В процессе корневого питания растения поглощают из окружающей среды

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Учебник: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники:Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-М.:Вентана – Графф, 2011 г

Основная цель: Познакомить с понятием корневое питание

  • Сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе
  • Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к предмету,
  • Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности
  • Обеспечить высокую творческую активность при выполнении заданий
  • Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности.Способствовать развитию умений, учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы

Тип урока изучения нового материала

Вид урока беседа с презентацией,

Ход урока

  1. Организационный момент (2 минуты)
  2. Актуализация знаний о типах корневых систем, видах корней, функциях корней (5 минут)
  3. Изучение новой темы (30 минут)
  4. Закрепление: выполнение тестового задания (5 минут)
  5. Домашнее задание (2 минуты)

Материальное оснащение. Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Структура урока

1. Организационный момент

2. Приветствие класса.

3. Проверка домашнего задания.

На наших последних уроках мы вели разговор о корне. Изучили его внешнее и внутреннее строение. Давайте вспомним что такое корень? (вегететивный орган растения)

Как называется совокупность всех корней растения (корневая система)

Внимание на экран

Слайд 4. Как называются типы корневых систем, представленные на экране? (стержневая и мочковатая)

Для каких растений характерен стержневой тип корневой системы? (для двудольных растений)

Какие виды корней вам известны? (главный, придаточные и боковые)

Слайд 5. Внимание на экран, что обозначено на рисунке цифрами?

1 – главный корень

2 – придаточные корни

3 – боковые корни

  • Закрепляет растение в почве
  • Запасающая
  • Вегетативное размножение
  • Питательная

Более подробно мы сегодня будем знакомится с последней функцией корня.

4. Изучение нового материала

Слайд 7. Тема урока: Корневое питание растений (записывают в тетрадь)

Питание это одно из важнейших свойств живых организмов.

Процесс питания подразумевает поглощение питательных веществ. Давайте подумаем, что для растения является питательными веществами? (вода и минеральные соли или вещества)

Какие органы поглощают воду и минеральные вещества? (корни)

С помощью корней растения извлекают из почвы необходимое ему вещество – воду с растворенными в ней минеральными веществами- почвенный раствор.

Сам корень представляет собой как бы ряд последовательных станций которые транспортируют воду к наземным частям растений. У этих станций есть свои названия.

Давайте прочитаем их. Внимание на экран. Слайд 8. Трахеиды, корневой волосок, сосуды древесины, зона проведения, стебель, всасывающая зона, начиная с корневых волосков.

Я попрошу вас с помощью страницы 97 – 98 учебника расставить эти станции в нужном порядке начиная с корневых волосков. (Работают 5 – 7 минут)

Итак проверим, что у вас получилось?

Внимание на экран. Слайд 9.

Пунктом отправления для воды служит корневой волосок. Из него вода поступает в зону всасывания корня, затем по сосудам и трахеидам древесины поступает в проводящую зону корня, а потом только в стебель. Таким образом вода в корне передвигается снизу-вверх. Поэтому, поглощение, проведение минеральных веществ и воды в растении получило название восходящий ток.

Слайд 10. Доказать наличие этого тока можно, срезав стебель комнатного растения и надев на пенек короткую резиновую трубку, из которой через некоторое время начнет сочиться вода. Возникает вопрос, а почему минеральные вещества всё-таки движутся вверх вопреки законам земного притяжения?

Явление, которое заставляет двигаться вещества в одном направлении в растении получило название корневое давление. Слайд 11 (определение в тетрадь записывают)

Слайд 12. Доказательством наличия корневого давления служит природное явление которое называется гуттация или плач растений. Известно, что при высокой влажности воздуха и чрезмерной увлажненности почвы на листьях растений появляются капельки воды.

Слайд 13. Фото гуттации растений

Слайд 14. Откуда растения берут воду и питательные вещества? (из почвы)

Слайд 15. А что такое почва? (это верхний плодородный слой Земли)

Слайд 16. Откуда в почве вода?(осадки, человек поливает растения, грунтовые или подземные воды)

Слайд 17. Откуда в почве питательные вещества? (питательные вещества в почве могут накапливаться в результате разложения листового опада, деятельности животных (например, дождевых червей), а также человек может повышать плодородие почвы внося удобрения)

Слайд 18. Внесение удобрений называется подкормкой.

Давайте познакомимся какие удобрения существуют.

Слайд 20. Все удобрения делятся на минеральные и органические. Органические удобрения - это торф, навоз и перегной. Минеральные удобрения делятся на 2 группы: микроудобрения и макроудобрения. К макроудобрениям относят азотные, фосфорные и калийные. А к микроудобрениям относят удобрения, содержащие бор, медь, молибден.

От чего зависит потребность растения в минеральных веществах?

(От его вида, возраста, быстроты роста, характера погоды, времени суток и свойств почвы.)

Вывод: растение в процессе корневого питания поглощает много минеральных веществ. В почву для сохранения плодородия и нормального роста, и развития растений вносят органические и минеральные удобрения.

В наземные части папоротников, голосеменных и цветковых растений растворы минеральных веществ поступают из корней, всасывающих их из почвы корневыми волосками .

Корневые волоски работают как маленькие насосы. Вещества, поступившие в корневой волосок, перемещаются в другие клетки всасывающей зоны корня, поступают в сосуды центрального цилиндра корня и по ним поднимаются вверх в стебли и листья.

Доказать, что поступление растворов минеральных веществ в наземную часть растения происходит по сосудам древесины , можно с помощью простого опыта.

Ветку дерева ставят в окрашенную чернилами воду. Через несколько часов отрезают часть стебля и разрезают его вдоль. На срезе видно, что чернилами окрашивается только слой древесины. Значит, раствор чернил поднимается вверх по сосудам, которые находятся в древесине.

Процессы всасывания воды и её передвижения вверх по органам растений возможны благодаря действию корневого давления .

2 (6).jpg

Обрезают стебель растения, оставив небольшой пенёк. На него одевают небольшой кусочек трубки из резины, в который вставляют стеклянную трубку. Через некоторое время из трубки начинает капать вода. Но это происходит только после полива тёплой водой. Если же для полива использовать холодную воду, то капли воды не появляются. Значит, корни не могут поглощать холодную воду.

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Минеральное питание растений

Растения как живые организмы успешно растут и развиваются, если имеют все необходимые условия для жизни: свет, воду, воздух, пищу .

Пища нужна всем организмам, так как она – источник энергии.

Без притока энергии не могут осуществляться жизненно важные процессы в клетках, тканях и в организме в целом. Поэтому питание – необходимое условие для существования организма. Растительный организм с помощью корней и листьев добывает пищу в почвенной и наземной среде.

С помощью корней растение извлекает из почвы необходимые ему вещества – так осуществляется почвенное питание . В этом процессе особо важную роль играют корневые волоски в зоне всасывания . Вот почему почвенное питание еще называют корневым питанием . Корневое питание обеспечивает поступление в растение воды и минеральных солей.

Поглощение воды и минеральных веществ корнем (Интерактивный рисунок)

С помощью корневых волосков растение получает из почвы соли калия, кальция, фосфора, магния, соединения азота, серы и другие химические элементы. Минеральные вещества корневая система поглощает из почвы в виде растворов вместе с водой. Корневые волоски принимают непосредственное участие в их поглощении. При этом они работают как маленькие насосы. Вещества, поступившие в корневой волосок, перемещаются в другие клетки всасывающей зоны корня и затем поступают в клетки проводящей ткани – трахеиды и сосуды древесины . По ним они транспортируются в зону проведения корня и далее через стебель ко всем частям растения .

Механизм функционирования проводящих сосудов корня (Анимация)

Почвенное питание – это минеральное питание растений.

Во всасывающей зоне корня идет не только поглощение воды и солей. В этой части корня с участием поглощенных растворов минеральных солей и органических веществ, поступивших от листьев, активно идут сложные химические процессы обмена веществ и образования различных новых соединений. Здесь синтезируются сложные химические вещества, из которых строятся потом белки, витамины, ростовые вещества и др. Они необходимы для нормального роста и развития растения. Таким образом, корень не только всасывает из почвы воду с минеральными солями, но и участвует в образовании многих новых органических веществ.

Процессы поглощения и преобразования растворенных минеральных веществ интенсивнее идут в дневные часы. Особенно активно эти процессы происходят в период цветения растений.

В естественном растительном покрове поглощенные растениями минеральные вещества частично возвращаются в почву с опавшими листьями, ветками, хвоей, цветками, отмершими корневыми волосками. Но после уборки урожая сельскохозяйственных растений поглощенные корнем минеральные вещества не возвращаются в почву. Так, вынос только кальция из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг, свеклы – 40 кг, а капусты – 60 кг.

Чтобы предотвратить истощение почвы и собирать большие урожаи, на поля вносят удобрения . Их разделяют на органические и минеральные.

К минеральным удобрениям относятся и микроэлементы , которые потребляются растением в чрезвычайно малом количестве. Однако микроэлементы (медь, бор, молибден, марганец) не менее важны для жизнедеятельности растений. Они участвуют в обменных процессах организма, повышают устойчивость растений к болезням и неблагоприятным условиям окружающей среды.

Микроэлементы – группа незаменимых минеральных веществ, обеспечивающих жизнедеятельность растительных организмов.

Удобрения вносят в почву в разное время: до посева, одновременно с ним или после посева в виде подкормки . При внесении удобрений следует соблюдать нормы, так как их избыток снижает урожайность. Удобрения восстанавливают плодородие почвы и улучшают минеральное питание растений.

Корень – это специализированный орган минерального питания растений. Растение поглощает много минеральных веществ. В почву для сохранения плодородия и нормального роста и развития растений вносят органические и минеральные удобрения.

Учебник: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники:Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-М.:Вентана – Графф, 2011 г

Основная цель: Познакомить с понятием корневое питание

  • Сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе
  • Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к предмету,
  • Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности
  • Обеспечить высокую творческую активность при выполнении заданий
  • Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности.Способствовать развитию умений, учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы

Тип урока изучения нового материала

Вид урока беседа с презентацией,

Ход урока

  1. Организационный момент (2 минуты)
  2. Актуализация знаний о типах корневых систем, видах корней, функциях корней (5 минут)
  3. Изучение новой темы (30 минут)
  4. Закрепление: выполнение тестового задания (5 минут)
  5. Домашнее задание (2 минуты)

Материальное оснащение. Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Структура урока

1. Организационный момент

2. Приветствие класса.

3. Проверка домашнего задания.

На наших последних уроках мы вели разговор о корне. Изучили его внешнее и внутреннее строение. Давайте вспомним что такое корень? (вегететивный орган растения)

Как называется совокупность всех корней растения (корневая система)

Внимание на экран

Слайд 4. Как называются типы корневых систем, представленные на экране? (стержневая и мочковатая)

Для каких растений характерен стержневой тип корневой системы? (для двудольных растений)

Какие виды корней вам известны? (главный, придаточные и боковые)

Слайд 5. Внимание на экран, что обозначено на рисунке цифрами?

1 – главный корень

2 – придаточные корни

3 – боковые корни

  • Закрепляет растение в почве
  • Запасающая
  • Вегетативное размножение
  • Питательная

Более подробно мы сегодня будем знакомится с последней функцией корня.

4. Изучение нового материала

Слайд 7. Тема урока: Корневое питание растений (записывают в тетрадь)

Питание это одно из важнейших свойств живых организмов.

Процесс питания подразумевает поглощение питательных веществ. Давайте подумаем, что для растения является питательными веществами? (вода и минеральные соли или вещества)

Какие органы поглощают воду и минеральные вещества? (корни)

С помощью корней растения извлекают из почвы необходимое ему вещество – воду с растворенными в ней минеральными веществами- почвенный раствор.

Сам корень представляет собой как бы ряд последовательных станций которые транспортируют воду к наземным частям растений. У этих станций есть свои названия.

Давайте прочитаем их. Внимание на экран. Слайд 8. Трахеиды, корневой волосок, сосуды древесины, зона проведения, стебель, всасывающая зона, начиная с корневых волосков.

Я попрошу вас с помощью страницы 97 – 98 учебника расставить эти станции в нужном порядке начиная с корневых волосков. (Работают 5 – 7 минут)

Итак проверим, что у вас получилось?

Внимание на экран. Слайд 9.

Пунктом отправления для воды служит корневой волосок. Из него вода поступает в зону всасывания корня, затем по сосудам и трахеидам древесины поступает в проводящую зону корня, а потом только в стебель. Таким образом вода в корне передвигается снизу-вверх. Поэтому, поглощение, проведение минеральных веществ и воды в растении получило название восходящий ток.

Слайд 10. Доказать наличие этого тока можно, срезав стебель комнатного растения и надев на пенек короткую резиновую трубку, из которой через некоторое время начнет сочиться вода. Возникает вопрос, а почему минеральные вещества всё-таки движутся вверх вопреки законам земного притяжения?

Явление, которое заставляет двигаться вещества в одном направлении в растении получило название корневое давление. Слайд 11 (определение в тетрадь записывают)

Слайд 12. Доказательством наличия корневого давления служит природное явление которое называется гуттация или плач растений. Известно, что при высокой влажности воздуха и чрезмерной увлажненности почвы на листьях растений появляются капельки воды.

Слайд 13. Фото гуттации растений

Слайд 14. Откуда растения берут воду и питательные вещества? (из почвы)

Слайд 15. А что такое почва? (это верхний плодородный слой Земли)

Слайд 16. Откуда в почве вода?(осадки, человек поливает растения, грунтовые или подземные воды)

Слайд 17. Откуда в почве питательные вещества? (питательные вещества в почве могут накапливаться в результате разложения листового опада, деятельности животных (например, дождевых червей), а также человек может повышать плодородие почвы внося удобрения)

Слайд 18. Внесение удобрений называется подкормкой.

Давайте познакомимся какие удобрения существуют.

Слайд 20. Все удобрения делятся на минеральные и органические. Органические удобрения - это торф, навоз и перегной. Минеральные удобрения делятся на 2 группы: микроудобрения и макроудобрения. К макроудобрениям относят азотные, фосфорные и калийные. А к микроудобрениям относят удобрения, содержащие бор, медь, молибден.

От чего зависит потребность растения в минеральных веществах?

(От его вида, возраста, быстроты роста, характера погоды, времени суток и свойств почвы.)

Вывод: растение в процессе корневого питания поглощает много минеральных веществ. В почву для сохранения плодородия и нормального роста, и развития растений вносят органические и минеральные удобрения.

В растениях непрерывно идут процессы синтеза и распада, которые принято называть обменом веществ. Преобладание синтеза над распадом позволяет создавать урожай, что и является целью возделывания сельскохозяйственных культур. Но синтез невозможен без непрерывного притока ряда веществ, которые поступают в растение или через корни из почвы, или поглощаются листьями из атмосферы. В связи с этим различают воздушное и корневое питание растений.[ . ]

Воздушное питание растений представляет собой главным образом углеродное питание, которое осуществляется в процессе фотосинтеза. Сущность этого процесса состоит в том, что в зеленых листьях растений из углекислого газа, поступающего из воздуха, и воды, поступающей из почвы, под влиянием солнечных лучей происходит поглощение и связывание углерода в форме углеводов и других соединений, в том числе и таких сложных соединений, как белки. Методом меченых атомов установлена возможность усвоения углерода и через корневую систему.[ . ]

Установлено также, что нанесенные на листья водные растворы солей, содержащих азот, фосфор, калий и другие элементы питания, быстро проникали в растения и вступали в обмен веществ. Способность растений поглощать воду и растворенные в ней вещества через листья нашла свое отражение в практике применения внекорневых подкормок сельскохозяйственных культур. Однако в обычных природных условиях глав-"ным путем поступления в растения воды, азота и зольных элементов является корневое питание.[ . ]

Наиболее распространенной теорией поступления питательных веществ в растения через корни является так называемая адсорбционная теория.[ . ]

В дальнейшем адсорбированные питательные вещества проходят основную массу цитоплазмы (мезоплазму), внутренний поверхностный слой цитоплазмы (тонопласт) и попадают в проводящую систему растения. В растительных клетках непрерывно идут процессы распада белковых молекул и образование новых (дыхание, обмен веществ); это и позволяет адсорбированным ионам перемещаться.[ . ]

На поступление питательных веществ в растения оказывают большое влияние аэрация почвы, обеспеченность растений водой, корневые выделения и избирательная способность, реакция среды, концентрация питательных веществ в почве, соотношение элементов питания, деятельность микроорганизмов и другие особенности условий, в которых обитают растения.[ . ]

Для того чтобы нормально происходили процессы дыхания, фотосинтеза, поступления и превращения элементов питания в корневой системе, в почве должно быть достаточное количество кислорода. При содержании в почвенном воздухе менее 8—12% кислорода большинство растений испытывает угнетение, а ниже 5% — Гйбнет. Губительное действие на растения оказывает также высокая концентрация в почвенном воздухе углекислого газа. Наиболее хорошие условия для выращивания растений создаются при наличии в почвенном воздухе около 1% С02.[ . ]

Поступление в растения элементов питания через корневую систему неразрывно связано также с нормальным снабжением их водой. Отсюда понятна высокая эффективность удобрений в условиях орошаемого земледелия или достаточного увлажнения, например в северной части нечерноземной полосы.[ . ]

Характерно, что при лучшей обеспеченности элементами питания растения более продуктивно используют влагу. При недостатке питательных веществ растения расходуют значительно больше влаги на единицу сухого вещества, чем при нормальном содержании элементов питания. Конечно, очень строгой пропорциональности между потреблением влаги и усвоением питательных веществ нет, но, по данным ряда исследователей, удобренные зерновые культуры за вегетационный период используют воды на единицу сухого вещества на 15—20% меньше, чем неудобренные.[ . ]

Читайте также: