Учащиеся средних школ оказывают взрослым большую помощь в выращивании и уборке урожая

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 7

Практическое занятие № 8

Список использованной литературы
Практическое занятие № 1
Лексическая стилистика. Работа редактора над лексикой рукописи

Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с явлением речевой избыточности или речевой недостаточности.
1. Падение рубля было предопределено заранее. 2. А до этого он окончил обычную, рядовую школу в Тюмени. 3. А в руках у девочки был очень огромный воздушный шарик. 4. Возможно, именно так они вымещают всю свою злую обиду на родителей. 5. Людмила Бочанова, мать юноши, заявила о своем несогласии с полученной экспертизой. 6. А чтобы вытянуть его из убийственной ауры американских блокбастеров, и не путем запретов и табу, необходимо предложить альтернативу – хорошие российские фильмы. 7. Птенцы падают вниз на твердую землю. 8. Программа компьютера пока не умеет отличать склонение русских существительных по падежам. 9. Москва была заранее предупреждена о приближающемся циклоне. 10. После ее рождения на свет Масяню назвали лицом русского Интернета. 11. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 12. Вступил в строй действующих предприятий завод термопластавтоматов.

Упражнение 1. Дайте оценку случайно возникшей в речи омонимии и проявившейся многозначности слов, отмечая неясность высказывания, искажение смысла, неуместный комизм, каламбур. Исправьте предложения, используя толковые словари.
1. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. 2. Вот уже третью встречу команда проводит без голов. 3. Сейчас судьи вынесут очки. 4. Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации на транспорте, улице, в магазине. 5. Маяковский хотел представить свое творчество через двадцать лет. 6. Археологи заметили, что покойники из южного захоронения перекликаются с покойниками из северного захоронения. 7. Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных танцев. 8. В оставшийся месяц года коллектив предприятия электрических сетей обязался работать с еще большим напряжением. 9. Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром. 10. Работник жилищно-коммунального хозяйства Бать весной отгрохал такую домовину, которая годится не только для стоянки автомобиля, но и для жилья. 11. Установлено, что ткачи седьмого корпуса используют брачные покрывала в качестве покрышек на станки. 12. Окна остались незастекленными, потому что снабженец не поехал к завхозу и не выбил у него все стекла, которые нужно, чтобы закончить работы. 13. Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации. 14. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. 15. Ребенок требует ухода матери.

Упражнение 2. Дополните предложения, выбирая из скобок наиболее удачный вариант. Мотивируйте выбор, объясняя значение каждого из паронимов. Обращайтесь к словарям паронимов и толковым словарям.
1. Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них (особенное значение – особенную значимость – особенную значительность). 2. Люди простодушные принимают (желаемое – желательное) за действительное. 3. Автор брошюры не приводит никаких (оснований – обоснований) для своих выводов. 4. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы – пометки). 5. Предложенное в статье решение кажется (проблемным – проблематичным – проблематическим). 6. С героем фильма постоянно происходят какие-то (романические – романтические – романтичные) истории. 7. Редактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые (стилевые – стилистические) поправки. 8. Многим студентам нашей группы (представилась – предоставилась) возможность принять участие в диалектологической экспедиции. 9. Эти модели после (апробации – опробирования) переданы в серийное производство. 10. Он предъявил свое (командировочное – командированное) удостоверение.

Упражнение 3. Укажите ошибки, возникшие в результате неправильного употребления паронимов, синонимов и антонимов. Исправьте предложения.
1. Предполагаемые тогда запасы нефти и газа значили для страны скачок в развитии. 2. Жидкость в стенках капилляра опускается на высоту, определяемую формулой. 3. Но условие его открытости – полная анонимность. 4. Изучая личность актера, гример первый проникает в его душевный мир. 5. В силу слабой разработки этого метода оценка его преждевременна. 6. Июльским днем прошлого года на Вокзальной площади ночью имел место пожар. 7. Среди русских литераторов, писавших об искусстве, Стасов – фигура огромная, уникальная и единственная, необыкновенно примечательная. 8. Заглавная тема созданных писателем в эти годы произведений – борьба его народа за свободу и независимость. 9. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам. 10. Эти воспоминания устремлены не только в прошлое, но и в будущее.

Упражнение 4. В приведенных предложениях обратите внимание на употребление канцеляризмов, речевых штампов, смешение стилей и т.д. Внесите исправления.
1. Желательно, чтобы за ребенком ухаживало одно лицо. 2. Я считаю, важным является то, что выращиванием и уборкой трав у нас многие годы занимаются постоянные лица. 3. В силу отсутствия инженерно-коммуникационных сооружений в данном микрорайоне застройка этой территории задерживается. 4. Со стороны отдельных сотрудников имеет место формальное отношение к своим обязанностям. 5. Постоянного внимания заслуживает вопрос о работе с родителями. 6. В целях решения задачи погашения задолженности по выплате зарплаты и пенсии необходимо решить вопрос о своевременном сборе налогов с предприятий и коммерческих структур. 7. Несмотря на большой недокомплект штатов и при наличии большого количества больных работники художественно-постановочной части с честью справляются с производственными заданиями на утренних репетициях и вечерних спектаклях. 8. Закон о перестройке школьного обучения был принят в целях дальнейшего улучшения качества воспитания подрастающего поколения. 9. На высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий. 10. В настоящее время имеется в виду провести некоторые мероприятия по ряду вопросов, касающихся решения проблемы жилища будущего.

Упражнение 5. Выделите в приведенных предложениях лексику, имеющую ограниченную сферу распространения (термины, профессионализмы, жаргонизмы, просторечия). Подберите к ним общеупотребительные синонимы. Исправьте предложения.
1. Шурфы и скважины необходимо документировать. 2. Защитник Шульженко вышел на фланг и прострелил в штрафную. 3. Опережение движения по маршруту с повышенной, относительно заданной, средней скоростью пенальтизируется. 4. Заказы шли клево, и мы вкалывали на славу, чтобы оправдать поездку. 5. Ни агарчайса можит исщо павизет. 6. Этот кран был запущен всего месяц назад, но крановщики уже успели ему свернуть вязы. 7. В силу быстрого гниения фруктов их необходимо часто перетаривать. 8. Он прикинулся батоном и пробовал залупаться, но получил по рогам и припух. 9. Спортсмен всю зиму готовил новую произвольную программу и сейчас впервые обкатал ее перед зрителями. 10. Капитаны заначили пайку на берегу, спустили барыгам военное барахлишко, одели матросов в локш, а ксивы выправили на первый срок, чтоб не записали промота.

Редакторская оценка использования форм частей речи

Упражнение 2. Поставьте следующие существительные в форму именительного падежа множественного числа. Укажите возможные варианты, объясните их употребление.
Архитектор, бухгалтер, вахтер, жернов, инструктор, колокол, приговор, профессор, редактор, фельдшер, шофер, штурман.

Упражнение 3. Поставьте следующие существительные в форму родительного падежа множественного числа. Укажите возможные варианты и отметьте стилистическое различие между ними.
Амперы, апельсины, баклажаны, гектары, граммы, гусары, мандарины, носки, осетины, партизаны, рельсы, сапоги, свадьбы, солдаты, туфли, усадьбы, цапли, чулки, яблоки.

Упражнение 6. Установите, чем отличаются полные и краткие формы в следующих примерах. Распределите примеры по группам: 1) смысловое различие; 2) стилистическое различие.
Юноша добр, юноша добрый. Дорожки ровны, дорожки ровные. Юбка узка, юбка узкая. Брат холост, брат холостой. Ноша тяжела, ноша тяжелая. Место занято, место занятое.

Упражнение 7. К сочетаниям двух существительных подберите, где это возможно, синонимичные сочетания с прилагательным-определением. Укажите смысловое и стилистическое различие двух вариантов.
Помощь брата, место для отдыха, поэзия Лермонтова, центр города, скорлупа от орехов, графин для воды, ледяные вершины, ледовый покров, лебединая песня, юношеские мечты.
Практическое занятие № 4
Грамматическая стилистика.

Редакторская оценка использования форм частей речи

Упражнение 1. Раскройте скобки, цифры пишите словами. Устраните неправильные формы. Выбор формы мотивируйте.
1. Небольшой старинный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (оба – обе) сторонам живописной реки, привлекал много туристов. 2. Искусственный спутник Земли находился в космосе без малого (163 суток). 3. В этом городе я иногда провожу по (много – многу) дней. 4. Его рекорд составляет (9,2 секунд). 5. На ярмарке нами было продано (семь – семеро) поросят. 6. Семинарские занятия вели (два доцента – двое доцентов). 7. Библиотека института ежемесячно пополняется (300 – 400 книг). 8. Вместе с новыми (1203 слова) учебник немецкого языка будет насчитывать свыше (4,5 тысяч) слов. 9. Из 31 (участника – участников) соревнований особенно выделялись трое. 10. В общей сложности на машины было погружено (22,4 тонн) угля.

Упражнение 2. Вместо точек вставьте слова всякий, каждый, любой. При наличии вариантов мотивируйте свой выбор.
1. Охотнику-следопыту знаком (. ) куст, (. ) тропка в дремучем лесу. 2. Хозяйка приветливо встречает гостей, для (…) находит доброе слово. 3. Дом-музей П.И. Чайковского в Клину нетрудно найти: (…) человек на станции укажет к нему дорогу. 4. Придётся задержаться здесь на некоторое время: осталось ещё много (…) дел. 5. На этом отрезке пути поезда останавливаются почти на (…) станции. 6. Поручение несложное, (…) из вас может его выполнить. 7. Мы вспоминаем эти места (…) раз, когда проезжаем здесь. 8. Экскурсия состоится при (. ) погоде. 9. Наш новый знакомый производил впечатление человека рассеянного, без (…) сосредоточенности в чертах лица. 10.(. ) на моём месте поступил бы точно так же.

Упражнение 4. Устраните ошибки, возникшие в результате немотивированного употребления местоимений. Объясните, почему ошибка возникла.
1. Группа сдала уже все зачеты и попросила проэкзаменовать их в первую очередь. 2. В отношении него у меня уже сложилось определенное впечатление. 3. Когда наступили каникулы, студенты поехали к родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. 4. Все общество собралось на террасе, они любили там отдыхать. 5. Посоветуй мне, пожалуйста, хорошего врача, я не хочу обращаться к кому-либо. 6. Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной. 7. Больной попросил сестру налить себе воды. 8. Сразу же было видно, что брат моложе нее. 9. Заведующая обувной секцией, срочно пройдите к себе! 10. Отец умер, когда ему было шесть лет. 11. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их собрать и напечатать в газете-многотиражке. 12. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

Упражнение 5. Раскройте скобки, меняя инфинитив на соответствующую глагольную форму. Укажите возможные синонимичные варианты, дайте их стилистическую оценку.
1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) её составить проект резолюции. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу. 8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск, но был полностью разгромлен. 9. Женщины стоят у самого берега и (полоскать) бельё. 10. Жюри уже заканчивает свою работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса. 11. Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи. 12. После контузии он всё больше и больше (глохнуть), и оставалось мало надежды на восстановление слуха. 13. Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. 14. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении. 15. Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь).

Упражнение 6. Исправьте стилистически тексты. Укажите характер ошибок.
1. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях. 2. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему свежие фрукты. 3. Затем семена дробятся, разми­наются и отмываются холодной водой от мезги. 4. Надо помогать молодёжи расти и проявить свои способности. 5. Каждый день на работу нас везли на машине. 6. Коллектив завода много раз премировался. 7. Войска сосредоточивались для нанесения удара. 8. Не портьте себе зрение чтением книг при недостаточном свете. 9. Когда в следующий раз я очучусь в этих метах, я сумею уже хорошо ориентироваться в обстановке. 10. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диету.
Практическое занятие № 5
Грамматическая стилистика.

Работа редактора над синтаксическими конструкциями

Работа редактора над синтаксическими конструкциями

Упражнение 1. Исправьте ошибки в сложных предложениях.
1. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самоё себя. 2. Комиссия осмотрела общежитие, которому в своё время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем гараже. 3. Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного. 4. На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой фабрикой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость. 5. Инженер, который привёл этот факт, оказавшийся большим знатоком вопроса, привёл убедительные доводы в пользу своего утверждения. 6. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения. 7. Группа рабочих осматривает станок, приготовленный к отправке заказчику, который ими смонтирован из новых материалов. 8. Ревизионная комиссия проверяет своевременность поступления средств, правильность их расходования по смете и не допускается ли перерасход по отдельным статьям расходной части сметы. 9. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали. 10.Издана повесть о школе, в центре которой стоит образ воспитателя, учителя.

Упражнение 3. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении деепричастных оборотов.
1. Употребление этих выражений и оборотов может быть уяснено путём наглядных примеров, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. 2. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю и, быстро раздевшись, бросились в воду. 3. Раньше для промера детали останавливали станок, в то время как теперь, пользуясь скобой особой системы, размер определяется за один приём на ходу станка. 4. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля. 5. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьёзной доработке. 7. Следовало бы конкретно указать, кто именно неправильно организовал строительные работы, где и когда принято незаконченное строительство объекта, нарушая тем самым правительственное постановление. 8. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. 9. Всё изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени практического врача. 10. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями. 11. Забросив две шайбы в ворота нашей сборной, польскую команду просто не узнать.

Упражнение 4. Исправьте стилистически тексты.
1. Клуб наметил проведение широкой просветительной работы путём расширения библиотеки. 2. Завод не выполнил задания вследствие неполучения в срок необходимого сырья. 3. Непринятие надлежащих мер в условиях начинающихся заморозков не могло не привести к ухудшению роста подопытных растений. 4. Работу необходимо проводить в направлении выявления недостатков. 5. Администрация области уделяет много внимания развитию и использованию местных ресурсов для улучшения снабжения населения, для расширения и укрепления промышленной базы. 6. Принять такое решение его заставило непредставление ему квартиры вопреки договорённости с руководством завода. 7. Во исполнение вашего распоряжения мною было проведено обследование деятельности комбината бытового обслуживания, каковой оказался недоукомплектованным штатными единицами. 8. Необходимость усиления внимания изучению иностранных языков никем не оспаривается.

Упражнение 5. Выпишите из периодических изданий три примера на использование прямой речи. Укажите лексический состав и стилистическую функцию предложения, вводящего прямую речь.

Упражнение 6. Выпишите из периодических изданий три примера на использование несобственно-прямой речи. Укажите средства выражения и стилистическую функцию несобственно-прямой речи.
Практическое занятие № 7
Критерии редакторской оценки стилевой стороны рукописи

Бюро обязало Л. М. Медведева обеспечить бесперебойной телефонной связью все населенные пункты в срок до октября 1987 года. Н. А. Морозову – установить действенный контроль за реализацией критических замечаний и предложений коммунистов, за прохождением писем и заявлений трудящихся. Регулярно информировать на собраниях коммунистов о выполнении мероприятий по коренному улучшению связи в районе.

На заседании бюро при рассмотрении данного вопроса присутствовал начальник Тобольского ЭТУСа В. М. Юрченко, которому рекомендовано оказать содействие Уватскому цеху связи в обеспечении необходимыми материалами и средствами связи.

Упражнение 2. Выпишите из газет вашего города примеры использования аббревиатур, дайте их расшифровку. Оцените сочетаемость звуков в аббревиатурах (соответствуют нормам благозвучия речи; скопление согласных, стечение гласных и т.д.).
Список использованной литературы
1. Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике русского языка. М., 2001.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.,1998.

3. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М., 2004.

4. Колесников Н.П. Практическая стилистика и литературное редактирование. М.; Ростов н/Д., 2003.

5. Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование. СПб., 1997.

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 7

Практическое занятие № 8

Список использованной литературы
Практическое занятие № 1
Лексическая стилистика. Работа редактора над лексикой рукописи

Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с явлением речевой избыточности или речевой недостаточности.
1. Падение рубля было предопределено заранее. 2. А до этого он окончил обычную, рядовую школу в Тюмени. 3. А в руках у девочки был очень огромный воздушный шарик. 4. Возможно, именно так они вымещают всю свою злую обиду на родителей. 5. Людмила Бочанова, мать юноши, заявила о своем несогласии с полученной экспертизой. 6. А чтобы вытянуть его из убийственной ауры американских блокбастеров, и не путем запретов и табу, необходимо предложить альтернативу – хорошие российские фильмы. 7. Птенцы падают вниз на твердую землю. 8. Программа компьютера пока не умеет отличать склонение русских существительных по падежам. 9. Москва была заранее предупреждена о приближающемся циклоне. 10. После ее рождения на свет Масяню назвали лицом русского Интернета. 11. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 12. Вступил в строй действующих предприятий завод термопластавтоматов.

Упражнение 1. Дайте оценку случайно возникшей в речи омонимии и проявившейся многозначности слов, отмечая неясность высказывания, искажение смысла, неуместный комизм, каламбур. Исправьте предложения, используя толковые словари.
1. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. 2. Вот уже третью встречу команда проводит без голов. 3. Сейчас судьи вынесут очки. 4. Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации на транспорте, улице, в магазине. 5. Маяковский хотел представить свое творчество через двадцать лет. 6. Археологи заметили, что покойники из южного захоронения перекликаются с покойниками из северного захоронения. 7. Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных танцев. 8. В оставшийся месяц года коллектив предприятия электрических сетей обязался работать с еще большим напряжением. 9. Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром. 10. Работник жилищно-коммунального хозяйства Бать весной отгрохал такую домовину, которая годится не только для стоянки автомобиля, но и для жилья. 11. Установлено, что ткачи седьмого корпуса используют брачные покрывала в качестве покрышек на станки. 12. Окна остались незастекленными, потому что снабженец не поехал к завхозу и не выбил у него все стекла, которые нужно, чтобы закончить работы. 13. Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации. 14. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. 15. Ребенок требует ухода матери.

Упражнение 2. Дополните предложения, выбирая из скобок наиболее удачный вариант. Мотивируйте выбор, объясняя значение каждого из паронимов. Обращайтесь к словарям паронимов и толковым словарям.
1. Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них (особенное значение – особенную значимость – особенную значительность). 2. Люди простодушные принимают (желаемое – желательное) за действительное. 3. Автор брошюры не приводит никаких (оснований – обоснований) для своих выводов. 4. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы – пометки). 5. Предложенное в статье решение кажется (проблемным – проблематичным – проблематическим). 6. С героем фильма постоянно происходят какие-то (романические – романтические – романтичные) истории. 7. Редактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые (стилевые – стилистические) поправки. 8. Многим студентам нашей группы (представилась – предоставилась) возможность принять участие в диалектологической экспедиции. 9. Эти модели после (апробации – опробирования) переданы в серийное производство. 10. Он предъявил свое (командировочное – командированное) удостоверение.

Упражнение 3. Укажите ошибки, возникшие в результате неправильного употребления паронимов, синонимов и антонимов. Исправьте предложения.
1. Предполагаемые тогда запасы нефти и газа значили для страны скачок в развитии. 2. Жидкость в стенках капилляра опускается на высоту, определяемую формулой. 3. Но условие его открытости – полная анонимность. 4. Изучая личность актера, гример первый проникает в его душевный мир. 5. В силу слабой разработки этого метода оценка его преждевременна. 6. Июльским днем прошлого года на Вокзальной площади ночью имел место пожар. 7. Среди русских литераторов, писавших об искусстве, Стасов – фигура огромная, уникальная и единственная, необыкновенно примечательная. 8. Заглавная тема созданных писателем в эти годы произведений – борьба его народа за свободу и независимость. 9. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам. 10. Эти воспоминания устремлены не только в прошлое, но и в будущее.

Упражнение 4. В приведенных предложениях обратите внимание на употребление канцеляризмов, речевых штампов, смешение стилей и т.д. Внесите исправления.
1. Желательно, чтобы за ребенком ухаживало одно лицо. 2. Я считаю, важным является то, что выращиванием и уборкой трав у нас многие годы занимаются постоянные лица. 3. В силу отсутствия инженерно-коммуникационных сооружений в данном микрорайоне застройка этой территории задерживается. 4. Со стороны отдельных сотрудников имеет место формальное отношение к своим обязанностям. 5. Постоянного внимания заслуживает вопрос о работе с родителями. 6. В целях решения задачи погашения задолженности по выплате зарплаты и пенсии необходимо решить вопрос о своевременном сборе налогов с предприятий и коммерческих структур. 7. Несмотря на большой недокомплект штатов и при наличии большого количества больных работники художественно-постановочной части с честью справляются с производственными заданиями на утренних репетициях и вечерних спектаклях. 8. Закон о перестройке школьного обучения был принят в целях дальнейшего улучшения качества воспитания подрастающего поколения. 9. На высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий. 10. В настоящее время имеется в виду провести некоторые мероприятия по ряду вопросов, касающихся решения проблемы жилища будущего.

Упражнение 5. Выделите в приведенных предложениях лексику, имеющую ограниченную сферу распространения (термины, профессионализмы, жаргонизмы, просторечия). Подберите к ним общеупотребительные синонимы. Исправьте предложения.
1. Шурфы и скважины необходимо документировать. 2. Защитник Шульженко вышел на фланг и прострелил в штрафную. 3. Опережение движения по маршруту с повышенной, относительно заданной, средней скоростью пенальтизируется. 4. Заказы шли клево, и мы вкалывали на славу, чтобы оправдать поездку. 5. Ни агарчайса можит исщо павизет. 6. Этот кран был запущен всего месяц назад, но крановщики уже успели ему свернуть вязы. 7. В силу быстрого гниения фруктов их необходимо часто перетаривать. 8. Он прикинулся батоном и пробовал залупаться, но получил по рогам и припух. 9. Спортсмен всю зиму готовил новую произвольную программу и сейчас впервые обкатал ее перед зрителями. 10. Капитаны заначили пайку на берегу, спустили барыгам военное барахлишко, одели матросов в локш, а ксивы выправили на первый срок, чтоб не записали промота.

Редакторская оценка использования форм частей речи

Упражнение 2. Поставьте следующие существительные в форму именительного падежа множественного числа. Укажите возможные варианты, объясните их употребление.
Архитектор, бухгалтер, вахтер, жернов, инструктор, колокол, приговор, профессор, редактор, фельдшер, шофер, штурман.

Упражнение 3. Поставьте следующие существительные в форму родительного падежа множественного числа. Укажите возможные варианты и отметьте стилистическое различие между ними.
Амперы, апельсины, баклажаны, гектары, граммы, гусары, мандарины, носки, осетины, партизаны, рельсы, сапоги, свадьбы, солдаты, туфли, усадьбы, цапли, чулки, яблоки.

Упражнение 6. Установите, чем отличаются полные и краткие формы в следующих примерах. Распределите примеры по группам: 1) смысловое различие; 2) стилистическое различие.
Юноша добр, юноша добрый. Дорожки ровны, дорожки ровные. Юбка узка, юбка узкая. Брат холост, брат холостой. Ноша тяжела, ноша тяжелая. Место занято, место занятое.

Упражнение 7. К сочетаниям двух существительных подберите, где это возможно, синонимичные сочетания с прилагательным-определением. Укажите смысловое и стилистическое различие двух вариантов.
Помощь брата, место для отдыха, поэзия Лермонтова, центр города, скорлупа от орехов, графин для воды, ледяные вершины, ледовый покров, лебединая песня, юношеские мечты.
Практическое занятие № 4
Грамматическая стилистика.

Редакторская оценка использования форм частей речи

Упражнение 1. Раскройте скобки, цифры пишите словами. Устраните неправильные формы. Выбор формы мотивируйте.
1. Небольшой старинный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (оба – обе) сторонам живописной реки, привлекал много туристов. 2. Искусственный спутник Земли находился в космосе без малого (163 суток). 3. В этом городе я иногда провожу по (много – многу) дней. 4. Его рекорд составляет (9,2 секунд). 5. На ярмарке нами было продано (семь – семеро) поросят. 6. Семинарские занятия вели (два доцента – двое доцентов). 7. Библиотека института ежемесячно пополняется (300 – 400 книг). 8. Вместе с новыми (1203 слова) учебник немецкого языка будет насчитывать свыше (4,5 тысяч) слов. 9. Из 31 (участника – участников) соревнований особенно выделялись трое. 10. В общей сложности на машины было погружено (22,4 тонн) угля.

Упражнение 2. Вместо точек вставьте слова всякий, каждый, любой. При наличии вариантов мотивируйте свой выбор.
1. Охотнику-следопыту знаком (. ) куст, (. ) тропка в дремучем лесу. 2. Хозяйка приветливо встречает гостей, для (…) находит доброе слово. 3. Дом-музей П.И. Чайковского в Клину нетрудно найти: (…) человек на станции укажет к нему дорогу. 4. Придётся задержаться здесь на некоторое время: осталось ещё много (…) дел. 5. На этом отрезке пути поезда останавливаются почти на (…) станции. 6. Поручение несложное, (…) из вас может его выполнить. 7. Мы вспоминаем эти места (…) раз, когда проезжаем здесь. 8. Экскурсия состоится при (. ) погоде. 9. Наш новый знакомый производил впечатление человека рассеянного, без (…) сосредоточенности в чертах лица. 10.(. ) на моём месте поступил бы точно так же.

Упражнение 4. Устраните ошибки, возникшие в результате немотивированного употребления местоимений. Объясните, почему ошибка возникла.
1. Группа сдала уже все зачеты и попросила проэкзаменовать их в первую очередь. 2. В отношении него у меня уже сложилось определенное впечатление. 3. Когда наступили каникулы, студенты поехали к родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. 4. Все общество собралось на террасе, они любили там отдыхать. 5. Посоветуй мне, пожалуйста, хорошего врача, я не хочу обращаться к кому-либо. 6. Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной. 7. Больной попросил сестру налить себе воды. 8. Сразу же было видно, что брат моложе нее. 9. Заведующая обувной секцией, срочно пройдите к себе! 10. Отец умер, когда ему было шесть лет. 11. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их собрать и напечатать в газете-многотиражке. 12. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

Упражнение 5. Раскройте скобки, меняя инфинитив на соответствующую глагольную форму. Укажите возможные синонимичные варианты, дайте их стилистическую оценку.
1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) её составить проект резолюции. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу. 8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск, но был полностью разгромлен. 9. Женщины стоят у самого берега и (полоскать) бельё. 10. Жюри уже заканчивает свою работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса. 11. Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи. 12. После контузии он всё больше и больше (глохнуть), и оставалось мало надежды на восстановление слуха. 13. Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. 14. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении. 15. Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь).

Упражнение 6. Исправьте стилистически тексты. Укажите характер ошибок.
1. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях. 2. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему свежие фрукты. 3. Затем семена дробятся, разми­наются и отмываются холодной водой от мезги. 4. Надо помогать молодёжи расти и проявить свои способности. 5. Каждый день на работу нас везли на машине. 6. Коллектив завода много раз премировался. 7. Войска сосредоточивались для нанесения удара. 8. Не портьте себе зрение чтением книг при недостаточном свете. 9. Когда в следующий раз я очучусь в этих метах, я сумею уже хорошо ориентироваться в обстановке. 10. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диету.
Практическое занятие № 5
Грамматическая стилистика.

Работа редактора над синтаксическими конструкциями

Работа редактора над синтаксическими конструкциями

Упражнение 1. Исправьте ошибки в сложных предложениях.
1. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самоё себя. 2. Комиссия осмотрела общежитие, которому в своё время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем гараже. 3. Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного. 4. На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой фабрикой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость. 5. Инженер, который привёл этот факт, оказавшийся большим знатоком вопроса, привёл убедительные доводы в пользу своего утверждения. 6. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения. 7. Группа рабочих осматривает станок, приготовленный к отправке заказчику, который ими смонтирован из новых материалов. 8. Ревизионная комиссия проверяет своевременность поступления средств, правильность их расходования по смете и не допускается ли перерасход по отдельным статьям расходной части сметы. 9. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали. 10.Издана повесть о школе, в центре которой стоит образ воспитателя, учителя.

Упражнение 3. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении деепричастных оборотов.
1. Употребление этих выражений и оборотов может быть уяснено путём наглядных примеров, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. 2. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю и, быстро раздевшись, бросились в воду. 3. Раньше для промера детали останавливали станок, в то время как теперь, пользуясь скобой особой системы, размер определяется за один приём на ходу станка. 4. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля. 5. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьёзной доработке. 7. Следовало бы конкретно указать, кто именно неправильно организовал строительные работы, где и когда принято незаконченное строительство объекта, нарушая тем самым правительственное постановление. 8. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. 9. Всё изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени практического врача. 10. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями. 11. Забросив две шайбы в ворота нашей сборной, польскую команду просто не узнать.

Упражнение 4. Исправьте стилистически тексты.
1. Клуб наметил проведение широкой просветительной работы путём расширения библиотеки. 2. Завод не выполнил задания вследствие неполучения в срок необходимого сырья. 3. Непринятие надлежащих мер в условиях начинающихся заморозков не могло не привести к ухудшению роста подопытных растений. 4. Работу необходимо проводить в направлении выявления недостатков. 5. Администрация области уделяет много внимания развитию и использованию местных ресурсов для улучшения снабжения населения, для расширения и укрепления промышленной базы. 6. Принять такое решение его заставило непредставление ему квартиры вопреки договорённости с руководством завода. 7. Во исполнение вашего распоряжения мною было проведено обследование деятельности комбината бытового обслуживания, каковой оказался недоукомплектованным штатными единицами. 8. Необходимость усиления внимания изучению иностранных языков никем не оспаривается.

Упражнение 5. Выпишите из периодических изданий три примера на использование прямой речи. Укажите лексический состав и стилистическую функцию предложения, вводящего прямую речь.

Упражнение 6. Выпишите из периодических изданий три примера на использование несобственно-прямой речи. Укажите средства выражения и стилистическую функцию несобственно-прямой речи.
Практическое занятие № 7
Критерии редакторской оценки стилевой стороны рукописи

Бюро обязало Л. М. Медведева обеспечить бесперебойной телефонной связью все населенные пункты в срок до октября 1987 года. Н. А. Морозову – установить действенный контроль за реализацией критических замечаний и предложений коммунистов, за прохождением писем и заявлений трудящихся. Регулярно информировать на собраниях коммунистов о выполнении мероприятий по коренному улучшению связи в районе.

На заседании бюро при рассмотрении данного вопроса присутствовал начальник Тобольского ЭТУСа В. М. Юрченко, которому рекомендовано оказать содействие Уватскому цеху связи в обеспечении необходимыми материалами и средствами связи.

Упражнение 2. Выпишите из газет вашего города примеры использования аббревиатур, дайте их расшифровку. Оцените сочетаемость звуков в аббревиатурах (соответствуют нормам благозвучия речи; скопление согласных, стечение гласных и т.д.).
Список использованной литературы
1. Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике русского языка. М., 2001.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.,1998.

3. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М., 2004.

4. Колесников Н.П. Практическая стилистика и литературное редактирование. М.; Ростов н/Д., 2003.

5. Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование. СПб., 1997.

1. В дальнейшем новая организация преобразуется в центр всесторонней помощи, в том числе медицинскую и психологическую.

2. Однажды ночью Гере попадает в руки коробка из-под принтера с 300 тысячью долларов!

3. Он обратил внимание администрации города Тюмени на необходимость активизации вопроса пересмотра законов депутатами.

4. Если еще два года назад основным фактором распространения заболевания среди подростков был путь при употреблении наркотиков, то в последнее время вирус распространяется половым путем.

Упражнение 5. Найдите ошибки на управление. Назовите вид каждой ошибки. Исправьте предложения.

1. Учащиеся средних школ оказывают взрослым большую помощь в уходе, выращивании и уборке урожая.

2. За больным был установлен хороший уход и содержание.

3. Даже в столь трудных условиях гонщики не теряли ни бодрость, ни надежду.

4. О том, как будет развиваться ситуация, никто не берется комментировать.

5. Кроме работы на заводе, Иван Николаевич знаменит еще как участник художественной самодеятельности.

6. Другая задача словаря состоит в предупреждении от типичных, распространенных в речи ошибок.

я люблю читать разные книги фантастику и триллеры и многие другие . особенно мне нравется читать книги внеклассного чтения .мне нравиться читать книги потому что в них узнаешь мное интересного ,позновательного для себя.в книге можно найти и совет ,да книга -это для меня лучший друх и советчик . особенно я люблю читать а п чехова он пишет интересные и смешные рассказы.когда я ложусь спать я обезательно перед сном читаю чехова .однажды так зачиталась ,что не заметила,что наа часах время 3 часа ночи ,а на утро надо было идти в школу,но уж интересно было . так ,что я считаю без книг ни куда нельзя поэтому я считаю ,что книга не только лучший друг ,но и настоящий советчик.

это не предложение, а словосочетание со словоформой (вечером)- по смыслу равнозначно - вечер у костра.

восходит солнце иней тает прибрежные пески делаются тёмными от росы всё утро я ловлю рыбу.я проверяю с с сначало идут пустые крючки(чк,чн пишется без мягкого знака)-на них всю наживу с ели ерши.но вот шнур натягивается,режет воду,и в глубине возниккает живой серебряный блеск-это ходит на крючке плоский лещ.а доп. я думаю ты сам сделаешь если нет то пороси у мамы просто я не могу в компьютере приставки подчеркивать!

1) учащиеся средних классов оказывают взрослым в выращивании, уходе и сборке урожая. 2) за больным был установлен хороший уход. 3) в ряде случаев недооценивают роли ради освещения в культурно-просветительной работе. 5) даже в столь трудных условиях гонщики не теряли надежды и верили в победу.

Другие вопросы по Русскому языку

1.выпишите по прилагательные вместе с существительными, с которыми они связаны по смыслу. яркий солнечный луч загулял в окно. с улицы доносилось звонкое чириканье воробьёв. на сто.

Читайте также: