Урок покрытосеменные растения 6 класс

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Цель. Активация познавательной деятельности учащихся с помощью игры

Образовательные. Обобщить знания о внешнем и внутреннем строении органов цветковых растений, о видоизменениях органов цветковых растений и их роли в жизни растений;

Развивающие. Развитие умственной деятельности, памяти, умения логически мыслить; работа над повышением грамотности речи, повышение мотивации учащихся на уроке за счёт игровой формы работы.

Воспитательные. Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.

Планируемые результаты.

Учащиеся должны знать: внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь: различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания.

Метапредметные .

Умеют анализировать и оценивать информацию, владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различать объем и содержание понятий.

Имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Мотивация к учебной деятельности .

"Своя Игра" состоит из трех раундов и финала. Первый раунд состоит из 3 тем по 5 вопросов (15 вопросов), второй и третий раунды состоят из 4 тем по 4 вопроса в каждом (16 вопросов). Вопросы располагаются слева направо, по возрастанию степени сложности: I раунд – стоимость вопросов (от 10 до 50), II раунд – стоимость вопросов (от 20 до 80), III раунд – стоимость вопросов (от 30 до 120).

Начинают игру команды по жребию. Выбор темы и стоимости вопроса осуществляет капитан. Ведущий зачитывает вопрос. Команда ведет обсуждение и, если готова, поднимает руку. Время на обсуждение на вопрос раунда высчитывает секундомер, установленный на слайде презентации по 15 секунд. Команде, предоставляется возможность ответа на вопрос. Капитан указывает на игрока, который будет отвечать (или отвечает сам). Если команда отвечает неправильно, то право ответить на этот же вопрос предоставляется другой команде. Правильный ответ прибавляет количество очков к общей сумме команды. Неправильный ответ на обычный вопрос уменьшает общее количество очков.

Кроме того, в игре имеются необычные вопросы: “Вопрос-аукцион” и “Кот в мешке”. “Вопрос-аукцион” достается команде, выбравшей данный вопрос, и позволяет ей повысить стоимость вопроса в пределах накопленной суммы. Правильный ответ на “вопрос-аукцион” увеличивает общее количество очков команды на ставку, сделанную командой в аукционе, неправильный – уменьшает. Если команда попадает в выборе вопроса на “Кота в мешке”, то она автоматически передает его другой команде. Правильный ответ на вопрос “Кота в мешке” увеличивает общее количество очков команды на стоимость данного вопроса, неправильный – уменьшает.

Второй раунд начинает команда, набравшая меньшее количество очков. Финальный раунд (“Своя игра”) представляет пять возможных тем раунда. Команды одна за другой убирают темы, которые им не нравятся (Начинает убирать команда, набравшая меньшее количество очков), до тех пор, пока не останется одна тема. Далее команды делают ставку в пределах своей накопленной суммы. Задается вопрос. Команды думают над ним в течение одной минуты, записывают ответ на бумаге, и зачитывают его. Правильный ответ в финальном раунде увеличивает общую сумму команды на сделанную ставку, а неправильный – уменьшает.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Участвуют три команды.

Своя игра (сопровождается показом презентации)

Цветковыми растениями называют такие растения, которые:

1. цветут один раз в году

2. цветут хотя бы один раз в жизни

3. цветут через каждый второй год

I тема. Органы цветкового растения.

10 – На какие две группы делятся все органы цветкового растений? (вегетативные и генеративные)

20 – Какие органы относят к вегетативным? (корень, побег)

30 – Какие функции выполняют вегетативные органы? (питание и обмен веществ с окружающей средой)

40 – Какие органы относят к генеративным? (цветок, плод, стебель)

50 – КОТ В МЕШКЕ. Какую функцию выполняют генеративные органы? (размножение)

II тема. Признаки растений.

10 – Если у растения сетчатое жилкование листьев, то какая у него корневая система? (стержневая)

20 – Выберите признаки однодольных растений.

Число семядолей в зародыше семени: А) две; Б) одна.

Корневая система: А) мочковатая; Б) стержневая.

Жилкование листьев: А) сетчатое; Б) параллельное; В) дуговое.

Околоцветник: А) простой; Б) двойной.

30 – К какому классу относится данное растение? (Однодольное)

40 – Выберите растения, относящиеся к классу Двудольных растений. (1,4)

50 – К какому классу относится вороний глаз? (однодольные)

III тема. Дополни фразу.

10 – АУКЦИОН Основные запасные вещества в семени фасоли располагаются в . (в семядолях)

20 – Корнеплод представляет собой видоизменение . (главного корня)

30 – Побег содержит . (стебель, листья, почки)

40 – Клубень – это видоизменение . (побега)

50 – Органические вещества в растении передвигаются по . (ситовидным трубкам)

IV тема. Корень.

20 – Какие виды корней есть у растений? (главный, боковые, придаточные)

40 – Какие типы корневых систем вы знаете? (стержневая, мочковатая)

60 – КОТ В МЕШКЕ . Корень, развивающийся из корешка зародыша? (главный)

80 – Что необходимо делать, чтобы улучшить доступ воздуха к корням? (рыхлить)

V тема. Побег.

20 – Какие видоизменения побега вы знаете? (корневище, клубень, луковица)

40 – Назовите способы расположения листьев на стебле? (очередное, супротивное, мутовчатое)

– Перечислите функции стебля. (выносит листья к свету, запасает питательные вещества, проводит питательные вещества)

80 - Укажите строение побега. (1.Верхушечная почка ; 2. Пазуха листа;

3. Узел; 4. Пазушная почка; 5. Междоузлие; 6. Стебель)

VI тема. Лист.

20 – Какие функции выполняет лист? (газообмен, фотосинтез, транспирация)

40 – Укажите простые листья. Чем простой лист отличается от сложного? (у простых листьев одна листовая пластинка, у сложных несколько листовых пластинок, находящихся на одном черешке)

60 – Какие типы жилкования листьев вы знаете? (дуговое, сетчатое, параллельное)

80 – Назовите известные вам видоизменения листьев и их функции. (колючки у кактуса, у барбариса; усики гороха, насекомоядные растения)

VII тема. Цветок. Соцветия.

20 – АУКЦИОН 2. Назовите и покажите главные части цветка. (пестик и тычинки)

40 – Приведите примеры и дайте определения двудомным растениям. (Двудомными называют растения, у которых тычиночные цветки находятся на одних растениях, пестичные – на других . тополь, ива, конопля, некоторые виды осок).

60 – Определите тип соцветия укропа.(сложный зонтик)

80 – Объясните биологическое значение соцветия. (В соцветия собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых – опылителей)

VIII тема. Зоны корня.

30 – Чем покрыта снаружи верхушка корня? (корневым чехликом)

60 – Ткань, по которой передвигаются вода с растворенными в ней минеральными веществами это . (проводящая)

90 – Зона корня с корневыми волосками. (зона всасывания)

120 – Укажите строение и его зон, которые обозначены с помощью цифр 1-6? Какие функции осуществляют каждая из зон? (зона проведения, зона всасывания, зона роста, зона деления, корневой чехлик, корневые волоски)

IX тема. Клеточное строение листа.

30 – Пространство между клетками губчатой ткани листа. (межклетник)

60– С какой стороны листа расположены устьица у растений с плавающими листьями? (с верхней стороны листа)

90– Какими клетками образованы проводящие пучки листа? Какие функции они выполняют? (Сосуды - проводят воду, ситовидные трубки – органические вещества, волокна – придают листу прочность)

120 – Что такое кутикула, какова ее роль? (Жироподобное вещество образует пленку под кожицей листа, защищает растение от избыточной транспирации)

X тема. Внутреннее строение стебля.

30 – КОТ В МЕШКЕ . Какие слои образует стебель древесного растения? (коры, древесины, сердцевины)

60 – Что такое чечевичка? Какое значение она имеет для растения? (маленькие бугорки с отверстиями, осуществляют газообмен)

90 – Назовите образовательную ткань древесного стебля (камбий)

120 – Из каких растений получают ткани, используя лубяные волокна? (конопля, джут, лен)

XI тема. Плоды.

30 – АУКЦИОН . Плод сухой, семян много, и расположены они в один ряд. У созревшего плода створки скручиваются, выбрасывая семена. Назовите плод. (боб)

60 – Выберите растения, которые распространяются животными.

90 – Плод сочный, с тонкой кожицей, мякотью и твердым внутренним слоем околоплодника, с косточкой внутри которой находится семя. Это . (костянка)

120 – Выберите многосемянный плод. (горох)

Растения в литературе.

Растения в легендах.

Растения в числах.

Растения в истории

Растения в литературе

Растения в легендах.

Богиня растений, давшая название царству растений.

Растения в числах.

Корни пшеницы проникают на глубину: 20 см, 50 см, 1 м, 2 м.

Растения в истории.

Назовите плод, который трижды влиял на судьбы человечества.

Первое - яблоко с древа познания, второе – яблоко раздора, третье – яблоко Ньютона

Пищевые растения.

Овощная культура, изначально выращивалась как листовая, в наше время используют в пищу корнеплоды.

III. Подведение итогов и награждение победителей

Преподаватель суммирует все баллы, объявляет победителей. Идет награждение команд.

Н.И. Галушкова Биология 6 класс. Система уроков, Волгоград, Учитель, 2015.

Н.В. Лященко и др. Биология 6-11 классы. Секреты эффективности современного урока, Волгоград, Учитель, 2012.

Ю. В. Щербакова. Интеллектуальные игры для школьников. Биология, Ростов – на – Дону, Феникс, 2015.

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о покрытосеменных растениях. Закрепляет умение выявлять признаки царства Растений, отдела Покрытосеменных растений, особенности двудольных и однодольных растений, характерные признаки семейств. Объясняет роль покрытосе­менных растений в природе и в жизни человека. Формирует умения работать с гербарным материалом, схемами, дополнительными источниками информации. Способствует развитию экологической грамотности учащихся, воспитанию бережного отношения к природе.

Содержимое разработки

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о покрытосеменных растениях. Закрепляет умение выявлять признаки царства Растений, отдела Покрытосеменных растений, особенности двудольных и однодольных растений, характерные признаки семейств. Объясняет роль покрытосе­менных растений в природе и в жизни человека. Формирует умения работать с гербарным материалом, схемами, дополнительными источниками информации. Способствует развитию экологической грамотности учащихся, воспитанию бережного отношения к природе.

Тема урока . Многообразие и рас­пространение покры­тосеменных растений.

Урок обобщения и сис­тематизации


Имя урока: Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

Расул Гамзатов.
Цель:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о покрытосеменных растениях. Закрепить умение выявлять признаки царства Растений, отдела Покрытосеменных растений, особенности двудольных и однодольных растений, характерные признаки семейств. Уметь объяснять роль покрытосе­менных растений в природе и в жизни человека.

Развивающая : формирование умений работать с гербарным материалом, схемами, дополнительными источниками информации, уметь выполнять различные типы тестовых заданий.

Воспитательная : создать условия, способствующие развитию экологической грамотности, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: презентация, гербарные образцы однодольных и двудольных растений, учебники, рабочие тетради, лист фронтальной работы.

Вводное слово учителя. На нашей планете Земля огромное количество живых организмов. Какие отличительные признаки есть у представителей царства Растений? (слайд 1-2). Обратимся к листу фронтальной работы

Организация работа учащихся с листом фронтальной работы

Задание 1. Выберите (подчеркните) признаки растений. Ведут прикрепленный образ жизни, гетеротрофы, способны к активному передвижению, автотрофы, растут в течение всей жизни, в клетках содержатся пластиды, не способны к фотосинтезу, запасное вещество крахмал, клеточная стенка из целлюлозы

Проверка выполнения задания. (слайд 3)

Учитель. Назовите растения, которые, по вашему мнению, являются важнейшими в природе и жизни человека.

Ученики по желанию называют растения

Учитель. Посмотрите, какие растения вы назвали, большинство из них принадлежат к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, о чем говорит такое название? (слайд -4)

Учитель Мы уже знаем, что наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена.

Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений.

Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.

Где же они распространены.

В современной флоре отдел Покрытосеменные - самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов)

Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.

Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ

Давайте повторим признаки покрытосеменных

Признаки Покрытосеменных растений.

Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями

Семяпочка защищена завязью

Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций

Быстрый обмен веществ

Отличная приспособленность к различным экологическим условиям

Гаметофит - семязачаток и пыльцевая трубка

Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими

Образуют ярусы леса

Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

Учитель. Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения. Давайте повторим признаки Однодольных и Двудольных растении

Работа с листом фронтальной работы. Задание 2. Из приведённых ниже признаков выберите характерные для растений класса однодольных и двудольных. Цифры, обозначающие признаки каждого класса, выпишите в таблицу: 1) В семени 2 семядоли 2) В семени 1 семядоля. 3) Корневая система мочковатая. 4). Корневая система стержневая 5) Жилкование листьев сетчатое. 6) Жилкование листьев параллельное или дуговое. 7)Запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме. 8) Запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях. 9) В стебле проводящие пучки расположены в центре или имеют вид кольца, имеется камбий, хорошо видны кора и сердцевина. 10) Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия, кору и сердцевину различить трудно. 11) Цветок трёхчленный. 12) Цветок чаще всего четырёх или пятичленный. (слайд 6)

Проверка работы (слайд 7)

Учитель. В свою очередь Однодольные объединяют два семейства - Злаковые и Лилейные, а класс Двудольные - семейства Сложноцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Крестоцветные. Используя гербарий растений различных классов и семена, которые лежат у вас на партах, определить класс и семейство, к которому относятся предложенные вам растения, назовите основные признаки семейства.

Учащиеся работают в парах, а потом рассказывают краткую характеристику семейства, к которому принадлежит растение растения по плану. Перед ответом загадка о семействе.

По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- Растения этого семейства являются хорошими медоносами. Огромное количество их растет на пустырях. Название семейства отражает строение цветка (расположение лепестков и чашелистиков). (крестоцветные)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- В этом семействе имеются как травы, так и кустарники, и деревья. Плоды многих из них весьма вкусны и богаты витаминами. (розоцветные)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- Основное отличие растений этого семейства – симбиоз с азотфиксирующими бактериями, под действием которых на корнях растений образуются выросты – клубеньки. (бобовые)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- Растения этого семейства имеют ядовитые вегетативные органы. Но одно из растений называют вторым хлебом, используя в пищу его видоизмененный побег-клубень. Одно из растений сделало человека своим рабом, разрушая его организм. (пасленовые). Какое же растение превратило человека в своего раба? Почему? (табак курительный, в его листьях содержится никотин, который губительно действует на организм человека).


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- Многие растения данного семейства известны как сорняки, с которыми очень трудно бороться. Но некоторые используются в пищу. Соцветие растений этого семейства может быть образовано несколькими типами цветков. Масло из одного из растений этого семейства очень популярно. (сложноцветные)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- В основном это однолетние и многолетние травы – древнейшие культурные растения, которые кормят род человеческий. Стебель растений этого семейства имеет особое название. (злаковые)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- В этом семействе есть пищевые, декоративные, лекарственные растения. В основном это многолетние травы с подземными органами в виде корневищ, луковиц. Есть среди этого семейства и ядовитые растения, и те, которые занесены в Красную книгу, которые требуют охрану. (лилейные)


Ответы учащихся о признаках семейств покрытосеменных растений.

Закрепление идет по слайдам 8 - 14

Учитель Какое значение растений в природе? Каково значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека?

Значение растений в жизни человека.

В жизни человека растения имеют очень большое значение. Из пищевых растений особенно важны хлебные злаки. По значению для питания человека на первом месте нужно поставить пшеницу и за ней - рис. Из овощей на первом месте по мировой продукции стоит картофель, и остальные овощи (в средних широтах главным образом капуста, репа, морковь, свекла и др.)

Немалую роль в питании человека играют и плодовые растения. Как плоды, так и овощи, особенно если они поедаются в сыром виде, имеют не только пищевое, но и особое значение в пищевом режиме ввиду содержания в них различных специальных веществ, главным образом витаминов, вырабатываемых только растениями и необходимых для жизни человека.

Как наиболее важные из разводимых плодовых растений можно указать некоторые ягодники (смородина, крыжовник, малина), плодовые деревья (яблони, груши, сливы, вишни, абрикосы и персики).

Из других пищевых растений нужно указать на некоторые зернобобовые, как горох, фасоль, соя и др. В отличие от большинства других пищевых продуктов растительного происхождения, они богаты белками и поэтому могут иметь особое значение в белковом питании человека

Довольно широко используются человеком масличные растения. например, оливковое дерево в нашей местности это в основном подсолнечник.

Далее нужно указать на сахароносы. Важнейшие из них - сахарная свекла, культивируемая в областях умеренного климата, и сахарный тростник, разводимый в субтропиках и тропиках.

Наконец нужно упомянуть растения, дающие пряности (перец, корица, гвоздика, кардамон, мускатный орех, ваниль и др.).

Материал для одежды дают так называемые прядильные или волокнистые растения. Из них получают волокна (лен, хлопчатник, конопля).

Очень большое значение в жизни человека имеет древесина. Древесина используется не только в натуральном виде, но и после специальных обработок, вследствие которых она приобретает более высокие технические свойства.

Эфиромасличные и декоративные растения очень многочисленны, разнообразны и широко культивируются. Первые, благодаря содержанию в них душистых эфирных масел, находят большое применение в парфюмерной и отчасти пищевой промышленности

Лекарственные растения применялись человеком для лечения болезней с глубокой древности и в медицине имели исключительно большое значение. Собственно, даже самое развитие ботаники начиная с древности происходило в значительной степени на почве выявления и изучения именно лекарственных растений. У разных народов в совокупности применялось до 12 000 видов таких растений. В настоящее время значение их далеко не так велико, так как многие лекарственные вещества готовятся сейчас синтетически.

Эстетическое значение комнатные растения, для украшения садов и парков. Великолепных клумб, радующих глаз горожан много у на в Липецке. В этом году на класс работает над проектом клумб гимназии.

Значение в природе

Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов растения способны аккумулировать энергию Солнца, создавая при её посредстве органические вещества из веществ неорганических; при этом растения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, содержащая кислород, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания. Благодаря кислороду образовался озоновый слой, который защищает все живое от губительного ультрафиолетового излучения все живое. Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Покрытосеменные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

Учитель. У каждого урока есть тема, я хочу вам предложить имя нашего урока (слайд 15) Рассказ учителя об охране растений и Красной книге Липецкой области и растениях занесенных в неё (слайд 16-17), о красоте города Липецка (слайд 18)

1 основной признак покрытосеменных – наличие семени.

2 у двудольных стержневая корневая система

3 злаки и лилейные семейства класса однодольных растений

4 отдел покрытосеменные делится на 4 класса

5 шиповник и горох представители семейства бобовых

6 пшеница имеет одну семядолю в зародыше

7 все покрытосеменные имеют плод и цветок

8 у двудольных листья могут быть и простые и сложные

9 у однодольных сетчатое жилкование листьев

Проверка теста (слайд 19)

Обращается внимание на ошибки

Взять на проверку выборочно листы фронтальной работы

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей; работать с натуральными объектами; л. формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, экологическое мышление; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: покрытосеменные (цветковые) растения, класс Двудольные, класс Однодольные; выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными; сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных; применять приемы работы с определителем растений; устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды обитания; объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм; выявлять и сравнивать существенные признаки однодольных и двудольных растений.

Оборудование и материалы: плакаты (слайды) с изображениями различных цветковых растений, таблица “Дикорастущие и культурные растения”, различные комнатные растения, гербарные экземпляры покрытосеменных растений различных сред обитания, наборы муляжей плодов различных культурных растений, Красная книга России, геохронологическая таблица.

Общие рекомендации. Таблица “Сравнительная характеристика голосеменных и покрытосеменных растений” предоставляется каждому ученику в печатном виде. Таблица “Сравнительная характеристика однодольных и двудольных растений” должна быть представлена на интерактивной доске.

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Фронтальный опрос и решение биологических задач.)

1. Ответьте на вопросы.

— Какие растения называют голосеменными?

— В чем состоит принципиальное отличие голосеменных растений от споровых?

— Каковы основные признаки голосеменных растений?

— Где развиваются семена голосеменных растений?

— В чем заключается отличие семян голосеменных растений от семян покрытосеменных?

— Каково строение женской и мужской шишек сосны?

— В чем отличие в строении этих шишек?

— Какие особенности строения семян сосны способствуют их переносу ветром?

— Как происходит опыление и оплодотворение у голосеменных растений (сосны)?

— Какими способами распространяются семена сосны?

— В чем состоит эволюционное преимущество семенных растений перед споровыми?

2. Решите биологические задачи.

— Лесничие обратили внимание на то, что у сосны, растущей в лесу, нижние ветки очень быстро отмирают. Тогда как у ели в тех же условиях почти полностью сохраняются. Объясните почему. (Сосна светолюбивое растение, и при затемнении ее ветви засыхают, а ель теневыносливое — поэтому ее ветви сохраняются.)

— Хорошо известно, что во время бури ветер выкорчевывает ели, тогда как сосны ломает. Чем объясняется этот факт? (Строением корневых систем — у ели корни развиваются близко к поверхности, а у сосны уходят глубоко в почву.)

— Ботаникам известно много случаев совместного проживания двух и более растений. Голосеменные не являются исключением. Например, можжевельник является частым спутником сосны. Почему же он погибает, если рядом растет много елей? (Сосна, в отличие от елей, не затеняет можжевельник.)

— Во время проведения Всемирного лесного конгресса в 1960 г. в Сиэтле лесоводы 96 стран решили заложить парк дружбы народов, где представитель каждой страны должен был посадить свое национальное дерево. Какое дерево было высажено нашей делегацией? (Лиственница.)

— “Янтарь есть произведение царства растений”, — говорил М.В. Ломоносов. Что позволило великому ученому сделать такой вывод? (Янтарь — окаменевшая смола хвойных растений.)

— Почему воздух в хвойных лесах почти не содержит болезнетворных бактерий? (Хвойные выделяют фитонциды, уничтожающие микробы.)

III. Работа по теме урока

1. Общая характеристика

Покрытосеменные, по мнению большинства ученых, произошли от древних голосеменных растений. Считается, что первые покрытосеменные были небольшими вечнозелеными деревцами с крупными одиночными цветками, напоминающими шишки голосеменных.

— Какая общая черта характерна и для голосеменных, и для покрытосеменных растений? (Эти растения размножаются при помощи семян.)

Покрытосеменные — самая молодая и самая многочисленная группа царства Растения. В нее входит около 250 тыс. видов.

По палеонтологическим данным, покрытосеменные растения появились в юрский период мезозойской эры, расцвет их пришелся на меловой период мезозойской эры.

(Учитель демонстрирует соответствующие периоды на геохронологической шкале.)

Покрытосеменные растения распространены на всех континентах и во всех климатических зонах Земли. Они приспособились к жизни в воде, в умеренном климате и в пустынях.

Широкого распространения покрытосеменные достигли благодаря высокой приспособляемости к различным условиям окружающей среды, вследствие чего их вид стал необычайно разнообразен. Среди покрытосеменных встречаются растения всех жизненных форм.

— Какие жизненные формы растений вы знаете? (Деревья, кустарники, кустарнички и травы.)

Продолжительность жизни покрытосеменных растений может быть различной. Встречаются как однолетние и двулетние, так и многолетние растения.

— Каково принципиальное отличие покрытосеменных растений от представителей других систематических групп? Почему их выделили в особый отдел? (Семена этих растений развиваются внутри плода.)

Покрытосеменные растения также называют цветковыми.

— О какой особенности растений это говорит? (Эти растения образуют цветки.)

— Работая с материалом учебника (с. 126—129), исправьте ошибки в таблице и впишите правильные ответы.

(На выполнение задания отводится 3-5 мин. Ученики работают в парах — проверяют работу соседа по парте (2—3 мин). Учитель оценивает работу пар.)

Сравнительная характеристика голосеменных и покрытосеменных растений

Критерий для сравнения

Наличие цветков и плодов

Не имеют цветков и плодов

Образуют цветки и плоды

Семязачатки заключены в полости завязи пестика (лежат открыто на чешуйке шишки)

Семязачатки заключены в полости завязи пестика

Ветроопыляемые (а также при участии воды, животных и путем самоопыления)

Орган для улавливания пыльцы — рыльце пестика (пыльца попадает прямо на семязачатки)

Пыльца попадает прямо на семязачатки (орган для улавливания пыльцы — рыльце пестика)

Проводящие ткани — это сосуды (трахеиды) и сложно (просто) устроенные ситовидные трубки

Настоящие сосуды. Сосуды и ситовидные трубки имеют сложное строение

Жизненные формы растений

Только древесные формы

Только травы (как древесные, так и травянистые формы)

Большинство являются автотрофами, но редко встречаются и гетеротрофы (только автотрофы)

Большинство являются автотрофами, но редко встречаются и гетеротрофы

Образуются семена очень быстро (медленно, до 1,5—2лет) и сразу же после опыления (интервал между опылением и оплодотворением может достигать 13 месяцев)

Образование семян происходит достаточно быстро — в течение одного вегетационного периода

2. Двудольные и однодольные растения

Отдел Покрытосеменные растения разделяют на два класса — Однодольные и Двудольные.

— По какому признаку растения относят к тому или иному классу? (Количество семядолей в семени. У двудольных растений семя состоит из двух семядолей, а у однодольных — из одной.)

Считается, что двудольные растения древнее однодольных. Однодольные растения как самостоятельная группа обособились от двудольных на достаточно ранней ступени эволюции (в пред- меловом периоде). Затем однодольные развивались независимо от двудольных. Вероятно, по причине древности двудольных значительно больше, чем однодольных. Первых насчитывается свыше 200 тыс. видов, тогда как вторых лишь 64 тыс. видов.

Растения в пределах одного отдела делят на более мелкие систематические категории — классы, порядки, семейства.

В классе Двудольные около 350 семейств (Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Бобовые и др.). У однодольных 85 семейств (Лилейные, Злаки, Луковые и др.). Более подробно о некоторых из этих семейств мы поговорим на следующих уроках.

— По каким признакам, кроме количества семядолей в семени, двудольные растения отличаются от однодольных?

Необходимо отметить, что некоторые характерные для двудольных признаки встречаются и у однодольных, и наоборот. Следовательно, отличить однодольные растения от двудольных можно лишь по совокупности признаков (строение цветка, стебля, характер листовых пластин).

— Работая с материалом учебника (с. 130, 131) и сравнительной таблицей, изобразите признаки классов Однодольные и Двудольные растения в виде рисунков (схем).

Сравнительная характеристика однодольных и двудольных растений

Критерий для сравнения

Количество семядолей в семени

Зародыш состоит из одной семядоли (щитка), прилегающей к эндосперму

Зародыш обычно состоит из двух семядолей

Простые, обычно цельнокрайние, бесчерешковые. Жилкование дуговое или параллельное

Простые и сложные. Жилкование сетчатое (перистое, пальчатое). Обычно черешок выражен

Обычно мочковатая, главный корень рано отмирает

Обычно стержневая, главный корень хорошо развит. У некоторых травянистых форм корневая система мочковатая

Число частей цветка обычно кратно трем

Число частей цветка обычно кратно четырем или пяти

Травянистый, не способен к вторичному утолщению. Нет камбия, нет четко дифференцированной коры и древесины

Травянистый или деревянистый. Способен к вторичному утолщению. Имеется камбий. Кора и древесина обычно четко выражены

Проводящие пучки закрытые. На поперечном разрезе стебля они расположены как бы беспорядочно

Проводящие пучки открытые. На поперечном разрезе стебля они расположены по кругу или в виде цилиндра

(На уроке учащиеся выполняют часть задания под руководством учителя, а завершают его самостоятельно как домашнее задание.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

1. Прочитать § 24, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Нарисовать в альбоме признаки классов Однодольные и Двудольные растения (закончить выполнение задания).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Конспект урока по теме "Покрытосеменные" для 6 классов. ФГОС. К конспекту прилагается презентация.

Содержимое разработки

Разработка технологической карты урока

Тема: Отдел покрытосеменные растения.

Место: Урок изучения нового материала.

Цель: формирование представлений об особенностях строения цветковых растений как наиболее сложно организованных и широко распространенных представителей растительного мира.

Расширить знания о многообразии растительных организмов.

Познакомить учащихся с особенностями цветковых как наиболее высокоорганизованной группы растений.

Углубить знания школьников о строении и размножении, а также о приспособленности к разным условиям обитания.

Развивать речь (обогащая словарный запас биологическими терминами).

Развивать мышление: умение сравнивать, выделять главное, делать выводы и т.п.

Умение планировать свое рабочее время на уроке.

Воспитание толерантности, взаимопомощи друг другу.

Дидактическая часть урока

Задания для учащихся

Приветствуют учителя, обеспечивают произвольное внимание к словам учителя.

Приветствует учащихся, настраивает их на плодотворную работу, проверяет готовность учеников к работе на уроке.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем увлекательный урок. Но для того, что бы приступить к этому этапу, нужно проверить ваши знания.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества.

Личностные: осознание личной заинтересованности к предмету.

Проверка домашнего задания

Отвечают на вопросы, внимательно слушают друг друга, дополняют.

Учитель слушает ответы, корректирует их, оценивает.

Фронтальный опрос. На экране показан слайд с предложениями, которые ученики должны продолжить:

«Чем размножаются голосеменные (семенами)

Почему голосеменные получили такое название (потому что семя голое)

Прогрессивная черта голосеменных (без участия капельно-жидкой среды)

Мужская половая клетка голосеменных (спермий)

Женская половая клетка голосеменных (яйцеклетка)

Где созревает пыльца (в пыльниках мужских шишек)

Закрепление знаний о размножении голосеменных растений.

Познавательные: умение обобщать, анализировать, составлять логическую цепочку, синтезировать.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечающего, умение ясно выражать свои мысли.

Регулятивные: коррекция знаний

Изучение нового материала

Учащиеся выдвигают свои предположения на поставленный вопрос. Вместе с учителем формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

Учитель слушает ответы на свой вопрос. Помогает сформулировать тему урока, и записывает ее на доске.

Изучение новой темы.

Познавательные: умение сравнивать, выделять главное.

Коммуникативные:

Умение слушать собеседников, умение четко выражать свои мысли.

Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности.

Закрепление нового материала

Ученики делятся на 3-4 команды. Сотрудничая в командах, выполняют задания на карточках предоставленные учителем. При выполнении заданий могут беседовать друг с другом, а также обращаться за помощью к учителю. В зависимости от задания отвечают устно или письменно в тетрадях.

Учитель делит учеников на 3-4 команды. Выдает карточки с заданиями. Следит за дисциплинированностью в классе. Помогает ученикам выполнять задания. Слушает устные ответы и корректирует их.

Выполнение заданий в командах.

Задание 1. Ознакомиться с текстом §42.

Задание 2. Письменно ответьте на вопросы.

Покрытосеменные – это (цветковые растения, семена которых находятся в плодах)

Оплодотворение – это (процесс слияния ♂ и ♀ половых клеток)

С помощью какого органа происходит половое развитие покрытосеменных (цветка)

Где формируются мужские половые клетки у покрытосеменных (в тычинках)

Где формируются женские половые клетки у покрытосеменных (в пестике)

Задание 3. Ученика раздается рисунки цветков, которые требуются подписать

Задание 4. На слайдах показаны представители однодольных и двудольных растений, предлагается соотнести их.

Задание 5. Предлагается на рисунке подписать строение семени.

Задание 6. Вспомнить процесс размножения покрытосеменных

Закрепление знаний о видах размножения покрытосемянных растений.

Познавательные: умение выделять главное, умение пользоваться терминами.

Коммуникативные: умение слушать друг друга, умение работать и сотрудничать в команде.

Личностные: формирование интереса к биологии и окружающей среде в целом.

Регулятивные: коррекция и оценка знаний.

Обсуждают пройденную тему, подводят с помощью учителя итог уроку.

Учитель помогает подвести итог уроку. Слушает ответы учеников.

Закрепление изученного материала.

Познавательные: умение рассуждать, выделять главное.

Коммуникативные: умение слушать окружающих.

Личностные: осознание значимости обучения.

Ученики записывают в дневник домашнее задание. Прощаются с учителем.

Учитель на доске записывает домашнее задание. Оценивает учащихся. Прощается.

Ученикам задается на дом выучить §42, ответить на вопросы после параграфа, р/т.

Читайте также: