Тимбилдинг технология в детском саду

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Teambuilding представляет собой систему мер, направленных на построение из обычного рабочего коллектива успешной команды, где каждый участник максимально раскрывает свои способности и выполняет именно те задачи, в которых он особенно хорош, что в конечном результате приводит к качественным изменениям в структуре коллектива и его взаимоотношениях:

- налаживаются связи между теми сотрудниками, которые до этого не общались;

- происходит перераспределение ролей среди сотрудников организации;

- выявляются новые лидеры;

- появляются навыки быстрого командного решения проблем;

- развивается система подстраховки друг друга;

- работа становится приятнее для человека, так как он находится теперь не в окружении коллег по работе, а в среде единомышленников и друзей;

- у коллектива появляется более мощная мотивация, после грамотно проведенного тимбилдинга, сотрудники не просто просиживают время на работе, а нацелены на получение конкретного результата.

Основная цель тимбилдинга - создание собственного опыта командной работы коллектива через искусственно созданную ситуацию с последующим анализом результатов. Развитие коллектива направлено на улучшение эффективных вертикальных и горизонтальных связей, внедрение нововведений в работу организации, повышение лояльности персонала.

Цель первая - повышение мотивации персонала и корпоративного имиджа. Совместное решение командной задачи доказывает незаменимость и значимость каждого. А значит, есть желание отдачи: работать усердно, уважать руководство и коллектив, развиваться.

Цель вторая - возможность реализации личностного и командного потенциала участников. В условиях освобожденных от привычной рабочей атмосферы личность сотрудника раскрывается более полно, есть возможность рассмотреть, что называется, с другой стороны.

Цель третья - приверженность корпоративной культуре и ценностям организации. На тимбилдинге возможно до каждого донести то, что особенно важно: наградить самых творческих, поблагодарить пожилых и опытных, доверить какие-то задачи молодым и перспективным.

Цель пятая - эмоциональное и эстетическое удовольствие от результатов совместной деятельности. Радость от результатов совместной деятельности во время тренинга командообразования - тимбилдинга - компенсирует недостаток положительных эмоций от совместного труда, позволяет увидеть те преимущества, которых раньше не удавалось заметить, и использовать новые знания в процессе работы.

Основная идея тимбилдинга - сплочение через совместное преодоление трудностей. Это не просто тренинг, не только полезный опыт, но также и незабываемые впечатления, накал страстей, сильнейший эмоциональный подъем участников! И, главное! Повышение мотивации и работоспособности! Смех и веселье, азарт соперничества и радость совместных побед, возможность протянуть руку помощи и ощутить поддержку коллег - все это team-building.

Формулировка проблемы: к аждый педагогический коллектив образовательной организации переживает периоды становления , функционирования и развития. Исходя из мониторинговых исследований (проводилось с помощью методики К.Томаса), социотеста А.Я.Анцупова, теста на оценку уровня конфликтности личности, уровня развития коллектива, профессионально-личностных потребностей педагогов руководящая команда детского сада увидела клубок противоречий сплетённых из нескольких причин: процветающий в коллективе моббинг, стиль руководства, мотивы трудовой деятельности, характер взаимоотношений персонала, ошибочные управленческие решения.

На наш взгляд, тимбилдинг или командообразование – является перспективным направлением формирования команды единомышленников, способной эффективно осуществлять обновленные цели, стоящие перед ДОУ.

Цель: создание условий для формирования команды единомышленников, повышение сплоченности коллектива ДОУ, стимулирование профессионального и личностного роста педагогов ДОУ с помощью тимбилдинговой политики.
Задачи:

1. формировать навыки успешного взаимодействия сотрудников коллектива в различных ситуациях;

2. повысить уровень личной ответственности за результат;

  1. перейти из состояния конкуренции к сотрудничеству;
  2. повысить уровень доверия и заботы между членами коллектива;
  3. переключить внимание участника с себя на коллектив;
  4. повысить командный дух, получить заряд позитивного настроения;
  5. способствовать развитию профессиональных (организаторских, проектировочных, коммуникативных, управленческих и рефлексивных компетенций) и личностных качеств педагогов с помощью эффективных форм методической работы;
  6. разработать и апробировать технологию формирования команды профессионалов-единомышленников

- стрессовый фактор для коллектива: необходимо определенное время для перестройки и адаптации коллектива для работы в инновационном режиме;

- работа в режиме развития (в условиях введения ФГОС ДО);

- поглощение текущей работой – распределение приоритетной деятельности.

3. Этапы реализации тимбилдинговой политики в ДОУ

Для сплочения коллектива нами были определены направления тимбилдинговой политики в ДОУ

  1. Совместное духовно-нравственное, культурное развитие коллектива ДОУ;
  2. Совместный активный отдых (ведение здорового образа жизни);
  3. Забота о психологическом и физическом здоровье персонала;
  4. Мероприятия, направленные на выработку умения работать в команде, добиваться общих целей;
  5. Представление достижений даже одного участника образовательного процесса, всему коллективу ДОУ и социуму через газету и сайт.

1) 1 этап - Подготовительный

Для планирования работы по второму направлению (совместный активный отдых), мы провели анализ заболеваемости наших сотрудников.

Случаи заболеваемости среди работников ДОУ

2012 год – 35 сл. (23 чел. 66%)

2013 год – 20 сл. (16 чел. 46%)

2014 год – 13 сл. (9 чел. 26%)

2015 год – 14 сл. (10 чел. 29%)

В течение 2012 года болели - 66% работников и присутствовали случаи повторного заболевания. Поэтому были спланированы мероприятия направленные на укрепление здоровья:

Разработаны мероприятия (педагогические советы, мастер-классы, совещания, Дни охраны труда, экологический тимбилдинг, конкурсы и пр.) направленные на выработку умения работать в команде, добиваться общих целей.

С целью реализации поставленных задач был задан новый вектор в развитии семейного клуба, активными участниками которого стали семьи работников ДОУ (у 30% работников дети являются воспитанниками нашего детского сада).

2) 2 этап - Основной

На основном этапе работы, обговаривались организационные моменты, темы, сроки, для комфортности работников заказывался транспорт, и организовывались совместные поездки в цирк и ролледром г. Ижевск (2 раза), аквапарк г. Глазов, для проведения корпоративных праздников д. Годекшур после них коллеги всегда выражают огромную благодарность за предоставленную возможность посетить такие мероприятия. Они помогают получить новые эмоциональные впечатления, расслабиться, отвлечься от повседневных забот.

Второе направление включает заботу о физическом и психическом здоровье каждого члена коллектива. Здоровый человек – это значит, он не болеет и всегда готов работать. Для поддержания здорового образа жизни мы организуем поездки на природу, где нет промышленных заводов, где каждый сотрудник детского сада может погулять, полюбоваться красотой природы в разные времена года, подышать чистым воздухом (природный парк с. Шаркан, р. Вятка Кировская область). Все участники поездки задействованы и каждый принимает активное участие. Коллеги соревнуются между собой, болеют друг за друга, проявляют инициативу и интересно выполняют задания. Такие мероприятия поднимают командный дух коллектива и заряжают позитивной энергией.

В ДОУ проведены мероприятия (педагогические советы, мастер-классы, совещания, Дни охраны труда, конкурсы, фестивали и пр.) направленные на выработку умения работать в команде, добиваться общих целей.

3) 3 этап - Заключительный

На данный момент у нас в учреждении 100% наполняемость персонала. Это тоже немало важный показатель сплоченного коллектива.

Сотрудникам была предложена анкета и методика оценки психологической атмосферы в коллективе. Было опрошено 80 % коллектива, все 100% выразили свое положительное отношение к тимбилдинговой политике.

На вопрос нравятся ли Вам взаимоотношения в коллективе 72 % ответили – да, 19% - не всегда и 9% воздержались;

88% опрошенных комфортно чувствуют себя в коллективе;

94% опрошенных ответили, что очень нравятся совместные выезды, потому что отдыхаешь душой и больше узнаешь друг о друге;

Все оппоненты высказывали положительные отзывы о тимбилдинговой политике и это, самый лучший результат нашей работы.

По состоянию на 2015-2016 учебный год повысился образовательный и квалификационный уровень педагогов:

11 педагогов – имеют высшее педагогическое образование (69%);

1 педагог – заочно получает высшее профессиональное образование по профилю (обучается на 5 курсе ГГПИ) – 6%;

Все педагоги ДОУ имеют педагогическое образование.

6 педагогов имеют первую квалификационную категорию (38%)

7 педагогов прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности (43%)

Снизилось количество дней, проведенных сотрудниками на больничном. Повысилась мотивация работников к сохранению и укреплению своего психического и физического здоровья (в 2012 году – 35 сл. (23 чел. 66%), в 2015 году – 14 сл. (10 чел. 29%)).

Педагоги имеют устойчивую мотивацию к коллективному сотворчеству, совместной деятельности, что характеризуется развитым конкурсным движением. Увеличилось количество педагогов, работающих совместно над одной проблемой (участие в конкурсах группой); количество победителей и призеров различных конкурсов; количество участников в различных конкурсах детского творчества (110 детей в 2014-2015 уч. году, 66 детей в 2013-2014 уч. году). Повысилась активность участия детей и педагогов в конкурсах Всероссийского и международного уровня. Имеются публикации в СМИ и методических сборниках материалов педагогических работников:

Уровень развития коллектива характеризуется следующими составляющими:

- педагоги включаются в управленческую деятельность ДОУ, участвуют в разработке локальных нормативно-правовых актов;

- несут ответственность за принятие решений в выборе форм и методов организации воспитательно-образовательной работы с детьми;

- видение перспективы совместной деятельности.

- организованность на самообразование

- организованность на развитие

- организованность на достижение, что подтверждается результативностью участия в конкурсном движении

3) ценностно-ориентированная зрелость

Таким образом, можно сделать вывод - существует прямая положительная связь между социально-психологическим климатом коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов, что в свою очередь приведет организацию к процветанию и долгому существованию, а также займет достойное положение на рынке конкуренции.

Руководителям рекомендуется проявлять гибкость в руководстве, учиться работать в команде и стремиться к слаженности (сработанности). Практика тимбилдинга давно демонстрирует такие результаты проведения тимбилдинговых мероприятий, как увеличение мотивации работников и, как следствие, улучшение результатов их труда.

Автор: Русакова Мария Сергеевна

Населенный пункт: г. Москва

Изменения в современном мире стремительны. Педагоги и родители уже не сомневаются, что дети с юных лет должны владеть информационными технологиями. Никого уже не удивить тем, что дошкольник учит песни к празднику в Интернете, пользуясь голосовым поиском, а у младшего школьника есть аккаунт в социальной сети. Техническая грамотность ребенка становится поводом для гордости взрослых. Но достаточно ли всего этого для того, чтобы дети смогли вырасти успешными и счастливыми людьми? До тех пор, пока человека будут окружать люди, а не машины, именно общение будет определять, как в конечном итоге сложится судьба каждого человека. И если освоить новый гаджет или компьютерное приложение можно за час, то учиться искусству коммуникации можно всю жизнь. И еще сложнее – научиться сотрудничать, объединять свои силы для достижения особенного результата.

Хорошей средой для развития таких навыков является команда. Команда – это группа людей, которые сотрудничают друг с другом, объединяя свои способности и умения для решения какой-либо задачи. В этом смысле команда всегда связана с деятельностью, с эффективностью. Именно по этой причине они и оказываются востребованы уже во взрослом мире. Однако в современной практике команды встречаются лишь в теории: слишком сложным оказывается их развитие для неподготовленного человека. Да и сама проблематика командообразования относительно нова: интерес научный мысли она привлекла в 80-90-х гг. XX в. Чуть позже перешла и в отечественную психологию. Тем не менее пока не приходится вести речь о плановом введении основ командообразования в дошкольную педагогику.

И все же, практика, реализованная в нашем дошкольном отделении, показывает, что дети не только с большим интересом относятся к игровым сеансам по командообразованию, но и действительно приобретают множество важных социо-коммуникативных навыков. Они учатся лучше слышать друг друга, убедительнее доносить свои мысли до собеседника, начинают осознавать зону своих возможностей и ценность способностей друзей. Повышается готовность помогать друг другу, ответственность за коллективный результат, лояльность к индивидуальным особенностям окружающих, развиваются лидерские качества. Именно поэтому в данной статье мы представим экспресс-программу по командообразованию. Игровые сеансы проводятся с каждой командной отдельно. Важной частью мероприятия является беседа со всеми участниками о происходящих событиях, мотивах и целях их действий. В психологии этот процесс называется рефлексией, и многие специалисты в сфере командообразования считают этот процесс двигателем развития команды.

Программа состоит из 7 модулей. Количество занятий в каждом модуле определяет сам педагог на основе динамики команды. В одной ситуации можно ограничиться одним занятием, в другой – дать несколько сходных заданий, каждый раз прорабатывая оставшиеся у детей затруднения.

0. Предварительный этап. Это этап необязателен и проводится лишь в случае крайне выраженных коммуникативных нарушений у большинства членов команды. В этом случае целесообразно организовать совместно-индивидуальную деятельность детей, например предложить им, сидя за общим столом, разбирать карточки лото, заполняя собственные коврики.

Цель этапа. Формирование опыта участия в совместной деятельности. На этом этапе корректируются базовые коммуникативные нарушения: избыточный эгоизм или эгоцентризм, застенчивость, социальная ленность, раздражительность, вызванная необходимостью находиться в группе.

Содержание этапа. Детям предлагается посетить Волшебную страну и познакомиться с ее жителями. Сообщается, что для этого нужно выложить верную последовательность картинок. Отметим, что при использовании материала этого вида дети часто совершают смысловые ошибки, благодаря чему в команде можно развернуть полноценную дискуссию на тему поиска верного ответа.

Цель этапа. Развитие помогающего отношения к сверстнику

Цель этапа. Развитие умения слушать друг друга и доносить свои мысли как основы совместной деятельности

Игровой материал. Любое лото с простыми картинками, при условии, что каждая картинка представлена в двух экземплярах. Символические фишки-подарки (например, карточки домино) по две на человека.

Содержание этапа. Педагог до начала занятия предупреждает детей, что эта игра покажет, хорошо ли они умеют слушать друг друга. На первом этапе игроки по кругу берут одну картинку и озвучивают простую мысль про изображенный на ней предмет. Проводится два круга. На втором этапе педагог по кругу опрашивает детей: берет любую карточку и предлагает вспомнить, кто был автором описания, составленного по этой картинке, и что именно говорилось. Если ребенок все верно вспомнил, хозяин картинки дарит ему фишку-подарок. Анализ выигранных и нерозданных фишек наглядно показывает детям, насколько хорошо они умеют слушать и насколько убедительны для других. Помимо этого, педагог может выявить детей наиболее популярных детей и тех ребят, которых сверстники неосознанно игнорируют.

Цель этапа. Комплексное развитие навыков взаимодействия в команде, в т. ч. знакомство с основными командными ролями. Среди них можно выделить роли исполнителя, генератора идей, контролера, гармонизатора и некоторые другие. Игра способствует яркому проявлению лидерских качеств.

Игровой материал. Мозаика большого размера. Этот вариант базово предназначен для детей более раннего возраста из-за увеличенного размера деталей. В нашем случае эта особенность используется как способ расширения игрового пространства.

Содержание этапа. Дети делятся на две подгруппы: малую (2-3 человека) и большую (ее численность минимум в два раза больше, чем численность малой подгруппы). Дети из малой подгруппы – объясняющие. Они получают картинку-образец, на которой нарисовано изображение, которое необходимо выложить из мозаики. Задача объясняющих при помощи слов и проверок помочь другим детям – исполняющим – выложить эту картину. При этом происходит разделение возможностей и обязанностей: объясняющие видят картинку, но им не разрешается касаться фишек и жестами указывать на то место, куда их следует класть. Исполняющие, наоборот, собирают мозаику, но не могут видеть образец. В ходе игры поощряется развитие диалога. Занятие делится на раунды так, чтобы все дети могли побывать и в роли объясняющих, и в роли исполняющих. Помимо этого, педагог старается показать каждому ребенку его силу в наиболее свойственной ему роли, а также донести до команды мыль о важности для команды всех ролей, если они исполнены добросовестно.

5. Домик из бумаги (бумагопластика)

Цель этапа. Комплексное развитие навыков взаимодействия в команде, в т. ч. планирование результата деятельности. Задание является усложненной формой ролевого взаимодействия, развитие которого стало происходить еще на прошлом этапе.

Игровой материал. 10 листов белой бумаги, скотч, ножницы, клей и простой карандаш по желанию.

Содержание этапа. Детей просят построить дом (или замок) для какого-либо персонажа. Дом должен быть объемным, стоять самостоятельно, желательно сделать его достаточно высоким. Педагог отмечает, что для этого дети могут использовать 10 листов, но не более, поэтому бумагу важно расходовать разумно. В ходе занятия отдельное внимание уделяется этапу планирования. Как правило, он вызывает у детей наибольшие затруднения. Поощряется моделирование, то есть условное изображение планируемых для создания конструкций без реального расходования бумаги. Как и на предыдущем этапе педагог ориентирует ребенка на комфортное самоощущение в корректной командной роли и доносит до детей значимость каждого из видов корректного ролевого поведения.

Цель этапа. Комплексное развитие навыков взаимодействия в команде, в том числе навыка групповой дискуссии.

Игровой материал: два листа бумаги (черновик и беловик), простой карандаш, цветной карандаш, ластик.

Цель задания. Комплексное развитие навыков взаимодействия в команде, в т. ч. навыка координирования действий

Игровой материал: моток ниток

Содержание этапа. Занятие проводится в конце программы и является относительно облегченным в целях психологической разгрузки. Дети встают в круг. Первый ребенок берет моток, обматывает нитку на руку и выбирает другого ребенка, которому он хочет перекинуть моток. Второй ребенок также наматывает нитку на руку и передает его третьему. Таким образом нить хаотично соединяет детей в круге между собой, напоминая паутину. После этого дети должны не выпуская нить из рук распутаться, то есть выстроиться в линейку. Для этого им приходится перешагивать через нить и пролезать под ней, меняясь местами. Задание усложняется тем, что дети не всегда могут понять, что разматывать паутину легче, начиная не с самого инициативного игрока, а с того, просто был первым или последним при передаче мотка. Потом можно разнообразить игру и предлагать детям наматывать нить на ногу или живот. Однако в целях следования техники безопасности важно следить за тем, чтобы нить держалась свободно и при необходимости ребенок мог бы сам освободиться. В этом задании, в отличие от предыдущих, качество упражнений повышается при включении большего количества детей. Это повышает требования к аналитической деятельности и навыкам самоорганизации у детей.


Помните, в детстве мы играли в игру “Перетягивание каната”, “какая команда быстрее преодолеет все препятствия на поляне или всей командой дольше пропрыгать под одной прыгалкой!

Помните! Да, это игры нашего детства, которые сплачивали нас в одну команду, команду одного дома или двора.

Я говорю не про домашние игры, а уличные – подвижные. В которые можно поиграть на пикнике, на море, вообщем, на отдыхе.

И подготовила для вас небольшой проект в формате PDF. Игр много, но вспомнились эти быстрее всего.

СЕМЕЙНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ТРИМБИЛДИНГ

СХОЖИЕ СТАТЬИБОЛЬШЕ ОТ АВТОРА


Навстречу Олимпиаде в Пекине


Задача и правила утренней зарядки для будущих спортсменов


Пожелание олимпийцам

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ Отменить ответ

О портале


Учредитель и главный редактор – Свиридова Ирина Леонидовна

МЕРОПРИЯТИЯ ПОРТАЛА

Конференция. Волонтерство

Семинар "Дети с РАС"

Всероссийский журнал


ФЕВРАЛЬ-2022


Детские конкурсы-2022


Конкурсы для педагогов-22


Друзья портала


Нужные страницы

Рубрики на портале

Архивы материалов

Мы в ВКонтакте

Мы в Одноклассниках

Посещаемость портала

Мир дошколят

Одной из актуальной проблемой современной педагогике является: 1. Проблема готовности ребёнка к различным видам деятельности ; 2. Творческое выполнение конкретных жизненных задач; 3. Готовность к труду и жизни в обществе. В детском коллективе у детей формируется коллектистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность откликается на нужды других людей. Здесь на помощь педагогу приходит тимбилдинг - в переводе с английского - построение команды, которое берёт своё начало со времён пионерский лагерей. Эту технологию уже давно используют военные и прочие экстренные службы - они необходимы для отработки слаженности действий при любых условиях. Детский тимбилдинг - это целенаправленно задания в игровой форме, которые признаны сплотить детский коллектив, научить ребёнка разговаривать и договариваться между собой. Материалы для игр самые обычные: картонные коробки, втулки от туалетной бумаги, попрыгунчики. Так же я использую такие игры как: "Магнит" Дети стоят в кругу и держатся за руки. Пока звучит музыка, они двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, взрослый называет чьё-нибудь имя. Тогда все дети бегут к выбранному ребёнку и встают вокруг него, этот ребёнок - магнит. Магнитом должен побывать каждому ребёнку. "Джинн" Дети становятся в круг с поднятым руками направленные к центру и изображая бутылку. Ребёнок, выбранный на роль Джинна находится в центре круга. После волшебных слов, дети расступаются и выпускают Джинна из бутылки. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания (улыбнуться, попрыгать, хлопнуть.) это позволяет ребёнку подчиниться коллективу.

Содержимое публикации

Татьяна Суздорф
Тимбилдинг в детском саду

Одной из актуальной проблемой современной педагогике является:

1. Проблема готовности ребёнка к различным видам деятельности ;

2. Творческое выполнение конкретных жизненных задач;

3. Готовность к труду и жизни в обществе.

В детском коллективе у детей формируется коллектистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность откликается на нужды других людей.

Здесь на помощь педагогу приходит тимбилдинг - в переводе с английского - построение команды , которое берёт своё начало со времён пионерский лагерей.

Эту технологию уже давно используют военные и прочие экстренные службы - они необходимы для отработки слаженности действий при любых условиях.

Детский тимбилдинг - это целенаправленно задания в игровой форме, которые признаны сплотить детский коллектив, научить ребёнка разговаривать и договариваться между собой.

Цель той игры пройти от цифры 1 до 16 (для подготов ительной группы ). Для детей младших групп можно использовать персонажей из сказок, например колобок или теремок .

Цель этой игры попасть шариком в центр.

Материалы для игр самые обычные: картонные коробки, втулки от туалетной бумаги, попрыгунчики.

Так же я использую такие игры как:

Дети стоят в кругу и держатся за руки. Пока звучит музыка, они двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, взрослый называет чьё-нибудь имя. Тогда все дети бегут к выбранному ребёнку и встают вокруг него, этот ребёнок - магнит. Магнитом должен побывать каждому ребёнку.

Дети становятся в круг с поднятым руками направленные к центру и изображая бутылку. Ребёнок, выбранный на роль Джинна находится в центре круга. После волшебных слов, дети расступаются и выпускают Джинна из бутылки. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания (улыбнуться, попрыгать, хлопнуть.) это позволяет ребёнку подчиниться коллективу.

Читайте также: