Триз ртв технология в детском саду

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Применение технологии ТРИЗ-РТВ в изобразительной деятельности обеспечивает развитие творческого воображения, мышления дошкольников. Овладевая приёмами и методами технологии, дети приобретают свободу действия, усваивают разнообразные способы рисования, овладевают разными изобразительными материалами, получают возможность изображать различные предметы, явления окружающей жизни, которые вызвали их интерес, могут создавать рисунки разного характера.

Оценить 97 0

Голышева Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования

Главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка является воображение. Как показали исследования Выгодского Л.С., Давыдова В.В., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б. и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

Одной из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Творческие способности относятся к познавательным способностям. Они связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решение задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

Эффективной технологией развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности является ТРИЗ-РТВ.

В своей работе я использую некоторые методы и приёмы ТРИЗ-РТВ.

Антропоморфизм. Очеловечивание природных и рукотворных объекты.

Синектика. Символическая аналогия (прямая, графическая). Личностная аналогия (эмпатия).

Морфологический анализ (морфологическая дорожка).

Очень интересные работы получаются при использовании методов и приёмов ТРИЗ. Детям нравится создавать композиции, фантазировать при их рассматривании, пробовать необычные техники в своем творчестве.

Применение технологии ТРИЗ-РТВ в изобразительной деятельности обеспечивает развитие творческого воображения, мышления дошкольников. Овладевая приёмами и методами технологии, дети приобретают свободу действия, усваивают разнообразные способы рисования, овладевают разными изобразительными материалами, получают возможность изображать различные предметы, явления окружающей жизни, которые вызвали их интерес, могут создавать рисунки разного характера.

Список использованной литературы и интернет-источников:

Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.

Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Понимание вышеперечисленного дало мне толчок для использовании технологии ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками.

Я работаю по программе “Радуга” и стараюсь комплексно изучать с детьми темы программы, и на эти темы “нанизывать” элементы технологии ТРИЗ-РТВ. Так, например, можно просто рассказывать детям о том, как звери готовятся к зиме, а можно построить это занятие с использованием технологии ТРИЗ-РТВ: подводить детей к самостоятельному выводу о том, что с наступлением холодов исчезает корм, поэтому и медведь, и ёж отправляются в спячку. А заяц меняет свою шубку, чтобы быть незаметным на снегу. Учу детей видеть положительные и отрицательные стороны одного и того же явления (зима: хорошо-плохо?). Такой подход позволяет развивать диалектическое мышление, видеть взаимосвязь вещей. Что особенно важно, дети самостоятельно выходят на решение своих маленьких проблем: как спасти зайчонка от лисы? Как помочь снеговику не растаять под теплым весенним солнышком? Как придумать необычный чудесный подарок для мамы? и т.д. Эти детские открытия находят практическое выражение в рисунке, лепке, аппликации.

Целью занятий с использованием технологии ТРИЗ-РТВ я ставлю: дать малышам комплексный подход к решению любых возникающих проблем, научить мыслить системно, выделять противоречивые свойства объекта или явления (как хорошие, так и плохие). Умение обнаружить противоречие, а тем более разрешить его, может стать ключом к тайнам жизни, позволит малышу активно защищать свои жизненные позиции. Еще одна цель “тризовских занятий” – научить находить выход из сложной жизненной ситуации. И я надеюсь, что если малыш придумывает, как спасти зайца от лисы, то через десяток лет он и для себя найдет решение жизненноважной проблемы. Стараюсь сформировать у детей принципы самостоятельности мышления. Для этого знакомлю детей с системой, в которой устанавливается главное и второстепенное, определяется закономерность развития понятий и явлений, переход одной информации в другую, и устанавливается взаимосвязь между явлениями. Так говоря о смене времен года, обозначаем главную функцию – переход одной структуры в другую: “осени – в зиму”, и на этот стержень нанизываем все остальное : смену одежды, погоды, настроения и т.д..

Работу с использованием технологии ТРИЗ-РТВ по развитию творческих способностей детей я условно разделяю на следующие этапы (см. приложение-модель).

1 ЭТАП. Научить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т,е, умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов. Находить и использовать ресурсы.

2 ЭТАП.Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д..

3 ЭТАП. Решать сказочные задачи и придумывать новые сказки.

4 ЭТАП Учить малыша находить выход из любой сложной ситуации.

На 1 этапе учу детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений с помощью игры “Хорошо-плохо”. Для этого выбираю объект и предлагаю найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эту игру мы начинаем играть во 2 младшей группе. В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций .Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры я называю “плохо”, дети “хорошо”. Затем дети делятся на две команды, одна команда называет “хорошо”, другая – “плохо”, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В средней и старшей группах берем объекты, имеющие для детей социальную значимость и учимся находить противоречивые свойства. В игре “Наоборот” хорошо усваивается прием “противоположные значения”. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. В начале учу детей подбирать слова, противоположные по значению (функции).

Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор начинаю использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Вначале беру 3 экрана из 9. Со временем перехожу к использованием всей 9-экранной системы. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость). Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор “размер”, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить. В сказке про Золушку меняется оператор “стоимость”.

При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, использую метод маленьких человечков (М.М.Ч.). М.М.Ч. – практическое воплощение идей Г.С.Алтьшуллера по моделированию мира. Знакомство детей с М.М.Ч. начинаю в средней группе на простейших явлениях, когда знакомлю детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.

После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором ,приступаем ко 2-му этапу работы по ТРИЗ-РТВ. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос “Как спасти колобка.” – “Убить лису.”. Поэтому, я стараюсь раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают “агрессивные” ответы: убить, поломать, выгнать и т.д.. В условии задачи, как противоречие, закладываю нравственную сторону вопроса: “ Как спасти колобка, не причинив вреда лисе”. Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М.Ф.О.).

    1. Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект.
    2. Познакомить детей с новым объектом.
    3. Создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения.
    4. Проанализировать художественное произведение.

    Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены.

    Начиная со второй младшей группы учу детей преобразовывать объект, согласуя его с окружающим.

      1. Принципы дробления-объединения.
      2. Принцип универсальности (объект выполняет несколько функции.)
      3. Принцип вынесения.
      4. Принцип матрешки (один объект находится внутри другого)
      5. Принцип антивеса(увеличение или уменьшения веса).
      6. Принцип предварительного действия.
      7. Принцип “наоборот”.
      8. Принцип посредника.
      9. Принцип оживления и другие.

      На 3 этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи. Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.

      Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестардартные ,оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации.

      В результате занятий с применением технологии ТРИЗ-РТВ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень позновательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.

      Занятия по знакомству с окружающим миром для старшего дошкольного возраста

      В гостях у принцессы Капельки.

      • показать детям значение воды в жизни человека;
      • уточнить и расширить знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры;
      • закрепить умение моделировать, пользуясь методом маленьких человечков;
      • формировать основы системного мышления и логического анализа.
      • активизировать в речи детей употребление сложных предложений и прилагательных (подбором определений);
      • закрепить навыки согласования прилагательных с существительными;
      • учить подбирать слова – антонимы.
      • воспитывать у детей экологические понятия о воде, как источнике жизни на Земле;
      • дать детям почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.

      Материал к занятию: кукла принцесса Капелька, письмо с просьбой о помощи, глобус, сосуды с питьевой и соленой водой, карточки с изображением маленьких человечков, моделирующих предметы (банка с водой, кружка с чаем и т.д.), доска, канат, листья бумаги, кубики льда, сосуды с горячей и холодной водой, аудиозапись музыки, напоминающей шум волн,, большой лист ватмана голубого цвета, на котором нарисованы рыбы с отсутствующими отдельными частями тела (плавники, хвост, глаза и др.), акварельные краски, кисточки.

      Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса, альбомов по теме “Морские животные”, “Рыбы”, прогулки к водоему, наблюдение и уход за обитателями аквариума, наблюдение за состоянием воды в зависимости от температуры.

      Последующая работа: придумывание и рисование волшебной рыбки с помощью игры “Чудесные вещи” (метод фокальных объектов).

      Воспитатель: К нам пришло письмо от принцессы Капельки с просьбой о помощи. В её королевстве случилась беда: злая Волшебница заколдовала обитателей королевства. Поможем расколдовать?

      Воспитатель: Но как же нам найти королевство, где живет принцесса Капелька?

      Дети: Принцесса Капелька живет в воде.

      Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус ,обращает внимание детей ,что на глобусе больше синего цвета.

      Воспитатель: Синим и голубым цветом на глобусе обозначены моря, озёра, синие линии – это реки.

      Воспитатель: Где мы ещё встречали воду в нашем городе? В детском саду? В квартире?

      Обращает внимание детей, через наш город Минусинск протекает великая сибирская река Енисей. Вместе с детьми находят Енисей на глобусе и прослеживают “путь Енисея” до Северного Ледовитого океана. Педагог побуждает детей подбирать прилагательные, определяющие какой Енисей: могучий, широкий, большой, мощный и т.д.

      Воспитатель: Для чего нужна вода?

      Ответы детей: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить пищу, поливать растения и т.д.

      Воспитатель: Человек без пищи может прожить несколько дней, а без воды – нет. Так и все живое на Земле не может жить от воды.

      - Как мы видим на глобусе, воды на земле много. Но почему же говорят “Воду надо беречь”?

      Воспитатель: В морях и океанах вода очень соленая (предлагает детям попробовать пресную и солёную приблизительно к морской воду). Как вы думаете можно пить морскую воду?

      - Пресной, несоленой воды на Земле мало, и её запасы уменьшаются, поэтому-то и говорят: “Воду надо беречь”.

      - Солёная, морская вода тоже нужна. Как вы, дети, думаете для чего?

      Ответы детей: Морская вода нужна потому, что в морях и океанах живут рыбы, крабы, морские звезды, медузы, водоросли и т.д. По морям и океанам плавают корабли они перевозят людей, грузы, и другие ответы.

      Воспитатель: Всегда ли вода хорошо?

      Дидактическая игра: “Хорошо – плохо: вода”. Дети по очереди называют “хорошие” и “плохие” качества воды.

      На пути встречают препятствия – загадки злой Волшебницы. Дальше можно продвигаться только после того, как отгадаем эти загадки.

      1. Что здесь зашифровано:


      2. Как помочь Иванушке из сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” напиться в пути воды и не стать козленочком? (Используя собственные ресурсы, напиться из следа оставленного самим Иванушкой).

      3. У Снежной Королевы была очень красивая посуда. На Новогоднем празднике она подарила ее своим гостям. Когда гости вернулись домой, посуда начала исчезать. Почему? Как спасти посуду?

      (Посуда была сделана изо льда, поэтому она в тепле таяла. Спасти её можно, поместив в холодильник).

      При ответах на вопросы дети идут по дорожке и “доходят до реки”.

      Воспитатель: Как можно преодолеть реку?

      Дети предлагают использовать внешние ресурсы: доска превращается в мостик, листья бумаги – в плот, кубики – в большие камни и т.д.

      Воспитатель: Когда и как можно перейти реку, не замочив ноги, не используя никаких подручных средств?

      - Во что превращается вода на морозе?

      - Что происходит со льдом в тепле?

      - Где быстрее растает лед в горячей или холодной воде?

      Проводим опыт: бросаем кубики льда в стакан с горячей водой и в стакан с холодной водой. Дети делают вывод: в горячей воде лед тает быстрее.

      - Почему, когда лед растаял, воды в стакане стало больше?

      Дети: Когда лед растаял, он превратился в воду.

      Звучит спокойная музыка, напоминающая шум воды. Воспитатель предлагает поиграть в игру “Волны”. Цель игры: снятие напряжения, создание положительных эмоций.

      Воспитатель: Попробуем двигаться, как будто мы волны, улыбнемся друг другу и пошуршим.

      Затем воспитатель предлагает всем по очереди детям “искупаться в море”. “Купающиеся” становятся в центр, “волны” подбегают к ним и, поглаживая, тихонько проговаривают слова: “Мы любим вас, мы любим вас”.

      Воспитатель: Вот и пришли мы в королевство принцессы Капельки. Посмотрите, что натворила злая Волшебница.

      На большом листе ватмана, окрашенного в голубой цвет, нарисованы рыбы, у которых отсутствуют отдельные части тела (плавники, хвост, глаза).

      Воспитатель предлагает расколдовать рыб, дорисовав их. По окончанию работы принцесса Капелька благодарит детей.

      pamyatka-yunogo-passazhira

      баннер

      1050х186 под-лого персфин


      Методическое пособие разработано с целью оказания методической помощи в проведении работы по развитию связной речи детей пятого и шестого года жизни через ТРИЗ – технологию. Повышению её качества, результативности, расширения представлений практических работников дошкольных учреждений об инновационных методах и приемах проведения НОД

      Данное пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений.


      Развитие связной речи детей через ТРИЗ – технологию………………….

      Приложение № 1. Календарно- тематическое планирование занятий.

      Приложение № 2. Конспекты непосредственной образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ…………………………

      Приложение № 3. Дидактические пособия ТРИЗ – технологии………

      Приложение № 5. Теоретический минимум воспитателя………….

      XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных.

      Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса — развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни — требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Важнейшие характеристики ребенка как субъекта деятельности — это его самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, общении, игре и посильном труде. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

      Актуальность использования технологии ТРИЗ несомненна. Элементы ТРИЗ - технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.

      Именно методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития (С.В. Лелюх, Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук, А.А. Нестеренко, И.Н. Мурашковская). При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Ведь об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создает ребенок.

      На мой взгляд, необходимо использовать в коррекционном процессе методики формирования речевых умений и навыков детей дошкольного возраста, опираясь на развитие воображения, потому что резервные возможности таких методик шире, чем те, которые построены на репродуктивных основаниях. Таким развивающим средством является технология ТРИЗ. Она имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции.

      Опыт может использоваться воспитателями ДОУ в группах общеразвивающей, комбинированной направленности (для детей с общим недоразвитием речи).

      На основании вышеизложенного поставила цель методической работы: развитие связной речи и творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ - технологии. Считаю, что технология ТРИЗ актуальна при решении следующих задач:

      Образовательные

      развивать свободное общение детей с взрослыми и сверстниками;

      развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм);

      способствовать практическому овладению детьми нормами речи.

      Развивающие

      развивать гибкость, подвижность, системность, диалектичность мышления; поисковую активность, стремление к новизне, творческое воображение;

      Воспитательные

      воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к родной речи, родному языку;

      воспитывать у дошкольника интерес и позитивное отношение к окружающему миру, людям, желание быть приятным собеседником в общении с ними.

      Таким образом, данная технология актуальна в настоящие дни. Использование ТРИЗ является весьма интересным, познавательным и эффективным направлением не только в развитии детей, но и в совершенствовании возможностей взрослых. Исследование и изучение данных ТРИЗ своевременно, целесообразно и значимо в современном мире педагогики и образования.

      Развитие связной речи детей через ТРИЗ - технологию.

      Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия, формируются по мере развития его речи и мышления.

      Именно методы ТРИЗ – РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольников, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. При этом у ребят формируется умения работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создаёт ребёнок.

      Детский возраст – период бурной речевой активности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ - это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям. Занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ – технологии – это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить.

      Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:

      в активизации познавательной деятельности детей;

      в создании мотивационных установок на проявление творчества;

      в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

      повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

      формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

      развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

      Для систематизации опыта работы мною был разработан календарно- тематический план занятий по развитию связанной речи и творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ - технологии (Приложение № 1.) основанный на методике С. Гни. ( Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, Минск, 2008.)

      В непосредственно образовательную деятельность и другие виды деятельности рекомендуется, включаю логические ТРИЗ-упражнения, такие как:

      Активно использовать специальные ТРИЗ -игры. (Приложение № 2)

      – Я загадала слово (кошка).

      – Это слово обозначает предмет?

      – Это что-то неживое?

      – Оно белого цвета?

      И т. д., пока слово не будет угадано.

      Кроме того, разнообразие в познавательную деятельность для эффективного развития связной речи вносят дидактические пособия ТРИЗ -технологии. ( Приложение № 3.)

      При этом нужно стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание непосредственно образовательной деятельности с последующими, режимными моментами. Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованных занятий, можно использовать элементы ТРИЗ-технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например: когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая по рассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ.

      Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. Для этого на прогулках мы используем приемы фантазирования: оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра?

      Таким образом, в результате свободной деятельности, непосредственно образовательной деятельности с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

      Целью использования данной технологии в детском саду является развитие детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, — сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше.

      Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному.

      Таким образом, ТРИЗ - педагогика формирует определённый способ мышления и обеспечивает развитие речи, творческого воображения и совершенствования, формирует мыслительные процессы, что необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе.

      Используемая литература:

      1.Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984 г.
      2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год.
      3. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г.
      4. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г.
      5. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г.
      6. . Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н.И.Ардашева, И.Я.Гуткович, Т.А.Сидорчук, О.Н.Тарасова. -Ульяновск, 1995г.
      7. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998.
      8. Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г.
      9. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г.
      10. Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации,

      -г. Ростов-на-Дону, 1994г.

      11. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – г.Ульяновск, 1996г.

      Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. Т.5. – М.: Педагогика, 2003. – 136 с.

      Лелюх, С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С.В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – Ульяновск, УИПКПРО, 2003. – 239 с.

      Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.А. Сидорчук. – Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2004. – 52с.

      Сидорчук, Т.А. Методы развития воображения дошкольников / Т.А. Сидорчук. – Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2007. – 77 с.

      Сидорчук, Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи / Т.А. Сидочук. – Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2006. – 178с.

      Сидорчук, Т.А. Искорка творчества: Сборник методических материалов ДОУ №141 / Т.А. Сидорчук. – Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2001. – 80 с.

      Технология ТРИЗ-РТВ. Обучение старших дошкольников составлению связных текстов фантастического содержания / Синдяева О.Н., Сидорчук Т.А. – М.: Академия, 2004. – 189с.

      Читайте также: