Выберите конструкцию с олицетворением плачут вербы шепчут тополя

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024


Стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, написанное С. А. Есениным в 1925 году, стало еще одним криком души поэта, сильно и верно любящего свою родину. Вам предлагается краткий анализ “Спит ковыль. Равнина дорогая” по плану. Его можно использовать на уроке литературы в 11 классе при изучении данного произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Спит ковыль. Равнина дорогая.

История создания – стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1925 году, в период, когда поэт впервые оглянулся назад, чтобы подвести итог прошедшим годам, поразмыслить о судьбе страны, оглянуться на ее историю.

Тема – любовь к Родине, историческое прошлое и настоящее России – все это волнует С. Есенина, заставляя искать ответы на вопросы, оценивать себя, осознавать свою роль в происходящих событиях.

Композиция – кольцевая, автор начинает и заканчивает произведение одной и той же мыслью – он всегда будет любить свою родину, независимо от того, какое будущее ее ждет.

Жанр – лирическое стихотворение, можно также отнести к философской лирике, так как в нем поднимаются вопросы, не имеющие единого ответа, глубокие и сложные.

Стихотворный размер – написан хореем (двухсложный размер с ударением на первый слог), используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Метафоры – “свинцовой свежести ковыль”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, “новью той теснимый”.

Эпитеты – “Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.

Олицетворения – “Спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.

Антитеза – “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”.

Стихотворение написано в 1925 году, в последний год жизни поэта, когда период активного неприятия действительности уже прошел и началось философское осмысление происходящего.

  1. Тема стихотворения: Родина;
  2. Основная мысль: лирическому герою (автору), судя по некоторым строкам стихотворения, несладко живётся на Родине, но она по-прежнему остаётся важной частью его жизни, он её не перестаёт любить.;
  3. Лирический герой — мужчина (сам автор, Сергей Есенин), который несмотря на все трудности, продолжает любить Родину.;
  4. Звуки в стихотворении: плачут вербы, шепчут тополя, окрик журавлиный;
  5. Цвета в стихотворении: золотой (золотой бревенчатой избы), свет луны как одна из вариаций серебряного;
  6. Средства выразительности:
  • олицетворение (спит ковыль), олицетворение (родина не вольёт), олицетворения (плачут вербы, шепчут тополя), олицетворение (жизнь коснулась), эпитет (чужая юность), олицетворение (юность брызжет),
  • эпитет (равнина дорогая), эпитеты (свет таинственный и длинный), эпитет (окрик журавлиный), эпитет (отчие поля), эпитет (бревенчатой избы), эпитет (на родине любимой),
  • метафора (свинцовой свежести), метафора (новым светом), метафора (золотой избы), метафора (брызжет новью),
  • инверсия (не вольёт мне в грудь мою теплынь), инверсия (и моей коснулась жизнь судьбы),
  • гипербола, её смысл (знать, у всех у нас такая участь),
  • градация нисходящая (радуясь, свирепствуя и мучась),
  • антитеза (радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси), антитеза (всё любя, спокойно умереть),
  • сравнение (как сильного врага),
  • метонимия (на мои поляны и луга),
  • риторическое восклицание (дайте мне на родине любимой, всё любя, спокойно умереть);
  1. Размер — хорей четырёхстопный, рифма — перекрёстная;
  2. Жанр – стихотворение.

Мои впечатления

Сергеем Есениным очень красочно описана природа родного края, что, безусловно, помогает представить всю её красоту в голове. Но возникает лёгкая грусть, сочувствие лирическому герою, что он испытывает мучения, находясь на родине.

Основная тема произведения – это большая неизменная привязанность и любовь Есенина к своей стране. Идея единения его с родиной, как и во многих других стихах, здесь стоит на первом месте.

В стихотворении в скрытом виде присутствует заметка об изменениях, которые активно происходят в стране: “И теперь, когда вот новым светом и моей коснулась жизнь судьбы…”. Но лирический герой и сам Есенин слиты воедино – и тот, и другой не готовы менять своего отношения к родной земле из-за происходящих на ней событий, исторических изменений.

Разбор строф

✔ Во второй строфе лирический герой задает ключевой вопрос:

Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси?

На него каждый должен ответить сам, но автор говорит Да, несмотря на частые мучения и нередкие страдания. Как тут не вспомнить строки Блока:

За мученья, за гибель – я знаю, всё равно принимаю тебя.

Пусть они и относятся в большей степени к женщине.

✔ Есенин на поставленный самим собой вопрос и отвечает:

Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.

Далее герой развивает свой ответ и подтверждает преданность малой Родине, которая навсегда осталась в его сердце:

Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.

✔ Константиново для Есенина и есть тот пуп земли, которому он обязан… собой всем. В минуты боли и в часы предательства Сергей всегда питал силы в любви к небольшой рязанской деревушке в частности и русской деревни в целом. По мнению автора строк, именно там находится исток Руси, оттуда проистекает сила и непоколебимость русского народа.

Завершается стих подведением итога, в котором звучат слова просьбы-обращения:

Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

Каким изобразительно-выразительным средством являются выделенные слова в отрывках из стихотворений
С.А.Есенина и поэмы А.С.Пушкина?
1)Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
2)И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег
3) О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины
4) Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной
5)Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
а) эпитет
б) образное сравнение
в) метафора
г) олицетворение
д) перифраз

1 - Олицетворение
2 - Образное сравнение
3 - Метафора (Приложение изба-старуха – метафорический эпитет)
4 - Эпитет
5 - Перифраз
Эпитет тут был сложнее, так как во втором отрывке фраза Золотыми звездами в снег, очень похожа на эпитет, надеюсь, что ответ правильный)



Стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, написанное С. А. Есениным в 1925 году, стало еще одним криком души поэта, сильно и верно любящего свою родину. Вам предлагается краткий анализ “Спит ковыль. Равнина дорогая” по плану. Его можно использовать на уроке литературы в 11 классе при изучении данного произведения.

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Спит ковыль. Равнина дорогая.
История создания – стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1925 году, в период, когда поэт впервые оглянулся назад, чтобы подвести итог прошедшим годам, поразмыслить о судьбе страны, оглянуться на ее историю.

Тема – любовь к Родине, историческое прошлое и настоящее России – все это волнует С. Есенина, заставляя искать ответы на вопросы, оценивать себя, осознавать свою роль в происходящих событиях.

Композиция – кольцевая, автор начинает и заканчивает произведение одной и той же мыслью – он всегда будет любить свою родину, независимо от того, какое будущее ее ждёт.

Стихотворный размер – написан хореем (двусложный размер с ударением на первый слог), используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Жанр – это лирическое стихотворение, так как в каждом стихе – самые сокровенные мысли, чувства, переживания лирического героя.

Метафоры – “свинцовой свежести полынь”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, “новью той теснимый”.

Эпитеты – “Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.

Олицетворения – “Спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.

Антитеза – “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”.

Стихотворение было написано в июле 1925 года и опубликовано за полгода до смерти поэта. Оно стало итогом философских размышлений С.А.

Есенина на тему того, принимает ли он новый социально-политический строй – советскую Россию, новую экономическую модель – индустриализированную Россию, новый уклад быта и новую модель общества.

Ответ содержится в самом стихотворении: все новое, что появилось в России, поэту враждебно, но он готов ее любить и такую.

В жанровом отношении это стихотворение относится к общественно-политической лирике и не имеет сюжета, а содержит мысли и переживания самого поэта – лирического героя стихотворения о судьбах его Родины.

Практические все шесть строф стиха построены по принципу антагонизма: в первых двух строках дается некое утверждение, а в оставшихся – мнение автора по этому поводу. При этом в большинстве случаев авторская позиция доносится через отрицание и противопоставление.

Стихотворение написано пятистопным хореем, при этом первая стопа чаще всего бывает безударной, а пятая – усеченной. Рифма – перекрестная.

Основная тема произведения – это большая неизменная привязанность и любовь Есенина к своей стране. Идея единения его с родиной, как и во многих других стихах, здесь стоит на первом месте.

В стихотворении в скрытом виде присутствует заметка об изменениях, которые активно происходят в стране: “И теперь, когда вот новым светом и моей коснулась жизнь судьбы…”. Но лирический герой и сам Есенин слиты воедино – и тот, и другой не готовы менять своего отношения к родной земле из-за происходящих на ней событий, исторических изменений.

Композиция

Композицию стихотворения можно назвать кольцевой, так как поэт в начале и в конце говорит об одном и том же: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь” и “Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!

”. Есенин любит свою страну, несмотря ни на что.

Поэт последователен в своем описании родной природы. Сначала он говорит о природе и о том, что никакие другие места не могут заменить для него России. Далее он указывает, что в стране многим живется тяжело.

Перед нами возникают различные образы: это и луна, и спящие деревья, и избы. Все это представляется как живое, родное, пусть и неброское: растения тихо спят, шепчутся или плачут, льется таинственный свет.

Стихотворение состоит из шести строф, написанных хореем. Используются одновременно несколько видов рифмы: точная (дорогая – другая, полынь – теплынь), неточная (участь – мучась, теснимый – любимой), мужская (тополя – поля, судьбы – избы) и женская (светом – поэтом, длинный – журавлиный). Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Анализ стихотворения Есенина “Спит ковыль. Равнина дорогая

Среди поэтов первой половины 20 века Сергей Есенин занимает особое место. Не только потому, что его произведения отличает особая образность и чувственность, свойственная творчеству имажинистов.

Все дело в том, что он – один из немногих, кто до конца своей жизни остался верен выбранной тематике и воспевал красоту родного края, считая, что в этом заключается его главное жизненное предназначение.

Неудивительно, что отношение к творчеству Есенина в первой половине прошлого столетия было двояким.

Выходцы из деревень, понимавшие, о чем именно пишет поэт, буквально его боготворили, считая, что никому еще не удавалось в своих стихах так ярко и точно представить сельских быт и восхитительную в своей красоте русскую природу.

Представители интеллигенции же, наоборот, считали творчество Есенина бесполезным и бессмысленным, а его попытки поэтизировать село – пустой тратой времени.

Несмотря на то, что основную часть своей жизни Есенин прожил в Москве, воспоминания о родном селе Константиново он сумел пронести через все свое творчество.

Более того, заграничные путешествия лишь укрепили поэта в мысли, что только в России он может быть по-настоящему счастлив, так как ему понятен и близок шепот березовых рощ и тихий говор кленов.

Именно эту мысль он пытался донести современникам в своих произведениях, считая, что русская природа дает ему силы жить и является одним из самых главных источников его поэтического вдохновения.

В 1925 году, примерно за 6 месяцев до своей трагической гибели, Есенин вновь обращается к теме родного края и создает удивительно лирическое стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая…” . Это стихотворения можно расценивать как прощание поэта с тем, что для него было особенно дорогим и близким.

В очередной раз автор мысленно обращается к “свинцовой свежести” полыни, плачущим вербам и шепчущим тополям, так знакомым и милым ему с раннего детства.

Автор отмечает, что “никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”, тем самым, подчеркивая, что он остался совершенно равнодушен к красотам заморских стран.

При этом Есенин отмечает, что ему уже не суждено стать тем босоногим сельским мальчишкой, который когда-то приехал в Москву, чтобы стать знаменитым поэтом. Это время для него безвозвратно утеряно, однако теперь, когда “новым светом” окрашена его жизнь, он все равно остался поэтом “золотой бревенчатой избы”.

При этом автор испытывает сожаление о том, что теперь по любимым лугам и полям бегают совсем другие босоногие мальчишки, у которых в жизни все еще впереди. И им невдомек, что радость от пережитых ощущений останется с ними на долгие годы, став одним из самых ярких и теплых воспоминаний.

Есенину грустно оттого, что он может вернуться в свое прошлое лишь мысленно. Ведь теперь он – известный поэт, который, тем не менее, не может чувствовать себя счастливым под бременем славы. Но, в то же время, и в селе, где прошла его юность, он никому не нужен.

Этот удивительный мир, наполненный ароматами свежескошенных трав и шумом весеннего дождя, потерян для него безвозвратно.

Средства выразительности

Средства выразительности, выбранные Сергеем Есениным для стихотворения, удивительно разнообразны.

Среди них особого внимания заслуживают олицетворения: “спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.

Природа для поэта – живая, одушевленная. Это еще раз подчеркивает его любовь к родной земле.

Также он использует метафоры: “свинцовой свежести ковыль”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, эпитеты: “Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.

Интересно поэт включил в текст прием антитезы, уместив в одной строфе противоположные понятия: “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”. Это говорит об осознании существующих проблем, сопереживании людям, но при этом твердой позиции, невозможности оставить Родину. Поэт готов умереть, но не покинуть ее: “Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!”.

Сергей Александрович Есенин — великий русский поэт, чьи произведения знакомы каждому с раннего детства. Его лирика отличается откровенностью, эмоциональностью, напевностью, многие стихи его были переложены на музыку известными композиторами.

«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве, « — говорил Есенин.

Его можно логически разделить на две части: в первой поэт описывает красоту окружающей природы и говорит о своей любви к родине, во второй — о том, что он несмотря ни на какие перемены, произошедшие в социальной жизни, никогда не изменит этому чувству.

Главная тема стихотворения — глубокая, выстраданная любовь поэта к родному краю. Есенин не представляет своей жизни без бескрайних просторов полей, лугов и лесов. В трудные минуты воспоминания о любимых уголках природы согревают душу и придают силы поэту.

Читая это стихотворение, слышишь голос лирического героя, который пронизан чувством грусти, сожаления. Повествование течёт спокойно и размеренно, он словно сдерживает душевные муки.

Перед моим внутренним взором представилась картина: ночь, залитая лунным светом равнина, насыщенный запах луговых трав.

Стоит тишина, но если прислушаться, то можно услышать, как лёгкий ветерок слегка колышет тонкие травинки и где-то вдалеке раздаётся крик журавля. Есенин описывает дорогие ему уголки окружающей природы: бескрайние просторы родных полей, лесов, лугов.

Наблюдая уголок родного края, у него возникает чувство теплоты и любви к родине: Никакая родина другая Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Здесь перед нами предстаёт картина философских размышлений лирического героя, которые в основном передаются путём использования глаголов и деепричастий.

Знать, у всех у нас такая участь. И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живётся на Руси. Лирический герой принимает жизнь такой, как она есть, во всех её проявлениях и противоречиях.

Следующие строки являются связующим компонентом первых двух четверостиший. В первой части окружающий мир, описанный в начале стихотворения, наполняется деталями: Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя.

Вторая часть, — Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля, — Продолжает философские размышления лирического героя на тему отношения к родине. Чем дальше читаешь это стихотворение, тем больше оно нравится.

В последних строфах находит свое развитие философская проблема, поставленная в начале произведения.

Лирический герой желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные: Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга. Лирический герой видит окружающий мир как продолжение себя, и поэтому появление новой жизни воспринимается им как вторжение в личный мир.

Он не принимает изменений, но и не выступает против них, а остаётся в своём прежнем мире: Но и всё же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Всё любя, спокойно умереть! Есенин, возможно, предчувствуя свою гибель, пишет эти пророческие строчки.

Отдав таким образом дань родине, поэт считает свою миссию выполненной. Стихотворение звучит очень выразительно и музыкально.

Оно привлекло меня своей искренней большой любовью к окружающему миру, к родной природе.

Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки.

И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу.

В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией.


Краткий анализ

• История создания – стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1925 году, в период, когда поэт впервые оглянулся назад, чтобы подвести итог прошедшим годам, поразмыслить о судьбе страны, оглянуться на ее историю.
• Тема – любовь к Родине, историческое прошлое и настоящее России – все это волнует С. Есенина, заставляя искать ответы на вопросы, оценивать себя, осознавать свою роль в происходящих событиях.
• Композиция – кольцевая, автор начинает и заканчивает произведение одной и той же мыслью – он всегда будет любить свою родину, независимо от того, какое будущее ее ждёт.
• Стихотворный размер – написан хореем (двусложный размер с ударением на первый слог), используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

• Жанр – это лирическое стихотворение, так как в каждом стихе – самые сокровенные мысли, чувства, переживания лирического героя.
• Метафоры – “свинцовой свежести полынь”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, “новью той теснимый”.
• Эпитеты – “Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.
• Олицетворения – “Спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.
• Антитеза – “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”.

Подробный анализ

Вариант 1

Стихотворение лирическое, в нём автор и лирический герой едины. Используются в произведении символы, экспрессивные обороты, яркие определения, характерные для имажинизма. Стихотворение было написано и опубликовано в 1925-м году. Тогда Сергей Есенин подводил некие итоги своей жизни, много размышлял об историческом процессе в стране, что и нашло отражение в данном произведении.

Композиция, сюжет и тема стихотворения

Главными темами стихотворения стали любовь к родной земле, перемены, происходящие в стране. Поэт с сомнением говорит о перестройке государства, но подчёркивает, что его любовь к Родине не может уменьшиться из-за исторических перемен.

Явного событийного сюжета в стихотворении нет, однако определённая последовательность размышлений, логичность повествования прослеживается чётко. Просто сюжет здесь лежит в области мыслей и чувств. В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины. Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая так грела бы его грудь. Затем поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый всё равно ответит, что ему хорошо живётся на Руси. Радость, мучения и гнев – всё это есть, но даже самые тяжёлые испытания не уменьшают любви к родной земле.

Композиция кольцевая, поскольку в начале и конце произведения поэт делает одно и то же заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна. Стихотворение написано хореем. Рифма перекрёстная. В произведении шесть строф.

Художественные средства

Стихотворение Сергея Есенина написано ярко, оригинально, оно полно символов, раскрывает перед читателями проблему исторического перелома.

Вариант 2

Стихотворение было написано в июле 1925 года и опубликовано за полгода до смерти поэта. Оно стало итогом философских размышлений С.А.Есенина на тему того, принимает ли он новый социально-политический строй – советскую Россию, новую экономическую модель — индустриализированную Россию, новый уклад быта и новую модель общества. Ответ содержится в самом стихотворении: все новое, что появилось в России, поэту враждебно, но он готов ее любить и такую.

Стихотворение написано пятистопным хореем, при этом первая стопа чаще всего бывает безударной, а пятая — усеченной. Рифма – перекрестная.

Вариант 3

Среди поэтов первой половины 20 века Сергей Есенин занимает особое место. Не только потому, что его произведения отличает особая образность и чувственность, свойственная творчеству имажинистов. Все дело в том, что он – один из немногих, кто до конца своей жизни остался верен выбранной тематике и воспевал красоту родного края, считая, что в этом заключается его главное жизненное предназначение.

Неудивительно, что отношение к творчеству Есенина в первой половине прошлого столетия было двояким. Выходы из деревень, понимавшие, о чем именно пишет поэт, буквально его боготворили, считая, что никому еще не удавалось в своих стихах так ярко и точно представить сельских быт и восхитительную в своей красоте русскую природу. Представители интеллигенции же, наоборот, считали творчество Есенина бесполезным и бессмысленным, а его попытки поэтизировать село – пустой тратой времени.

Несмотря на то, что основную часть своей жизни Есенин прожил в Москве, воспоминания о родном селе Константиново он сумел пронести через все свое творчество. Более того, заграничные путешествия лишь укрепили поэта в мысли, что только в России он может быть по-настоящему счастлив, так как ему понятен и близок шепот березовых рощ и тихий говор кленов. Именно эту мысль он пытался донести современникам в своих произведениях, считая, что русская природа дает ему силы жить и является одним из самых главных источников его поэтического вдохновения.

Читайте также: