В наших лесах растут березы

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Материалы для проведения промежуточной аттестации по литературному чтению, включая спецификацию и 4 варианта работы.

ВложениеРазмер
promezhutochnaya_attestatsiya.docx 215.61 КБ

Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация 2014/2015 учебного года по литературному чтению в 4 классе

Раздел 1. Спецификация итоговой работы по литературному чтению в 4 классе .

  1. Документы, определяющие содержание итоговой работы. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
  1. Подходы к отбору содержания, разработке материалов проверочной работы. Задания, представленные в контрольно-измерительных материалах, составлены с опорой на планируемые предметные результаты по литературному чтению для учащихся, заканчивающих начальную школу. В работе представлены задания базового и повышенного уровня.
  2. Структура итоговой работы. Итоговая контрольная работа по литературному чтению содержит задания базового уровня (Часть А) и повышенного уровня (Часть В и С).

Часть А и В содержат задания с кратким ответом.

Часть С – задание с развёрнутым ответом.

  1. Время выполнения работы. На выполнение итоговой работы отводится 45 минут (учитывая инструктаж и подпись работы).

3 задания по 3 минуты

Раздел 2. Кодификатор элементов содержания, предметных и метапредметных умений по литературному чтению в итоговой контрольной работе для 4 класса.

1. Определять тему текста.

2. Заголовок текста.

2. Озаглавливать текст.

3. Анализ текста.

3. Находить в тексте нужные слова и предложения.

1. Находить в тексте информацию, представленную в явном виде (К.)

4. Находить в тексте ответ на поставленный вопрос.

5. Соотносить иллюстрацию с текстом.

6. Составлять план текста.

2. Анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста (К.)

4. Средства выразительности. Сравнение. Олицетворение.

7. Находить в тексте сравнения.

8. Находить в тексте олицетворение.

5. Работа с таблицей.

9. Находить в тексте ответ на поставленный вопрос. Заполнять таблицу.

3. Работать с таблицей (П.)

10. Делать выводы, доказывать свою точку зрения.

4. Извлекать информацию, данную в тексте в неявном виде, формулировать выводы (П.)

Раздел 3. Инструкция для учащегося (зачитывается учителем).

Ребята! На выполнение контрольной работы по литературному чтению отводится 1 урок (45 минут). Подпишите полученные вами листочки с контрольной работой. Работа состоит из трёх частей. Прочитайте тексты и ответьте на вопросы. Части А, В и С включает в себя задания с кратким и полным ответом, который вы должны будете вписать на пустых строчках после заданий. Если допустил ошибку, зачеркни неправильный ответ и подпиши правильный. После выполнения работы сдаются учителю или ассистенту. Желаем успехов!

Раздел 4. Инструкции для учителя по проведению и проверке итоговой контрольной работы по изобразительному искусству в 4 классе.

1. Инструкция для учителя и ассистента по проведению итоговой контрольной работы по литературному чтению в 4 классе.

Этапы проведения работы: 1. Инструктаж учащихся, подпись работ. – 2 минуты. 2. Выполнение работы – 43 минуты.

Работа состоит из трёх частей. Части А и В содержат задания с кратким ответом. Часть С – задание с развёрнутым ответом. Если учащийся допустил ошибку, то неправильный ответ зачёркивается, и сверху подписывается правильный ответ. После выполнения работы сдаются учителю или ассистенту.

2. Инструкция для учителя по проверке проверочной работы.

2 балла (1 за каждый ответ)

блистают пурпурные и золотистые

листву прорываются солнечные

не клюют птицы и не трогают

развесистых дубов вьют гнезда

широкие, лапчатые, узорчатые

травой, грибами, земляникой

весёлое, радостное, русское

густые, крепкие, развесистые

3 балла (1 за каждое слово).

1. Клён любит свет.

2. Берёзовый лес весной.

1. Рябина растёт в наших лесах.

3 балла (1 за каждый пункт плана).

3. Берёзовый лес летом.

4. Рябина цветёт.

5. Семена разлетаются.

4. Берёзовый лес осенью.

5. Дуб – ранимое (или нежное) дерево.

Далеко разлетаются крылатые семена клёна.

В праздничные летние дни девушки завивали из ветвей молодых березок венки, пели под березами хороводные песни.

Только поздней осенью, когда опадёт с деревьев пожелтевший и покрасневший лист, прижмут первые осенние заморозки, ягоды рябины становятся сладкими.

Крепок ствол старого могучего дуба, его развесистые ветви.

Ветки, точно пружины.

Золотыми монетками листвы

В умеренном поясе обоих полушарий, В Средиземноморье и в Средней Азии.

На Евразийском континенте в умеренном и северном поясе.

В умеренном и тропическом поясе Северного полушария.

3 балла (1 за каждую правильно заполненную строку в таблице).

Плоды клёна имеют лёгкие крылья, с помощью которых семена разносятся ветром.

Листья плотные, треугольной или ромбовидной формы, с пильчатыми краями.

Листья сложные, длиной до 21 см, состоящие из 9 небольших листочков.

Листья вытянутые, лопастные или бугорчатые.

Окраска их зависит от вида клёнов.

Весной берёза выпускает длинные коричневые или зелёные сережки.

Плоды рябины - оранжево- красные ягоды горьковатого вкуса.

Желуди, длина которых 2-4 см. Они продолговатые с блестящей коричневой или зеленой оболочкой. На макушке их имеются бурые шапочки.

Нет, потому что клён любит свет, и его семена не смогут разлетаться.

Нет, потому что берёза растёт в северных районах, но любит солнце.

Нет, потому что рябина растёт в северных районах, ей нужна влага.

Нет, потому что там холодно и дуют холодные сильные ветра, а он высокий.

4 балла (см. таблицу ниже)

Таблица 2. Проверка задания части С.

Критерии оценки задания части В.

Правильно сформулировал одно доказательство.

Доказательство правильно оформлено в письменной речи.

Правильно сформулировано второе доказательство.

Доказательство правильно оформлено в письменной речи.

Таблица 3. Перевод баллов в отметку.

Таблица 4. Сводная таблица результатов.

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

учени___ 4 класса ______________________________________________

Часть А _________________________________________________________

В зелёном русском лесу вряд ли есть дерево, живописнее клёна. Красивы широкие лапчатые и узорчатые листья клёна, гладкий и чистый его ствол. Крепка и прочна его древесина. Обычно растёт клён рядом с другими деревьями берёзой, осиной, дубом, ольхой. Крепки и туги кленовые ветки. Точно пружины, гнутся они под рукою. Весёлый зелёный клён любит солнечный ярки й свет. Лучами солнца освещена его вершина. Клёны сажают в городских парках, украшают ими парковые дорожки, берега прудов. Особенно красивы клёны ранней осенью. В лучах солнца блистают пурпурные и золотистые кленовые листочки. Что-то праздничное, весёлое есть в этом дереве, украшающем наши леса. Далеко разлетаются крылатые семена клёна. Семена эти разносит ветер, гуляя по полям и лугам. Там, где упадёт на удобное место крылатое семечко, вырастет на другой год молодой тоненький кленок. (По И. Соколову-Микитову).

А-1 О чём этот текст? Напиши.

А-2 Озаглавь текст. Впиши своё название на пустой строчке перед текстом.

А-3 Вставь слова в предложения, используя текст.

Клён любит ________________________________________________________ свет.

В лучах солнца ___________________________________________________________

____________________________________________ кленовые листочки.

А-4 Какие семена у клёна? Выпиши слово из текста. _____________________________________

А-5 Какие листья у клёна? Выпиши из текста три слова.

А-6 Впиши недостающие заголовки в план текста.

  1. Клён в русском лесу.
  2. __________________________________________________________________
  3. Клёны сажают в парках.
  4. __________________________________________________________________
  5. ___________________________________________________________________

А-7 Сделай подписи рядом с рисунком, используя текст.

В-1 Выпиши из текста сравнение.

В-3 Прочитай текст и заполни таблицу.

Клен получил своё название из латинского языка и обозначает “острый”, так как его листья имеют острые лопасти от 3 до 5. Растёт клён в основном в умеренном поясе обоих полушарий, а также в Средиземноморье и в Средней Азии. Клён - это дерево или кустарник с опадающими, простыми, лопастными, довольно крупными черешковыми листьями. Плоды клёна имеют лёгкие своеобразные крылья, с помощью которых семена разносятся ветром по округе. Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета: лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые. Окраска их зависит от вида клёнов.

Где произрастает клён?

Почему плоды клёна могут разноситься ветром?

От чего зависит окраска листьев клёна осенью?

С-1 Сможет ли расти клён в тенистом и безветренном месте? Докажи свой ответ, представив два доказательства.

  1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

учени___ 4 класса ______________________________________________

Часть А _________________________________________________________

Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрытые тонкой берестою. Особенно хорош березовый лес весной. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки березы каплет живительный сладкий сок. Множество пролетных певчих птиц собирается в березовых рощах. В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет травой, грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Чудесен и ранней осенью березовый лес, покрытый золотыми монетками берёзовой листвы. Крутясь в воздухе, танцуют, а потом падают на землю золотые листочки. От дерева к дереву протянуты тонкие липкие нити серебристой паутины. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в березовом лесу звук. Простые деревенские люди ласково называли березу березонькой. В праздничные летние дни девушки завивали из ветвей молодых березок венки, пели под березами хороводные песни. (По И. Соколову-Микитову)

А-1 О чём этот текст? Напиши.

А-2 Озаглавь текст. Впиши своё название на пустой строчке перед текстом.

А-3 Вставь слова в предложения, используя текст.

Множество __________________________________________________________ птиц.

Сквозь густую ___________________________________________________________

А-4 Какие песни? Выпиши слово из текста. _____________________________________________

А-5 Чем пахнет летом в роще? Выпиши из текста три слова.

А-6 Впиши недостающие заголовки в план текста.

  1. Милая сердцу берёза.
  2. __________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________
  4. __________________________________________________________________
  5. Птицы готовятся к отлёту.

А-7 Сделай подписи рядом с рисунком, используя текст.

В-1 Выпиши из текста сравнение.

В-3 Прочитай текст и заполни таблицу.

Где родина берёзы?

Какие листья у берёзы?

Что появляется на берёзе весной?

С-1 Сможет ли берёза расти на болотах в южных районах? Докажи свой ответ, представив два доказательства.

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

учени___ 4 класса ______________________________________________

Часть А _________________________________________________________

Рябина - это ветвистое деревце почти всюду растёт в наших лесах. У него перистые зелёные листочки шелестят даже при лёгком ветерке. Есть что-то весёлое, радостное, русское в этом деревце, которое всегда и всем улыбается. Рябину можно увидеть на севере нашей страны, где не растут плодовые деревья – яблони и груши. Ствол рябины гладок и чист, покрыт тонкой блестящей корою. Цветёт рябина поздней весной, когда оденутся в зелёную одежду леса, поют, заливаются на опушках и на берегах рек и лесных ручьёв звонкоголосые соловьи. Скромные, похожие на большие желтоватые гроздья цветы рябины малозаметны, не отличаются пышной красотой. Летом на лесной красавице начинают краснеть гроздья небольших ягод. Они медленно созревают под лучами летнего солнца. Ягоды лесной рябины жёстки и невкусны. Летом их не клюют птицы и не трогают люди. Только поздней осенью, когда опадёт с деревьев пожелтевший и покрасневший лист, прижмут первые осенние заморозки, ягоды рябины становятся сладкими. (По Соколову- Микитову)

А-1 О чём этот текст? Напиши.

А-2 Озаглавь текст. Впиши своё название на пустой строчке перед текстом.

А-3 Вставь слова в предложения, используя текст.

Ягоды лесной рябины __________________________________________ и невкусны.

Летом их ___________________________________________________________

А-4 В какую одежду оденутся леса? Выпиши слово из текста. ___________________________

А-5 Есть что-то… в этом деревце? Выпиши из текста три слова.

А-6 Впиши недостающие заголовки в план текста.

  1. __________________________________________________________________
  2. Рябину можно увидеть на севере нашей страны.
  3. Ствол рябины.
  4. ___________________________________________________________________
  5. ___________________________________________________________________

А-7 Сделай подписи рядом с рисунком, используя текст.

В-1 Выпиши из текста сравнение.

В-3 Прочитай текст и заполни таблицу.

Рябина распространена исключительно на Евразийском континенте: в умеренном и северном поясе. Название у неё кельтское и переводится, как “терпкий”, “горький”, что указывает на вкус её плодов. Рябина - это листопадное дерево или кустарник высотой от 4 до 8 м. Кора у неё серая. Листья сложные, длиной до 21 см, состоящие из 9 небольших листочков. Белые мелкие цветки собраны в зонтикообразное соцветие. Плоды рябины - оранжево- красные ягоды горьковатого вкуса. В любое время года рябина является украшением улиц, садов и парков.

Где произрастает рябина?

Какие листья у рябины?

Как выглядят плоды рябины?

С-1 Сможет ли рябина расти на пустынях Африки? Докажи свой ответ, представив два доказательства.

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

учени___ 4 класса ______________________________________________

Часть А _________________________________________________________

В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба. Крепок ствол старого могучего дуба, его развесистые ветви. Как богатырь возвышается он над другими деревьями. Когда-то, еще в давние времена, дубов росло много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Теперь дубы встречаются редко. В старинных парках, кое-где в лесу и в чистом поле можно увидеть старый развесистый дуб, который смотрит сверху на всех посетителей парка. В сплошных лесах дуб высоко возносит зеленую свою крону. А вырастая на свободе, обычно широко раскидывает густые крепкие ветви, покрытые зеленой, жесткой листвою. В вершинах развесистых дубов вьют гнезда птицы. Весною позже других деревьев распускаются на дубах почки. Люди давно приметили, что в это время обычно дует холодный северный ветер. Несмотря на свою силу, дуб - дерево нежное, боится крепких морозов. Дуб растет очень медленно. Ученые утверждают, что некоторые дубы живут до тысячи лет. (По Соколову-Микитову).

А-1 О чём этот текст? Напиши.

А-2 Озаглавь текст. Впиши своё название на пустой строчке перед текстом.

А-3 Вставь слова в предложения, используя текст.

Крепок ствол __________________________________________ дуба.

В вершинах ___________________________________________________ ____________________________________________ птицы.

А-4 В парках каких? Выпиши из текста. _________________________________

А-5 Какие ветки у дуба? Выпиши из текста три слова.

А-6 Впиши недостающие заголовки в план текста.

  1. Мощный и крепкий дуб.
  2. Теперь дубы встречаются редко.
  3. ___________________________________________________________________
  4. ___________________________________________________________________
  5. ___________________________________________________________________

А-7 Сделай подписи рядом с рисунком, используя текст.

В-1 Выпиши из текста сравнение.

В-3 Прочитай текст и заполни таблицу.

Дуб - это крупное, листопадное или вечнозеленое дерево, растущее в умеренном и тропическом поясе Северного полушария. Дуб имеет мощный, стержневой корень и огромную шаровидную крону. Листья его вытянутые, лопастные или бугорчатые. Размножаются дубы семенами-желудями, длина которых 2-4 см. Они продолговатые с блестящей коричневой или зеленой оболочкой. На макушке их имеются бурые шапочки. Жёлуди служат хорошим кормом для животных. Уже в 12 веке в Германии дубовые леса доставляли хороший доход от прокорма свиней. Но, если для животных есть жёлуди естественно, то для людей плоды дуба несъедобны.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка в 9 классе

Тип урока: изучение нового материала.

1. Фаза -вызов.

Вводная часть урока:

I. Орг. момент

- Для ребят звенит звонок ,

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

Создание проблемной ситуации.

- Я начну с крылатой фразы:

"Не стыдно не знать, стыдно не учиться".

-Как вы понимаете данное высказывание? (Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя).

Так давайте сегодняшний урок проведем под этим девизом.

1. Перед вами лист с заданиями. Посмотрите на 1 задание. У вас дано предложение.

2. Рассмотрите (разберите) данное предложение с синтаксической точки зрения.

3. Ответы по рядам.

4. Что вы можете сказать о таких словах как (-----)

А. Отвечают на один вопрос?

Б. Являются одним членом предложения?

В. Являются одной частью речи?

Так что же это за слова такие?

  1. Деревья, травы и земля внезапно побагровели.
  2. То, как зверь, оназавоет, то заплачет, как дитя.
  3. Красные, желтые и рыжиелистьякачались на синей воде озера.

Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но, полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке,
Конечно, однородными.

1. Теперь посмотрите внимательно на ряд слов.

Дуб, береза, дерево, липа

- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?

- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов.

- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).

Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами с обобщающим словом.

В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.

Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

О обобщающих словах при однородных членах предложения.

Смотрим ролик

2.Фаза- осмысление.

Закрепление

2. Задание :

- Первый ряд: записать номера предложений, в которых обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения ,

- Второй ряд: обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.;

- Третий ряд: обобщающее слово стоит перед ОЧП, а после них предложение продолжается

1. Смех, крики, ропот, шум и ржанье – все дышит буйством и войной.

2. Посаженные заботливыми родственниками деревца: клен, тополь, акация, а также дикорастущий терн – зеленели приветливо и свежо.

3. Лоси и медведи, волки и лисы, многие другие звери водятся в наших лесах.

4. Ни дерево, ни вода – ничто не шелохнется.

5. Он слышал все в этот час: всякий шорох утра, каждый запах, веявший с поля, треск сучка, шелест земли, размываемой колесом, посвист птичьего крыла над самым ухом.

6. На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.

7. На песках все свое, особенное: и травы, и кустарники, и птицы, и насекомые.

8. Куда ни глянешь, всюду кругом мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев.

9. И утесы, и море, и горы, и берег – все это приняло одну общую не то черную, не то серую окраску.

10. Футбол, хоккей – этими видами спорта увлекается большинство школьников.

11. Лиственные деревья: осины, ольха, березки – еще голы.

12. В Саяно-Шушенском заповеднике водятся разные звери: бурые медведи, лоси, олени, косули, маралы, росомахи.

Ключ : I – 5, 7, 8, 12; II – 1, 4, 6, 9, 10; III – 2, 11.

1. Летом в лесу можно увидеть разные цветы лесную гвоздику ромашку колокольчик зверобой бессмертник мышиный горошек.

2. Сосна, ель, пихта все эти хвойные деревья растут в наших лесах.

3. Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно.

Верный вариант:

1. Летом в лесу можно увидеть разные цветы: лесную гвоздику, ромашку, колокольчик, зверобой, бессмертник, мышиный горошек.

2. Сосна, ель, пихта - все эти хвойные деревья растут в наших лесах.

3. Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и береза - растут дружно и тесно.

Все из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.

- Передайте содержание текста одним предложением, в котором должно быть обобщающее слово. Запишите предложение.

( Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых коленьях).

- Это один из приемов сжатия текста, который поможет нам при подготовке к ОГЭ. (Замена ряда простых предложений одним предложением, осложненным однородными членами).

- Сегодня я узнал …

1.Однородные члены отвечают….

2.Часто однородные члены предложения выражаются …

3.Однородные члены соединены или могут быть соединены.

a) одной и той же частью речи

b) сочинительными союзами

c) на один и тот же вопрос

4.Между однородными членами, если нет союза, ставятся….

5.Однородными членами могут быть

6.Однородные члены выполняют ….

a) одну и ту же синтаксическую функцию в предложении

b) любые члены предложения

1.Если обобщающее слово стоит перед однородными членами,

2.Если обобщающее слово стоит после однородных членов,

3. Если обобщающее предшествует однородным членам, а после них предложение продолжается,

a) тогда перед однородными членами ставится двоеточие, а после них – тире.

203. Объясните знаки препинания в приведённых предложениях.



204. Спишите, подчеркните однородные члены. Поставьте, где необходимо, запятую. Вспомните, как пишется частица не с глаголами.


Ситуация. Наш Васька всегда много читает. Он читает все подряд: книги, газеты, журналы, вывески, объявления. Мы всегда думали, раз он много читает, значит он должен всё знать. Как-то начался у нас спор, сколько материков на нашей планете. Ответы были разные. Мы решили спросить у Васьки. Он долго чесал затылок, о потом сказал, что не знает. Много читает, а дела не знает.


205. Прочитайте. Спишите, подчеркните однородные члены. Расставьте пропущенные запятые. Укажите, чем выражены однородные члены, обведите кружком союзы.




206. Выпишите вначале предложения, в которых однородными являются главными членами, а затем Предложения с однородными второстепенными членами. Поставьте пропущенные запятые.



207. Раскройте скобки, закончите предложения, вставляя нужныq по смыслу cоюз (и, а, но) и расставляя пропущенные запятые. Какие члены предложения являются однородными? Подчеркните их.



208. Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов в составленных предложениях. Используйте подходящие по смыслу союзы, не забудьте о запятых. Подчеркните этические основы предложений.



209. Каждой группе слов подберите одно с общим для них значением, затем запишите слова по образцу. В конце предложения можно ввести еще однородные члены, продолжив перечисление. Прочитайте свою запись. Слово с общим значением следует прочесть с предупредительной интонацией, т. е. с повышением тона.

1. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, имя числительное.

2. Знаки препинания:запятая, точка, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак, точка с запятой, тире, скобки.

3. Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.

4. Члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, подлежащее, сказуемое.


210. Подберите и вставьте в каждое предложение слово, которое являлось бы обобщающим по значению для стоящих после него однородных членов. Запишите составленные предложения, поставьте двоеточие.

1. В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна, осина, дуб, береза, клен.
2. В реке мы ловили и мелкую и крупную рыбу: окуней, плотву, ершей, щук.
3. Весной к нам вернулись перелётные птицы: скворцы, дрозды, дикие утки.
4. Летом на лугах распускаются цветы: ромашки, васильки, колокольчики.


211. Найдите обобщающие слова. Спишите предложения, ставя двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

1. В тайге водятся хищные животные : волки, лисы, медведи.
2. Спортсмены ведут тренировки во все времена года : зимой, летом, весной и осенью.
3. Пятиклассник без ошибок написал названия дней недели : понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
4. На полке лежали инструменты : молоток, долото, пила, клещи.

212. Диктант. Подчеркните однородные члены и запятую между ними, объясните написание глаголов на -тся и -ться.

Если подлежащее и сказуемое выражены существительными или числительными в именительном падеже. Человек – кузнец своего счастья. Пятью шесть - тридцать.

Если оба главных члена предложения выражены неопределённой формой глагола. Жить - Родине служить.

Если один из главных членов предложения выражен неопределённой формой глагола, а другой - именем существительным. Основной мотив моей жизни - сделать что-нибудь полезное для людей.

Когда перед сказуемым стоит указательная частица ЭТО, ВОТ. Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.

ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ:

Если сказуемое присоединяется союзом КАК, или другими сравнительными союзами. Наш школьный двор как сад.

Если подлежащее выражено личным местоимением. Он человек необычной судьбы.

Если перед сказуемым есть отрицательная частица НЕ. Бедность не порок.

Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие. Всё было се­рое: лес, озеро, небо.

Если обобщающее слово стоит после од­нородных членов, то перед ним ставится тире. Лес, озеро, небо - всё было серое.

Если обобщающее слово стоит перед од­нородными членами, а после них предложе­ние продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них, перед остальной частью предложения, ста­вится тире. Всё вокруг: лес, озеро, небо - было серое.

Расставьте знаки препинания.

1. Родная сторона мать а чужая сторона мачеха.

2. Смех прекраснейшее свойство людей.

3. Богатство умного мысли.

4. Мы втащили кота в чулан и дали ему заме­чательный ужин жареную свинину заливное из окуней и сметану.

5. Кот воровал всё рыбу мясо сметану и хлеб.

6. По откосам оврагов зацвели первые цветы золотые головки мать-и-мачехи и голубые подснежники.

7. Кузов кареты вожжи шины колёс спины ло­шадей всё мокрое и сверкает на солнце.

8. На столе лежали письменные принадлежно­сти ручки карандаши фломастеры.

9. Геологи искатели сокровищ.

10. Дети старики женщины всё смешалось в одном потоке.

11. И всё это и река и лес и этот мальчишка напоминало мне далёкие дни детства.

12. Из-под ножки посыпались разноцветные камешки красные голубые зелёные бирюзовые.

13. Молчание знак согласия.

14. Москва сердце России.

15. Физика химия биология геология медицина все эти и другие науки были представлены в научных институтах.

16. Наша эпоха эпоха великих дел.

17. Знание лучшее богатство.

18. Япония страна восходящего солнца.

19. В столовой царил обычный беспорядок на столе стоял холодный самовар грязные ста­каны чашки валялись куски хлеба стояло холодное блюдо жаркого с застывшим белым жиром.

20. Ремесло не коромысло плеч не оттянет.

21. Игорь старший брат.

22. В лесах на горах у морей и рек повсюду мы братьев найдём.

23. Бесцельная суета предвестница тишины.

24. В научном городке есть всё библиотеки и кинотеатры институты и школы бассейн и спортивный зал детские сады и ясли.

26. Межи и могилы рощи и перекрёстки дорог всё имеет в глазах римлян отношение к бо­жеству и судьбе человека.

27. Бедность не порок.

28. Вдоль стен повсюду виднелись мозаичные картины ловля рыб корабли розовые корал­ловые острова дельфины и бородатый Нептун на морских конях.

29. В центре села клуб магазин и почта.

30. Амурский тигр это чудесный зверь.

31. На пароходе было двое пассажиров я да ма­ленькая обезьянка которую один гамбург­ский купец отправлял в подарок своему анг­лийскому компаньону.

32. Уступать место в транспорте это азбучная истина.

33. Ничто не шевелилось ни одна травка внизу ни один лист на верхней ветке дерева.

34. Замысел это молния а ливень это воплоще­ние замысла.

35. Труд для человека здоровье и жизнь.

36. Книга зеркало жизни.

37. В лесах где живут кабаны бывает много плодов дикого винограда шишек яблок груш
ежевики желудей терновника.

38. Он человек необычной судьбы.

39. В степи за рекой по дорогам везде было пусто.

40.Коса девичья краса.

41. Курить здесь воспрещается.

42. Пословица мудрость народа.

43. Семь перемен в одну неделю теплынь и холод дождь и снег такой характер у апреля когда весна берёт разбег.

44. Тропа единственный путь через тайгу.

45. В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.

46. Снег лежал везде на склонах горы на вет­вях деревьев.

47. Старость не радость.

48. Ни суровый климат ни густые леса ни бо­лота ничто не пугало юных натуралистов.

49. Герка сын смотрителя маяка.

50. На запад слал Дмитрий разные лесные до­бытки мёд воск пеньку шкуры зверей.

51. Этот весёлый морской бережок настоящий рай для детворы.

52. Бригада в студии готовилась к передаче вы­ставляла свет прогревала аппаратуру.

53. В наших лесах растут ель сосна берёза дуб осина тополь разные смолистые лиственные
деревья.

54. Счастье это видеть плоды своего труда.

55. Глаза стрекозы сверкают на солнце отражают весь мир зелёный лес жёлтую дорогу и бесконечное небо.

56. Неутомимые геологи это и проходчики и географы и геодезисты все кого люди име­нуют изыскателями.

57. Глобус это модель земного шара.

58. Для человека из всех продуктов питания фруктов мяса рыбы овощей молоко является
продуктом номер один.

59. Сердце не камень.

60. Слегка раскачиваются маки васильки пас­тушья сумка.

61. На мягкой зелени листьев на шелковистой траве всюду сверкали солнечные блики.

62. Слово это великий зодчий всей культуры всей цивилизации человечества.

63. Юные деревца всех пород ель и сосна осина и берёза растут дружно и тесно.

64. В развилине елового сучка белки развесили сушить грибы красноголовый подосиновик
тонконогие опёнки рыжие лисички.

66. Все богатства природы и минералы и пло­дородные почвы и леса и энергия воды без
труда людей остались бы мёртвыми.

67. Наряд тигра великолепный меховой комби­незон.

68. А самый дурной человек человек бессовестный и бесчеловечный.

69. Детская любовь лучшая награда учителю.

70. Посвист пуль атаки и сраженья всё ушло с полей сражений в сны.

71. Лучшие наши писатели Пушкин Гоголь Тургенев Чехов много поработали над созданием русского литературного языка.

72. Кукушка птица загадочная.

73. Майские сумерки нежная молодая зелень с тенями запах сирени гуденье жуков тишина тепло всё это ново и необыкновенно.

74. Грибы ценный вкусный питательный про­дукт.

75. Всё это и ночь и даль и горы и звёзды и туманы казалось мне исполненным невидан­ной прелести.

75. Соловей житель рощи.

76. Мы вольные птицы.

77. Все звери опрятались в свои жилища мед­веди волки лисицы.

78. Им тут нравилось всё и люди и улицы и станции метро.

79. Родина это не только большие горы заводы моря но и деревья кусты птицы.

80. Старайтесь угощать морскую свинку кусоч­ками фруктов и овощами свёклой тыквой кабачками.

81. Всё здесь особенно и неповторимо и климат и растительность и животный мир.

82. Всё засыпает и человек и зверь и птица.

83. У нас здесь всякие грибы есть и груздочки и белые и подосиновики.

84. Учить ум точить.

85. Горы лес озеро маленький городок всё это начало исчезать в наступающей темноте.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Читайте также: