Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Цели:
1) познакомить учащихся с бессоюзными сложными предложениями со смысловыми отношениями причины, пояснения и дополнения;
2) вооружить учащихся знаниями о БСП с отношениями причины, пояснения и дополнения и навыками их пунктуационного оформления, постановки двоеточия;
3) прививать интерес к изучению русского языка через самостоятельную деятельность учащихся.
Вид: ИНМ

Уровень время Задание контроль
Знание
5 Вспомните и допишите:
1)БСП-такое_____________, которое состоит из _________________________, связанных друг с другом по ___________, при помощи _______________ и без _____________________.
2)По смысловым отношениям БСП близки к __________________________.
3) БСП , которые выражают отношения одновременности и последовательности, могут заменяться близкими по смыслу __________________ с союзом _____.
4)Между предложениями, входящими в состав бессоюзных сложных предложений, ставится _____________, если в них перечисляются какие-то факты. Для подчеркивания смысловой самостоятельности простых предложений ставится ________________.
5)БСП, в которых простые предложения вступают в отношения противопоставления (сопоставления), могут заменяться близкими по смыслу _______________предложениями с союзами ______________. Самоконтроль
(устно)
Понимание 10 А) Выход на тему урока: на доске записаны предложения:
1)Печален я: со мною друга нет. (Печален я, так как со мною друга нет.)
2)Степь пестреет цветами: желтеют одуванчики, синеют колокольчики. (Степь пестреет цветами, а именно желтеют одуванчики, синеют колокольчики.)
3)Я поднял глаза: на небе сияло солнце. (Я поднял глаза и увидел, что на небе сияло солнце.)
Вопросы:
Сравните и объясните взаимосвязь между этими предложениями.
Обратите внимание на структуру данных предложений.
Расскажите своими словами о взаимосвязи предложений.

Б) Работа с теоретическим материалом на стр.203 (БСП причины), стр.207-208 (БСП пояснения и дополнения).

В) Составьте кластер: БСП причины, пояснения и дополнения. (в группе)
(выступление у доски)

Взаимопроверка
Применение 7 Пунктуационная задача.
- Сравните предложения с одинаковым лексическим составом.
- Объясните, как пунктуация влияет на их смысл.

Надо заканчивать работу: уже совсем поздно.
Уже совсем поздно – надо заканчивать работу.
(1 предложение: 2 часть указывает на причину того, о чём сообщается в 1 части (потому что);
2 предложение: 2 часть указывает на следствие (так как – поэтому)

Тестовые задания по теме

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Изучение синтаксиса сложного предложения - одна из нелегких тем, изучаемых на уроках русского языка. В работе представлены тесты по теме "Бессоюзные сложные предложения" - два варианта. Тестовые задания помогут обобщить и закрепить знания учащихся. Данный материал может быть также использован учениками и при подготовке к ВОУД и ЕНТ.

1 вариант 1. Определите бессоюзное сложное предложение А) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом. В)То солнце светит, то идёт дождь. С) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились. D) Там счастье не диво, где трудятся красиво. Е) Ей казалось, что всё вокруг переменилось. 2. Определите бессоюзное сложное предложение А) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились. В) Май холодный ­ год хлебородный. С) Там счастье не диво, где трудятся красиво. D) То солнце светит, то идёт дождь Е) Ей казалось, что всё вокруг переменилось. 3. Будет завтра хорошая погода () пойдем в лес. А) двоеточие В) тире С) запятая Д) точка с запятой Е) запятая и тире 4. Определите бессоюзное сложное предложение А) Где любовь и совет, там и горя нет. В) Наступила ночь, но было светло. С) Становится легче, когда песню поёшь. D) Поспешишь ­ людей насмешишь. Е) Не было никакой надежды, что небо прояснится. 5. Определите бессоюзное сложное предложение А) Где любовь и совет, там и горя нет. В) Наступила ночь, но было светло. С) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт. D) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом. Е) Труд человека кормит ­ лень портит. 6. Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности. А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. В) Облака рассеялись, на тёмно­синем небе ярко засверкали звёзды. С) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны. D) Время красит, безвременье старит. Е) Мир строит ­ война разрушает. 7. Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. В) Облака рассеялись, на тёмно­синем небе ярко засверкали звёзды. С) Время красит, безвременье старит. D) Мир строит ­ война разрушает. Е) Мелкий дождик сеет с утра ­ выйти невозможно. 8. Я убежден в одном () вдохновение приходит во время работы. А) двоеточие В) тире С) запятая Д) точка с запятой Е) тире и запятая 9. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. В) Время красит, безвременье старит. С) Мелкий дождик сеет с утра ­ выйти невозможно. D) Мир строит ­ война разрушает. Е) Стоял тёплый день, в лужах купались воробьи. 10 Толстые сосульки, небрежно свисавшие с крыш, оттаивали, радуясь теплу и солнцу ()капли, падая с них, ударялись о лед. А) двоеточие В) тире С) запятая Д) точка с запятой Е) запятая и тире 11. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия А) Был вечер, на небе блестели звёзды. В) Не спеши языком ­ торопись делом. С) Я доверяю любящим: они великодушны. D) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. Е) Поспешишь ­ людей насмешишь. 12. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире ( знаки не расставлены) А) Май холодный год хлебородный. В) Я доверяю любящим они великодушны С) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится. D) Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду. Е) Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. 13. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире ( знаки не расставлены) А) Я доверяю любящим они великодушны В) Поспешишь людей насмешишь. С) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится. D) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. Е) Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. 14. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием (знаки не расставлены) А) Май холодный год хлебородный. В) Ученье красота неученье слепота. С) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. D) Поспешишь людей насмешишь. Е) Поздняя осень грачи улетели лес обнажился поля опустели. 15. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием (знаки не расставлены) А) Тьма света не любит злой доброго не терпит. В) Ученье красота неученье слепота. С) За всё браться ничего не сделать. D) Я доверяю любящим они великодушны Е) Технику любишь мастером будешь. 16. Определите количество пропущенных знаков препинания По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха. А) Две запятые, тире В) Три запятые С) Одна запятая, двоеточие D) Одна запятая, тире Е) Две запятые, двоеточие 17. Определите количество пропущенных знаков препинания Ему дали место он сел вздохнул облегчённо и положив руки на острые колени добродушно улыбнулся. А) Двоеточие, три запятых В) Четыре запятые С) Двоеточие, две запятых D) Три запятые Е) Две запятых, тире 18. Определите количество пропущенных знаков препинания Дует ветер деревья качаются и точно идут с горы к морю встряхивая вершинами. А) Две запятые В) Нет запятых С) Одна запятая D) Тире, одна запятая Е) Три запятые 19. Определите количество пропущенных знаков препинания И точно дорога опасная направо висели над нашими головами груды снега готовые кажется при первом порыве ветра оборваться в ущелье. А) 4 В) 3 С) 5 D) 2 Е) 6 20. Определите количество пропущенных знаков препинания Море дремлет и дышит опаловым туманом синеватая вода блестит сталью крепкий запах морской соли густо льётся на берег. А) 1 В) 3 С) нет запятых D) 2 Е) 4 Ответы на тест вариант 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 а в в д е а в а с д 1 1 е 1 2 а 1 3 в 1 4 с 1 5 д 1 6 е 1 7 в 1 8 а 1 9 с 20 д 2 вариант 1. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Идти было трудно: солнце палило нещадно. 1) Вторая часть дополняет содержание первой. 2) Вторая часть поясняет первую. 3) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая часть противопоставляется первой. 2. Определите бессоюзное сложное предложение 1) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом. 2)То солнце светит, то идёт дождь. 3) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились. 4) Там счастье не диво, где трудятся красиво. 3. Определите бессоюзное сложное предложение 1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились. 2) Май холодный ­ год хлебородный. 3) Там счастье не диво, где трудятся красиво. 4) То солнце светит, то идёт дождь 4. Определите бессоюзное сложное предложение 1) Вот вы сели, и лошади разом тронулись. 2) Где любовь и совет, там и горя нет. 3) Вот вы сели, лошади разом тронулись. 4) Наступила ночь, но было светло. 5. Определите бессоюзное сложное предложение 1) Где любовь и совет, там и горя нет. 2) Наступила ночь, но было светло. 3) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт. 4) Труд человека кормит ­ лень портит. 6. Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности. 1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. 2) Облака рассеялись, на тёмно­синем небе ярко засверкали звёзды. 3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны. 4) Время красит, безвременье старит. 7.Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности 1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. 2) Облака рассеялись, на тёмно­синем небе ярко засверкали звёзды. 3) Время красит, безвременье старит. 4) Мир строит ­ война разрушает. 8. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями сопоставления 1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. 2) Облака рассеялись, на тёмно­синем небе ярко засверкали звёзды. 3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны. 4) Время красит, безвременье старит. 9. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия 1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. 2) Время красит, безвременье старит. 3) Мелкий дождик сеет с утра ­ выйти невозможно. 4) Мир строит ­ война разрушает. 10. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями времени 1) Был вечер, на небе блестели звёзды. 2) Не спеши языком ­ торопись делом. 3) Я доверяю любящим: они великодушны. 4) Стемнело ­ я зажёг лампу. 11. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия 1) Не спеши языком ­ торопись делом. 2) Я доверяю любящим: они великодушны. 3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. 4) Поспешишь ­ людей насмешишь. 12. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений. 1) Ты уходишь в ночную дорогу, не боясь, не дрожа, не смотря. (В. Ходасевич) 2) Услышит о каком­нибудь замечательном произведении — у него явится позыв познакомиться с ним. (И. Гончаров) 3) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. (М. Лермонтов) 4) И снова землю я люблю за то, что так торжественны лучи заката, что лёгкой кистью Антуан Ватто коснулся сердца моего когда­то. (Г. Иванов) 13. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений. 1) Тургенев нисколько не изменил жизни, и даже в переписке его за это время о войне очень мало. (Б. Зайцев) 2) Он не заслужил света, он заслужил покой. (М.А. Булгаков) 3) Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде своё положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем. (Н.В. Гоголь) 4) Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит. (Е. Евтушенко) 14. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения? Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным. 1) отношения перечисления 2) отношения условия 3) отношения причины 4) отношения пояснения 15. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения? Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети. 1) отношения перечисления 2) сопоставительные отношения 3) отношения причины 4) отношения пояснения 16. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения? Лето припасает — зима поедает. 1) отношения перечисления 2) отношения условия 3) сопоставительные отношения 4) отношения пояснения 17. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения? Он шел рядом: таков был долг адъютанта. 1) изъяснительные отношения 2) отношения условия 3) отношения причины 4) отношения перечисления 18. В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если: 1) перечисляются какие­то факты 2) вторая часть дополняет смысл первой 3) вторая часть раскрывает содержание первой 4) вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой. 19. Никогда я не видел такой осени () ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе. 1) двоеточие 2) тире 3) запятая 4) точка с запятой 20.Определите бессоюзное сложное предложение 1) Наступила ночь, но было светло. 2) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт. 3) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом. 4) Труд человека кормит ­ лень портит. Ответы на тест 2 вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 3 1 2 3 4 1 2 4 3 4 1 1 4 12 13 2, 3 2, 4 1 4 4 1 5 1 1 6 3 1 7 3 1 8 3 1 9 1 20 4

Расставьте знаки препинания
1) Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин и сучья сквозят на бирюзовом небе.
2) И Алексею Степановичу казалось что душа его такой же звук и было ужасно что не выдержит тело ее свободного полета.
3) Я свалился на кровать уткнулся в подушку и заскрежетал зубами упиваясь собственной скорбью и своим отчаянием.
4) Голодный и прозябший, возвращаюсь к сумеркам в усадьбу и на душе становится так тепло и радостно когда замелькают огоньки.
5) В поредевшем саду далековато видна дорога к великому шалашу усыпанная травой и самый шалаш около которого горожане обзавелись за лето целым хозяйством.
6) Она раскрыла дверь и ветер, как шалый, со стуком рванул к для себя раму с шелестом и шумом деревьев ворвался в комнату.
7) Не замолкает напев соловьиный что-то шепчут ручьи и листва.
8) Солнце глядит на людей и усмехается оно лучше всех знает сколько сделано людьми доброго на земле.
9) Тихо пахать не годится заместо хлеба травка уродится.

  • Антон Шендяйкин
  • Русский язык
  • 2019-06-18 15:19:51
  • 4
  • 1


1) Маленькая листва практически вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе.
2) И Алексею Степановичу казалось, что душа его таковой же звук, и было страшно, что не выдержит тело ее свободного полета.
3) Я упал на кровать, уткнулся в подушку и заскрежетал зубами, напиваясь собственной скорбью и своим уныньем.
4) Голодный и прозябший, возвращаюсь к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и радостно, когда замелькают огоньки.
5) В поредевшем саду далековато видна дорога к великому шалашу, испещренная травой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством.
6) Она раскрыла дверь - и ветер, как шалый, со стуком рванул к себе раму, с шелестом и гулом деревьев ворвался в комнату.
7) Не смолкает напев соловьиный, что-то шепчут ручьи и листва.
8) Солнце глядит на людей и усмехается: оно превосходнее всех знает, сколько сделано людьми благого на земле.
9) Тихо падать не годится: вместо хлеба травка уродится.

1) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
2)То солнце светит, то идёт дождь.
3) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
4) Там счастье не диво, где трудятся красиво.


2. Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности.

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
4) Время красит, безвременье старит.


3. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Время красит, безвременье старит.
3) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно.
4) Мир строит - война разрушает.


4. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Ты уходишь в ночную дорогу, не боясь, не дрожа, не смотря. (В. Ходасевич)
2) Услышит о каком-нибудь замечательном произведении — у него явится позыв познакомиться с ним. (И. Гончаров)
3) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. (М. Лермонтов)
4) И снова землю я люблю за то, что так торжественны лучи заката, что лёгкой кистью Антуан Ватто коснулся сердца моего когда-то. (Г. Иванов)


5. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным.

1) отношения перечисления 2) отношения условия 3) отношения причины 4) отношения пояснения


6. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?

1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
3) Ширь даль зелень.
4) Не хватит света факел сердца выну.


7. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.

Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!

1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
2) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
3) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
4) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.


8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Влага под землю весной просочится — выше поднимется в поле пшеница.
2) Вы улыбнетесь — мне отрада. Вы отвернетесь — мне тоска.
3) Алексей был доволен — танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.
4) Не хочешь отвечать — я скажу.


9. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире (знаки не расставлены).

1) Май холодный год хлебородный.
2) Я доверяю любящим они великодушны
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4) Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.


10. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием

1) Май холодный год хлебородный.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь людей насмешишь.


11. Определите количество пропущенных знаков препинания.

По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.

1) Две запятые, тире 2) Три запятые 3) Одна запятая, двоеточие 4) Две запятые, двоеточие

ЗАДАНИЯ

1. Из самостоятельных предложений образуйте сложные бессоюзные предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

1) Дни стояли ясные, холодные. Мы спали в палатке, не раздеваясь.

2) Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день. Путешествия всегда сулили неожиданности.

2. Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные.

1) Все крыльями машут, но не все летают.

2) Когда птицы приумолкли, то жди грома.

3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето.

3. Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
1) Из(за) ветра из(за) в..юги опустели все пути (не) придут к тебе подруги вместе вечер провести. (М. Исаковский)

2) Мать широко улыбнулась ей было приятно слышать восторже(н,нн)ые похвалы мальчика. (М. Горький)

3) К сукнам холстам и домашним материям страшно было притронут..ся они обращались в пыль. (Н. Гоголь) 4) За двумя зайцами погониш..ся ни одного не поймаешь.. (Пословица)

5) Крайняя к двери пожилая женщина в зелёной ш..рстяной кофточке и белом в г..рошинку платочке вязала и часто наш..птывала (на)против неё девушка в синей рябенькой кофточке и ч..рных шароварах считала на маленьких счётах и потом что(то) заносила в табличку за ней сидели два парня.

6) После дождя на минутку выглядывало со..нце обливая радос..ным сверканием облитую дождем молодую еще нежную зелень сиреней сплошь наполнявших мой палисадник громче становился задорный крик вороб..ев на рыхлых огородных грядках сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя (Куприн).

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ВАРИАНТ

1. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
2) Май холодный - год хлебородный.
3) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
4) То солнце светит, то идёт дождь

2.Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Время красит, безвременье старит.
4) Мир строит - война разрушает.

3. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия

1) Не спеши языком - торопись делом.
2) Я доверяю любящим: они великодушны.
3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь - людей насмешишь.

4. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Тургенев нисколько не изменил жизни, и даже в переписке его за это время о войне очень мало. (Б. Зайцев)
2) Он не заслужил света, он заслужил покой. (М.А. Булгаков)
3) Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде своё положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем. (Н.В. Гоголь)
4) Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит. (Е. Евтушенко)

5. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети.

1) отношения перечисления 2) сопоставительные отношения 3) отношения причины 4) отношения пояснения

6. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
4) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

7. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Идти было трудно: солнце палило нещадно.

1) Вторая часть дополняет содержание первой.
2) Вторая часть поясняет первую.
3) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть противопоставляется первой.

8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Тьма свету не любит: злой доброго не терпит.
2) Останавливаться было нельзя: ноги быстро засасывало.
3) Я знал: удар судьбы меня не обойдет.
4) Мечик несколько раз оглянулся: погони больше не было.

9. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире (знаки не расставлены).

1) Я доверяю любящим они великодушны
2) Поспешишь людей насмешишь.
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.

10. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием

1) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) За всё браться ничего не сделать.
4) Я доверяю любящим они великодушны

11. Определите количество пропущенных знаков препинания.

Ему дали место он сел вздохнул облегчённо и положив руки на острые колени добродушно улыбнулся.

1) Двоеточие, три запятых 2) Четыре запятые 3) Двоеточие, две запятых 4) Две запятых, тире

ЗАДАНИЯ

1. Из самостоятельных предложений образуйте сложные бессоюзные предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

1) Статьи и стихотворения были на одну тему. Их предметом был город.

2) Все время слышался шум воды. Это рядом с дорогой текла быстрая горная река.

2. Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные.

1) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться.

2) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь.

3) Если затянулись дожди, груздя (не) жди.

3. Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
1) Целый день на небе солнышко сияет целый день мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов)

2) Я знаю в вашем сер..це есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин)

3) Тогда произошло на даче событие похожее на чудо куст шиповника вышел в свет зацвёл в сентябре и цвёл до морозов. (М. Пришвин)

4) (Не) сули журавля в небе дай синицу в руки. (Пословица)

5) Леса хранители вод деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца от и(с,сс)ушительных ветров прохлада и сырость живут в их тени и (не) дают и(с,сс)якнуть т..кучей или стоячей влаге. (С. Аксаков)

6) Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от су(м,мм)ы впечатлений и представлений без последних (не) может быть (не,ни) понятий (не, ни) определений а стало быть и поводов к об..гащению языка (Чехов).

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

Читайте также: