Технология тестопластики в детском саду

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Ход мастер-класса

Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства.

Тесто имеет ряд преимуществ:

• Материал экологически безвредный, не аллергенный.

• Удивительно пластичный материал.

• Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

• Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

При работе с тестом могут возникнуть трудности:

  1. Нужно научиться замешивать тесто. Ошибка, когда берем много муки, лучше завести меньше и хорошо вымесить. Рецепт теста: 1 стакан воды, 1 стакан мелкой соли, мука.
  2. Необходимо учитывать тематическое планирование при разработке программы кружка.

При работе с тестом фантазии нет предела. Процесс работы – радость познания. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического Работа с тестом позволяет решить разнообразные задачи, и направлена на:

  1. развитие сферы образов-представлений;
  2. формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического);
  3. развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
  4. формирование пространственно-временных представлений;
  5. развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  6. развитие зрительно-моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;
  7. активизация формирования связей между полушариями мозга;
  8. развитие творческих способностей.

оме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:

  1. развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
  2. профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
  3. развитие социальных эмоций;
  4. создание условий для развития самосознания и самооценки;
  5. формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  6. предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет для ребёнка широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом.

Во время совместной деятельности с ребенком использование приемов тестопластики дает возможность закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки.

Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности.

Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

Работа с тестом — это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Тестопластика — это возможность использовать подручный материал:

  • Спагетти (колючки ежика)
  • Раскрашенные макароны и вермишель (украшение торта)
  • Крупы (выкладывали шубку мишке из гречки)
  • Перец горошком (носик, глазки)
  • Чесночнодавилка (прически)
  • Стеки (прорисовывать)
  • Пуговицы (сделать рельефную поверхность)

Вот так, играя, на основе общей увлеченности, тестопластика помогает детям развиваться, а педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи.

Каждое занятие кружка я начинаю с разминки:

Для начала мы замесим солёное тесто из 2 ст. муки, 1 ст. мелкой соли и неполного стакана воды. Добавим желтую гуашь.

  1. Затем мы раскатаем тесто в пласт толщиной около 0,5 см и формочкой выдавим овал. В качестве формочки мы возьмем пластиковый стаканчик и слегка его придавим с боков, чтобы получился овал.


  1. Овал отделим от остального теста и слегка смоченным в воде пальцем разгладим его края. Это тело цыплёнка.
  2. Для крылышек мы слепим небольшие овалы, тонко раскатаем их, слегка смочим водой и приклеим к цыплёнку. Зубочисткой нарисуем на крылышках полоски-пёрышки.
  3. Для глазок скатаем маленькие шарики, для клювика – квадрат.
  4. Для ножек мы слепим небольшие овалы, раскатаем их при помощи гуаши.
  5. В заготовке мы сделаем дырочки – вверху одну, для подвешивания яйца и две внизу, для крепления ножек. В ножках мы тоже проделаем дырочки для крепления к цыплёнку.


  1. Затем высушили всё в духовке при небольшой температуре.
  2. Когда тесто остыло, мы раскрасим детали.
  3. Вставим в отверстия ленточки.

Ну, вот, наш пасхальный цыплёнок из солёного теста готов. Можно использовать его для украшения комнаты или в качестве подарка.


Тестопластика выступает как средство познания действительности, имеет большое значение для умственного развития детей, способствует поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. Таким образом, возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?










Простые и сложные поделки для детей

Занимаясь регулярно ручной лепкой, можно освоить приёмы и техники и создать настоящий шедевр. Однако, деткам младшей дошкольной группы нужно лишь научиться лепить простейшие фигурки, чтобы с лёгкостью перейти к более сложным изделиям

При лепке концентрируется внимание, можно выбрать и слепить делать ту фигурку, которая понравилась. Пошаговая инструкция по лепке из солёного теста для детей сможет эффективно обучить ребёнка любой технике

Что слепить малышу 2−3 лет

Это новый материал для крохи, поэтому сначала дайте ему в руки небольшое количество теста. Ребёнку будет интересно все: тактильные ощущения, запах, а может, даже и вкус. Но необходимо объяснить и доступно показать, что масса несъедобная и предназначена для другого не менее интересного дела.

Необходимые инструменты для лепки:

  • Скалка;
  • Небольшие формочки для выпечки;
  • Различные бусины, пуговицы, печати с интересными узорами.

Элементарные фигуры могут состоять из шариков, колбасок, пластов. Спросите у крохи, что именно ему по душе, и развивайте фантазию, помогая воплощать все задумки в жизнь. Самой простой фигуркой может стать снеговик, скатайте один шар или предложите ребёнку скатать его самостоятельно, затем сделать ещё два шарика, но поменьше. Научите делать эллипс, квадрат, треугольник.

Скалкой раскатайте небольшой пласт из теста и вдавливайте в него предметы. Будь то пуговица или бусины — все это отлично разовьёт мелкую моторику ребёнка. Из пласта можно также вырезать фигурки, используя формы для печенья. Лепка — это удивительная страна неизведанного, но безумно интересного.

Идеи для ребёнка в возрасте 4−6 лет

Фантазия у ребёнка уже развита неплохо в четырёхлетнем возрасте, и он может самостоятельно воспроизводить несложные идеи. Предложите нарисовать на бумаге картинку и помогите пошагово нанести на неё фрагменты из тестопластика. Получается очень оригинальное украшение для интерьера или прекрасная идея для подарка.

Процесс сушки поделок из солёного теста

Для того чтобы изделие не теряло свой первоначальный вид и не покрывалось трещинками со временем, его тщательно сушат. При этом фигурка может стать прекрасным дополнением к интерьеру на продолжительный период.

Чтобы просушить статуэтку в естественных условиях, понадобится терпение. А чтобы процесс шёл быстрее, фигурку помещают в духовку. При этом высыхание на открытых солнечных лучах противопоказано, поскольку могут появиться неожиданные изъяны в виде пузырей и сколов.

Температура нагрева духового шкафа может варьироваться от 75 до 150 градусов, в первом случае фигурку необходимо держать 1 час до полного просыхания материала, во втором — достаточно 40 минут, чтобы тесто стало прочным.

Также время сушки напрямую зависит от размеров статуэтки или панн: чем они больше, тем дольше следует держать их под воздействием температуры. Выкладывать все получившиеся произведения лучше всего на противень, предварительно укрытый пищевой фольгой для запекания. Так тесто не будет приставать ко дну и равномерно прогреется со всех сторон, не пригорая в процессе сушки.

Иногда поделку ставят на батарею, чтобы она скорее прогрелась. Однако масса будет держать свою форму лишь в том случае, если будет получать прогрев со всех сторон. Если фигурку установить на батарею, горячий воздух будет воздействовать только на одну из сторон, то приведёт к быстрой деформации.

Микроволновая печь также совсем не подходит для искусства создания картин из солёной массы. Может не только не хватить места для расположения всех элементов, но и все произведение может безвозвратно изменить свою форму.

Если на фигурке имеются дополнительные декоративные элементы в виде стеклянных бусин, страз и бисера, то максимально возможный температурный режим сушки — не более 120 градусов. Когда изделие проходит сушку, нужно не забывать переворачивать его, чтобы каждая сторона хорошо высохла.

- Сегодня нам предстоит сделать подкову
Подкова - это очень древний символ плодородия и благоденствия, она обладает мощнейшими защитными функциями.
Разные народности по-разному толковали функции подковы. Одни считали, что ее главное предназначение - защитная функция и вешали ее дугой вверх, а концами вниз (по подобию радуги и чтобы она стояла над домом и осеняла его своим покровом). Другие люди нашли сходство между повернутой концами вверх подковой и полной чашей и использовали ее именно в таком положении, чтобы в доме всегда всего было в достатке и изобилии.
Подкову нужно вешать над входной дверью или прямо на дверь внутри жилища. А вот каким образом ее вешать, хозяева должны решать сами. Если в доме много ссор и скандалов - нужно повесить концами вниз. Если в доме все благополучно, и вы ходите сохранить и приумножить свое благополучие, то нужн повесить подкову концами вверх.
Показ процесса работы педагогом.



Этапы изготовления изделия.
- Для занятия вам потребуется: солёное тесто, кисточка, стека, скалка, доска.
Катаем колобок.
Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек) сворачиваем в дугу и сплющиваем пальцами. Получилась подкова.
Обратной стороной карандаша на концах подковы делаем отверстие для шнурка.Теперь начинаем украшать подкову.
Подкову кладем на фольгу, пластиковую тарелочку.
Кода подкова высохнет, ее можно разукрасить.
Как обращаться с подковой.
Подкову - оберег нужно вешать особым способом:
1) подкову всегда вешают только на один гвоздь;
2) в этом процессе желательно, чтобы участвовали и хозяин и хозяйка дома вместе;
3) перед тем как повесить подкову хозяин и хозяйка вместе должны взяться за дужки подковы и произнести такие слова:
Подкову на дверь прибиваем,
Ото всякой беды ограждаем,
Все плохое за порогом оставляем

Актуальность проекта. Одним из наиболее любимых детьми пластичных материалов является соленое тесто. Поэтому проблему развития мелкой моторики руки ребенка и речевого развития перед переходом во взрослую, школьную жизнь поможет решить тестопластика – искусство, близкое ему и доступное.

Занятие тестопластикой помогает решить следующие задачи:

  1. Познакомить детей с историей возникновения тестопластики, её возможностями.
  2. Научить владеть различными материалами и инструментами.
  3. Начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике работы с гуашью.
  1. Научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием.
  2. Развивать координацию движения рук.
  1. Развивать мелкую моторику рук, речь, наблюдательность и эстетический вкус, образное и логическое мышление
  2. Расширять кругозор и словарный запас.
  1. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
  2. Воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
  1. Создать благоприятную атмосферу для общения детей, увлечённых общим делом.
  2. Учить дошкольников организовывать досуг.

Цель проекта: развитие творческих способностей, речи детей, через использование технологии тестопластика.

Задачи проекта:

  1. Приобщить детей к народному искусству, познакомить детей с историей тестопластики, с замешиванием теста.
  2. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  3. Развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение, память, внимание, мышление, мелкую моторику, координацию и тактильные ощущения рук.

Участники проекта: дети, воспитатель.

Тип проекта: долгосрочный. Срок реализации проекта: Октябрь- апрель

Предполагаемый результат: развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей детей, овладение умениями и навыками работы с соленым тестом - лепка с натуры, по представлению, лепка скульптуры из 2-3 предметов, выразительность образа, пропорции, способы лепки (сплющивание и защипывание, соединение краёв теста, оттягивание и вдавливание, сглаживание и прижимание, примазывание и раскатывание).

Реализация проекта:

1. Предварительный этап (сентябрь).

Дети знакомятся с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, необходимыми для работы, простейшими приемами работы с тестом.

Творческие мастерские, начинаются с беседы об истории тестопластики с замешиванием теста вместе с дошкольниками.

Дети действуют с тестом: мнут, нюхают, катают колобки и т.д. Далее предлагается делать отпечатки на поверхности теста, с помощью стеки, пуговиц, пробок и другого. А как интересно его окрашивать и просто смешивать различные цвета.

Далее дошкольники работают с объемные формы - колобок, колбаска, лепешка.

2. Основной этап (октябрь-март).

Задачи основного этапа: познакомить детей с техникой тестопластика (приемами лепки), учить создавать различные предметные и простые сюжетные композиции, развивать творческие способности.

3. Заключительный этап (апрель).

Форма презентации проекта: выставка детских работ и коллективных сюжетных композиций.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 5 )

Галина Викторовна 12.04.2014 в 04:51 +1

Здравствуйте, Ирина Ивановна! Вы представили интереснейший проект на конференции по развитию творческих способностей дошкольников, спасибо. Краткие, содержательные цель и задачи проекта, ничего лишнего - это +. В приложении 1 нет перспективного плана по реализации проекта с октября по апрель.Хотелось бы познакомиться с разработками конспектов НОД "Художественное творчество": "Елочка - иголочка", "Бабочки - цветочки" и др., с мероприятием, которое проводилось для родителей, чтобы их привлечь к реализации проекта.Думаю, эти разработки многие коллеги - педагоги взяли бы себе в копилку материалов по работе с дошкольниками с соленым тестом.В пояснительной записке и приложении 2 - разные цели. Немного доработать, и получится замечательный проект. Ставлю вам 5, успехов.

Елена Валерьевна 13.04.2014 в 21:52 +1

Уважаемая Ирина Николаевна! Очень интересную тему вы выбрали для своего проекта. Лепка фигурок из соленого теста - одно из любимых детских занятий. Думаю, что работа над проектом приносила массу положительных эмоций и воспитателям, и детям, и родителям. К оформлению проекта есть замечания. В педагогическом проекте необходим рабочий план реализации проекта, в который включены и практические, и теоретические занятия. На заключительном этапе вы планировали провести выставку поделок из соленого теста. В презентации нет подтверждающих фотографий с выставки, а они очень важны, так как позволяют оценить эффективность проекта. В приложении к проекту неплохо было бы поместить сценарии проводимых занятий. Удачи Вам в конкурсе!

14.04.2014 в 16:44 +1

Уважаемая Ирина Николаевна! Спасибо за участие в конкурсе! Интересная, творческая тема. Действительно, у ребят одно из самых любимых занятий - лепка из теста. Вами продумана система по созданию поделок из этого материала. Отличные работы у ваших ребят получились. Жаль, что мы не увидели выставки. На мой взгляд, можно в проект включить совместную работу по созданию поделок из соленого теста вместе с родителями. Удачи в конкурсе!

Елена Ивановна

Елена Ивановна 16.04.2014 в 17:46 +1

Уважаемая Ирина Николаевна! Спасибо за участие в конкурсе! Поддерживаю мнение экспертов по проекту. Мне понравилась яркая презентация! Фотоматериала в ней маловато: можно было сделать, например, картину для оформления группы или приёмной, провести конкурс совместных работ детей и родителей. Вы разработали много задач. К образовательным задачам, на мой взгляд, можно добавить "совершенствовать приемы лепки из теста или обучать приемам.. "; расширять кругозор.. Задача по развитию координации движений рук больше подходит для физкультурного занятия (технические отдельно не выделять). С октября по апрель можно было сделать больше поделок. Успехов Вам в работе! Елена Ивановна Ликаренко

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 09:20 +1

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Статья: Тестопластика в работе с дошкольниками

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Я работаю с разными возрастами детей, в том числе с детьми с аллергопаталогией, тяжелыми нарушениями в речи. У многих детей наблюдалось недоразвитие коммуникативности, речи, низкий уровень внимания, памяти и наглядно образного мышления, ограниченность познавательной деятельности, общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, особенно мелкой моторики рук, частые заболевания. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Читайте также: