтительнее в выборе вида работы – изложение или сочинение?
  4. Как сопоставлять первичный текст (М. Пришвина) и вторичный текст (ученический)?
  5. В какой последовательности обучать на текстах М. Пришвина устным и письменным высказываниям малых форм?
  6. В какой мере влияет изобразительность языка М. Пришвина на язык детских творческих работ?

Предлагается тематика сочинений – этюдов по данному началу:

Вошёл в мокрый лес.

Время летит, моргнуть не успел.

Мне принесли белую водяную лилию.

Ночью выпал снег.

Стояла на красивом месте лавочка.

Удивление покидает мир.

Никогда не поздно посадить деревце.

Осенью в листопад глаза разбегаются.

Опять блистательное утро.

Начальные строки взяты из миниатюр Пришвина, учитель может использовать произведенияМ.М.Пришвина в качестве текстов образцов на этапе подготовки к творческой работе малой формы, в других – на этапе анализа ученических работ.

В этом случае ученики, поработав над своими собственными сочинениями, смогут по достоинству оценить язык и стиль мастера художественного слова.

Материалы для работы – миниатюры из дневника Пришвина.

  1. Слабая лета опала вся, но дуб стоит во всём своём осеннем пожаре. Скоро придёт время, и дуб весь тоже обвалится. Но берёзка осенью, самое близкое человеку дереву, не сразу опадает всей берёзой, а отдельно, и каждое деревце уходит от нас по-своему.
  2. Многие любуются природой, но немногие принимают её к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так обойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу.
  3. Мне принесли белую водяную лилию. Я дождался, когда солнечный луч попал ко мне в окно, и поставил стакан с купавой против луча.

Тогда жёлтое внутри цветка вспыхнуло, как солнце, а белые лепестки сияли так ярко белы, что неровности бросили синие тени, и я понял весь цветок, как отображение солнца на небе.

Долго я смотрел на прекрасный цветок и затосковал по воде.

  1. Тайна жизни вся скрыта в маленьком семени; было маленькое семя, если, это семя раскрыло теперь все заложенные в него возможности, и по срезу огромного ствола я считаю годовые круги.

В этом и человеческая сложная жизнь ничем не отличается от дерева: из нас тот высший человек, кто лучше.

  1. Я, один. Я слышу, как бьётся мой пульс. Я вижу, как я тихо качаюсь от ударов. Я слышу дыханье лилового колокольчика. Я его люблю. Он связан со мной. И через любовь мою к цветку я связан со всем великим миром.
  2. Я стою и расту – я растение.

Я стою, и расту, и хожу – я животное.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек.

Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.

Опираясь на землю, я поднимаюсь: и надо много небо – всё небо моё.

И начинается симфония Бетховена, и тема её: всё небо – моё.

  1. Время и летит, моргнуть не успел, а вон акация уже в зелёных стручках, и расцвели все ирисы, и много раскрытых цветов на жасминах.

Погода сегодня оранжерейная после дождика, небо закрыто, и тихо, листик не шелохнётся, и тепло, только если не жарко. День задумчивый и раздумчивый, когда внимание рождает необычайные откровения обыкновенных неоткровенных существ.

  1. Опавшие листья уже запахли пряниками. Редки белые грибы, но зато как найдешь, так и набросишься на них коршуном, срежешь и вспомнишь, что обещался, увидев, не сразу резать, а полюбоваться.

Опять обещался и опять забыл.

Один грибник приходит с мелкими грибами, другой — с крупными. Один внимательный и, пользуясь силой внимания, видит грибы. Другой мелочи не видит возле себя, и не он направляет на гриб внимание, а сам гриб, большой, как лампа, обращает на себя его внимание.У таких грибников большинство грибов — крупные.

  1. Вошел в мокрый лес. Капля с высокой елки упала на папоротники, окружавшие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нему плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковер заячьей капусты - все расположилось в порядке, образующем картину.

И передо мной встал старый вопрос: что это создало передо мной картину в лесу, - капля, упавшая на папоротник?

  1. . Вчера утром после дождя создалось в природе все для счастья, как в раю. Липы направляют все силы, чтобы закрыть проникающий свет, отгородить наше от вашего. Дуб распускается, на черных кривых сучках его не зеленые листья, а золотые дары. Белка пронеслась поперек дорожки.

Последняя правда, что мир существует таким прекрасным, каким видели его детьми и влюбленными. Все остальное делают болезни и бедность.

  1. Это счастье никак не связано с у д а ч е й, но часто удача бывает от счастья; даже напротив, только измерив жизнь в глубину своей неудачей, страданьем, иной бывает способен радоваться жизни и быть счастливым. Удача - это мера счастья в ширину, а неудача есть проба на счастье в глубину.

Первая и самая большая радость, которую я себе доставляю, это доверие к людям. Быть как все. Страдать оттого, что я не как все.

  1. Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто - сам виноват.

Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемое в природе: природа - это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе. Только тогда можно сказать о природе, если найдешь и поймешь себя самого, как нечто небывалое.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы.


Работа над содержанием музыкальных произведений - как средство воспитания творческой инициативы учащегося ( на материале детских песен)


творческая работа -эссе Манжиковой Ольги 2 курса учащейся лицея "Живая память"

Творческая работа-эссе учащейся посвящена истории семьи в годы депортации калмыков. При написании работы были использованы как официальные источники - это монографии ученых- ис.


Рисунки учащихся представленные на I Международном конкурсе творческих работ "Здоровым быть здорво!"

Рисунки учениц 3 класса.


Творческие работы учащихся

Творческие проекты 1-11 классы.


Развитие творческой активности учащихся общеобразовательной школы в процессе разучивания хорового произведения

В младшем школьном возрасте формируются основные певческие понятия, певческая установка и вокально-хоровые навыки, такие как звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые навыки, дикция, .

Цели: продолжить знакомство с произведениями М.М.Пришвина, формировать тип правильной читательской самостоятельности.

Оборудование: портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, магнитофон.

Ход урока

1. Введение в тему.

– Смотрим на портрет. Кто узнал? Назовите имя, отчество, фамилию писателя, автора рассказа “Ярик”. Что знаем о нём?

– писатель
– путешественник
– фотограф
– охотник
– агроном
– сельский учитель
– военный журналист
– учёный природовед

– А ещё…Слушаем стихотворение поэта–моряка Тихонова. ( читает учитель)

– Кто же ещё Пришвин?

– Волшебник, обладающий силой слова. Поистине волшебник мог увидеть, почувствовать, сказать: “Я стою и расту – я растение.

Я стою, и расту, и хожу – я животное.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек!”

– Продолжим знакомиться с произведениями этого замечательного писателя, учимся понимать его мысли, поступки, его отношение к природе.

2. Работа над рассказом “Ярик”.

– На какую тему этот рассказ? Выберите из вариантов предложенных тем ту, к которой, на ваш взгляд, подходит рассказ.

Мир родной природы.

Человек и живая природа.

Мой четвероногий друг.

– Кто предложит своё название темы.

– Какое название вам нравится больше?

– В каком названии темы передано отношение человека к природе? (мой друг)

Порадовался, загрустил, удивился, открыл для себя, изумился, огорчился

– Назовите особенности этой группы слов. (Глаголы, слова-названия действий, передающих состояние души человека)

– Какими из этих глаголов можно сказать о чувствах самого М.М.Пришвина как автора рассказа “Ярик” (подчёркиваю).

– Докажите чтением отрывка. Какого? (чтение 1 абзаца)

– Летний дождик для писателя – удовольствие.

– Так примечать всё вокруг, открывать для себя подчас неприметную красоту родной земли, может только любящий её человек, а рассказать об этом – талантливый писатель.

– Что вам подсказывает название рассказа “Ярик”? (отношение – любовно-ласковое)

– Кто из вас при чтении определил породу собаки? Что помогло определить? (содержание)

– Можно ли по одному этому рассказу что-либо узнать об охотничьих собаках? Что? (зачитывается отрывок)

– Само название – охотничья собака говорит о многом: это очень необходимое для человека существо, этой науке собаку обучают и наука даётся нелегко.

– Подтвердите примером. Найдите отрывок, где тетеревиная матка уводила опасность от детей.

– О чём забыл Ярик? (зачитать)

– Как видите, рассказ Пришвина познавательный, он говорит много о природе. Для нас интересны названия цветов; интересно узнать о выучке охотничьих собак – один из эпизодов прочитали.

– Но мне кажется, в рассказе есть очень интересный момент. Какой? Чем интересен рассказ? Подсказка на доске.

Он дал мне понять…

Он мне по-своему доложил…

Я понял – он говорил…

Я поспешил к нему…

Я говорю Ярику глазами…

– О чём говорят эти слова?

– Пришвин как бы перевёл с языка природы на язык человеческий разговоры животного с человеком, мысли. И нам всё понятно.

– На что, в выписанных из текста выражениях, обратили внимание? (Я – ОН. Мы понимаем друг друга!)

– Да, это рассказ о взаимоотношениях человека и четвероногого.

– Как назовём героя рассказа? Кто он? (автор, писатель, человек, охотник, хозяин)

– А собака для него? (зачитывается отрывок из текста о Ярике)

гражданин
друг
брат

– Каким видится Ярик?

– Какая сильная собачья воля! На такое способен только друг!

– Каким словом называем такое отношение собаки к человеку? (верность, преданность)

– Людям бы поучиться!

– Вслушаемся в слово собака – безразлично-равнодушное, если одно слово.

– А если…своего Ярика или и того пуще – ГРАЖДАНИН !

– Необычное обращение. Вижу – улыбнулись. Пришвин не раз заставляет нас улыбнуться. Рассказ его и серьёзен, и мягок, и добр, да и жизнерадостен. По-хорошему радостно на душе за тепло от человеческого участия и теплоты в отношении к животному.

– Найдём строки рассказа, вызвавшие у нас это чувство.

– МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА БЕЗ СЛОВ!

– Итак, что же будем читать? (“разговоры”, диалоги, внутренние мысли)

3. Самостоятельная работа по группам.

1 группа – автор, Ярик

2 группа – тетеревиная семья, автор, Ярик

– Мы рядышком, мы слышим их. Зачитываем самые интересные.

4. Проверка самостоятельной работы.

Каждая группа зачитывает интересные “разговоры”.

Вывод о хозяине: уважает, любит, терпеливо учит

Вывод о собаке: предана, верна, имеет силу воли

– Можно ли рассказ читать по ролям? Почему? (нет, диалоги воображаемые)

– А если бы я предложила вам пересказать ребятам из параллельного класса содержание этого рассказа. Попробуйте мысленно. А теперь друг другу (работа в парах) Ну как?

– Этот рассказ пересказывать очень трудно, как стихотворение. Произведения о переживаемом, о чувствах, там, где много разговоров, пересказывать трудно. И не будем.

– Рассмотрите иллюстрацию к книге “Ярик”. Соотнесите с текстом.

– Чувствует ли художник текст! Откуда это видно? (поза собаки, желание автора научить)

– Художник сумел увидеть, почувствовать сцену и нам помог это увидеть. Художник Евгений Чарушин сам прекрасный писатель. Он недаром этот эпизод выбрал. В нём раскрывается психология животного. Оно близко, понятно нам по-человечески.

– Обратите внимание на концовку рассказа. (перечитали)

– Очень выразительная концовка. Чем? (Мы смеёмся! Представили Ярика и автора как двух неразлучных друзей, которые нам говорят: “ Вот как мы Вас одурачили, граждане!”)

– Рассказ о Ярике не окончен. Сегодня ещё одним маленьким рассказом дорисуем “портрет” человека и его друга.

5. Чтение и работа над рассказом “Предательская колбаса”.

Прочитайте название рассказа. (“Предательская колбаса”) Подберём родственные слова к прилагательному предательская. Что означают эти слова? Обратимся к словарю.

– Как думаете о чём рассказ? (Опять чувствуется тонкий юмор автора)

– Вот после чтения и скажите, почему излюбленная собачья закуска колбаса – называется таким отвратительным словом.

Чтение за диктором (аудиозапись)

– Понравился ли рассказ? Что понравилось? Как этот рассказ дополняет предыдущий? (дружба животных, ревнивое отношение хозяина, переживание)

– У меня создалось впечатление, что это, как бы продолжение той же истории. Как думаете, я права или нет?

– Этот рассказ отличается таким же проникновением во внутренний мир человека и животного.

– Какую мысль о взаимоотношении человека и животного утверждает избитая пословица. Кто помнит её? ( “Собака – друг человека”.)

– Можно ли считать её главной мыслью произведения? Докажите.

– Самые яркие эпизоды вам запомнились. Но мы не в беспорядке их вспомним, а в определённой последовательности.

– Кто догадался, почему?

  1. Подружились с Рябчиком.
  2. Ярик пропал.
  3. Через неделю снова незаконный визит.
  4. Хватило на две недели.
  5. Виноват, прости!
  6. Пожалуйте, молодой человек!

– Что означает слово визит? (обращение к словарю)

– Даже по заголовкам мы можем судить о выразительности рассказа, об отношении человека и его четвероного друга.

– Из-за чего оказался виноват Ярик? А уходил почему? (перечитываем начало рассказа)

– Объясните значение слова “ верста”. (обращение к словарю)

– Как расценил сам охотник и писатель Пришвин поступки своего воспитанника? (чтение отрывка со слов: “Я ничего не имел против…”

– Это не шуточное дело воспитывать собаку. Вы берёте в дом, заботитесь о ней, учите, воспитываете.

– Какими словами называет автор жизнь Ярика у него в доме? (зачитывается отрывок)

– Как понимаете значение слова “служба”? (обращение к словарю)

– Служба – обязательство. И важно не только по отношению к человеку, но и к собаке тоже.

– Перечитаем выразительно 1-й разговор хозяина с Яриком. Как надо читать? (строго, сурово)

– Подумайте, только ли нарушение служебного долга вызвали беспокойство автора. (чтение 1-го диалога)

– Нет! В первую очередь – беспокойство за жизнь собаки!

– Каким голосом разговаривал автор с Яриком?

– А результат? (прощал)

– Сколько раз прощал Ярику уход из дома писатель?

– Почему же Ярик нарушал каждый раз своё “обещание”? Почему я употребила слово “обещание”, ведь собака ничего не может обещать? (Опять мысленные диалоги. Опять Пришвин – переводчик.)

– Кто виноват, что Ярик нарушал обещание? (И хозяин отчасти. Срок визитов удлинялся в зависимости от наказания.)

– Говорит строго, сурово. Собака чувствует строгость, но за суровым словом почувствовали что-то? Что? (Скорое прощение.)

– Обратите ещё раз внимание на план. Если бы я предложила разделить рассказ на части в соответствии с заголовками, одинаковы ли были бы части?

– Какая самая большая? Почему?

– Главное для писателя показать, что явилось переломным, самым важным моментом в воспитании собаки. Действует не словом, а поступком. Здесь и переживание, и успокоение, что вернулся живой, и игра.

Задание по группам: Проследим, что пишет автор о состоянии человека (1 группа), как раскрывается психология охотничьего пса (2 группа). Но мне бы хотелось, чтобы вы обращали внимание на авторские слова. Почему это важно?

Вывод: Язык произведений Пришвина выразителен!

Самостоятельное чтение 5 части до слов “… в ящик стола”

Проверка работы

человек – беспокойство, тревога,

успокоение, любопытство, игра,

желание наказать, но тактично,

собака – чувство вины, желание примириться с

– Вернёмся ещё раз к названию рассказа. Почему назван рассказ так?

– Подумайте, кому из вас дам задание перечитать эпизод о Ярике и предательской колбасе, 1 группе или 2-ой? (Трудно определить. Всё переплелось, переживание человека и собаки.)

– 1 группа читает, а все подумали как этот эпизод позволяет почувствовать любовное отношение человека к собаке. (Рассуждения детей)

– Подумайте, как надо прочитать оставшуюся часть рассказа?

– Особая теплота рассказа поражает нас и заражает таким же добрым отношением к животным.

– Подумайте, что если бы все, как автор, любили, тепло относились к своим четвероногим друзьям, так же разумно воспитывали? (высказывания детей о том, что не было бы бездомных, покалеченных, брошенных собак, кошек)

– Перечитаем концовку рассказа. Что заставило улыбнуться в очередной раз? (Пришвин обращается к Ярику: “Пожалуйте, молодой человек!”)

Вначале я прочитала вам стихотворение, где Пришвин назван волшебником. А ещё он кто? Вернёмся к записи: писатель, охотник,…,…,…, искатель. Много знал и нам советовал: “…искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека… Природа – зеркало души человека”

Домашнее задание:

Подумайте, а что дальше может произойти? Читаем рассказы Пришвина о животных.

Природа явилась нам как родина, и родина-мать обратилась в отечество.
Я стою и расту — я растение
Я стою, и расту, и хожу — я животное
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю — я человек
С мыслями похуже-но там нужно порассуждать, что вот как растение питает себя полезными веществами, так и человек напитывается знаниями. У человека много общего с растениями и животными(стою, расту), но он тотличается тем, что он мыслитю Если человек не будет мыслить, то он превратится в растение, будет как сорняк…в этом духе, в общем

Привет! Я не могу сделать задание по чтению. Помогите мне пожалуйста записать мысли об этом высказывании! Природа явилась нам как родина, и родина-мать обратилась в отечество. Я стою и расту-я растение. Я стою, и расту, и хожу-я животное. Я стою, и расту, и хожу, и мыслю-я человек. Запиши свои мысли об этом высказывании. Заранее спасибо!

Природа создала всё живое так , что одно без другого не выживет. Растения нужно ежедневно поливать , ухаживать за ними. Многие животные травоядные , они питаются растениями , без них они бы не выжили. Людям необходимы и животные , и растения . Ведь в рацион питания входят и овощи и месо. В конце концов, небыло бы красоты цветов , маленьких , салатовых, появляющих после зимы листиков.Также растения превращают углекислый газ в кислород. А животные помогают человеку ( напримр в мелиции собаки).И несмотря на то , что человек - здравомыслющее существо он бы не прожил без других составных природы.

Читайте также: