У богородицкого дуба брюллов описание

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024


Карл Павлович Брюллов - замечательный русский художник обладающий великолепным талантом живописца и прекрасного рисовальщика. В своей творческой биографии Брюллов, выделяется как выдающийся художник исторической живописи, непревзойденный портретист, пейзажист, автор различных монументальных работ. Брюллов являлся ярким сторонником классического академизма, создал ряд великолепных живописных произведений за которые награжден множеством больших золотых медалей.

Карл Брюллов родился в Петербурге в образованной семье академика Павла Ивановича Брюлло, 23 декабря 1799 года, обрусевшего художника монументалиста имевшего французские корни. Мама Карла Мария Ивановна Шредер по происхождению немка, была очень умной женщиной, умело управляла домашним хозяйством и воспитанием семерых детей, из которых пятеро в последствии станут художниками. В семье молодой Брюллов заметно выделялся особой тягой к рисованию, и отец ему в этом, конечно помогал, в результате в 12 лет отроду талантливого мальчика отец устраивает на обучение в академию художеств, под руководством художника А.И. Иванова. Совершенствуя свой талант в академии Брюллов познает необходимые азы живописной грамоты, изучает материалы относящиеся к исторической живописной тематике и много работает в этом направлении. В 1819 году по заданию академии художник создает первую свою картину Нарцисс смотрящий в воду, находящуюся сегодня в Русском музее В Петербурге. В 1821 году он написал картину "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского", в академических кругах картина получила одобрительные отзывы и Карл Брюллов за это произведение награждается золотой медалью и правом дальнейшего обучения живописи в Европе. Посетив европейские города Мюнхен и Дрезден он упорно изучает работы старых мастеров, едет В Италию, где с огромным впечатлением зачаровывается работами художника Рафаэля, в частности его произведением "Афинская школа", которое впоследствии копирует, работая над данной копией великого мастера несколько лет. Создает прекрасные романтичные картины 1827г Итальянский полдень "Итальянка, снимающая виноград", и по схожей теме пишет картину Девушка собирающая виноград в окрестностях Неаполя. В1832 году он пишет картину с обнаженной девушкой под названием "Вирсавия", в 1832 году создает замечательную картину "Всадница" с девушкой на коне Жованин и смотрящую на нее маленькую приятельницу Амацилию Пачини. В 1834 году Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью. В 1836 году он пишет портрет Н.В.Кукольника а в 1837 году известного в Италии скульптора И.П. Витали, в 1839 году создает портрет знаменитого русского баснописца И.А. Крылова в 1840 году из под его кисти создается портрет русского писателя А.Н.Струговщикова.

Копия картины Рафаэля вдохновляет Брюллова на создание своего произведения, и по заказу мецената А.Н. Демидова, он приступает к написанию картины "Последний день Помпеи", собирая необходимый материал, создал ряд этюдов и эскизов к будущей работе. Тема Последнего дня Помпеи была не случайна, в 1828 году, как раз произошло небольшое извержение вулкана Везувия, жители окрестных поселений были очень напуганы, если помнить, что Везувий однажды разрушил город Помпея в 79 году нашей эры, поэтому тематика извержения Везувия и разговоры современников на эту страшную тему были очень популярны. Работал с картиной Брюллов в течении трех лет начиная с 1830 года. Среди персонажей в левом части картины художник изобразил и себя. Картина была выставлена на выставке в Риме и восторженно встречена публикой, что соответственно принесло Карлу Брюллову небывалую популярность в Европе. Картина из Рима была отправлена для демонстрации в Париж ее поместили в одном из залов Лувра, и в Россию уже знаменитую картину привезли в Петербург уже в 1834 году, писатели Тургенев и Пушкин очень восторженно отозвались о картине, Пушкин под впечатлением от увиденного описал данные события в стихотворной форме. В последствии после возвращения из за границы в 1836 году в знак дружбы Брюллов напишет портрет А.С. Пушкина и некоторых других писателей В 1842 году по заказу царя Николая Брюллов создает историческую картину "Осада Пскова королём Стефаном Баторием" события, которой происходили в 1581 году. Очень трогательная работа Портрет Смирновой У. М. написана Брюлловым в 1840 г., где изображена милая девушка с собачкой.

Некоторое время Карл Брюллов посвящает монументальной росписи с 1839 года по 1845 год он расписывает Пулковскую обсерваторию, а с 1843 года по 1848 год Исакиевский собор в Петербурге. Около 1842 года пишет ряд парадных портретов один из них это Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини.

К 1849 году у Брюллова ухудшается состояние здоровья и художник в надежде излечения едет за границу на остров Мадейра а в 1850 году посещает любимую Италию, где создает ряд портретов, среди которых портрет Антонио Титтони и портрет археолога Микеланджело Ланчи

Брюллов прожил не долгую, но насыщенную творчеством жизнь, будучи в Италии, недалеко от Рима, в окрестностях Лацио в Манциане, художник скончался 23 июня 1852 г.

За свою творческую биографию художник Карл Брюллов создал не мало портретов исторических картин, несмотря на классический академизм и декоративность его работ, его иногда критиковали современники. Например критику в сторону художника выражал И.С. Тургенев, тем не менее, художник выделяется непревзойденным мастерством его живописной палитры, хорошо доступной и понятной большинству его современников. Романтичными сюжетами его картин, просто не возможно не любоваться.

user uploaded image

Творчество Брюллова: долгий путь к успеху

Рождение в семье художника предопределило будущее Карла: отцом его был Павел Брюлло — гравер,резчик по дереву, мастер миниатюры и, по совместительству, преподаватель в Академии художеств Санкт-Петербурга. Как и его братья, юный Карл с детства стал постигать азы рисования. Будучи от рождения болезненным ребенком,он практически все время проводил в постели, однако с прилежанием выполнял задания, полученные от отца: нарисовать некоторое количество человеческих фигур и лошадей. За невыполнение можно было лишиться обеда или ужина, поэтому мальчик прилагал все усилия, чтобы избежать наказания. Такая методика принесла свои плоды — поступив в 10-летнем возрасте в Академию художеств, Карл Брюллов восхищал преподавателей своим мастерством и усердием.

user uploaded image

По окончании обучения Брюллов получил золотую медаль, дававшую ему право на статус пенсионера с положенной заграничной поездкой,однако президент Академии принял странное решение: оставить выпускника на 3 года под предлогом совершенствования навыков. В учителя Брюллову определили А. Ермолаева — живописца, не отличавшегося мастерством. Просьбу Карла Павловича Брюллова поменять преподавателя отклонили, и тогда живописец отказался ехать за границу.

user uploaded image

Разрыв с ОПХ позволил живописцу полностью посвятить себя заказам от соотечественников и итальянской знати: их количество обеспечивало финансовую независимость от Общества. Фото картин Брюллова,написанных им в этот период,демонстрируют нам всю самобытность его таланта и разнообразие художественных приемов, которые Карл Павлович применял для наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира персонажей. На его полотнах видны элементы,присущие барокко, классицизму и реализму, картины изобилуют бытовыми деталями и тщательно выписанной обстановкой.

Помимо портретов, Брюллов также пишет акварели — сочные, воздушные,наполненные солнцем и романтизмом. Акварельной живописи Брюллова присуща характерная манера письма: они представляют собой сочетание контрастных цветовых пятен, при помощи которых художнику удавалось передать настроение изображенных на акварелях людей и очарование природы.

user uploaded image

user uploaded image

user uploaded image

user uploaded image

1830 год можно назвать судьбоносным для живописца: он приступает к работе над монументальным полотном, посвященным событиям в античном городе Помпеи, который погиб во время извержения Везувия. В предварительную подготовку входили поездки на раскопки,зарисовки с натуры, изучение научных трудов. На создание полотна у Брюллова ушло 3 года. Результат превзошел все ожидания живописца: его новаторский подход к изображению исторического сюжета был с восторгом воспринят европейской и российской публикой. Николай I, ознакомившийся с этим произведением, выразил желание лично встретиться с Брюлловым — встреча произошла в 1836 году. Заказчик картины, меценат А. Демидов преподнес ее императору в дар. Поначалу полотно находилось в Эрмитаже, а спустя некоторое время Николай I презентовал ее Академии художеств. Сегодня этот шедевр является частью экспозиции Русского музея.

Вернувшись в Петербург, Карл Павлович Брюллов занял должность руководителя исторического класса Академии. Он был популярен среди местной знати как искусный портретист — из-под его кисти вышли И.Крылова, В.Жуковского, Н.Кукольника, Ю.Самойловой, А.Струговщикого и других современников.

user uploaded image

user uploaded image

user uploaded image

user uploaded image

Он также участвовал в росписи лютеранской церкви и Исаакиевского собора, однако ввиду тяжелых условий, негативно повлиявших на здоровье художника,его освободили от работ.

По настоянию врачей в 1849 году художник Брюллов отправился на Мадейру для укрепления здоровья. Спустя год он приехал Италию и,прожив там до 1852 года, скончался от припадка удушья в городке Манциана, расположенном неподалеку от Рима.

Произведения,созданные живописцем в последние годы его жизни, отличаются своеобразным романтизмом и театрализацией.


Брюллов Карл Павлович (Briullov Karl), русский художник. Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799. В 1809–1821 годах учился в Академии художеств, в частности у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского и права продолжения обучения живописи в Италии за казенный счет. В 1823–1835 годах Брюллов работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью (Итальянский полдень, 1827, Русский музей, Санкт-Петербург; Вирсавия, 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика.

Картина Последний день Помпеи Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создает целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья. Обратившись по предложению императора Николая I к русской истории, Брюллов пишет Осаду Пскова Стефаном Баторием (1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра. По возвращении в Россию важную сферу творчества Брюллова стали составлять монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы росписей Пулковской обсерватории, 1839–1845; этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора.

Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Даже в заказных вещах (вроде портрета Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини, около 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н.В.Кукольника, 1836; скульптора И.П.Витали, 1837; баснописца И.А.Крылова, 1839; писателя и критика А.Н.Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же). Все более слабея от болезни, с 1849 года Брюллов живет на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- знакомить обучающихся со значением образов символов для осмысления жизненных проблем человека, познакомить с символом дерева в разных эпохах и различных культурах;

- выявлять духовно-нравственную основу образов-символов изобразительного искусства, расширять представления обучающихся о символике;

- актуализировать предшествующий художественный опыт обучающихся в процессе постижения символичности искусства.

Деревья в живописи: разгадка символа Iraida Mokshanova

Деревья в живописи: разгадка символа

Дерево - самый наглядный символ роста, сезонного умирания и возрождения

С незапамятных времен дерево - обязательное составляющее фольклора.

В наши дни у отдельных народов дерево – тотем, мифический предок племени.

Доля магии присутствует и на живописных полотнах с изображением деревьев. Но различные деревья, подчеркивая общий смысл картины, символизируют различные качества.

 Средневековые изображения Христа, распятого на дереве, считаются символизмом более древним, чем христианский (на кресте). Таддео Гадди. Древо жизни. Фреска. Ок. 1360 г. Флоренция, церковь Санта Кроче, капелла Барончелли Iraida Mokshanova

Средневековые изображения Христа, распятого на дереве, считаются символизмом более древним, чем христианский (на кресте).

Таддео Гадди. Древо жизни. Фреска. Ок. 1360 г. Флоренция, церковь Санта Кроче, капелла Барончелли

Всепостоянство христианской памяти ботанической символики Кедр — величие, достоинство; символ Христа Акация – чистота и невинность ; плодовитость Миндаль — божественное приближение Каштан - целомудрие, душевные силы Ель — терпение Вяз— благородство и преданность Цветок апельсина — чистота, целомудрие и щедрость Лимон — верность в любви Оливковое дерево — мир Пальма – символ спасения и райской жизни Тростник — смирение и символ страстей Христовых Верба — символ Святого писания Iraida Mokshanova

Всепостоянство христианской памяти ботанической символики

Кедр — величие, достоинство; символ Христа

Акация – чистота и невинность ; плодовитость

Миндаль — божественное приближение

Каштан - целомудрие, душевные силы

Ель — терпение

Вяз— благородство и преданность

Цветок апельсина — чистота, целомудрие и щедрость

Лимон — верность в любви

Оливковое дерево — мир

Пальма – символ спасения и райской жизни

Тростник — смирение и символ страстей Христовых

Верба — символ Святого писания

А. Вероккьо, Л.да Винчи. Крещение Христа, 1475

 Изображение оливы - символ надежды на мир, счастливую семейную жизнь и размеренный труд. Согласно библейскому преданию именно ветку оливы принес голубь после потопа как знак возрождения. В работе итальянского художника Нероччо ди Ланди Архангел Гавриил благословляет Деву Марию. Вдали изображены оливковые деревья - символ мира, символ Спасителя, а в центре – цветок лилии – символ чистоты и непорочности. Нероччо ди Ланди. Благовещение. Ок. 1475 г . Iraida Mokshanova

Изображение оливы - символ надежды на мир, счастливую семейную жизнь и размеренный труд. Согласно библейскому преданию именно ветку оливы принес голубь после потопа как знак возрождения. В работе итальянского художника Нероччо ди Ланди Архангел Гавриил благословляет Деву Марию. Вдали изображены оливковые деревья - символ мира, символ Спасителя, а в центре – цветок лилии – символ чистоты и непорочности.

Нероччо ди Ланди. Благовещение. Ок. 1475 г .

Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду и Его Вознесение происходят также на Масличной горе. Поэтому масличные сады многие художники изображали и в дальнейшем.

В.Ван Гог. Оливковая роща, 1889

Эль Греко. Христос на Масличной горе, ок. 1608

Сальвадор Дали. Постоянство памяти

 Многозерновой плод граната символизирует многочисленные добродетели Богородицы, а также кровь Христову , и в таких смыслах часто изображается в руках Богородицы и младенца-Христа, сидящего на коленях Матери. Картина итальянского художника Джованни ди Паоло повествует о первейшей добродетели Марии — её непорочности. Символизм гранатовых деревьев связан здесь также с грядущей искупительной жертвой младенца-Христа. Джованни ди Паоло. Рождество и Благовестие пастухам, 1440-1445 гг. Iraida Mokshanova

Многозерновой плод граната символизирует многочисленные добродетели Богородицы, а также кровь Христову , и в таких смыслах часто изображается в руках Богородицы и младенца-Христа, сидящего на коленях Матери. Картина итальянского художника Джованни ди Паоло повествует о первейшей добродетели Марии — её непорочности. Символизм гранатовых деревьев связан здесь также с грядущей искупительной жертвой младенца-Христа.

Джованни ди Паоло. Рождество и Благовестие пастухам, 1440-1445 гг.

Адольф Вильям Бугро. Лавровая ветвь

Ян Вермеер. Мастерская художника, 1666-1667

Можжевельник — символ добродетели и чистоты. Как истинный художник Возрождения, Да Винчи с ювелирной изобретательностью использовал знаковое значение растения. Лицо молодой женщины написано на фоне можжевелового куста. По-итальянски можжевельник звучит как ginerpo , что намекает на имя героини — Джиневра.

Рафаэль. Святое семейство под дубом Неизв. художник. У дуба Мамврийского Андрей Рублев. Троица Дуб почитали во все времена за его силу и прочность. Христианство придало дубу особое значение — символ Христа. Дуб символизирует стойкость веры во время испытаний. Вероятно, это и имел в виду Рафаэль , изобразив зеленого красавца на своём полотне (1518 г.). Всемирно известный Мамврийский дуб, хранящий память о библейском событии - Явлении Господа Аврааму - традиционно изображается почти на всех иконах или фресках с изображением Святой Троицы. Iraida Mokshanova

Рафаэль. Святое семейство под дубом

Неизв. художник. У дуба Мамврийского

Андрей Рублев. Троица

Дуб почитали во все времена за его силу и прочность. Христианство придало дубу особое значение — символ Христа. Дуб символизирует стойкость веры во время испытаний. Вероятно, это и имел в виду Рафаэль , изобразив зеленого красавца на своём полотне (1518 г.). Всемирно известный Мамврийский дуб, хранящий память о библейском событии - Явлении Господа Аврааму - традиционно изображается почти на всех иконах или фресках с изображением Святой Троицы.

К. Брюллов. Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского, 1821

К. Брюллов. У Богородицкого дуба, 1835

Смерть и возрождение А. Мантенья. Моление о чаше Изображение сухого дерева занимает особое место в символике европейских живописцев. В картине Андреа Мантенья сухое дерево с сидящим на нем стервятником несомненно указывает на трагический финал , а зазеленевшая ветка сообщает о скором воскрешении . Пни указывают на готовящееся распятие . Но за учениками молодое деревце — как символ новой жизни . Iraida Mokshanova

Смерть и возрождение

А. Мантенья. Моление о чаше

Изображение сухого дерева занимает особое место в символике европейских живописцев. В картине Андреа Мантенья сухое дерево с сидящим на нем стервятником несомненно указывает на трагический финал , а зазеленевшая ветка сообщает о скором воскрешении . Пни указывают на готовящееся распятие . Но за учениками молодое деревце — как символ новой жизни .

Смерть и возрождение К.Д. Фридрих. Аббатство в дубовом лесу, 1809-1810 Такую традицию органично воспринял немецкий художник Каспар Давид Фридрих в нач. XIX века. Почитатель античных лесов, живописец с увлечением начал рисовать ветхие деревья. Засохшие, со сломанными ветвями, — в творчестве художника они воплощали конечность людской жизни и, в соответствии с христианской традицией, нередко соседствовали с молодой порослью. Крест на полотнах немецкого романтика всякий раз окружен вечнозелеными растениями. Iraida Mokshanova

Смерть и возрождение

К.Д. Фридрих. Аббатство в дубовом лесу, 1809-1810

Такую традицию органично воспринял немецкий художник Каспар Давид Фридрих в нач. XIX века. Почитатель античных лесов, живописец с увлечением начал рисовать ветхие деревья. Засохшие, со сломанными ветвями, — в творчестве художника они воплощали конечность людской жизни и, в соответствии с христианской традицией, нередко соседствовали с молодой порослью. Крест на полотнах немецкого романтика всякий раз окружен вечнозелеными растениями.

Смерть и возрождение К.Д. Фридрих. Дуб в снегу К.Д. Фридрих. Крест в горах, 1808 Iraida Mokshanova

Смерть и возрождение

К.Д. Фридрих. Дуб в снегу

К.Д. Фридрих. Крест в горах, 1808

Максим Воробьев. Дуб, разбитый молнией

В XIX в. художники привносят драматизм и собственные чувства в подтекст пейзажа, выражают свои эмоции. Переплетенные ветви деревьев у Фридриха Каспара означают сближение человеческих душ , символизируют блаженное единение художника с его супругой. Фантастично смотрится дерево на полотне Максима Воробьева. Сила рока разбила на части мощнейший дуб. Так художник высказал свою боль от утраты жены.

Связь человека с природой глазами Фриды Фрида Кало. Портрет ботаника Лютера Бербанка, 1932 Фрида Кало. Корни, 1943 Мексиканская художница своеобразно трактует образ связи человека с окружающим миром. Лютер Бербанк — американский Мичурин, талантливый селекционер-самоучка - изображен проросшим из могилы гибридом человека и дерева, обретшим бессмертие в своих делах. Автопортрет художницы прочитывается также прямолинейно: Фрида изобразила себя обвитую корнями, как часть природы, которая должна ее поглотить. Iraida Mokshanova

Связь человека с природой глазами Фриды

Фрида Кало. Портрет ботаника Лютера Бербанка, 1932

Фрида Кало. Корни, 1943

Мексиканская художница своеобразно трактует образ связи человека с окружающим миром. Лютер Бербанк — американский Мичурин, талантливый селекционер-самоучка - изображен проросшим из могилы гибридом человека и дерева, обретшим бессмертие в своих делах. Автопортрет художницы прочитывается также прямолинейно: Фрида изобразила себя обвитую корнями, как часть природы, которая должна ее поглотить.

Эстетический культ дерева в Поднебесной Китайский пейзаж (шаньшуй). Горы и воды Iraida Mokshanova

Эстетический культ дерева в Поднебесной

Китайский пейзаж (шаньшуй). Горы и воды

Эстетический культ дерева в Поднебесной

Ива - символ скромной красоты, утончённости,

атрибут богини материнства

… Художники всех времен и народов демонстрировали особенную символику деревьев и, зная о сокрытом значении изображения, можно по-другому взглянуть на знакомые работы живописцев.

Читайте также: