В титульном листе рабочей программы рекомендуется отразить следующее выберите

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

Рабочая программа по ФГОС — достаточно объемный документ. Во многих школах завучи выдают образец начинающим учителям или вообще готовую программу, разработанную предшественниками. Иногда “проходит” и авторская программа к учебнику, изданная в комплекте используемого УМК.

Все это прекрасно облегчает жизнь учителя. Поначалу. Но вот вполне реальная ситуация — придирчивый завуч возвращает вашу программу с просьбой “доработать”. Так как же должна выглядеть идеальная рабочая программа и как быстро и правильно ее составить?

“Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.”

Методическое обединение школы может обсудить и принять наиболее оптимальный формат рабочей программы, например, включить резервные часы или учесть методические рекомендации для определенного региона.

Рабочая программа должна быть написана в официально-деловом стиле, можно сказать, по шаблону. Формулировки берем из “Примерных программ

Остановимся подробнее на каждом пункте:

Пояснительная записка

В нее мы включим нормативную, методическую и материально-техническую базу рабочей программы. Начать можно с перечисленных выше документов, так как они и будут основой для программы. Определите цели и задачи обучения (реализация рабочей программы). Главное — отметить, что “основное назначение предмета “Иностранный язык” состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности

осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка”. Вот пример пояснительной записки, но если нет своих идей, в ней вполне уместны выдержки из “Примерной программы”.

В этой части также содержатся используемые

  • формы, периодичность и порядок текущего контроля;
  • методические пособия;
  • УМК (учебно-методический комплект);
  • КИМы (контрольно-измерительные материалы);
  • дидактические материалы;
  • интернет-ресурсы.

Общая характеристика учебного предмета, курса

При наличии авторской программы к используемому УМК возьмите из нее необходимую информацию: состав УМК, содержание учебника, общие фразы для описания, например, деятельностный характер, страноведческое содержание, коммуникативная направленность. Пример можно найти в работах коллег.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В данном пункте отметьте количество часов, необходимое для прохождения программы, основываясь на плане вашего учебного заведения. Это 70 часов или 105 часов в год по 2 или 3 часа в неделю соответственно.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

В этой части тоже не нужно изобретать велосипед — вся нужная информация есть в книге для учителя или в авторской рабочей программе УМК вашего класса. Ключевые слова здесь “знать”, “уметь” и “использовать”. Итоговые навыки делятся по группам: говорение, аудирование, чтение, письмо, графика и орфография, фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи.

Содержание учебного предмета, курса

Как и в предыдущем пункте информацию мы просто копируем из книги для учителя, отмечая темы, затраченное количество часов и основные вопросы, рассматриваемые в каждом разделе.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Удобно составлять его в форме таблицы со столбцами:

  • номер
  • раздел
  • личностные результаты
  • метапредметные результаты (регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД)

По желанию включаем систему контроля ЗУН учеников.

Тематическое планирование — наиболее ответственная часть рабочей программы. Он станет основой для ежедневной работы с классом, поэтому важно учитывать не только рекомендации авторов курса, но и знание детей своего класса, их мотивированности и уровня развития общеучебных умений. В некоторых школах завучи проверяют соответствие плана и темы урока, поэтому начинающим учителям лучше следовать по запланированной траектории.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Вся необходимая информация часто располагается на задней обложке учебника. Добавляем также технику, которая есть в вашем классе: компьютер, магнитофон, проектор и т.д.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Результаты прописаны в “Примерных программах начального, основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык”.

Титульный лист рабочей программы должен содержать:

- наименование общеобразовательного учреждения;

- название курса, для изучения которого написана программа;

- уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета);

- указание параллели, класса, в котором изучается курс;

- фамилию, имя, отчество учителя — составителя рабочей программы;

- гриф утверждения программы;

- год составления программы.

Чтобы работа с рабочей программой не затягивалась, некоторые учителя пользуются электронными конструкторами . Более подробно об их применении мы расскажем в одной из последующих статей.

Используйте нашу статью как чек-лист при составлении своей рабочей программы, чтобы все получилось “на отлично”!

Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).

  • включает в себя: титульный лист; пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся;
  • учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; учебно-методические средства обучения. Рассмотрим структурные элементы подробнее.

1. Титульный лист

  • наименование ОУ;
  • грифы рассмотрения, согласования и утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ);
  • название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
  • Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • год составления программы и др. (образец титульного листа в Приложении №1)

2. Пояснительная записка

  • название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой (ых) разработана рабочая программа;
  • цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с государственным образовательным стандартом – и с учетом специфики данного ОУ);
  • изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу, их обоснование;
  • учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ (указываются:Ф. И. О. автора пособия, название, класс, издательство, год издания);
  • количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных работ, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;

Пояснительная записка должна быть лаконичной.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Элемент структуры рабочей программы "Требования к уровню подготовки учащихся"представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная (типовая) и (или) авторская), на базе которой(ых) разрабатывается рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

  • быть описаны через действия учащихся;
  • обозначать определенный уровень достижений;
  • быть достижимыми и подлежащими оценке;
  • быть понятными для учащихся.

Сформулировать требования к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения можно при помощи таксономии целей обучения, разработанной Б.С. Блумом. Ниже приведен перечень общих целей обучения, глаголов для формулировки конкретных учебных результатов и ключевых вопросов для заданий, составленный на основе таксономии Блума.

4. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и других видов работ. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год).

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.

5. Календарно-тематическое планирование

Запись информации оформляется в виде таблицы:

6. Учебно-методические средства обучения

  • "Литература (основная и дополнительная)";
  • "Дидактические материалы";
  • "Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса";
  • "Оборудование и приборы".

Данная структура рабочей программы носит рекомендательный характер. Законом РФ "Об образовании" не определены требования к рабочей программе. Она может быть составлена в соответствии с требованиями к примерной (типовой) учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего ОУ и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы, дополнить требования к уровню подготовки учащихся.

Разрабатывать рабочую программу необходимо поэтапно.

Рассмотрение и утверждение рабочей программы

Вначале программа рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей “рекомендовать рабочую программу к утверждению” отражается в протоколе заседания, а на титульном листе рабочей программы (сверху слева) ставится гриф согласования: РАССМОТРЕНО. Протокол заседания методического объединения учителей от ________ №__, подпись руководителя МО школы, расшифровка подписи.

Затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по УВР на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год учебника, предполагаемого для использования. На титульном листе рабочей программы (посредине) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Рабочая программа утверждается: УТВЕРЖДЕНО ежегодно до 1 сентября приказом директора образовательного учреждения, после чего программа становится нормативным документом данного ОУ.

Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией образовательного учреждения.

Рабочие программы по отдельным предметам в 1-4 классах

Рабочие программы разрабатываются на основе:

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от 6 октября 2009 г. № 373

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) титульный лист оформляется для всех предметов одного преподавателя в одном образце, заверенный рассмотрением, согласованием и утверждением;

2) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

3) общую характеристику учебного предмета, курса;

4) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

5) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

6) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

7) содержание учебного предмета, курса;

8) тематическое планирование;

9) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;

10) календарно-тематическое планирование по предмету.

Запись информации оформляется в виде таблицы:

Учебные программы по предметам православного компонента

(Авторские учебные программы)

  1. “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г.
  2. Примерной программы по предмету, изд.Москва 2012г., утвержденной Председателем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Для авторской программы характерны оригинальные концепции и построение содержания.

Авторские программы учебных предметов, могут рассматриваться как рабочие программы.

Поэтому к авторским программам не обязательно составление рабочих программ (по решению методического объединения), но обязательно составление календарно-тематического планирования на каждый учебный год.

Может включать в себя сведения об одном предмете или состоять из различных модулей, последний вариант программы будет иметь особенности построения.

  • “Титульный лист”, где указываются данные об учредителе, полное наименование школы, грифы: согласования с зам.директора по УВР, принятия на педсовете, утверждение приказом директора ОУ; название программы, возраст обучающихся, может указываться класс, авторы-разработчики, год издания.
  • “Пояснительная записка”, где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели, дается общая характеристика курса и основные результаты освоения предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
  • “Содержание курса”, где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
  • “Тематическое планирование”, в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
  • “Оснащение учебного процесса”, которые содержат характеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания предмета в современной школе.
  • Может содержать “Контрольно – измерительные материалы” по предмету.
  • Календарно-тематическое планирование (КТП) составляется по форме:

Согласование и утверждение КТП проводится ежегодно до 1 сентября соответственно зам.директора по УВР и директором школы.

Составление рабочей программы основано на нормативных документах.


Первый титульный лист

Выполняется по утвержденному образцу, не нумеруется.


Пояснительная записка:

Рабочая программа по учебному предмету ( курсу дополнительного образования/ элективному курсу/ по внеурочной деятельности, ______ направлению / для занятий кружка/ студии дополнительного образования ) ______(название предмета или курса)___________ , разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

(ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, и внеурочной деятельности) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373, в редак­ции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357);

(ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ – КЛАССЫ ПО ФГОС, и внеурочной деятельности ) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

(ДЛЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ, КЛАССЫ, ИДУЩИЕ ПО БУП) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);

(ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ) Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

(ДЛЯ СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ) Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях на 20_____ – 20_____ учебный год.

И направлена на обеспечение усвоения базового ( или иного ) уровня курса ____ (название предмета) __. Основными целями общего (начального, среднего) образования по _____(назв предмета) _______ являются: __________________________________________________________________________

(можно без изменений использовать текст из авторской программы)

Обучение проходит в рамках системы учебников (или завершенной линии учебников) автора ( группы авторов под редакцией )_____________________. Для обучения используются учебники ______________________________________, издательство _____________________,

( автор и название учебника .) ( название издательства, город ) год издания __________ .

( не старше 5 лет)

Так же (если есть) используется комплект тетрадей на печатной основе (атлас, контурные карты, прописи, УМК и т.д.) автора _____________, издательство_________________.

(Если учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно - привести сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины ее выбора, ее соответствие основной образовательной программе школы и особенности реализации в конкретном классе. Особенности организации учебного процесса по предмету; отведенное учебное время (общее количество часов по учебному плану, недельная нагрузка), предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового), УМК или используемые учебники (автор, издательство, год издания). В этом случае пояснительная записка является очень краткой. Опубликованное издание данной авторской программы должно быть в наличии у педагога и администрации) .

Если рабочая программа разработана на основе ПРИМЕРНОЙ, то пояснительная записка выполняется более подробно. То есть берется основа алгоритма для авторской, но все разделы даются в развернутом виде. А именно - в пояснительной записке дается информация:

(1) особенности представляемой программы; изменения, которые предлагает учитель внести с учетом особенностей контингента учащихся, целевого ориентира, особенностей общеобразовательного учреждения.

место данного учебного предмета в решении общих целей и задач на данной ступени общего образования;

роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы общеобразовательного учреждения;

способы развертывания учебного материала , методическая система (в общих чертах) достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описание средств их достижения; (можно отнести к (1)) особенности представляемой программы или указать особенности изложения материала – напр. у нас есть часы на самостоятельную работу…)

цели и задачи данного учебного предмета в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом);

(2) новизна данной учебной программы , ее отличие от примерной или действующей (авторской); (почти одно и тоже с (1) можно их объединить)

межпредметные связи : на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов является базой;

особенности организации учебного процесса по предмету ; отведенное учебное время (общее количество часов по учебному плану, недельная нагрузка), предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового), УМК или используемые учебники (автор, издательство, год издания).


Общая характеристика учебного предмета

Материалом для этой части также может служить текст используемой авторской программы.

Изучение ____(название предмета)____________ в _____ классе имеет своей целью ________________________ . Для достижения данной цели в ходе обучения решаются следующие задачи:

Структура изучаемого курса_________________. Построение изучения материала линейное (модульное, блочно-модульное, и тд.) . ____(название предмета)________ является базой для изучения ____(название курса или предмета)___. При изучении ______(название предмета)_____ прослеживаются межпредметные связи с _______________ (название курса или предметов, внеурочной деятельностью) ________ ______________.

Предусмотрено выполнение лабораторно – практических работ ( количество) , практических работ ( количество ), сдача нормативов по ______________, написание ____________________, выполнение исследовательского (творческого) проекта по _______________________________________________, и т.п..

Учебный процесс по изучению _______________ организуется в классно - урочной системе. Для текущего и рубежного контроля используются формы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Место учебного предмета в учебном плане ОО


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

(могут быть взяты из авторской программы (если, она разработана в полном соответствии с ФГОС).

При изучении _____(название предмета)____ в начальной (основной, средней ) школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

(все результаты даются по основным разделам изучаемого предмета)

Если произведенные изменения не затрагивают существенным образом структуру программы по учебному предмету или авторской программы, порядок подачи учебного материала и т.д., то в этом разделе можно только указать разделы, темы, дидактические элементы, дополнительно введенные в программу.

( Раздел )__________________________. ____часов.

( Тема ) ____________________________________________________( _____ часов)

Краткое содержание: перечисление основных изучаемых учебных единиц.

Тема и номер практической или лабароторно-практической работы.

Тема экскурсии (или другой значимой практической работы)

( Раздел )__________________________. ____часов.

( Тема ) ____________________________________________________( _____ часов)

Краткое содержание: перечисление основных изучаемых учебных единиц.

Тема и номер практической или лабароторно-практической работы.

Тема экскурсии (или другой значимой практической работы)

( Раздел )__________________________. ____часов.

( Тема ) ____________________________________________________( _____ часов)

Краткое содержание: перечисление основных изучаемых учебных единиц.

Тема и номер практической или лабароторно-практической работы.

Тема экскурсии (или другой значимой практической работы)

Требования к уровню подготовки обучающихся

( Планируемые результаты изучения учебного предмета).

Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу, в которой выделены планируемые результаты по годам обучения, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа с этим разделом). Так как есть раздел №5 « планируемые результаты освоения программы конкретного учебного предмета (личностные , метапредметные и предметные);

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Перечень материально-технического обеспечения (по необходимости)


Календарно-тематический план.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам) нецелесообразно .

КТП должен содержать информацию о разделах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки изучения тем указывается по календарю текущего года.

В каждом отчетном периоде (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о выполнении программы. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в КТП, обеспечивая выполнение программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов (приложение № 2 Положения).

Рабочая программа прошнуровывается, пронумеровывается и скрепляется печатью.

При подготовке рабочей программы вы должны руководствоваться требованиями стандарта к ее структуре.

· Структура рабочей программы по учебному предмету включает в себя следующие разделы:

1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общая характеристика учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

· Что необходимо учесть при составлении рабочей программы:

- концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры;

- образовательные потребности семьи, ребенка (ориентироваться на основную образовательную программу);

- особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации);

- уровень профессиональной компетентности педагога, его возможности;

- состояние материально-технического обеспечения образовательного учреждения, в т.ч. и учебно-методического.

· Структура типовой рабочей программы включает следующие элементы:

- требования к уровню подготовки учащихся;

- у чебно-тематический план;

- перечень методической литературы;

- дидактический материал (контрольно-измерительный материал по предмету, перечень тем проектов, исследований и т.п.);

- перечень наглядного оборудования; - перечень ресурсов медиатеки педагога (цифровые образовательные ресурсы, список сайтов и т.п.);

- перечень технических средств обучения, лабораторного оборудования.

· Оформление данного раздела должно иметь следующую структуру:

- список литературы (в алфавитном порядке):

- перечень учебно-методических средств обучения;

- образовательные электронные ресурсы;

· В пояснительной записке может содержаться следующая информация:

- на основе какой программы (примерной, авторской) разработана рабочая программа;

- цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;

- особенности обучения в конкретном классе; проблемы, существующие в организации

работы в данном классе;

- используемая образовательная система (в соответствии с Образовательной программой

учреждения);
- информация о внесенных изменениях в примерную (авторскую) программу и их обоснование (обычно, если количество внесенных изменений больше 20%, то требуется согласование с какой-либо компетентной в этом вопросе организацией);

- количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.

· Календарно-тематическое планирование является документом, отражающим особенности реализации основной общеобразовательной программы школы по предмету в конкретном классе.

В календарно-тематическом планировании должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение.

Читайте также: