У ржи сорта тулунская зеленозерная при апробации некоторой популяции

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Рожь, Secale cereale L., вид из семейства злаков (см.). Основная масса корней развивается в верхних горизонтах почвы, на глубине до 25 см. Всходы, в отличие от всходов других хлебных злаков, коричнево-фиолетовой окраски, очень редко — зеленые. Соломина с 4 — 7-ю междоузлиями. Лист состоит из листового влагалища, охватывающего стебель (рис. 1, б), и длинной, узкой, ланцетовидной пластинки, цельнокрайной, с параллельно идущими нервами (а). На границе между влагалищем и листовой пластинкой находится перепончатый, каемчатый язычок (в). Здесь же, по бокам листовой пластинки обычно присутствуют короткие ушки (г). Однако, можно встретить формы без ушек или с ушками пшеничного или ячменного типа. Соцветие — колос (рис. 2), обычно грязновато-желтой или соломенно-желтой окраски. Колосовой стержень членистый, простой, редко ветвистый, всегда имеет боковое опушение (пучки волосков).

У форм сорно-полевой ржи (см. дальше) он нередко в той или иной степени ломкий (как у диких видов Secale L.), распадающийся при созревании по членикам стержня на отдельные колоски. Колоски двухцветковые (рис. 3), реже трех- и многоцветковые, которые по очереди сидят на выступах колосового стержня. Густота их распределения по колосовому стержню обусловливает плотность колоса (количество колосков на 1 см). Колосковых чешуй две, расположенных по бокам колоска (а). В отличие от пшеничных, они узкие. Цветки обоеполые, состоят из двух цветковых чешуй: наружной (б) — однокилевой, несущей обычно длинную (3—5 см) зазубренную ость (з), и внутренней — двухкилевой, в форме лодочки (в). Киль наружной цветковой чешуи обычно имеет реснички. Три тычинки и завязь с двумя перистыми рыльцами (г). Пыльники длинные, обычно желтой окраски (е). Плод — зерно (зерновка), овальное или удлиненное, с продольной бороздкой, у основания кососрезанное, на вершине часто несет пучок мелких волосков (хохолок).

Окраска зерна грязновато-зеленая или желтая, реже коричневая или фиолетовая. Зародыш без щитка, семядоля короткая, почечка сидячая, корешков 4. рожь характеризуется 7-ю парами хромосом, хотя иногда попадаются расы с 8 парами хромосом.

Из диких видов Secale L. известны: S. montanum Guss., S. anatolicum Bois., S. dalmaticum Vis., S. africanum Staph., S. fragile М. В. и некоторые другие.

В отличие от других настоящих хлебов, рожь является перекрестно опыляющимся растением. Во время цветения цветковые чешуи расходятся под некоторым углом друг к другу (30°—35°), цветок раскрывается. Тычиночные нити быстро выдвигают пыльники вверх. Выйдя из чешуи, последние опрокидываются наружу, свисая на нитях, раскрываются и высыпают массу легкой пыльцы, которая подхватывается ветром и разносится по полю. Рыльца тоже выдвигаются наружу, но во время высыпания пыльцы они находятся над пыльниками. Такой способ цветения благоприятствует перекрестному опылению и до некоторой степени предохраняет рожь от самоопыления. Самоопылившийся цветок обычно не дает зерна. Однако, в популяциях ржи возможно встретить расы, дающие при изоляции отдельных колосьев или растений тот или иной процент зерна. Эти расы свою склонность к самоопылению передают потомству. Наблюдаются также случаи, указывающие на возможность самоопыления в пределах одного и того же цветка.

Благодаря нивелирующему действию перекрестного опыления, формы ржи в естественных условиях произрастания трудно различимы. Однако, благодаря изучению ржи Афганистана, Персии, Малой Азии и Закавказья, установлено весьма большое разнообразие форм, по существу не уступающее разнообразию форм пшеницы. В этих странах рожь как культурное растение возделывается в весьма ограниченных размерах, но как сорняк она обычно сопровождает посевы озимой пшеницы и ячменя. В этой сорно-полевой ржи Кернике, Н. И. Вавилов, П. М. Жуковский, В. и В. Антроповы установили 39 разновидностей, которые по целому комплексу качественных признаков явно различимы. Интересными являются формы с ломким колосовым стержнем, с окрашенными колосьями (рыже-красными, коричневыми, черными), с опушением, бугорками и шипиками по наружным цветковым чешуям, безъязычковые, закрыто-зерные — неосыпающиеся, без ресничек по килю наружных цветковых чешуй, с оригинальными, приподнимающимися язычками, как у некоторых видов осок (Carex distioha Huds.) и др.

Сорно-полевая рожь юго-западной Азии и является, как установил академик Вавилов, родоначальницей ржи культурной. Теория академика Вавилова об истории происхождения ржи состоит в следующем. Древний человек, передвигая озимую пшеницу и ячмень от очагов первоначальной земледельческой культуры, тем самым расширял ареал распространения ржи —постоянного сорняка этих культур. При движении на север, когда условия для произрастания озимой пшеницы и ячменя становились все более и более неблагоприятными, рожь, как менее требовательное к климату и почве растение, вытесняла из посевов эти культуры. Человек, ближе знакомясь с этим растением, постепенно убеждался в полезности многих его свойств. Продвигаясь дальше на север, где произрастание озимой пшеницы становилось уже невозможно, человек вполне естественно выдвинул рожь как самостоятельную культуру. Интересно, что на границе ржи-сорняка и культурной ржи — на Северном Кавказе — население возделывало до последнего времени суржу — смесь озимой пшеницы и ржи, чтобы обеспечить себя некоторым урожаем последней, в случае гибели озимой пшеницы.

Продвигаясь на север от центров, разнообразная сорно-полевая рожь становилась по ботаническому составу все более и более однородной. Так, например, в северных районах Закавказья ее разнообразие ограничивалось незначительным количеством разновидностей (до 6-ти), в юго-западном же районе (Нахичеванский край) было установлено не менее 24-х разновидностей. Далее на север, в Северно-Кавказском крае возможно еще встретить некоторое число разновидностей (около 4-х), тогда как культурная рожь уже представлена почти исключительно одной разновидностью — S. cereale vаr. vulgare Körn. Прослеживая, таким образом, путь движения ржи с юга на север, возможно установить связь сорно-полевой ржи с культурной рожью.

В связи с этим вполне естественно будет предположить, что Северный Кавказ является одним из тех исходных пунктов, от которых рожь, как культурное растение, стала распространяться по территории нашего Союза и далее — на запад. Проследить, однако, историю культуры ржи в настоящее время чрезвычайно трудно. Известно, что население древнейших государств (Ассиро-Вавилонии, Китая и Индии) не знало этой культуры. В то же время рожь как сорно-полевое растение, по-видимому, была известна с древнейших времен жителям Персии, Туркестана, Афганистана, Индии, Аравии и Малой Азии. Поэтому, Н. И. Вавилов считает, что начало этой культуры должно относиться к значительно более позднему времени, чем начало культуры пшеницы и ячменя. De Candolle еще ранее указывал также, что он не может считать рожь древней культурой.

Указанное значение ржи, а также те, сравнительно незначительные, требования ее к климату и к почве, которые предъявляет эта культура для своего более или менее успешного произрастания, в значительной степени определяют современную географию ее посевов, выдвигая рожь в качестве основной культуры северных районов. И только на крайнем севере, у пределов земледелия, ячмень приобретает большее значение, чем рожь.

Главнейшими современными центрами производства ржи являются: СССР, Германия, Польша и др. страны Европы (табл. № 1).

Из таблицы видно, что в послевоенный период мировая площадь под культурой ржи была выше, чем в довоенное 5-тилетие, что объясняется значительным приростом ее посевов в СССР, в Польше, САСШ и Канаде. В большинстве же других стран происходило явное вытеснение ржи и за счет ее увеличение посевов пшеницы.

На долю СССР приходится свыше 50% мировой площади, занятой рожью, и ее посевы здесь главным образом производятся в европейской части Союза, в нечерноземной полосе. Так, по средним данным 1925—28 гг., рожь занимает более 40% всей посевной площади в Северном крае, в Ленинградской, Западной, Центрально-промышленной областях, в Вятском районе, в Белорусской, Татарской, Чувашской, Бурято-монгольской республиках и в Центрально-черноземной области. Причем в европейской части Союза почти исключительно возделывается озимая рожь, тогда как в Сибири, в ее восточной части (Бурято-монгольская и Якутская республики и ДВК) значительно преобладают посевы яровой ржи, что объясняется чрезвычайно суровыми зимами, неблагоприятно отражающимися на перезимовке озимой ржи.

В последние годы площади посевов ржи по Союзу СССР также несколько сократились (см. таблицу). И в дальнейшей перспективе, в связи с районированием сельского хозяйства и его специализацией, с дальнейшим развитием совхозов и колхозов, будет происходить дальнейшее сокращение ее посевов. В южных районах рожь в значительной мере заменят технические культуры и пшеница, в нечерноземной же полосе изменения площадей посевов ржи будут происходить в связи с упразднением трехполья и переходом к травопольным севооборотам.

Таблица №1. Площади посевов и валовой сбор зерна ржи

1909-1913 (среднее за год)

В %% к периоду 1909-1913 гг.

1926-1929 гг. (среднее за год)

В %% к миров. итогу

В %% к миров. итогу

В %% к миров. итогу

В %% к периоду 1909-1913 гг.

В %% к миров. итогу

В %% к периоду 1909-1913 гг.

Остальные страны Европы без СССР

Вся Европа без СССР

Весь мир без СССР

Весь мир с СССР

Из таблицы видно, что мировое производство ржи в довоенный период (1909—1913) было равно 450 393 тыс. центнеров, что составляло около 44% мирового сбора пшеницы. В последние годы значение ржи в мировом производстве зерновых хлебов еще более уменьшилось, и, например, в 1928 г. рожь составляла уже не более 35% от общего сбора пшеницы (ср. хлебное дело, XLV, ч. 2, 440). Немного менее 50% мирового сбора ржи приходилось на долю СССР.

В мировой торговле зерновыми хлебами рожь занимает второстепенное место, т. к. она является сравнительно малоценной и нерентабельной для экспорта культурой. Следующая таблица (№ 2) выясняет экспортное значение ржи.

ТАБЛИЦА № 2. — ЭКСПОРТ РЖИ.

1909-1913 гг. (среднее за год)

1925-1927 гг. (среднее за год)

В %% к экспорту пшеницы

В %% к экспорту овса и ячменя

В %% к периоду 1909-1913 гг.

В %% к экспорту пшеницы

В %% к экспорту овса и ячменя

СССР в %% к мировому экспорту

Таким образом, мировой экспорт ржи в последние годы (1925—27) составлял около 88% от довоенного и был равен 9,7% экспорта пшеницы и около 54% экспорта овса и ячменя. Участие нашего Союза в мировом экспорте ржи выражалось 14,3% (2 501,5 тыс. центнеров). Это указывает на значительное снижение участия СССР в мировом экспорте ржи, несмотря на то, что ее относительное значение в нашем экспорте зерновых хлебов сильно возросло (ср. XLV, ч. 2, 442/43, 467/68). Вывоз нашей ржи почти полностью шел в западноевропейские страны и главным образом в Голландию и Германию.

Из сопоставления валового сбора зерна рожь в СССР (табл. № 1) и его экспорта (табл. № 2) видно, что рожь почти полностью потребляется внутри пашей страны. Так, в довоенный период наш экспорт ржи составлял не более 4%, а в последние годы даже 2% от валового сбора зерна.

Сравнивая относительные числа производства ржи и занимаемой площади под этой культурой в СССР и в других странах, мы видим, что урожаи ржи в нашем Союзе стоят ниже средних мировых урожаев; в особенности далеко отстают они от урожаев стран Западной Европы. В нижепомещаемой таблице приводятся данные об урожаях ржи тех стран, в которых валовой сбор зерна этой культуры превышает 5 млн. центнеров (табл. № 3).

Таблица №3. Урожаи ржи

В %% к мировому урожаю

В %% к мировому урожаю

Европа без СССР

Весь мир без СССР, в среднем

Весь мир с СССР, в среднем

Таким образом, урожаи ржи нашего Союза составляют около 80% средних мировых урожаев и около 63°/а урожаев Западной Европы. Но, как показывает опыт, развитие крупных социалистических хозяйств является верным средством в повышении наших урожаев. Если принять, например, урожаи ржи в крестьянских хозяйствах за 100, то для социалистических хозяйств будем иметь следующий ряд относительных чисел (табл. № 4).

Следовательно, крупные социалистические хозяйства действительно являются мощным рычагом в поднятии благосостояния нашей страны.

Рожь может возделываться на различных почвах. Лучшими же для нее должны считаться хорошо удобренные, рыхлые — супесчаные или песчаные почвы. На связных почвах, трудно пропускающих воду, рожь может страдать от избытка влаги сильнее, чем пшеница. Посеву ржи должен предшествовать пар. В засушливых районах, особенно у нас на юго-востоке, надежнее применять чистые пары, которые служат хорошим средством для накопления влаги и в борьбе с сорняками. При чистом паре вспашка производится или осенью (черный пар), или ранней весной (ранний пар). Затем, в течение лета чистый пар поддерживается поверхностной обработкой в чистом от сорняков и рыхлом виде. Для задержания влаги применяются также кулисные пары, когда паровое поле весной занимается пропашными культурами (кукурузой, подсолнечником), которые высеваются широкими рядами (не менее одного-двух ходов сеялки). Промежутки между рядами обрабатываются в течение лета так же, как и чистые пары. На зиму стебли кукурузы или подсолнечника остаются в поле не снятыми и задерживают снег, что может благоприятно отразиться и на перезимовке озими, посеянной в промежутках между рядами. В связи с естественноисторическими условиями и специализацией хозяйств могут применяться различные занятые пары. Эти пары хотя и дают несколько пониженный урожай ржи по сравнению с чистыми парами, но получаемый недобор обычно с избытком покрывается урожаем парозанимающей культуры. Занятые пары могут быть засеваемы: виково-овсяной и горохово-овсяной смесями, льном, картофелем, кукурузой и подсолнечником (на силос), клевером, горчицей, тыквой, арбузами и т. д. При выборе той или иной культуры необходимо иметь ввиду также и то, что парозанимающая культура должна освободить поле, по крайней мере, за 15—20 дней до посева ржи, т. к. урожай последней в значительной мере зависит от того, попадает ли зерно в достаточно осевшую почву. Для повышения урожаев ржи имеет громадное значение внесение в почву навоза и минеральных удобрений (фосфорнокислых, азотных и калийных). На севере навоз вносится осенью или весной в количестве около 36 тонн на га. На более легких почвах, если заинтересованы в более высоких урожаях ржи, возможно навоз вносить и после уборки виковой смеси, перед посевом ржи. После уборки вики поле немедленно лущится, а в случае запоздалой уборки перепахивается на полную глубину (13—15 см). В более южных районах (черноземных) навоз вносится с осени в количестве 18—20 тонн на га. Весной, возможно ранее, поле мелко перепахивается и засевается, одновременно вносятся минеральные удобрения — суперфосфат или томасшлак в количестве 2—3 центнера на га. После уборки парозанимающей культуры поле тотчас перепахивается и затем до посева озими поддерживается в чистом и рыхлом виде. В юго-восточной части, например на опытных станциях Саратовской и Краснокутской, удобрение навозом не давало почти совсем увеличения урожаев, а поэтому ими здесь не рекомендуется. В общем, в вопросах об удобрении, обработке и др. агротехнических приемах полеводства полезнее всего обратиться непосредственно к отчетам опытных станций соответствующих районов.

Срок посева ржи определяется с тем расчетом, чтобы осенью до морозов дать растениям возможность достаточно хорошо развиться (но не дойти до стадии выхода в трубку) и сделать необходимые запасы питательных веществ для нормального развития весной. При этом необходимо помнить, что легкие и теплые почвы ускоряют осеннее развитие растений, тогда как влажные и холодные задерживают всходы на стадии кущения. Посевы озимой ржи в различных районах Союза производятся в разное время, и, в общем, чем севернее район, тем ранее происходят ее посевы. Так, в Северном крае они происходят преимущественно в конце июля и в начале августа, тогда как на Украине — в конце августа, до середины сентября и даже позднее. Посевы ржи яровой должны производиться весной возможно ранее, и в Восточной Сибири, например, они происходят в начале мая или, главным образом, в средних числах этого месяца. Количество семян, высеваемое на 1 га, зависит от многих причин и прежде всего от культурности почв — чем культурнее поля, тем норма высева должна быть меньше. Далее, играют немаловажную роль сроки посева (при запозданиях с посевами должны соответственно увеличиваться нормы высева), крупнозерность (крупнозерные сорта требуют высева большего количества семян по весу, чем мелкозерные), способы посева (рядовые посевы требуют меньше зерна), хозяйственная годность зерна (чем выше хозяйственная годность, тем меньше зерна идет на посев), и т. д. Кроме того, большое влияние на нормы высева оказывают климатические условия того или иного района. Так, в нечерноземной полосе нормы высева ржи, рекомендуемые опытными станциями, колеблются от 0,9 до 1,5 центнеров на га, тогда как в Средне- и Нижне-Волжском краях — от 0,45 до 1,05 центнеров на га. Большинством опытных станций вполне установлено преимущество рядовых посевов перед разбросными, т. к. при них семена заделываются на одну и ту же глубину, в совершенно одинаковые условия влажности, чем достигается однообразие в развитии всходов, и в результате, несмотря на меньшие нормы высева, урожаи получаются более высокие, чем при разбросном посеве. Посевы ржи осенью ухода обычно не требуют, и только в случае перерастания озими (выхода в трубку или весьма пышного развития), во избежание выпревания, приходится ее скашивать или стравливать крупным рогатым скотом, прогоняя его по полю, когда почва уже высохнет или даже немного подмерзнет. Весной иногда применяется боронование, которое, правда, не всегда дает положительные результаты. Уборку ржи лучше производить в стадии восковой спелости, слегка недозревшей, так как она хорошо доходит в снопах и к тому же меньше осыпается и поэтому лучше допускает механическую уборку. Так же, как и посев, уборка ржи по Союзу растягивается на продолжительный срок. Однако, в противоположность посеву, самая ранняя уборка происходит в южных районах (преимущественно — в июле) и самая поздняя — в Северном крае (в средних числах августа).

\u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0A_B_ -\u0437\u0435\u043b\u0435\u043d\u044b\u0435\u00a0A_bb - \u0436\u0435\u043b\u0442\u044b\u0435\u00a0 aa_\u00a0_ - \u0431\u0435\u043b\u044b\u0435\u00a0\u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0
\u00a0 \u00a0 2) \u0430) P: AaBb x AAbb
\u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 F: AABb, AAbb, AaBb, Aabb
\u0431) P: AaBb x aabb
F:AaBb, aaBb, Aabb, aabb
2.P:\u00a0AaBb x Aabb
\u00a0 \u00a0F: AABb, AaBb, AAbb, Aabb, AaBb, aaBb,Aabb,aabb - \u043d\u0435\u043e\u043f\u0435\u0440\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 12,5%">]" data-testid="answer_box_list">

Alchemist96

1. 1) рецессивный эпистаз (криптомерия)
A_B_ -зеленые A_bb - желтые aa_ _ - белые
2) а) P: AaBb x AAbb
F: AABb, AAbb, AaBb, Aabb
б) P: AaBb x aabb
F:AaBb, aaBb, Aabb, aabb
2.P: AaBb x Aabb
F: AABb, AaBb, AAbb, Aabb, AaBb, aaBb,Aabb,aabb - неоперенные 12,5%

Новые вопросы в Биология

того, чтобы употреблять её в качестве пищи прямо в натуральном виде без предобработки. По своей питательности эта водоросль не уступает мясу и значите … льно превосходит пшеницу. Если в пшенице содержится 12% белка, то в хлорелле его – более 50%. Поэтому хлорелла активно используется в качестве пищевых добавок и добавок к кормам для животных и птиц. Для взрослого человека среднего возраста рекомендованы следующие нормы употребления белков, жиров и углеводов. При какой диете употребление пищевых добавок из хлореллы будет рекомендовано человеку в наибольшей степени? Ответ: ___________________________.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) пластиды; 2) центральная вакуоль; + 3) митохондрии; 4) эндоплазматический ретикулум.

2. Реликтовое голосеменное растение гинкго, имеющее легко узнаваемые двулопастные листья. Оно имеет одну уникальную особенность – осенью дерево сбрасывает за один день все свои листья. В основе наблюдаемого явления лежит:

1) резкое изменение температурного режима; 2) фотопериодизм, обеспечиваемый фитохромом; +

3) фотопериодизм, обеспечиваемый рецепторами голубого света;

4) фотопериодизм, обеспечиваемый каротиноидами.

3. Что произойдет с фотодыханием у риса и кукурузы, если

температура окружающей среды возрастёт на 5oC?

1) усилится у риса, снизится у кукурузы; 2) усилится у кукурузы, снизится у риса;

3) усилится у риса, почти не изменится у кукурузы + 4) возрастет у кукурузы, почти не изменится у риса.

4. Рост культуры микроорганизма в анаэробных условиях сопровождался подкислением среды без газообразования. Можно предположить, что эти микроорганизмы осуществляют:

1) гомоферментативное молочнокислое брожение; +2) анаэробное дыхание;

3) маслянокислое брожение; 4) спиртовое брожение.

5. Генетик Нильсен-Йеле скрестил два сорта ржи – с белыми и пурпурными колосьями, получив гибриды с колосьями красного цвета. Далее он скрестил их между собой и получил рожь с пурпурными, темно-красными, красными, оранжевыми и белыми колосьями в соотношении 1: 4: 6: 4: 1. За цвет колосьев у ржи отвечают:

1) два гена, взаимодействующие по типу полимерии; + 2) два гена, взаимодействующие по типу эпистаза;

3) три гена, взаимодействующих по типу супрессии; 4) четыре не взаимодействующих друг с другом гена.

6. Цитоплазматическая мужская стерильность растений связана с:

1) мутациями в геноме митохондрий; +2) мутациями в геноме пластид;

3) мутациями в ядерном геноме; 4) прионами.

7. Хлорофилл имеет зеленый цвет потому что:

1) поглощает зеленый и голубой цвет 2) отражает большую часть зеленого цвета

3) поглощает в красной и синей части спектра 4) отражает все части света кроме синей и зеленой

8. Смена поколений в жизненном цикле с преобладанием диплоидного спорофита встречается у:

1) зеленой водоросли хлореллы; 2) бурой водоросли ламинарии; +

3) красной водоросли порфиры; 4) бурой водоросли саргассума.

9. Заболевания человека может вызывать водоросль:

1) прототека (отдел зеленые водоросли); + 2) эвглена (отдел эвгленовые водоросли);

3) спирулина (отдел синезеленые водоросли); 4) вольвокс (отдел зеленые водоросли).

10. Вторичногоморизная корневая система имеется у:

1) плауна и хвоща; 2) картофеля и хвоща;

3) мать-и-мачехи и папоротника; 4) картофеля и земляники. +

11. Многосемянные невскрывающиеся плоды у:

1) мака и фасоли; 2) груши и дикой редьки; +3) дикой редьки и капусты; 4) томата и мака.

12. Весь жизненный цикл в диплоидном состоянии (гаплоидна только гамета) проводит:

1) орляк;

2) кипарис; +

3) щитовник мужской;

4) сфагнум;

5) росянка. +

а) 1, 4; б) 1, 5; в) 2, 4; г) 2, 5; + д) 3, 4; е) 3, 5.

13. Общие признаки растений семейств крестоцветные и паслёновые:

1) листья простые без прилистников; +

2) листья простые с прилистниками;

3) цветок с двойным околоцветником; +

4) гинецей из одного плодолистика, завязь верхняя;

5) гинецей из двух плодолистиков, завязь верхняя; +

6) цветок актиноморфный; +

7) цветок актиноморфный или зигоморфный.

14. Установите соответствие между фотосинтетическими пигментами и растениями, для которых они характерны:

Задача 1. В одном озере живут окунь, ёрш, карась, щука и плотва. В соседнем, изолированном от первого водоёма, обитает окунь, щука, судак, лещ, плотва. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоёма?

Ответ: Видов 3: Карповые ( карась,плотва, лещ),Окуневые( окунь,ерш, судак),Хищные (щука).Популяций 7

Задача 2. В нижнем течении р. Лены самки якутского осетра начинают размножаться в 15-летнем возрасте, достигнув 70- сантиметровой длины тела. Осётр в возрасте 34 года имел массу 34 кг и длину – 182 см. На реке Алдан самки этого же осетра мечут икру в 12 лет при длине всего в 58 см. Промысловая мера (минимальный размер особи, разрешённой к вылову) составляет 62 см. Что произойдёт с алданской и ленской популяциями, если в результате интенсивного промысла станут вылавливать всех особей, начиная с разрешённых размеров?

Ответ: Произойдет исчезновение популяции, в дальнейшем это приведет к разрушению экосистемы, в которой существовал осетр ( исчезновение других видов, зависимых от осетра).

Задача 3. В некоторой популяции животных пометили 500 экземпляров. Через некоторое время поймали 10000 экз., из них 50 с пометками.

Как оценить численность популяции? Каковы возможные источники ошибок этой оценки? применимо ли предположение о том, что вид состоит из популяций, к человеку?

Дано: А1 500- помечены

А3 - 50 с пометками

Решение 10 000 – 50

х=10 000*500 /50=100 000 особей в популяции.

Ответ: численность- 100 000 особей в популяции, я считаю , что не применимо.

Задача 1. Если популяция реагирует на собственную высокую плотность снижением рождаемости, то почему возможно чрезмерное размножение вредителей на полях и в садах?

Ответ: чем выше численность, тем больше конкуренция за пищевые и прочие ресурсы. Тогда и выживаемость потомства падает (на счет рождаемости - не в курсе, может и она падает тоже). А на полях и в садах чрезмерное количество пищи для этих самых "вредителей", поэтому они там и размножаются хорошо. Любое поле - это не природный биоценоз, а искусственный, он нарушает естественное равновесие.

Задача 2. На территории площадью 100 км ежегодно производи ли частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80—110 голов.

Определите численность и плотность поголовья лосей:

а) на момент создания заповедника;

б) через 5 лет после создания заповедника;

в) через 15 лет после создания заповедника.

Объясните, почему сначала численность лосей резко возросла, а позже упала и стабилизировалась.

Ответ: а – 0,5 особи/км2; б – 6,5 особи/км2; в – 0,9 особи/км2. Численность лосей возросла из-за охраны на территории заповедника. Позже численность уменьшилась, так как в заповедниках рубка леса запрещена. Это привело к тому, что через 15 лет мелкие деревья, растущие на старых вырубках, выросли, и кормовая база лосей уменьшилась

Задача 3. Охотоведы установили, что весной на площади 20 км2 таежного леса обитало 8 соболей, из которых 4 самки (взрослые соболи не образуют постоянных пар). Ежегодно одна самка в среднем приносит трех детенышей. Средняя смертность соболей (взрослых и детенышей) на конец года составляет 10%.

Определите: численность соболей в конце года; плотность весной и в конце года; показатель смертности за год; показатель рождаемости за год.

1 раз самка приносит 3 детенышей, то их кол-во на конец года 12.т.к. самок 4,следовательно 48. Вместе со взрослыми - 56. Средняя смертность -10%, т. е. 6. Тогда численность в конце года 50.

Плотность весной 0,4 (соболя/км) в конце года 50/20=2,5 (соболя/км)

Рождаемость 50=100%; 54=150% ;54 до 56=60 %

Процент смертности на конец года 6 до 56=10%

Ответ: численность соболей-50; В конце года 50/20=2,5; рождаемость-60 % ; процент смертности на конец года-10%

Рассмотрим еще один тип экологических задач.

Пример: На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.

Экологические пирамиды, это один из способов изображения пищевых цепей. Так как продуцентов всегда больше, следовательно, первый уровень представляет более широкое основание, на последующих уровнях будет находиться все меньше и меньше организмов и поэтому изображение приобретает вид пирамиды. Зная это, можно легко решить задачу.

Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.

Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию

Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)

Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию

Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона

Есть одна маленькая хитрость, которая может помочь упростить весь процесс, особенно тем кто не очень дружен с математикой. Если внимательно присмотреться к решению, то можно заметить, что в числе, обозначающем каждый новый результат, добавляется один нуль. То есть оно умножается на 10. Если вам будет необходимо выполнить обратное действие (высчитать какую массу будет иметь дельфин, если в море обитает 300 000кг планктона), то необходимо каждый раз при переходе на следующий уровень убирать нуль.

1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.

2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.

3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел.

4. Какие из перечисленных организмов экосистемы относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку по биологии в 9 классе "Решение задач по экологии"

Данная презентация включает в себя подборку заданий, которые могут быть использованы для отработки практического значения начальных экологических знаний, а также при повторении темы. Я использую на за.

"Решение задач в Excel" Открытый интегрированный урок информатики, биологии, экологии в 9 классе.

"Решение задач в Excel"Открытый интегрированный урок информатики,биологии, экологиив 9 классе.Цель: Показать учащимся разнообразие применения электронных таблиц Excel в решении нестандартных зад.


Решение задачи по экологии с помощью электронных таблиц

Представлена технологическая карта урока информатики в 9 классе по теме: "Электронные таблицы и математическое моделирование". На уроке ученики вместе с учителем моделируют отношения "Хищник - жертва".


Цель: Научить решать задачи на движение.Задачи: обучающие: формирование умений и навыков умножения и деления чисел, решения задач на нахождение скорости, времени, расстояния.


интегрированный урок в 11 классе (экология и математика) "Законы и правила экологии. Решение задач".

План урока построен с учётом метапредмедного подхода: учитывались знания учащихся по экологии и математике. Девиз урока :" Математика - это язык, на котором написана книга природы". Дети, как исследов.


Интегрированный урок алгебры и экологии "Решение задач с помощью уравнений" 7 класс

Цели урокаФормирование умений решать задачи средствами создания математических моделей (уравнений, таблиц, схем)Формирование экологической культуры. Формы и методы обученияФронтальная, групповая.


Информационный образовательный ресурс к уроку алгебры и экологии "Решение задач с помощью уравнений"

Цели урокаФормирование умений решать задачи средствами создания математических моделей (уравнений, таблиц, схем)Формирование экологической культуры. Формы и методы обученияФронтальная, групповая.

Читайте также: