В клетках растений трнк хранит наследственную информацию

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

В митохондриях работает фермент – цитохром С, который играет важнейшую роль в обеспечении клеток энергией. В процессе эволюции появление цитохромов позволило сформировать эффективную систему энергообеспечения клетки и в итоге привело к возникновению эукариотических организмов. Поэтому не случайно строение цитохрома С одинаково во всех эукариотических клетках – у всех животных, растений и грибов.

Итак, все свойства любого организма определяются его белковым составом. Причём структура каждого белка, в свою очередь, определяется последовательностью аминокислотных остатков.

Следовательно, в итоге наследственная информация, которая передаётся из поколения в поколение, должна содержать сведения о первичной структуре белков. Информация о строении всех белков организма заключена в молекулах ДНК и называется генетической информацией.

Генетический код. Каким же образом последовательность мономеров – нуклеотидов в цепи ДНК может определять последовательность аминокислотных остатков в молекуле белка? Четырьмя типами нуклеотидов должны быть закодированы 20 типов аминокислот, из которых состоят все белковые молекулы. Если бы одной аминокислоте соответствовал один нуклеотид, то четыре типа нуклеотидов могли бы определять только четыре типа аминокислот. Это явно не подходит. Если предположить, что каждый тип аминокислот определяется двумя нуклеотидами, то, имея исходно четыре типа оснований, можно закодировать 16 разных аминокислот (4?4). Этого тоже ещё недостаточно. Наконец, если каждой аминокислоте будут соответствовать три стоящие подряд нуклеотида, т. е. триплет, то таких сочетаний может быть 64 (4?4?4), и этого более чем достаточно, чтобы зашифровать 20 типов аминокислот.


Рис. 42. Генетический код

Итак, последовательность триплетов в цепи ДНК определяет последовательность аминокислот в белковой молекуле. Ген – это участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру одной полипептидной цепи.

Транскрипция (от лат. transcription – переписывание). Информация о структуре белков хранится в виде ДНК в ядре клетки, а синтез белков происходит на рибосомах в цитоплазме. В качестве посредника, передающего информацию о строении определённой белковой молекулы к месту её синтеза, выступает информационная РНК.

Представьте себе библиотеку с уникальным фондом, книги из которой на дом не выдают. Для вашей работы и решения некой важной задачи необходимо получить информацию, записанную в какой-то из этих книг. Вы приходите в библиотеку, и для вас делают ксерокопию нужной главы из определённого тома. Не имея возможности забрать книгу, вы получаете копию её фрагмента и, уходя из библиотеки, уносите эту копию с собой, чтобы на основе записанных в ней сведений выполнить необходимую работу: сконструировать прибор, синтезировать какое-либо вещество, испечь пирог или сшить платье, т. е. получить результат.

Такой библиотекой является клеточное ядро, в котором хранятся уникальные тома – молекулы ДНК, ксерокопия – это иРНК, а результат – синтезированная белковая молекула.

Информационная РНК является копией одного гена. Двухцепочечная молекула ДНК раскручивается на определённом участке, водородные связи между нуклеотидами, стоящими друг напротив друга, разрываются, и на одной из цепей ДНК по принципу комплементарности синтезируется иРНК. Напротив тимина молекулы ДНК встаёт аденин молекулы РНК, напротив гуанина – цитозин, цитозина – гуанин, а напротив аденина – урацил (вспомните отличительные особенности строения РНК, § 9). В итоге формируется цепочка РНК, которая является комплементарной копией определённого фрагмента ДНК и содержит информацию о строении определённого белка. Процесс синтеза РНК на ДНК называют транскрипцией (рис. 43).


Рис. 43. Взаимосвязь между процессами транскрипции и трансляции


Рис. 44. Строение тРНК


Рис. 45. Трансляция

Процессы удвоения ДНК (§ 9), синтеза РНК и белков в неживой природе не встречаются. Они относятся к так называемым реакциям матричного синтеза. Матрицами, т. е. теми молекулами, которые служат основой для получения множества копий, являются ДНК и РНК. Матричный тип реакций лежит в основе способности живых организмов воспроизводить себе подобных.

Вопросы для повторения и задания

2. Назовите основные свойства генетического кода и поясните их значение.

3. Какие процессы лежат в основе передачи наследственной информации из поколения в поколение и из ядра в цитоплазму, к месту синтеза белка?

4. Где синтезируются все виды рибонуклеиновых кислот?

5. Расскажите, где происходит синтез белка и как он осуществляется.

6. Рассмотрите рис. 40. Определите, в каком направлении – справа налево или слева направо – движется относительно иРНК изображённая на рисунке рибосома. Докажите свою точку зрения.

Подумайте! Выполните!

1. Почему углеводы не могут выполнять функцию хранения информации?

2. Каким образом реализуется наследственная информация о структуре и функциях небелковых молекул, синтезируемых в клетке?

3. При каком структурном состоянии молекулы ДНК могут быть источниками генетической информации?

4. Какие особенности строения молекул РНК обеспечивают их функцию переноса информации о структуре белка от хромосом к месту его синтеза?

5. Объясните, почему молекула ДНК не могла быть построена из нуклеотидов трёх типов.

6. Приведите примеры технологических процессов, в основе которых лежит матричный синтез.

7. Представьте, что в ходе некоего эксперимента для синтеза белка были взяты тРНК из клеток крокодила, аминокислоты мартышки, АТФ дрозда, иРНК белого медведя, необходимые ферменты квакши и рибосомы щуки. Чей белок был в итоге синтезирован? Объясните свою точку зрения.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Разделение труда в клетке

Разделение труда в клетке Какова же роль отдельных клеточных образований, с которыми мы только что познакомились? Этот вопрос встал перед исследователями; вполне естественно, что его задаст и читатель, узнавший об их открытии.О защитной функции клеточных стенок мы уже

Ферменты служат клетке

Ферменты служат клетке В живых клетках происходят многие химические реакции, воспроизвести которые в лаборатории оказалось возможным лишь при создании специфических условий. Одни из них протекают при высоких температурах, другие требуют повышенного давления. Как же

Великая иммунологическая дискуссия благодаря Мечникову сфокусировала внимание на клетке.

Великая иммунологическая дискуссия благодаря Мечникову сфокусировала внимание на клетке. — Если я правильно понял, то уже на заре иммунологии произошло разделение иммунологических механизмов защиты на два типа — неспецифические и специфические. — Да,

10.5. Болезни с наследственной предрасположенностью

10.5. Болезни с наследственной предрасположенностью Болезни с наследственной предрасположенностью проявляются в результате совместного действия генетических факторов и факторов среды. Необходимо подчеркнуть, что граница этой группы с ранее рассмотренными

В чьей клетке больше хромосом – человека или утки?

В чьей клетке больше хромосом – человека или утки? Для каждого организма характерно строго определенное число хромосом, содержащихся в каждой из составляющих его клеток. У плодовой мушки (дрозофилы) 8 хромосом, у сорго – 10, у садового гороха – 14, у кукурузы – 20, у жабы – 22,

Какая часть наследственной информации отражает индивидуальность человека?

Какая часть наследственной информации отражает индивидуальность человека? 99,9 процента всей наследственной информации у всех людей одинаковы. Такие сугубо индивидуальные признаки, как цвет кожи, глаз и волос, черты лица, отпечатки пальцев, темперамент, способности и

3.1. Воспроизведение и реализация генетической информации

3.1. Воспроизведение и реализация генетической информации Генетическая информация в клетке воспроизводится в процессе репликации ДНК. Реализация генетической информации происходит через процессы транскрипции и трансляции. Все эти три процесса получили в биологии

О записи информации

34. Антибиотик пенициллин выделили из

В) синезеленой водоросли

Задания части В

Выберите три верных ответа из шести предложенных

1. Молекула и-РНК

А) это полимер, мономерами которого являются нуклеотиды +

Б) это полимер, мономерами которого являются аминокислоты

В) двуцепочный полимер

Г) одноцепочный полимер +

Д) несет в себе закодированную информацию о последовательности аминокислот в белках +

Е) выполняет энергетическую функцию в клетке

А) полимер, мономером которого является нуклеотид +

Б) полимер, мономером которого является аминокислота

В) двуцепочный полимер +

Г) одноцепочный полимер

Д) регулярный полимер

Е) входит в состав хромосом +

3. Каковы свойства, строение и функции в клетке полисахаридов?

А) выполняют структурную и запасающую функции +

Б) выполняют каталитическую и транспортную функции

В) состоят из остатков молекул моносахаридов +

Г) состоят из остатков молекул аминокислот

Д) растворяются в воде

Е) не растворяются в воде +

4. Какие углеводы относят к моносахаридам?

5. Липиды в организме могут выполнять функцию

Д) переносчика наследственной информации

6. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекул ДНК?

А) азотистые основания: А, Т, Г, Ц +

Б) разнообразные аминокислоты

Г) углевод дезоксирибоза +

Д) азотная кислота

Е) фосфорная кислота +

7. Какие особенности строения и свойств молекул воды определяют ее большую роль в клетке?

А) способность образовывать водородные связи +

Б) наличие в молекулах богатых энергией связей

В) полярность ее молекул +

Г) способность к образованию ионных связей

Д) способность образовывать пептидные связи

Е) способность взаимодейстоввать с ионами +

8. Какие функции выполняет в клетке вода?

Е) придает клетке упругость +

9. Что включает молекула АТФ?

А) три остатка фосфорной кислоты +

Б) один остаток фосфорной кислоты

10. Установите соответствие между характеристикой органических веществ и их видами

1) имеет первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуру

2) представлена полинуклеотидной нитью

3) выполняет структурную функцию, участвует в образовании мембран

4) участвует в процессе трансляции

5) их мономеры- аминокислоты

6) их мономеры- нуклеотиды

11. Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами.

3) растворимы в воде

4) нерастворимы в воде

5) входят в состав клеточных стенок растений

6) входят в состав клеточного сока растений

12. Установите соответствие между признаком нуклеиновой кислоты и ее видом.

ПРИЗНАК НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ

1) спираль состоит из двух полинуклеотидных цепей

2) состоит из одной полинуклеотидной цепи

3) передает наследственную информацию из ядра к рибосомам

4) является хранителем наследственной информации

5) состоит из нуклеотидов: А Т Г Ц

6) состоит из нуклеотидов: А У Г Ц

13. Установите соответствие между характеристикой нуклеиновой кислоты и ее видом.

1) имеет форму клеверного листа

2) состоит из двух спирально закрученных цепей

3) доставляет аминокислоты к рибосомам

4) является хранителем наследственной информации

5) в длину достигает нескольких сотен тысяч нанометров

6) имеет самые маленькие размеры из нуклеиновых кислот

14. Установите соответствие между строением и функцией органического вещества и его видом.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ

1) состоят из остатков молекул глицерина и жирных кислот

2) состоят из остатков молекул аминокислот

3) защищают организм от переохладжения

4) защищают организм от чужеродных веществ

5) относятся к полимерам

6) не являются полимерами

15. Установите соответствие между признаком строения молекулы белка и ее структурой.

1) последовательность аминокислотных остатков в молекуле

2) молекула имеет форму клубка

3) число аминокислотных остатков в молекуле

4) пространственная конфигурация полипептидной цепи

5) образование гидрофобных связей между радикалами

6) образование пептидных связей

16. Установите, в какой последовательности образуются структуры молекулы белка.

А) полипептидная цепь

Б) клубок или глобула

В) полипептидная спираль

Г) структура из нескольких субъединиц

Задания части С

Вопросы со свободным развернутым ответом.

1. Объясните, почему, изменение аминокислотного состава белка может привести к изменению его биологических свойств.

1) первичная структура белка (последовательность аминокислот) определяет дальнейший характер укладки молекулы белка

2) изменение аминокислотного состава белка может изменить конформацию его молекулы

3) изменение конформации белковой молекулы приводит к потере биологических свойств

2. При подмораживании клубни картофеля приобретают сладковатый вкус. В чем причина этого явления?

1) в клубнях картофеля много крахмала (полисахарид)

2) при температуре ниже 0° крахмал разлагается на ди- и моносахариды

3) сахара, в отличие от крахмала, имеют сладкий вкус

3. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Нуклеиновые кислоты представляют собой биологические полимеры.

2. Они представлены в клетке молекулой ДНК.

3. Мономерами нуклеиновых кислот являются нуклеогиды.

4. Каждый нуклеотид состоит из сахара рибозы и азотистого основания.

5. Существует четыре типа азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин и урацил.

Ошибки в предложениях 2, 4, 5.

4) пропущен остаток фосфорной кислоты. Кроме того, в нуклеотиды ДНК входит дезоксирибоза, а не рибоза.

5) Перечислены аз. основания РНК, но в ДНК вместо урацила – тимин, он пропущен.

4. В одной цепочке молекулы ДНК имеется 25% адениловых остатков, 17% тимидиновых остатков и 32% цитидиловых остатков. Рассчитайте процентное соотношение нуклеотидов в двухцепочечной ДНК.

1) Из условия ясно, что в данной цепочке ДНК присутствует

100 – (25 + 17 + 32) = 26% гуаниловых остатков

2) Двухцепочечная ДНК построена по принципу комплементарности, следовательно, количество А равно количеству Т, а количество Г равно количеству Ц

3) Соответственно, в данной молекуле ДНК А и Т 25+17 = 42%, а каждого из них по 21%, а Ц и Г – 100 – 42 = 58%, и каждого из них по 28%.

5. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Наиболее распространенными в природе моносахаридами являются гексозы: глюкоза, фруктоза, рибоза и дезоксирибоза.

2. Глюкоза является основным источником энергии для клетки.

3. При полном окислении 1 г глюкозы выделяется 176 кДж энергии.

4. Рибоза и дезокисрибоза входят в состав нуклеиновых кислот.

5. Дезокисрибоза входит в состав АТФ.

Ошибки в предложениях 1, 3 и 5

1) рибоза и дезоксирибоза – не гексозы, а пентозы. Утверждение о наибольшей распространенности этих сахаров правильное.

Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Ген. Геном. Реакции матричного синтеза

Необходимо запомнить

На Земле живёт около 7 млрд людей. Если не считать 25–30 млн пар однояйцовых близнецов, то генетически все люди разные: каждый уникален, обладает неповторимыми наследственными особенностями, свойствами характера, способностями, темпераментом.

Такие различия объясняются различиями в генотипах – наборах генов организма; у каждого он уникален. Генетические признаки конкретного организма воплощаются в белках – следовательно, и строение белка одного человека отличается, хотя и совсем немного, от белка другого человека.

Это не означает, что у людей не встречается совершенно одинаковых белков. Белки, выполняющие одни и те же функции, могут быть одинаковыми или совсем незначительно отличаться одной-двумя аминокислотами друг от друга. Но не существует на Земле людей (за исключением однояйцовых близнецов), у которых все белки были бы одинаковы.

Информация о первичной структуре белка закодирована в виде последовательности нуклеотидов в участке молекулы ДНК – гене – единице наследственной информации организма. Каждая молекула ДНК содержит множество генов. Совокупность всех генов организма составляет его генотип.

Кодирование наследственной информации происходит с помощью генетического кода, который универсален для всех организмов. Каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами (триплетом) ДНК, комбинирующихся в разной последовательности (ААТ, ГЦА, АЦГ, ТГЦ и т.д. Аминокислот, входящих в состав белков – 20, а возможностей для комбинаций четырёх нуклеотидов в группы по три – 64, поэтому одна аминокислота может кодироваться несколькими триплетами. Часть триплетов вовсе не кодирует аминокислоты, а запускает или останавливает биосинтез белка.

ДНК непосредственно не принимает участия в биосинтезе белка. Информация с ДНК сначала копируется на иРНК (транскрипция), а затем на рибосомах переводится в последовательность аминокислот в молекулах синтезируемого белка (процесс трансляции).

В состав и-РНК входят нуклеотиды АЦГУ, триплеты которых называются кодонами: кодоны иРНК комплементарны триплетам ДНК: триплет на ДНК ЦГТ на и-РНК станет триплетом ГЦА, а триплет ДНК ААГ станет триплетом УУЦ.

Таким образом, генетический код – единая система записи наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот в виде последовательности нуклеотидов. Генетический код основан на использовании алфавита, состоящего всего из четырёх букв-нуклеотидов, отличающихся азотистыми основаниями: А, Т (У), Г, Ц.

Основные свойства генетического кода:

1. Генетический код триплетён. Триплет (кодон) – последовательность трёх нуклеотидов, кодирующая одну аминокислоту. Поскольку в состав белков входит 20 аминокислот, то очевидно, что каждая из них не может кодироваться одним нуклеотидом. Двух нуклеотидов для кодирования аминокислот также не хватает, поскольку в этом случае могут быть закодированы только 16 аминокислот. Значит, наименьшее число нуклеотидов, кодирующих одну аминокислоту, оказывается равным трём. (В этом случае число возможных триплетов нуклеотидов составляет 43 = 64).

2. Избыточность (вырожденность) кода является следствием его триплетности и означает то, что одна аминокислота может кодироваться несколькими триплетами (поскольку аминокислот 20, а триплетов – 64), за исключением метионина и триптофана, которые кодируются только одним триплетом. Кроме того, некоторые триплеты выполняют специфические функции: в молекуле иРНК триплеты УАА, УАГ, УГА – являются терминирующими кодонами, т. е. стоп-сигналами, прекращающими синтез полипептидной цепи. Триплет, соответствующий метионину (АУГ), стоящий в начале цепи ДНК, не кодирует аминокислоту, а выполняет функцию инициирования (начала) синтеза.

3. Одновременно с избыточностью коду присуще свойство однозначности: каждому кодону соответствует только одна определённая аминокислота.

4. Код коллинеарен, т. е. последовательность нуклеотидов в гене точно соответствует последовательности аминокислот в белке.

5. Генетический код неперекрываем. Это значит, что процесс считывания не допускает возможности перекрывания кодонов (триплетов).

6. Генетический код универсален, т. е. одинаковые для всех живых организмов вне зависимости от уровня организации и систематического положения этих организмов.

Нумерация абзацев соответствует учебнику: Беляев Д.К. и др. Биология. 10-11-й классы


§ 11. Энергия клетки, образующаяся вследствие окисления веществ

1. Гетеротрофы – это организмы, которые:

a) cоздают органическое вещество за счет энергии химических связей;
б) создают органическое вещество за счет энергии света;
в) преобразуют органические вещества с выделением углекислого газа и воды и с образованием АТФ;
г) преобразуют органические вещества за счет энергии света.

2. Утверждение, что гетеротрофами являются некоторые клетки растений, правомерно:

3. В клетках гетеротрофов при окислении органических соединений происходят последовательные процессы:

а) превращения энергии органических соединений в энергию АТФ;
б) использования энергии АТФ в процессах жизнедеятельности;
в) расщепления органических соединений.

4. Гетеротрофы используют энергию, запасенную автотрофами в органических веществах, только в форме АТФ, так как:

а) АТФ – единственный источник энергии в клетках живых организмов;
б) АТФ – универсальный аккумулятор энергии у всех живых организмов;
в) энергия макроэргических связей АТФ устойчива;
г) энергия макроэргических связей АТФ лабильна.

5. Основной путь получения энергии у гетеротрофов: __________________________

6. Участники биологического окисления:

1) кислород;
2) органическое соединение;

а) акцептор электронов, окислитель;
б) донор электронов, восстановитель.

(Ответ: 1–а, 2–б.)

7. Биологическое окисление происходит:

а) на гранах хлоропластов;
б) в строме хлоропластов;
в) в матриксе митохондрий;
г) на кристах митохондрий.

§ 12. Ферментативная система окисления глюкозы

1. Органические вещества, поступая в клетки гетеротрофов, обеспечивают их:

а) сложными органическими веществами, энергией;
б) простыми неорганическими веществами, энергией;
в) всеми химическими элементами, энергией;
г) простыми органическими веществами, энергией.

2. Основным источником энергии в клетках живых организмов являются:

а) глюкоза;
б) липиды;
в) нуклеиновые кислоты;
г) белки.

3. Молекулы АТФ в процессе гликолиза образуются в результате:

а) расщепления глюкозы на две трехуглеродные молекулы;
б) освобождения энергии при перемещении электронов с более высокого энергетического уровня на более низкий;
в) освобождения энергии при перемещении электронов с более низкого энергетического уровня на более высокий;
г) образования молекул – носителей энергии.

4. Кислород в процессе гликолиза выполняет функцию:

а) катализатора;
б) донора электронов;
в) акцептора электронов;
г) молекулы – переносчика электронов.

5. В процессе аэробного гликолиза при расщеплении 1 молекулы глюкозы образуется:

а) 36 молекул АТФ;
б) 1 молекула АТФ;
в) 18 молекул АТФ;
г) 2 молекулы АТФ.

6. В результате процесса анаэробного гликолиза при расщеплении 1 молекулы глюкозы образуется:

а) 1 молекула АТФ;
б) 18 молекул АТФ;
в) 36 молекул АТФ;
г) 2 молекулы АТФ.

1. Автотрофы – организмы, которые:

а) синтезируют органические вещества за счет энергии солнечного света;
б) преобразуют органические вещества за счет энергии света;
в) синтезируют органические вещества из неорганических за счет энергии химических связей;
г) преобразуют органические вещества за счет их окисления.

2. К автотрофам относятся:

а) грибы;
б) животные;
в) растения;
г) бактерии.

3. Укажите последовательность реакций, происходящих в световой фазе фотосинтеза:

а) поглощение молекулой хлорофилла кванта света;
б) образование ионов водорода, электронов, кислорода;
в) образование АТФ и других молекул – носителей энергии;
г) возбуждение молекулы хлорофилла.

(Ответ: а, г, б, в.)

4. В световой фазе фотосинтеза происходят реакции:

а) синтез АТФ и разложение молекул воды;
б) окисление органических веществ;
в) синтез АТФ и образование молекул воды;
г) восстановление углекислого газа до углеводов.

5. В темновой фазе фотосинтеза происходят реакции:

а) синтез АТФ;
б) синтез глюкозы;
в) выделение кислорода;
г) поглощение углекислого газа.

6. Гетеротрофы – это организмы, которые:

а) преобразуют органическое вещество за счет энергии света;
б) создают органическое вещество за счет энергии химических связей;
в) создают органическое вещество за счет энергии света;
г) преобразуют органическое вещество с выделением углекислого газа и воды и с образованием АТФ.

7. Молекула АТФ в процессе гликолиза образуется в результате:

а) изменения энергии при перемещении электронов с более низкого энергетического уровня на более высокий;
б) образования молекул – носителей энергии;
в) расщепления глюкозы на две трехуглеродные молекулы;
г) изменения энергии при перемещении электронов с более высокого энергетического уровня на более низкий.

8. Значение обмена энергии заключается в том, что благодаря этому процессу клетка (организм):

а) способна к воспроизводству (размножению);
б) способна специфически реагировать на изменения окружающей среды;
в) достигает сложности и высокой степени организации;
г) поддерживает свою целостность, упорядоченность.

§ 13. Генетическая информация. Удвоение ДНК

1. Сущность матричного синтеза заключается в:

а) синтезе веществ одинакового строения;
б) наличии одних и тех же химических реакций;
в) создании на основе определенной молекулы подобных ей структур;
г) создании специфических веществ.

2. Роль матрицы в биосинтезе белка играет:

а) иРНК;
б) тРНК;
в) ДНК;
г) белок.

3. Структурной и функциональной единицей генетической информации является:

а) нить ДНК;
б) участок молекулы ДНК;
в) молекула ДНК;
г) ген.

4. Геном называется:

а) нуклеотид молекулы ДНК;
б) участок молекулы ДНК, служащий матрицей для синтеза одного белка;
в) одна нить молекулы ДНК;
г) молекула ДНК.

5. Ген содержит информацию о:

а) первичной структуре белка;
б) вторичной структуре белка;
в) третичной структуре белка;
г) строении аминокислоты.

6. Удвоение молекулы ДНК происходит в соответствии с принципом . (комплементарности).

§ 14. Образование иРНК по матрице ДНК. Генетический код

1. Транскрипция – это:

а) синтез белка;
б) синтез рРНК;
в) синтез дочерних ДНК;
г) синтез иРНК.

2. иРНК представляет собой копию:

а) гена, группы генов;
б) молекулы ДНК;
в) группы генов;
г) гена.

3. иРНК в процессе биосинтеза белка:

а) ускоряет реакции биосинтеза;
б) хранит генетическую информацию;
в) передает генетическую информацию;
г) является местом синтеза белка.

4. Генетический код – это последовательность:

а) нуклеотидов в рРНК;
б) нуклеотидов в иРНК;
в) аминокислот в белке;
г) нуклеотидов в ДНК.

5. Кодон соответствует:

а) одному нуклеотиду;
б) трем нуклеотидам;
в) четырем нуклеотидам;
г) двум нуклеотидам.

§ 15. Биосинтез белка

1. Форма тРНК представляет:

а) одноцепочечную изогнутую структуру;
б) одноцепочечную линейную структуру;
в) одноцепочечную спиральную структуру;
г) двуцепочечную линейную структуру.

2. Антикодон – это последовательность трех нуклеотидов:

3. Функция тРНК заключается в:

а) хранении генетической информации;
б) переносе аминокислот к рибосомам;
в) ускорении реакций биосинтеза белка;
г) переносе генетической информации.

4. Аминокислота присоединяется в тРНК:

а) к любому кодону;
б) к антикодону;
в) к кодону в основании молекулы.

5. Синтез белка происходит в:

а) ядре клетки;
б) цитоплазме клетки;
в) на рибосомах;
г) в митохондриях.

§ 16. Генная и клеточная инженерия

1. Генная инженерия – это практика:

а) выведения новых пород животных и сортов растений;
б) введения живых микроорганизмов в ткани растений или животных;
в) изменения генетических программ клеток с целью направленного изменения их наследственных свойств;
г) создания новых клеток нового типа.

2. Клеточная инженерия основана на:

а) скрещивании растений;
б) отборе растений и животных;
в) культивировании клеток растений вне организма, способных синтезировать нужные вещества;
г) синтезе генов и внедрении их в клетки растений.

3. Использование достижений биотехнологии в: 1 – медицине; 2 – промышленности; 3 – сельском хозяйстве; 4 – бытовой сфере:

а) получение биодобавок, очистка воды, воздуха;
б) изготовление вакцин, гормонов, витаминов, ферментов;
в) получение кормового белка, средств биологической борьбы с вредителями;
г) утилизация промышленных отходов и стоков.

(Ответ: 1–б; 2–г; 3–в; 4–а.)

4. К разделам биотехнологии относятся:

а) генная инженерия, селекция животных;
б) селекция растений, животных;
в) клеточная инженерия, селекция растений;
г) генная, клеточная инженерия.

1. Наследственность – это способность организмов:

а) воспроизводить себе подобных;
б) реагировать на воздействие факторов среды морфологическими изменениями;
в) передавать следующим поколениям свои признаки и свойства;
г) быть похожими друг на друга.

2. Хранение генетической наследственной информации в клетке осуществляется с помощью молекул:

а) белков;
б) ДНК;
в) тРНК;
г) иРНК.

3. Ген содержит информацию о:

а) первичной структуре белка;
б) строении аминокислоты;
в) третичной структуре белка;
г) вторичной структуре белка.

4. Транскрипция – это:

а) синтез белка;
б) синтез рРНК;
в) синтез дочерних ДНК;
г) синтез иРНК.

5. В основе процесса синтеза иРНК лежат принципы:

а) ферментативного обеспечения;
б) комплементарности, матричного синтеза;
в) матричного синтеза;
г) комплементарности.

6. Трансляция – это процесс:

а) транспорта иРНК к рибосомам;
б) транспорта АТФ к рибосомам;
в) транспорта аминокислот к рибосомам;
г) соединения аминокислот в цепь.

7. Функция тРНК в процессе трансляции заключается в:

а) транспорте аминокислот;
б) транспорте генетической информации;
в) хранении генетической информации;
г) ускорении биосинтеза белка.

8. Синтез белка в клетке происходит в:

а) ядре;
б) цитоплазме;
в) рибосомах;
г) митохондриях.

§ 17. Деление клетки. Митоз

1. Клеточный цикл – это период жизни клетки:

а) от ее рождения до смерти;
б) от одного деления до следующего;
в) между делениями;
г) во время деления.

2. Интерфаза – это период жизни клетки:

а) от ее рождения до смерти;
б) между делениями;
в) от одного деления до следующего;
г) во время деления.

3. Основной процесс, происходящий во время интерфазы:

а) синтез РНК;
б) синтез белка;
в) увеличение числа органоидов клетки: рибосом, ЭПС, митохондрий;
г) удвоение ДНК.

4. Сопоставьте фазам митоза (1 – профаза, 2 – метафаза, 3 – анафаза, 4 – телофаза) основные процессы, происходящие в клетке:

а) расхождение хроматид к полюсам клетки;
б) образование ядерной мембраны, деление цитоплазмы;
в) расположение хромосом в плоскости экватора, прикрепление их центриолями к нитям веретена деления;
г) спирализация хромосом, разрушение оболочки ядра, расхождение центриолей.

(Ответ: 1–г, 2–в, 3–а, 4–б.)

§ 18. Бесполое и половое размножение

1. Размножение – это:

а) увеличение числа клеток организма;
б) развитие организмов в процессе эволюции;
в) изменение особи с момента рождения до смерти;
г) воспроизведение особью себе подобных.

2. Бесполое размножение – это процесс, происходящий:

а) с образованием спор;
б) с образованием половых клеток;
в) с образованием зиготы;
г) без участия половых клеток.

3. Вегетативное размножение – это процесс образования:

а) нового организма из части материнского;
б) специализированных клеток;
в) одноклеточного образования с плотной оболочкой;
г) многоклеточного организма.

4. Почкование – это процесс образования:

а) вегетативного органа;
б) генеративного органа;
в) нового организма из части материнского;
г) новой особи в виде выроста на теле материнской особи.

5. Значение бесполого размножения заключается в:

а) образовании большого количества генетически идентичных организмов;
б) образовании генетически разнообразных особей;
в) возможности быстрого расселения организмов;
г) эволюционном процветании вида в изменяющихся условиях среды.

6. Половое размножение дает преимущество перед бесполым благодаря:

а) образованию специализированных половых клеток;
б) возможности быстрого увеличения численности потомства;
в) увеличению генетического разнообразия потомства;
г) участию двух особей.

7. Зигота – это:

а) спора;
б) оплодотворенная яйцеклетка;
в) яйцеклетка;
г) половая клетка.

Читайте также: