Укажите антропогенный фактор влияющий на урожай

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парно-групповая, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

  • эпиграф,
  • таблица “Земля – наш дом”,
  • текст с биологическим диктантом,
  • карточки для групповой работы,
  • карточки на магнитную доску “Экологические факторы”,
  • вопросы для фронтальной работы.

План урока.

Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она как мы, такая же – живая!

I. Оргмомент.

II. Повторение.

1. Биологический диктант.

  1. Наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и окружающей средой.
  2. Кто ввел в науку понятие "биогеоценоз"?
  3. Компоненты биоценоза, сами вырабатывающие органические вещества.
  4. Компоненты биоценоза, перерабатывающие отмершие организмы.
  5. Растения, произрастающие в толще воды.
  6. Растение, произрастающее на умеренно увлажненных лугах.
  7. Место, занимаемое определенным видом в биосфере.
  8. Организмы, обитающие в толще воды и переносимые водными течениями.
  9. Организмы с не постоянной температурой тела.
  10. Взаимовыгодное сожительство, когда организмы не могут прожить друг без друга.
  1. Любое сообщество живых организмов.
  2. Кто ввел в науку термин "экология"?
  3. Компонент биоценоза питающийся готовыми органическими веществами.
  4. Приспособительная реакция растений к длине светового дня.
  5. Растения, поселяющиеся на деревьях, но не приносящие им вреда.
  6. Растения, произрастающие в засушливых местах и запасающие воду в стеблях и листьях.
  7. Ряд взаимосвязанных видов, в котором каждый предыдущий член является пищей для последующего
  8. Организмы, ведущие придонный образ жизни.
  9. Животные с постоянной температурой тела.
  10. Взаимоотношения организмов, при которых один вид получает пользу от сожительства, другому это безразлично.

Ответы к биологическому диктанту:

  1. Экология.
  2. Сукачев.
  3. Продуценты.
  4. Редуценты.
  5. Гидатофиты.
  6. Мезофиты.
  7. Экологическая ниша.
  8. Планктон.
  9. Пойкилотермные.
  10. Мутуализм.
  1. Экосистема.
  2. Геккель.
  3. Консументы.
  4. Фотопериодизм.
  5. Эпифиты.
  6. Суккуленты.
  7. Цепь питания.
  8. Бентос.
  9. Гомойотермные.
  10. Комменсализм.

После окончания работы взаимопроверка. Рефлексия.

2. Словарная работа на доске.

Ученики первого ряда пишут слова, начинающиеся с ЭКО (например: экосфера, экотоп, экология, экоценоз, экономика, экобизнес, экокризис, экосистема, экопирамида).

Ученики второго ряда пишут слова, начинающиеся с БИО (например: бионика, биосфера, биополе, биоценоз, биомасса, биогеоценоз биотоп, биом, биология, биогенез).

Ученики третьего ряда пишут слова, оканчивающиеся на ЦИДЫ (например: ихтиоциды, альгициды, гербициды, нематоциды, бактерициды, пестициды, фунгициды, овоциды).

3. Фронтальная беседа.

а) Что изучает экология?

б) Как называют действия окружающей среды на живые организмы? .

в) Какие группы ЭФ выделяют?

г) Охарактеризовать каждую группу, привести примеры.

д) Что означает понятие “антропогенный фактор”? (По ходу беседы на доске выстраивается схема "Экологические факторы")

III. Изучение нового материала.

2. Работа с эпиграфом.

Как вы понимаете смысл данных строчек?

Зачитать слова о Земле (из журнала “Биология в школе”).

Земля — наш дом. Возможно, это единственная обитаемая планета в необъятной Вселенной. Разве не заслуживает она нашей любви? Разве не достойна она всей нашей изобретательности, смелости и щедрости, на которую мы только способны в нашем огромном желании уберечь ее от разрушения, истощения и гибели? Увы, но сегодня нас окружает множество свидетельств того, как человек выступает не осторожным, а самоуверенным землевладельцем. Люди забыли, что их колыбель по сути очень мала, и не хотят понять, сколь хрупка и неповторима пульсирующая на ней жизнь.

Наша планета серьезно больна, в двери и окна дома человечества стучатся беды грядущих экологических катастроф, а люди словно утратили слух: поглощенные кто погоней за сверхприбылями, кто поисками куска хлеба на обед, рубят леса, жгут уголь и мазут, травят пестицидом почву, убивают кормилицу-Землю, позабыв, что по векселям отцов придется расплачиваться детям.

3. Работа в группах по заданию учителя (рисунок 1).


Составьте рассказ. Объект: почва. Опорные слова: выпас скота, пашня, эрозия.

Составьте рассказ. Объект: атмосфера.

Опорные слова: диоксид углерода, парниковый эффект, озоновые дыры.

Составьте рассказ. Объект: атмосфера.

Опорные слова: сернистый газ, промышленные предприятия, кислотные дожди.

Составьте рассказ. Объект: лес.

Опорные слова: уровень воды, лесная промышленность, река Волга.

Составьте рассказ. Объект: лес. Опорные слова: птицы, туристы, костер.

Составьте рассказ. Объект: море. Опорные слова: танкер, свет, птицы.

Составьте рассказ. Объект: водоем.

Опорные слова: пестициды, минеральные удобрения, стиральный порошок.

Составьте рассказ. Объект: луг.

Опорные слова: машина, бабочки, лекарственные растения.

IV. Проверка усвоения нового материала.

1. Выступление представителей групп. При ответе ученики используют таблицу “Земля – наш дом” (рисунок 2).


2. Рефлексия. Ученики отмечают, выступление какой группы было наиболее полным, убедительным, эмоциональным.

V. Закрепление знаний.

1. Работа в группах по карточкам

Чтобы стереть с лица земли варварски, по их мнению, Карфаген, римляне во втором веке до нашей эры прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Как вы думаете, к чему это привело.

Кета (из семейства лососевых) осенью откладывает икру в реках, несущих свои воды в бассейн Тихого океана; к весне из нее выклевываются мальки и скатываются в океан, где рыба нагуливается, достигает половой зрелости и возвращается метать икру в те же места где вывелась из икринки. С целью увеличения "поголовья" кеты икру, собранную в одной реке искусственно оплодотворяли и появившихся мальков выпускали в другую реку. Однако, как правило, успешной адаптации рыбы к новым условиям обитания не происходило.

Объясните причину данного явления.

Великая река Нил протекает почти по всей территории Африканского континента. В ее водах в большом количестве обитают различные представители животного мира, в том числе крокодилы. Однако с некоторых пор река дарит загадки. Там, где Нил протекает по территории Египта, крокодилы перестали водиться. Хотя в соседней стране – Судане, расположенной вверх по течению, их можно встретить в большом количестве.

Раскройте причины возникновения данного явления. Укажите возможные меры их предупреждения.

После того, как железная дорога Лондон – Глазго была электрифицирована специалисты отметили значительное увеличение численности грызунов в прилегающих угодьях. Долгое время этому не могли дать никакого объяснения, но потом причина все-таки вскрылась и оказалась вполне "экологичной". Как вы думаете, что это была за причина.

Как выяснилось, глобальные климатические изменения влияют на функционирование экосистем и жизнь человека очень существенно, хотя и весьма опосредованно. Попробуйте объяснить обнаруженные западными учеными статистически достоверные взаимосвязи между такими явлениями, как сильное извержение вулкана и:

- курс закупочных цен на зерновые в Лондоне в XIX веке;

- численность добытых шкурок рыси охотниками Северной Америки.

В последние годы к толкователям поздней истории Римской Империи прибавились и геохимики, выдвинувшие свою весьма правдоподобную гипотезу о причинах ее социальной катастрофы и заката. Что это за гипотеза?

По данным обследования здоровья населения Чукотки в конце 1980 года было выявлено широкое распространение в этом регионе тяжелых заболеваний: туберкулеза, хронических легочных заболеваний, различных форм рака (пищевода, печени). Средняя продолжительность жизни для коренного народа Чукотки составила всего 45 лет. Специалисты связали эту ситуацию с последствиями ядерных испытаний, проводившихся на крайнем Севере.

Объясните это явление.

  1. Летом 1997 года средства массовой информации посвятили целые полосы газет и телепередачи затопленным судам с химическим оружием в контейнерах времен второй мировой войны, обнаруженным на дне Балтийского моря. Что вызвало такое беспокойство мирового сообщества именно сейчас, через полвека после попадания контейнеров на морское дно.
  2. В 1982 году английский Совет по охране природы рекомендовал рыболовам добровольно отказаться от использования свинцовых грузил, ссылаясь на факты массовой гибели водоплавающих птиц. В это же время в США было разрешено использовать на охоте только стальную, а не свинцовую дробь. Что послужило основанием для подобных нововведений и рекомендаций.
  3. Можно ли утверждать, что человек и другие консументы второго порядка, являются конечным звеном в передвижении токсикантов по пищевым цепям.
  4. Хозяин, продающий на рынке огурчики и перцы, зазывает покупателей, громко выкрикивая: "Экологически чистая продукция! Никаких нитратов!". Вы подходите привлеченные столь много обещающей рекламой, и в приватной беседе выясняете, что аппетитные огурчики, капуста и перцы выросли без "всякой химии", а только с применением дедовского способа удобрения – навоза. Можно ли считать данные продукты растениеводства свободными от нитратов.

VI. Подведение итогов урока.

1. Фронтальная беседа.

а) Что сегодня узнали на уроке?

б) Как влияет человек на окружающую среду?

а) Какая группа сегодня работала лучше?

б) Чью работу вы могли бы оценить на "5"?

в) Как вы оцениваете свою работу?

Информация о домашнем задании.

Механизированное сельскохозяйственное производство по отношению к природе представляет систему комплексных антропогенных факторов, с помощью которых производится разнообразная продукция, необходимая обществу.

Антропогенные факторы влияния сельского производства на природу могут быть механические, физические, химические, биологические.

Механические – давление на почву сельскохозяйственной техникой, изъятие воды, рыхление почв, срезание и повреждение растений, уничтожение животных, птиц и насекомых, вырубка леса, планировка участков, кротование, щелевание, устройство каналов и канав и др.

Физические – искусственный свет, радиоволны, электрополя.

Химические – пестициды, синтетические средства, органические и минеральные удобрения, сточные воды промышленных предприятий при поливе, нефтепродукты, тяжёлые металлы и др.

Биологические факторы изменения природных ландшафтов – воздействие разводимых растений на животных, выпускаемых на поля и привлекающих энтомофагов, распространение на домашних животных возбудителей инфекционных заболеваний и паразитов, интродуцирование растений и животных. Любые антропогенные факторы (как комплексные, так и элементарные), возникшие в процессе сельскохозяйственного производства, взаимодействуют с естественными, усиливая или ослабляя их действие на природу.

Кроме того, любой антропогенный фактор прямо или через изменение природы воздействует в той или иной степени на само сельское хозяйство. Например, вырубка лесов, как правило, приводит к нарушению водного баланса ландшафта и снижению урожайности культур. Неограниченное применение пестицидов ведёт к ухудшению качества продукции и даже к увеличению численности вредителей.

Любой антропогенный фактор оказывает на природу и сельское хозяйство как положительное, так и отрицательное действие, причём соотношение этих воздействий может изменяться в зависимости от условий и от интенсивности фактора. Например, проведение противоэрозионных мероприятий обуславливает повышение плодородия почв, усиленный полив культур способствует повышению урожайности культур. В то же время избыточный полив приводит к заболачиванию земель, вымоканию растений и вторичному засолению почв.

В результате человеческой деятельности естественные биогеоценозы изменяются: преобразуются в пашню, сады, огороды, улучшенные сенокосы и пастбища – в так называемые антропогенные биогеоценозы – искусственные элементарные единицы биосферы. Совокупность искусственных биогеоценозов с участками земной поверхности, на которых они развиваются, называют агроэкосистемами, которые тесно связаны с естественными экоситстемами и постоянно находятся под их влиянием, образуя единые системы. При использовании природных ресурсов в сельском хозяйстве нередко это учитывается недостаточно, что приводит к нарушению экологического равновесия, ухудшению природной среды, деградации отдельных её компонентов – почв, растительности, животного мира и т.д. – из-за вырубки лесов в водоохранных зонах, неумелого применения химических средств защиты растений, обработки земель вдоль склонов и т.д.

Каждое поле севооборота с какой-либо культурой (пшеницей, кукурузой, подсолнечником, горохом и т.д.) представляет собой агроэкосистему. Такие системы, в отличие от естественных, являются упрощёнными и поэтому неустойчивыми. Они менее устойчивы к засухам, вредителям сельскохозяйственных растений, сорнякам. В то же время естественные экосистемы характеризуются относительной устойчивостью, которая достигается мобилизацией внутренних механизмов, саморегуляцией. Создаётся равновесие, а это обеспечивает постоянство структуры и объёма биомассы экосистем. В агроэкосистеме структура и объём биомассы сильно колеблются. Выход биомассы здесь зависит в большей степени от уровня научно-технического прогресса и социально-экономических условий и в меньшей мере – от действия естественных законов, которые управляют продуктивностью естественных экосистем.

При использовании природных ресурсов задача состоит в том, чтобы обеспечить беспрерывную продуктивность растений и животных путём правильного балансирования сбора продукции и её возобновления. Из экосистемы не должно изыматься более того, что она способна произвести за данный отрезок времени. Известно, что уменьшение растительного видового состава резко снижает общую устойчивость агроценозов к экологическим стрессам по сравнению с естественными фитоценозами. В то же время увеличение в агроэкосистеме числа культивируемых экологически устойчивых видов растений в неблагоприятных почвенно-климатических условиях является важнейшим условием повышения устойчивости растениеводства. Наиболее ярко это проявляется в севооборотах. В процессе эволюции сорные растения, насекомые и вирусы приспособились к определённым видам диких и культурных растений, за счёт которых они и существуют. И когда происходит смена культур на конкретном участке, насекомые и болезни, не приспособленные к симбиозу с другой культурой, оказываются в неблагоприятных условиях: им нечем питаться и они погибают. Сорные растения тоже приспособились к определённым видам диких и культурных растений, за счёт которых они и существуют. Следовательно, правильное построение севооборота имеет большое значение.

От конструирования агроценозов зависит эффективность использования биологических факторов интенсификации растениеводства: густота стояния посевов, смешанные, покровные и подпокровные посевы растений, имеющих разную устойчивость к экологическим стрессам.

Важную роль в улучшении среды играет посадка полезащитных, прибалочных, приовражных лесополос, введение дифференцированных севооборотов с полосными посевами, обработка почвы с сохранением стерни на поверхности, применение биологических методов борьбы с конкурентами культурных растений. Всё это улучшает природную среду, формирует устойчивые, высокопродуктивные природно-антропогенные территориальные комплексы.

Механизм экологизации земледелия предусматривается в многомерной системе, объединяющей 6 групп факторов:

1- общественные потребности;

2- агроэкологические требования сельскохозяйственных культур;

3- природные условия;

4- уровень интенсификации производства;

5- хозяйственная деятельность;

6- минимализация загрязнения окружающей среды.

Система земледелия должна быть адаптирована ко всем этим факторам на ландшафтной основе, которая заключается в учёте биологических и агротехнических требований сельскохозяйственных растений и создании оптимальных условий по лимитирующим факторам.

Часть этих факторов поддаётся регулированию или управлению ими, а некоторые можно регулировать ограниченно, а часть факторов не поддаётся направленным изменениям и к ним можно только приспособиться.

В соответствии с этими требованиями проводится агроэкологическая оценка земель, основанная на агроэкологической классификации земель, с которой следует считаться при формировании системы земледелия.

Типы земель оцениваются по степени пригодности для возделываемых сельскохозяйственных культур в виде группировки, включающей категории и группы земель по характеру и способу преодоления ограничивающих факторов при возделывании данной культуры или группы близких по агроэкологическим требованиям культур. При этом процедура формирования типа земель учитывает предотвращение процессов деградации и загрязнения ландшафтов.

Применительно к типам земель разрабатываются севообороты, мелиоративные, противоэрозионные мероприятия, формируются технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

Разным экологическим группам или подгруппам земель отвечают разные адаптивно-ландшафтные системы земледелия.

Таким образом, для построения адаптивно-ландшафтной системы земледелия необходимы: системы агроэкологической оценки сельскохозяйственных культур и земель, агроэкологическая классификация земель, группировки типов земель и методика почвенно-ландшафтного картографирования земель

5. Конкуренция между двумя видами:
а) если два близкородственных вида долго проживают на одной территории
б) если один вид выступает для другого в качестве ресурса
в) если соседствуют два вида со сходными экологическими потребностями +

6. По обочинам дорог, свалкам, отвалам грунта часто поселяются виды растений, не свойственные данной местности:
а) потому, что в этих условиях отсутствуют растительноядные животные
б) потому, что в этих условиях ослаблена конкуренция с местными видами растений +
в) потому, что в этих условиях улучшено снабжение растений водой

7. Что из представленного ниже, является причиной сокращения численности популяции лосей в биогеоценозе леса:
а) недостаток корма +
б) понижение температуры
в) наступление дождливой погоды

8. Чьи отношения служат примером симбиоза:
а) волка и лисы
б) осины и подосиновика +
в) человека и коровы

9. Между кем возникают конкурентные отношения в биоценозе:
а) продуцентами и консументами
б) хищниками и жертвами
в) видами со сходными потребностями +

10. Чьи отношения служат примером симбиоза:
а) человека и пшеницы
б) человека и кишечной палочки +
в) лисы и зайца

11. По какой причине в водоеме, после уничтожения всех хищных рыб, наблюдалось сокращение численности растительноядных рыб:
а) уменьшения численности паразитов
б) сокращения их плодовитости
в) распространения среди них заболеваний +

12. Что из представленного ниже, относится к биотическим факторам среды:
а) создание заповедников
б) обгрызание зайцами коры деревьев +
в) разлив рек при половодье

13. Между актинией и раком-отшельником устанавливаются такие отношения:
а) симбиоз +
б) хищничество
в) паразитизм

14. Может привести к резкому сокращению численности популяции речного бобра этот абиотический фактор:
а) увеличение численности водных растений
б) обильные дожди летом
в) пересыхание водоема +

15. Может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу этот антропогенный фактор:
а) отстрел волков и лисиц +
б) рубка деревьев
в) разведение костров

16. Сигналом для подготовки птиц к перелетам служит данный фактор среды:
а) увеличение облачности
б) изменение продолжительности светового дня +
в) изменение атмосферного давления

17. На распространение земноводных оказывает существенное влияние данный фактор неживой природы:
а) влажность +
б) свет
в) давление воздуха

18. Укажите абиотический фактор:
а) наличие корма
б) состав почвы +
в) навоз на полях

19. Сезонные явления в жизни растений и животных регулирует данный фактор:
а) уровень влажности воздуха
б) смена температуры
в) продолжительность дня и ночи +

20. Фактор, значительно отклоняющийся от оптимальной для вида величины, называется:
а) ограничивающий +
б) антропогенный
в) абиотический

21. Обитающие в какой среде животные имеют плотные и прочные кожные покровы, редукция органов зрения, конечности роющего типа:
а) наземно-воздушной
б) водной
в) почвенной +

22. Обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света у теневыносливых растений данное приспособление:
а) шипы и колючки
б) крупные листья +
в) восковой налёт на листьях

23. Изменение какого основного экологического фактора вызывает листопад у растений:
а) влажности воздуха
б) температуры окружающей среды
в) продолжительности светового дня +

24. Что не оказывает влияние на численность белки в лесной зоне:
а) смена холодных и теплых зим +
б) численность хищников
в) численность паразитов

25. Как называются такие факторы, как ветер, осадки, пыльные бури:
а) биотические
б) антропогенные
в) абиотические +

26. К каким факторам относят подкармливание копытных животных в зимний период в целях сохранения численности их популяций:
а) физиологическим
б) антропогенным +
в) эволюционным

27. В чем состоит опасность воздействия человека на биосферу:
а) в ней нарушаются процессы саморегуляции, поддерживающие ее целостность +
б) в ней чрезмерно увеличивается разнообразие домашних животных
в) в ней круговорот веществ и энергии становится более полным

28. Человек, в целях устойчивого развития и сохранения биосферы:
а) полностью уничтожает хищников в экосистемах
б) регулирует численность популяций отдельных видов +
в) увеличивает численность насекомых-вредителей

29. Антропогенным фактором является:
а) промышленное загрязнение +
б) сезонные колебания температуры
в) интенсивное ультрафиолетовое излучение

30. К антропогенным факторам относится:
а) вымерзание всходов при весенних заморозках
б) уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами
в) уплотнение почвы автомобильным транспортом +

Вам может понравиться Все решебники

ГДЗ Босова 7 класс

ГДЗ Ладыженская 8 класс

ГДЗ Рудзитис 11 класс

ГДЗ Бойцов 6 класс

ГДЗ Перышкин 8 класс

ГДЗ Габриелян 11 класс

Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

Читайте также: