В какой природной зоне из растений встречаются только некоторые виды лишайников и мхов

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Всем привет! Я обожаю наш северный лес, укрытый покрывалом мхов и лишайников, в которых утопают ноги. Не представляю лес без них. Вроде бы все знают, как выглядят мхи и лишайники, но почему-то часто возникает путаница в терминах. Где мох, а где лишайник? Они часто вместе, произрастают рядом, а оттого отождествляются. Давайте разберёмся, что к чему.

Лишайники сочетают в себе два разных организма – водоросль и гриб . Раньше их относили к низшим растениям, сейчас — к царству грибов. Гриб получает от водоросли, способной к фотосинтезу, органические вещества – углеводы, а сам предоставляет ей среду обитания – тело, защищает и снабжает водой, которую поглощает из окружающего мира. То есть гриб, можно сказать, паразитирует на водоросли, но и водоросль из этого сожительства выносит свою пользу . Отношения у этих двух организмов сложные, поэтому в процессе эволюции возник отдельный самостоятельный комплекс – лишайник.

Тело лишайника называется таллом , или слоевище. Таллом бывает разным по форме и окраске. Различают накипные , листоватые и кустистые лишайники. Первые вы можете увидеть на коре деревьев, на скалах и камнях – это корочка, плотно прикипевшая к поверхности. Листоватые лишайники похожи на чешую или пластинки, а кустистые состоят из ветвей и ветвящихся стволиков.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Открытый урок по Окружающему миру в 4 классе.

Урок подготовила и провела: Гребенкина Л.В.

Тема: Зона степей.

обучающие – сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; сформировать навык бережного, созидательного отношения к природе.

развивающие – развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; развивать положительное отношение к природе, умение сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь.

воспитательные – сформировать убеждение учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; воспитывать чувство уважения к окружающему миру, осознания себя как части природы.

Оборудование: Карта природных зон, картины и презентация с изображением растений и животных степи, в том числе редких и исчезнувших, Кроссворд, карточки для индивидуальной работы, рабочая тетрадь и учебники.

Организационный момент.

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

О том, как потрудились дома.

Поспешим друзьям рассказать.

Проверка домашнего задания, индивидуальная работа.

(Раздать карточки для индивидуальной работы)

О роли леса схему здесь нарисовать

И всё по схеме рассказать.

-Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха.

Раз иду я через двор

И слышу такой разговор:

«Мы на солнечной поляне

Загорали, жгли костёр,

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Веселились, как могли,

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра

Две разбитых нами склянки.

Две размокшие баранки-

( В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные, пластиковые предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище надо закрыть дёрном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать и они сгниют.)

Индивидуальная работа по карточкам.

1.Карточка. Исправь географические ошибки в тексте.

Лесная зона расположена к северу ( к югу) от зоны тундры . Природные условия в лесной зоне более суровые (более мягкие) , чем в тундре. Растительный мир беден (Богат) . Большую территорию зоны

Занимает широколиственный (хвойный ) лес. В лесной зоне широко распространёнными (редкими) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (является) домом для растений, животных, грибов.

2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.

а) голубика ----- лемминг ----- белая сова, песец ( в тундре)

б) лишайник ягель ----- олень ----- волк (в тундре)

в) кедровая шишка ----- белка ----- лиса (в лесу)

Карточка. Вставь пропущенные названия зон:

а) …..( Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.

б) ….. (Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

в) ….. (Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

- Куда приведёт нас дорога?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

Вопросы к кроссворду:

Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне. ( Брусника)

Вроде сосны, вроде ёлок,

А зимою без иголок. (лиственница

3. Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

5. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках. (ольха)

-Зовёт дорога к югу, в бескрайние степи или в зону степей.

Тема урока: Зона степей. Слайд №1.

Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.

Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные в степи? Попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала определим месторасположение степи.

Работа с картой и учебником.

1. Где расположена зона степей? ( Зона степей расположена южнее зоны лесов)

2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? (она тянется вдоль юго- западной границы России. Её территория прерывается лесостепями.По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.)

3. В каком тепловом поясе находится зона степей? (Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к северному тропику)

-Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся. Слайд №2.

Так выглядит степь ранней весной. Здесь тёплое продолжительное, засушливое лето.

Работа над новой темой.

Работа ведётся по группам.

Группа ботаников. Учебник с.114-115.

Группа зоологов. Учебник. С.118.

Группа экологов. Учебник. С 119-120.

1) Ботаник . Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни степи по – разному: Например, у тюльпанов , Слайд № 3 которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. Слайд №4 У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу.

2) Ботаник. Совсем по - другому приспособились ковыль и типчак. Слайд №5, №6

Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

1) Зоолог. В степях нет деревьев , но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Слайд №7

Раз есть насекомые, значит, есть много птиц: Степной жаворонок, дрофа Слайд № 8 , серая куропатка, журавль – красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле.

2) Зоолог. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают нор, чтобы прятаться от хищников. В степи живут хомяки Слайд № 9 , суслики, мыши –полёвки , в норах они делают себе запасы на зиму . И конечно, в степи есть хищники: степной орёл Слайд № 10 , степной хорёк, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

Физкультминутка.

- Представьте себе, что вы растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко солнце жжёт землю (дети – растения показывают, как им плохо.) Подул ветер- всё сильнее и сильнее началась пыльная буря (дети изображают бурю) Вдруг всё стихло (дети садятся на свои места).

Эколог. Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель Слайд №11 . Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.

В Красную книгу занесены следующие животные степи: Степной орёл Слайд № 12 , журавль - красавка, дрофа Слайд №13 , кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный. Слайд № 14

Эколог. Есть ещё одна проблема это браконьерство. Чтобы гнёзда , построенные на полях , не были разоренными во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей , надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

- Большое спасибо докладчикам.

6 .Закрепление изученного материала.

1) Работа в тетради на печатной основе. С.36-38.

2) Проверка знаний (Тест в презентации)

3) Выставление оценок.

7. Домашнее задание: У. с114-122 , Т. С.37,38, доклады о животных растениях степи.

1.Карточка. Исправь географические ошибки в тексте.

Лесная зона расположена к северу ( …………..) от зоны тундры . Природные условия в лесной зоне более суровые ( …………………) , чем в тундре. Растительный мир беден (…………….) . Большую территорию зоны

Занимает широколиственный (………………….) лес. В лесной зоне широко распространёнными (…………………..и) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (…………………….) домом для растений, животных, грибов.

2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.

а) голубика ----- лемминг ----- белая сова, песец ( ………………………)

б) лишайник ягель ----- олень ----- волк (……………………)

в) кедровая шишка ----- белка ----- лиса (…………..)

________________________________________________________________

Карточка. Вставь пропущенные названия зон:

а) …………………….– это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.

б) …… …………………. – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

в) ……………………………. – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

Презентация на тему: " Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники. Арктические пустыни Степи Тундра Лесная зона Пустыни." — Транскрипт:

2 Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники. Арктические пустыни Степи Тундра Лесная зона Пустыни

3 Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники. Арктические пустыни Степи Тундра Лесная зона Пустыни

4 Это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова; встречаются лишайники, мхи. Арктические пустыни Степи Тундра Лесная зона Пустыни

5 Это природная зона, где растут разнообразные травянистые растения, которые переносят сильную засуху. Арктические пустыни Степи Тундра Лесная зона Пустыни

6 В этой природной зоне жаркое продолжительное лето. Ветер носит холмы песка, которые называются барханами. Арктические пустыни Степи Тундра Лесная зона Пустыни

7 Арктические пустыни Степи Лесная зона Тундра Пустыни Дрофа Бурый медведь Верблюд Полярная сова Морж

8 Варан Песчанка Верблюд Черепаха Тюлень Сайгак

9 Корсак Тушканчик Белка Джейран ФеннекУшастый ёж

10 Колосняк Ящерица-круглоголовка Верблюд Верблюжья колючка Корсак Песчаный удавчик Скарабей Песчанка Тушканчик

где растут лишайники

Природа богата и чрезвычайно разнообразна, в чем можно убедиться, посетив различные уголки нашей огромной страны или заказав туры в другие государства. Любопытно выглядит особая группа растений, которая отличается от тех растений, которые мы привыкли видеть ежедневно, - лишайники. Это одновременно распространенный вид, и при этом представители его нельзя назвать вездесущими. Итак, давайте разберемся, где растут лишайники.

Где растет лишайник?

Лишайниками называют группу живых организмов, которые представляют собой ассоциацию грибов с водорослями, которые живут как единый организм. В природе насчитывают не менее 26 тысяч их видов, среди которых различают следующие:

  • эпилитные, произрастающие на каменистых поверхностях;
  • эпигейные, их среда обитания – почва (такие как исландский мох);
  • эпифитные, покрывающие древесные стволы.

При этом лишайники можно встретить всюду в диких условиях – они произрастают на каждом континенте, не исключая Антарктиду. Удивительно, но даже в бесплодных землях арктических просторов встречается этот уникальный вид. Это именно то место, где растут черные лишайники. Там низкие температуры, практически нет воды, но такая темная окраска помогает организму быстро поглощать выделяемую в низком количестве солнечную радиацию. Ну а воду черный лишайник берет из таявшего на солнце снега. В течение долгого времени лишайники оставались загадкой для ученых. По правде говоря, до сих пор в научном мире нет единой точки зрения, что есть лишайник – представитель царства грибов или царства растений.

Зона произрастания, где растут кустистые лишайники, - это, в первую очередь, голые скалы, деревья и почва. Причем, лишайник прекрасно себя чувствует в суровых условиях Севера, в тайге, высокогорьях, так и посреди жарких территорий тропических стран. Будучи культурой неприхотливой, лишайник обосновывается высоко в горах и на бедных землях. При этом лишайники, со временем разрушая верхний слой каменистого грунта, при отмирании оставляют гумусный слой, на котором позднее развиваются другие растения. Кстати, лишайники растут крайне медленно, например, рост ягеля составляет всего 2-3 мм в год.

При этом ареалом лишайников нельзя с уверенностью назвать крупные населенные пункты, особенно с развитой промышленностью. Причины, почему лишайники не растут в городах, вполне понятны. Воздух в городах загрязнен, что лишайника является неприемлемым условием. Дело в том, для большинства представителей лишайников важно условия высокого содержания кислорода в воздухе. Но это не значит, что городской зоне совсем не найти лишайников. Они не произрастают в промзонах, а на окраинах можно встретить стволы деревьев, покрытые слоевищами этого биологического вида.

Какие лишайники растут в России?

Иногда на камнях практически в любом регионе страны можно обнаружить словно застывшую серо-коричневую пену. Ее образуют так называемые накипные лишайники.

В природе также встречаются листовые лишайники (например, ксантория настенная), образующий причудливый разноцветный узор из пластин. Они покрывают не только камни, но и древесные стволы, ветки.

Читайте также: