Торфяные грунты в дорожном строительстве
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 19.09.2024
Болотами называют избыточно увлажненные участки земной поверхности, на которых большую часть года застаивается вода. Остатки влаголюбивой болотной растительности, подвергшиеся неполному разложению при затруднительном доступе воздуха и большой влажности, образуют отложения торфа.
Проектирование дорог в болотистых районах требует весьма внимательного предварительного изучения и исследования болота.
Строительство дорог на болотах обходится в 3—5 раз дороже, чем в обычных условиях. Поэтому всегда целесообразно обходить болота, если это не вызывает значительного удлинения и извилистости дороги. Болота следует стремиться пересекать в наиболее узком и мелком месте. При пересечении сплазннных болот следует избегать проложения трассы в местах, где дно водоема имеет крутые склоны и возможно сползание земляного полотна
Точно соблюсти эти рекомендации не всегда удается. Часто в наиболее узком месте болото имеет большую глубину. Поэтому всегда должно быть намечено несколько вариантов трассы, из которых лучший выбирают на основе технико-экономического сравнения.
Необходимо внимательно изучить гидрологический режим болот, пересекаемых дорогами, и предусмотреть его стабильность. При этом следует учитывать, что насыпь, прорезающая торф или уплотняющая его своим весом, создает препятствие проходу воды, может вызвать застой воды с верховой стороны и активизировать процессы заболачивания.
Наиболее целесообразно пересекать болота перпендикулярно направлению течения воды.
Трассу намечают на основе детального изучения карт крупного масштаба - в горизонталях и материалов аэрофотосъемки с последующим осмотром на местности назначенных вариантов. Современные методы дешифрирования аэрофотоснимков дают возможность с достаточной точностью оконтурить болото и, используя эталонные снимки того же масштаба, определить условия поверхностного водоотвода с их площади, а также приближенно оценить вид и мощность торфяных отложений, их физико-механические свойства. Эти сведения дают возможность наметить варианты перехода. Известное представление о типе болота, стадии его развития и возможной глубине можно составить при изысканиях на основе визуального осмотра.
Для полного представления об условиях проложения трассы и выбора лучшего ее направления должен быть снят план болота в горизонталях с изолиниями мощности слоев слабых грунтов.
Масштаб плана и высоту сечений горизонталей назначают в зависимости от размеров болота и ширины заснятой полосы обычно в масштабе 1:1000— 1:2000 с сечением горизонтален 0,25—0,5 м.
Слабые грунты - сильно водонасыщенные грунты имеющие низкую несущую способность.
К слабым следует относить грунты имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания при испытании прибором вращательного среза Сусл 50мм/м), модуль деформации менее 5мПа.
При отсутствии данных испытаний к слабым грунтам следует относить торф и заторфованные грунты, илы, сопрапели, глинистые грунты с коэффициентом консистенции более 0,5; грунты мокрых соланчеков, иольдевые глины.
Типы болот. Инженерная классификация
По условиям расположения и питания водой различают верховые и низовые болота.
Верховые болота образуются на плоских ровных водоразделах с необеспеченным стоком воды, такие болота располагаются в районах с большим количеством осадков. Они на всю толщину состоят из торфа.
Низовые болота возникают в пониженных местах местности, образуются в результате зарастания водоемов.
Инженерная классификация болот, принятая при проектировании и строительстве автомобильных и железных дорог, делит болота на три основных типа:
I - заполненные торфом и другими болотными отложениями устойчивой консистенции, сжимающимися под весом насыпей высотой до 3 м;
II - заполненные торфом и другими болотными отложениями разной консистенции, в том числе и выдавливающимися под весом трехметровых насыпей;
III - заполненные илом и водой, часто имеющие на поверхности плавающую торфяную корку (сплавину)
Для определения типа необходимо установить величину коэффициента безопасности для условий быстрой и медленной отсыпки насыпи, в зависимости от значений Кбез.нач и Кбез.кон. Основание может быть отнесено к 1,2,3 типу по устойчивости:
Рбезоп – предельная нагрузка отвечающая условиям устойчивости
Ррасч – расчетная (проектная) нагрузка
Кбез.нач – устанавливается применительно в условиях быстрой отсыпки насыпи
Кбез.кон – устанавливается применительно к условиям медленной (в соответствии со скоростью уплотнения и упрочнения слабой толщи) отсыпки насыпи
I тип - Кбез.нач≥1 устойчивость обеспечена при любой скорости отсыпки насыпи, деформация грунта-сжатие, слабый грунт можно использовать в качестве основания
Читайте также: