Влияние ультразвуковых и звуковых волн на рост и развитие растений

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Актуальность работы заключается в том, что с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений. А музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на окружающую среду и живые организмы.

Перед нами стоит проблема изучения положительного и разрушительного воздействия музыки на человека и другие живые организмы

Обзор литературы: В газете “Золотой век” автор статьи “Целебная сила музыки” [8] Г. Саго поднимает вопрос о том, какая музыка имеет целебную силу, а какая не имеет. На основе научных экспериментов и приводя в пример, случаи из жизни известных учёных, профессоров, врачей, автор затрагивает тему, которая до настоящего времени до конца не изучена, но уже есть доказательства, подтверждающие то, что музыка может быть не только благотворно влияющей, но и обладать разрушающей силой. Автор Шкляр Л. В. в книге “Музыкальное образование в школе” [7] говорит о том, что под воздействием громких звуков при длительном прослушивании такой музыки как рок, у человека нарушается сон и портится настроение. Есть опасность получить зависимость от такой музыки. Из книги Н. Ситниковой “Давайте слушать музыку” [10. ] автор повествует нам о песнях разных народов, причём говорит не только об их позитивном воздействии на человека, но и о том, что колыбельная песня обязательно должна исполняться на родном языке. Автор утверждает, что при слушании и пении таких песен исполнитель и слушатель наполняются спокойствием и умиротворением. В книге “Я познаю мир” [9] автор А. С. Клёнов рассматривает воздействие классической музыки на живые организмы. Эффект такой музыки, по словам автора книги, излечивающий, исцеляющий.

В процессе изучения литературы были установлены точки зрения авторов по поводу воздействия музыки: что существует разрушающая музыка, которая отрицательно действует на человека и на живые организмы, и музыка, обладающая силой положительного влияния на человека и на живые организмы.

Новизна работы в том, что в доступных источниках недостаточно информации о влиянии музыки на конкретные виды живых организмов.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель: выявить, какая музыка благотворно воздействует на человека и живые организмы, а какая обладает разрушающей силой.


Задачи:

1. Изучить литературу по предмету исследования и обозначить точки зрения авторов.
2. Провести лабораторное исследование по изучению воздействия музыки.
3. Наблюдая, выявить действие различных жанров музыки на объект исследования.
4. Сравнить результаты наблюдений.
5. Сделать выводы о воздействии музыки на рост и развитие живых организмов.


Гипотеза: если музыка является источником энергии, то можно предположить, что не вся музыка обладает силой, положительно влияющей на человека и другие живые организмы.

Предмет исследования: музыка различных направлений.

Методы исследования: сбор информации, цитирование, наблюдение, сравнение, анализ, систематизация., лабораторное исследование.

Значимость: наша работа может быть использована другими людьми, чтобы решить, какую полезно слушать музыку, а какую нет. Авторы относят свою работу к предмету “музыка”, потому что она выполнена в рамках образовательной программы по музыке

Раздел 1. ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА

Задача: изучить, в чём заключается сила музыки и её влияние на человека.

1.1. “Музыкальная медицина”

Целительное воздействие музыки на живые организмы было замечено еще на заре цивилизации. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие “музыкальной медицины”. Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено еще на заре цивилизации. Использование музыкального искусства с терапевтической целью описаны в древних папирусах и Библии. Музыка влияет на организм человека всесторонне. Во время прослушивания музыки головной мозг реагирует на неё активизацией нескольких областей. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека. Музыку наш мозг воспринимает одновременно двумя полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое тембр и мелодию. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее.

По данным московского медицинского центра “Ленц” и Детского Центра лечения, в результате многочисленных исследований установлено, что под действием музыки такие психические процессы, как память и ориентация улучшаются на 45–50%, а внимание – на 25–30%. Музыкальное воздействие на организм человека осуществляется не только на центральную нервную систему, но и на мышечную, пищеварительную системы. Современные научные исследования показали, что именно классическая музыка положительно влияет на физическое и психическое состояние человека, на здоровье больных. “Живая” музыка композиторов–классиков помогает избавиться от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог.

— Успокоиться помогут “Свет луны” Дебюсси, “Аве Мария” Шуберта, прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.

— “Лунная соната” Бетховена и “Симфония” Гайдна помогут снять раздражительность.

— При бессоннице слушайте сюита “Пер Гюнт” Грига, “Грезы” Шумана, пьесы Чайковского. Но не любая музыка улучшает зрение и слух, а только та, которая более всего отвечает внутреннему состоянию организма человека. После прослушивания рок – композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв. Так музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага. Известный русский хирург и академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием классической музыки организм начинает работать более слаженно, гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что классическая музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придаёт физическую бодрость.

Создатель музыкальной фармакологии американский учёный Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, “Лесного царя” Шуберта, оду “К радости” Бетховена из его 9–й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Такое воздействие музыки объясняется тем, что различные по частоте звуки по– разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связано с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека своя частота ритмов. Именно поэтому так различны музыкальные вкусы. Интересный факт, отмеченный психологами, – это “совпадение” искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме человека. В психологии существует такой термин как “слуховой путь”. Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60–70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбуждённые нервные центры (например, гнева и недовольства), снимают состояние стресса, боль, улучшают процессы обмена. Всё это происходит под воздействием классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Чайковский. “Но каждое произведение имеет своё воздействие на психическую деятельность” [3] Классическая музыка, в принципе, морально безупречна.

1.2. Эффект Моцарта.

“Гармония музыкальных звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера”. Кроме того, музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов.

Например, музыка Моцарта оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. “Причём эффект от музыки великого австрийца распространяется не только на людей, но и на домашних животных и даже на неодушевлённые предметы” [6]. В прошлом веке в одном из монастырей монахини исполняли музыкальные произведения для домашних животных. Они заметили, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока. Японцы выяснили, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. В Канаде струнные квартеты играют Моцарта на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и снизить количество аварий. Этот музыкальный феномен так и назвали – “эффект Моцарта”.

1.3. “Звуковой яд”.

В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки на животных, растения и человека была исключительно велика. К сожалению, с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений, и большинство из них действуют разрушительно на живые организмы, особенно сверхгромкие звуки – подобную музыку специалисты называют “музыкой–убийцей”, “звуковым ядом”. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.

Русский психолог Д. Азаров однажды признался: “Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства (рок–музыкантов). Когда я несколько раз прослушал эту музыкальную фразу, то ощутил такой прилив мрачного настроения, что сам был готов полезть в петлю”. Множество музыкальных произведений создано из “звуков–самоубийц”. Кто–то скажет: “если такая музыка существует – значит, она кому–то нужна”.

Да, наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И, всё же, чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным с помощью живописи, музыки, и других видов искусства. И гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо её звуки, проникающие всюду, способны сделать мир прекрасней, а человека – совершенней. Один древний мыслитель говорил: “Слушать Прекрасное и видеть Прекрасное – значит улучшаться”.


Вывод: Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и духовное развитие человека. Особенно музыка Моцарта положительно воздействует не только на людей и другие живые организмы. А рок музыка действует разрушительно на живые организмы. Таким образом, музыка может из друга превратиться во врага.

Раздел 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ НА ВСЁ ЖИВОЕ

Задача: изучение воздействия музыки на живые организмы.

“Музыка и растения. Связь этих слов между собой поначалу кажется невероятной. Один из первопроходцев изучения действия музыки на растения – индийский ученый Сингх. Его ученики провели эксперимент на луковицах репчатого лука. Исследования четко показали, что на музыку шумов ветра и воды растения отзывались положительно, в то время как на тяжелый рок растения отвечали уменьшением размеров листьев и корней, снижением веса.

Научно установлен факт, что растения неравнодушны к музыке и чутко реагируют на нее скоростью роста и плодоношением. Люди давно это заметили и использовали для увеличения урожая. Индейцы бассейна Карибского моря, например, посев семян тыквы сопровождали мужским хором, а сев овса вели под женское пение. Когда сажали овощи, играли на дудочках и свирелях, когда лен – пели.

Американский цветовод Локер радиофицировал свою теплицу и регулярно передавал концерты классической музыки. “Озвученные” цветы выросли высокими и прямыми, обильно цвели, цветы отличалась сочностью окраски, и дольше держались на цветоножках.

Животные тоже “слышат” музыку, активно реагируя на нее. Акулы, услышав классическую музыку, собираются вместе со всего океана.

Известно также воздействие музыки на организмы, относящиеся к царству грибов. Когда музыка Моцарта звучит в пекарне, дрожжевое тесто поднимается в 10 раз быстрее.

А рок отрицательно действует даже на слонов. Коровы, слушающие рок – концерты, дают горькое молоко.


Вывод: Классическая музыка прошлого и настоящего времени всегда будет актуальна и ценима человечеством во все времена, поскольку она пронизана положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость. А рок – музыка и сверхгромкие звуки действуют разрушительно на все живые организмы.

Раздел 3. ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА КОМНАТНОЕ РАСТЕНИЕ СПАТИФИЛЛУМ

Цель исследования: В ходе лабораторных исследований выяснить, оказывает ли музыка воздействие на рост и развитие растений.


Задачи исследования:

1. Провести лабораторное исследование по изучению воздействия музыки на рост и
развитие комнатного растения спатифиллум.
2. Наблюдая, выявить действие различных жанров музыки на объект исследования.
3. Сравнить результаты наблюдений.
4. Сделать выводы о воздействии музыки на рост и развитие растения как живого
организма.


Объект исследования: комнатное растение – спатифиллум.

Предмет исследования: воздействие различных ритмов музыки на развитие растения

Методы исследования:

* использование рок и классических звучаний для лабораторного исследования;
* наблюдение;
* сравнительный анализ.


Ход исследования.

Для лабораторного исследования использовались три абсолютно одинаковых 60–дневных черенка растения, выращенных из семян комнатного растения спатифиллум Черенки имели вертикальное расположение стебля, каждый из них был длиной 12см, и у них было по 5 листьев разной величины. Эти черенки были посажены в 3 одинаковых горшка, и в течение 4 месяцев осуществлялся уход за ними с соблюдением всех агротехнических приемов и условий исследования. При выращивании черенков использовалось музыкальное сопровождение. Записи условно разделены были на 2 группы:

* рок–музыка,
* классическая музыка.

По условиям исследования растения в горшках ежедневно ставили в пустой аквариум с закрытыми стеклянными стенками на 2 часа и создавали музыкальный фон согласно условиям данного исследования.

Сравнительный анализ:

сравнительный анализ результатов исследования показал что:

• Растение №1, которому включали классическую музыку каждый день на два часа, прибавляло в стеблевом росте и увеличивало количество листьев.

• Растение № 2, которому включали рок музыку каждый день на два часа, заметно отставало в стеблевом росте, листья его желтели и опадали.

• Растение №3, было контрольным, которому не создавали музыкальный фон – мало чем отличалось по внешним признакам от растения № 1.

• Растение №1 под действием классической музыки зацвело на 10 дней раньше контрольного растения и растения № 2 и имело крупный цветок.

• Растение №2 тоже зацвело, спустя 15 дней, но цветок был маленький и слабый.

Результаты исследования:

В ходе лабораторного исследования было установлено:

* Растение № 1 под воздействием классической музыки хорошо развивалось и зацвело раньше, чем контрольное растение № 3 на 10 дней.

* Растение № 2 под воздействием рок–музыки развивалось медленно, листья желтели и опадали, цветок появился на 15 дней позднее, чем у контрольного растения № 3.

* Контрольное растение №3, которому не создавали музыкальный фон, мало чем отличалось по внешним признакам от растения № 1, которому создавали классический фон.


Вывод. Данные результаты исследования дали возможность не предполагать, а утверждать, что музыка воздействует на растения (классическая благоприятно воздействует на физиологические процессы растений, а рок– музыка – угнетает и ослабляет растение).

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе изучения литературы были установлены точки зрения авторов по поводу воздействия музыки: существует разрушающая музыка, которая отрицательно действует на человека и на живые организмы, и музыка, обладающая силой положительного воздействия на человека и на живые организмы.

Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и духовное развитие человека. Особенно музыка Моцарта положительно воздействует не только на людей, но и на другие живые организмы. А рок – музыка действует разрушительно на все живые организмы.

Таким образом, музыка может из друга превратиться во врага.

Классическая музыка прошлого и настоящего времени всегда будет актуальна и ценима человечеством во все времена, поскольку она пронизана положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость. А рок – музыка и сверхгромкие звуки действуют разрушительно на все живые организмы.

Лабораторные исследования показали, что классическая музыка положительно действует на растение, способствуя его росту и развитию. Рок – музыка действует на растение губительно.

Результаты дали возможность не предполагать, а утверждать, что музыка классическая благоприятно воздействует на рост и развитие растений, а рок– музыка угнетает или ослабляет данные процессы.

Таким образом, наша гипотеза о воздействии музыки на растения как на живые организмы подтвердилась – музыка воздействует на рост и развитие растений.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней на основе анализа специализированной литературы и экспериментальных данных обосновывается эффект направленного действия резонирующих звуков музыки на рост и развитие растений. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов на уроках биологии, в зимнем саду помещений, при озеленении кабинетов

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиева Ю. Б. Музыка. 1–8 классы. // М., 1993.
2. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. // М., 1983.
3. Брыкова Т. В. Проектная деятельность в учебном процессе. // М.: Чистые пруды, 2006.
4. Кузовлев В. П. Английский язык (Книга для учителя к учебнику для 5 класса общеобраз. учреждений. // М.: Просвещение, 2001.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. // М.: Оникс 21 век, Мир и образование, 2004.
6. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. // М.: Сентябрь, 1998.
7. Шкляр Л. В. Музыкальное образование в школе. // М.: АСАДЕМА, 2001.
8. Саго Г. Целебная сила музыки. Золотой век// №3, 2008– С. 7.
9. Клёнов А. С. Я познаю мир. // М. 1999 г.
10. Ситникова Н. Давайте слушать музыку! // Саранск, 1989 г


Работу выполнили:

Кадет – Розов Александр,
Кадет – Назаров Илья,
Кадет – Битяев Владислав
9 класс


Руководители:

Малиновская Евдокия Андреевна, учитель биологии
Никитина Юлия Анатольевна, учитель музыки

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа–интернат “Ачинский кадетский корпус”

влияние музыки на растения

Влияние музыки на растения было отмечено ещё в древности. Так, в индийских сказаниях упоминается, что, когда бог Кришна играл на арфе, розы раскрывались прямо на глазах изумлённых слушателей.

Во многих странах верили в то, что песенное или музыкальное сопровождение улучшает самочувствие и рост растений и способствует наиболее обильному урожаю. Но только в 20-ом веке доказательства влияния музыки на растения были получены в результате опытов, проведённых в строго контролируемых условиях независимыми исследователями из разных стран.

Исследования в Швеции

70-ые годы: учеными из Шведского музыко-терапевтического общества установлено, что плазма клеток растительных организмов под воздействием музыки движется намного быстрее.

Исследования в США

70-ые годы: Дороти Ретеллек проведена целая серия экспериментов относительно влияния музыки на растения, в результате которых выявлены закономерности, связанные с дозами звукового воздействия на растения, а также с конкретными видами воздействующей музыки.

Продолжительность прослушивания музыки имеет значение!
Стиль музыки имеет значение!
Инструменты, которые звучат, имеют значение!

Ещё один эксперимент заключался в том, что растениям включалась близкая по звучанию музыка, которую условно можно отнести к классической: для первой группы – органную музыку авторства Баха, для второй – северную индийскую классическую музыку в исполнении ситара (струнный инструмент) и табла (ударный). В обоих случаях растения наклонялись к источнику звука, но в динамику с северно-индийской классической музыкой наклон был гораздо более выраженным.

Исследования в Голландии

Таким образом, влияние музыки на растения, интуитивно подозреваемое ранее, в настоящее время научно доказано. На основе научных данных и на волне интереса в продаже появились различные устройства, в большей или меньшей степени научные и призванные увеличить урожай и улучшить состояние растений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность работы заключается в том, что с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений. А музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на окружающую среду и живые организмы.

Актуальность работы заключается в том, что с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений. А музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на окружающую среду и живые организмы.

Растения – важнейший источник сырья и пищевых ресурсов и жизненно важного элемента – кислорода, без которого не могут существовать животные и человек. Именно растениям обязан живой мир нашей планеты своим становлением и жизнью. Благодаря растениям земной шар имеет кислородную атмосферу с тонким слоем озона, защищающего живые существа от губительного действия коротковолновых ультрафиолетовых лучей, идущих от Солнца.

Непреходящая ценность растений как постоянного источника нашей бодрости и вдохновения, эстетического наслаждения и красоты. Цветы растений всегда были символом любви и преклонения, они сопровождали человека на протяжении всей его жизни.

Казалось бы, люди уже хорошо изучили растения и представляют себе, как они растут и что требуют для своего развития, и вроде бы особых загадок тут уже нет. Но…

Велик и многообразен мир растений - от луговой травы до гигантской секвойи, достигающей в высоту 100-150 м. Человечество во все времена уделяло внимание растениям, заботясь о них, выращивая новые сорта цветов и деревьев. Относительно недавно люди стали изучать влияние музыки на растения.

Перед нами стоит проблема изучения положительного и разрушительного воздействия музыки на живые организмы.

Новизна работы в том, что в доступных источниках недостаточно информации о влиянии музыки на рост и развитие растении.

Цель нашей работы - в ходе лабораторных исследований выяснить, какое влияние оказывает музыка на рост и развитие растений.

Мы поставили следующие задачи:

1) Выяснить, кто из ученых занимался изучением влияния музыки на растения и какие выводы были сделаны в результате исследований;

2) Провести лабораторное исследование по изучению воздействия музыки на рост и развитие фасоли стручковой;

3) Сделать выводы о влиянии музыки на рост и развитие растений.

4) Составить рекомендации по использованию музыки при выращивании растений с целью стимулирования их роста и развития.

Практическая значимость работы:

Наша жизнь плотно связана с музыкой и поэтому, важно знать, как она влияет на растения, как не погубить их. Результаты этой работы пригодятся в сельском хозяйстве (для лучшей урожайности и скорости роста), в промышленности и во всех случаях, где используются растения.

Возможность использования полученных результатов на уроках биологии, в теплицах школы, при озеленении кабинетов.

Гипотеза данной работы:

Классическая музыка положительно влияет на рост и развитие растений, а рок-музыка - отрицательно (или не влияет на рост и развитие).

Объект исследования: растение семейства бобовых – фасоль стручковая

Предмет исследования: воздействие различных ритмов музыки на развитие растения.

Методы исследования: экспериментальный, статистический

1. Обзор литературы

В процессе изучения литературы были установлены точки зрения авторов по поводу воздействия музыки: что существует разрушающая музыка, которая отрицательно действует на человека и на живые организмы, и музыка, обладающая силой положительного влияния на человека и на живые организмы.

2 Собственные исследования

2.1 Зеленые меломаны

А из лощин, где распускались Во тьме цветы, и из садов Лились и в чащах отдавались Все громче песни соловьев.

Налетят лесные птицы.

Зашумят грачи, а с ними — Зацветут, зазеленеют.

Оживут леса и рощи.

Чтоб зацвести, земля должна Услышать голос соловьиный.

Рассказывают, будто во время концертов арфистов, виолончелистов и скрипачей, проводившихся в Древнем Ри­ме в садах богатых патрици­ев, на глазах изумленных слу­шателей раскрывались бутоны роз…[5] Растение с момента его по­явления сопровождают самые разнообразные звуки, которые ему отнюдь не безразличны.

2.2 Первые научные опыты по влиянию звуков музыкальных инструментов на рост растений

Первые научные опыты по влиянию звуков музыкальных инструментов на рост растений были поставлены в 1917 году индийским ученым Д. Босом. Он установил, что проигры­вание скрипичной музыки вы­зывает у растений довольно четко выраженную реакцию[6].

В 50-х годах появились ра­боты других индийских уче­ных о влиянии музыки на гидриллу, стыдливую мимозу, десмодиум, бальзамин и бар­хатцы. Было установлено, что звучание скрипки вызывает заметное ускорение движения цитоплазмы в клетках гидриллы — растения из семейства водокрасовых. Через несколь­ко минут после прекращения исполнения музыки скорость перемещения цитоплазмы вос­становилась до первоначаль­ной величины.

Из школьных учебников ботаники и общей
биологии известно, что движе­ние цитоплазмы имеет важное значение для перемещения веществ внутри клетки. Чем быстрее движутся вещества, тем интенсивнее протекает их обмен. Вместе с тем, чем интенсивнее обмен веществ, тем обычно быстрее растут растения. В связи с этим мож­но предположить, что факто­ры, благоприятствующие дви­жению цитоплазмы, способст­вуют и росту растений.

Опыты над стыдливой ми­мозой, проведенные индийски­ми исследователями, подтвер­ждают правильность этого предположения. Стыдливая мимоза — небольшое сорное растение тропических стран. Для нее характерна очень вы­сокая чувствительность к раз­личным раздражителям. Сто­ит слегка прикоснуться к ее сложному перистому листу, как небольшие листочки начи­нают быстро опускаться вниз. Растение как бы смущается от прикосновения. Вот почему эту мимозу назвали стыдли­вой.

Американские исследовате­ли проводили опыты с кукуру­зой и соей. При круглосуточ­ном воздействии музыкой эти культуры дали всходы на несколько дней раньше. Опыт­ные растения по сравнению с особями, не обработанными музыкой, были более креп­кими.

В экспериментах, постав­ленных Дороти Ретолак (США), 10-дневные проростки выращивались в камерах фитотрона, где с помощью авто­матики поддерживались на строго определенном уровне освещенность, влажность и температура. В первых кон­трольных камерах соблюда­лась абсолютная тишина. Во вторых — звучала органная музыка Баха и индийские мелодии Рави Шанкара, в третьих — джазовая музыка ведущих американских.компо­зиторов, в четвертых — совре­менная классическая музыка, и в остальных непрерывно играли ударные инструменты. [7] Через три недели растения высушили и взвесили. Опыты показали, что в камерах, где проигрывались произведения Баха и индийская музыка, размер растений, их сухая масса оказались наибольшими по сравнению с другими вари­антами, причем подметили, что стебли тянулись к источ­нику звуков. А вот рок-музыка и непрерывное звучание бара­банов сдерживали рост расте­ний, их стебли отклонялись прочь от источника интен­сивных звуков.

2.3 Строение растений и процессы, происходящие в них

Есть один неразрешенная и в то же время очень интересная проблема: каков же механизм воздействия музыки на растения? Вопрос в непосредственном физическом влиянии звуковых волн на растение или в каком-то другом действии самих музыкальных мелодий, тональностей, тембров, поскольку избирательность их действия на растения тоже четко показана?

Опыты указывают на то, что растения могут реагировать на действие звука, на звуковые волны определённой частоты. Растения реагируют на свет, температурные изменения, подвержены стрессу, способны к акклиматизации и адаптации. У них происходит обмен веществ, который совершается особых активных белков-ферментов. А.А. Замятин кандидат физико-математических наук, сравнил числа оборотов ферментов в некоторых биохимических реакциях, и оказалось, что они соответствуют частоте музыкальных звуков.[9]

Таким образом, в растительных клетках есть колебательные процессы и резонирующие структуры, которые лежат в основе биологического действия музыки на растение. Данный процесс получил название резонансный механизм.

Биофизики Романов С.Н., Мужеев Е.А., проводя исследования с растениями и модельные опыты с ферментами, установили связь музыки с живым веществом через молекулярные механизмы ферментных реакций, происходящие в растительных клетках.[10]

Растения - главный первичный источник пищи и энергии для всех других форм жизни на Земле. У некоторых растений питание гетеротрофное (сапрофиты и паразиты). Известно около 350 тыс. видов ныне живущих растений, которые делятся на низшие и высшие растения.

Чтобы лучше понять механизм влияния музыки на различные виды растений, необходимо знание строения растений, разбираться в явлении фотосинтеза. В нашей работе мы будем исследовать только высшие растения, имеющие корень, стебель, лист и цветок.

Растения - одно из царств органического мира. Важнейшее отличие растений от других живых организмов - способность к автотрофному питанию, т.е. синтезу всех необходимых органических веществ из неорганических. При этом зеленые растения используют энергию солнечных лучей, т. е. осуществляют фотосинтез - процесс, в результате которого создается основная масса органического вещества биосферы и поддерживается газовый состав атмосферы. Растения- живые организмы. Они обладают всеми качествами живой материи, могут реагировать на свет, температурные изменения окружающего воздуха, они подвержены стрессу, способны к акклиматизации и адаптации, у них имеется электрическая активность клеток.

Далее необходимо более подробно остановиться на внутреннем строении листа. На листовой пластинке многих видов растений четко выражены жилки. В них находятся пучки с проводящей и механической тканью. На нижней поверхности листа, среди прозрачных клеток кожицы, находятся парные зеленые клетки, между которыми есть щель. Пару замыкающих клеток и межклеточную щель между ними называют устьицем. Через устьице проходит газообмен и испаряется влага.

В основе биологического воздействия музыки на растения лежит резонансный механизм. Резонанс - это такое физическое явление, при котором резко возрастает амплитуда колебаний в какой-либо системе, если частота колебаний внешнего источника воздействия приближается к частоте собственных колебаний в системе.

Явление резонанса тесно связано с синхронизацией. Синхронизация- явление, при котором устанавливается такой режим колебаний, при котором частоты равны или кратны друг другу. Звуковой сигнал воспринимается резонирующими системами в растительных клетках и тканях, и амплитуда их колебаний их возрастает. В конечном итоге происходит возрастание интенсивности процессов, происходящих в клетках и тканях растения.

При музыкальном воздействии на растения наблюдаются эффекты и, очевидно, за счет явления резонанса. Этот факт не вызывает у ученых сомнений в его применимости. Таким образом, можно видеть последовательную связь музыки с живым веществом через молекулярные механизмы ферментных реакций на основе резонанса, происходящего в растительных клетках. Но этот механизм, на мой взгляд, очень сложен, и должен найти свое подтверждение в новых исследованиях ученых. В дальнейшем я хочу на практике показать, как влияет музыка на растения.

2.4 Научные открытия и практическая польза

В 70-ые годы учеными из Шведского музыко-терапевтического общества установлено, что плазма клеток растительных организмов под воздействием музыки движется намного быстрее.

В настоящее время ученые большое внимание уделяют звуковой обработке семян с целью стимуляции роста ра­стений. Сотрудники универси­тета штата Каролина (США) обнаружили, что шум реак­тивного двигателя ускоряет прорастание семян сахарной свеклы и репы. Исследователи предположительно объяснили это способностью звука разру­шать внешнюю оболочку се­мян и активированием процес­сов жизнедеятельности.

Сотрудники кафедры лес­ных культур Сибирского тех­нологического института доби­лись стимуляции роста расте­ний с помощью обыкновенного автомобильного гудка. Низ­кий, около 100 герц, звук улучшал всхожесть семян, по­вышал морозоустойчивость растений, ускорял темпы их роста. Так реагировали на автомобильный гудок листвен­ницы сибирская и даурская, сосна обыкновенная, клен ясе­нелистный. Однако для каж­дого вида необходимо свое определенное время обработ­ки.

Не только высшие растения, но и дрожжевые клетки оказа­лись небезучастными к музы­ке. Акустическая обработка в течение не более получаса привела к тому, что актив­ность дрожжевых клеток за­метно повысилась, — об этом говорит тот факт, что время брожения сократилось на два часа. Хлеб из озвученного теста оказался более каче­ственным.

Звуковые сигналы могут быть использованы не только для усиления роста, но и для опыления растений в тепли­цах, где эта операция прово­дится вручную, путем встря­хивания каждой цветочной кисти. Эту довольно трудо­емкую работу надо проделы­вать ежедневно в течение все­го периода цветения. Амери­канские исследователи пред­ложили ее механизировать. В теплицах, где выращива­лись помидоры, были установ­лены мощные свистки, приво­димые в действие сжатым воздухом. Стоит включить та­кой свисток, как колебания воздуха приведут в движение тычинки, пыльники лопнут и пыльца попадет на рыльца пестиков.

Можно предположить, что пение птиц в природе, напри­мер трели жаворонка над по­лем, является своего рода стимулятором роста растений. В пользу этого предположе­ния свидетельствует то, что максимум пения птиц в сред­ней полосе совпадает с перио­дом наиболее интенсивного роста растений. Однако для окончательного решения этого вопроса необходимы строго научные опыты.

Как часто, поддавшись мелодичным ритмам, мы уносимся от ежедневных забот в мир музыки, где отдыхает душа, а тело заряжается энергией, необходимой для новых трудовых подвигов и свершений.

Влияние музыки на рост и развитие растений

Второй пример возьмем из жизни – вирусы. Ученые до сих пор спорят, являются ли эти инфекционные агенты живыми или нет, ведь для их существования нужна клетка. При этом они миллионы лет мутируют и успешно приспосабливаются к окружающим условиям. Это одна из наиболее успешных форм жизни на нашей планете. Возможно даже, что человек – это отнюдь не венец природы.

Так что отсутствие мозга или ушей еще не означает, что кто-то или что-то не способно реагировать на музыку. Про мост, по которому в ногу шагает рота солдат или про бокал вина, разбивающийся от высокочастотных колебаний, просьба не вспоминать.

Например, листогрызущая гусеница при жевании издает характерные звуки, которые улавливает родственник капусты Резуховидка Таля. В качестве защитного ответа растение вырабатывает больше токсинов, отпугивающих вредителя. Ученые сделали соответствующую запись и включили ее, в результате чего характерная реакция повторилась.

Жужжащая пчела, подлетающая к цветку, издает определенные вибрации, которые стимулируют некоторые растения к высвобождению пыльцы. При этом для наблюдающего человека это вполне выглядит, как прямая реакция на звук.

Но вернемся к теме. Многочисленные эксперименты показывают, что наиболее благотворно на культурные растения влияет классическая музыка в исполнении Баха, а наиболее пагубно – рок, кричащая попса и обилие барабанных ритмов. Но даже хорошую мелодию нельзя включать более чем на 3 часа в сутки.

Недавно проведенный студентами регионального профучилища эксперимент показал, что культурные растения на грядках и в теплицах в целом хорошо реагируют на бардовскую песню, нейтрально относятся к хитам Баскова и Киркорова (в том числе и совместным) и отрицательно к кричащим и вычурным композициям из 90-х.

Автор публикации

© Илья Владимирович | 2020-09-27
Тот ещё садовник

Читайте также: